ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ЕГО МУЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 13.doc

Урок ___ ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ЕГО МУЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

11 класс                                                                                                                                                                                                Дата______________

Общие цели: рассказать об образовании СССР; назвать и охарактеризовать выбор путей объединения.

Вспомогательные цели: с опорой на материал учебника § 15 назвать предпосылки и причины образования СССР; прора­ботать варианты создания единого государства; с помощью ма­териалов учебника дать оценку каждому из вариантов; назвать цели советской внешней политики в 1920-е гг.

Дополнительные цели: сравнить предложенные варианты создания единого государства; определить, насколько они соот­ветствовали задачам, стоящим перед советскими республиками; охарактеризовать цели советской внешней политики в 1920-е гг.; установить связи внешней политики с внутриполитическим и экономическим развитием страны.

Основные понятия и термины: план автономизации, «бе­лая эмиграция», Советская Республика, временная стабилизация положения в капиталистическом мире, «дух Рапалло», автоно­мия, федерация.

Важнейшие даты и события: 30 декабря 1922 г. - образо­вание СССР; 31 января 1924 г. - принятие Конституции СССР.

Оборудование: карта «Образование СССР».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. тест.

2. беседа по вопросам:

- Советская Россия после Гражданской войны.

- Новая экономическая политика.

- Первые итоги новой экономической политики.

- Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков.

II. Изучение нового материала.

            План

1. Предпосылки создания СССР.

2.     Образование Союза Советских Социалистических Республик.

3.    Международное положение СССР после Гражданской вой­ны. Белое движение и Коминтерн.

4.       Европейская политика СССР в 1920-е гг. Генуя и Рапалло.

1. Предпосылки создания СССР.

С целью актуализации знаний организуется беседа   по вопросам:

-    Каким было положение «национальной охраны» в Россий­ской империи?

-    В чем проявился имперский характер национальной поли­тики царского времени?

-    Какие последствия для судьбы Российской империи имели события 1917 г и Гражданской войны?

-    Как предлагало решить национальный вопрос большевист­ское руководство с первых дней Советской власти?

Автономия - самоуправле­ние, право самостоятельного решения внутренних вопро­сов какой-либо частью госу­дарства. План «автономизации» (И. В. Сталин, С. Орджоникид­зе, Ф. Э. Дзержинский и др.)

Федерация - союзное государ­ство, состоящее из государст­венных образований, обладаю­щих юридической и политиче­ской самостоятельностью. План создания союзного госу­дарства (В. И. Ленин и др.)

Работа с картой:

-    Проследите по карте «Образование СССР», какие респуб­лики вошли в состав СССР в 1922 г.

-    Какую получили выгоду и имели ли потери республики, вошедшие в состав СССР?

3. Международное положение СССР после Гражданской войны. Белое движение и Коминтерн.

  необходимость защиты и освоения огромного жизненного пространства;

  уверенность в наличии быстрых и простых путей решения сложных проблем;

  враждебность империалистических держав к СССР и необ­ходимость использования их взаимных противоречий;

  политика баланса сил;

  недоверие к империалистическим странам;

  стремление обеспечить национальную безопасность и ста­бильный торговый обмен.

- укажите основные направ­ления внешней политики СССР.(СССР и-Коминтерн; -советско-германское; западноевропейское; дальневосточное.)

«Междуна­родное положение СССР после Гражданской войны».

   После окончания Гражданской войны и иностранной ин­тервенции советское правительство продолжало рассматривать страны Запада в качестве враждебных государств.

   Создаются условия для активного сотрудничества Совет­ской России со странами Востока.

   Советская Россия поддерживает национально-освободительное движение народов Востока.

   Проявляется стремление большевиков использовать анти­колониальную и национально-освободительную борьбу народов Востока для падения системы империализма.

    1920-1921 гг. - подписание мирных договоров с Финлян­дией, Эстонией, Латвией, Литвой, Турцией, Ираном, Афгани­станом, договора о дружбе с Монголией.

    Стремление прибалтийских государств опереться на Со­ветскую Россию в противовес усилившемуся давлению на них ведущих держав Западной Европы.

    Стремление Советской России выйти из международной изоляции.

    Заинтересованность Советской России в получении фи­нансовой и материально-технической помощи ведущих стран Запада для восстановления разрушенной в годы революции и Гражданской войны экономики.

    28.10.1921 г. правительство РСФСР направило правитель­ствам США, Англии, Франции, Италии и Японии ноту о своей готовности к экономическому сотрудничеству на основе при­знания финансовых долгов царской России и компенсации за национализированную собственность иностранцев в Советской России.

1921 г. - торговое соглашение с Великобританией и Герма­нией.

4. Европейская политика СССР в 1920-е гг. Генуя и Рапалло.

  Поступает приглашение делегации Советской России на международную экономическую конференцию в Геную в апреле 1922 г.

  Глава советской делегации Г. В. Чичерин заявил на конфе­ренции о готовности признать долги царского и Временного правительства и компенсировать гражданам потерю собствен­ности в России путем сдачи в концессию или аренду ранее при­надлежавших им предприятий при условии политического при­знания Советской России и выделения ей кредитов.

   Страны бывшей Антанты в качестве условия признания Советской России потребовали от нее немедленной выплаты 18 млрд рублей долга, после чего согласились вести переговоры о выделении кредитов.

   Советская делегация выдвинула контрпретензии, потребо­вав выплаты от стран Антанты 39 млрд рублей за ущерб, нане­сенный России в результате их интервенции.

   Переговоры зашли в тупик и были отложены на неопреде­ленный срок.

-    Какие обстоятельства толкнули Россию и Германию к за­ключению договора?

-    Какие вопросы находились в центре внимания договари­вающихся сторон?

-    Какой была реакция мировых держав на договор в Рапалло?

Почему произошло российско-германское сближение?

Российско-германское сближение выразилось в обоюдном стремлении к разрыву международной изоляции, в которой ока­зались Советская Россия и Германия:

-    стремление Германии разорвать единый антигерманский фронт, сложившийся после Первой мировой войны;

-    отказ стран бывшей Антанты уменьшить размер репара­ций, взимаемых с Германии;

-    стремление Германии наладить экономическое сотрудни­чество с Советской Россией для восстановления своей экономики;

-    стремление Советской России расколоть единый антисо­ветский фронт.

III. Закрепление изученного материала.

Работа с картой:

1)      Покажите на карте территории, входившие в состав РСФСР.

2)     Покажите на карте республики, подписавшие договор об образовании СССР 30 октября 1922 г.

3)     Покажите на карте страны, заключившие договоры с Со­ветской Россией в 1920-е гг.

Домашнее задание.

§ 15. Знать новые понятия, даты, события. Письменно ответить на вопросы № 3, 5.

Подготовить сообщение: «Иосиф Виссарионович Сталин».