Образовательная программа дополнительного образования экологической направленности «Экомир»
Оценка 4.8

Образовательная программа дополнительного образования экологической направленности «Экомир»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
экология +1
6 кл—9 кл
06.11.2020
Образовательная программа  дополнительного образования экологической направленности «Экомир»
Форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование экологической культуры и учебных исследовательских умений обучающихся.
Чавдар Татьяна Борисовна программа кружка дополнительного образования Экомир.docx

Образовательная программа

дополнительного образования экологической направленности «Экомир»

 

                    автор – составитель:

                                         ПДО Чавдар Татьяна Борисовна

                                                                         ГККП «Центр детского и юношеского творчества»

  г. Актобе

 

 

Пояснительная записка

Образовательная учебная программа дополнительного образования кружка «Экомир» по содержательной, тематической направленности является эколого – биологической;  

по функциональному предназначению - учебно - познавательная;

по форме организации – групповая;

по времени реализации – двухгодичной.

Образовательная учебная программа дополнительного образования кружка «Экомир»   предназначена для обучающихся младшего школьного возраста от 6 до 10 лет.

          Содержание программы нацелено на формирование начал экологической культуры и восприятия окружающего мира через познавательную, опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность.   

Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни может лишь человек, владеющий навыками широкого мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять инновационную деятельность.

Ограниченые по времени рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование экологической культуры и учебных исследовательских умений обучающихся.

         Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и экологической обстановкой в мире. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

         Действуя в рамках дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания учащихся, получаемые в школе, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных интеллектуальных играх, конкурсах экологической направленности.

Содержание программы «Экомир» нацелено на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через гуманное отношение к природе. Изучая результат неаккуратного вмешательства человека в экосистему, катаклизмы природного и техногенного характера, обучающиеся подводятся к желанию природоохранной деятельности, изучают загадочное свойство природы врачевания и исцеления.

 

Целью программы является формирование начал экологической культуры и восприятия окружающего мира через познавательную, опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность.  

Задачи программы:

Обучающие:

- конкретизировать и расширить представления обучающихся об экологии;

- формировать навык элементарной опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности;

- познакомить с последствиями вредоносной жизнедеятельности человека, загрязнение окружающей среды;

- познакомить с представителями Красной книги, природоохранной деятельностью заповедников Казахстана;

- дать представление о редких явлениях и необычных объектах неживой природы;

- учить применять коммуникативные и презентационные навыки.

Развивающие:  

- развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

- развивать умение проектирования своей деятельности;

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

- способствовать развитию любознательности, умению наблюдать и объяснять происходящие явления в живой и неживой природе;

- развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

- воспитание ответственного отношения к людям и к природе;

- способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

- прививать умения и навыки рационального природопользования, культуры поведения в природе;

- воспитывать чувство взаимовыручки, дружелюбия, совершенствовать навыки коллективной работы.

 

Структура программы состоит из трех образовательных блоков: «На земле», «На воде», «В воздухе» включают в себя теорию, практику и дистанционный формат. Все  образовательные  блоки  предусматривают  не  только  усвоение теоретических  знаний,  но  и  формирование практического  опыта. Предусматривается работа по составлению глоссария, грамотного владения речью-доказательством, с применением современной терминологии.

 

В результате работы по образовательной программе кружка «Экомир»

обучающиеся должны знать:

правила поведения в природе и природоохранную деятельность; приспособительские особенности живых организмов к среде обитания; правила заготовки и использования лекарственных растений; названия и причины природных катаклизмов, правила безопасного поведения в экстримальных ситуациях.

 

должны уметь:

классифицировать живую и неживую природу; знать и называть редких представителей флоры и фауны, характерных для определенной среды обитания, рассказывать об особенностях; уметь проводить опыты,  применять коммуникативные и презентационные навыки, навык самостоятельной работы с различными источниками информации.

 

способны решать следующие жизненно-практические задачи:  

проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и   явлениями; оценивать способы природопользования; проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования; проводить анкетирования, социологические опросы; оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

 

В результате работы по программе  «Экомир» у обучающихся первого года обучения идет процесс формирования  экологической культуры, процесс систематизации знаний и представлений. На втором году обучения идет закрепление  полученных знаний, навык элементарной опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности.

 

 

Учебно-тематический план

 

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1.

2 часа

2 раза

4 часа

144 часов

2.

3 часа

2 раза

6 часов

216 часов

 

Первый год обучения

 

 

Наименование темы

Общее количество часов

Часы

 

теоретических

практических

 

1

Вводное занятие.

9

3

6

 

2

 

«Дела Земные»

15

8

7

 

Живая природа

9

3

6

 

Неживая природа

9

3

6

 

3

 

«Дела Небесные»

15

5

10

 

Живая пирода

9

3

6

 

Неживая природа

9

3

6

 

4

«Дела Водные»

15

8

7

 

Живая природа

9

3

6

 

Неживая природа

9

3

6

 

5

«Дела Стихийные»

12

4

8

 

6

«Дела Запретные»

12

4

8

 

7

«Дела Красивые»

12

4

8

 

 

144

54

90

 

 

 

Второй год обучения

 

1

Вводное занятие.

14

6

8

 

2

 

«Дела Земные»

25

15

10

Живая природа

16

6

10

Неживая природа

12

4

8

3

«Дела Небесные»

20

10

10

Живая пирода

12

4

8

Неживая природа

14

6

8

4

«Дела Водные»

15

3

12

Живая природа

14

6

8

Неживая природа

14

6

8

5

«Дела Стихийные»

20

8

12

6

«Дела Запретные»

18

8

10

7

«Дела Красивые»

22

8

14

Итого часов:

216

90

126

 

Содержание образовательной программы:

1        год обучения

Вводное занятие. Понятие Экомир. Человек и природа. Основные экологические законы. Глоссарий.

«Дела Земные» (15 ч) Понятие живая и неживая природа. Ореол обитания. Оформление презентаций. Земное плодородное богатство. Полезные ископаемые.

Живая природа (9 ч) Растительный мир. Животный мир. Насекомые. Пресмыкающиеся. Хищники и травоядные. Приспособительские особенности. Удивительные факты из жизни животных. «Животные в государственной символике разных стран». «Мы в ответе за тех, кого приручили». Зоотерапия. Работа с информацией.

Неживая природа (9 ч) Понятие ландшафт. Горы. Загадочные места на земле. Работа с информацией. Опытническая деятельность с песком, камнем, почвой.

«Дела Небесные» (15 ч) Небо и воздух. Кому и для чего нужны крылья. Космос, галактика. Значение воздуха в экосистеме. Оформление презентаций.

Живая пирода (9 ч) Обитатели воздушного пространства. Птицы. Насекомые. Приспособительские особенности обитателей воздушной стихии. Юморина. Работа с информацией.

Неживая природа (9 ч) Небесные объекты. Исследования свойст воздуха. Опытническая деятельность.

«Дела Водные» (15 ч) Круговорот воды в природе. Оформление презентаций. Водоемы. Удивительные и необычные реки. Легенды и загадки о водоемах. Работа с информацией.

Живая природа (9 ч) Разнообразие обитателей водной стихии. Животный и растительный мир. Тайны подводного мира.

Неживая природа (9 ч) Значение воды в жизни живых организмов. Опыты с водой и снегом.  Минеральные источники.

«Дела Стихийные» (12 ч) Сезонные явления. Бунт природы. Землетрясение. Наводнение. Извержение вулкана. 

«Дела Запретные» (12 ч) Правила безопасного поведения в природе. Вредоносная деятельность человека, последствия неаккуратного обращения с природой. Оформление видео-роликов, презентаций.  Масштабное загрязнение окружающей среды. Глобальные вопросы экологии. Работа с информацией.

«Дела Красивые» (12 ч)  Красная книга Казахстана. Заповедники РК. Забота о птицах в зимний период. Природоохранная деятельность. Запуск челенджа об охране природе. Создание запрещающих знаков в природе. Защита проекта.

 

Содержание образовательной программы:

2        год обучения

Вводное занятие. Понятие «Экология», «Экосостема». Глобальные экологические проблемы. Стихия природы. Глоссарий.

«Дела Земные» (15 ч) Понятие живая и неживая природа. Ореол обитания. Оформление презентаций. Плодородный слой земли. Полезные ископаемые. Температурный режим.

Живая природа (9 ч) Растительный мир. Животный мир. Насекомые. Пресмыкающиеся. Хищники и травоядные. Приспособительские особенности. Удивительные факты из жизни животных. «Эти забавные животные». Зоотерапия. Работа с информацией.

Неживая природа (9 ч) Понятие ланшафт. Горы. Загадочные места на земле. Работа с информацией. Опытническая деятельность с песком, камнем, почвой, растениями.

«Дела Небесные» (15 ч) Небо и воздух. Ветер. Кому и для чего нужны крылья. Космос, галактика. Значение воздуха в экосистеме. Оформление презентаций.

Живая пирода (9 ч) Обитатели воздушного пространства. Птицы. Насекомые. Приспособительские особенности обитателей воздушной стихии. Юморина. Работа с информацией.

Неживая природа (9 ч) Небесные объекты. Исследования свойст воздуха. Опытническая деятельность.

«Дела Водные» (15 ч) Круговорот воды в природе. Оформление презентаций. Водоемы. Удивительные и необычные реки. Легенды и загадки о водоемах. Работа с информацией. Рациональное использование воды.

Живая природа (9 ч) Разнообразие обитателей водной стихии. Животный и растительный мир. Тайны подводного мира.

Неживая природа (9 ч) Значение воды в жизни живых организмов. Опыты с водой и снегом.  Минеральные источники.

«Дела Стихийные» (12 ч) Сезонные явления. Бунт природы. Землетрясение. Наводнение. Извержение вулкана. 

«Дела Запретные» (12 ч) Правила безопасного поведения в природе. Вредоносная деятельность человека, последствия неаккуратного обращения с природой. Оформление видео-роликов, презентаций.  Масштабное загрязнение окружающей среды. Глобальные вопросы экологии. Работа с информацией.

«Дела Красивые» (12 ч)  Красная книга Казахстана. Заповедники РК. Пиродная аптека. Природоохранная деятельность. Запуск челенджа об охране природе. Создание запрещающих знаков в природе. Защита проекта.

 

Для успешной работы и выполнения данной программы необходимо учебно-методическое обеспечение:

-   интернет;

-   аудиовизуальные  средства обучения;

-   дидактический материал;

-   наглядные пособия;

-   учебная и дополнительная литература;

-   мини-лабаратория.

Для организации учебно - воспитательного процесса используются следующие методы: объяснительно - разъяснительные, объяснительно - иллюстративные, репродуктивные.

Основные формы проведения занятий: беседы, игры, мастер-класс, деловая игра, практическое занятие, интегрированное занятие, конкурс, викторина, круглый стол.

Оценивание учебных достижений обучающихся проводится в форме: открытые занятия, контрольные самостоятельные работы, защита творческих проектов.

 

Используемая литература

1. Биологический эксперимент в школе, А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и  др. – М.: Просвещение, 1990.

2. Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования, Александрова В.П.- М.: ВАКО

3. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: Устойчивый мир, 2000г.

4. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

5. Теплов, Д. Л. Экологический практикум, М.: Устойчивый мир, 2005.

6. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.

7. Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя, Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.

8. Экология, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995. 9. Экология живых организмов, Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А..- М.: ВАКО

 

 

Список литературы для детей

1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных, Ярославль «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор»

Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.

 

Интернет-ресурсы

http://www.wood.ru

http://www.edpscirnces.org/radiopro

https://yandex.kz/search - достопримечательности Казахстана

https://yandex.kz/search/?lr - Центр экологической политики Казахстана

http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/demography-position/vishnevsky/great

http:/ru.wikepedia

http:/www.ecology-portal.ru

http:/www/oeco.ru

http:/fhtzb.ru

 

 

 


 

Образовательная программа дополнительного образования экологической направленности «Экомир» автор – составитель:

Образовательная программа дополнительного образования экологической направленности «Экомир» автор – составитель:

Ц ель ю программы является формирование начал экологической культуры и восприятия окружающего мира через познавательную, опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность

Ц ель ю программы является формирование начал экологической культуры и восприятия окружающего мира через познавательную, опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность

В результате работы по программе «Экомир» у обучающихся первого года обучения идет процесс формирования экологической культуры, процесс систематизации знаний и представлений

В результате работы по программе «Экомир» у обучающихся первого года обучения идет процесс формирования экологической культуры, процесс систематизации знаний и представлений

Дела Земные» 15 8 7

Дела Земные» 15 8 7

Мы в ответе за тех, кого приручили»

Мы в ответе за тех, кого приручили»

Неживая природа (9 ч) Понятие ланшафт

Неживая природа (9 ч) Понятие ланшафт

Основные формы проведения занятий: беседы , игры , м астер-класс , д еловая игра , п рактическое занятие , и нтегрированное занятие , к онкурс…

Основные формы проведения занятий: беседы , игры , м астер-класс , д еловая игра , п рактическое занятие , и нтегрированное занятие , к онкурс…

http:/ru.wikepedia http:/www.ecology-portal.ru http:/www/oeco.ru http:/fhtzb.ru

http:/ru.wikepedia http:/www.ecology-portal.ru http:/www/oeco.ru http:/fhtzb.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020