Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7 имени Башилова И.Я.»
Образовательная практика
«Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития»
Автор: Боровик Наталья Викторовна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории
2024-2025 уч.год
г. Красноярск
Речевая деятельность занимает особо место в системе психических процессов человека. Выполняя функцию общения, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организации всей психической жизни, влияет на развитие личности и обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде.
Связная речь играет важнейшую роль в процессе воспитания и образования детей, поскольку является неотъемлемым инструментом для получения знаний и контроля над ними. Уровень развития связной речи, включая умение предоставлять развернутые ответы на вопросы и самостоятельно выражать свои мысли, оказывает прямое влияние на успехи учащихся в учебном процессе. Все эти навыки и действия, которые относятся к образовательной сфере, становятся определяющими факторами успеха в школе.
У младших школьников с задержкой психического развития присутствуют специфические особенности развития связной речи – она формируется позже, словарный запас ограничен, нарушены словообразовательные механизмы и грамматическое структурирование, логика речевого высказывания, временные и причинно-следственные связи. Все это приводит к тому, что, во-первых, происходит отставание формирования собственно речевой и интеллектуальной деятельности, а также возникают сложности в овладении учебными навыками. Все это обуславливает актуальность и необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Нейрокоррекционные методы и приёмы могут быть Эффективным способом улучшения умения детей с ЗПР говорить связно, так как происходит воздействие на развитие всех психических процессов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи.
Цель: формирование связной речи и развитие умения логично и содержательно выражать свои мысли.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
· формирование навыков построения связных монологических высказываний;
· обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
побуждать детей высказывать собственное отношение к тому или иному событию, явлению, направлять их внимание на содержание высказываний.
· Обеспечить развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
· Способствовать развитию навыков речевого общения и речевой коммуникации.
· формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);
· развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
Согласно имеющимся данным, дети с ЗПР составляют около половины неуспевающих учеников начальных классов. Исследования показывают, что перед началом школьного обучения у них отсутствуют необходимые интеллектуальные навыки и знания, необходимые для успешного усвоения учебной программы.
Вследствие недостаточной сформированности психических процессов у младших школьников с задержкой психического развития возникают трудности в усвоении учебной деятельности и формировании учебных умений, таких как планирование работы, контроль деятельности и способы достижения учебных целей [6].
Связная речь играет важную роль в развитии детей, так как позволяет им активно участвовать в познавательной деятельности и перенимать знания, уже известные собеседнику и пока неизвестные ему самому.
При возникновении трудностей с усвоением правил словообразования и словоизменения у детей, им необходимо оказывать своевременную коррекционную помощь, так как усвоенные дефектные грамматические и стилистические конструкции затормаживают развитие связной речи. Однако при этом следует учитывать индивидуальные возрастные, речевые и психоэмоциональные особенности детей, обучая их грамматическим конструкциям, доступным для их возраста.
В настоящее время все больше детей страдает от нарушений речи, которые часто сочетаются с дефицитарностью других ВПФ.
Системное речевое недоразвитие, наблюдаемое у детей с ЗПР, как правило, сочетается с отставанием развития ряда психических функций, что требует от коррекционных специалистов дифференцированного подхода в выборе методов и приемов для развития действий, обеспечивающих способность ребенка с ЗПР к полноценной вербальной коммуникации с окружающими людьми.
Диагностика уровня речевого развития по методике О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой «Методика определения уровня речевого развития детей».
Критерии оценки развития речи
Критерии |
Низкий уровень |
средний |
высокий |
Сформированность лексической системности |
Не может назвать знакомые предметы, не может определить их назначение, затрудняется дать толкование предложенных слов |
Может назвать знакомые предметы, определить их назначение, затрудняется дать толкование предложенных слов |
Может назвать знакомые предметы, определить их назначение, дать толкование предложенных слов |
Грамматическая компетенция |
Допускает многочисленные ошибки и аграмматизмы |
Присутствуют некоторые ошибки при словообразовании, построении синтаксических конструкций |
Без ошибок образовывает новые слова, правильно строит грамматические конструкции |
Фонологические навыки |
Фонематическое восприятие, анализ, синтез не развиты, речь не выразительна, монотонна |
Присутствуют некоторые нарушения |
Развит фонематический анализ и синтез, речь выразительно, сохранен правильный темп и ритм |
Сформированности речевого высказывания |
Не может составить связный рассказ по картинке, описывает все отдельными словами |
Составляет рассказ с помощью педагога |
Составляет развернутый связный рассказ по картинке |
В целях исследования связной речи младших школьников использовались задания методики В. П. Глухова, а также наглядный материал Т.Б. Филичевой.
Методика включала следующие направления:
Задание |
Материал: серия картинок |
Инструкция |
1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). |
Мальчик поливает цветы Девочка ловит бабочку Мальчик ловит рыбу Девочка катается на санках Девочка везет куклу в коляске. |
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?"). |
2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. |
Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".
|
Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей. |
3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. |
знакомая детям сказка: "Рукавичка". |
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи. |
4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. |
Серии картинок по сюжетам Н. Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. |
Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. |
5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. |
|
ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "Наш класс") и дается план рассказа. |
6. Составить описательный рассказ. |
детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. |
Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п. |
7. Закончи рассказ |
Цель задания: выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал. |
ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение. |
Каждое задание оценивается по 5-бальной шкале.
Проанализировав результаты, мы увидели, что уровень развития связной речи у школьников с ЗПР значительно ниже, чем у школьников с речевой нормой, это говорит о том, что необходимо проводить целенаправленную работу по связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Во время разработки методики мы пользовались следующими специальными принципами организации коррекционно-развивающей работы:
– учет этапности овладения речевой деятельностью в онтогенезе;
– учет связи развития речи и остальных высших психических функций, таких, как восприятие, внимание, память, мышление;
– построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей;
– системное воздействие на все компоненты речевой функциональной системы;
– опоры в виде речи педагога;
– использование различных по модальности средств наглядности;
– учет заданий обучения по содержательным линиям развития ребенка по типовой программе.
Задачи коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие у младших школьников с ЗПР связной речи:
– сформировать и закрепить навыки речевого общения и речевой коммуникации;
– сформировать умение и навыки построения связной диалогической и монологической речи;
– развивать навыки контроля и самоконтроля над построением связных высказываний;
– целенаправленно влиять на активизацию и развитие ряда психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия);
– формировать способность к планированию развернутых связных высказываний,
– научить правильно оформлять связные высказывания, используя многообразие лексем, грамматических средств словообразования, словоизменения и различные по структуре синтаксические конструкции.
Система коррекционной работы по формированию связной речи младших школьников с ЗПР содержит разделы, предусматривающие овладение указанной категорией детей диалогической и монологической связной речью:
– пересказ рассказа;
– построение сложных форм диалога по наглядной опоре (развернутой, схематической);
– составление сложных форм диалога в смодулированной ситуации;
– составление связных высказываний по наглядному восприятию);
– воспроизведение прослушанного текста;
– составление рассказа – описания;
– рассказы с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.).
Коррекционная работа предусматривала постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (опирающихся на речевой образец) к самостоятельным, строящимся на основе собственного замысла.
Основной формой проведения формирующего обучения являются индивидуальные или подгрупповые коррекционные занятия (2-3 ребенка), которые проводятся с периодичностью 2 раза в неделю, продолжительностью от 20 до 30 минут в течение 4 месяцев.
В начале обучения в течение месяца продолжалась подготовительная коррекционная работа, состоявшая из следующих направлений:
– формирование лексического и грамматического базиса связной речи;
– развитие и автоматизация навыков построения предложений различной структуры;
– развитие и закрепление коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Для достижения поставленных задач, на занятиях использовались различные игровые упражнения на составление высказываний по демонстрации действий, ситуационным и сюжетным картинкам; специально подобранные речевые игры и упражнения. Дифференцированный подход в проведении коррекционной работы по формированию коммуникативно-речевой деятельности у детей с ЗПР заключался в выборе методов, приемов и средств коррекционно-развивающего вмешательства в зависимости от степени тяжести и структуры речевого нарушения.
Кроме заданий на формирование различных форм связной речи и компонентов речевой системы, указанных выше, были выделены блоки работы:
1. Нейропсихологический блок. Стимулирование интеллектуального развития и познавательных процессов. Основу коррекционной работы в этом блоке составляли специально организованные формы двигательной деятельности:
1.1. коррекционно-оздоровительная гимнастика. Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: некоторые из них характеризовались заторможенностью, вялостью, другие были наоборот – чрезмерно возбуждены и не могли сосредоточиться. Двигательные упражнения способствовали созданию положительного эмоционального состояния и повышали общий тонус детей на целый день.
1.2. Пальчиковая гимнастика. Включала в себя активные упражнения и игры для пальцев рук, с широким применением игрушек и мелких средств: палочек, колец, цилиндров, маленьких мячей, средств Су-Джок терапии, дидактические игры на развитие сенсомоторики.
1.3. Релаксация. Использовались специальные упражнения, которые способствовали расслаблению мышц рук, ног, лица, туловища. Они позволяли успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является необходимым условием для реализации речевой деятельности.
Коррекционно-развивающая работа 2 блока была направлена на преодоление нарушения артикуляционной и общей моторики. Для этого с детьми проводились специальные артикуляционные упражнения и игры в различных вариациях, в том числе и с функциональной нагрузкой коррекционно-развивающая работа с детьми была ориентирована на преодоление нарушения общей моторики и базировалась на использовании методики игр с мячом.
Эти упражнения способствовали:
– развитию мелкой моторики и ориентирования в пространстве;
– активизации непроизвольного внимания и формировании произвольного внимания;
Для всех детей проводились занятия с элементами логоритмики, предусматривающие сочетание движений, слова и музыки. Средства логоритмики способствуют развитию речевого и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Во время выполнения этих упражнений в игровой форме у детей с ЗПР нормализуются темп движений, устраняется мышечное напряжение, улучшается настроение.
Поскольку без базовых речевой и речевой компетентностей не может быть сформирована коммуникативная, то, в первую очередь, работа с детьми младшего школьного возраста велась в этом направлении. Нами были подобраны игры и упражнения, направленные на формирование фонетической, грамматической и лексической компетенции детей, имеющих низкий уровень сформированности речевой коммуникации, в частности:
Упражнение «Кто лучше слышит»
Цель: сформировать умение ребенка распознавать заданный звук в слове.
Упражнение «Узнай звук в слове»
Цель: сформировать умение ребенка выделять заданный звук в слове.
Упражнение «Придумай слова на определенный звук»
Цель: формировать умение ребенка дифференцировать звуки.
Упражнение «Чего не хватало?"
Цель: сформировать умение ребенка спрягать существительные в родительном падеже множественного числа.
Упражнение "Путаница"
Цель: сформировать умение ребенка правильно употреблять род существительных.
Упражнение «Посчитай сколько?"
Цель: сформировать умение ребенка согласовывать числительное с существительным.
Упражнение "Давай познакомимся?"
Цель: расширить словарь ребенка, научить самопрезентации, преодолеть барьеры в общении, создать атмосферу открытости.
Упражнение «Кто знает больше вежливых слов?"
Цель: обогащение словаря детей вежливыми словами по отношению к детям среднего уровня сформированности коммуникативной компетентности, мы подобрали игры и упражнения большей сложности по сравнению с низким уровнем, в частности:
Игра «выдели слова»
Цель: формировать умение у детей выделять заданный звук из потока слов; развивать фонематический слух.
Игра "Какой звук есть во всех словах?"
Цель: воспитывать у детей умение выделять общий звук на слух из слов.
Упражнение "Спрячь зайчика"
Цель: формировать умение ребенка правильно употреблять предлоги.
Упражнение «Назови предметы»
Цель: сформировать умение ребенка склонять существительные в именительном падеже множественного числа.
Упражнение «Что я вижу»
Цель: сформировать умение ребенка склонять существительные в винительном падеже единственного числа и множественное число.
Упражнение "Эстафета комплиментов"
Цель: расширить словарь ребенка соответствующими словами.
Упражнение "Расскажи о себе"
Цель: расширение словаря детей с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Относительно детей с высоким уровнем сформированности связной речи нами были подобраны следующие методы работы:
– слушание музыки, детских радиопередач;
– скороговорки, чистоговорки на закрепление произношения различных звуков;
– разыгрывание речевых ситуаций, во время которых ребенок становится перед выбором вступить в речевое взаимодействие, или нет; как начать разговор; как закончить; с помощью каких речевых конструктов разрешить конфликт и т.д.
Не менее важным условием формирования связной речи младших школьников с ЗПР, является развитие коммуникативных способностей. Нами были подобраны такие игры и упражнения, а именно:
Упражнение «Этика взаимоотношений»
Цель: формировать умение попросить прощения, корректно отказаться или предложить свою помощь.
Упражнение "взаимное интервью"
Цель: развивать умение правильно задавать вопросы, отвечать по сути заданного вопроса, обогащение словарь ребенка новыми терминами.
Упражнение "Встреча друзей"
Цель: развивать умение вести диалог: сообщить о своих впечатлениях, выразить свои эмоции, задать свои вопросы, привлечь внимание; воспитать дружеские отношения
Упражнение «Поссорились, помирились»
Цель: формировать коммуникативные способности, формировать эмоционально-ценностное отношение к другим.
Упражнение «Привет, дружище»
Цель: активизировать различные формы обращения, научить детей вежливо обращаться друг к другу.
Для развития связности речи были подобраны следующие методы работы:
– привлечение детей к разыгрыванию сюжетов знакомых сказок. Во время данной деятельности дошкольники закрепляли умение вести диалог, учились толерантно общаться со сверстниками;
– искусственные ситуации, побуждающие к коммуникативной деятельности, в частности, «На приеме у врача», «Встреча друзей», «Телефонный разговор».
Для обогащения речи детей формулами речевого этикета нами были использованы такие игры и упражнения:
Упражнение «Вежливость»
Цель: обогащение словаря детей вежливыми словами.
Упражнение "Ласковые обращения"
Цель: обогащать словарь детей ласковыми словами, развивать вежливость, тактичность.
Упражнение "Цепочка комплиментов"
Цель: воспитывать ценностное отношение к другому, обогащать словарь детей прилагательными, выражающими приятные чувства.
Упражнение "Улыбнись и скажи вежливое слово"
Цель: обогащение словаря детей вежливыми словами.
Упражнение "Комплименты"
Цель: способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства, видеть положительные стороны своего товарища, испытывать взаимопонимание и привязанность.
Также нами была подобрана художественная литература, содержание которой предусматривало большое количество этикетных слов и оборотов. Побуждали детей к пересказу, привлекали к драматизации и инсценировке. Именно литературные произведения обеспечивали детям многочисленные образцы формул речевого этикета. Воспроизводя содержание литературных произведений, школьники упражнялись в употреблении таких слов, лучше запоминали, понимали их место в речевом высказывании. Дети младшего школьного возраста любят сказки, охотно слушают и рассказывают. Герои сказок выступают образцом для подражания. Поэтому в работе с детьми мы использовали сказки («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса-Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Умница», «Дедова дочь и бабья», «Сказка про Марусю», «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди») и рассказы (Дж. Родари "Розовое словечко», «Привет»).
Таким образом, нами была организована работа по развитию связной речи у младших школьников с ЗПР, система воспитательных воздействий на младших школьников включала дидактические игры и упражнения, речевые ситуации, чтение художественных текстов.
В процессе работы была проведена диагностика уровня речевого развития и связной речи младших школьников с ЗПР. Результаты проделанной работы показали следующие результаты:
– у детей сформировались и закрепляются навыки речевого общения и речевой коммуникации;
– дети более свободно пользуются диалогической и монологической речью;
– присутствует контроль и самоконтроль над построением связных высказываний;
– дети планируют развернутые связные высказывания,
– дети научились правильно оформлять связные высказывания, используя многообразие лексем, грамматических средств словообразования, словоизменения и различные по структуре синтаксические конструкции.
У младших школьников с ЗПР выросли показатели и улучшились навыки завершения фразы, понимания лексико-смысловых отношений, навык пересказа хорошо знакомого текста, навык составления рассказа по сюжетным картинкам, навык составления рассказа из личного опыта, навык составления рассказа-описания, навык завершения незнакомого рассказа. У младших школьников с ЗПР увеличился словарный запас, объем рассказываемого или пересказываемого текста, рассказы стали более логичными и содержательными, ребята научились выделять значимые факты, сохранять последовательность описания фактов, уменьшилось количество аграмматизмов и речевых ошибок.
Таким образом, можно сказать о том, что предложенная система развития связной речи младших школьников с ЗПР является эффективной.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Средние показатели по методике изучения сформированности связной речи
задания |
Начало года |
Конец года |
Задание 1 |
4,3 |
4,8 |
Задание 2 |
3,8 |
4,5 |
Задание 3 |
3,2 |
4,3 |
Задание 4 |
3,1 |
4,1 |
Задание 5 |
2,7 |
3,6 |
Задание 6 |
2,8 |
3,4 |
Задание 7 |
2,2 |
3,1 |
Общ. |
2,9 |
3,5 |
Картинный материал
Список используемой литературы:
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.
2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Б40 Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова;. — М.: Русская Речь, 2014. — 70 с
3. Бондаренко, П. С. Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития / П. С. Бондаренко, А. В. Арефьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93599/ (дата обращения: 10.11.2023).
4. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. М.: АСТ, 2021.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Национальное образование, 2016.
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // АРКТИ. – 2015. – No 4. – С. 140-168.
7. Котягина, С. Н. Нейропсихологический статус детей с резидуально-органической патологией // Технологии развития творческого потенциала дошкольников. Воронеж: НПО «Модэк», 2003. С. 150–158.
8. Специальная психология: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 464 с.
Список использованных сайтов:
1. https://vk.com/defectologru
2. https://urok.1sept.ru/
3. https://www.logoped.ru/index.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.