Образ окна в xудожественной литературе
Оценка 5

Образ окна в xудожественной литературе

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
10 кл
31.03.2017
Образ окна в xудожественной  литературе
Исследовательская работа по литературе в старшиx классаx. Знакомство с видами окон, с притчами и xудожественными произведениями как отечественныx, так и зарубежныx писателей и поэтов. Знакомство с историей возникновения окон, окна в мифологии, виды окон, окна сатиры Роста. В заключение даны рекомендации и источники используемого материала.
Образ окна в художественной литературе..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 им. А.А. Абрамова

Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

 

 

Тема: Образ окна в   художественной литературе.

        

           Исследовательская работа.

 

 

 

 

 

 

                                           Автор проекта: Эсаулова Мария,

                                                                          ученица 10 В класса

                                                                   МБОУ СОШ № 11

                                                                   Руководитель проекта:

                                                                   Савченко О.Ю.,

                                                                   учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………стр.2

Актуальность………………………………………………………стр.3

Цель исследования…………………………………………………стр.3

Основные задачи…………………………………………………  стр.3

Значимость проекта………………………………….…............стр.3

Теоретическая часть:

Окно в мифологии …………………………………………………стр.4

История возникновения окна……………………………………стр.4

Виды окон……………………………………………………………стр.6

Практическая (экспериментальная) часть

Анализ мотивов образа окна в художественных произведениях………………………………………………………стр.6

Анализ анкетирования…………………………………………...12

Результаты исследования…………………………………………….13

Выводы…………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………….........13

Список приложений ……………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

Введение

      Сколько удовольствия можно получить от простого сидения на подоконнике. Оттуда так удобно рассматривать улицу или двор и незаметно делать множество открытий.

      Что такое окно? У этого понятия множество определений.

      Окно - это отверстие в стене здания или в корпусе какого-либо транспортного средства, предназначенное для того, чтобы пропускать внутрь свет и воздух. 

      Окном называют просвет, отверстие в чём-либо.   

      Окном называют ничем не занятое время, перерыв в работе, промежуток в расписании 

лекций, уроков.

      В информатике окном называют графическую оболочку компьютерной программы в виде прямоугольника на экране, в верхней части которого располагаются различного рода функциональные кнопки (Save, Print и т. п.), а нижняя часть представляет собой рабочее пространство, где вы можете печатать текст, рисовать, просматривать страницы Интернета и т.д.

Как часто образ окна встречается в литературе! Предложенная мне тема для изучения  показалась очень интересной, поэтому я с огромным удовольствием взяла её для исследования. Мне пришлось найти ответы на многие вопросы, но один из них стал общим для всех произведений, а именно: с какой целью авторы разных литературных жанров используют окно в своих произведениях?

 

Актуальность исследования: исследование «оконных» приемов, образов и мотивов позволит нам глубже понять идейный замысел произведений, оценить их художественные достоинства.

      

 Цель исследования: выявить символический смысл использования образа окна в литературе.

 В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю создания окон.                                                                           

2.  Изучить и выявить  символику окна  и определить особенности  мотива окна  в произведениях русских классиков.              

3.Проанализировать роль окна в жизни людей.                      

4.Сформулировать выводы о проделанной работе.                         

5.Разместить работу на школьном сайте для ознакомления с её результатами.

 

Предмет исследования: образы, мотивы, сюжет, композиция произведений, связанных с окнами или основанных на принципе «окна».               

 

Проблемный вопрос: Какова роль образа окна в произведениях литературы?

Гипотеза: Образ окна в произведениях выполняет различную роль, помогает лучше понимать содержание произведений и их идеи, характер героев.                                                                                                           Предмет изучения: художественные тексты русских и зарубежных писателей.                                                                                                   Практическая значимость работы: материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1.1.Окно в мифологии.                                                        

     Каждый человек, наверняка, хоть раз в жизни задумывался, как, кем и когда был сделан первый оконный проём? Самое раннее упоминание об окне датируется II тысячелетием до нашей эры. Связано оно с древнесемитским мифом о подарке, преподнесенном верховным богом одному из непокорных второстепенных богов: Бог Зевул, бог грома, огня и плодородия, (кстати сказать, прообраз Вельзевула - дьявола в библейской традиции) был силён, отважен и ловок. В некоторых умениях он конкурировал с Верховным Богом. За неумеренную гордыню Верховный Бог обязал его жить на Земле среди людей, для чего возвёл для него золотой замок с серебряными орнаментами. Кроме того, Верховный Бог сделал в стене замка окно.
     Это был первый в истории цивилизации оконный проём, который получил названия: «око божье» (окно), «глаз ветра» (window). Человечество высоко оценило первое открытие окна, но средство защиты от агрессии внешней среды было найдено не сразу.
                                                                             

1.2. История возникновения окна                                                                                                                                           

     Историю окон интересно рассматривать сквозь призму различных эпох, культур и религий. Если верить научным данным, то первые в истории окна (приблизительно такие окна, какими мы привыкли их видеть сегодня) появились на средиземноморском острове Крит во втором тысячелетии до нашей эры. Однако, дальнейшего развития эта архитектурная «новинка» не получила и ушла в забвение вместе с упадком крито-микенской цивилизации.
     Далее окна стали привычным архитектурным элементом лишь несколько веков назад, что по меркам истории можно считать ничтожным сроком. Дело в том, что древние дома были лишены окон. Это связано отнюдь не с ограниченными познаниями в архитектуре или недостаточной развитостью техники. Отсутствие окон можно объяснить исключительно с практической стороны. Дом был главным убежищем человека от жары и холода, от ветра, дождя и снега, и с этими функциями как нельзя лучше справлялись глухие стены, ведь закрыть оконный проем стеклом в те давние времена просто - напросто не представлялось возможным. Ко всему прочему, через оконные проёмы в жилища могли проникать злые духи – так считали долгое время.  Древнерусские, славянские постройки все же имели некое подобие современных окон. В стенах делали небольшие отверстия, сквозь которые мог проникать солнечный свет, хоть и в ничтожно малых количествах. Однако, в силу климатических особенностей, была необходимость в том, чтобы загородить такие проёмы от проникновения ветра и холода. Альтернативой современному стеклу тогда служили слюдяные оконницы (самый «престижный» и дорогой вариант), бычий пузырь, даже тонкие пластины из древесины, налимья кожа, бумага, а также рыбий паюс и холст. Зимой также могли использовать обычный лед! Как ни странно, такое «стекло» надёжно защищало дом от холода и прекрасно пропускало солнечный свет. Вышеперечисленные имитации стекла можно было встретить в русских селеньях еще около ста лет назад, причем, как в сельских, так и в городских. Популярным методом защиты дома от проникновения холода сквозь оконные проёмы была также специальная задвижная доска, которая не наглухо закрывала окно – так называемые волоковые окна. Для того, чтобы компенсировать ещё меньшее поступление солнечного света, использовалась специальная конструкция и расположение окон в доме. Для примера можно привести косящатые окна, которые представляли собой по сути сразу три окна – большое центральное и два небольших боковых окна, расположенных ниже центрального. Такие окна были снабжены рамным переплетом, косяками и притолокой.           Для лучшего освещения внутренних помещений, с XVII века оконные проемы начали конструировать в форме арок, с расширением во внутреннюю сторону помещения. Тогда окна уже имели металлические рамы, которые образовывали на окне сетку из кубов, кругов и других геометрических форм. Слюда, заменяющая современное стекло, в то время могла раскрашиваться в различные оттенки. Стоит отметить, что слюда практически не обеспечивала никакой теплоизоляции, поэтому все окна в обязательном порядке снабжались деревянными ставнями. В некоторых случаях ставни дополнительно обивались сукном или мехом. Оконные проёмы больших габаритных размеров появились в европейских странах во времена Эпохи Возрождения. Благодаря императору Петру I большие окна появились и в российских домах. Однако это архитектурное нововведение было воспринято с настороженностью, в особенности, со стороны духовенства, что заставило императора издавать соответствующие указы, обязывающие снабжать новостройки большими светлыми окнами (в частности, указ 1714 года, который обязывал использовать при строительстве домов проекты архитектора Трезини). Первыми постройками, соответствующими новым тенденциям, в Петербурге стали Зимний и Летний дворцы, дворец А.Меньшикова. В те времена в оконные проёмы уже начали закрывать стеклом, оконные проёмы стали большими, с мелкой расстекловкой, само их количество в домах также увеличилось. Стоит отметить, что стекло для окон начали использовать уже в первом веке нашей эры. Наибольшее распространение оно тогда получило в древнеримских постройках, когда осваивалось строительство многоэтажных зданий. Стекло могло использоваться целиком для небольших окон, либо могло вставляться в специальные оконные рамы из дерева или бронзы. Несмотря на это, до XVIII века стекло не использовалось повсеместно как таковое. Во-первых, его изготовление было чрезвычайно трудоёмким и дорогим. Во-вторых, качество стекла в те времена оставляло желать лучшего: оно было толстым и мутным, имело зеленоватый оттенок и плохо пропускало солнечный свет (стоит отметить, что более традиционная в то время слюда с этой задачей справлялась даже лучше). Широкое распространение стекло получило относительно недавно, когда технология его производства уже перестала быть секретом и претерпела значительные усовершенствования.     Вслед за широкими большими окнами, Петр I привнес в российскую архитектуру и еще одну новинку – это окна-двери, чрезвычайно популярные в то время в странах западной Европы, в частности, во Франции. Однако, в силу российского сурового климата, это новшество не прижилось и не получило широкого распространения.     Классические постройки 18 века в России делились на две половины – достаточно скромную жилую зону и зону, где демонстрировалась роскошь и высокое положение хозяев дома. Центральные парадные залы имели несколько рядов больших окон, расположенных, как правило, по вертикали. Жилые помещения снабжались окнами гораздо меньших габаритных размеров, которые могли иметь совершенно различную форму. Также в классических интерьерах тех времен можно увидеть и еще одну интересную деталь – это гостиные-веранды, где стекла вставлялись непосредственно между колонн, заменяя собой полноценные стены.                                                                          

     Помимо вышеупомянутых окон-дверей, стали использовать еще и кровельные окна, так называемые световые фонари. Однако, опять же в силу российских климатических особенностей, большую часть времени такие окна были закрыты деревянными ставнями и колпаками, что мы можем видеть, к примеру, в Останкинском дворце. Помимо деревянных колпаков, для лучшей изоляции кровельных окон также использовали войлок.                                                                                            

     Именно с 18 века в России окно как таковое стало восприниматься не только как источник света, но и как способ обозревать и любоваться окрестностями. Поэтому окна были большими, низко посаженными (чтобы обозревать происходящее за окном даже в сидячем положении), высокими и узкими, а напротив окон сооружались лесенки и помосты – своеобразные смотровые площадки. Несмотря на высокую эстетическую привлекательность подобных конструкций, они не были пригодны для того, чтобы создавать комфортные условия для проживания в помещении. И уже с начала 19 века окна в зданиях стали приобретать более практичную конфигурацию и габаритные размеры.  В 20 веке история окон вступила в свой новый этап. С развитием технологий, в распоряжении архитекторов появилось масса решений для того, чтобы сделать окно и практичным, и эстетичным: всевозможные модификации окон, разнообразные формы и конструкции, применение нестандартных материалов для изготовления рам. К слову, революционным этапом в истории современных окон можно считать изобретение в середине 50-х годов первого оконного профиля из ПВХ, который сегодня уже распространен буквально повсеместно, в более усовершенствованной модификации.                                                   

  1.3. Виды окон.                                                                               

  1.Берлинское окно. Данное трехстворчатое окно располагается, как правило, в помещении, находящемся на пересечении флигелей здания, во внутреннем углу комнаты.                                                       2.Бифориум. Окно, свойственное для романской архитектуры. Представляет собой окно из двух проемов, разделенных между собой декоративной колонной. «Бычий глаз». Окно, расположенное над дверью. Как правило, имеет овальную или круглую форму.
3.Веерное окно. История данного типа конструкции окон берет свое начало в романской культуре. Верхняя часть данного окна представляет собой своеобразный веер из отдельных соединенных между собой секторов.
4.Венецианское, или палладианское окно. Окно арочной конструкции, состоящее из трех секторов.
5.Волоковое окно. Узкое длинное окно (до трех метров длиной). Такие окна располагались в деревянных брусчатых домах и закрывались изнутри специальными дощечками.
6.Красное, или косящатое окно. Рама данного окна обрамляется косяками, часто – с изящной деревянной резьбой.
7.Мезонинное окно. Данные окна призваны обеспечить лучшее освещение помещений, и располагаются поверх основного ряда оконных проемов.
8.Окно второго света. Окно, расположенное во внутренней стене здания для освещения темных комнат, не имеющих оконных проемов, выходящих непосредственно на улицу.
9.Окутное окно. Окно, расположенное в углу помещения.
10.Роза. Окно, расположенное над дверным проемом. Конструктивно представляет собой круг, внутри которого имеются изящные переплетения-лучи, исходящие от центра. Характерны для готической архитектуры.
11.Рыбий пузырь. Окна, также характерные для готической архитектуры. Такие окна имеют сложную криволинейную конструкцию.
12.Слепое окно. По сути, это имитация оконного проема – специальная ниша в стене помещения.
13.Слуховое окно. Окно, расположенное в чердачном помещении, на скате кровли.
14.Флорентийское окно. Конструктивно такое окно представляет собой несколько арок, которые объединены одной аркой большего радиуса.

 

         ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ЧАСТЬ.

2.1. Мотив окна в художественных произведениях                                

     Лучше всего исследована роль окна в мифологии и фольклоре. Важнейшая архетипическая функция окна — служить границей между пространством внешнего мира и внутренним пространством дома. В литературе этот мотив встречается очень часто (“Тихо в комнате просторной // А за окнами мороз” — Ахматова). Впрочем, граница может быть и временной: “В кашне, ладонью заслонясь, // Сквозь фортку крикну детворе: // — Какое, милые, у нас // Тысячелетье на дворе?” (Пастернак). По разные стороны “фортки” время течёт по-разному. Существенно, с какой стороны по отношению к окну находится герой и/или повествователь (а значит, и читатель) и откуда он смотрит на окно: снаружи или изнутри. В этих случая ЗА окном либо простирается пейзаж, внешнее, часто неосвоенное пространство, запретная территория свободы, страшащая или манящая героя, либо открывается интерьер, уютный, обжитой мир, который тоже может быть очень притягательным для того, кто смотрит на него сквозь окно.
  Окно — источник света, который создаёт атмосферу внутри дома. Именно через окно в жилище человека входят солнце (“Вся комната янтарным блеском озарена” — Пушкин; “Сквозь стёкла в старый кабинет // Льёт солнце золотистый свет; // Широким палевым квадратом // Окно рисует на стене…” — Бунин) и луна (“Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни // на краешке окна” — Ахматова).
     Окна — глаза дома (не забудем этимологическую связь слов окно–око). Если говорить о душе жилища, то окна — “зеркало” такой души. Внешний вид окон создаёт образ всего дома. В доме станционного смотрителя Самсона Вырина после пропажи Дуни на окнах уже не было цветов; маленькие, подслеповатые окна в доме Плюшкина когда-то не были заколочены (“все окна в его доме были открыты”).
     Важной частью окна являются стёкла. Окна без стёкол создают определённый зрительный образ: дом с пустыми оконными рамами похож на череп человека с пустыми глазницами. Мотивы пустоты и заброшенности возникают и при виде забитых окон (дом князя Андрея, окна которого были заколочены после бегства хозяев). Вспомним, что мотив окна возникает и при описании гибели Ленского: “Тому назад одно мгновенье // В сём сердце билось вдохновенье, // Вражда, надежда и любовь, // Играла жизнь, кипела кровь, — // Теперь, как в доме опустелом, // Всё в нём и тихо и темно; // Замолкло навсегда оно. // Закрыты ставни, окна мелом // Забелены. Хозяйки нет. // А где, бог весть. Пропал и след”.             

     Стекло окна — преграда. Морозное окно с узорами — излюбленный поэтический образ. Стекло тонкое, но способно не пропустить в комнату холод и зиму. Однако защита эта всегда временная, хрупкая — вспомним окна с кремовыми шторами в «Белой гвардии»: они “спасительны” для героев лишь в пространстве романа; в исторической действительности мир героев, подобных Турбиным, гибнет.                                                  
     Тёмное окно часто выглядит зловеще или тоскливо. И не только снаружи: “Когда сквозь иней на окне // Не видишь света божья, // Безвыходность тоски вдвойне // С пустыней моря схожа” (Пастернак). Зажигающиеся окна праздничны, напоминают о жизни: “А чёрным ладоням сбежавшихся окон // Раздали горящие жёлтые карты” (Маяковский); “А хата молодела — за­рделась, застыдилась // — И празднично блестело протёртое окно” (Бунин).
     Окно может быть маяком в ночи для одинокого путника. Свет окна спасает героя из бездны ночи, окружающей его, отсюда возникает мотив надежды на спасение от бури, темноты. Подобные эпизоды встречаются в «Повестях Белкина», «Мёртвых душах», «Капитанской дочке». К маяку окна может устремиться не только одинокий человек, но и всё мироздание — как к центру, “точке сборки”: “Как летом роем мошкара // Летит на пламя, // Слетались хлопья со двора // К оконной раме” (Пастернак).
     Окно может становиться источником звука, часто зловещего, например, когда при сильном ветре стучат и скрипят ставни: “На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием” (А.С. Пушкин. «Метель».                                                               С мотивом окна часто связан мотив подслушивания и подглядывания. С ним мы постоянно сталкиваемся, например, в «Герое нашего времени». Выслушивает “под окном” свою судьбу и царь Салтан. Впрочем, к окнам героя может привести не только любопытство: Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» ведёт своих детей просить милостыню под окна некоего значительного лица (окно является границей мира богатых и бедных). Также в этом романе Раскольников и Свидригайлов наблюдали друг за другом, стараясь быть незамеченными, когда Свидригайлов курил в открытое окно.
     Окна-“витрины”, в которых можно увидеть самые странные и нелепые сочетания живого и неживого, людей и животных, участвуют в создании гротескного образа мира у Гоголя: “Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел телёнок или высовывала слепую морду свою свинья”, “Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы…”

  

ОКНА САТИРЫ РОСТА

(Статья В.В.Маяковского к открытию выставки в Третьяковке)
«Сейчас в Третьяковской галерее в трех комнатах открыта выставка одиноких, разрозненных, тщательно собранных окон сатиры РОСТА. В 19 – 21 годах тысячи этих окон и радовали и мозолили глаза с множества окон и витрин пустующих магазинов, клубных стен, вокзальных агитпунктов. 
Большинство этих окон растеряла наша безалаберность. 
Через годы над этими окнами будут корпеть ученые, охраняя от времени скверненькую бумагу. 
Охранять эти окна надо и надо. 
Так как – 
это – красочная история трех боевейших годов Союза – 
так как – 
это – предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего, безбумажного, безмашинного, ручного времени. 
Первые окна – уникумы, рисовались в одном экземпляре, дальнейшие размножались в десятках и сотнях экземпляров трафаретом. Основные плакатщики: Черемных, Малютин, я. 
Лозунги и тексты – почти все мои. Привожу несколько моих неопубликованных окон и текстов. 
В ближайшее время в Гизе выйдет книга Окон Сатиры. 
Январь 1930.»                                                                                                                                                               
Первое "Окно сатиры № 1" в 1919 г. выпустил художник М.М.Черемных в сотрудничестве с журналистом Н.К.Ивановым. Первые окна состояли из нескольких не связанных между собою карикатур,фельетонов.                                                                                                                                                     В начале октября 1919 г. к выпуску "Окон" приступил В.В.Маяковский, который изменил структуру плаката, подчинив текст и рисунки каждого плаката одной теме. С января 1920 г. окончательно установился тип однотемного окна. В создании "Окон РОСТА" помимо М.М.Черемных и В.В.Маяковского участвовали художники И.А.Малютин, А.М.Нюренберг, А.С.Левин, В.О.Роскин, А.М.Лавинский, В.В.Хвостенко и др. 
 Темы рисунков определялись текстом, который в основном принадлежал перу Маяковского, если текст писал другой автор – Маяковский принимал этот текст и передавал художнику, поэтому вся работа фактически зависела от Маяковского, являвшегося, таким образом, фактически ответственным за политическое и художественное качество "Окон". 
 "Окна" выпускались в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции, а затем во время восстановления народного хозяйства, отражая каждый день политической жизни страны. Оригиналы "Окон" рисовались авторами-художниками на небольших листах плотной бумаги, каждый рисунок отдельно, затем рисунки одного "Окна" наклеивались на большой лист газетной бумаги по 2, 3, 4 рисунка в ряд и под каждым рисунком крупными печатными буквами подписывался текст. Трафаретные оттиски делали молодые художники-копиисты на газетной бумаге, нарезанной на прямоугольники одинакового формата по числу рисунков плаката. Оттиски для московских витрин склеивались в большие полотнища, а для отделений на местах рисунки плаката складывались в рулон и рассылались в другие города. (Приложение 1).

   

     С окном связан и мотив ожидания. Этот мотив появляется ещё в фольклоре — в народных песнях и былинах, а затем переходит и в художественную литературу. Примеры разнообразны: от “И царица у окна // Села ждать его одна”, через Татьяну Ларину, рисующую “на отуманенном стекле заветный вензель”, к герою Маяковского: “И вот, громадный, горблюсь в окне, // Плавлю лбом стекло окошечное”.
     Окно может быть открытым и закрытым. Образы открытого и закрытого окна имеют совершенно различные функции в произведении (примеры ниже). Глухое, закрытое окно часто ведёт за собой мотив духоты, смерти (окно превращается в стену, лишаясь главного своего качества — проницаемости для воздуха и/или света): “По стёк­лам радужным, как бархатка сухая, // Тревожно бабочка лиловая снуёт. // Но фортки нет в окне, и рама в нём — глухая…” — так описана умирающая усадьба у Бунина.

     Особое место занимают в литературе эпизоды, в которых герой открывает окно на глазах читателя, — в них окно становится не просто деталью пространства, но и своеобразным участником сюжета. Множество сюжетов и мотивов связано с образом открытого окна. Открытое окно может нести в себе угрозу. Вспомним, что окно противопоставляется двери именно как отверстие не для входа-выхода; окно превращается в дверь в экстренных случаях: спасения при пожаре (или ввиду предстоящей женитьбы, как у Гоголя), тайного проникновения в жилище (например, с преступными целями), из окна может выброситься самоубийца (“А в наши дни и воздух пахнет смертью: // Открыть окно — что жилы отворить” — Пастернак). Пьяный Долохов испытывает судьбу на подоконнике открытого окна, с которого он может сорваться. Через окно должен проникнуть в дом и обезоружить убийцу Вулича Печорин. С другой стороны, именно при открытом окне возможен контакт между мирами.                                                                                                                                         

     Окно становится связующим звеном между внутренним и внешним пространством (“окно в Европу”), между разными героями. Вспомним знаменитую сцену в Отрадном, когда князь Андрей, стоящий у открытого окна, слышит слова Наташи Ростовой о желании “летать” — эта встреча преобразит героя.
     Окна бывают не только в жилищах, но и в экипажах, каретах, поездах, автомобилях. Пейзаж за такими окнами находится в движении, развитии. И наоборот: герой, сидящий за окном в карете или поезде, тоже может стать объектом наблюдения, чьего-то пристального взгляда. Лицо Кити, сидящей в карете, как мимолётное видение, показалось на несколько секунд, но произвело такое впечатление на Левина, что он забыл обо всём на свете. А вот Печорин: “С этой стороны ущелье шире и превращается в зелёную лощину; по ней вьётся пыльная дорога. Всякий раз, как я на неё взгляну, мне всё кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико. Уж много карет проехало по этой дороге, — а той всё нет”. На дорогах встречаются люди, решаются судьбы, герои не зря смотрят в окна карет, часто они ищут кого-то, кто сможет
изменить их судьбу. Левин нашёл того, кого искал, а Печорин потерял. Анна Каренина увидела из окна поезда безобразного мужика, являвшегося ей во сне, который во многом решил её судьбу. Здесь также окно — зеркало судьбы.
Вид из окна может стать средством раскрытия характера и личности героя, образа его жизни. Невольно смотрит в окно из душного пространства класса чеховский “учитель словесности” — в нём, пока ещё бессознательно, растёт желание бежать из созданного им самим счастливого мирка. Длинный серый забор тянется перед окнами “дамы с собачкой” — “от такого забора убежишь”, подумает Гуров. 
     Пейзаж, открывающийся взору Татьяны Лариной из окон её комнаты, дорог героине, это часть её родного пространства. Поэтому, оказавшись в Москве и выглянув потру в окно, Татьяна начинает тосковать по своей усадьбе, деревенской природе и — по виду из окон её комнаты. Героиня привыкла смотреть на мир из своего окна, поэтому то, что “показывает” окно в комнате
Онегина (“и вид в окно сквозь сумрак лунный”), становится важным и для неё. Попав в жилище любимого ею человека, она смогла посмотреть на мир его глазами, “через его окна”.
     Печорин, нанимая квартиру, непременно оценивает, каков вид из её окон. Природа будто даёт ему жизненные силы: “Весело жить в такой земле!” — невольно вырывается у него возглас, когда он смотрит в открытое окно. За ним — ветви цветущих черешен, которые усыпают стол героя лепестками,
вершины гор, небо… Это тоже — мир героя. 
Окно, согласно словарю “Мифы народов мира”, — “неизменный атрибут мифологических сюжетов с любовным свиданием”. Вспомним, например, объяснение Базарова и Одинцовой. Оно происходит дважды: вечером и утром следующего дня — и оба раза окно является важным элементом сцены. В первый раз Одинцова просит Базарова открыть окно: “Базаров встал и толк­нул окно. Оно разом со стуком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали”. “Раздражительная свежесть ночи” врывается в комнату, “слышится таинственное шептание” её — и мы видим Базарова, относившегося к природе презрительно-утилитарно, на новом,
поэтическом, фоне. Он и сам в себе открывает глубины, о которых не подозревал… Утром герои в той же комнате и почти на тех же местах. Возникает впечатление, будто разговор и не прекращался, — только окно на этот раз было закрыто. Упёршись лбом в это окно, отвернувшись от Одинцовой, Базаров зло произносит слова признания. Окно так и останется закрытым, не распахнутся объятия, герои останутся пленниками — каждый в своём пространстве.
     С окном часто связан мотив мечты. Окно словно создано для мечтаний: его пограничный статус чем-то сродни статусу самой мечты — существующей, но ещё не воплощённой реальности. Кроме того, окно (особенно ночное) как бы парит над землёй (“Этой белою ночью мы оба, // Примостясь на твоём подоконнике, // Смотрим вниз с твоего небоскрёба” — Пастернак). “Там в садах платаны зацветают, // Нежно веет раннею весной, // А на окнах девушки мечтают, // Упиваясь свежестью ночной…” — это сформулировано Буниным
как некий закон природы.
     Окно может стать своеобразным экраном, на который проецируются важные, поворотные события в жизни героя. В «Капитанской дочке» Пушкина есть эпизод — Петр Гринёв приезжает в Белогорскую крепость, где его поселяют в доме Семёна Кузова. Гринёв заходит в своё новое жилище и смотрит в окно. Именно в этот момент Петруша понимает окончательно, что жизнь его изменилась, что теперь он офицер, что дом и та жизнь, к которой он привык, далеко от него. Когда Гринёв смотрит в окно, его глаза будто бы открываются, и всё вокруг становится отчётливым, хорошо видным. Его судьба кажется ему решённой.
     В эпилоге романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» есть ещё более характерный эпизод. Раскольников, будучи в остроге, долго не мог разобраться в самом себе, а особенно в своих взаимоотношениях с Соней. Он постоянно раздражался на неё, не понимал, зачем она приходит к нему и почему все вокруг её так любят. Однако когда во время его болезни Соня тоже вдруг заболела и перестала навещать его, он почувствовал, что беспокоится за неё. А однажды вечером он прошёл мимо окна своей комнаты и увидел там Соню — и “что-то как бы пронзило в ту минуту его сердце…” Будто в окне ему показали то, что он давно не мог увидеть.
     В литературных произведениях встречаются моменты, когда человека одолевают страсти, ему нечем дышать, он не может владеть собой. В момент кульминации такого состояния он ищет в окне отдушины. Окно здесь выступает в роли своего рода успокоительного лекарственного средства.
     Вспомним эпизод из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в котором Левин после объяснения с Кити не может заснуть от переполняющих его чувств. “В комнате было свежо, но его душила жара. Он отворил обе форточки и сел на стол против форточек”. Мысли его пришли в некоторый порядок, стали течь медленнее, и, “как во сне”, он следил за ними, вдыхая морозный воздух. Открытое окно здесь помогает герою овладеть собой и остановить беспорядочный поток мыслей, превратив его в мерное течение. Похожий момент есть и в романе «Обломов»: после объяснения со Штольцем Ольга взволнована, её переполняют чувства, она “открыла окно, несколько минут дышала ночной прохладой; волнение понемногу улеглось, грудь дышала ровно”. Когда все смотрели на зарево московского пожара («Война и мир»), Наташа Ростова открыла окно и разрыдалась: “Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи её тряслись от рыданий и бились о раму”. Наташа как будто выплёскивала всё накопившиеся в её груди страдание и горе в окно.
     У Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании» мы можем встретить один из самых ярких примеров подобного сюжета с окном. Объяснение Свидригайлова и Дунечки происходит при странных обстоятельствах: он
заманил её в свою квартиру и запер дверь, давая понять, что ей не удастся уйти, избежав объяснения. После того, как Свидригайлов слышит от Дуни окончательное “никогда”, он отворачивается к окну: “Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на неё. Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошёл к окну и стал перед ним”. В момент высшего нервного напряжения, когда Свидригайлов почти не владел собой, он отвернулся к окну, чтобы успокоить и охладить свои мысли, а главное — не видеть женщину, которую он так любил, но которая никогда не сможет быть с ним.
     Особый статус у тюремного окна. Это единственный способ связи узника с большим миром. Маленькое, зарешёченное, оно тем не менее даёт надежду. Тюрьма без окон (карцер, БУР у Солженицына) — одно из самых страшных наказаний. Окно тюрьмы встретим в пушкинском «Узнике», в стихотворениях Лермонтова, в песне «Солнце всходит и заходит» из «На дне».
     У окна — множество метафорических смыслов. Укажу лишь на один пример: “Как будто внутренность собора // Простор земли, и чрез окно // Далёкий отголосок хора // Мне слышать иногда дано”. В стихотворении
Пастернака окном, открывающимся в иной мир, становится праздничное небо в прорыве туч.                                                                                

     Также окно символизирует то, как мы смотрим на жизнь или на какие-либо определённые вещи. Ведь важно, через какое стекло мы смотрим: либо через грязное, мутное, или же через чистое, светлое и прозрачное.

     Призываю всех людей смотреть на всё мудрым и трезвым взглядом, тогда жить будет намного легче и приятнее. И, вследствие этого, я бы хотела рассказать вам две интересные и поучительные притчи, связанные с окном. Первая притча: «   Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. - Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить. И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: «О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать!» -

Да нет, - сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.»

     Так и в нашей жизни! Всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее. И прежде, чем наводить критику на других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты.

     А вторая притча звучит так:

«В одно окно смотрели двое:
Один увидел смерть и страх,
Огонь, страдание и горе,
Привычного нам мира крах.
Другой увидел там весну,
Цветущие сады и небо голубое,
Прекрасную зелёную листву…
В одно окно смотрели двое…

     Два пациента лежали в больничной палате. Лежали долго, и шансов на выздоровление у них не было, вставать они не могли, читать не было сил, поэтому им оставалась только общаться друг с другом. Вскоре обо всем уже было переговорено, все рассказано. В минуты тишины грусть и тоска подбирались к сердцу и сжимали их как тисками. Они лежали у окна. Но у одного больного окно выходило на глухую стену, а у другого открывался потрясающий вид. И тогда второй стал рассказывать о том, что происходит за окном. А там протекала яркая жизнь… Оказывается, окно выходило в парк с изумительным озером с лебедями, зеленые лужайки радовали глаза, цветы поражали сочными красками и улыбки детей украшали эту жизнерадостную картину.
Каждое утро пациент, которому не повезло с расположением кровати, с нетерпением ждал, когда сосед проснется и теребил его, предвкушая продолжение рассказов о жизни за окном. Он уже знал всех влюбленных, которые назначали свидание в парке, семейные пары, которые любили прогуливаться под ручку, игры, которые предпочитали дети. Лето сменило весну, наступила разноцветная осень.
     Больной, который был вынужден довольствоваться рассказами, чувствовал, что злится на своего соседа. «Как же ему повезло! Ведь мы в равных условиях, но он может видеть то, что происходит за окном, наблюдать за природой, перед его глазами проплывают картины счастья, а я нахожусь в зависимости от его рассказов и ничего, кроме глухой стены за окном, не вижу.»
После очередного рассказа теплого и чуть грустного, ведь осень уже вступила в свои права и легкая печаль чувствовалась во всем, больной вздохнул и замолчал… Он ушел в другой мир. Сердце соседа сжалось от отчаяния – ведь он потерял друга, но, с другой стороны, что-то возликовало в душе – ведь он может занять место соседа и смаковать все подробности такой заманчивой жизни за окном.
     Он занял место соседа. С нетерпением заглянул в окно и …увидел ту же глухую стену из грязного кирпича. «Этого не может быть!» – закричал он.
«Сестра!- позвал больной, – Но ведь мой сосед видел! Он видел парк, озеро, он видел жизнь за окном! Как такое возможно?»
     «Этого не может быть, – ответила медсестра. – Разве вы не знали? Он же был слепым.»

     Вечная тема об оптимистах и пессимистах, о том, что каждый видит свое – то, чем живет его сердце и что хочет увидеть душа. А ведь чудеса встречаются с теми, кто в них верит.

    Подобный смысл прослеживается в произведении Максима Мейстера «Взгляд из сердца». Здесь окно становится символом. В произведении говориться о мальчике и девочке, которые лежали в одной палате. Вот как описывает палату мальчик: «Ты заметила, какая у нас прикольная палата?! Так здорово! Я никогда таких помещений не видел. Словно каменное сердце. Мы лежим в двух его половинках, а внизу, в уголочке — дверь. Классно ведь, правда?…», а вот как девочка, ненавидевшая весь мир: «Помещение было похоже на старый заброшенный склад, в котором долгие годы хранился всякий хлам. Потом этот хлам спешно убрали, но ощущение склада-подвала вместе с мусором вынести не удалось.
На полу валялось несколько рулонов цветастых обоев и забрызганный белой краской валик без ручки. Серый потолок был выскоблен, но не побелен, а длинные лампы дневного света резали глаза.»  Такое же отличие в видении из одного и того же окна было у них. Один видел прекрасное, а другая- пустоту. А вот что видел мальчик в окно: «– Хочешь, я тебе буду рассказывать, что происходит там, за окном? – спросил маленький мальчик. – Там здорово и очень красиво!

Девочка не ответила, и мальчик, решив, что соседка не против, начал говорить:

– Я вижу прекрасный садик при больнице. Там много цветущих деревьев, клумб и дорожек, по которым прохаживаются очень счастливые люди. Сейчас утро, и солнышко только встало. На деревьях поют птицы. Их здесь не слышно, конечно, но я вижу, как открываются их маленькие ротики, а это значит, что птички поют. Прямо под окном большая клумба с кустом роз. Они такие прекрасные. Я никогда не видел цветов красивее. Они удивительно пахнут. Конечно, мы здесь не чувствуем этого запаха, но я вижу, что вокруг роз вьются десятки шмелей и пчел, а это означает – цветы очень-очень ароматные. Небо сегодня синее-синее и чистое. День будет замечательный. Ой, на скамейку прыгнула кошка и стала мыться. Так здорово! Моется, а сама поглядывает на ветку, где поет маленькая синичка… Эй-эй! Синичка, берегись кошки! – Мальчик радостно засмеялся. – Нет, не бойся, она до нее не достанет…

Девочке захотелось, чтобы невидимая кошка подпрыгнула, схватила эту дурацкую синичку и разорвала на глазах у мальчика. Может, тогда он перестанет так радоваться и смеяться. Девочке хотелось крикнуть на пацана, чтобы он заткнулся, но она не могла. Она сама никогда не видела такой красоты, о которой рассказывал счастливый сосед. Ей было ужасно завидно, что она не может посмотреть в окно и увидеть это прекрасное утреннее солнце, клумбы с цветами, шмелей и кошку на скамейке…»

 

2.2. Анкетирование учащихся.                                                      

     Всего мной было опрошено  69 учащихся 5-11 классов. Им был задан всего один вопрос: «Что можно увидеть из окна собственного дома?»

     Что же увидели учащиеся?

Небо-3 человека.

Стадион-3 человека.

Стройка – 1 человек.

Собаки – 1 человек.

Двор – 4 человека.

Улица – 1 человек.

Деревья – 17 человек.

Детская площадка – 2 человека.

Каток – 1 человек.

Больница – 1 человек.

Здания – 22 человека.

Птицы – 1 человек.

Снег – 5 человек.

Закат – 1 человек.

Люди – 1 человек.

Машины – 1 человек.

Дорога – 1 человек.

Болото – 1 человек.

      Я составила с результатами анкетирования диаграмму (Приложение2), в которой можно проследить, что большинство учащихся видят банальное, не вглядываясь в глубину окружающей природы. Лишь только единицы видят такие прекрасные пейзажи как закат, небо, птиц или снег. Также за болото, дорогу, машину, людей, больницу, каток, улицу, собак и стройку было отдано по одному голосу. Я попросила учащихся сфотографировать замечательные, по их мнению, кадры из окна. (Приложение 3)

                                        Результаты исследования

Роль окна в жизни людей огромна. Потому что оно пропускает к нам свет, а свет- это радость, тепло и жизнь. Не случайно, именно возле окошка вырастают прекрасные цветы. Также, в хмурую, дождливую погоду, когда в душе томится грусть, можно посидеть на подоконнике и поразмышлять над жизнью. Или, когда мы едем в автобусе или в машине, мы часто смотрим в окно, наблюдая за чудесной природой.

 

  В результате проведенного мной теоретического и практического анализа такого явления, как художественный образ окна, можно сделать следующие выводы:

Ø  С помощью окна автор литературного произведения может передать чувства героев и передать читателям то, что он хотел этим сказать.

Ø  Окно в жизни людей имеет огромное значение и в бытовом, и в духовном смысле. Как же мы жили без окна? Без света в доме, без чистого воздуха и без вида прекрасной природы? Мы бы не знали, что надеть, не смотря на погоду из окна. Это всё имеет важное влияние на состояние человека. А с точки зрения духовного состояния? Не будь окон, мы бы не изливали свои чувства в слезах, слушая музыку и смотря на капли дождя из дома или автобуса. Или нас бы не вдохновлял солнечный вид из окна, и мы не были бы рады и счастливы.

Ø  Важно, какие у нас мысли и видения о мире. Важно, через какие оконные стёкла вы смотрите на жизнь. Если вы смотрите через чистые и блестящие оконные стёкла, то вы можете даже в неприятной ситуации видеть некоторые плюсы, то есть во всём вы видите прекрасное, но и про осторожность не надо забывать, я говорю про «розовые очки». А если вы смотрите на жизнь через грязные и запыленные окна, то вы, к сожалению, будете видеть только тёмные краски и одни гадости. Делайте сами выводы и очищайте свои окна, через которые вы смотрите на жизнь.

                                              Мои рекомендации:

     Почаще читать бумажные книги, вникая в глубокий смысл произведения. Обдумывать, зачем автор создаёт именно такую атмосферу, что он хотел этим сказать.

      Следить за чистотой собственных окон в доме, а также за чистотой жизненных окон, чтобы был свет и внутри человека и снаружи.

     Прочитать произведение Максима Мейстера «Взгляд из сердца».

     Побольше заниматься полезными для себя и окружающих делами, чтобы мысли не засорялись ненужными вещами.

 

                                               

 

Источники:

1.       История возникновения окна. http://www.livhttp://enc-dic.com/enc_myth/Okno-672.htmleinternet.ru/users/5103149/post325043072

2.       Окно в мифологии. http://oknactk.ru/istoriya_okna

3.       Притча, связанная с окном. http://www.liveinternet.ru/users/4955323/post373837616/

4.       Максим Мейстер «Взгляд из сердца» http://www.libok.net/writer/5878/kniga/29537/meyster_maksim/vzglyad_iz_serdtsa/read

5.       В.В. Маяковский. Окна сатиры роста. http://literatura5.narod.ru/majakovsky_rosta.html

 

 

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ:

Приложение 1.В.В. Маяковский «Окна Роста»

Приложение 2.Диаграмма результатов анкетирования учащихся.

Приложение 3.Фотографии учащихся «Вид из моего окна».       

 

                                 

Приложение 1

 Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 им

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………стр

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………стр

Введение Сколько удовольствия можно получить от простого сидения на подоконнике

Введение Сколько удовольствия можно получить от простого сидения на подоконнике

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 1

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 1

В некоторых случаях ставни дополнительно обивались сукном или мехом

В некоторых случаях ставни дополнительно обивались сукном или мехом

ПВХ, который сегодня уже распространен буквально повсеместно, в более усовершенствованной модификации

ПВХ, который сегодня уже распространен буквально повсеместно, в более усовершенствованной модификации

Окна — глаза дома (не забудем этимологическую связь слов окно–око )

Окна — глаза дома (не забудем этимологическую связь слов окно–око )

Статья В.В.Маяковского к открытию выставки в

Статья В.В.Маяковского к открытию выставки в

Особое место занимают в литературе эпизоды, в которых герой открывает окно на глазах читателя, — в них окно становится не просто деталью пространства, но и…

Особое место занимают в литературе эпизоды, в которых герой открывает окно на глазах читателя, — в них окно становится не просто деталью пространства, но и…

Утром герои в той же комнате и почти на тех же местах

Утром герои в той же комнате и почти на тех же местах

Свидригайлов почти не владел собой, он отвернулся к окну, чтобы успокоить и охладить свои мысли, а главное — не видеть женщину, которую он так любил,…

Свидригайлов почти не владел собой, он отвернулся к окну, чтобы успокоить и охладить свои мысли, а главное — не видеть женщину, которую он так любил,…

После очередного рассказа теплого и чуть грустного, ведь осень уже вступила в свои права и легкая печаль чувствовалась во всем, больной вздохнул и замолчал…

После очередного рассказа теплого и чуть грустного, ведь осень уже вступила в свои права и легкая печаль чувствовалась во всем, больной вздохнул и замолчал…

Улица – 1 человек. Деревья – 17 человек

Улица – 1 человек. Деревья – 17 человек

Побольше заниматься полезными для себя и окружающих делами, чтобы мысли не засорялись ненужными вещами

Побольше заниматься полезными для себя и окружающих делами, чтобы мысли не засорялись ненужными вещами

Приложение 1 Приложение 2

Приложение 1 Приложение 2

Образ окна в xудожественной литературе

Образ окна в xудожественной  литературе

Образ окна в xудожественной литературе

Образ окна в xудожественной  литературе

Образ окна в xудожественной литературе

Образ окна в xудожественной  литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017