Психолого-педагогическая характеристика
10 В класса
МОУ общеобразовательной школы-интерната№1
В классе обучается 22 человека: 14 мальчиков и 8 девочек.
По результатам диагностики у 1 человека(5%) – преобладают познавательные мотивы. Это Малинова Екатерина, она проявляет интерес к учебной деятельности, сознаёт её важность, стремится к хорошим результатам своего труда. Она активны, с интересом выслушивает задания взрослого и старательно их выполняет, более внимательна во время занятий. Почти всегда умеет контролировать себя, при возникновении трудностей старается их преодолеть.
Социальные мотивы преобладают у 13 человек – 59%, они состоят в стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу. Этим ребятам не хочется быть хуже других. На первый план выступают личные достижения и самоутверждения.
Эмоциональные мотивы преобладают у 8 человек – 36%. Этих детей привлекает внешняя сторона, эмоции связанные со школой в целом и пребыванием в ней.
На уроках проводится работа по формированию познавательной мотивации. Для этого использую разнообразные упражнения, занимательный материал, нестандартные ситуации, введение игровых сюжетов, стимулирование учащихся за стремление к познанию.
Распределение учащихся по характеру мотивации.
Характер мотивации |
познавательный |
социальный |
эмоциональный |
Ф.И. учащегося |
Малинова Екатерина |
Татаренко ИльяСтасько Алёна Кремнева Наталья Агафонов Алексей Пяткова Анастасия Златова Валерия Кузнецов Василий Копкин Ян Козлова Алина Норкина Мария Шкетов Илья Костюков Никита Роганин Александр |
Чернодуб Артём Лавренюк Алексей Орлова Мария Куряков Максим Камбаров Илья Тимофеев Руслан Ташкин Сергей Ушенин Роман
|
Количество учащихся 100% |
1 человек - 5% |
13 чел. – 59% |
8чел. – 36% |
Уровень развития класса в целом – ниже среднего. По степени обучаемости можно выделить две группы:
· первая группа – со средней степенью обучаемости – 5 человек – 23%(Малинова Екатерина, Кремнева Наталья, Пяткова Анастасия, Татаренко Илья, Стасько Алёна). Дети этой группы характеризуются неравномерностью общего развития – при отличных и хороших результатах развития одних процессов наблюдается недостаточное развитие других. Эти дети на уроках получают задания программного содержания;
вторая группа – с низкой степенью обучаемости – 17 человек – 77% ( Агафонов Алексей, Златова Валерия, Кузнецов Василий, Копкин Ян, Козлова Алина, Норкина Мария, Шкетов Илья, Костюков Никита, Роганин Александр, Чернодуб Артём, Лавренюк Алексей, Орлова Мария, Куряков Максим, Камбаров Илья, Тимофеев Руслан, Ташкин Сергей, Ушенин Роман) Для детей характерна умственная пассивность, неустойчивость ума, трудность в формировании обобщений. При изучении нового материала этим детям необходимы упражнения с комментированием, частое повторение правил, объяснение каждого действия, выполнение большого количества упражнений с медленно повышающейся трудностью. Они нуждаются в постоянном напоминание, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя и родителей.
Интеллектуальная сфера.
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно.
Высокого уровня словесно-логического мышления по математике у учащихся нет, у остальных показатели средние и ниже среднего.
Словесно-логическое мышление.
Уровни |
высокий |
средний |
ниже среднего |
Ф.И. учащегося |
|
Малинова Екатерина Кремнева Наталья Пяткова Анастасия Татаренко Илья Стасько Алёна Агафонов Алексей |
Тимофеев Руслан Копкин Ян Кузецов Василий Орлова Мария Златова Валерия Ташкин Сергей Козлова Алина Норкина Мария Шкетов Илья Костюков Никита Роганин Александр Чернодуб Артём Лавренюк Алексей Куряков Максим Камбаров Илья Ушенин Роман |
Количество учащихся 100 % |
0 чел. – 0% |
6 чел. – 27% |
16 чел. – 73% |
Мыслительные процессы в норме у 7 человек – 32%.
Трудности при анализе и синтезе у 10 человек – 45%;
Трудности при классификации у 5 человек – 23%.
Определение ведущего типа памяти для каждого ученика позволит наметить пути ее развития.
Хорошая эффективность запоминания у 5 человек – 23%.
На уроках закрепления стараюсь развивать все виды памяти. Постепенно между ними будет устанавливаться тесная взаимосвязь и взаимопереходы.
Распределение учащихся по ведущему типу памяти.
тип памяти |
уровни |
||
высокий
|
средний |
ниже среднего |
|
зрительная |
Норкина Мария
|
Копкин Ян Кузецов Василий Орлова Мария Ташкин Сергей Козлова Алина Шкетов Илья |
Костюков Никита Роганин Александр Лавренюк Алексей Ушенин Роман Агафонов Алексей Златова Валерия Куряков Максим |
слуховая |
|
Куряков Максим Агафонов Алексей Норкина Мария Костюков Никита Златова Валерия
|
Лавренюк Алексей Ушенин Роман Копкин Ян Кузецов Василий Орлова Мария Ташкин Сергей Шкетов Илья Роганин Александр Козлова Алина |
равная степень |
|
Кремнева Наталья Малинова Катя Татаренко Илья Стасько Алёна Пяткова Анастасия |
Тимофеев Руслан Камбаров Илья Чернодуб Артём |
Третий, не менее важный, чем мышление и память, процесс познавательной деятельности – внимание. Устойчивость внимания включает способность к быстрой и сконцентрированной работе над материалом.
В старшем школьном возрасте должно быть развито произвольное внимание. Произвольное внимание становится особенно конкретизированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, содержанием нужного экзаменационного материала и вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поскольку произвольное внимание поддерживается мотивацией, то, стараюсь делать содержание урока с мотивацией разного вида: на успешную сдачу экзаменов, на получение аттестата, на дальнейший рост по своему предмету в техникуме или институте, на применение в бытовой сфере жизни).
1 человек (5%) имеет высокий уровень внимания. Это - Малинова Екатерина, она может следить за предметами и усваивать сведения, которые в данный момент её могут не интересовать. Постепенно направляет и сохраняет внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных сведениях, концентрирует его на любом материале, объясняемом учителем или имеющимся в книге.
У 4 человек (18%) – средний уровень внимания. 17 человек (77%) имеют уровень внимания ниже среднего. Внимание у таких детей неустойчивое, рассеянное, поэтому приходится прибегать к разнообразным видам учебной работы, сменяющим друг друга на уроке и не утомляющим детей. Не всегда удается им распределить внимание между разными видами деятельности. К концу урока они устают, им становится не интересно, и отвлекаются от учебных действий. На уроках использую такие приемы, как повторение вслух, самопроверка, взаимопроверка.
Распределение учащихся по уровню развития внимания.
Уровни |
высокий |
средний |
ниже среднего |
ФИ учащегося |
Малинова Екатерина |
Татаренко ИльяСтасько Алёна Кремнева Наталья Пяткова Анастасия
|
Чернодуб Артём Лавренюк Алексей Орлова Мария Куряков Максим Камбаров Илья Тимофеев Руслан Ташкин Сергей Ушенин Роман Агафонов Алексей Златова Валерия Кузнецов Василий Копкин Ян Козлова Алина Норкина Мария Шкетов Илья Костюков Никита Роганин Александр |
Количество учащихся 100 % |
1чел. – 5% |
4чел. – 18% |
17 чел. – 77% |
Успешность учебной деятельности во многом зависит от работоспособности. По уровню работоспособности класс можно разделить на три группы. Высокой работоспособностью обладают 1 человек (5%) (Малинова Екатерина). На уроке она активна, с заданиями справляется быстро и правильно, требует дополнительного задания.
Средняя работоспособность наблюдается у 9 человек(41%) (Пяткова Анастасия, Кремнева Наталья, Татаренко Илья, Стасько Алёна, Кузнецов Василий, Козлова Алина, Норкина Мария, Шкетов Илья, Роганин Александр). Дети работают в течение всего урока, для них достаточно похвалы и поощрения.
Работоспособность снижена у 12 учащихся (54%) (Златова Валерия, Чернодуб Артём, Копкин Ян, Лавренюк Алексей, Орлова Мария, Куряков Максим, Камбаров Илья, Тимофеев Руслан, Ташкин Сергей, Ушенин Роман, Костюков Никита, Агафонов Алексей). Эти дети способны поддерживать достаточную работоспособность на начальном этапе. Они на уроке выполняют задание меньшего объёма.
Важную роль в учебном процессе играет и самооценка.
Изучение сформированности произвольной сферы поведения ребёнка, то есть умение управлять своим поведением, подчиняться учебной задаче (инструкции учителя).
Распределение учащихся по выполнению инструкции учителя.
Уровень |
высокий |
средний |
низкий |
Количество учащихся 100% |
5 чел. – 23% Малинова Катя Кремнева Наталья Пяткова Анастасия Татаренко Илья Стасько Алёна |
11 чел. – 50% Агафонов Алексей Копкин Ян Кузецов Василий Златова Валерия Ташкин Сергей Козлова Алина Норкина Мария Шкетов Илья Костюков Никита Роганин Александр Лавренюк Алексей |
6 чел. – 27% Тимофеев Руслан Ушенин Роман Чернодуб Артём Куряков Максим Камбаров Илья Орлова Мария
|
Кремнева Наталья, Златова Валерия, Кузнецов Василий, Копкин Ян, Козлова Алина,
Костюков Никита, Роганин Александр, Чернодуб Артём, Малинова Екатерина, Лавренюк Алексей, Орлова Мария, Ушенин Роман.
Есть дети, которые привлекают к себе личностными качествами, успехами в учёбе. Это Малинова Екатерина, Стасько Алёна.
Распределение учащихся по статусу в коллективе.
Статус в коллективе |
лидеры |
предпочитаемые |
пренебрегаемые |
отверженные |
Количество учащихся 100% |
0чел. – 0%
|
22 чел. – 100% |
0чел. – 0%
|
|
В классе нет отверженных детей, поэтому уровень благополучности отношений в классе можно считать высокий.
При изучении особенностей темперамента были выявлены следующие группы:
· Сангвиники – 11 чел. (50%) - очень активны, быстро отзываются на окружающие события, стремятся к частой смене впечатлений, легко переживают неудачи и неприятности, живые, подвижные.
· Флегматики – 3 чел. (14%) - невозмутимы, с устойчивыми стремлениями и настроением. Глубина чувств их постоянна, действия и речь равномерны, но слабые внешние выражения душевных состояний.
· Холерики - 4 чел. (18%) - энергичны, способны отдаваться делу с особой страстью, склонны к эмоциональным бурным вспышкам и резким сменам настроения.
· Меланхолики – 4 чел. (18%) - впечатлительны, глубоко переживают неудачу, легкоранимы, внешне слабо реагируют на окружающее, со сдержанными движениями и приглушённостью речи.
Особенности детей различных темпераментов учитываю следующим образом:
· холериков обучаю приёмам самоконтроля, саморегуляции, им предлагаю задания, требующие полной самоотдачи;
· в сангвиниках воспитываю постоянство, аккуратность, способность доводить дело до конца;
· флегматикам даю дополнительное время для выполнения задания;
· для меланхоликов главное – поддержка. Они способны продуктивно работать лишь в спокойной обстановке, поэтому в классе создаю комфортную атмосферу.
В целом в классе сложились дружеские отношения среди детей. Ребята с удовольствием общаются между собой и во внеурочное время, активно принимают участие в классных и школьных мероприятиях, посещают кружки, секции.
Состояние здоровья учащихся.
Распределение учащихся по группам здоровья.
Группа |
I |
II |
III |
Количество учащихся 100% |
2 чел. – 9%
|
11 чел. – 50%
|
9чел. – 41%
|
При составлении характеристики использованы наблюдения и анализ результатов диагностики по методикам:
анкета «Доминирующая мотивация»;
социометрия;
методика «Изучение самооценки»;
методика «Исследование типов памяти»;
тест Бурдона (изучение свойств внимания);
методика Э.Ф.Замбацявичене (изучение словесно-логического мышления);
методика «Таблицы Шульте» (определение работоспособности)
На основании проведенной диагностики уровня развития и обученности учащихся, можно условно выделить две подгруппы: средняя и слабая.
Стасько Алёна, Кремнева Наталья, Пяткова Анастасия)
Дети этой группы характеризуются неравномерностью общего развития – при отличных и хороших результатах развития одних процессов наблюдается недостаточное развитие других.
В целом у детей второй группы преобладает социальная мотивация, но они проявляют интерес к учебной деятельности, осознают её важность, стремятся к хорошим результатам своего труда.
Большинство этих ребят обладает высоким уровнем активности, самостоятельности в учебном процессе. При изучении нового материала они заинтересованы в решении проблемы, самостоятельного открытия новых знаний, но с помощью учителя.
Почти все дети умеют себя контролировать, способны не отвлекаться, внимательно выслушать учителя и выполнить задание, но не всегда. При возникновении трудностей стараются их самостоятельно преодолеть.
У этих детей наблюдается средний уровень мышления. Они умеют анализировать, обобщать. Более сложные мыслительные операции классификации, конкретизации и абстрагирования находятся на среднем уровне и нуждаются в дальнейшем развитии. Они способны дать полный ответ с самостоятельными выводами, но это удается не всем и не всегда.
У большинства детей зрительная и слуховая память развита в равной степени и находятся на среднем уровне. Это значит, что дети могут усваивать учебный материал, независимо от способа его подачи. Но лучше, если на уроке будет присутствовать зрительные опоры.
Внимание ребят более устойчиво, если на уроке создаются ситуации заинтересованности, проблемности, подкрепленные похвалой со стороны учителя. Переключать и распределять свое внимание умеют, но на среднем уровне.
У детей этой группы хорошая работоспособность, которая сохраняется в течение всего урока. Для стимулирования этого процесса необходима частая смена видов деятельности, физкультминутки, а также поддержание интереса к учебной деятельности.
Вторая группа (ниже среднего) – 17 человек – 77% (Агафонов Алексей, Тимофеев Руслан, Копкин Ян, Кузецов Василий, Орлова Мария, Златова Валерия, Ташкин Сергей, Козлова Алина, Норкина Мария, Шкетов Илья, Костюков Никита, Роганин Александр, Чернодуб Артём, Лавренюк Алексей, Куряков Максим, Камбаров Илья, Ушенин Роман).
Для детей этой группы характерна социальная и эмоциональная мотивация, они радуются хорошим результатам, нередко похвала имеет большой эффект в формировании познавательной мотивации у таких детей.
Эти ученики с преобладанием первичных процессов возбуждения над процессами торможения. Характер учебной деятельности носит репродуктивный характер. При изучении нового материала этим детям необходимы упражнения с комментированием, частое повторение правил, большой объем практической работы с ними, объяснение каждого действия. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя и родителей.
Словесно-логическое мышление находится на уровне ниже среднего. Этим ребятам с трудом удается анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы.
Слуховая память этих детей в основном находится на уровне ниже среднего, а зрительная - на среднем уровне. Этим детям необходимы зрительные опоры, наглядность, яркая подача информации и неоднократное повторение инструкций.
Внимание детей неустойчивое, рассеянное. У них не развита способность к длительной и стойкой сосредоточенности. Работоспособность к концу урока падает, в результате этого появляется большое количество ошибок. Таким детям необходимы: частая смена видов деятельности, небольшой объем однотипных заданий, отдых на уроке, а также постоянная тренировка произвольного внимания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.