В материале на основе анализа рассказов В. М. Шукшина рассматривается образ народа. Авторы отмечают, что герои Шукшина типичны для деревенской жизни, что проявляется на уровне поступков, особенностей поведения, речи. Однако они переданы в особые психологические состояния поиска новых ценностей, жизненных смыслов, ориентиров
айтматов 2018.docx
Волосков И.В., доктор философии, учитель обществознания ГБОУ
школа №887
Суковатый В.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа
№654
Синельщикова Н.В., учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа
№654
Образ народа в рассказах В.М. Шукшина
Восприятие народа как особого братства, имеющего свои нравственные
законы, характерно для советской литературы. Многие советские писатели
вышли из глубины народа, потому хорошо знают народную жизнь и народные
характеры.
Судьба Шукшина как писателя типична для советских людей. Это жизнь
в колхозе, семилетнее образование, автомобильный техникум, работа
слесарем на нескольких предприятиях, служба в военноморском флоте.
Только в 25 лет Шукшин приезжает в Москву поступать во ВГИК. Чтобы
собрать деньги на дорогу, его мать продает корову. Однако такая типичная
для советского человека судьба позволяет накопить жизненный опыт,
сформировать авторскую позицию. В простонародном происхождении
состоит общность судеб М.А. Шолохова, В.М. Шукшина, М. А Зощенко.
Поэтика рассказов Шукшина объединяет на уровне традиции их с рассказами
М.А. Зощенко. Общность проявляется как на уровне героев, простых
советских людей, так и на уровне организации рассказов вокруг определенных
событий. Событийная основа делает рассказы динамичными. В событиях по
разному проявляются характеры героев, пробуждается их совесть. Различие
между Зощенко и Шукшиным состоит в разных рассмотрениях мировоззрения
и поведения типичных людей. Зощенко в большей степени сатирик, он
рассматривает своих героев с позиции несовершенства, пытаясь найти пути их
нравственного развития. По сатирической направленности творчества он в
большей степени приближается к традиции Н.В. Гоголя. Шукшин рассматривает своих героев объективно, в единстве положительных и
отрицательных качеств характера. Для него характерна вера в советского
человека, раскрытие его лучших сторон.
На творчество Шукшина определенным образом повлияли и традиции
С.А. Есенина. Есенин был для Шукшина значимой фигурой в духовной
истории России. Об этом свидетельствуют его многочисленные высказывания
в публицистических статьях. У Шукшина и Есенина одна общая болевая тема
русская деревня, ее настоящее и будущее. Распад и постепенное
исчезновение крестьянского сословия, еще более усиливающийся во второй
половине XX века в связи с запустением русской деревни нашел яркое
отражение в творчестве Шукшина. Потому многим героям Шукшина близка
поэзия С. Есенина. Они цитируют есенинские строчки, распевают его песни.
Так, в рассказе «Верую» деревенский священник поет песню о «клене
заледенелом». Переклички между Есениным и Шукшиным можно найти и на
уровне описания, олицетворения природы. Как и у Есенина, герои Шукшина
неразрывно слиты с русской природой. В «Калине красной» Егор Прокудин в
тяжелый час ищет утешения, обнимая в слезах белоствольную березку, как
живое существо, способное переживать.
Базовым символом, объединяющим рассказы Шукшина, является сама
жизнь. В рассказе «Верую» устами священника писатель во многом излагает
мировоззренческую модель своего творчества: «Теперь я скажу, что бог есть.
Имя ему Жизнь. В этого бога я верую. Это суровый, могучий бог. Он
предлагает добро и зло вместе это, собственно, и есть рай. Чего мы решили,
что добро должно победить зло? Зачем?.... Верь в жизнь». [2, c.212213].1 В
своих героях Шукшина интересует не только, как в жизненных ситуациях
проявится их характер, а совесть, жизненная активность. Пробуждение
совести часто рождает православные ассоциации. Тимофей, главный герой
рассказа «Билетик на второй сеанс» путает своего тестя с Николаем
1 Шукшин В.М. Крепкий мужик. М.: Прозаик, 2009.с. 212213 Угодником. Данная ошибка приводит к покаянию и к осмыслению пустоты,
бессмысленности собственной жизни, желании начать ее сначала: «Да потому
я жалуюсь, что жизнь то не вышла! – Тимофей готов был заплакать злыми
слезами. Ты вот смеешься, а мало тут смешного, батюшка, одна грустьтоска
зеленая. Ведь вон на землето.. хорошо как! Разве ж я не вижу, не понимаю,
все понимаю, потому и жалкото. Тьфу! да растереть, вот и вся моя жизнь…
Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко песнято была хорошая» [2,
c.293].
Пробуждение совести у героев Шукшина часто приводит к
разоблачениям несправедливости и обмана. Так происходит в рассказе
«Хмырь» и «Генерал Малафейкин». Герои рассказа разоблачают обман
Хмыря, который, будучи женатым, пытается ухаживать за молодой
незамужней девушкой. В рассказе «Генерал Малафейкин» Мишка Толстых,
плотник СМУ7, разоблачает маляра Малофейкина, который в поезде
попутчику по купе выдает себя за очень уважаемого и влиятельного человека.
После приезда в Москву главный герой до самого дома маляра преследует его
с вопросом «Зачем врал ночью мужику».
Пробуждение совести приводит к нравственному возрождению героев, к
совершению поступков. Семка Рысь, главный герой рассказа «Мастер» в
стремлении добиться справедливости и отремонтировать сельскую церковь в
родной деревне стал добиваться решения у митрополита, в облисполкоме. В
процессе этих хлопот человек духовно перерождается: « И только на станции
понял, что не пил дней пять уже. Пошел к ларьку… Обидно было и досадно.
Как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку.. Все
на нее показывали пальцем и кричали несуразное. А он, Семка, вступился за
нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью» [2,c.138].
Главный герой рассказа не смог добиться выделения денег на ремонт церкви,
однако удовольствие и моральное удовлетворение он получает. Несмотря на то, что Шукшин является ярким представителем
советской литературы православная тематика совести и церкви проходит
через многие рассказы. В рассказе «Крепкий мужик» бригадир Шурыгин
намеревается снести церковь. Несмотря на то, что его пытаются отговорить
жена, жители деревни, он до конца совершает задуманная, церковь
уничтожена. Однако, несмотря на пропаганду атеизма, этот поступок
вызывает осуждение односельчан. Шукшин не случайно приводит диалог
главного героя рассказа со своей женой:
« Ладно, лежи хворай. Глаз теперь не кажи на люди..
Хоть бы молиться ходили! А то стояла никто не замечал…
Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идешь, а ее уж видишь. И
как ни пристанешь, а увидишь ее – вроде бы дома. Она сил прибавляла..
Сил прибавляла.. Ходят они теперь пешкомто! Атомный век,
понимаешь, они хватились церкву жалеть. Клуба вон нету в деревне ни один
черт не охнет, а тут загоревали. Переживут!
Тыто переживи теперь! Со стыда теперь усохнешь…»[2,c.60].
Воспроизведенный диалог отражает общественное мнение односельчан и
свидетельствует, что тема совести, церкви не чужда советских людей, а
продолжает оставаться значимой, важной. Потому в состояниях духовного
пробуждения совести часто проявляются «отсветы»
возрождения,
религиозной символики в виде ассоциаций со святыми, церковью.
Литература
1. Волосков И.В. Православная символика в истории русской
словесности.М., ИнфраМ., 2018.120с.
2. Шукшин В.М. Крепкий мужик. М.: Прозаик, 2009
Образ народа в рассказах Шукшина
Образ народа в рассказах Шукшина
Образ народа в рассказах Шукшина
Образ народа в рассказах Шукшина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.