ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
«маленькие звездочки»
Пояснительная записка
Образовательная программа объединения по интересам «Маленькие звездочки» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 06 сентября 2017 г.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми.
Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.
Основная задача программы – воспитать в ребенке артиста, творца, оратора и исполнителя, учитывая его личностный опыт и уровень психофизического развития.
Цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в активную театральную деятельность.
Задачи программы:
обучающие:
- познакомить с историей театра и театральными профессиями;
- обучить самостоятельно применять актерские способности (умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью);
- обучить речевой культуре ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
развивающие:
- развивать устойчивый интерес к театральному искусству;
- развивать общую культуру личности, сценическую культуру;
- развивать эстетическое восприятие, художественного вкуса, творческого воображения;
воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
- духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте от 7 до 12 лет.
Общее количество часов на учебный год - 100 часов для группы с нагрузкой 4 часа в неделю. Занятия в группах первого года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного учебного часа 45 минут. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы для первого года обучения – 12-15 человек. Для более эффективной организации учебного процесса и учитывая состояние материально – технической базы объединения, занятия с учащимися могут проводиться по подгруппам (7 - 8 человек).
Учащиеся не должны иметь физических отклонений в состоянии здоровья и медицинских противопоказаний для занятий. Необходимо письменное разрешение родителей на посещение объединения.
Инструктаж по правилам техники безопасности проводится на каждом занятии при выполнении практических работ и во время выездных мероприятий и экскурсий.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
||
всего часов |
в том числе |
|||
теоретические |
практические |
|||
30% |
70% |
|||
|
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
1 |
Тренинги по раскрепощению |
22 |
4 |
18 |
2 |
Основы сценической речи. Ораторское искусство |
28 |
8 |
20 |
3 |
Сценическое движение |
20 |
6 |
14 |
4 |
Репетиционно – постановочная работа |
18 |
2 |
16 |
5 |
Концертные выступления |
8 |
- |
8 |
|
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
|
Итого |
100 |
22 |
78 |
Содержание образовательной области
Вводное занятие
«Разрешите представиться»
Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Техника безопасности. Организация рабочего места.
1. Тренинги по раскрепощению
Тренинги «Научись слушать», «Тихо – громко», «Один или несколько», «Говорим все вместе или по отдельности». Выявление актерских способностей: инсценировка небольших сценок, комплекс упражнений «Я рисую свою роль», «Весело или грустно».
1.1 Актёрский тренинг
Знакомство с театром, понятия - декорация, костюм, грим, музыкальное и шумовое оформление. Исполнительское искусство актера.
Практическая работа: упражнения на внимание. Упражнения на развитие чувств. Чувство первое: Зрение – «Найдите круги и овалы», «Займитесь воображаемой перестановкой», «Воображаемый вернисаж»; Чувство второе: Слух – «Вызываем звуки из памяти», «Слушайте здесь! Слушайте там!», «Учитесь видеть звуками», «Оркестр в голове», «Рисуйте звуковые картины», «Дайте краске мелодию», «Откуда звук?», «Что, если бы у чувства был звук?», «Что, если бы у музыки был цвет?», «Что за звуки?»; Чувство третье: Обоняние – «Обнюхайте себя», «Нюх – впечатление»; Чувство четвёртое: Осязание – «Чем вы заняты?», «Сделайте маникюр», «Сеанс телепортации»; чувство пятое: Вкус – «Концентрация на вкусовых ощущениях», «Вкус воды»; Память - путь в подсознание: «Память чувств», «Когда вы ели мороженое», «Вспомнить имена и лица», «Воссоздайте событие», «Настройте картинку», «Пригласите в гости старого друга», «Сделайте чужие воспоминания своими», «Вспомнить важный разговор», «Опишите физические ощущения»; вглядывайтесь в мир: «Вглядываемся в мир», «Ближайшие объекты», «Следите за стрелкой», «Наблюдение за объектами дальнего круга», «Придумайте историю ложки», «Зеркало».
1.2 Тренинг воспоминаний
«Вспомнить важный разговор»
С.В. Гиппиус – 1. Смотреть – и видеть! «Ладонь», «Старинная вещица», «На что похоже?», «Вещи на столе», «Фотографы», «Как упали спички», «На одну букву», «На три буквы», «Рычажок переключения», «Глаза товарищей», «Рассмотрите людей», «Биография по походке», «Операция «Штирлиц»», «Выбери партнёра». С. В. Гипрпиус – 3. Сценическое внимание: «Переходы», «Отвечай», «Мячи и числа», «Мячи и слова», «Земля, воздух, вода», «Песня», «Держи свою мелодию», «Координация движений», «Игра с носорогом», «Координация движений с помощью песни», «Отстающее зеркало», «Змейка», «Врезки», «Юлий Цезарь», «Пересечённость», «Сервировка», «Ходить по сцене».
1.3 Тренинг действенных мечтаний. «Я» в предлагаемых обстоятельствах
Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: экран внутреннего видения. Мысленное действие: «Кинофильм», «Групповой рассказ», «Цепочка ассоциаций», «путешествия», «Повтори!», «Путь вслепую», «Лабиринт», «Маршруты», «Компас», «Вертушка», «Сантиметр», «Мысленные действия», «Как я это делал?», «Двигаться – не двигаясь». Логика и последовательность действий: «Лепим из теста», «Урок черчения», «Бумажное воображение», «Действия», «Шитьё», «Спички», «Медсестра», «Парикмахер», «Действия с воображаемым предметом», «Откройся!», «Съедобные действия», «Читаем книгу», «Действие ради действия», «Этюды», «Действие и вымысел», «Шизофрения», «Невидимый кинжал», «Ищем монету», «Простые действия», «Простые действия с воображаемым партнёром»; Непрерывная линия действия: «Непрерывная линия движения», «Оправдание действий»; Действия в предлагаемых обстоятельствах. Мотивация действий: «Действие ради чего-то», «Оправдание действий», «Войдите в дверь», «Воображаемый и реальный партнёр», «Стойте», «Ходите», «Вставайте и садитесь», «Жмём руку», «Вы – статуя», «Помогите!», «Полицейский и преступник», «Этюды на разные обстаятельства», «Здравствуйте», «Прощание», «Затворить дверь»; выражайте своё отношение через действие: «Читаем книгу», Подслушиваем», Волшебные предметы»; активное ожидание: «Ждём», «Ждём и делаем».
2. Основы сценической речи. Ораторское искусство
2.1 Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. Особенности ораторского искусства и методика его познания. Использование принципов и навыков данной науки в управлении предприятием, их эффективность. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Личность оратора. Специальные способности оратора: наблюдательность, развитое мышление, самостоятельность ума, способность к сильным эмоциональным переживаниям (проявляется в увлеченности темой, экспрессивности изложения, что положительно воздействует на слушателей), речевые способности, умение доносить свои мысли ясно, живо, впечатляюще.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи («Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» - Марк Твен), необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается. Цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.
2.2 Дыхание
Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом: «Бегемотики», «Бегемотики (сидя)», «Полоска бумаги», «Ищи ветра», «Фырканье», «Насос», «Пульверизатор», «Ладошки», «Погончики», «Обмотать дыханием». Резонирование: «Стон», «Поймать звук», «Вытянуть звук». Диапазон.
2.3 Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
Что такое артикуляционный аппарат. От чего зависит чёткость речи. Работа со звуками.
Практическая работа: упражнения для губ, щёк и нижней челюсти: «Птенчик», «Трубочка», «Улыбка», «Малыш», «Лягушка», «Трубочка – улыбка», «Шарик», «Поцелуй маму», «Поиграем на губах», «Заборчик». Упражнения для языка: «Лопатка», «Полакаем как котёнок», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Обезьянка», «Орешки», «Лошадка», «Останови лошадку»; «Лопатка», «Лопатка – иголочка», «Качели», «Лошадка», «Индюк», «Фокус», «Пофыркаем», «Автомат», «Барабан».
3. Сценическое движение
3.1 Разминка
Методики движенческой подготовки актера.
Практическая работа: «Волны качаются», «Порывы ветра», «Бегу стоя», «Подражалки». Упражнения № 57 – 66. (Э. Сарабьян – «Актёрский тренинг по системе Станиславского»).
3.2 Расслабление мышц
«Поломанная мельница», «Я на солнышке лежу». Теория: Мышечная судорога и телесные зажимы. Значение визуализации в снятии зажимов.
Практическая работа: Упражнения №67 – 88. (Э. Сарабьян – «Актёрский тренинг по системе Станиславского).
3.3 Освобождение лица, снятие мимических зажимов.
От позы к жесту. Лицо – выразитель эмоций. Маски в жизни. Мимика и личность.
Практическая работа: «Маленькие обезьянки», «Веселый и грустный», «Удивление и умиротворение», «Добрый и злой», «Гордый павлин».
Упражнения №101 – 124. (Э. Сарабьян – «Актёрский тренинг по системе Станиславского»).
4. Репетиционно – постановочная работа
4.1 Пьеса – основа спектакля
Особенности композиционного построения пьесы: понятия - экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и главных героев. Определение жанра спектакля. Инсценировка.
4.2 Текст-основа постановки
Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «Кто это сказал?», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная постановочная работа по ролям. Смена ролей.
4.3 Репетиционный период
Практическая работа: соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным оформлением, сводные репетиции. Генеральная репетиция.
5. Концертные выступления
«День учителя», «Новый год», «День защитника Отечества», «День матери», «8 Марта», «День Победы».
Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения по интересам за год. Перспективы работы объединения по интересам в следующем году.
Ожидаемые результаты
По итогам завершения учащиеся должны:
- усвоить специальные теоретические знания по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин художественного профиля;
- приобрести умения навыки художественно - практической деятельности;
- публично предъявить учащимися собственные результаты художественно - практической деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы проведения итогов образовательного процесса: отчетное, открытое, итоговое занятие; концерт, конкурс.
Формы и методы реализации программы
Реализация программы требует форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное, практическое занятие, творческая мастерская, игра, тренинг, концерт, спектакль.
Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный, наглядный, практический, игровой.
Формы организации обучения: групповое занятие, коллективное занятие.
Методы контроля: анализ результатов деятельности учащихся, тренинг, беседа, самоанализ.
Литература и информационные ресурсы
1. Аджиева, Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: «Просвещение», 1988. - 626 с.
3. Безымянная, О. Школьный театр / О. Безымянная. - М.: «Айрис Пресс» Рольф, 2001. – 220 с.
4. Воронова, Е.А. Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний / Е.А.Воронова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 220 с.
5. Панфилов, А.Ю., Букатов, В.М. Программы. Театр 1-11 классы / А.Ю.Панфилов, В.М.Букатов. - Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995. – 245 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.