Как образуется повелительное наклонение глагола.
Цель: закрепить умения образовывать глаголы в повелительном наклонении; тест по пройденным темам.
Словарная работа.
ТовАрищ - исконное товар,
Буквально - «компаньон по торговле»
товАрищеский
товАрищество
Товарищ – человек, близкий кому-то по взглядам, деятельности; друг.
Надёжный товарищ. Вчера прошёл товарищеский матч между командами России и Грузии.
Комментированное письмо.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай отца и мать. Они дали тебе жизнь, воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
(В.А. Сухомлинский)
Р.р. О чём этот текст? Согласны ли Вы с Сухомлинским? Каким человеком он призывает быть? Найдите глаголы с повелительным наклонением. Как образуется повелительное наклонение глагола?
Дети: отвечают.
Учитель: т всех ли глаголов можно образовать повелительное наклонение? Есть глаголы, повелительное наклонение которых нужно запомнить, чтобы не допускать ошибок.
Упражнение 618 (устно).
Задание: придумайте предложения (устно) с формами повелительного наклонения.
Письмо по памяти.
Б…регите дру… друга
Д…бротой согр…вайте
Б…регите дру… друга
Об…жать (не) д…вайте
Б…регите дру… друга
Суету н… забуд(?)те
И в м…нуту досуга
Рядом с другом п…буд(?)те.
(О. Высотская)
Р.р. Какова идея данного стихотворения? Какая строчка повторяется несколько раз? Найдите глаголы в повелительном наклонении. Как они образованы?
Собери пословицу.
1. (Не) сп…ши языком, _____________________
2. Не друга, так ищи, а н…шёл, _________________
3. (Не) имей сто рублей, а __________________
4. Век ж…ви, ______________________
5. (Не) узнавши броду, __________________________
(имей сто друзей, торопись делом, не суйся в воду, так береги).
Р.р. Чему учат пословицы? Объясните, как Вы понимаете их смысл?
Дети: отвечают.
Свободный диктант.
Задание: послушайте советы, которые М. Цветаева адресовала своим детям. Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее важные? Запишите по памяти их.
Не стесняйтесь уступать старшему место в трамвае. Стыдитесь – не уступить.
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы – протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут – свой останется.
Увидев на дороге камень – уберите. Представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос. Уберите.
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будите ими.
Дети: отвечают.
Учитель: как образуется повествовательное наклонение глагола?
Итоги.
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.