Выполнила: Луковцева Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ ПСОШ №1 с УИОП
им.И.М. Яковлева
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПАРАДИГМЕ ВРЕМЕНИ
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил…
Н. А. Некрасов
Актуальность. В мире существуют тысячи интересных и разных профессий. Кто-то управляет страной, кто-то делает бумагу, кто-то рисует картины. Но одной из самых сложных и самых интересных является профессия учителя. Учитель всегда на виду и от него зависит будущее тех, кого он учит.
Новизна – раскрыть образ учителя в парадигме времени через литературу.
Предмет исследования - русская литература 18-21 веков, объект исследования – образ педагога.
Методы исследования:
метод анализа художественного текста, описательный метод;
метод сравнения, основанный на выявлении сходства и различия;
Цель: проследить динамику образа педагога в русской литературе и современности.
Гипотеза: образ учителя в сознании людей меняется под влиянием политического режима и общественного мнения.
Практическая значимость: результаты исследования и теоретические выводы могут быть использованы на уроках литературы, а также полезна для учащихся, сдающих ЕГЭ по литературе и сочинение в формате ИСИ.
Образ учителя в русской литературе XVIII-XIX векОВ
Произведения | «Капитанская дочка» | «Недоросль» | «Детство» |
Образ учителя | Бопре– невежественный учитель, бездельник и алкоголик, со множеством пороков. | Цыфиркин – честный и добрый человек, но плохой учитель, т.к. сам малограмотен. За 2 года учебы Митрофан ничему не научился. Кутейкин – дьячок, бросил учебу в семинарии, испугавшись «заумных» наук, плохой, малообразованный, невежественный учитель. | Карл Иваныч – добрый, требовательный педагог: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехи час». |
Образ учителя в литературе XX века
Произв-я | «Уроки французского» | «Обелиск» | “Песчаная учительница” | “Вам и не снилось” |
Образ учителя | Лидии Михайловны - настоящий учитель, который учит доброте и неравнодушию к окружающим, внимательная и заботливая, присматривает за своими учениками и старается помочь им в учебе и трудных жизненных ситуациях. | Алесь Иванович Мороз – обычный сельский учитель начальных классов, главная его задача сделать ребят Людьми, которого можно добиться своим личным примером: работает вместе с учениками, учит детей любить животных и заботиться о них, приучает к ответственности. | Наталья Митрофановна - умная, красивая женщина, решила пожертвовать собой, ради спасения народа, ради их возрождения, она борется с бессмысленностью жизни и понимает, что крестьяне пойдут за кем угодно, кто выведет их из этой борьбы | Татьяна Николаевна, учительница литературы, использует демократический стиль общения, относится к ученикам как к равным, способным переживать сильные чувства. Ученики доверяют ей, советуются, ходят на прогулки, навещают ее, когда она была больна. Она старается воспитать в своих учениках чувство доброты, порядочности, учила быть ответственными и пунктуальными людьми. |
Образ учителя в литературе нач. XXI века
Произв-я | «Работа над ошибками» Ю. Поляков | А. Иванов «Географ глобус пропил» |
Образ учителя | Андрей Петрушов – журналист, временно устраивается в школу преподавателем русского языка и литературы, которому выпадает возможность увидеть многое свежим взглядом к чему давно привыкли учителя: девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем – всё это составляющее современной школы., но лишь учителя по-прежнему завалены бумажной работой: «В школе мне приходится писать гораздо больше, чем в газете, где я проработал шесть лет». | Виктор Сергеевич Служкин - неисправимый романтик, оптимист и шутник, возвратившись в родные места влачит неброское существование с женой и дочкой в маленькой квартире, устраивается работать в школу учителем географии. И достаются ему девятые классы – «А», «Б» и «В» - один сложнее другого. |
В повести затронут широкий круг проблем из жизни современной школы: «закулисные» махинации, интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты и инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом. |
Образ учителя в современной действительности
Для представления образа современного учителя, мы провели анкетирование среди учащихся, родителей и учителей МБОУ «Покровской средней общеобразовательной школы №1» с 1-11 класс, в которой приняло участие 252 респондента, из них 135 (53,5%) учащихся, 78 родитель (31%), 38 (15,5%) педагогов. По итогам анкетирования получили следующие результаты:
Образ учителя в современной действительности
Какие произведения об Учителе Вы читали? | Назовите качества, которые привлекли Вас в образах этих учителей | Перечислите качества, которые необходимы современному учителю |
«Уроки французского», «Вверх по лестнице, ведущей вниз», «Детство», «Недоросль», «Капитанская дочка», «Первый учитель», «Республика ШКИД», «Дьикти саас», «Мисс Бовари», «Лолита», «Крутой учитель Онидзуко», «Гарри Поттер» и др. | Внимательность, человечность, чувство стиля, доброта, терпение и любовь к детям, методика преподавания, принципиальность, харизма, умение объяснять темы легко и просто, честность, порядочность, умение сопереживать, педагогическая закалка и др. | Компетентность, умение доступно излагать материал, доброта, ответственность, пунктуальность, креативность, самоирония и чувство юмора, справедливость, профессионализм, терпение, чувство стиля, любовь к детям, требовательность, быть на одной волне с детьми и др. |
Современный учитель -профессионал своего дела, компетентный, пунктуальный, коммуникабельный, имеющий адекватное чувство юмора, он умеет увлечь за собой детей, чуткий, в меру требовательный и строгий. При этом к его возрасту, полу и стилю одежды особых требований не предъявляется.
18 век | 19 век | 20 век | Кон. 20- нач. 21 века | Современность | |
Общественное мнение | Не ценится, набирают кого попало под влиянием западной культуры, ради возвышения себя в обществе | Стараются найти компетентных гувернеров, отправляют детей получать образование в лицеи и пансионаты. | Предъявляются высокие моральные качества. От учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. | Выдвигается образ учителя – «маленький человек». Учитель пытается научить детей нравственности, добру, которое никому не нужно. | В ПСОШ №1 образ учителя представляется профессионалом своего дела, компетентный, умеющий увлечь своим предметом; это человек с чувством юмора и в меру строгий, наставник-друг. |
Государственная политика | Реформа Петра 1 | Реформа Екатерины 2, Александра 2 | Советская политика в области образования – все граждане должны получить бесплатное образование. Учитель – это святыня, пример для подражания. | Постсоветская разруха, население страны месяцами не получает зарплату, нет уверенности в завтрашнем дне, образование не обязательно, чтобы стать богатым. | Политика В.В. Путина, современные школы, профессия учителя востребована и уважаема. |
заключение
Таким образом, по итогам результатов своего исследования пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами «образ учителя в сознании людей меняется под влиянием политического режима и общественного мнения» является верной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.