Образ учителя в парадигме времени
Оценка 4.9

Образ учителя в парадигме времени

Оценка 4.9
Исследовательские работы
pptx
обществознание +1
9 кл—11 кл +1
15.09.2021
Образ учителя в парадигме времени
Одной из самых сложных и самых интересных является профессия учителя. Учитель всегда на виду и от него зависит будущее тех, кого он учит. Новизна – раскрыть образ учителя в парадигме времени через литературу. Предмет исследования - русская литература 18-21 веков, объект исследования – образ педагога. Цель: проследить динамику образа педагога в русской литературе и современности. Практическая значимость: результаты исследования и теоретические выводы могут быть использованы на уроках литературы, а также полезна для учащихся, сдающих ЕГЭ по литературе и сочинение в формате ИСИ.
Образ учителя.pptx

Выполнила: Луковцева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Выполнила: Луковцева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Выполнила: Луковцева Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ ПСОШ №1 с УИОП
им.И.М. Яковлева

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПАРАДИГМЕ ВРЕМЕНИ

Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил…
Н. А. Некрасов

Актуальность. В мире существуют тысячи интересных и разных профессий

Актуальность. В мире существуют тысячи интересных и разных профессий

Актуальность. В мире существуют тысячи интересных и разных профессий. Кто-то управляет страной, кто-то делает бумагу, кто-то рисует картины. Но одной из самых сложных и самых интересных является профессия учителя. Учитель всегда на виду и от него зависит будущее тех, кого он учит.
Новизна – раскрыть образ учителя в парадигме времени через литературу.
Предмет исследования - русская литература 18-21 веков, объект исследования – образ педагога.
Методы исследования:
метод анализа художественного текста, описательный метод;
метод сравнения, основанный на выявлении сходства и различия;
Цель: проследить динамику образа педагога в русской литературе и современности.
Гипотеза: образ учителя в сознании людей меняется под влиянием политического режима и общественного мнения.
Практическая значимость: результаты исследования и теоретические выводы могут быть использованы на уроках литературы, а также полезна для учащихся, сдающих ЕГЭ по литературе и сочинение в формате ИСИ.

Образ учителя в русской литературе

Образ учителя в русской литературе

Образ учителя в русской литературе XVIII-XIX векОВ

Произведения

«Капитанская дочка»

«Недоросль»

«Детство»

Образ учителя

Бопре– невежественный учитель, бездельник и алкоголик, со множеством пороков.

Цыфиркин – честный и добрый человек, но плохой учитель, т.к. сам малограмотен. За 2 года учебы Митрофан ничему не научился. Кутейкин – дьячок, бросил учебу в семинарии, испугавшись «заумных» наук, плохой, малообразованный, невежественный учитель.
Вральман - плохой, хитрый и ленивый человек, ничему не учит Митрофана.

Карл Иваныч – добрый, требовательный педагог: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехи час».

Образ учителя в литературе XX века

Образ учителя в литературе XX века

Образ учителя в литературе XX века

Произв-я

«Уроки французского»

«Обелиск»

“Песчаная учительница”

“Вам и не снилось”

Образ учителя

Лидии Михайловны - настоящий учитель, который учит доброте и неравнодушию к окружающим, внимательная и заботливая, присматривает за своими учениками и старается помочь им в учебе и трудных жизненных ситуациях.

Алесь Иванович Мороз – обычный сельский учитель начальных классов, главная его задача сделать ребят Людьми, которого можно добиться своим личным примером: работает вместе с учениками, учит детей любить животных и заботиться о них, приучает к ответственности.

Наталья Митрофановна - умная, красивая женщина, решила пожертвовать собой, ради спасения народа, ради их возрождения, она борется с бессмысленностью жизни и понимает, что крестьяне пойдут за кем угодно, кто выведет их из этой борьбы
с бескрайними песками.

Татьяна Николаевна, учительница литературы, использует демократический стиль общения, относится к ученикам как к равным, способным переживать сильные чувства. Ученики доверяют ей, советуются, ходят на прогулки, навещают ее, когда она была больна. Она старается воспитать в своих учениках чувство доброты, порядочности, учила быть ответственными и пунктуальными людьми.

Образ учителя в литературе нач

Образ учителя в литературе нач

Образ учителя в литературе нач. XXI века

Произв-я

«Работа над ошибками» Ю. Поляков

А. Иванов «Географ глобус пропил»

Образ учителя

Андрей Петрушов – журналист, временно устраивается в школу преподавателем русского языка и литературы, которому выпадает возможность увидеть многое свежим взглядом к чему давно привыкли учителя: девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем – всё это составляющее современной школы., но лишь учителя по-прежнему завалены бумажной работой: «В школе мне приходится писать гораздо больше, чем в газете, где я проработал шесть лет».

Виктор Сергеевич Служкин - неисправимый романтик, оптимист и шутник, возвратившись в родные места влачит неброское существование с женой и дочкой в маленькой квартире, устраивается работать в школу учителем географии. И достаются ему девятые классы – «А», «Б» и «В» - один сложнее другого.
В его кабинете географии для урока имеется «всего четыре наглядных пособия: глобус, кусок полевого шпата, физическая карта острова Мадагаскар и портрет Лаперуза». Учитель обязан учить, но нет учеников, обязанных учиться, да и как учить с одним лишь глобусом и одной физической картой?

В повести затронут широкий круг проблем из жизни современной школы: «закулисные» махинации, интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты и инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом.

Образ учителя в современной действительности

Образ учителя в современной действительности

Образ учителя в современной действительности

Для представления образа современного учителя, мы провели анкетирование среди учащихся, родителей и учителей МБОУ «Покровской средней общеобразовательной школы №1» с 1-11 класс, в которой приняло участие 252 респондента, из них 135 (53,5%) учащихся, 78 родитель (31%), 38 (15,5%) педагогов. По итогам анкетирования получили следующие результаты:

Образ учителя в современной действительности

Образ учителя в современной действительности

Образ учителя в современной действительности

Какие произведения об Учителе Вы читали?

Назовите качества, которые привлекли Вас в образах этих учителей

Перечислите качества, которые необходимы современному учителю

«Уроки французского», «Вверх по лестнице, ведущей вниз», «Детство», «Недоросль», «Капитанская дочка», «Первый учитель», «Республика ШКИД», «Дьикти саас», «Мисс Бовари», «Лолита», «Крутой учитель Онидзуко», «Гарри Поттер» и др.

Внимательность, человечность, чувство стиля, доброта, терпение и любовь к детям, методика преподавания, принципиальность, харизма, умение объяснять темы легко и просто, честность, порядочность, умение сопереживать, педагогическая закалка и др.

Компетентность, умение доступно излагать материал, доброта, ответственность, пунктуальность, креативность, самоирония и чувство юмора, справедливость, профессионализм, терпение, чувство стиля, любовь к детям, требовательность, быть на одной волне с детьми и др.

Современный учитель -профессионал своего дела, компетентный, пунктуальный, коммуникабельный, имеющий адекватное чувство юмора, он умеет увлечь за собой детей, чуткий, в меру требовательный и строгий. При этом к его возрасту, полу и стилю одежды особых требований не предъявляется.

Кон. 20- нач. 21 века Современность

Кон. 20- нач. 21 века Современность

18 век

19 век

20 век

Кон. 20- нач. 21 века

Современность

Общественное мнение

Не ценится, набирают кого попало под влиянием западной культуры, ради возвышения себя в обществе

Стараются найти компетентных гувернеров, отправляют детей получать образование в лицеи и пансионаты.

Предъявляются высокие моральные качества. От учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача.

Выдвигается образ учителя – «маленький человек». Учитель пытается научить детей нравственности, добру, которое никому не нужно.

В ПСОШ №1 образ учителя представляется профессионалом своего дела, компетентный, умеющий увлечь своим предметом; это человек с чувством юмора и в меру строгий, наставник-друг.

Государственная политика

Реформа Петра 1

Реформа Екатерины 2, Александра 2

Советская политика в области образования – все граждане должны получить бесплатное образование. Учитель – это святыня, пример для подражания.

Постсоветская разруха, население страны месяцами не получает зарплату, нет уверенности в завтрашнем дне, образование не обязательно, чтобы стать богатым.

Политика В.В. Путина, современные школы, профессия учителя востребована и уважаема.

заключение

Таким образом, по итогам результатов своего исследования пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами «образ учителя в сознании людей меняется под влиянием политического режима и общественного мнения» является верной.

Скачать файл