Образовательная программа
дополнительного образования экологической направленности «Экомир»
автор – составитель:
ПДО Чавдар Татьяна Борисовна
ГККП «Центр детского и юношеского творчества»
г. Актобе
Пояснительная записка
Образовательная учебная программа дополнительного образования кружка «Экомир» по содержательной, тематической направленности является эколого – биологической;
по функциональному предназначению - учебно - познавательная;
по форме организации – групповая;
по времени реализации – двухгодичной.
Образовательная учебная программа дополнительного образования кружка «Экомир» предназначена для обучающихся младшего школьного возраста от 6 до 10 лет.
Содержание программы нацелено на формирование начал экологической культуры и восприятия окружающего мира через познавательную, опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность.
Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни может лишь человек, владеющий навыками широкого мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять инновационную деятельность.
Ограниченые по времени рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование экологической культуры и учебных исследовательских умений обучающихся.
Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и экологической обстановкой в мире. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Действуя в рамках дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания учащихся, получаемые в школе, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных интеллектуальных играх, конкурсах экологической направленности.
Содержание программы «Экомир» нацелено на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через гуманное отношение к природе. Изучая результат неаккуратного вмешательства человека в экосистему, катаклизмы природного и техногенного характера, обучающиеся подводятся к желанию природоохранной деятельности, изучают загадочное свойство природы врачевания и исцеления.
Целью программы является формирование начал экологической культуры и восприятия окружающего мира через познавательную, опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
- конкретизировать и расширить представления обучающихся об экологии;
- формировать навык элементарной опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности;
- познакомить с последствиями вредоносной жизнедеятельности человека, загрязнение окружающей среды;
- познакомить с представителями Красной книги, природоохранной деятельностью заповедников Казахстана;
- дать представление о редких явлениях и необычных объектах неживой природы;
- учить применять коммуникативные и презентационные навыки.
Развивающие:
- развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- развивать умение проектирования своей деятельности;
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- способствовать развитию любознательности, умению наблюдать и объяснять происходящие явления в живой и неживой природе;
- развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения к людям и к природе;
- способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
- прививать умения и навыки рационального природопользования, культуры поведения в природе;
- воспитывать чувство взаимовыручки, дружелюбия, совершенствовать навыки коллективной работы.
Структура программы состоит из трех образовательных блоков: «На земле», «На воде», «В воздухе» включают в себя теорию, практику и дистанционный формат. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Предусматривается работа по составлению глоссария, грамотного владения речью-доказательством, с применением современной терминологии.
В результате работы по образовательной программе кружка «Экомир»
обучающиеся должны знать:
правила поведения в природе и природоохранную деятельность; приспособительские особенности живых организмов к среде обитания; правила заготовки и использования лекарственных растений; названия и причины природных катаклизмов, правила безопасного поведения в экстримальных ситуациях.
должны уметь:
классифицировать живую и неживую природу; знать и называть редких представителей флоры и фауны, характерных для определенной среды обитания, рассказывать об особенностях; уметь проводить опыты, применять коммуникативные и презентационные навыки, навык самостоятельной работы с различными источниками информации.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования; проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования; проводить анкетирования, социологические опросы; оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
В результате работы по программе «Экомир» у обучающихся первого года обучения идет процесс формирования экологической культуры, процесс систематизации знаний и представлений. На втором году обучения идет закрепление полученных знаний, навык элементарной опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности.
Учебно-тематический план
№ |
Продолжительность занятия |
Периодичность в неделю |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
1. |
2 часа |
2 раза |
4 часа |
144 часов |
2. |
3 часа |
2 раза |
6 часов |
216 часов |
Первый год обучения
№ |
Наименование темы |
Общее количество часов |
Часы |
|
||
теоретических |
практических |
|
||||
1 |
Вводное занятие. |
9 |
3 |
6 |
|
|
2
|
«Дела Земные» |
15 |
8 |
7 |
|
|
Живая природа |
9 |
3 |
6 |
|
||
Неживая природа |
9 |
3 |
6 |
|
||
3
|
«Дела Небесные» |
15 |
5 |
10 |
|
|
Живая пирода |
9 |
3 |
6 |
|
||
Неживая природа |
9 |
3 |
6 |
|
||
4 |
«Дела Водные» |
15 |
8 |
7 |
|
|
Живая природа |
9 |
3 |
6 |
|
||
Неживая природа |
9 |
3 |
6 |
|
||
5 |
«Дела Стихийные» |
12 |
4 |
8 |
|
|
6 |
«Дела Запретные» |
12 |
4 |
8 |
|
|
7 |
«Дела Красивые» |
12 |
4 |
8 |
|
|
|
144 |
54 |
90 |
|
||
Второй год обучения |
|
|||||
1 |
Вводное занятие. |
14 |
6 |
8 |
|
|
2
|
«Дела Земные» |
25 |
15 |
10 |
||
Живая природа |
16 |
6 |
10 |
|||
Неживая природа |
12 |
4 |
8 |
|||
3 |
«Дела Небесные» |
20 |
10 |
10 |
||
Живая пирода |
12 |
4 |
8 |
|||
Неживая природа |
14 |
6 |
8 |
|||
4 |
«Дела Водные» |
15 |
3 |
12 |
||
Живая природа |
14 |
6 |
8 |
|||
Неживая природа |
14 |
6 |
8 |
|||
5 |
«Дела Стихийные» |
20 |
8 |
12 |
||
6 |
«Дела Запретные» |
18 |
8 |
10 |
||
7 |
«Дела Красивые» |
22 |
8 |
14 |
||
Итого часов: |
216 |
90 |
126 |
|||
Содержание образовательной программы:
1 год обучения
Вводное занятие. Понятие Экомир. Человек и природа. Основные экологические законы. Глоссарий.
«Дела Земные» (15 ч) Понятие живая и неживая природа. Ореол обитания. Оформление презентаций. Земное плодородное богатство. Полезные ископаемые.
Живая природа (9 ч) Растительный мир. Животный мир. Насекомые. Пресмыкающиеся. Хищники и травоядные. Приспособительские особенности. Удивительные факты из жизни животных. «Животные в государственной символике разных стран». «Мы в ответе за тех, кого приручили». Зоотерапия. Работа с информацией.
Неживая природа (9 ч) Понятие ландшафт. Горы. Загадочные места на земле. Работа с информацией. Опытническая деятельность с песком, камнем, почвой.
«Дела Небесные» (15 ч) Небо и воздух. Кому и для чего нужны крылья. Космос, галактика. Значение воздуха в экосистеме. Оформление презентаций.
Живая пирода (9 ч) Обитатели воздушного пространства. Птицы. Насекомые. Приспособительские особенности обитателей воздушной стихии. Юморина. Работа с информацией.
Неживая природа (9 ч) Небесные объекты. Исследования свойст воздуха. Опытническая деятельность.
«Дела Водные» (15 ч) Круговорот воды в природе. Оформление презентаций. Водоемы. Удивительные и необычные реки. Легенды и загадки о водоемах. Работа с информацией.
Живая природа (9 ч) Разнообразие обитателей водной стихии. Животный и растительный мир. Тайны подводного мира.
Неживая природа (9 ч) Значение воды в жизни живых организмов. Опыты с водой и снегом. Минеральные источники.
«Дела Стихийные» (12 ч) Сезонные явления. Бунт природы. Землетрясение. Наводнение. Извержение вулкана.
«Дела Запретные» (12 ч) Правила безопасного поведения в природе. Вредоносная деятельность человека, последствия неаккуратного обращения с природой. Оформление видео-роликов, презентаций. Масштабное загрязнение окружающей среды. Глобальные вопросы экологии. Работа с информацией.
«Дела Красивые» (12 ч) Красная книга Казахстана. Заповедники РК. Забота о птицах в зимний период. Природоохранная деятельность. Запуск челенджа об охране природе. Создание запрещающих знаков в природе. Защита проекта.
Содержание образовательной программы:
2 год обучения
Вводное занятие. Понятие «Экология», «Экосостема». Глобальные экологические проблемы. Стихия природы. Глоссарий.
«Дела Земные» (15 ч) Понятие живая и неживая природа. Ореол обитания. Оформление презентаций. Плодородный слой земли. Полезные ископаемые. Температурный режим.
Живая природа (9 ч) Растительный мир. Животный мир. Насекомые. Пресмыкающиеся. Хищники и травоядные. Приспособительские особенности. Удивительные факты из жизни животных. «Эти забавные животные». Зоотерапия. Работа с информацией.
Неживая природа (9 ч) Понятие ланшафт. Горы. Загадочные места на земле. Работа с информацией. Опытническая деятельность с песком, камнем, почвой, растениями.
«Дела Небесные» (15 ч) Небо и воздух. Ветер. Кому и для чего нужны крылья. Космос, галактика. Значение воздуха в экосистеме. Оформление презентаций.
Живая пирода (9 ч) Обитатели воздушного пространства. Птицы. Насекомые. Приспособительские особенности обитателей воздушной стихии. Юморина. Работа с информацией.
Неживая природа (9 ч) Небесные объекты. Исследования свойст воздуха. Опытническая деятельность.
«Дела Водные» (15 ч) Круговорот воды в природе. Оформление презентаций. Водоемы. Удивительные и необычные реки. Легенды и загадки о водоемах. Работа с информацией. Рациональное использование воды.
Живая природа (9 ч) Разнообразие обитателей водной стихии. Животный и растительный мир. Тайны подводного мира.
Неживая природа (9 ч) Значение воды в жизни живых организмов. Опыты с водой и снегом. Минеральные источники.
«Дела Стихийные» (12 ч) Сезонные явления. Бунт природы. Землетрясение. Наводнение. Извержение вулкана.
«Дела Запретные» (12 ч) Правила безопасного поведения в природе. Вредоносная деятельность человека, последствия неаккуратного обращения с природой. Оформление видео-роликов, презентаций. Масштабное загрязнение окружающей среды. Глобальные вопросы экологии. Работа с информацией.
«Дела Красивые» (12 ч) Красная книга Казахстана. Заповедники РК. Пиродная аптека. Природоохранная деятельность. Запуск челенджа об охране природе. Создание запрещающих знаков в природе. Защита проекта.
Для успешной работы и выполнения данной программы необходимо учебно-методическое обеспечение:
- интернет;
- аудиовизуальные средства обучения;
- дидактический материал;
- наглядные пособия;
- учебная и дополнительная литература;
- мини-лабаратория.
Для организации учебно - воспитательного процесса используются следующие методы: объяснительно - разъяснительные, объяснительно - иллюстративные, репродуктивные.
Основные формы проведения занятий: беседы, игры, мастер-класс, деловая игра, практическое занятие, интегрированное занятие, конкурс, викторина, круглый стол.
Оценивание учебных достижений обучающихся проводится в форме: открытые занятия, контрольные самостоятельные работы, защита творческих проектов.
Используемая литература
1. Биологический эксперимент в школе, А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
2. Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования, Александрова В.П.- М.: ВАКО
3. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: Устойчивый мир, 2000г.
4. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
5. Теплов, Д. Л. Экологический практикум, М.: Устойчивый мир, 2005.
6. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
7. Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя, Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
8. Экология, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995. 9. Экология живых организмов, Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А..- М.: ВАКО
Список литературы для детей
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных, Ярославль «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор»
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
Интернет-ресурсы
http://www.wood.ru
http://www.edpscirnces.org/radiopro
https://yandex.kz/search - достопримечательности Казахстана
https://yandex.kz/search/?lr - Центр экологической политики Казахстана
http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/demography-position/vishnevsky/great
http:/ru.wikepedia
http:/www.ecology-portal.ru
http:/www/oeco.ru
http:/fhtzb.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.