Урок. Образ Ивана Александровича Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят.
Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
- Как вы понимаете эпиграф?
- О ком говорится в нем?
- На что указывает обычно эпиграф произведения, сочинения. (На основную тему)
- Значит, какая тема сегодняшнего урока? О чём будем говорить?
3.Работа над III действием комедии.
- Почему монолог Осипа дан перед встречей городничего с Хлестаковым? (Из монолога Осипа, крепостного слуги, мы узнаем об ошибке Бобчинского и Добчинского. В гостинице живет не ревизор, а «елистратишка простой», чиновник последнего, четырнадцатого класса, т.е. занимает самую низкую ступеньку на лестнице чинов)
- Что дает этот монолог для понимания характера Хлестакова? (Из этого монолога мы узнаем, что барин Осипа едет в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по проспекту, в картишки играет», живет явно не по средствам, любит «показать себя», покутить)
- Расскажите, как впервые встретились городничий и Хлестаков.
- Почему городничий, «очень неглупый по-своему человек», как говорит о нем Гоголь, не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?
Ремарки |
Речи про себя, в сторону |
Говорит вслух |
«Робея» |
«Все рассказали проклятые купцы» |
«Извините, я право не виноват» |
«Вытянувшись и дрожа всем телом» |
«О, тонкая штука!..» |
«Помилуйте, не погубите!» |
«Дрожа» |
«нужно быть посмелее…» |
«Благое дело изволили предпринять…» |
«С лицом, принимающим ироническое выражение» |
«Прошу посмотреть, какие пули отливает…» |
«Осмелюсь ли я просить вас… но нет, я не достоин…» |
- Посмотрите на таблицу, чем можно объяснить расхождение между тем, что говорит и что думает городничий?(Внутреннее состояние городничего очень выразительно передают авторские ремарки, а также высказывания вслух и в сторону про себя. Из таблицы видно, что то, что думает (реплики в сторону), и то, что говорит городничий не совпадает. Городничий думает, что «ревизор» видит тонкую игру, но даже в гневе не проговаривается о своей должности, о цели приезда. Городничий и «не знает», с какой стороны подступиться к «ревизору», но подступиться надо, и Хлестакову предлагает деньги. «Ревизор» деньги взял. Антон Антонович облегченно вздохнул.)
- А что таится за словами Хлестакова? Почему в речи Хлестакова совсем нет реплик в сторону? (Заикаясь от страха, Хлестаков начинает обороняться жалобами на трактирщика. Каждую реплику городничего перепуганный Хлестаков воспринимает совсем в ином смысле. Так, предложение переехать на другую квартиру Хлестаков понимает как намек на арест, тюрьму за неуплату. У него в противоположность городничему, совсем нет реплик в сторону. Этого Хлестакову и не требовалось: у него, что на уме, то и на языке - без царя в голове)
- Комична ли эта сцена? В чем заключается комизм? (Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный городничий воспринимает совсем по-другому. После каскада отчаянных выкриков Хлестакова, который признается, что ему нечем заплатить, оттого и сидит он тут, городничий же все это расценивает как тонкую дипломатию и даже намек на взятку. В этом и состоит комическое впечатление: истина скрыта от городничего, страх затмил разум, и городничий возвел «фитюльку» на пьедестал важной особы.)
4.Реализация домашнего задания.
1. Прошлое Хлестакова.
2. Характер.
3. Жизненные идеалы.
Примерный ответ:
О жизни и занятиях Хлестакова в Петербурге мы знаем лишь в общих чертах: служил чиновником, ничего не выслужил, прокути, что было, и теперь отец требует его домой, в Саратовскую губернию.
Хлестаков не способен остановиться мыслью на своем горемычном положении, надеется на случай. К провинции полон презрения. А потому важничает. Трусоват. Быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному; защищаясь, горячится, храбрится. Получив деньги, чувствует себя в безопасности, успокаивается и даже доверительно рассказывает о себе с простодушием.
Любит порисоваться. Главная же его черта – «несколько приглуповат», «без царя в голове», «пустейший».
- Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? В чем комизм этой сцены? (Комизм этой сцены заключается в том, что чем дальше Хлестаков от истины, тем вдохновеннее и убедительнее для чиновников звучат его слова. Вместе с возвышением его положения в обществе, стремительным взлетом его чина растет панический страх чиновников и восторг перед ним.
Упоенный своим величием, Хлестаков хочет быть еще выше и потому встает, произнося слова: «Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…» Но «поскальзывается и чуть-чуть не шлепнулся на пол…». Гоголь говорит «не упал», а «шлепнулся», чтобы подчеркнуть, как смешон Хлестаков. Однако чиновники не видят комизма позы Хлестакова. От страха они не могут вымолвить ни слова)
- Какое место в композиции занимает «сцена вранья»? (Это высшая точка в развитии действия комедии, т.е. кульминация. Ибо цель городничего достигнута: гость раскрылся – он важная государственная персона.)
5. Образ Хлестакова
Домашнее задание. Записать в тетради: Что такое хлестаковщина? Прочитать 4 действие комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.