Обозначение мягкости согласных ь.
Оценка 4.9

Обозначение мягкости согласных ь.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
2 кл
14.02.2018
Обозначение мягкости согласных ь.
Эта разработка занятия предназначена учителям - логопедам, работающим в школе. Материал можно использовать на коррекционных занятиях для учащихся 2 классов. Задания которые помогут научить слышать мягкие согласные и отработать на письме правописание этих слов. В занятии используется очень много картинного материала и игровых моментов.Разработка нескольких занятий по теме: "Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Мягкий знак.docx
ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Обозначение мягкости согласного буквой «Ь» в конце слова. Цель:    Закрепление навыка правописания «Ь» в конце слова.               Развитие фонематического слуха.               Развитие звуко – буквенного анализа.               Развитие слогового анализа и синтеза.               Образование множественного числа имён существительных.               Развитие связной речи. Оборудование:  Доска, мел, буквы. Ход занятия: Оргмомент. I. II. Основная часть. 1. Работа со словами. Послушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются  эти слова при написании?     УГОЛ – УГОЛЬ                     ЕЛ – ЕЛЬ                     МЕЛ – МЕЛЬ     БРАТ – БРАТЬ                      ТОП – ТОПЬ                ХОР – ХОРЬ      2. Работа со стихотворением Е. Измайлова Мягкий знак – хитрый  знак. Не сказать его никак. Он не произносится ,  но в слово часто просится. Почему у дома угол  превратился сразу в уголь – без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно,  чтоб на мель не село судно: мягкий знак перечеркнуть –  и свободен водный путь. Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела. Какие превращения слов произошли при использовании буквы «Ь»? Записать эти пары слов  в тетрадях. 3. Работа со  словами.  На доске записаны слова: Плакат – плакать Мыл – мыль Цел – цель Сравнить по звучанию и написанию. Устно составить предложения. 4. Сигнальщик (хлопни в ладоши, если в слове есть мягкий знак) Дом, карусель, степь, дым, столб, дверь, гусь, постель, пар, кол, грязь, площадь, трость, час, винт, мазь, автомобиль, журнал. 5. Графический диктант. Весь, пень, плакать, цель, лезь, день, кисель, мазь, осень, учитель, семь, сирень,  сеть, корь.      Сь, нь, ть, ль, зь, нь, ль, зь, нь, ль, мь, нь, ть, рь. 6. Работа со словами. На доске записаны слова вставь  «Ь» туда,  где он нужен. Записать  слова в тетрадь. Карас_, воз_, лев_, пыл_,  пар_, окун_,  кон_, стол_, слон_,  выс_, звер_, огон_, ден_, лебед_, снегир_, дятел_,    7. Работа с предложением.   На доске записаны предложения с пропущенными словами, вставьте подходящие по  смыслу слова в предложения. Записать их. Юра  …  сливу.  В лесу  стоит  … .   (ель, ел) У  Юли  …  .   Тётя,  …  рыбу!         (жарь, жар) Плот  сел  на   …  .  В классе   …  .   (мел,  мель) ІІІ. Итог занятия. Рефлексия. Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой  занятия? Если плохо, слабо­ сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично – то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).                                                        ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: Обозначение мягкости согласного буквой «Ь» в конце слова. Цель:    Закрепление навыка правописания «Ь» в конце слова.               Развитие фонематического слуха.               Развитие звуко – буквенного анализа.               Развитие слогового анализа и синтеза.               Образование множественного числа имён существительных.               Развитие связной речи. Оборудование:  Доска, мел, буквы, предметные картинки птиц, мяч. Ход занятия: I. Оргмомент. Сядет тот  из вас, кто назовёт месяц в названии которого  «Ь»  стоит в конце слова:  ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, АПРЕЛЬ, ИЮНЬ, ИЮЛЬ, СЕНТЯБРЬ,  ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ, II. Основная часть.     1.  Поднять мягкий согласный.  Р', Л',  С',  П', Н', В'.     Послушать слова. Назвать в слове согласный, который звучит мягко.            Сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь, рысь, сыпь, зверь,       конь, кровь, шаль, руль, лень, бровь, шмель, рубль, дверь.          Объясните, почему этот согласный звучит мягко. 2. Запишите названия месяцев в четыре столбика по временам года.  декабрь               март                 июнь                 сентябрь     январь                 апрель             июль                  октябрь     февраль               май                  август                 ноябрь 3. Из картинок записать названия птиц, где есть «Ь»  Снегирь, голубь, глухарь, тетерев, журавль, лебедь.      ФИЗМИНУТКА  Игра в мяч  «Один – много» Воробей – воробьи Лебедь – лебеди Синица – синицы Кукушка – кукушки Ворона – вороны Скворец – скворцы Сорока – сороки  Аист – аисты Голубь – голуби Журавль – журавли Тетерев – тетерева Дятел – дятлы Ласточка – ласточки Глухарь ­ глухари  4. Составь слова из слогов и запиши в тетрадь.           ЛИ        ЖУ           РАВ           ХА        ГЛУ          РИ             ЛАС     КИ           ТОЧ           КИ        КУ           КУШ           ПАВ     НЫ          ЛИ    В названии каких птиц в единственном числе пишется «Ь»? 5. Отгадай загадки. Звуко – буквенный  разбор. Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой. Ярко – красный галстук мой   (СНЕГИРЬ)     Вдоль по речке,  по водице,  Плывёт цариц вереница. Шея длинна, нос красен? Какая птица?                          (ЛЕБЕДЬ) Какая  птица может работать почтальоном?   (ГОЛУБЬ) Какую птицу пригласила лиса в гости и угощала её кашей в одноимённой сказке: лиса и ...? (ЖУРАВЛЬ) 6. Работа с предложением. Допишите предложения с подходящими по смыслу словами с «Ь». Пришла   …  .    Часто идёт  …  .   С  полей убрали   …  и    ... 7. Фонетический разбор слов  МОЛЬ, КОНЬ,  ОГОНЬ,  ЛОСЬ. ІІІ. Итог занятия. Рефлексия. Ребята, покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо­ то  прикрепите своё имя на красный цвет, если хорошо – то  на жёлтый, если отлично – то на зелёный цвет. (Дети определяют шкалу успеха).                                               ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Обозначение мягкости согласного буквой «Ь» в середине слова. Цель:  Научить детей слышать и выделять  мягкий согласный в середине слов. Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, мягкие согласные. Ход занятия: I. Оргмомент. Игра со словами. Сядет тот, кто спрячет в слове мягкий знак в  середину. Пень –пеньки,              уголь ­                           зверь – День –                           огонь ­                           окунь ­ Лезь –                            встань ­                         надень ­ Кинь ­                           вынь ­                             верь ­      II. Основная часть. ­ Что повлияло на смягчение согласного в середине слова? ­ Как произносится согласный в середине слова, если после него стоит мягкий знак? 1.  Поднять согласный, который звучит мягко. Рь, нь, ль. Горько, мыльный, больно, деньки,  больше, пальто, зверьки, полька, пеньки, долька,  окуньки, пыльно, калька.         2. Графический диктант по картинкам. Записать графически названия          картинок.       Календарь, гусь, коньки, письмо, корабль, портфель, тетрадь, лошадь,        купальник, пальто, гвоздь, кровать, тюльпан.       3. Работа со словосочетаниями. Спишите, заменяя выделенные слова         противоположенными по значению.  Подчеркните мягкий знак.       Сладкая  ягода,  слабый голос,  большой дом, ближний лес, здоровый         ребёнок       4. Найди ошибку. Вы – учителя, я – ученица , исправьте ошибки. Санки, албом, палма, персик, пальто, мосьты, релсы, крылцо, писмо,            филм,   денки.            5. Записать по памяти,  после повторения хором. Подчеркнуть мягкие          согласные.        У пенька опять пять опят.             6. Графический диктант.          У  Юры  корь.                                                                  ­ ­ рь          На теле сыпь.                                                                   ­  ­ пь.          Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство.      ль  ­  ть ­  ть  рь  ­.          Юра   лёг  в постель.                                                       ­  ­  ­ ль.          Теперь  весь день мать возле больного сына.             рь  сь  нь ть  ­ ль ­.          Маленькие фигуристы научились скользить и прыгать на коньках.                                                                                                  нь  ­ сь  льть  ­ ть  ­ нь. III. Итог занятия. Рефлексия. Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой  занятия? Если плохо, слабо­ сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично – то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).                                                                                           ЗАНЯТИЕ № 4 Тема: Обозначение мягкости согласного буквой «Ь» в середине слова. Цель:  Научить детей слышать и выделять  мягкий согласный в середине слов. Оборудование: Полотно с картинками. Ход занятия: I. Оргмомент.  Сядет тот, кто  закончит фразу. Под   лежачий  камень  вода  не течёт. Что  посеешь,  то  и   пожнёшь. Мало  хотеть,  надо  уметь        Повторенье – мать  ученья        Семь  раз  отмерь,  один – отрежь. Маленькое  дело  лучше  большого безделья.         Двум  смертям  не бывать,  одной  не  миновать.        Не  спеши   языком, торопись  делом. II. Основная часть. 1. Спиши, заменяя  слово в скобках словом, обозначающим признак. (Школа)  звонок,   (учитель)  стол,  (уголь)  бассейн,  (даль)   путь.  2. Полотно с картинками.  Записать названия картинок в два столбика.                     В первый    ……Ь                                            Во второй …..Ь…….                  9 слов                                                             7 слов Жёлудь, морковь, тетрадь,                         Почтальон, коньки, деньги,         пень, лошадь, голубь, гвоздь,                     тюльпан, письмо, купальник,                            портфель, кисть.                                           апельсины. ІІІ. Итог занятия. Рефлексия. Ребята, покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо­ то  прикрепите своё имя на красный цвет, если хорошо – то  на жёлтый, если отлично – то на зелёный цвет. (Дети определяют шкалу успеха).

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.

Обозначение мягкости согласных ь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018