Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет "Воспитание культурой"
Оценка 4.9

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет "Воспитание культурой"

Оценка 4.9
docx
10.02.2020
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет "Воспитание культурой"
Образ. программа 4-5 лет.docx

Образовательная программа

 клубной работы с детьми 4-5 лет

 

Пояснительная записка

                Нравственное    воспитание   ребенка,  его   духовное    развитие. Главная    задача  –  развивать  в  детях   лучшие   качества,   свойственные русскому    человеку:    высокую   духовность,   доброту,     отзывчивость, трудолюбие,  уважение  к старшим,    милосердие,  бережное отношение к природе,   терпение,  сострадание,  мужество.  Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве,  живописи,  музыке  или  ознакомлении  с бытом,  обрядами и традициями  русского   народа.  В   занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к ее прошлому, любить друг друга и беречь родную природу.

        Актуальность.    На   современном   этапе      самой   большой  проблемой является  разрыв   связей   поколений, воспитание  вне культурно-исторических традиций.  Забывая  свои  корни,  мы    разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом,  поставленный  перед  необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается   вне  исторической   перспективы и  способен жить только сегодняшним днём. В   опытах  наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу.   Не  только   дети, но и   родители  с  удовольствием  узнают   о  своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду.  Чтобы установить   связь  между   поколениями   в семье, даём детям задание узнать у родителей,   бабушек,   дедушек,   в   какие   игры  они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной,  к  ценностям,  обычаям  и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно   начинать   работу  по   формированию традиционной   культуры    семьи в   процессе  взаимодействия   родителей   и педагогов ДОУ.

          Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества, не ставим перед собой  цель  систематического освоения ими курса истории – у них ещё будет время для этого в школе. 

           Важно  воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории.   Любить Родину – значит знать её историю.

Цель программы:  продолжать воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры русского народа, подготовка к посещению музея.

 Задачи программы:

           1.Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать  лучшим образцам культуры.

           2.Развивать представления об особенностях русского народа, его

               общественной жизни.

           3.Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарными, смелыми, скромными, трудолюбивыми, ответственными;                   

          4.Продолжать   знакомить   детей   с  русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках;

          5.Продолжать     знакомить    детей    с   русскими   художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней;

          6.Расширять    знакомство    с     произведениями    устного     народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный   запас,   развивать   речь   детей;    стремиться   к  тому, чтобы дети получали удовольствие от народной  песни, игры, пляски, хоровода. 

Направленность программы:   социально — патриотическая.

Вид программы:  модифицированная ( адаптированная)

Сроки реализации программы:  один год.

Возраст детей:   4-5 лет, средняя группа.

Место проведения: групповая комната, музей, музыкальный зал, спортивный   зал.

Количество НОД в неделю:  1 раз.

Количество минут:    20 мин.

Время проведения:   15.45 — 16.05

Ожидаемые результаты.

·        Принимает участие в играх — импровизациях,  отображает накопленные впечатления о русской культуре (принести из колодца воды, вскипятить её в самоваре, накрыть стол, побеседовать, растопить печь и т. д.)

·        Отображает трудовые действия в соответствии с характером героя.

·        Эмоционально откликается на содержание предметов прикладного искусства и живописных полотен русских художников.

·        В рисунках, лепке — выразительно передают образы объектов традиционной русской культуры.

·        Различают народные песенные и танцевальные музыкальные жанры (обрядовые, колыбельные, шуточные, хороводные, плясовые).

         Итогом работы по теме является литературно — музыкальное развлечение. Дети,  при  непосредственном участии воспитателей, родителей  погружаются в атмосферу изучаемой  эпохи,   эмоционально   наполняются   духом народных праздников и обрядов.  Тщательно  подобранный   музыкально — литературный   материал  позволяет  ощутить  полноту  и  многогранность  русского фольклора, помогает малышу по -своему понять культуру своего народа.

Основные разделы программы

I   Русская крестьянская изба.

·        Знакомство с « красным углом».

·        Лепим посуду.

·        Разучивание колыбельных песенок.

 

II  Транспорт.

·        Знакомство с гужевым транспортом.

·        Знакомство с наземным, водным транспортом.

·        Знакомство с богатырями.

·        Чтение былин.

·        Лепим лошадь для богатыря.

III  Сословия на Руси.

·        Знакомство с крестьянством.

·        Кто такие купцы?

·        Знакомство с боярами.

·        Украсим кокошник.

VI  Ремёсла на Руси.

·        Знакомство с профессией коновала.

·        Труд резчика.

·        Птицы и животные в прикладном искусстве.

·        Рассказ о фантастических птицах Сирин и Алконост.

·        Труд гончара.

·        Суджанские гончарные изделия.

·        Лепим кувшин для Алёнушки.

·        Ткачество на Руси.

·        Труд охотника.

·        Труд каменщика.

·        Труд кузнеца.

·        Составь узор для полотенца.

Архитектура Руси.

·        Деревянная архитектура Руси.

·        Рисуем деревянный дом.

·        Каменная архитектура Руси.

·        Сказочный домик.

VI.  Русская народная игрушка.

·        История куклы на Руси.

·        Древнерусские народные игрушки.

·        Хохломская роспись.

·        Городецкая роспись.

VII.   История театра и ярмарок на Руси.

·        Кто такие коробейники?

·        Первые театры на Руси.

·        Составление рассказа по картине В. Сурикова

 « Взятие снежного городка».

·        « Весёлый скоморох» - рисование.

·        «Товары для ярмарки» -совместно с родителями.

·        « Древняя Русь» - развлечение.

Учебно – тематический  план

№ п\п

Тема раздела

Кол-во НОД

Кол-во мин.

1

Русская крестьянская изба

3

60

2

Транспорт

5

100

3

Сословия на Руси

4

80

4

Ремесла на Руси

12

240

5

Архитектура на Руси

4

80

6

Русская народная игрушка

4

80

7

История театра и ярмарок на Руси

6

120

Итого

37

12 час. 20 мин.

 

п\п

Наименование

Сроки

В неделю

В месяц

В год

1

Количество занятий

 

1

4

37

2

Продолжительность занятий

 

20 мин.

80 мин.

12 ч. 20 мин.

 

Перспективное планирование клубной работы

Месяц

Тема  НОД

Цель  НОД

Сентябрь

1.

«Знакомство с русским костюмом»

Познакомить с русским женским и мужским костюмом, их особенностями

2.

« Укрась сарафан для Алёнушки»

Учить раскрашивать силуэт сарафана.

3.

«Обувь и украшения русского народа.»

Дать представления об видах обуви и украшений, из чего их делали.

4.

« Колечко для Настеньки».

Учим лепить колечко из пластилина, точно передавая его форму.

Октябрь

1.

«Праздничная и будничная одежда».

Познакомить детей с внешним видом национальной одежды, её назначением.

2.

« Украсим платочек».

Учим детей наносить рисунок на платочек с помощью печатки из картошки.

3.

« Русская изба».

Познакомить детей с внешним и внутренним убранством избы.

4.

« Украсим люльку».

Составляем узор из геометрических фигур путём аппликации.

Ноябрь

1.

«Спальная мебель».

Познакомить детей с разнообразием спальной мебели: деревянная кровать, люлька, лавка, лежанка, сундук.

2.

« Разучивание колыбельных песенок».

Заучивание русских народных колыбельных песенок, развитие речи.

3.

« Предметы быта».

Рассказать детям о посуду, её назначении, о стирке, глажении старинными предметами.

4.

« Украсим полотенце».

Учить украшать полотенце колечками и полосками, создавать рисунок.

Декабрь

1

« Чаепитие на Руси».

Рассказать и показать сервировку стола, научить вести себя за столом.

2.

« Блюдца для чаепития».

Учить лепить блюдца для кукол. Развивать мелкую моторику.

3.

« Самовар – символ домашнего очага».

Познакомить детей с различными видами самоваров.

4.

« Украсим скатерть».

Учить детей составлять узор для скатерти и помощью печатки из картошки.

 

Январь

1.

« Напитки в русской семье».

Познакомить детей с едой русских людей. Какие лакомства были на Руси. Квас –русский напиток.

2.

« Готовим угощение для Иванушки».

Учим лепить ягоды из пластилина, закрепляем умение сервировать стол.

3.

« Знакомство с книгой».

Рассказать детям о создании книг, написании былин.

Февраль

1.

« Рисуем русскую народную сказку».

Учим детей рисовать героев сказки           « Колобок». Раскрашивание.

2.

« Русское оружие».

Познакомить детей с доспехами воинов, с разными видами оружия.

3.

« Рассматривание картины В. Васнецова      « Три богатыря»».

Познакомить детей с произведение искусства. Пояснить, что на ней изображено.

4.

 « Крепость».

Учим детей создавать постройки с помощью конструктора. Коллективная работа.

Март

1.

«Глиняная и деревянная игрушка».

Познакомить детей с матрёшкой, погремушкой, тряпичной куклой.

2.

« Тряпичная кукла».

Создание тряпичных кукол совместно с родителями. Воспитание трудолюбия.

3.

Дымковская и филимоновская игрушка.

Познакомить детей с народными росписями и игрушками, их основными элементами.

4.

« Раскрасим игрушку».

 Учить рисовать элементы росписи, развитие мелкой моторики.

Апрель

1.

«Суджанская глиняная игрушка».

Рассказать детям о суджанской глиняной игрушке, познакомить с разными видами.

2.

«  Работа мастера».

Познакомить детей с работой мастера, воспитывать у детей чувство уважения к работе мастера.

3.

« Сезонные ярмарки».

Рассказать детям какие были ярмарки на Руси, как продавали и меняли товары.

4.

« Товары для ярмарки».

Создание поделок для ярмарки совместно с родителями. Учить работать вместе.

Май

1.

« Скоморохи».

Рассказать детям о ярмарочных актёрах – скоморохах, как они развлекали людей.

2.

« Украсим костюм  скомороха».

Учить детей  украшать  силуэт костюма скомороха аппликацией элементов.

3.

« Русская ярмарка».

Развлечение для детей совместно с родителями.

 

Критерии и нормы оценивания

Название  раздела

Диагностические задания

Нормы оценивания

 

 

Русский народный костюм.

1. Дидактические игры:                                  « Чудесный сундучок»,                                   « Подбери сарафан к кокошнику», «Одень Алёнушку и Иванушку в русский народный костюм»

2.Рассматривание иллюстраций.

3 балла –ребёнок самостоятельно справляется с заданиями.                                   2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя.                                       1 балл – ребёнок допускает много ошибок.

 

 

 

Русская изба.

1.Дидактические игры:                              « В гостях у Котофея»,                      « Уложим куклу спать»,                                  « Что есть в избе».                          2.Рассказывание колыбельных песенок.

3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями.                                   2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя.                                                 1 балл – ребёнок допускает много ошибок.

 

 

Предметы быта русского народа.

1.Игровые ситуации:                                               «  Накрой на стол»,                                     « Пойдём по воду»,                                               « Уложи куклу спать».   2.Дидактическая игра                                        « Подбери предмет по описанию»

3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями.                                   2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя.                                                    1 балл – ребёнок допускает много ошибок.

 

 

 

Русские богатыри.

Дидактическая игра                                « Одень богатыря».                             Составление рассказа по картине  В. Васнецова   « Три богатыря».

3 балла – ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры.                 2 балла – ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы , допускает 1-2 ошибки в дидактической игре.  1 балл – ребёнок допускает много ошибок.

 


 

Образовательная программа клубной работы с детьми 4-5 лет

Образовательная программа клубной работы с детьми 4-5 лет

ДОУ. Организуя работу по приобщению детей к истории

ДОУ. Организуя работу по приобщению детей к истории

Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа

Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа

II Транспорт. ·

II Транспорт. ·

Древнерусские народные игрушки

Древнерусские народные игрушки

Настеньки ». Учим лепить колечко из пластилина, точно передавая его форму

Настеньки ». Учим лепить колечко из пластилина, точно передавая его форму

В. Васнецова « Три богатыря »»

В. Васнецова « Три богатыря »»

Русская изба. 1. Дидактические игры: «

Русская изба. 1. Дидактические игры: «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020