Выступление на заседании окружного методического объединения педагогических работников учреждений дополнительного образования Георгиевского городского округа
Образовательная среда как условие развития личности ребенка в объединении «Начальное техническое моделирование»
Киракозова О.А., педагог дополнительного образования
МУДО ДДТ
Сл.1 Образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика. Получается, что образовательная среда в общем смысле - это совокупность условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека. А задача педагогов заключается в создании правильной образовательной среды, такой, какая наилучшим образом поспособствует воспитанию, обучению и развитию детей.
Сл.2 «Начальное техническое моделирование» является актуальной программой в системе дополнительного образования. Общеобразовательная школа не всегда может уделить достаточно внимания детям, чьи технические способности являются явно доминирующими и требующими воплощения в создании моделей и технических конструкций. На помощь юному моделисту приходят педагоги дополнительного образования.
Сл.3 Цель педагога - создание реальных условий для формирования творческой личности, способной успешно адаптироваться к социальным условиям и умение реализовать себя в сознательной сфере деятельности.
Сл.4 Задачи объединения «Начальное техническое моделирование» - создание условий для развития личности, способной к техническому творчеству, формировать позитивную самооценку, самоуважение, навыки самостоятельности и самоконтроля; развивать умение решать творческие задачи, развитие способностей.
Сл.5 Предлагаемые виды деятельности в техническом направлении являются целесообразными для детей с 7 до 12 лет, так как учтены уровень умений и навыков учащихся, а содержание программы «Начальное техническое моделирование» отображает круг интересов детей данных возрастов. Мне как педагогу необходимо так организовать занятия, чтобы дети научились изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения. Кроме знаний по освоению дополнительной программы важно стимулировать детей к непрерывному саморазвитию, создавать условия для самореализации. Ребёнок, придя на занятия, хочет построить свою первую модель, продемонстрировать её качества педагогу и кружковцам, сравнить свою модель с другими моделями.
Сл.6 На первых этапах дети воспроизводят объекты окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами. С увеличением практического опыта, они начинают сами творить и создавать. В этом случае дети выполняют свою работу осмысленно, учатся применять на практике полученные знания, постепенно приобретают конструкторские и изобретательские навыки и умения. В процессе обучения, при изготовлении моделей, используются разнообразные материалы: начиная от простейшего картона, кусочков древесины – до современных: пластика, и иных материалов.
Сл.7 Качество изделий во многом зависит от того, насколько правильно дети производят разметку. Это очень важный этап работы. Учащиеся, как правило, не придают должного значения разметке, торопятся скорее сделать само изделие, и, в конечном счёте, получается брак, что вызывает разочарование, неуверенность в собственных силах. На начальных этапах обучения предлагаются наиболее простые плоские модели, изделия, изготавливаемые по шаблону, затем конструкции постепенно усложняются, соответственно усложняется и графическая работа.
Сл.8 Техника – дело конкретное, практическое, ограничиться словесным изучением её просто невозможно. Практическая работа на занятиях технического моделирования занимает 80-90% времени. На занятиях речь идёт не о том, что делать, а о том, как делать. Например, занимаясь моделированием летательных аппаратов, ребята знакомятся с историей их создания и с биографией их конструкторов. Теоретическая работа с детьми строится на основе кратких бесед и пояснений по ходу процесса обучения.
Сл.9 Образовательная среда в объединении дает широкие возможности для умственного, трудового и нравственного воспитания и развития личности ребенка. При регулярных занятиях происходит: развитие внимания и мелкой моторики рук, формирование навыка постановки цели, развитие трудолюбия, самостоятельности, развитие аккуратности и зрительной памяти. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, участие в соревнованиях и конкурсах с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улиц.
Занятия в объединении способствуют формированию у детей не только созерцательной, но и познавательной деятельности.
Сл.10 Благодарю за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.