Образование варварских королевств
Оценка 4.9

Образование варварских королевств

Оценка 4.9
docx
29.12.2020
Образование варварских королевств
Образование варварских королевств.docx

Тема: Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках.

Цели: объяснить процесс образования варварских королевств, познакомить с системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.

Планируемые результаты:

предметные: научиться рассказывать о важнейших событиях становления средневековой Европы, используя основные и дополнительные источники информации; исследовать факторы, усилившие власть Хлодвига; расширять опыт оценочной деятельности на основе изучения роли и значения христианства; давать образную характеристику Хлодвига, Меровингов;

метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; разработать информационный проект «Средневековый монастырь»;

личностные УУД: формировать и развивать творческие способности через активные формы деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Организация христианской церкви»; карта «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Мотивационно-целевой этап.

-        Почему Средние века называют средними?

-        Какие две точки зрения об эпохе Средних веков существуют у историков?

-        По каким источникам можно изучать Средневековье?

-        Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга». На уроке нам предстоит понять смысл этих слов.

3.      Актуализация знаний

— Что вы помните об образе жизни германцев из курса истории Древнего мира?

— Какие варварские народы нападали на Римскую империю в V в.?

— Какие из них захватывали Рим?

— Как вели себя германцы на захваченных землях империи?

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

(Ученики определяют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

1.      Франки захватывают Галлию.

2.      Как Хлодвиг управлял государством.

3.      Как росли владения знати.

Формулирование проблемных вопросов урока.

-        Почему произошло образование королевских государств?

-        Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то момент застыли, взирая друг на друга». Как можно объяснить эти слова?

4.      Работа по теме урока

1. Франки захватывают Галлию

В IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины и на территории Римской империи создавали свои государства. Этот процесс получил название Великое переселение народов. Именно с этого времени ведет свой отсчет история Средних веков.

Задание: работая с картой «Римская империя и Великое переселение народов» с. 13, определите направления расселения германцев и назовите образованные ими государства.

(Проверка выполнения задания и запись в тетрадь: королевство вандалов, вестготов, остготов, франков, англов и саксов)

Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, так как их привлекали ее плодородные равнины. В конце V в. среди франкских вождей выдвигается Хлодвиг из династии Меровингов.

Династия – ряд правителей из одного рода или одной семьи, сменявших друг друга на престоле.

Франки в 486 г. в упорном бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

Задание: прочитайте документ «Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей» и ответьте вопросы.

— Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?

— Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?

— Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?

(Ученики выполняют задание.)

-        Таким образом, власть военного вождя переходит в королевскую власть. Случай с драгоценной чашей показывает, что Хлодвиг, пользуясь поддержкой дружины, мог без суда убить своего подданного – рядового воина.

Вскоре франки отвоевали у вестготов юг страны, покорили другие германские племена к востоку от Рейна. Около 100 000 свободных франков расселились по соседству с местным населением. Они расчищали и распахивали пустующие земли. Хлодвиг с дружиной присвоил огромные владения.

2. Как Хлодвиг управлял государством

В конце V в. возникло государство франков, во главе которого встал Хлодвиг. Он стал главным правителем Франкского государства.

Мы сейчас должны сравнить систему управления франками.

Работая с текстом п. 2 § 1, исследуйте систему управления франками в период племенного вождизма сравните с  управлением в период королевства франков.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Король:

ü  Королю подчинялось население всей страны в военное и мирное время

ü  Дружина стала постоянной военной силой

ü  Важные решения король принимал сам, советуясь только со знатными людьми

ü  На местах король назначал графов — правителей из близких ему людей

ü  Составлен первый сборник законов франков «Салическая правда»

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

Власть короля

Власть племенного вождя

основана на принуждении

наследственная власть

распространяется на жителей всей страны

армия — дружина

суд по писаным законам

основана на авторитете

выборная власть

распространяется на жителей одного племени

армия — народное ополчение;

суд народного собрания

 

3. Как росли владения знати

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов. Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых проживали 6-8 млн человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собственностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатные франки становятся крупными землевладельцами.

В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?

Задание: класс делится на четыре группы, каждая из которых знакомится с дополнительным материалом и готовит небольшие этюды.

Общее задание:

— назовите и охарактеризуйте пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян;

— укажите последствия этого процесса.

(группам раздаётся дополнительный иматериал)

 (Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян:

ü  Отдача под покровительство

ü  Захват земли силой

ü  Пожалования короля

ü  Закабаление за долги

Последствия:

ü  Рост крупных земельных владений знати и церкви.

ü  Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы.

Перед смертью Хлодвиг разделил Франкское королевство между четырьмя сыновьями.

Основные последствия раздела государства франков:

-        войны потомков Хлодвига;

-        разорение земледельцев.

-        ослабление королевской власти.

Власть Меровингов слабела, а знать усиливалась. Особенно влиятельными стали управляющие дворцом – майордомы, власть которых простиралась далеко за пределы дворца.

К внутренним проблемам прибавилась и внешняя угроза: арабы, завоевав Пиренейский полуостров, угрожали франкам.

В такой момент страна нуждалась в сильной власти, и ее взял на себя майордом Карл. Он разбил арабов в битве при Пуатье в 732 году, за что получил прозвище «Мартелл» (молот). Но преследовать врага и захватить богатую добычу он не смог, поскольку для этого была нужна тяжелая конница.

Конница стала к тому времени самой грозной военной силой.Однако снарядить достаточно многочисленную конницу стоило очень дорого. Данные о стоимости вооружения и боевого коня есть в документах от VI в.: боевой конь и полное вооружение всадника (меч, копье, щит, броня, шлем) стоили столько же, сколько 15 коров — стадо, которое могло кормить целую деревню. В VIII в., видимо, эта цена была еще больше. И вот перед Карлом встали такие проблемы:

1.      Достоинства тяжеловооруженной конницы очевидны, но содержать коня под силу только крупному землевладельцу.

2.      Землевладельцы, получившие земли от Меровингов, служить майордому не хотят.

3.      Меровинги, раздав все земли, утратили власть.

Что делать?

Карл Мартелл стал раздавать своим воинам земли вместе с обрабатывавшими их крестьянами. На доход от этих земель владелец мог приобрести боевого коня, дорогостоящее вооружение и заниматься военным делом, не отвлекаясь на ведение хозяйства. Земли для раздачи майордом отобрал у знати и у церкви. Проблема была в том, что землевладельцы могли со временем отказаться нести за нее военную службу.

Но Карл нашел выход. Он стал отдавать землю не в полную собственность, но лишь пожизненно и при условии, что владелец будет нести военную службу – на коне и в полном вооружении. У тех, кто нарушал эти условия, землю отбирали. Это служило определенной гарантией долговременной службы тех, кого правитель наделял землей.

Такое земельное пожалование получило название бенефиций (с лат. благодеяние) - пожалование земли пожизненно и на условии несения военной службы.

Военную реформу Карла Мартелла часто называют бенефициальной.

Со временем бенефиции стали передаваться по наследству при условии, что новый владелец несет ту же службу. Такое земельное владение стало называться феод земельное владение на условии несения военной службы. А владельца феода стали называть феодалом.

Сын Карла Мартелла Пипин, прозванный за маленький рост Коротким, пошел еще дальше. Заручившись поддержкой папы римского (главы церкви в Зап. Европе),  в 751 году был провозглашен королем франков. Т.о. закончилась династия Меровингов. А для новой династии, могущественной, но не обладавшей авторитетом потомков Хлодвига, важно было создать дополнительные опоры своей власти, и здесь огромную роль сыграла санкция папы римского, а также церемония помазания на царство, которой во Франкском королевстве впервые удостоился именно Пипин. Но Пипин Короткий не остался в долгу. Победив напавших на Рим лангобардов, он передал их земли папе (показать на карте с.18). Эта сделка получила название «Пипинов дар». Так возникло Папское государство, которое просуществовало более 1000 лет, а его осколком сегодня является Ватикан в Риме.

5.      Подведение итогов урока

-        Представьте, что франка обвиняют в краже коня, но он ни в чем не виноват. Прочитайте дополнительный текст на с. 16 учебника и расскажите, как будет вести себя франк на суде. Чем будет отличаться его поведение от поведения на судебном процессе в наши дни?

— Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Почему? При ответе используйте исторический документ.

Когда Хлодвиг расправился с вождями, он собрал своих приближенных и стал жаловаться: «Горе мне, я остался как странник среди чужих и не имею родственников, которые могли бы подать мне помощь, если бы случилось несчастье». «Но он это говорил, — пишет летописец, — не потому, что горевал об их смерти, а по хитрости, рассчитывая, не сможет ли он случайно найти кого-либо из родственников, чтобы и его лишить жизни».

6.      Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание (дифференцированное)

§1вопросы и задания

 

Дополнительный материал для первой группы

Захват земли силой

Знатный франк во главе отряда дружинников приближается к деревушке. Вот лес поредел, показались крестьянские хижины, окруженные частоколом. По приказу своего начальника дружинники согнали крестьян на площадь.

— Кому принадлежит эта деревня? Кто ваш господин? — грозно спрашивает пришелец.

— Над нами нет господина. Мы свободные люди! — слышатся возгласы общинников.

— Этого не может быть! Если у вас нет господина, я теперь буду вашим господином. Эта земля отныне моя, и лес теперь мой, и река моя. А вы будете моими людьми!

Крестьяне слушают эти слова, понурив головы, спины их сгорблены. В одно мгновенье они потеряли свободу. Многие в отчаянии обращают взоры к небу, ожидая помощи от Бога. Но напрасны их мольбы и стоны. Крестьяне бессильны перед хорошо вооруженными дружинниками их нового господина. Лица дружинников суровы, их руки сжимают оружие; они готовы броситься на крестьян при малейшей попытке к сопротивлению.

 

 

 

Дополнительный материал для второй группы

Отдача под покровительство

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. В отчаянии он обращается за «помощью» к одному из сильных соседей. Вот он приходит в усадьбу к графу. Долго ждет общинник, пока граф соблаговолит выйти из дома. Наконец хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит:

— Господин, возьми меня под свою защиту. Буду служить тебе своим имуществом и своим трудом.

— Хорошо, — надменно произносит граф, — ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты должен обрабатывать участок моего поля около леса, а к Рождеству и на Пасху приносить барана и двух кур.

И крестьянин подписывал грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина.

 

 

Дополнительный материал для третьей группы

Закабаление за долги

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. И тогда он идет к знатному соседу и просит у него в долг до следующего урожая зерна.

— Хорошо, я дам тебе в долг, но вернешь ты все с процентами. Соглашается общинник, но засуха уничтожила весь урожай. И тогда крестьянин подписывает грамоту, в которой обязуется работать на поле феодала и отдавать часть урожая своему господину.

Дополнительный материал для четвертой группы

Пожалования короля

В королевском указе сказано, что пришел его посланец в селение Конрат на реке Марне и в присутствии многих свидетелей передал это селение посланцам епископа Гинкмара.

— Почему короли делали такие подарки епископам?

— Какой способ закрепощения крестьян отражен в этом факте?

 

 

Дополнительный материал для четвертой группы

 

В королевском указе сказано, что пришел его посланец в селение Конрат на реке Марне и в присутствии многих свидетелей передал это селение посланцам епископа Гинкмара.

— Почему короли делали такие подарки епископам?

— Какой способ закрепощения крестьян отражен в этом факте?

 

 

 

 

 

Дополнительный материал для первой группы

 

Знатный франк во главе отряда дружинников приближается к деревушке. Вот лес поредел, показались крестьянские хижины, окруженные частоколом. По приказу своего начальника дружинники согнали крестьян на площадь.

— Кому принадлежит эта деревня? Кто ваш господин? — грозно спрашивает пришелец.

— Над нами нет господина. Мы свободные люди! — слышатся возгласы общинников.

— Этого не может быть! Если у вас нет господина, я теперь буду вашим господином. Эта земля отныне моя, и лес теперь мой, и река моя. А вы будете моими людьми!

Крестьяне слушают эти слова, понурив головы, спины их сгорблены. В одно мгновенье они потеряли свободу. Многие в отчаянии обращают взоры к небу, ожидая помощи от Бога. Но напрасны их мольбы и стоны. Крестьяне бессильны перед хорошо вооруженными дружинниками их нового господина. Лица дружинников суровы, их руки сжимают оружие; они готовы броситься на крестьян при малейшей попытке к сопротивлению.

 

 

Дополнительный материал для второй группы

 

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. В отчаянии он обращается за «помощью» к одному из сильных соседей. Вот он приходит в усадьбу к графу. Долго ждет общинник, пока граф соблаговолит выйти из дома. Наконец хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит:

— Господин, возьми меня под свою защиту. Буду служить тебе своим имуществом и своим трудом.

— Хорошо, — надменно произносит граф, — ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты должен обрабатывать участок моего поля около леса, а к Рождеству и на Пасху приносить барана и двух кур.

И крестьянин подписывал грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина.

 

 

 

Дополнительный материал для третьей группы

 

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. И тогда он идет к знатному соседу и просит у него в долг до следующего урожая зерна.

— Хорошо, я дам тебе в долг, но вернешь ты все с процентами. Соглашается общинник, но засуха уничтожила весь урожай. И тогда крестьянин подписывает грамоту, в которой обязуется работать на поле феодала и отдавать часть урожая своему господину.

 


 

Тема: Образование варварских королевств

Тема: Образование варварских королевств

В IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины и на территории

В IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины и на территории

Как росли владения знати После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось

Как росли владения знати После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось

Но Карл нашел выход. Он стал отдавать землю не в полную собственность, но лишь пожизненно и при условии, что владелец будет нести военную службу –…

Но Карл нашел выход. Он стал отдавать землю не в полную собственность, но лишь пожизненно и при условии, что владелец будет нести военную службу –…

Дополнительный материал для второй группы

Дополнительный материал для второй группы

Дополнительный материал для первой группы

Дополнительный материал для первой группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020