ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «На музыкальной орбите» Составитель: Феоктистова Елена Владимировна учитель музыки /высшая категория/
Оценка 4.8

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «На музыкальной орбите» Составитель: Феоктистова Елена Владимировна учитель музыки /высшая категория/

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—4 кл
01.08.2020
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  «На музыкальной орбите»  Составитель:    Феоктистова Елена Владимировна учитель музыки /высшая категория/
Данная программа модифицированная, основанная на программе вокальных занятий школы эстрадного искусства руководителя эстрадно-вокальной студии «А+Б» заслуженного работника культуры России Т.В.Охомуш (г. Иваново) и на экспериментальной программе дополнительного образования «Мир вокального искусства»
Программа На музыкальной орбите.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Г.ЕГОРЬЕВСКА

                                                                    

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 3 с УИОП

_________________И.А.Становова

                                          Приказ №__ от ____2020г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«На музыкальной орбите»

 

Составитель:

  Феоктистова Елена Владимировна

учитель музыки /высшая категория/

 

Возраст обучающихся:  10-16лет

Количество часов в неделю: 1 час

Срок реализации: 2 года

 

г. Егорьевск, 2020 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

        I.            Пояснительная записка

     II.            Учебный план

  III.            Содержание изучаемого курса

  IV.            Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

    V.            Список литературы

  VI.            Календарный учебный график

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Обоснование, предусматривающее создание программы

  Данная программа  модифицированная, основанная  на  программе вокальных занятий школы эстрадного искусства руководителя эстрадно-вокальной студии «А+Б» заслуженного работника культуры России Т.В.Охомуш (г. Иваново) и на экспериментальной программе  дополнительного образования «Мир вокального искусства» (Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации /авт.сост. Г.А.Суязова. -  Волгоград: Учитель, 2008. - 138 с.)и в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам  дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г.).

  Данная программа направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у обучающихся эстетического вкуса.

 

1.      Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадно-творческое объединение» имеет художественную направленность.

2.     Актуальность программы связана с проявлением интереса взрослых и детей к вокальному искусству, как одному из видовхудожественного творчества, с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности.Вокально-хоровая работа сегодня является   одним из наиболее доступных средств приобщения учащихся к музыкальному искусству, музыкальной культуре в целом.

3.      Педагогическая целесообразность программы: Программа позволяет получить максимально полезный результат в развитии художественно-эстетического вкуса детей.

 

Данная программа является адаптированной.

 

4.     Цель программы: приобщить учащихся к вокально-хоровому искусству через развитие певческих навыков, дать возможность учащимся получить основы вокального искусства и музыкального образования,  способствовать формированию устойчивого интереса к пению и музыкально-творческой деятельности.

5.      Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

- развитие и совершенствование певческих навыков у учащихся: навыков певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, точного интонирования, артикуляции, ансамбля и хорового строя; развивать слуховые навыки, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания;

- развитие познавательного интереса к музыке; приобретение основных исполнительских навыков эстрадного вокала и игры на инструментах эстрадного ансамбля;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; исполнение произведений различных жанров и стилей;

- освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка.

- получение базовых знаний и умений в области вокального искусства. приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования.

 

Метапредметные:

- развитие художественного вкуса, музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; развитие музыкальных и творческих способностей; развитие умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры;

овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно – выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

 

Личностные:

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; воспитание музыкального и художественного вкуса; формирование общей культуры личности;воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности, подготовка грамотного слушателя.

 

- воспитание у учащихся любви и интереса к музыке; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

- развитие творческой инициативы, активности и самостоятельности в процессе освоения инструмента.

6.      Отличительные особенности данной программы.

Данная программа разработана на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242).При разработке данной программы учитывался принцип разноуровневости. Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания материала.

7.      Адресат программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «На музыкальной орбите» (базовый уровень) предназначена для детей в возрасте от 10 до 16 лет.

 Критерии отбора:

Для обучения пению необходимо:

·        наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма.

·        здоровый голосовой аппарат

Перед началом обучения педагог должен проверить уровень развития музыкальных способностей учащихся:

·        диапазон голоса;

·        ладовое чувство;

·        музыкально-слуховое представление;

·        музыкально-ритмическое чувство

 

Объем программы – 36 часов. Срок реализации программы - 2 учебных года.

 

8.      Формы обучения.

Форма обучения – очная.

 

9.      Особенности организации образовательного процесса.

Занятия индивидуальные. Зачисление проводится на основании прослушивания и заявления от родителей.

 

10.  Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Группа второго и третьего года обучения занимается 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году – 36 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

Формы проведения занятий – индивидуальная и групповая.

 

11.  Ожидаемые результаты

1-й  год обучения

а) Образовательные (требования к знаниям, умениям и навыкам)

В результате первого года обучения пению учащиеся должны знать/понимать:

·        соблюдать певческую установку;

·        соблюдать гигиену певческого голоса;

·        основные правила дикции (правильное соединение гласного и согласного звука);

·        виды регистров;

уметь:

·       добиваться ровного звучания гласных и правильного чёткого произношения согласных;

·       работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

·       ставить смысловые ударения при пении;

·        управлять голосовыми связками, показывая красоту индивидуального звучания своего голоса;

·       работать над укреплением среднего регистра;

·       к концу года показать результат развития  певческих навыков в исполнении вокального произведения.

 

  б) Личностные

К концу 1 года обучения у обучающихся должно начаться формирование следующих качеств:

Фантазия, воображение, артистичность, художественный вкус, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и восприимчивость, способность к сопереживанию; образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

в) Метапредметные

К концу 1 года обучения у обучающихся должно быть начато формирование следующих качеств:

Устойчивый интерес к музыке и мотивация к ее изучению, музыкальный вкус обучающихся; потребность в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; слушательская и исполнительская культура.

 

2 - ой  год обучения

а) Образовательные (требования к знаниям, умениям и навыкам)

В результате второго года обучения пению учащиеся должны знать/понимать:

·        основные типы дыхания;

·        разновидности вибрации голоса;

·        основы музыкальной грамоты: мелодия, лад, метр, ритм, размер, темп, интервалы;

·        пение в ансамбле;

·       поведение вокалиста до выхода на сцену и во время концерта, сценическое воплощение при пении;

уметь:

·        петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо, с учётом правил звукообразования и правил дикции;

·        организовать певческое дыхание, связывать с ощущением опоры;

·        управлять голосовыми связками, показывая красоту индивидуального звучания своего голоса;

·        петь в ансамбле;

·        к концу года показать результат развития  певческих навыков в сольном и ансамблевом исполнении вокальных произведений.

·         

  б) Личностные                                                             

К концу 2 года обучения у обучающихся должно начаться формирование следующих качеств:

Фантазия, воображение, артистичность, художественный вкус, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и восприимчивость, способность к сопереживанию; образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

в) Метапредметные

К концу 2 года обучения у обучающихся должно быть начато формирование следующих качеств:

Устойчивый интерес к музыке и мотивация к ее изучению, музыкальный вкус обучающихся; потребность в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; слушательская и исполнительская культура.

12.  Формы аттестации.

Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития. С этой целью в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей. В конце учебного года проводится итоговое открытое занятие, концерт.

13.  Формы отслеживания и фиксации результатов освоения программы

Для проверки полученных знаний используются следующие виды контроля:

·         контрольные занятия в конце первого полугодия, в конце второго полугодия;

·         творческие отчеты, участие в фестивалях, конкурсах;

·         публичные выступления на концертах, массовых мероприятиях и т.д.

·         аудио и видеозапись, фотографии.

14. Материально – техническое и информационное обеспечение

Занятия проводятся в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Необходимое оборудование:

1.     Компьютер(ноутбук).

2.      клавишные инструменты (фортепиано, синтезатор)

3.      микрофоны(2 шт.)

4.      микшерный пульт

5.      усилитель

6.      колонки (мощностью не менее 150 Вт)

7.      стойки для микрофонов (2 шт.)

8.      нотная литература;

9.      ТСО

 

Интернет-ресурсы:

www.education.ssti.ru/center/prog

www.musstudent.ru

www.Portfolio.1september.ru/work

15.  Кадровое обеспечение.

Данная программа должна реализовываться педагогом, имеющим педагогическое образование со специализацией «Музыка».

16. Учебно – тематический план

1 год обучения

Раздел программы

Всего часов

Теория

Практика

«Распевание»

9

1

8

«Дикция»

7

1

6

«Вибрация»

9

2

7

«Регистр»

6

2

4

« Концертно-исполнительская деятельность»

2

0

2

Инструктаж по охране труда и основам ПДД

4

4

0

 

36

9

27

2 год обучения

 

Раздел программы

Всего часов

Теория

Практика

«Дыхание»

3

1

2

«Вибрация»

3

1

2

«Музыкально – теоретическая подготовка»

7

4

3

«Звукообразование»

8

2

6

«Дикция»

6

1

5

«Концертно-исполнительская деятельность»

6

2

4

Инструктаж по охране труда и основам ПДД

3

3

0

 

36

14

22

 

17. Содержание программы.

Программа составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями.

Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются  практическими занятиями. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, определяетего лицо и в целом профессиональное самоопределение учащихся.

1 год обучения

Тема раздела: «Распевание» (9ч.)

Теоретические сведения:

Беседа на тему «Распевание». Распевание выполняет двойную функцию: 1) разогревание и настройка голосового аппарата вокалиста с целью подготовки их к работе; 2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. Распевки начинаются с упражнений на дыхание. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции. Для распевок используются знакомые считалки, припевки, дразнилки, скороговорки.

Беседа о значимости распевания для вокалиста.

Практическая работа:

Разучивание упражнений – распевок  на гласные звуки: у, а.

Разучивание упражнений – распевок  на гласные звуки: о, э. 

Разучивание упражнений – распевок  на гласные звуки: ы, и.

Разучивание упражнений – скороговорок («Андрей-воробей», «По бревну бобры бредут», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок»).

Отработка навыка пения в упражнениях на гласные звуки. Тренировочные упражнения на рабочем диапазоне.

Распевание на гласные звуки: у,а,о,э,ы,и. Тренировочные упражнения на рабочем диапазоне. Отработка навыка пения в упражнениях на гласные звуки.

Упражнения на сочетание гласного и согласного звука. Разучивание упражнения на слоги: бра, брэ, бри, бро, бру. Отработка навыка пения в упражнениях – распевках.

Упражнения на сочетание гласного и согласного звука. Разучивание упражнения на слоги: дра, дрэ, дри, дро, дро, дру. Отработка навыка пения в упражнениях – распевках.

Тренировочные упражнения под контролем педагога. Отработка навыка пения в упражнениях на гласные звуки (у,а,о,э,ы,и), на сочетание гласного и согласного звука (бра, брэ, бри, бро, бру; дра, дрэ, дри, дро, дро, дру).

Закрепление. Упражнения на рабочем и концертном диапазоне. Отработка навыка пения на упражнениях и на примерах песен.

Применение правильного дыхания при распевании. Разучивание упражнения «Вдох-выдох».

Применение правильного дыхания при распевании. Разучивание упражнения «Выход на фразу».

Распевание по фразам. Тренировочные упражнения. Распевание на шести звуках («ми-и-ма»).

Распевание по фразам. Упражнения на примерах песен. Отработка навыка пения на примерах из песен.

Распевание на силу звука. Тренировочные упражнения на формирование силы звука.

Распевание на силу звука. Упражнения на примерах песен. Отработка навыка формирования силы звука на примерах  песен.

 

 

Тема раздела: «Дикция» (7 ч.)

Теоретические сведения:

 Скороговорки. Беседа о важности скороговорок, как одного из упражнений на выработку правильной дикции певца.

Правильное соединение гласного и согласного звука. Беседа о правилах орфоэпии.

Беседа «Что такое дикция?» (В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи). Основные правила дикции.

Практическая работа:

Дикция. Тренировочные упражнения на правильную дикцию. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на примерах песен. Отработка навыка правильной дикции при исполнении песен.

Правильное соединение гласного и согласного звука.Тренировочные упражнения на правильное соединение гласного и согласного звука в словах при пении. Исполнение произведений с учётом изученных правил.

Скороговорки.Тренировочные упражнения. Разучивание скороговорок. Упражнения на примерах песен. Отработка навыка на чёткую дикцию в словах на примерах песен.

Скороговорки при звукообразовании. Упражнения на одном звуке. Пропевание скороговорок на одном звуке. Упражнения на пяти звуках. Пропевание скороговорок на пяти звуках.

Смысловые ударения при пении. Тренировочные упражнения  в постановке смысловых ударений в предложениях. Упражнения на примерах песен. Отработка правильной постановки смысловых ударений в пении песен.

Тема раздела: «Вибрация» (9ч.)

Теоретические сведения:

Беседа «Что такое вибрация?» Демонстрация детям голосов с вибрато (красивым звук воспринимается тогда, когда нота половину звучит плотным звуком, а затем равномерно вибрируется с частотой 5-7 колебаний в секунду).

Вибрация и её разновидности. Беседа – демонстрация певческих голосов с разными видами вибрато (Атакующее вибрато. Угасающее вибрато.) Беседа о дефектах вибрато (когда при образовании вибрато идёт искусственная работа гортанью;  когда частота колебаний увеличивается – «барашек»; когда уменьшается частота колебаний и скорость его становится меньше – «качающийся голос»).Беседа – показ упражнения развития вибрато на длинном звуке. Беседа – показ упражнения развития вибрато на коротком звуке.

Практическая работа:

Управление голосовыми связками. Разучивание упражнений по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова для развития  певческого вибрато.

Вибрация и её разновидности. Атакующее вибрато. Угасающее вибрато. Выполнение упражнений на развитие умения управлять голосовыми связками (упражнения на атакующее и угасающее вибрато).

Вибрация на длинном звуке. Тренировочные упражнения на развитие вибрато (разучивание упражнения на вибрацию на длинном звуке). Закрепление понятия о вибрато и механизме его появления. Упражнения на примерах песен. Применение на практике приёмов вибрато при пении.

Вибрация на коротком звуке. Тренировочные упражнения на развитие вибрато (разучивание упражнения на вибрацию на коротком звуке). Закрепление понятия о вибрато и механизме его появления. Упражнения на примерах песен. Отработка навыка вибрато на коротком звуке на песенных примерах.

Частота колебаний. Тренировочные упражнения. Закрепление упражнений управление голосовыми связками (с нужной частотой колебаний звука) на примерах песен. Отработка навыка развития вибрато голоса

Тренировочные упражнения на длинном звуке. Упражнения на слоги: ма, мэ, ми, мо, му. Отработка навыка пения с вибрато на длинном звуке на примерах песен.

Тренировочные упражнения на коротком звуке. Упражнения на слоги: ма, мэ, ми, мо, му. Отработка навыка пения с вибрато на коротком звуке на примерах песен.

Вибрация на определённой высоте звука. Упражнения на высоком звуке. Тренировочные упражнения на выработку естественного вибрато на верхнем звуке.Упражнения на низком звуке. Тренировочные упражнения на выработку естественного вибрато на низком  звуке.Упражнения на среднем звуке. Тренировочные упражнения на выработку естественного вибрато на среднем звуке.

Тема раздела: «Регистр» (6ч.)

Теоретические сведения:

Беседа «Что такое регистр?» Понятие «грудной» и «головной» механизм голосообразования (что значит «петь в грудном режиме», «петь в фальцетном режиме», «петь в смешанном режиме»).Демонстрация регистров.

Беседа о регистрах: средний, головной, нижний, грудной.

Беседа - показ звучания голоса в среднем регистре. Беседа – показ звучания голоса в головном регистре. Беседа – показ звучания голоса в нижнем регистре. Беседа – показ звучания голоса в грудном  регистре.

Практическая работа:

Упражнения на пение «натуральным голосом».

Регистр и его разновидности. Тренировочные упражнения. Разучивание упражнений на укрепление разных видов регистров.

Упражнения на укрепление среднего регистра. Отработка навыка пения в среднем регистре.Упражнение на ощущение головного регистра. Тренировочные упражнения. Отработка навыка пения в головном  регистре.Упражнения на ощущение грудного регистра.Тренировочные упражнения. Отработка навыка пения в грудном  регистре.Упражнение на ощущение нижнего регистра. Тренировочные упражнения. Отработка навыка пения в головном  регистре.

 

Тема раздела: «Концертно – исполнительская деятельность» (1ч.)

Практическая деятельность:

 Отчетный концерт учащихся. Урок-концерт для родителей, как результат, по которому оценивают работу коллектива. Отчётный концерт, на котором обязательно выступают все дети, и исполняется всё лучшее, что накоплено за весь год, позволяет более полно проявить полученные знания, умения, навыки за второй год обучения.

Обмен мнениями и впечатлениями учащихся, обобщение их музыкальных впечатлений. Исполнение песен,  полюбившихся детям. Проверка уровня музыкальных способностей учащихся.

 

Тема раздела : «Основы безопасности дорожного движения»(4ч.)

Тема занятия

            Обучающийся

     должен знать и уметь:

1.      «Безопасный путь домой»

Основные пути обеспечения дорожной безопасности.

 1 час

 

-Грамотно ( с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом-МОУ СОШ №3-дом»

- Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

- Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам.

- Соблюдение требований и правил дорожного движения при катании на роликах, скейтах, велосипедах, скутерах. Требования к экипировке катающихся и к техническому состоянию и оснастке средств катания.

2.      Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины

Как избежать опасности на дороге

1 час

- Ориентироваться в дорожных ситуациях ( распознавать опасности и принимать правильные решения)

- Применение приемов оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;

-  Распознавать и предвидеть опасность, принимать решение в различных ситуациях. Анализ дорожно-транспортного травматизма.

3.      Ответственность несовершеннолетних за нарушения ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий.

 

1 час

- соблюдение требований правил безопасности;

- Психологическая готовность и понимание ситуации;

- Применение приемов самосохранения  в случае попадания в ДТП;

- Правовое воспитание пешеходов. Значение информации в обеспечении безопасности движения.

4.      Профилактика несчастных случаев на воде.

1 час

Правила безопасности на воде в летний и зимний периоды.

 

 

 

2  год обучения

Тема раздела: «Дыхание» (3ч.)

Теоретические сведения:

Беседа на тему «Дыхание» (Дыхание и его разновидности).  Рекомендации по развитию певческого дыхания. Повторение темы второго года обучения.

Практическая работа:

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием. Отработка навыка правильного певческого дыхания при пении.Упражнения на ощущение диафрагмы. Практическое занятие с тренировкой мышц диафрагмы.  Вокалисты должны научиться управлять диафрагмой. Петь на дыхании с опорой на диафрагму – развивать ощущение взаимосвязи дыхания (область брюшного пресса) и звуковой волны.

 Упражнения на примерах песен. Отработка навыка правильного певческого дыхания в песнях.

Тема раздел:  «Вибрация» (3ч.)

Теоретические сведения:

Беседа на тему «Вибрация и её разновидности».

Практическая работа:

Упражнения  на развитие  вибрато: атакующее вибрато, угасающее вибрато. Отработка навыка управления голосовыми связками на длинном звуке.Упражнения на примерах песен. Отработка навыка пения с вибрато на длинном звуке в исполняемых детьми произведениях.Упражнения на примерах песен.

Отработка навыка пения с вибрато на коротком  звуке в исполняемых детьми произведениях.Упражнения  на развитие  вибрато: атакующее вибрато, угасающее вибрато. Отработка навыка управления голосовыми связками на коротком  звуке.

Тема раздела: «Музыкально – теоретическая подготовка» (7ч.)

Теоретические сведения:

Беседа на тему «Мелодия» (Понятие о мелодии, как главной мысли произведения, основы любого музыкального произведения; движение мелодии вверх и вниз, на одной высоте).

Беседа на тему «Лад» (Понятия «мажор», «минор»). Учащимся можно рассказать  легенду «Два лада» (с восприятием картины «Два лада» М.Нестерова).

Беседа на тему «Метр».(Понятие о метре и ритме).

Беседа «Что  такое размер?» Знакомство с дирижёрскими схемами (2/4; 3/4; 4/4).

Беседа «Что такое темп?» (Понятие о темпе, как о скорости произведения). Знакомство с основными музыкальными темпами и их обозначениями.

Беседа «Интервалы». Знакомство детей с музыкальными интервалами и их обозначениями.

Практическая работа:

Мелодия.Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов – ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное). Пение мелодий с показом рукой движения мелодии: вверх, вниз, на одной высоте (приём «Рисование мелодии в воздухе»)Беседа на тему «Мелодия» (Понятие о мелодии, как главной мысли произведения, основы любого музыкального произведения; движение мелодии вверх и вниз, на одной высоте).

 

Лад.Выполнение упражнений  «Передай мажорное настроение!», «Минорный концерт». Упражнения в определении мажорной и минорной мелодии на примерах песен.  Пение мажорных и минорных гамм.

Метр.Упражнения на развитие чувства ритма и метра: упражнение-игра «Хлопай в такт» (Воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки), «Шутки-прибаутки» (пропеть прибаутку в нужном ритме), «Спой своё имя» (упражнение на ритмизацию имён, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев в разных вариантах).

Размер.Упражнения на определение размера произведения. Игра «Мы – дирижёры». Совершенствование дирижёрских жестов на примерах песен

Темп. Упражнения на определение темпа произведения. Закрепление знаний на примерах песен.

Интервалы.Практическое занятие. Пение интервалов в распевках (прима – «Андрей-воробей», «Сорока-сорока»; секунда – «Уж как шла лиса по травке»; терция – «Ходит зайка по саду»; кварта – «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка»; квинта – «Во поле берёзка стояла», «Со вьюном я хожу»). Пение интерваловна примерах песен.

 

Тема раздела: «Звукообразование» (8ч.)

Теоретические сведения:

Беседа на тему «Что такое звукообразование?» В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (нефорсированная)  подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду  с использованием смешанного и грудного регистра.

Беседа «Опорный звук».

Беседа о силе звука и резонансе. (Формирование силы звука – интенсивность звука; резонанс – усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью.) Резонансная система. Понятия «грудной голос», «головной голос». Физические ощущения певца во время пения.

Беседа «Атака звука. Её разновидности».

Беседа «Что такое мелизмы?» (Понятие о мелизмах, как украшениях звука.) Разновидности наиболее часто встречающихся мелизмов и их  обозначения: мордент, форшлаг, групето, трель, триоль, глиссандо.

Практическая работа:

Пение закрытым ртом звука «м», помогает добиться правильного звукообразования. Пение на гласные «и, е, у» помогает при выработке головного звучания.

Упражнения на гласные: а, о, у, и, ы, э.  Упражнения на правильное звукообразование: пение на одном звуке, пение на нескольких звуках, длинные звуки, короткие звуки. Упражнения на расширение диапазона.

Упражнения на сочетание гласных: ай, ой, уй, ий, ый, эй. Упражнения на дыхание и выход на короткий и длинный звук. Упражнения на расширение диапазона.

Упражнения на окончание звука. Выполнение упражнений на правильное окончание звука при пении. Филирование звука на гласные: и, а, э, о, ы, у.

 Тренировочные упражнения. Филирование звука на слоги: ми, ма, мэ, мо, му. Отработка навыка филирования звука в упражнениях и на примерах песен.

Упражнения на выработку устойчивого, сильного, плотного опорного звука.Тренировочные упражнения. Отработка навыка пения с опорным звуком на примерах песен.

Тренировочные упражнения на формирование силы звука. Отработка навыка в упражнениях (постепенное раздувание звука от тихого к громкому; пропевание звука (г, к) грудным резонатором; пропевание звука (а, о, д, б) центральным резонатором; пропевание звуков (и, у, н, м, р ) головным резонатором; упражнения для укрепления верхнего регистра (и, е ,у, а); упражнения на соединение грудного голоса с головным).Тренировочные упражнения на формирование силы звука на примерах песен.

Тренировочные упражнения на мягкую и твёрдую атаку звука. Отработка навыка пения в упражнениях.Тренировочные упражнения на придыхательную атаку. Отработка навыка пения в упражнениях.

Упражнения на мягкую, твёрдую, придыхательную атаку звука на примерах песен.

Разучивание упражнений «Мордент», «Форшлаг», «Групето», «Триоль», «Глиссандо».Тренировочные упражнения (пение мелизмов) под контролем педагога. Упражнения на примерах песен. Закрепление.

 

Тема раздела: «Дикция» (6ч.)

Теоретические сведения:

Беседа «Что необходимо знать вокалисту о дикции?». (Учащиеся должны усвоить, что дикция – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности вокалиста).

Беседа на тему «Выразительность исполнения». Во время пения важно научиться понимать, о чём поётся в песне. Вокалист должен донести до слушателя смысл песни. Для этого необходимо научиться вкладывать смысл в каждое слово, делать остановки между фразами, выделять главные слова в тексте песни. Затем петь песню, стараясь точно и выразительно передать её характер и настроение.

 

Практическая работа:

Тренировочные упражнения на чёткое и активное произношение гласных звуков во всех комбинациях, на тщательное и внятное произношение 2-х, 3-х  и более согласных.

Правильное соединение гласного и согласного звука. Упражнения для выработки чёткой дикции. Речевая дикционная разминка. Отработка навыка правильной дикции в пении. Тренировочные упражнения и упражнения на примерах песен.

Разучивание упражнений – скороговорок.Упражнения на примерах песен. Отработка навыка чёткой дикции на песнях. (Текст песен проговаривается как скороговорка).

Упражнения на примерах песен. Отработка навыка в пении. Разучивание музыкальных скороговорок. Исполнение музыкальных скороговорок по полутонам вверх, с постепенным ускорением. («Печёт печка, течёт речка», «Ходит перепел между перепёлками со своими всё перепелятами»).

Упражнения на развитие умения выделять главные слова в тексте.Отработка навыка расстановки смысловых ударений на упражнениях - распевках.Упражнения на примерах песен.

Отработка навыка выразительного исполнения в упражнениях – распевках (игры со звуками, например, используя приём моделирования объёма и динамики с помощью звуков: ф, п, с , ш  изобразитьветер).Упражнения на выработку навыка выразительного исполнения, на передачу определённого содержания и художественного образа произведения (развитие темы, фразировка, кульминация).  Упражнения на примерах песен.

 

Тема раздела: «Концертно – исполнительская деятельность» (6ч.)

Теоретические сведения:

Беседа о сценическом воплощении певца в содержание песни и поиске исполнителем формы донесения содержания песни до слушателя. Понятие «актёрское мастерство».

Беседа «Ансамбль» Понятие ансамбля в пении. Разновидности ансамбля (унисонный, динамический, ритмический, темповый, тембровый, дикционный, полифонический, ансамбль солирующего голоса с ансамблем, частный ансамбль, общий).

Практическая работа:

Развитие навыка пения в ансамбле - умение каждого вокалиста слышать свою партию и ансамбль в целом, приравнивать свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов. Пение каноном.Отработка навыка пения в ансамбле. Пение с одинаковыми артикуляционными движениями, достигая идентичность фонетики. Игровой приём «Зеркало».Закрепление знаний на тренировочных упражнениях и на примерах песен.

Упражнение «Сценические движения» или «Речь телом». Упражнения на развитие умения донести до слушателя образ, который раскрывается в песне.Тренировочные упражнения на примерах песен.Тренировочные упражнения на примерах распевок.

Работа надисполнением песни по «законам сцены». (Песня – это «маленький спектакль»). Игра «Я – режиссёр».Сценическая репетиционная работа над песней (идея, тема песни, подтекст и т.д.)

Отчетный концерт учащихся.Урок-концерт для родителей, как результат, по которому оценивают работу коллектива. Отчётный концерт, на котором обязательно выступают все дети, и исполняется всё лучшее, что накоплено за весь год, позволяет более полно проявить полученные знания, умения, навыки за третий год обучения.

Обобщение музыкальных впечатлений учащихся.Обмен мнениями и впечатлениями учащихся, обобщение их музыкальных впечатлений. Исполнение песен,  полюбившихся детям. Проверка уровня музыкальных способностей учащихся.

 

 

 

 

 

Тема раздела : « Основы безопасности дорожного движения»(3ч.)

Тема занятия

            Обучающийся

     должен знать и уметь:

5.      «Безопасный путь домой»

Основные пути обеспечения дорожной безопасности.

 

1 час

-Грамотно ( с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом-МОУ СОШ №3-дом»

- Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

- Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам.

- Соблюдение требований и правил дорожного движения при катании на роликах, скейтах, велосипедах, скутерах. Требования к экипировке катающихся и к техническому состоянию и оснастке средств катания.

6.      Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины

Как избежать опасности на дороге

1 час

- Ориентироваться в дорожных ситуациях ( распознавать опасности и принимать правильные решения)

- Применение приемов оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;

-  Распознавать и предвидеть опасность, принимать решение в различных ситуациях. Анализ дорожно-транспортного травматизма.

7.      Ответственность несовершеннолетних за нарушения ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий.

Профилактика несчастных случаев на воде.

1час

- соблюдение требований правил безопасности;

- Психологическая готовность и понимание ситуации;

- Применение приемов самосохранения  в случае попадания в ДТП;

- Правовое воспитание пешеходов. Значение информации в обеспечении безопасности движения.

Правила безопасности на воде в летний и зимний периоды.

 

 

18.  Методическое обеспечение программы

Для реализации программы  применяются  следующие  методы обучения:

словесный, наглядный,  практический, репродуктивный,  игровой

и  следующие методы  воспитания:

убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

 

1.     Форма организации образовательного процесса:индивидуальная

2.     Формы организации ученых занятий

беседа, игра, концерт, открытое занятие.

3.     Педагогические технологии:

·        Индивидуальное обучение,

·        Дифференцированное обучение,

·        Игровая деятельность,

·        Здоровьесберегающая.

4.     Дидактические материалы

При реализации программы используются  аудиозаписи.

 

19. Литература.

 

Список литературы, рекомендуемой обучающимся:

1.     Лидина Т. Я умею петь.- Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 160 с.

2.     Я познаю мир. Дет. энциклопедия: Музыка/Авт. А.С.Кленов. Под общ. ред.     О.Г.Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.

 

Список литературы, рекомендуемой педагогу:

1.     Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: Аквариум БУК, 2002.- 240с.

2.     Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

3.     Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.- 96с.

4.     Критская Е.Д. Музыка: Учеб. для учащихся 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2003. – 128 с.

5.     Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-    вокальных студий. /Сост. А.Билль, - М.: 2000. . Мир вокального искусства 1-4 классы.

6.     Программа, разработки занятий, методические рекомендации./авт.-сост.   Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 138с.

7.     Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-  вокальных студий. /Сост. А.Билль, - М.: 2000.

8.     Учимся петь под караоке /Авт.-сост. И.О.Исаева.- Минск: Соврем.шк., 2006.-256с.

 

Электронные образовательные ресурсы:

1.     Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2.     Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

3.     Шедевры музыки. «Шедевры мировой культуры», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ I.

СОДЕРЖАНИЕ I.

Актуальность программы связана с проявлением интереса взрослых и детей к вокальному искусству, как одному из видовхудожественного творчества , с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением…

Актуальность программы связана с проявлением интереса взрослых и детей к вокальному искусству, как одному из видовхудожественного творчества , с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением…

Метапредметные: - развитие художественного вкуса, музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;…

Метапредметные: - развитие художественного вкуса, музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;…

Отличительные особенности данной программы

Отличительные особенности данной программы

Занятия индивидуальные. Зачисление проводится на основании прослушивания и заявления от родителей

Занятия индивидуальные. Зачисление проводится на основании прослушивания и заявления от родителей

К концу 1 года обучения у обучающихся должно начаться формирование следующих качеств:

К концу 1 года обучения у обучающихся должно начаться формирование следующих качеств:

Личностные

Личностные

Вт) 6. стойки для микрофонов (2 шт

Вт) 6. стойки для микрофонов (2 шт

Вибрация » 3 1 2 «

Вибрация » 3 1 2 «

Разучивание упражнений – распевок на гласные звуки: о, э

Разучивание упражнений – распевок на гласные звуки: о, э

Распевание на силу звука. Упражнения на примерах песен

Распевание на силу звука. Упражнения на примерах песен

Беседа «Что такое вибрация?» Демонстрация детям голосов с вибрато (красивым звук воспринимается тогда, когда нота половину звучит плотным звуком, а затем равномерно вибрируется с частотой…

Беседа «Что такое вибрация?» Демонстрация детям голосов с вибрато (красивым звук воспринимается тогда, когда нота половину звучит плотным звуком, а затем равномерно вибрируется с частотой…

Тренировочные упражнения на коротком звуке

Тренировочные упражнения на коротком звуке

Отчетный концерт учащихся. Урок-концерт для родителей, как результат, по которому оценивают работу коллектива

Отчетный концерт учащихся. Урок-концерт для родителей, как результат, по которому оценивают работу коллектива

Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины

Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

Беседа «Что такое темп?» (Понятие о темпе, как о скорости произведения)

Беседа «Что такое темп?» (Понятие о темпе, как о скорости произведения)

Тема раздела: «Звукообразование» (8ч

Тема раздела: «Звукообразование» (8ч

Тренировочные упражнения. Филирование звука на слоги: ми, ма, мэ, мо, му

Тренировочные упражнения. Филирование звука на слоги: ми, ма, мэ, мо, му

Практическая работа: Тренировочные упражнения на чёткое и активное произношение гласных звуков во всех комбинациях, на тщательное и внятное произношение 2-х, 3-х и более согласных

Практическая работа: Тренировочные упражнения на чёткое и активное произношение гласных звуков во всех комбинациях, на тщательное и внятное произношение 2-х, 3-х и более согласных

Беседа «Ансамбль» Понятие ансамбля в пении

Беседа «Ансамбль» Понятие ансамбля в пении

Тема раздела : « Основы безопасности дорожного движения»(3ч

Тема раздела : « Основы безопасности дорожного движения»(3ч

Ответственность несовершеннолетних за нарушения

Ответственность несовершеннолетних за нарушения

Литература. Список литературы, рекомендуемой обучающимся: 1

Литература. Список литературы, рекомендуемой обучающимся: 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «На музыкальной орбите» Составитель: Феоктистова Елена Владимировна учитель музыки /высшая категория/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  «На музыкальной орбите»  Составитель:    Феоктистова Елена Владимировна учитель музыки /высшая категория/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2020