Образовательная практика Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития

  • docx
  • 31.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Нейропсихологический подход в корр. работе по развитию связной речи у мл. школьников с ЗПР.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 7 имени Башилова И.Я.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная практика

«Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития»

 

 

 

 

 

 

Автор: Боровик Наталья Викторовна, учитель-дефектолог                                        первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2025 уч.год

г. Красноярск

Речевая деятельность занимает особо место в системе психических процессов человека. Выполняя функцию общения, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организации всей психической жизни, влияет на развитие личности и обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде.

Связная речь играет важнейшую роль в процессе воспитания и образования детей, поскольку является неотъемлемым инструментом для получения знаний и контроля над ними. Уровень развития связной речи, включая умение предоставлять развернутые ответы на вопросы и самостоятельно выражать свои мысли, оказывает прямое влияние на успехи учащихся в учебном процессе. Все эти навыки и действия, которые относятся к образовательной сфере, становятся определяющими факторами успеха в школе.

У младших школьников с задержкой психического развития присутствуют специфические особенности развития связной речи – она формируется позже, словарный запас ограничен, нарушены словообразовательные механизмы и грамматическое структурирование, логика речевого высказывания, временные и причинно-следственные связи. Все это приводит к тому, что, во-первых, происходит отставание формирования собственно речевой и интеллектуальной деятельности, а также возникают сложности в овладении учебными навыками. Все это обуславливает актуальность и необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Нейрокоррекционные методы и приёмы могут быть Эффективным способом улучшения умения детей с ЗПР говорить связно, так как происходит воздействие на развитие всех психических процессов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи.

Цель: формирование связной речи и развитие умения логично и содержательно выражать свои мысли.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

·  формирование навыков построения связных монологических высказываний;

·           обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

побуждать детей высказывать собственное отношение к тому или иному событию, явлению, направлять их внимание на содержание высказываний. 

·           Обеспечить развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

·           Способствовать развитию навыков речевого общения и речевой коммуникации

·           формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);

·           развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

Согласно имеющимся данным, дети с ЗПР составляют около половины неуспевающих учеников начальных классов. Исследования показывают, что перед началом школьного обучения у них отсутствуют необходимые интеллектуальные навыки и знания, необходимые для успешного усвоения учебной программы.

Вследствие недостаточной сформированности психических процессов у младших школьников с задержкой психического развития возникают трудности в усвоении учебной деятельности и формировании учебных умений, таких как планирование работы, контроль деятельности и способы достижения учебных целей [6].

Связная речь играет важную роль в развитии детей, так как позволяет им активно участвовать в познавательной деятельности и перенимать знания, уже известные собеседнику и пока неизвестные ему самому.

При возникновении трудностей с усвоением правил словообразования и словоизменения у детей, им необходимо оказывать своевременную коррекционную помощь, так как усвоенные дефектные грамматические и стилистические конструкции затормаживают развитие связной речи. Однако при этом следует учитывать индивидуальные возрастные, речевые и психоэмоциональные особенности детей, обучая их грамматическим конструкциям, доступным для их возраста.

В настоящее время все больше детей страдает от нарушений речи, которые часто сочетаются с дефицитарностью других ВПФ.

Системное речевое недоразвитие, наблюдаемое у детей с ЗПР, как правило, сочетается с отставанием развития ряда психических функций, что требует от коррекционных специалистов дифференцированного подхода в выборе методов и приемов для развития действий, обеспечивающих способность ребенка с ЗПР к полноценной вербальной коммуникации с окружающими людьми.

Диагностика уровня речевого развития по методике О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой «Методика определения уровня речевого развития детей».

Критерии оценки развития речи

Критерии

Низкий уровень

средний

высокий

Сформированность лексической системности

Не может назвать знакомые предметы, не может определить их назначение, затрудняется дать толкование предложенных слов

Может назвать знакомые предметы, определить их назначение, затрудняется дать толкование предложенных слов

Может назвать знакомые предметы, определить их назначение, дать толкование предложенных слов

Грамматическая компетенция

Допускает многочисленные ошибки и аграмматизмы

Присутствуют некоторые ошибки при словообразовании, построении синтаксических конструкций

Без ошибок образовывает новые слова, правильно строит грамматические

конструкции

Фонологические навыки

Фонематическое восприятие, анализ, синтез не развиты, речь не выразительна, монотонна

Присутствуют некоторые нарушения

Развит фонематический анализ и синтез, речь выразительно, сохранен правильный темп и ритм

Сформированности речевого высказывания

Не может составить связный рассказ по картинке, описывает все отдельными словами

Составляет рассказ с помощью педагога

Составляет развернутый связный рассказ по картинке

 

В целях исследования связной речи младших школьников использовались задания методики В. П. Глухова, а также наглядный материал Т.Б. Филичевой.

Методика включала следующие направления:

Задание

Материал: серия картинок

Инструкция

1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Мальчик поливает цветы

 Девочка ловит бабочку

Мальчик ловит рыбу

Девочка катается на санках

Девочка везет куклу в коляске.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").

2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.

Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".

 

Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.

3. Выявить возможности детей  воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

знакомая детям сказка: "Рукавичка".

Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

 Инструкция: послушай и перескажи.

4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Серии картинок по сюжетам Н. Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.

Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

 

ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "Наш класс") и дается план рассказа.

6. Составить описательный рассказ.

детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.

7. Закончи рассказ

Цель задания: выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал.

ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Каждое задание оценивается по 5-бальной шкале.

Проанализировав результаты, мы увидели, что уровень развития связной речи у школьников с ЗПР значительно ниже, чем у школьников с речевой нормой, это говорит о том, что необходимо проводить целенаправленную работу по связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Во время разработки методики мы пользовались следующими специальными принципами организации коррекционно-развивающей работы:

– учет этапности овладения речевой деятельностью в онтогенезе;

– учет связи развития речи и остальных высших психических функций, таких, как восприятие, внимание, память, мышление;

– построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей;

– системное воздействие на все компоненты речевой функциональной системы;

– опоры в виде речи педагога;

– использование различных по модальности средств наглядности;

– учет заданий обучения по содержательным линиям развития ребенка по типовой программе.

Задачи коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие у младших школьников с ЗПР связной речи:

– сформировать и закрепить навыки речевого общения и речевой коммуникации;

– сформировать умение и навыки построения связной диалогической и монологической речи;

– развивать навыки контроля и самоконтроля над построением связных высказываний;

– целенаправленно влиять на активизацию и развитие ряда психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия);

– формировать способность к планированию развернутых связных высказываний,

– научить правильно оформлять связные высказывания, используя многообразие лексем, грамматических средств словообразования, словоизменения и различные по структуре синтаксические конструкции.

Система коррекционной работы по формированию связной речи младших школьников с ЗПР содержит разделы, предусматривающие овладение указанной категорией детей диалогической и монологической связной речью:

– пересказ рассказа;

– построение сложных форм диалога по наглядной опоре (развернутой, схематической);

– составление сложных форм диалога в смодулированной ситуации;

– составление связных высказываний по наглядному восприятию);

– воспроизведение прослушанного текста;

– составление рассказа – описания;

– рассказы с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.).

Коррекционная работа предусматривала постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (опирающихся на речевой образец) к самостоятельным, строящимся на основе собственного замысла.

Основной формой проведения формирующего обучения являются индивидуальные или подгрупповые коррекционные занятия (2-3 ребенка), которые проводятся с периодичностью 2 раза в неделю, продолжительностью от 20 до 30 минут в течение 4 месяцев.

В начале обучения в течение месяца продолжалась подготовительная коррекционная работа, состоявшая из следующих направлений:

– формирование лексического и грамматического базиса связной речи;

– развитие и автоматизация навыков построения предложений различной структуры;

– развитие и закрепление коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Для достижения поставленных задач, на занятиях использовались различные игровые упражнения на составление высказываний по демонстрации действий, ситуационным и сюжетным картинкам; специально подобранные речевые игры и упражнения. Дифференцированный подход в проведении коррекционной работы по формированию коммуникативно-речевой деятельности у детей с ЗПР заключался в выборе методов, приемов и средств коррекционно-развивающего вмешательства в зависимости от степени тяжести и структуры речевого нарушения.

Кроме заданий на формирование различных форм связной речи и компонентов речевой системы, указанных выше, были выделены блоки работы:

1. Нейропсихологический блок. Стимулирование интеллектуального развития и познавательных процессов. Основу коррекционной работы в этом блоке составляли специально организованные формы двигательной деятельности:

1.1. коррекционно-оздоровительная гимнастика. Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: некоторые из них характеризовались заторможенностью, вялостью, другие были наоборот – чрезмерно возбуждены и не могли сосредоточиться. Двигательные упражнения способствовали созданию положительного эмоционального состояния и повышали общий тонус детей на целый день.

1.2. Пальчиковая гимнастика. Включала в себя активные упражнения и игры для пальцев рук, с широким применением игрушек и мелких средств: палочек, колец, цилиндров, маленьких мячей, средств Су-Джок терапии, дидактические игры на развитие сенсомоторики.

1.3. Релаксация. Использовались специальные упражнения, которые способствовали расслаблению мышц рук, ног, лица, туловища. Они позволяли успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является необходимым условием для реализации речевой деятельности.

Коррекционно-развивающая работа 2 блока была направлена на преодоление нарушения артикуляционной и общей моторики. Для этого с детьми проводились специальные артикуляционные упражнения и игры в различных вариациях, в том числе и с функциональной нагрузкой коррекционно-развивающая работа с детьми была ориентирована на преодоление нарушения общей моторики и базировалась на использовании методики игр с мячом.

Эти упражнения способствовали:

– развитию мелкой моторики и ориентирования в пространстве;

– активизации непроизвольного внимания и формировании произвольного внимания;

Для всех детей проводились занятия с элементами логоритмики, предусматривающие сочетание движений, слова и музыки. Средства логоритмики способствуют развитию речевого и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Во время выполнения этих упражнений в игровой форме у детей с ЗПР нормализуются темп движений, устраняется мышечное напряжение, улучшается настроение.

Поскольку без базовых речевой и речевой компетентностей не может быть сформирована коммуникативная, то, в первую очередь, работа с детьми младшего школьного возраста велась в этом направлении. Нами были подобраны игры и упражнения, направленные на формирование фонетической, грамматической и лексической компетенции детей, имеющих низкий уровень сформированности речевой коммуникации, в частности:

Упражнение «Кто лучше слышит»

Цель: сформировать умение ребенка распознавать заданный звук в слове.

Упражнение «Узнай звук в слове»

Цель: сформировать умение ребенка выделять заданный звук в слове.

Упражнение «Придумай слова на определенный звук»

Цель: формировать умение ребенка дифференцировать звуки.

Упражнение «Чего не хватало?"

Цель: сформировать умение ребенка спрягать существительные в родительном падеже множественного числа.

Упражнение "Путаница"

Цель: сформировать умение ребенка правильно употреблять род существительных.

Упражнение «Посчитай сколько?"

Цель: сформировать умение ребенка согласовывать числительное с существительным.

Упражнение "Давай познакомимся?"

Цель: расширить словарь ребенка, научить самопрезентации, преодолеть барьеры в общении, создать атмосферу открытости.

Упражнение «Кто знает больше вежливых слов?"

Цель: обогащение словаря детей вежливыми словами по отношению к детям среднего уровня сформированности коммуникативной компетентности, мы подобрали игры и упражнения большей сложности по сравнению с низким уровнем, в частности:

Игра «выдели слова»

Цель: формировать умение у детей выделять заданный звук из потока слов; развивать фонематический слух.

Игра "Какой звук есть во всех словах?"

Цель: воспитывать у детей умение выделять общий звук на слух из слов.

Упражнение "Спрячь зайчика"

Цель: формировать умение ребенка правильно употреблять предлоги.

Упражнение «Назови предметы»

Цель: сформировать умение ребенка склонять существительные в именительном падеже множественного числа.

Упражнение «Что я вижу»

Цель: сформировать умение ребенка склонять существительные в винительном падеже единственного числа и множественное число.

Упражнение "Эстафета комплиментов"

Цель: расширить словарь ребенка соответствующими словами.

Упражнение "Расскажи о себе"

Цель: расширение словаря детей с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Относительно детей с высоким уровнем сформированности связной речи нами были подобраны следующие методы работы:

– слушание музыки, детских радиопередач;

– скороговорки, чистоговорки на закрепление произношения различных звуков;

– разыгрывание речевых ситуаций, во время которых ребенок становится перед выбором вступить в речевое взаимодействие, или нет; как начать разговор; как закончить; с помощью каких речевых конструктов разрешить конфликт и т.д.

Не менее важным условием формирования связной речи младших школьников с ЗПР, является развитие коммуникативных способностей. Нами были подобраны такие игры и упражнения, а именно:

Упражнение «Этика взаимоотношений»

Цель: формировать умение попросить прощения, корректно отказаться или предложить свою помощь.

Упражнение "взаимное интервью"

Цель: развивать умение правильно задавать вопросы, отвечать по сути заданного вопроса, обогащение словарь ребенка новыми терминами.

Упражнение "Встреча друзей"

Цель: развивать умение вести диалог: сообщить о своих впечатлениях, выразить свои эмоции, задать свои вопросы, привлечь внимание; воспитать дружеские отношения

Упражнение «Поссорились, помирились»

Цель: формировать коммуникативные способности, формировать эмоционально-ценностное отношение к другим.

Упражнение «Привет, дружище»

Цель: активизировать различные формы обращения, научить детей вежливо обращаться друг к другу.

Для развития связности речи были подобраны следующие методы работы:

– привлечение детей к разыгрыванию сюжетов знакомых сказок. Во время данной деятельности дошкольники закрепляли умение вести диалог, учились толерантно общаться со сверстниками;

– искусственные ситуации, побуждающие к коммуникативной деятельности, в частности, «На приеме у врача», «Встреча друзей», «Телефонный разговор».

Для обогащения речи детей формулами речевого этикета нами были использованы такие игры и упражнения:

Упражнение «Вежливость»

Цель: обогащение словаря детей вежливыми словами.

Упражнение "Ласковые обращения"

Цель: обогащать словарь детей ласковыми словами, развивать вежливость, тактичность.

Упражнение "Цепочка комплиментов"

Цель: воспитывать ценностное отношение к другому, обогащать словарь детей прилагательными, выражающими приятные чувства.

Упражнение "Улыбнись и скажи вежливое слово"

Цель: обогащение словаря детей вежливыми словами.

Упражнение "Комплименты"

Цель: способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства, видеть положительные стороны своего товарища, испытывать взаимопонимание и привязанность.

Также нами была подобрана художественная литература, содержание которой предусматривало большое количество этикетных слов и оборотов. Побуждали детей к пересказу, привлекали к драматизации и инсценировке. Именно литературные произведения обеспечивали детям многочисленные образцы формул речевого этикета. Воспроизводя содержание литературных произведений, школьники упражнялись в употреблении таких слов, лучше запоминали, понимали их место в речевом высказывании. Дети младшего школьного возраста любят сказки, охотно слушают и рассказывают. Герои сказок выступают образцом для подражания. Поэтому в работе с детьми мы использовали сказки («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса-Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Умница», «Дедова дочь и бабья», «Сказка про Марусю», «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди») и рассказы (Дж. Родари "Розовое словечко», «Привет»).

Таким образом, нами была организована работа по развитию связной речи у младших школьников с ЗПР, система воспитательных воздействий на младших школьников включала дидактические игры и упражнения, речевые ситуации, чтение художественных текстов.

В процессе работы была проведена диагностика уровня речевого развития и связной речи младших школьников с ЗПР. Результаты проделанной работы  показали следующие результаты:

– у детей сформировались и закрепляются навыки речевого общения и речевой коммуникации;

– дети более свободно пользуются диалогической и монологической речью;

– присутствует контроль и самоконтроль над построением связных высказываний;

– дети планируют развернутые связные высказывания,

– дети научились правильно оформлять связные высказывания, используя многообразие лексем, грамматических средств словообразования, словоизменения и различные по структуре синтаксические конструкции.

У младших школьников с ЗПР выросли показатели и улучшились навыки завершения фразы, понимания лексико-смысловых отношений, навык пересказа хорошо знакомого текста, навык составления рассказа по сюжетным картинкам, навык составления рассказа из личного опыта, навык составления рассказа-описания, навык завершения незнакомого рассказа. У младших школьников с ЗПР увеличился словарный запас, объем рассказываемого или пересказываемого текста, рассказы стали более логичными и содержательными, ребята научились выделять значимые факты, сохранять последовательность описания фактов, уменьшилось количество аграмматизмов и речевых ошибок.

Таким образом, можно сказать о том, что предложенная система развития связной речи младших школьников с ЗПР является эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Средние показатели по методике изучения сформированности связной речи

задания

Начало года

Конец года

Задание 1

4,3

4,8

Задание 2

3,8

4,5

Задание 3

3,2

4,3

Задание 4

3,1

4,1

Задание 5

2,7

3,6

Задание 6

2,8

3,4

Задание 7

2,2

3,1

Общ.

2,9

3,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинный материал

 

картотека. набор картинок и серии сюжетных картинок для развития связной  речи дошкольников. | Картотека по развитию речи по теме: | Образовательная  социальная сеть 

картотека. набор картинок и серии сюжетных картинок для развития связной  речи дошкольников. | Картотека по развитию речи по теме: | Образовательная  социальная сеть сюжетные картинки для развития речи. 1 класс. | Учебно-методический  материал по чтению (1 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

План-конспект беседы по серии сюжетных картинок для развития связной речи  дошкольников

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Обучение составлению рассказов  по одной картинке или серии сюжетных картинок.. | ВКонтакте

Найди отличия картинки скачать и распечатать Бесплатно |

 

 

 


 

Список используемой литературы:

 

1.                     Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.

2.                     Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Б40 Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова;. — М.: Русская Речь, 2014. — 70 с

3.                     Бондаренко, П. С. Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития / П. С. Бондаренко, А. В. Арефьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93599/ (дата обращения: 10.11.2023).

4.                     Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. М.: АСТ, 2021.

5.                     Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Национальное образование, 2016.

6.                     Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // АРКТИ. – 2015. – No 4. – С. 140-168.

7.                     Котягина, С. Н. Нейропсихологический статус детей с резидуально-органической патологией // Технологии развития творческого потенциала дошкольников. Воронеж: НПО «Модэк», 2003. С. 150–158.

8.                     Специальная психология: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 464 с.

 

Список использованных сайтов:

1.     https://vk.com/defectologru

2.     https://urok.1sept.ru/

3.     https://www.logoped.ru/index.htm


 

Скачано с www.znanio.ru