Образовательная программа
клубной работы с детьми 4-5 лет
Пояснительная записка
Нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие. Главная задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа. В занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к ее прошлому, любить друг друга и беречь родную природу.
Актуальность. На современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Не только дети, но и родители с удовольствием узнают о своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду. Чтобы установить связь между поколениями в семье, даём детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества, не ставим перед собой цель систематического освоения ими курса истории – у них ещё будет время для этого в школе.
Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории. Любить Родину – значит знать её историю.
Цель программы: продолжать воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры русского народа, подготовка к посещению музея.
Задачи программы:
1.Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
2.Развивать представления об особенностях русского народа, его
общественной жизни.
3.Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарными, смелыми, скромными, трудолюбивыми, ответственными;
4.Продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках;
5.Продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней;
6.Расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода.
Направленность программы: социально — патриотическая.
Вид программы: модифицированная ( адаптированная)
Сроки реализации программы: один год.
Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа.
Место проведения: групповая комната, музей, музыкальный зал, спортивный зал.
Количество НОД в неделю: 1 раз.
Количество минут: 20 мин.
Время проведения: 15.45 — 16.05
Ожидаемые результаты.
· Принимает участие в играх — импровизациях, отображает накопленные впечатления о русской культуре (принести из колодца воды, вскипятить её в самоваре, накрыть стол, побеседовать, растопить печь и т. д.)
· Отображает трудовые действия в соответствии с характером героя.
· Эмоционально откликается на содержание предметов прикладного искусства и живописных полотен русских художников.
· В рисунках, лепке — выразительно передают образы объектов традиционной русской культуры.
· Различают народные песенные и танцевальные музыкальные жанры (обрядовые, колыбельные, шуточные, хороводные, плясовые).
Итогом работы по теме является литературно — музыкальное развлечение. Дети, при непосредственном участии воспитателей, родителей погружаются в атмосферу изучаемой эпохи, эмоционально наполняются духом народных праздников и обрядов. Тщательно подобранный музыкально — литературный материал позволяет ощутить полноту и многогранность русского фольклора, помогает малышу по -своему понять культуру своего народа.
Основные разделы программы
I Русская крестьянская изба.
· Знакомство с « красным углом».
· Лепим посуду.
· Разучивание колыбельных песенок.
II Транспорт.
· Знакомство с гужевым транспортом.
· Знакомство с наземным, водным транспортом.
· Знакомство с богатырями.
· Чтение былин.
· Лепим лошадь для богатыря.
III Сословия на Руси.
· Знакомство с крестьянством.
· Кто такие купцы?
· Знакомство с боярами.
· Украсим кокошник.
VI Ремёсла на Руси.
· Знакомство с профессией коновала.
· Труд резчика.
· Птицы и животные в прикладном искусстве.
· Рассказ о фантастических птицах Сирин и Алконост.
· Труд гончара.
· Суджанские гончарные изделия.
· Лепим кувшин для Алёнушки.
· Ткачество на Руси.
· Труд охотника.
· Труд каменщика.
· Труд кузнеца.
· Составь узор для полотенца.
V Архитектура Руси.
· Деревянная архитектура Руси.
· Рисуем деревянный дом.
· Каменная архитектура Руси.
· Сказочный домик.
VI. Русская народная игрушка.
· История куклы на Руси.
· Древнерусские народные игрушки.
· Хохломская роспись.
· Городецкая роспись.
VII. История театра и ярмарок на Руси.
· Кто такие коробейники?
· Первые театры на Руси.
· Составление рассказа по картине В. Сурикова
« Взятие снежного городка».
· « Весёлый скоморох» - рисование.
· «Товары для ярмарки» -совместно с родителями.
· « Древняя Русь» - развлечение.
Учебно – тематический план
№ п\п |
Тема раздела |
Кол-во НОД |
Кол-во мин. |
1 |
Русская крестьянская изба |
3 |
60 |
2 |
Транспорт |
5 |
100 |
3 |
Сословия на Руси |
4 |
80 |
4 |
Ремесла на Руси |
12 |
240 |
5 |
Архитектура на Руси |
4 |
80 |
6 |
Русская народная игрушка |
4 |
80 |
7 |
История театра и ярмарок на Руси |
6 |
120 |
Итого |
37 |
12 час. 20 мин. |
№ п\п |
Наименование |
Сроки |
В неделю |
В месяц |
В год |
1 |
Количество занятий
|
1 |
4 |
37 |
|
2 |
Продолжительность занятий
|
20 мин. |
80 мин. |
12 ч. 20 мин. |
Перспективное планирование клубной работы
Месяц |
№ |
Тема НОД |
Цель НОД |
Сентябрь |
1. |
«Знакомство с русским костюмом» |
Познакомить с русским женским и мужским костюмом, их особенностями |
2. |
« Укрась сарафан для Алёнушки» |
Учить раскрашивать силуэт сарафана. |
|
3. |
«Обувь и украшения русского народа.» |
Дать представления об видах обуви и украшений, из чего их делали. |
|
4. |
« Колечко для Настеньки». |
Учим лепить колечко из пластилина, точно передавая его форму. |
|
Октябрь |
1. |
«Праздничная и будничная одежда». |
Познакомить детей с внешним видом национальной одежды, её назначением. |
2. |
« Украсим платочек». |
Учим детей наносить рисунок на платочек с помощью печатки из картошки. |
|
3. |
« Русская изба». |
Познакомить детей с внешним и внутренним убранством избы. |
|
4. |
« Украсим люльку». |
Составляем узор из геометрических фигур путём аппликации. |
|
Ноябрь |
1. |
«Спальная мебель». |
Познакомить детей с разнообразием спальной мебели: деревянная кровать, люлька, лавка, лежанка, сундук. |
2. |
« Разучивание колыбельных песенок». |
Заучивание русских народных колыбельных песенок, развитие речи. |
|
3. |
« Предметы быта». |
Рассказать детям о посуду, её назначении, о стирке, глажении старинными предметами. |
|
4. |
« Украсим полотенце». |
Учить украшать полотенце колечками и полосками, создавать рисунок. |
|
Декабрь |
1 |
« Чаепитие на Руси». |
Рассказать и показать сервировку стола, научить вести себя за столом. |
2. |
« Блюдца для чаепития». |
Учить лепить блюдца для кукол. Развивать мелкую моторику. |
|
3. |
« Самовар – символ домашнего очага». |
Познакомить детей с различными видами самоваров. |
|
4. |
« Украсим скатерть». |
Учить детей составлять узор для скатерти и помощью печатки из картошки.
|
|
Январь |
1. |
« Напитки в русской семье». |
Познакомить детей с едой русских людей. Какие лакомства были на Руси. Квас –русский напиток. |
2. |
« Готовим угощение для Иванушки». |
Учим лепить ягоды из пластилина, закрепляем умение сервировать стол. |
|
3. |
« Знакомство с книгой». |
Рассказать детям о создании книг, написании былин. |
|
Февраль |
1. |
« Рисуем русскую народную сказку». |
Учим детей рисовать героев сказки « Колобок». Раскрашивание. |
2. |
« Русское оружие». |
Познакомить детей с доспехами воинов, с разными видами оружия. |
|
3. |
« Рассматривание картины В. Васнецова « Три богатыря»». |
Познакомить детей с произведение искусства. Пояснить, что на ней изображено. |
|
4. |
« Крепость». |
Учим детей создавать постройки с помощью конструктора. Коллективная работа. |
|
Март |
1. |
«Глиняная и деревянная игрушка». |
Познакомить детей с матрёшкой, погремушкой, тряпичной куклой. |
2. |
« Тряпичная кукла». |
Создание тряпичных кукол совместно с родителями. Воспитание трудолюбия. |
|
3. |
Дымковская и филимоновская игрушка. |
Познакомить детей с народными росписями и игрушками, их основными элементами. |
|
4. |
« Раскрасим игрушку». |
Учить рисовать элементы росписи, развитие мелкой моторики. |
|
Апрель |
1. |
«Суджанская глиняная игрушка». |
Рассказать детям о суджанской глиняной игрушке, познакомить с разными видами. |
2. |
« Работа мастера». |
Познакомить детей с работой мастера, воспитывать у детей чувство уважения к работе мастера. |
|
3. |
« Сезонные ярмарки». |
Рассказать детям какие были ярмарки на Руси, как продавали и меняли товары. |
|
4. |
« Товары для ярмарки». |
Создание поделок для ярмарки совместно с родителями. Учить работать вместе. |
|
Май |
1. |
« Скоморохи». |
Рассказать детям о ярмарочных актёрах – скоморохах, как они развлекали людей. |
2. |
« Украсим костюм скомороха». |
Учить детей украшать силуэт костюма скомороха аппликацией элементов. |
|
3. |
« Русская ярмарка». |
Развлечение для детей совместно с родителями. |
Критерии и нормы оценивания
Название раздела |
Диагностические задания |
Нормы оценивания |
Русский народный костюм. |
1. Дидактические игры: « Чудесный сундучок», « Подбери сарафан к кокошнику», «Одень Алёнушку и Иванушку в русский народный костюм» 2.Рассматривание иллюстраций. |
3 балла –ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл – ребёнок допускает много ошибок. |
Русская изба. |
1.Дидактические игры: « В гостях у Котофея», « Уложим куклу спать», « Что есть в избе». 2.Рассказывание колыбельных песенок. |
3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл – ребёнок допускает много ошибок. |
Предметы быта русского народа. |
1.Игровые ситуации: « Накрой на стол», « Пойдём по воду», « Уложи куклу спать». 2.Дидактическая игра « Подбери предмет по описанию» |
3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл – ребёнок допускает много ошибок. |
Русские богатыри. |
Дидактическая игра « Одень богатыря». Составление рассказа по картине В. Васнецова « Три богатыря». |
3 балла – ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры. 2 балла – ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы , допускает 1-2 ошибки в дидактической игре. 1 балл – ребёнок допускает много ошибок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.