«Образование в условиях кризиса: проблемы, пути решения, перспективы развития»

  • doc
  • 30.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Образование в условиях кризиса проблемы, пути решения, перспективы развития».doc

Тема «Образование в условиях кризиса: проблемы, пути решения, перспективы развития»

Автор: Незнахина Татьяна Григорьевна, учитель МБОУ−Теренгульская СОШ, п. Теренгуль, Новосибирская область.

Описание материала: данная работа будет полезна тем, кто интересуется проблемами современного образования. Ее можно использовать для самообразования.

Цель: привлечь внимание к проблемам современного образования.

 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро.

        В наш век советское образование, которое считалось в своё время одним из лучших в мире, сегодня безнадежно устарело. Советская модель образования не способна в полной мере удовлетворять потребности быстро меняющейся действительности. Очевидно, мы понимаем, что традиционная система образования находится в кризисе. Существует большое количество проблем образования.

        Несмотря на то, что я являюсь учителем географии, хотелось бы заметить, что одной из главных проблем российского образования является низкий уровень читательской грамотности среди обучающихся. Навык чтения − это фундамент всего последующего образования. Проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, письменная речь. Мы наблюдаем, что в настоящее время, когда господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, телефоны, дети всё больше и больше теряют интерес к чтению художественных произведений, и тем более научных. Казалось бы, научить детей правильному, беглому, сознанному, выразительному чтению, а главному, любви к книге − одна из главных задач начального обучения. Но, как мы видим, учителям начальных классов тоже с трудом удаётся справиться с данной задачей. Особое место в формировании любви к чтению занимает, в первую очередь, семья. По линии классного руководства в нашей школе учителя посещают семьи на дому. Приходится констатировать печальный факт, что у очень малого количества семей есть дома хоть какие-то книги, хотя по данным социологических опросов, их должно быть не менее 250. Это говорит о том, что родители тоже не читают и, соответственно, не привлекают к чтению своих детей. Поэтому очень много ребят приходит из начальной школы плохо читающими, не умеющими работать с текстом.

 Слайд 2 По словам Президента, «общая тревога − это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодёжи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание».

О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры, смещение, искажение ценностных ориентиров и скудность современного разговорного языка.

Для достижения обозначенных целей и задач сегодня активно развивается сотрудничество семьи, детских образовательных учреждений и детской библиотеки.

Слайд3  Семья, где не читают книг, − семья духовно неполноценная. Эти слова принадлежат писателю П.А.Павленко.

В своей практике сталкиваешься со следующими проблемами:

−скудный словарный запас ребёнка;

−дети имеют низкую скорость чтения;

−не понимание смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

−не умение извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

−затруднение в краткости пересказать содержание.

Проблемы с чтением влекут за собой и проблемы в изучении всех школьных предметов. Все эти проблемы связаны с ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, Итоговыми контрольными работами. Таким образом, чтобы хоть как-то компенсировать этот недостаток, на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию навыков смыслового чтения. На практике мною ведётся работа с текстом как источником географических, картографических знаний. Текст выступает и как источник информации, и как средство воспитания и развития обучающихся.

Задача учителя − обучение детей грамотному смысловому чтению. Одно из требований реализации ФГОС − формирование познавательных УУД. В учебниках это поиск и выделение информации; осознанное и произвольное построение высказываний; выбор эффективных способов решений; смысловое чтение; рефлексия, контроль и оценка процесса и результата.

Выделяют следующие уровни смыслового чтения:

−поиск информации;

−понимание прочитанного;

−преобразование информации;

−интерпретация информации;

−оценка информации.

Я на уроках с учениками никогда не читаю весь параграф (не интересно, да и не нужно). Выделяю для чтения из параграфа ту часть текста, которая раскрывает наиболее важную информацию, на этом же уровне прошу найти ту часть текста, или вывод, или глазами быстро пробежать абзац и найти ответ на вопрос. Воспроизвести ответ, и никаких кратких ответов, только полным предложением, пример: что такое климат территории? Климат территории − это характерный для неё многолетний режим работы. Этот приём способствует и развитию устной речи.

У развитого читателя должны быть сформированы следующие умения:

−целиком основанные  на тексте, извлекать из текста информацию и строить на её основании простейшие суждения;

−находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

−найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

−основываясь на тексте, сделать простые выводы;

−основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Учитель должен научить вдумчиво читать, а значит, анализировать, сравнивать, сопоставлять и оценивать знакомую и новую информацию, чтобы ребёнок не утонул в море информации.

В рамках данной проблемы в нашей школе проводится ШМО, где совместно с учителями филологии советуемся и намечаем пути решения данной проблемы. Все методические объединения в школе метапредметные. В одном из таких объединений я являюсь руководителем. В него входят учитель химии и биологии, учитель географии, ИЗО и музыки, учитель технологии, информатики и физики.

На одном из таких объединений мы разработали Единые подходы и требования к обучению в МБОУ-Теренгульской СОШ, которые могут использоваться и в других общеобразовательных организациях. Приведу примеры из этих требований:

1. Единые требования к объяснению у всех учителей (если новый материал имеет необходимую межпредметную основу, обсудить подачу материала с учителями нужных предметов).

2. Обсуждение на ШМО всех возникающих вопросов и проблем (ШМО − метапредметные).

3. Отрабатывать навыки смыслового чтения на всех уроках (в разных вариантах и на разных предметах отрабатывать понимание смысла прочитанного текста, части текста, абзаца и т.д.; перед прочтением обязательная постановка вопроса).

4. Обработка точности и чёткости понимания задания (особенно, если задание состоит из двух частей, выяснить, как ребёнок понял смысл самого задания).

5. Задействовать ГПД − чтение на уроках.

6. Самостоятельное чтение на выходных (по возможности, особенно в начальной школе).

7. Самочтение на уроках в начальной школе (перед началом − вопрос).

8. Обработка терминов по предмету (без понимания и знания терминологии, обучающийся не понимает смысл задания или вопроса).

9. Приводить аргументы и доказательства своей точки зрения (выработка умения рассуждать).

10. Работа по алгоритму, инструкции, плану (сочинение, лабораторные, практические работы, проекты и т.д.).

11. Ответы на задания (особенно в задачах) полные и развёрнутые (не только числа и наименования), а чёткий развёрнутый ответ на вопрос.

12.  Устные развёрнутые ответы вслух, в том числе у доски.

13.Оценивание устных и письменных ответов согласно требованиям к отметкам по каждому предмету (должны быть у всех учителей).

Для развития умений смыслового чтения наиболее эффективно применение следующих педагогических технологий:

−технология развития критического мышления;

−технология проведения дискуссий;

−технология дебатов;

−исследовательская деятельность обучающихся;

−технология проблемного обучения;

−проектная технология;

−игровая технология;

−информационно-коммуникационная технология;

−здоровьесберегающая технология;

−личностно-ориентированная технология.

 

При использовании на уроках указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

 

Закончить мне хотелось бы следующими словами известного педагогического деятеля В.А. Сухомлинского: «Чтение − это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что любые преобразования необходимо проводить с учетом мнения педагогической науки и других, смежных с ней наук.