Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 26»
Миасского городского округа
Образовательная программа
курса внеурочной деятельности
«Графика»
рассчитана на детей от 7до 10 лет
4 года обучения
Байбарова Светлана Анатольевна
педагог дополнительного образования
Миасский городской округ
2020 г
Содержание:
Пояснительная записка 3-10
1-й год обучения.
Пояснительная записка. 11
Общая характеристика учебного предмета. 11
Описание места учебного предмета в учебном плане.11
Ценностные ориентиры содержание учебного предмета11
Результаты освоения учебного предмета.13
Основные содержательные линии учебного предмета.13
Учебно-тематический план внеурочной деятельности по курсу «Графика» для детей 7 - 8 лет15
Материально техническое обеспечение образовательного процесса. 19
2-й год обучения.
Пояснительная записка. 20
Общая характеристика учебного предмета. 20 Описание места учебного предмета в учебном плане. 20 Ценностные ориентиры содержание учебного предмета 20
Результаты освоения учебного предмета.21 Основные содержательные линии учебного предмета. 22
Учебно-тематический план внеурочной деятельности по курсу «Графика» для детей 8 - 9 лет 23
Материально техническое обеспечение образовательного процесса.27
3-й год обучения.
Пояснительная записка.28 Общая характеристика учебного предмета. 28
Описание места учебного предмета в учебном плане.28
Ценностные ориентиры содержание учебного предмета 28 Результаты освоения учебного предмета. 29 Основные содержательные линии учебного предмета. 30
Учебно-тематический план внеурочной деятельности по курсу «Графика» для детей 9 - 10 лет31
Материально техническое обеспечение образовательного процесса. 35
4-й год обучения.
Пояснительная записка.36
Общая характеристика учебного предмета.36
Описание места учебного предмета в учебном плане.37
Ценностные ориентиры содержание учебного предмета37
Результаты освоения учебного предмета. 38
Основные содержательные линии учебного предмета. 38
Учебно-тематический план внеурочной
деятельности по курсу «Графика» для детей 10-11 лет39
Материально техническое обеспечение образовательного процесса.42
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей начального звена является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с первоклассниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через курс внеурочной деятельности «Графика». В рамках курса дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия курса внеурочной деятельности не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель программы:пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; расширять и углублять возможности детского творчества ; развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
· повысить уровень эстетического и нравственного воспитания детей;
· создать условия для максимального развития их творческого потенциала;
· развивать их пространственное, абстрактное и художественное воображение;
· развивать мелкую моторику рук;
· формировать интерес к изучению как родной, так и зарубежной культуры и искусства, развитию основ графической грамотности;
· развивать образное и пространственное воображение;
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Занятия на курсе внеурочной деятельности способствуют активному развитию у ребёнка:
·мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
·сенсорного восприятия;
·глазомера;
·логического мышления;
·воображения;
·волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца.);
·художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (работа кистью, применение различные художественные материалы). Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельностипомогает решать задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.
Эти занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство. Изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Содержание курса
1-й год:
Раздел № 1. Монотипия
Раздел № 2. Гратаж
Раздел № 3. Акватипия
Раздел № 4. Печать-клише
Раздел № 5. Водяная печать
Раздел № 6. Выставка
2-й год:
Раздел № 1 Цветовосприятие
Раздел № 2 Создание образа
Раздел № 3Трафарет;
Раздел № 4 Простые узоры;
Раздел № 5 Аппликация;
3-й год:
Раздел № 1Монотипия;
Раздел № 2Отпечатывание;
Раздел № 3 Печать-клише;
Раздел № 4 Смешивание красок;
Раздел № 5 Пальчиковая живопись;
Раздел № 6 Объемная аппликация, коллаж;
4-й год:
Раздел № 1“Восхитись красотой нарядной осени”
Раздел № 2“Любуйся узорами красавицы зимы”
Раздел № 3“Радуйся многоцветью весны и лета”
Формы подведения итогов:
оформление выставочного стенда в «Гимназии № 26»;
участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;
выступление на родительских собраниях.
1-й год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Графика» является программой курса внеурочной деятельности художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАФИКА»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 – 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебные занятия проводятся:
Год обучения |
Продолжительность занятия |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Наполняемость группы |
1 |
1ч. |
2 |
2ч. |
10 – 15 чел. |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-творческое развитие ребенка, т. е. формирование у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
· воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
· художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
· технической– освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия курса способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапыпрограммы:
· ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
· развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
· исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
· занятия в свободное время;
· обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
· обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
· допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
личностные |
предметные |
метапредметные |
§ развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания § умение организовать рабочее место. § бережное отношение к инструментам, материалам. развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера. § ознакомление с художественными терминами и понятиями. |
§ овладение основами художественной грамоты § знание цветов и изобразительныых материалов § умение передавать форму, величину изображения. |
§ приобретение навыка работы в паре, группе |
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рисование нетрадиционными техниками:
Монотипия – 25 часов
Гратаж – 12 часов
Акватипия – 12 часов
Печать-клише – 10 часов
Водяная печать – 10 часов
Учебно-тематический планкурса внеурочной деятельности «Графика»
для детей 7 - 8 лет
(первый год обучения)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол – во часов |
Программное содержание |
Раздел № 1. Монотипия |
25 часов |
|
|
1 |
Знакомство с Монотипией |
1час |
|
2 |
Волшебная страна – подводное царство(рисование по сырому) |
1час |
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
3 |
Пестрые кошки (рисование ватными палочками) |
1час |
Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
4 |
Мы ходили в зоопарк (восковые мелки)
|
1час |
Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. |
5 |
Пушистые животные (тычок жесткой кистью) |
1час |
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
6 |
Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) |
1час |
Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
7 |
Кошка и котята |
1час |
Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
8 |
В подводном мире (рисование ладошкой, восков.мелками и акварелью) |
1час |
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
9 |
Зимние узоры |
1час |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
10 |
Зимний лес (тычкование) |
1час |
Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. |
11 |
Дворец Деда Мороза |
1час |
Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
12 |
Превращение ладошки |
1 час |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
13 |
Портрет мамы |
1 час |
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
14 |
Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) |
1 час |
Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
15 |
Птицы волшебного сада |
1 час |
Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
16 |
Натюрморт |
1 час |
Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
17 |
Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету) |
1 час |
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
18 |
Бабочки (монотипия) |
1 час |
Познокомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
19 |
Волшебные цветы |
1 час |
Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
20 |
Вишня в цвету (тычкование) |
1 час |
Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка |
21 |
Мой маленький друг (техника тычка) |
1 час |
животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть всей поверхности бумаги. |
22 |
Космический коллаж (рисование + аппликация) |
1 час |
Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
23 |
Подарок маме |
2часа |
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Раздел № 2. Гратаж |
12часов |
|
|
24 |
Нарисуем здания. |
2часа |
Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
25 |
Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) |
1 час |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
26 |
Ночной город |
1час |
Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
27 |
Ночной лес |
1 час |
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
28 |
Село |
1 час |
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
29 |
Коллективное панно. Ночь. |
2часа |
Учить работать коллективно. |
Итого: 33часа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Алехин А. Д.Когда начинается художник. — М., 1993.
2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. — М., 1989.
4. Ватагин В. А. Изображение животного. — М., 1996.
5. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976.
6. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. — М., 1992.
7. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1—3 кл. — 2-е изд. — М., 1983.
8.А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
9. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
10. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М.2007г.
11. И.А. Лыкова "Цветные ладошки"
12. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
13.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
14. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
2-й год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Графика» является программой художественно-творческой направленности, предполагает внеурочный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).
Цель:способствует созданию выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАФИКА»
Курс «Графики» – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебные занятия проводятся:
Год обучения |
Продолжительность занятия |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Наполняемость группы |
1 |
1ч. |
2ч. |
2ч. |
10 – 15 чел. |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенностью данной программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка . Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят творческий характер.
Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков.
Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.
Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.
Задачи:
· Развивать художественное восприятие, образное мышление.
· Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).
· Познакомить с разными видами нетрадиционной техники.
· Создавать условия для работы с разными материалами. Способствовать использованию их как одного из средств самовыражения.
· Побуждать нетрадиционными методами выразительности изображать то, что для детей интересно или эмоционально значимо.
· Помогать детям осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков.
· Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
личностные |
предметные |
метапредметные |
§ Ориентирование в социальных ролях § Нравственно-этическое оценивание своей деятельности. § Развитие наблюдательности, зрительной памяти. § Активное использование в речи терминов. |
§ Соблюдение последовательности выполнения работы. § Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. |
§ Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях. § Участие в коллективном обсуждении |
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Второй год обучения помогает учащимся совершенствовать полученные умения и навыки, знакомятся с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами, отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках с помощью:
· Цветовосприятие;
· Создание образа;
· Трафарета;
· Простых узоров;
· Аппликация;
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности «Графика»
для детей8 - 9 лет
(второй год обучения)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол – во часов |
Программное содержание |
|
|
|
|
1 |
Путешествие по радуге |
1 час |
Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
2 |
Осенние листья (печать) |
1 час |
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
3 |
Осенняя сказка |
2 часа |
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
4 |
Дерево колдуньи (рисование + оригами) |
1 час |
Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создание образа. |
5 |
Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование +оригами) |
1 час |
Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
6 |
Как прекрасен этот мир (рисование + оригами) |
1 час |
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
7 |
Осьминожки (рисование ладошками) |
1 час |
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
8 |
Волшебный лес ( рисование + оригами) |
1час |
Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклевать персонажей вырезанных из журналов. |
9 |
Невиданный зверь |
1час |
Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
10 |
Веселый лужок |
1час |
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
11 |
Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) |
1час |
Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умения рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
12 |
Снегири на ветке (метод тычка) |
1час |
Формировать у детей обобщенное представление о птицах. |
13 |
Сказочная птица (экспериментирование с материалами) |
1час |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами. |
14 |
Что за чудо эти сказки( пятно, штрих, линия) |
1час |
Продолжать учить использовать выразительные средства графики ( пятно, штрих, линия). |
15 |
Бабочка (рисование + аппликация) |
1час |
Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
16 |
Сказочный сад |
1час |
Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках( черно – белый граттаж, печать поролоном по трафарету). |
17 |
Комнатное растение |
1час |
Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположения листьев. Закрепить приемы работы с пастелью. |
18 |
Любимый узор |
1час |
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) |
19 |
Весенние сады |
1час |
Учить изображать цветущие деревья, строения дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
20 |
Ежи на опушке |
1час |
Закрепить умение пользоваться техниками « тычек жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими кистями. |
21 |
Волшебный цветок |
1час |
Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью.Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
22 |
По замыслу |
1час |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику тему. |
23 |
Полярная ночь |
1 час |
Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивание всей поверхности. |
24 |
Арктика |
2часа |
Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. |
25 |
Ваза с ветками |
1час |
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточек. |
26 |
Фантазия |
1час |
Учить создавать образ используя смешения красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. |
27 |
Веселый человечек |
1час |
Учить передавать радость с помощью красок. |
28 |
Грустный человечек |
1час |
Учить передавать грусть с помощью красок. |
29 |
Грустная сказка |
1час |
Учить работать коллективно. |
30 |
Веселая сказка |
1час |
Учить работать коллективно. |
31 |
Дерево |
2 часа |
Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции. |
Итого: 34 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.
2.Все о декупаже и монотипии из серии «Техника и изделия» - М., 2006.
3.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1984.
4.Горяева Н.А., Коротеева Е.И. /Под. Ред Неменского Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – Волгоград, 2008.
5.Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими ркуами», Сост. Кузьмина Т.А., Четина Е.В. – Ростов-на-Дону, 2006.
6.Ефимова А. Сделаем игрушки своими руками. – М., 1983.
7.Ершова А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г., Стрельцова Л.Е., Чернявская М.С., Школяр Л.В. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий со школьниками. – М.: Просвещение, 1991.
3-й год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Графика» является программой художественно-творческой направленности, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).
Цель:Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАФИКА»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебные занятия проводятся:
Год обучения |
Продолжительность занятия |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Наполняемость группы |
1 |
1ч. |
2ч. |
2ч. |
10 – 15 чел. |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенностью данной программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка . Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия носят творческий характер.
Задачи третьего года обучения:
1. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим.
2. Развивать художественное восприятие, образное мышление.
3. Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).
4. Создавать условия для работы с разными материалами. Способствовать использованию их как одного из средств самовыражения.
5. Побуждать нетрадиционными методами выразительности изображать то, что для детей интересно или эмоционально значимо.
Помогать детям осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
личностные |
предметные |
метапредметные |
§ Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию. § Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности. § Развитие художественного вкуса. § Овладение художественными терминами. |
§ Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта. § Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. |
§ Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
|
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.
Курс содержит различные техники рисования:
Монотипия;
Отпечатывание;
Печать-клише;
Смешивание красок;
Линогравюры;
Набрызг;
Граттаж;
Пальчиковая живопись;
Кляксография;
Объемная аппликация, коллаж;
Бумажная пластика;
Рисование макаронами
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности «Графика» для детей9 – 10 лет
(третий год обучения)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол – во часов |
Программное содержание |
1 |
Фрукты и овощи. Лепка из соленого теста. |
1час |
Знакомить детей с видами фруктов и овощей, о их пльзе; формировать зрительную базу. Закреплять графические навыки; закреплять навыки в работе с пластическим материалом. Закреплять навыки работы гуашью, пополнять знания об основных и дополнительных красках. |
2 |
Фрукты и овощи. Работа гуашевыми красками. |
1час |
|
3 |
Фруктовые деревья. «Урожай». Ватопластика. |
1час |
Знакомить детей с условиями труда сельского труженика, способами выращивания фруктов, сбором урожая; закрепить знания детей о плодовых растениях, их внешнем виде; предлагать детям выполнять зарисовки различных деревьев по памяти и с натуры, обращая внимание детей на сходство и различия тех или иных пород деревьев. |
4 |
Фруктовые деревья. Работа гуашевыми красками. |
1час |
|
5 |
Осенние деревья отражаются в воде. Монотипия. |
1час |
Пополнять цветовую палитру детей через упражнения в смешивании основных и дополнительных цветов; наблюдать за изменениями происходящими в природе. |
6 |
Заколдованные деревья. Кляксография. |
2 часа |
Предлагать детям выполнить по памяти и с натуры, обращая внимание детей на сходство и различие разных пород деревьев. |
7 |
Осеннее дерево. Пейзаж. Рисование пластилином. |
1час |
Закреплять знания детей о различных видах деревьев, их внешнем виде; предлагать для самостоятельной деятельности различные виды работы с пластилином в качестве развития и закрепления навыков; расширять знания детей о пластилине не только как о пластическом, но и как о живописном материале. |
8 |
Осеннее дерево. Пейзаж. Рисование пластилином. |
1час |
|
9 |
Золотая рыбка. Аппликация из сухих листьев. |
1час |
Предлагать выкладывать различные изображения на фланелеграфе из сухих листьев; рассматривать иллюстрации с изображением птиц, рыб, насекомых.Учить сравнивать: на что похож тот или иной лист. |
10 |
Осенний ковер. Эстамп. |
1час |
Предлагать для рассматривания иллюстрированный материал на декоративную тематику, знакомить с искусством изготовления ковров, гобеленов. Проводить цветовой игротренинг. |
11 |
Открытка к осеннему празднику. |
2 часа |
Предлагать для рассматривания праздничные открытки различной тематики в качестве ознакомления плакатно – декоративным искусством, обращать внимание на символику, на главные и второстепенные элементы композиции. |
12 |
Поясок для Царицы Осени. Узор в полосе из лоскутков. |
1час |
Закреплять навык вырезывания, раскроя лоскутного материала; знания о простых и сложных геометрических фигурах. Знакомить с народным костюмом, учить декоративному изображению. |
13 |
Ветер. Дерево. Монотипия со сдвигом. |
1час |
Предлагать детям для самостоятельной деятельности выполнения монотипии с последующим анализом. Продолжать практиковаться в зарисовывании деревьев с натуры и по памяти. |
14 |
Пейзаж. Листопад. Тонированная бумага. Гуашь. |
1час |
Беседовать с детьми на тему осени, основных ее периодах, их отличительных чертах и различиях, читать стихи об осени, загадывать загадки. |
15 |
Кокошник для Осени. Роспись картонных трафаретов. Гуашь. |
2 часа |
Закреплять знания о компоновке, знакомить с русским национальным костюмом. Тренировать умение рисовать элементы росписи сразу кистью. |
16 |
Тарелочка расписная. |
2 часа |
Знакомить детей с одним из древнейших промыслов России – хохломским, историей его возникновения и развития, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. |
17 |
Платочек. Батик. Синяя тушь. |
2 часа |
Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, обращать внимание на характерные особенности росписи. |
18 |
Шаль для Зимушки – Зимы. Аппликация. |
2 часа |
Читать детям сказки на зимнюю тематику, предлагать для обыгрывания сюжеты соответствующей тематики в театральных уголках, совершенствовать детское творчество и фантазию. |
19 |
Новогодние сувениры, шапочки для карандашей. Цветная бумага, трафареты. |
1 час |
Знакомить детей с традициями празднования Нового года в России, предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением елочных игрушек и новогодних украшений. |
20 |
Елочные игрушки. Рисование мыльными пузырями. |
2 часа |
|
21 |
Елочные игрушки. Мишура. |
2 часа |
|
22 |
Серебристые фонарики. Фольга на бумажной основе. |
1час |
Предлагать для рассматривания иллюстрированный материал с изображением елочных и новогодних украшений, а также различный бросовый материал, цветную и упаковочную бумагу, фольгу для самостоятельного творчества. |
23 |
Варежка для Деда Мороза. |
1 час |
Читать детям сказки про Деда Мороза, побуждать детей к придумыванию сказок самостоятельно. |
24 |
Снеговик. Рисование пластилином. |
1 час |
Закреплять знания о форме, простых геометрических фигурах, совершенствовать технику растирания пластилина на картоне, читать детям книги с зимними сказками, знакомить с традиционными русскими зимними забавами. |
25 |
Зимние узоры. Синий маркер. |
1 час |
Формировать и упражнять детскую фантазию. Предлагать детям для рассматривания репродукции, фотографии и иллюстрированный материал с изображением зимней природы. Знакомить с искусством пейзажа. Учить изображению различных зверей. |
26 |
Зимние деревья. Рисование свечой. Акварель. |
1 час |
|
27 |
Зимний лес. Аппликация на цветном картоне. |
1час |
|
28 |
Лесные жители зимой. Ватопластика. Гуашь. |
1 час |
|
29 |
Заколдованные картинки на окнах. Аппликация с дорисовкой сюжета. |
1 час |
Предлагать детям самостоятельно сочинять сказки, ставить театральные представления, изготавливать театральные костюмы, игрушки. |
30 |
Мой любимый город. Гуашь. |
1 час |
Знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. |
31 |
Лошадка. Ватопластика. Дымково. Гуашь. |
1 час |
Познакомить с промыслами дымковского искусства. Формировать графический навык, тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью. |
32 |
Матрешка. Соленое тесто. Гуашь. |
1 час |
Знакомить детей с русской матрешкой. |
Итого: |
34 часов |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
4. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
5. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : КАРО, 2007. - 96с.
7. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
8. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
9. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
10.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.
11. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
4-й год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Графика» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).
Цель:Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАФИКА»
Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности.что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебные занятия проводятся:
Год обучения |
Продолжительность занятия |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Наполняемость группы |
1 |
1ч. |
2ч. |
2ч. |
10 – 15 чел. |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Задачи курса:
– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности.разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
личностные |
предметные |
метапредметные |
§ Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию. § Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности. § Развитие художественного вкуса. § Овладение художественными терминами. |
§ Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта. § Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. |
§ Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
|
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени” (20 час).
· Уметь составлять художественный образ;
· Уметь применять в своих работах живопись, графику, цвет, мазок, линию, форму, пропорции, аппликацию, симметрию, моделирование;
· составлять композицию, декоративный натюрморт, геометрический орнамент;
· Овладеть навыками хохломской росписи.
Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы” (22 час ).
· Познакомиться с каргопольской игрушкой; моделирование;
· Уметь экспериментировать с бумагой, составлять сюжет.
Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета” (28 часов).
· Уметь самостоятельно составлять композицию;
· Научиться работать в паре составлять коллективное панно;
· Научиться импровизировать
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности «Графика» для детей10 - 11лет
(четвертый год обучения)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол – во часов |
Программное содержание |
1 |
Изобразительная викторина «Цвета радуги» |
1час |
Викторина |
2 |
Палитра теплых цветов |
1час |
Серия упражнений на смешивание цветов , беседа. |
3 |
Какого цвета осень |
1час |
Экскурсия по парку, беседа. |
4 |
Щедра осенью земля - матушка |
1час |
Обсуждение работ художников .ИКТ. Творческая практическая работа. |
5 |
Земля – кормилица. |
1час |
Творческая практическая работа. |
6 |
Осенний букет |
1час |
Творческая практическая работа. |
7 |
В осеннем саду |
1час |
Коллективная творческая работа. |
8 |
О чем рассказали красочная осень и кисточки. Листопад |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие –эксперимент. |
9 |
Рисуем ножницами |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие –эксперимент. |
10 |
В сентябре именины у рябины |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие –эксперимент. |
11 |
Осенью капуста - барыня |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие –эксперимент. |
12 |
В чем секрет узора хохломы. Элементы росписи Хохломы |
1час |
Практическая работа. ИКТ. Беседа. |
13 |
В чем секрет узора хохломы. Вариации элементов росписи Хохломы |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие–импровизация. |
14 |
Петушок- золотой гребешок |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие–импровизация. |
15 |
Ковш- утица |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие–импровизация. |
16 |
В золоте хохломы – золото осени |
1час |
Организация творческой выставки детских работ. |
17 |
Сибирские народы. Русский народный костюм |
1 час |
Посещение Краеведческого музея. |
18 |
Краски природы в праздничном наряде русской красавицы |
1час |
Творческая коллективная работа. Занятие- импровизация. |
19 |
Палитра холодных цветов |
1час |
Серия упражнений на смешивание цветов, беседа |
20 |
В гостях у зимней сказки |
1час |
Экскурсия по зимнему парку, беседа. |
21 |
Краски зимней природы |
1час |
Обсуждение работ художников .ИКТ. Творческая практическая работа. |
22 |
Узнай цвета солнечного снежного пейзажа |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие-эксперимент. |
23 |
Цвет зимы - белый |
1час |
Серия упражнений на смешивание цветов. Беседа. |
24 |
Волшебные сады Дедушки Мороза |
1час |
Творческая практическая работа. |
25 |
Бумажный листочек как снежный комочек |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие-эксперимент. |
26 |
Снеговички |
1час |
Коллективная работа. |
27 |
Сказки зимнего леса |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие-эксперимент. |
28 |
Герои русских народных сказок |
1час |
Творческая практическая работа. Работа по тексту. |
29 |
Сибирский пейзаж в творчестве К.П.Белова |
1час |
Посещение музея им. М.Врубеля. |
30 |
Изображаем зиму пастелью |
1час |
Творческая практическая работа. |
31 |
Экспериментируем с графическими материалами. |
1час |
Творческая практическая работа. |
32 |
Силуэты сказочных героев |
1час |
Творческая практическая работа. Занятие- эксперимент. |
33 |
Наша новогодняя елка |
1час |
Творческая коллективная работа. |
34 |
Звуки музыки. Зима |
1час |
Творческая практическая работа. Рисунок под музыку. Занятие-импровизация. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
70часов |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345-349.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
6. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
7. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
8. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
9. Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л., 1990.
10. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
11. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
12. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
13. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
14. Претте М.К. Творчество и выражение. Т.1,2. – М., 1981, 1985.
15. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.