Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах
Оценка 4.8

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах

Оценка 4.8
Семинары
doc
русский язык
5 кл—7 кл
08.03.2018
Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах
В публикации содержится описание педагогического опыта по теме "Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах". Показаны способы применения приемов образного обобщения на уроках русского языка. Отражены основные принципы биоадекватной методики и особенности ее применения на уроках русского языка в 5-7 классах.Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах
Образное обобщение.doc
Образное обобщение на уроках русского языка в 5­7 классах.   Формирование   грамотной   письменной   речи   ­   одна   из   главных   проблем, встречающихся при обучении русскому языку. Решение этой проблемы, я думаю, кроется   в   осознанном   изучении   русского   языка.   Очень   важно   научить   детей понимать законы, по которым живёт язык. Тогда вопрос о бездумном заучивании отпадает сам собой, а ученики увидят не внешнюю сторону правила, которую необходимо   выучить,   рассказать   учителю   и   забыть   на   следующий   день,   а внутреннюю   структуру   языка.   На   мой   взгляд,   проблему   низкого   уровня грамотности помогает решить биоадекватная методика, предложенная Наталией Владимировной   Масловой.   Благодаря   этой   методике   можно   строить   процесс обучения, основываясь на естественных законах организма, а не отталкиваясь от них. Действовать сообразно природе человека, помогая личности развиваться и формироваться. Человеку свойственно мыслить образами и естественно, чтобы в школе этот принцип развития человека применялся достаточно широко. Но, к сожалению, этого нет. Однако, в нашей практике этот метод находит применение и помогает достигнуть существенных результатов в обучении. В   своей   деятельности   использую   основные   принципы   биоадекватной методики. Этим определяется и тема настоящей работы: «Образное обобщение на уроках русского языка в 5­7 классах».   Актуальность   выбора   методической   темы   определена   тем,   что   анализ результатов контрольных и проверочных   работ (в том числе и Всероссийских проверочных   работ)   констатирует,   что   именно   умение   видеть   орфограммы   и пунктограммы     является   слабым   звеном   для   учащихся   основной   школы. Традиционные приемы обучения, как известно, преимущественно ориентированы на   кратковременную   память   при   преобладающей   работе   левого   полушария головного мозга ­ центров речи и слуха. Как целенаправленная деятельность, обучение   формирует   не   познавательный   интерес,   а   установку   на   заучивание учебного материала,  что ведет к перенапряжению нервных центров. У детей и подростков по этой причине проявляется утомление, возникает сонливость, в следствие этого снижается внимание, накапливается агрессия. И как следствие – избрание тактики избегания неудач (порицание, плохая оценка), преобладающей на уроках, которые построены по традиционной методике. Низкий уровень грамотности современных школьников, ухудшение здоровья обучающихся   в   целом,   недостаточный   уровень   развития   воспитанности школьников   говорят   о   необходимости   совершенствования   их   деятельности   в процессе   обучения.   Поэтому,   одной     из     актуальных     проблем     методики формирования  осмысленной  деятельности    школьников  является поиск путей обучения целостному динамическому мышлению через создание мыслеобразов, через обучение  образному обобщению  на уроках русского языка и литературы. Наблюдая   более   двадцати   лет   за   процессом   обучения   и   восприятия,   за освоением  детьми программного материала, за поведением ребят на уроках и во внеурочное   время,   за   уровнем   процента   заболеваемости   учащихся,   могу утверждать, что нередко дети с большим нежеланием  относятся к обучению. Нежелание   учиться   приводит   к   ухудшению   здоровья,   негативное   отношение детей к обучению часто вызывает  негативное отношение и к воспитательным мероприятиям, и образовательному процессу в целом.  В   процессе   моей   педагогической   практики   были   отработаны   приемы, которые раньше использовались эпизодически, а теперь сложились в систему. Одним из направлений нашей работы с детьми является переосмысливание правил орфографии и пунктуации по русскому языку. Ребятам очень нравится отражать правило в рисунке­схеме, комиксе, таблице. Эта, на первый взгляд, простая   работа   даёт   очень   многое.   Во­первых,   ученику   необходимо   очень вдумчиво прочитать правило; во­вторых, переосмыслить его и постараться не просто   изобразить,   а   так,   чтобы   было   понятно   всем,   даже   самому   слабому ученику; в­третьих, нужно отразить правило как можно полнее, чтобы охватить весь   теоретический   материал,   и,   наконец,   надо   суметь   понятно   и   полно рассказать   правило   по   схеме.   Воспринятый   и   изложенный   таким   образом материал   надолго   остаётся   в   памяти   ученика,   а   также   формирует   устную монологическую речь, что тоже очень важно.  Сначала учащиеся обычно идут по упрощённому пути, просто переписывая правило, не отражая его в каких­то образах. Но постепенно образное мышление развивается у ребят, и рисунки­схемы становятся все интереснее и нагляднее.  Я   заметила,   что   некоторые   учащиеся   лучше   воспринимают   материал, объясняемый   самими   детьми.  Поэтому  такие   рисунки­схемы   воспринимаются легче,   и   легче   усваиваются.   Авторы   схем,  «пропуская»   материал   через   себя, обобщая его в образах, лучше понимают и запоминают теорию языка. На уроке слабые   ученики   тоже   включаются   в   работу,   пытаясь   понять   образы,   через которые приходят к пониманию и усвоению материала. В   работе   над   ошибками   творческих   и   контрольных   работ   ребята выписывают   слова,   в   которых   были   допущены   ошибки,   и   предложения   с пунктограммами. С помощью рисунков­схем учащиеся объясняют орфограммы и пунктограммы.   Таким   образом,   лингвистические   правила   лучше   и   прочнее усваиваются.   Одним   из   активных   приемов   биоадекватной   методики   является   со­ трудничество учителя и ученика на уроке. На своих занятиях я стараюсь создать атмосферу   доверительных   отношений,   считая   необходимым   взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся. Такой подход повышает мотивацию обучения, помогает настроить ребят на со­творчество. Начинать   урок   я   стараюсь   с   положительного   настроя,   пытаюсь   создать позитивное   отношение   к   одноклассникам,  к   учителю,  к  учебному   процессу   в целом При объяснении нового материала опираюсь на жизненный опыт ребят, использую   понятные   для   них   символы,   музыкальное   и   изобразительное сопровождение урока, рефлексию как способ вернуться в приятные моменты жизни   (экскурсии,   поездки,   праздничные   мероприятия   и   т.д.)   или,   наоборот, устремиться  в мечтах в будущее (написание письма через двадцать лет).  Одним   из   очень   эффективных   методов   обучения   я   считаю   привлечение детей к какому­нибудь общему делу. Чувство коллективизма, возникающее в данной   ситуации,   помогает   поверить   в   себя,   в   свои   силы.   Такая   работа способствует   сплочению   детей,   вырабатывает   положительный   настрой, доброжелательное отношение друг к другу, создает умение высказывать свою точку зрения и выслушивать других, а творческий импульс, сопровождающий процесс, раскрывает способности ребёнка, помогает самореализоваться.       Одной из плодотворных работ является создание рукописного журнала. У   ребят   появляется   желание   творить,     жажда   нового,   и,   следовательно,   это сильно повышает мотивацию обучения, создает положительный фон отношения к школе в целом.   Мы с ребятами выпустили несколько журналов. Такая форма работы помогла ученикам посмотреть на свои способности со стороны, оценить себя, убедиться, что в каждом заложено творческое начало, только надо увидеть его, открыть себя.        С помощью уроков русского языка и литературы учащиеся познают мир и многообразие его проявлений. Сам ребёнок не в состоянии увидеть это. Ему должен   помогать   учитель.   То,   что   кажется   нам   порою   само   собой разумеющимся,   для   ребёнка   может   быть   целым   открытием,   откровением. Поэтому важно вовремя увидеть это желание познания и помочь его реализации. В результате работы учащиеся, которые при выходе к доске теряли дар речи, пусть шепотом и неуверенно, но начали говорить. Школьники учатся сами выражать   свои   мысли,   доказывать   свою   точку   зрения,   и   слушать   своих одноклассников.   Качество   как   письменной,   так   и   устной   речи   постепенно улучшается. Опыт   использования   на   практике   описанных   выше   приёмов   образного обобщения материала на уроках русского языка показывает, что они являются оптимальными при изучении правил русского языка. Их применение позволило: • активизировать   интерес   к   изучению   русского   языка   и   повысить познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время; • повысить качество знаний по русскому языку. • повысить грамотность при выполнении проверочных и контрольных работ. • повысить   желание   создавать   творческие   работы.   Результативность использования   вышеописанных   подходов   к   организации процесса обучения приводит   к     положительной   динамике     результатов     учебной   деятельности учащихся. Таким   образом,   применение   образного   обобщения     на   уроках   русского языка и литературы позволяет эффективно управлять дидактическим процессом, включающим в себя организацию деятельности обучаемого и контроль над этой деятельностью. Данная методика, используемая мной в педагогической работе, оказалась   эффективной,   что   подтверждается   результатами   олимпиад   и конкурсов.   Качество   знаний   также   повысилось,   и   при   этом   снизилась заболеваемость   детей,   что   позволяет   говорить   о   правильном   направлении   в преподавании русского языка и литературы.

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах

Образное обобщение на уроках русского языка в 5-7 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018