Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.
Цель урока: систематизация и углубление материала об употреблении и обособлении деепричастий.
Задачи:
1. Обобщить и углубить материал об употреблении и обособлении деепричастий.
2. Формировать умения анализировать и проводить обобщение.
3. Воспитывать культуру речи.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Синтаксическая разминка (запись на доске, работа по вариантам, 2 ученика – у доски).
Сделать синтаксический разбор предложений, вставить пропущенные буквы.
1. Ухватившись за канат, юнга со страхом смотрел на взлохмаченное пеной море.
2. Юнга ухватился за канат и со страхом посмотрел на взлохмаченное пеной море.
· Что общего в чем различия данных предложений? (1-е предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
· Определите роль глаголов и деепричастий в данных предложениях.(Для описания действий юнги автор использует не только глаголы, но и деепричастия.)
· Какие части речи обозначают главное и добавочное действие? (Глаголы – главное действие, деепричастие – добавочное действие, что создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода).
· Исходя из приведенных примеров, попробуйте сформулировать тему урока. (Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.)
3. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами,
указывают на причину, цель, условие, время действия очень лаконично и тонко, поэтому им отдается предпочтение, особенно в художественной речи. Но, к сожалении, при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов допускается много ошибок. Одна из них – главное и добавочное действия совершают разные действующие лица.
Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами
1. Закончив институт, ее пригласили на работу несколько театров. (Когда она закончила институт, ее пригласили на работу несколько театров.)
2. Слушая музыку, возникают необыкновенные ощущения. (Когда слушаю музыку, у меня возникают необыкновенные ощущения.)
Давайте посмотрим, возможна ли замена придаточных предложений деепричастными оборотами:
1. Когда я вошел, он читал газету.
2. Когда я проходил мимо, раздался крик.
( замена невозможна, действия совершают разные лица).
Одно из заданий ЕГЭ – выбрать правильное продолжение предложения с деепри частым оборотом. Выберите правильное продолжение предложения:
1. Вернувшись домой,
· я не застал брата.
· брата уже не было.
2. Допивая чай,
· пробило 8 часов.
· я услышал, как пробило 8 часов.
· часы пробили 8 часов.
Итак, мы поработали над ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Давайте попробуем составить приемы-помощники при употреблении предложений с деепричастными оборатами.
Отец, не оборачиваясь, кивнул головой.
1. Замените деепричастный оборот глаголом.
Отец кивнул, не оборачивался.
2. Установите действующее лицо.
Кто кивнул? (отец) Кто не оборачивался? (Он же).
3. Обособление деепричастных оборотов.
Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами изучали еще в 7 и 8 классах. Давайте посмотрим примеры и попробуем сформулировать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.
(Работа с таблицей)
4. Закрепление материала. Что соединяет союз и?
1. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. (Л.Толстой)
2. Под окном, в толпе народа, стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу и не спуская глаз с своей богини. (М.Лермонтов)
5. Проверка ЗУН. Итак, мы вспомнили правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал (выполнение теста).
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание: упр.372.
8. Литература : Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В. Ф.Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.