ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»
Оценка 5

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
8 кл—11 кл
02.04.2019
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»
Тема влияния учителя на формирование личности ребенка – одна из важных в наше время. Этому посвящены телепередачи, газетные статьи, кинофильмы и, конечно же, художественные произведения. Не секрет, что учительская профессия уже давно не считается престижной, и общество сейчас озабочено будущим педагогической специальности. Но учитель, безусловно, и сегодня остается «сеятелем разумного, доброго, вечного». К нему всегда предъявляются высокие требования. И именно литература отражает реальное представление общества об учителе как о человеке, обладающем уникальными возможностями для формирования мировоззрения человека.
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.docx
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ» Новикова  Ирина  Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»  Рузаевского муниципального района Тема влияния учителя на формирование личности ребенка – одна из важных   в   наше   время.   Этому   посвящены   телепередачи,   газетные   статьи, кинофильмы и, конечно же, художественные произведения. Не секрет, что учительская   профессия   уже   давно   не   считается   престижной,   и   общество сейчас   озабочено   будущим   педагогической   специальности.   Но   учитель, безусловно, и сегодня остается «сеятелем разумного, доброго, вечного». К нему   всегда   предъявляются   высокие   требования.   И   именно   литература отражает   реальное   представление   общества   об   учителе   как   о   человеке, обладающем уникальными возможностями для формирования мировоззрения человека. Образ   учителя   ярко   показан   в   рассказах  А.П.Чехова   «Учитель словесности»   (1894),   А.Т.Аверченко   «Учитель   Бельмесов»   (1925), Ю.М.Нагибина   «Зимний   дуб»   (1955),   В.П.Астафьева   «Фотография,   на которой   меня   нет»   (1968),   В.П.   Распутина   «Уроки   французского»   (1973), Ю.В.Бондарева «Простите нас!» (1985), Е.В.Гришковца «Начальник» (2007). В них авторы прежде всего отмечают личностные качества учителя: доброту, искренность,   неравнодушие,   готовность   жертвовать   собой   во   имя   детей, увлечённость   своим   делом.   Некоторые   произведения   являются автобиографичными   и   представляют   собой   своеобразную   благодарность   за уроки доброты и человечности, данные им в детстве.   Именно таким произведением является и стихотворение рузаевского поэта Германа Вениаминовича Грацилева  «Интеллигентный и обаятельный». Оно   опубликовано   в   «Рузаевской   газете»   13   января   2017   года.   Герман Грацилев, выпускник средней школы № 5 1957 года, посвятил его 90­летию со дня рождения Иосифа Моисеевича Глушкина.  Поэт дает название своему посланию «Интеллигентный и обаятельный». На мой взгляд, именно эти эпитеты характеризуют учителя точно и емко. Синонимами   слова   «интеллигентный»   являются       слова:   «просвещенный, высокоразвитый,   образованный,   культурный,   начитанный,   воспитанный»,   а слово   «обаятельный»   подразумевает   человека притягательного, обворожительного».   «покоряющего, Тема   лирического   произведения   –   признание   в   любви   к   Учителю   с большой буквы. Основная идея ­ показать роль учителя, оставившего большой след   в   жизни   сотен   детей   и   их   родителей.   Настроение   стихотворения торжественное, возвышенное. Очень хочется назвать послание одой, в которой автор воспевает своего педагога. Сюжет  произведения  – нелегкая, но, безусловно, интересная история жизни   простого     человека   ­  Глушкина   Иосифа   Моисеевича   –   участника Великой Отечественной войны (1943­1945), директора (1956 ­ 1981) и учителя русского   языка   и   литературы   Рузаевской   средней   общеобразовательной школы № 5 (1956 ­ 1988). Войны закончились походы, Обрёл покой двадцатый век. В это время младшему лейтенанту Глушкину только 18 с половиной лет. Но за его плечами эвакуация с матерью и младшим братом из Белоруссии в Мордовию, окончание Саранской  фельдшерско­акушерской школы, фронт и ранение осколком мины в живот. Победу Иосиф   Моисеевич   встретил   в Германии.  За смелость и героизм награждён орденом Красной Звезды. Он, как и многие мужчины, В войне прошедшей воевал, Был мечен этой чертовщиной – Осколок тело расписал. В тылу, на фронте – в общем, в жизни Работать надобно везде Во имя Родины­Отчизны,  Быть на переднем рубеже. Из   армии   демобилизовался   лишь   в   июле   1946   года.   Жизнь   потекла своим чередом… Иосиф Моисеевич  мечтал стать врачом и лечить тело, но судьбой было предопределено стать учителем и лечить душу… В Саранске он поступил в педагогический институт, который успешно закончил   в   1950   году.   Иосиф   Моисеевич,   еврей   по   национальности,   стал преподавать   русский   язык   и   литературу   в   школе   №   16   города     Рузаевки Мордовской АССР. Вскоре молодого учителя  заметили. В   1955 году его назначили на должность заведующего гороно. Но бумажная работа была ему не по душе. Ему хотелось живого общения с детьми. В 1956 году ему предложили должность директора Рузаевской средней школы   №   5,   и   он   с   удовольствием   согласился.   Здесь   Иосиф   Моисеевич почувствовал   себя   на   своём   месте.   Именно   1956­1957   учебный   год   был выпускным для Германа Грацилева! Осенним днем пришел к нам в школу Интеллигентный человек. И на линейке общешкольной Директор новый выступал,  Без подготовки протокольной  Весь коллектив он обаял.  Поэт так рисует портрет молодого учителя: И вроде ростом невысокий,  Да и фигурой – не атлет. Курчавый волос, лоб высокий, Спокойный голоса фальцет. Из­под очков его смотрели Великодушные глаза. Они, как солнышки, блестели,  Из них струилась теплота. И был еще в армейской форме Он по привычке фронтовой. Тогда считалось это нормой, Пусть ты и воин отставной. Общение с ребятами приносило ему радость, удовлетворение, духовно обогащало. Каждый урок учитель превращал в интересное путешествие в мир знаний, стараясь привить детям любовь к русскому языку и литературе. Он знал,   что,   только   заинтересовав   ребёнка,   можно   его   чему­то   научить. Чувствуя доброжелательное, отеческое к себе отношение со стороны учителя, дети с удовольствием учились у любимого педагога. И вот Иосиф Моисеич С журналом классным входит в класс,   И устремились на армейца  Десятки юношеских глаз. Он русский вел, литературу. Вел интересно, от души. Он в нас воспитывал культуру, Чтобы были правильными мы. Г. Грацилев признается в любви своему учителю, своей родной школе: О, как его любили в школе Учителя, ученики! Своим спокойным разговором Он находил ко всем пути. средства   различные Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифма перекрестная.   художественной Автор   использует выразительности,   например,   тропы:   эпитет  «великодушные   глаза», олицетворения  «обрел   покой   двадцатый   век»,   «осколок   тело   расписал», «задор   плывет   с   ним   на   Ковчеге»,  сравнения  «глаза,   как   солнышко, блестели»,   «воевал,   как   и   многие   мужчины»,   метафору  «из   них   (глаз) струилась   теплота»,  метонимию  «и   устремились   на   армейца   десятки юношеских глаз».  Говоря о ранении героя стихотворения, поэт употребляет разговорное выражение «мечен этой чертовщиной». Среди   фигур   речи   автор   отдает   предпочтение   инверсии:  «войны закончились   походы,   обрел   покой   двадцатый   век»,     «и   на   линейке общешкольной директор новый выступал», «по привычке фронтовой», «с журналом классным» и др., использует ряды однородных членов «в тылу, на фронте ­ в общем в жизни», «он русский вел, литературу», «вел интересно, от души» и восклицательные предложения: «О, как его любили в школе ученики, учителя!», «И пусть прошел тот век веселый, /Но сердцем буду воспевать/ Любовь к директору и школе, /А школа эта ­ номер пять!». Идея   стихотворения   заключается   в   величии   простого   школьного учителя, до сегодняшнего дня уважаемого в нашем городе. Иосиф Моисеевич для   нас   –   это   образец   культуры,   замечательный   директор,   прекрасный учитель. Для нас он всегда авторитет! Литература: 1. Грацилев Г.В. Интеллигентный и обаятельный. Стихотворение. – Рузаевская газета,  № 2, 13.01.2017. 2. Образование в Рузаевском муниципальном районе: история и современность ( Кн..­ альбом/ Сост.: В.С.Овечкина, и др.) – Саранск. Книга, 2010. 3. Образ учителя в русской литературе и современном обществе. Доклад. Шумейко И.В. ­  https://infourok.ru 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под ред. Н.Ю.Шведовой.­  Москва: Рус. яз., 1990.

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Г.В.ГРАЦИЛЕВА «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019