ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Формирование первичных представлений об информационной картине мира и компьютере, навыков работы на компьютере с информацией, общеучебных навыков работы с информацией.
Формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект и компьютер».программа для 3 и 4 класса
            
        
        
        
                    
                
                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 34 КЛАССОВ
Информатика и информационно
коммуникационные технологииПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Непрерывность   обучения   информатике   —   это   необходимый   шаг   в
развитии общего образования.
Преподавание   курса   ориентировано   на   использование   учебного   и
программнометодического комплекса, в который входят:
1.   Матвеева   Н.   В.,   Челак   Е.   Н.,   Конопатова   Н.   К.,   Панкратова   Л.   П.
Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса.  М.: Бином, 2008.
2.   Матвеева   Н.   В.,   Челак   Е.   Н.,   Конопатова   Н.   К.,   Панкратова   Л.   П.
Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса.  М.: Бином, 2008.
3.  Матвеева   Н.  В.,   Челак   Е.   Н.,  Конопатова   Н.  К.,   Панкратова   Л.  П.,
Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса.  М.: Бином, 2008.
4.  Цифровые образовательные ресурсы  к учебнику «Информатика», 3,4
классы, Матвеева Н.В. и др.
5.   Матвеева   Н.   В.,   Челак   Е.   Н.,   Конопатова   Н.   К.,   Панкратова   Л.   П.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие   3, 4   классы  М.: Бином, 2009.
Методическое   пособие  содержит   рекомендации   по   проведению   уроков
информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей
детей. 
6. Электронный образовательный ресурс (бетаверсия) к учебнику
 Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3, 4 класс, 2008 г.
При   создании   программы   учитывались   требования   федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования.  
Изучение   предмета
 "Информатика   и   информационно
коммуникационные   технологии   (ИКТ)",   направлено   на   обеспечение
всеобщей компьютерной грамотности.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 72 часа в год:
3 класс – 2 час в неделю, 72 часов в год; 
4 класс  2 часа в неделю, 72 часа в год.Цель:
Формирование   первичных   представлений   об   информационной   картине
мира   и   компьютере,   навыков   работы   на   компьютере   с   информацией,
общеучебных навыков работы с информацией.
Формирование   основополагающих   понятий   информатики,   таких   как
«действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта»,
«характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект и
компьютер».
Задачи:
 освоить средства ИКТ как инструмента работы с ней;
 научить   детей   описывать   объекты   реальной   и   виртуальной
действительности;
 работать с текстом и разного рода графическими объектами;
 учить передавать и принимать устные и письменные сообщения;
 представлять информацию на материальном носителе;
 создавать   информационные   модели   событий,   явлений   и   адекватно
интерпретировать учебные и иные модели.
 научить   умению   описывать   объекты   реальной   действительности   с
использованием понятий и терминов информатики;
 научить  кодировать информацию различными способами и декодировать
её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
 усвоить работу с текстами и изображениями (информационными 
объектами) на экране компьютера .
 обеспечить   усвоение     решений     конкретных   информационных   задач
определенного класса и уровня сложности.
Для контроля и самоконтроля за эффективностью учебно –
познавательной деятельности в программе применяются методы:
 Устный контроль (анализ, самоанализ);
 Лабораторно – практический контроль (компьютерный 
практикум, творческие задания, проекты);
 Контрольное тестирование в конце учебного года.Условия реализации программы
Для   реализации   данной   программы   необходимо   иметь   перечень   средств
ИКТ:
Аппаратные средства:
 компьютеры,
 локальная сеть;
 мультимедиа проектор;
 принтер;
 сканер;
 цифровой фотоаппарат;
 цифровая видеокамера;
Программные средства:
 операционная система Windows;
 полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
 антивирусная программа AVP;
 учебнометодический комплект (УМК) по информатике и ИКТ для 
начальной школы (http 
 ://   school
   collekcion
 
 
 .  edu 
 .  ru).
Первый год обучения
Цель:  знакомство   с   базовой   системой   понятий   информатики   для
повышения   эффективности   учебной   деятельности   обучающихся   на
последующих ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
 дать понятие об общем представлении  информационной картине мира, об
информации   и   информационных   процессах   как   элементах   реальной
действительности; 
 научить  представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова
в   тексте   и   работать   со   смыслом   текста;   представлять   одну   и   ту   же
информацию в различных формах; научить использовать электронные пособия, тренажеры, презентации в  
процессе обучения.
 обеспечить   усвоение     решений     конкретных   информационных   задач
определенного класса и уровня сложности.
Развивающие:
 формирование   первоначальных   представлений   о   компьютере,
информационных   процессах,   алгоритмах   и   исполнителях,   объектах   и
множествах;
   формирование   умений   работать   с   клавиатурными   тренажерами,
развивающими,   игровыми,   текстовыми,   графическими   и   другими
программами;
 развитие познавательных и творческих способностей детей;
 формирование   навыков  применения   средств   ИКТ   при   выполнении
индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности;
 развитие   навыков   использования   информации   и   знаний   при   решении
различных информационных задач;
   закрепление   умения   организовывать   текстовые,   графические   и   иные
данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);
 развитие познавательных и творческих способностей детей;
 создание элементарных проектов с использованием компьютера.
Воспитательные:
 воспитание уважительного отношения к информации;
 воспитание   способностей   ребенка   к   адаптации   в  быстро   изменяющейся
информационной среде;
 содействие   развитию   интеллектуальных   способностей   обучающихся,   их
потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности. 
 воспитание уважительного отношения к информации;
 активизировать   развитие   определённых   видов   мышление:   системного,
алгоритмического, объективноориентированного, формального;
 содействие   развитию   интеллектуальных   способностей   обучающихся,   их
потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности.УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п 
Темы
Всего 
часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Виды информации. Человек
и компьютер 
Кодирование информации
Числовая информация и 
компьютер
Текстовая информация
Технологии обработки 
информации
Повторение. 
Виды информации. Человек
и компьютер. 
Действия с информацией
Объект
характеристика
 
и
 
его
8
8
7
5
8
5
8
9
4
4
3
2
3
2
4
4
4
4
4
3
5
3
4
59.
10
Информационный   объект   и
компьютер
Мультимедийные 
технологии
ИТОГО
9
5
72
4
2
32
5
3
40СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ГЛАВА1.  Виды информации. Человек и компьютер (8ч.)
П/П 
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Человек и информация: мы живем в мире информации,
информацию человек воспринимает с помощью органов
чувств (глаза, уши, нос, кожа).
В мире звуков:  мы живем в мире звуков, звуки несут
человеку информацию, примеры звуковой информации.
Какая   бывает   информация:  звуковая,   зрительная,
вкусовая,
  обонятельная
информация, примеры.    
  тактильная  
(осязания),
Источники   информации:
информации (солнце, человек, петух, хлеб и др.) 
и   искусственные   источники   информации   (колотушка
сторож и др.).
 природные   источники
Приемники информации: люди и животные приемники
различных видов информации (на примерах).
Радио   и   телефон:  радио   и   телефон   как   устройства
передачи   информации,   телефон      средство   связи   и
общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные
инструменты: рабочие, музыкальные и компьютер  как
помощника   при   работе   с   информацией,   например.   С
текстовой и графической.
Повторение,   работа   со   словарем,   лабораторно
практический контроль.
1
1
1
1
1
1
1
1ГЛАВА 2.  Кодирование информации (8ч.)
П/П
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
Носители   информации:  звук,   бумага,   береста,   камень,
снег,   и   следы   на   снегу,   электронные   носители,   любые
предметы (на примерах).
Кодирование   информации:
рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
 звуковое   кодирование,
Алфавит   и   кодирование   информации:  греческий   и
латинский алфавиты как основа алфавитного письма.
Английский   алфавит   и   славянская   азбука:
происхождение и использование.
Письменные источники  информации: папирусы, свитки,
книги, архивы.
Языки   людей   и   компьютеров:  люди   разговаривают   на
естественном   языке,   человеком   созданы   искусственные
(формальные),
  построенные   на   других   правилах,
компьютерной алфавит.
Текстовая   информация:  древние   тексты,   современные
тексты (на примерах).
Компьютерный практикум,  лабораторнопрактический
контроль. 
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8ГЛАВА 3.  Числовая информация и компьютер (7ч.)
П/П
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
Числовая   информация:  способы   счета   предметов   в
древности,
  числовая   информация      это   форма
представления   информации   и   способ   кодирования
информации.
Время   и   числовая   информация:  число   как   средство
представления   информации   о   времени,   дата,   календарь,
текущая дата.
Число и кодирование информации:  число несет в себе
информацию   о   размере   предметов,   о   расстоянии,   о
времени, с помощью чисел можно закодировать текстовую
информацию.
Код   из   двух   знаков:  звуковое   двоичное   кодирование
информации, письменное двоичное кодирование.
Помощники   человека   при   счете:
арифмометр, калькулятор, компьютер.
 абак,
  счеты,
Память   компьютера:  электронная   лампа,   ламповая
память, память на микросхемах, их особенности.
Компьютерный практикум, лабораторнопрактический 
контроль. 
1
2
3
4
5
6
7
1
1
1
1
1
1
1ГЛАВА  4.  Текстовая информация (6ч.)
П/П
ТЕМА
Текст: воспринимать информацию из текста могут только
люди; информация и животные; текст имеет смысл. 
Текст и его смысл:  слово  это цепочка букв, имеющая
смысл, влияние знаков препинания на  смысл текста, замена
буквы   в   слове   и   смысл   слова,   ударение   и   смысл   слова,
шрифт.
Передача   текстовой   информации:
доставки писем, электронная почта.
 почта,   средства
Обработка   текстовой   информации:  текст   как   цепочка
компьютерных   символов,   текст   в   памяти   компьютера,
компьютерный (электронный) текст.
Повторение за год.
Компьютерный практикум.
Контрольное тестирование.
КОЛВО
ЧАСОВ
1
1
1
1
1
3
3
2
1
2
3
4
5
П/П
13.
46.
ГЛАВА 5. «Технологии обработки информации» (8ч.)
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
Проект «Шифровка». Технология обработки информации
(текстовый редактор Word, графический редактор Point)
Работа с простыми информационными объектами (текст, 
таблица, схема, рисунок).  Создание небольшого текста  с 
использованием изображений на экране компьютера).  
Вывод текста на принтер.
7.
Итоговое занятие. Демонстрация проектов.ГЛАВА 6.  Виды информации. Человек и компьютер (5ч.)
П/П
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
1.
2.
3.
4.
5.
П/П
1.
2.
Человек и информация: пять органов чувств  восприятия 
информации,  для чего они нужны, получаемая информация
с помощью органов чувств, для чего нужна информация 
человеку.
Источники и приёмники информации: различие 
приёмников и источников информации, способы 
представления информации для реальных источников.
Искусственные и естественные источники и приёмники 
информации:  различие естественных и искусственных 
источников и приёмников информации.
Носители информации: история носителей информации, 
современные носители информации. Носители как 
источники информации.
Что мы знаем о компьютере: состав персонального 
компьютера, назначение основных устройств, правила 
поведение при работе за компьютером.
Компьютерный практикум, лабораторнопрактический
контроль.
1
1
1
1
1
ГЛАВА 7.  Действия с информацией (8ч.)
ТЕМА
Немного истории о действиях с информацией: история о
действиях с информацией.
Сбор информации: простейшие приемы поиска 
информации: по ключевым словам, каталогам. Овладение 
первоначальными умениями передачи, поиска, 
преобразования, хранения информации, использования 
КОЛВО
ЧАСОВ
1
13.
4.
5.
6.
7.
8.
П/П
1.
2.
3.
4.
компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в 
словарях, каталоге библиотеки. 
Представление информации: представление информации
в знаковой форме, графической, числовой, звуковой. 
Представление информации на различных носителях. 
Кодирование информации: кодирование текстовой 
информации с помощью различных кодовых систем.
Декодирование информации: декодирование 
информации из различных кодовых систем. 
Хранение информации: хранение информации на 
различных носителях,  в памяти человека, человечества.
Обработка информации: редактирование любых видов 
информации. Перевод информации записанной на 
различных языках  или с использованием кодирования. 
Компьютерный практикум, лабораторнопрактический 
контроль.
1
1
1
1
1
1
ГЛАВА 8.  Объект и его характеристика (9ч.)
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
Объект:  определение   объекта.   Человек   в   определенный
момент времени может говорить только об одном объекте.
определение предмета или живого существа, как объекта. 
Имя объекта:  у каждого объекта есть собственное имя.
Имена   придумывают   объектам   люди.   Все,   что   человек
видит вокруг себя, имеет имя.
Свойства   объекта:  все   объекты   обладают   свойствами.
Свойства объекта это его размер, форма, цвет, назначение,
элементный состав, действия.
Общие и отличительные свойства: свойства объекта 
бывают общими и отличительными. Общие свойства – 
свойства, которыми обладают все объекты. Отличительные 
свойства – свойства присущие каждому объекту в 
1
1
1
1отдельности. 
Существенные   свойства  и принятие  решения:  каждый
объект   имеет   свойства,   которые   характеризуют   его.
Существенное   свойство   является   главным   для   принятия
решения.   Несущественные   свойства      второстепенные
свойства.
Элементный состав объекта:  каждый объект имеет свой
элементный состав. Выделение элементов зависит от цели
описания.   По   элементному   составу   можно   судить   о
действиях объекта. 
Действия  объекта:  объекты   могут   совершать   различные
действия.   Действия   объекта   можно   представить   в   виде
последовательности   шагов.   Компьютерная   программа
состоит из последовательности команд.
Отношения между объектами:  отношения имеют имена:
больше, меньше, дороже и т.д. Описание отношений – это
важная составляющая характеристики объекта.  
Лабораторнопрактический   контроль.  Проверка   знаний
учащихся по теме «Объект и его характеристика».
1
1
1
1
ГЛАВА  9.  Информационный объект и компьютер (9ч.)
ТЕМА 
КОЛВО
ЧАСОВ
Информационный объект и смысл: объект и 
информационный объект связаны смыслом. Компьютер 
обрабатывает информационные объекты, но не понимает 
связанного с объектом смысла.
Документ как информационный объект: документэто 
деловая бумага, подтверждающая какойлибо факт . 
Данные являются документальными данными. 
Электронный документ – это набор данных, которые 
хранятся в памяти компьютера. 
1
1
5.
6.
7.
8.
9.
П/П
1
23
4
5
6
7
8
9
П/П
1.
2.
34.
Электронный документ и файл: файл  это набор данных.
Он имеет имя и хранится на диске. Папки и файлы можно 
открывать, копировать и т.д.
Текст и текстовый редактор: общее свойство 
информационных объектов  быть описанием. Текст можно 
назвать информационным объектом.
Изображение и графический редактор: информацию об 
объекте можно представить с помощью изображения. 
Описание называют графическим информационным 
объектом.
Схема и карта: схема  графический информационный 
объект. На схеме отражается только главное. Схема 
состоит из 3 элементов. 
Число и программный калькулятор: число – это 
информационный объект. Числом можно представить 
длину, ширину и т.д. существует компьютерная программа 
«Калькулятор».
Таблица и электронные таблицы: таблица – это способ 
организации данных. Таблица позволяет описывать 
несколько объектов.
Контрольное тестирование: проверка знаний 
обучающихся   (компьютерное тестирование).
ГЛАВА 10.  Мельтимедийные технологии (5ч.)
1
1
1
1
1
1
1
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
Мультимедийная   презентация  Power  Point:   дизайн
презентации. Макеты слайдов. Создание титульного листа,
простейших рисунков в презентации. 
Мультимедийная презентация Power Point: Группировка
объектов. Вставка изображений. Анимация объектов на 
слайде.
Создание проекта «В мире животных»: планирование и 
создание презентации. Вставка изображений. Настройка 
анимации. Наложение  звука.
1
1
25.
Демонстрация проектов: самостоятельное выступление с 
использованием проектора.
1
Ожидаемые результаты
Освоив приёмы и способы работы с информацией в первый год обучения,
обучающиеся   способны сформировать:  первичные представления об органах
чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию;   о работе с
текстом,     об   умении   хранить,   обрабатывать   и   передавать   информацию;     о
компьютере, как об электронном устройстве, помогающим человеку и должны в
результате изучения данного курса информатики третьего класса, обучающиеся
способны сформировать   представления о  понятиях информатики, таких как
«действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта»,
«характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект и
компьютер».
Могут описывать объекты реальной действительности с использованием
понятий   и   терминов   информатики;   
  кодировать   информацию   различными
способами   и   декодировать   её,   пользуясь   кодовой   таблицей   соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране
компьютера; решать  конкретные информационных задачи определенного класса
и уровня сложности и должны:
понимать:
 что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек 
воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, 
тактильной, обонятельной и вкусовой; 
 что в зависимости от способа представления информации на бумаге или 
других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, 
графической, табличной; что информацию можно представлять на носителе информации с помощью
различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); 
 что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие 
расстояния в закодированном виде; 
 что человек, природа, книги могут быть источниками информации; 
 что человек может быть и источником информации, и приемником 
информации;
 какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает
различные действия с информацией;
 что   объектом   может   быть   любой   предмет,   живое   существо,   событие,
явление, процесс;
 что информационные объекты служат для описания других объектов; 
 что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
 что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и
звуковые данные;
знать:
 правила техники безопасности при работе на компьютере;
 основные виды представления информации;
 компьютерные носители информации;
 основные устройства компьютера и их назначение.
 что данные — это закодированная информация; 
 основные   действия   с   информацией:   сбор,   представление,   кодирование,
хранение, обработку и передачу;
 что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
 что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они
описывают;
 что компьютер может работать с разными информационными объектами;
 что   компьютер   может   накапливать,   хранит,   передавать   и   обрабатывать
информацию;
 что   данные   –   это   закодированная   информация,   хранящаяся   в   памяти
компьютера в виде файла;
 что   файл   –   это   информационный   объект,   который   имеет   имя   и
характеристику (дату и время создания, объём);
 что файл – это электронный документ;
уметь: 
 включать и выключать компьютер;
 пользоваться клавиатурой и мышью; 
 запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: 
текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты; работать   с   программами   управления   движущимися   объектами   и   с
логическими играми; 
 кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью числовых, 
символьных и графических кодов;
 осуществлять простейшие операции с файлами: создание, сохранение, 
поиск, запуск программы;
 создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
 представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте
различными способами: в виде текста, рисунка, чисел;
 выполнять   элементарные   преобразования   информации   в   виде   таблиц,
списков и схем;
 работать   с   текстами   и   изображениями,   используя   текстовый   и
графический   редактор,   производить   несложные   вычисления   с   помощью
программного калькулятора;
 осуществлять   поиск,
  простейшие   преобразования,
  хранение,
использование и передачу информации и данных;
 создавать   элементарные   проекты   с   использованием   компьютерных
программ;
 находить нужную программу на рабочем столе компьютера и запускать её
на исполнение;
 управлять экранными объектами с помощью мыши.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
второго года обучения
Цель:  формирование   умения   строить   простейшие   информационные
модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в
том числе при изучении других школьных предметов.
Задачи:
Обучающие:
 научить   детей   описывать   объекты   реальной   и   виртуальной
действительности; 
 научить  работать с текстом и разного рода графическими объектами; объяснить, как передавать и принимать устные и письменные 
сообщения;
 дать понятие, как представлять информацию на материальном 
носителе;
 научить создавать информационные модели событий, явлений и 
адекватно интерпретировать учебные и  иные модели.
 обеспечить усвоение   решений   конкретных информационных задач
определенного класса и уровня сложности.
Развивающие:
 развитие умений, позволяющих продуктивно обмениваться информацией с
людьми и через компьютер;
   развитие умений ребенка ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира;
 Формирование творческой активности обучающихся и самостоятельности 
в процессе обучения;
 развитие формальнологического, системного, алгоритмического, 
объективноориентированного и творческого мышления обучающихся;
 формирование   навыков  применения   средств   ИКТ   при   выполнении
индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности.,
Воспитательные:
 формирование   всестороннего   развития   личности,
нравственных качеств;
  её   духовно
 формирование   умения   адаптироваться   в   реальных   условиях   жизни   в
быстроизменяющейся информационной среде;
 содействие развитию потребности к познанию, к творческой активности, к
формированию общей информационной культуре. 
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п 
Главы
Всего 
часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия1.
2.
3.
4.
5.
6.
Повторение 
Понятие, суждение, 
умозаключение
Модель и моделирование
Информационное 
управление
Организация проектной 
деятельности
Повторение, тестирование, 
игры.
Итоговое  тестирование.
ИТОГО
7
9
7
7
36
6
72
3
4
3
3
16
2
31
4
5
4
4
20
4
41СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ГЛАВА 1.  Повторение (7ч.)
П/П
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Человек и информация: органы чувств человека, виды
информации.
Действия   с   информацией:   имя   объекта:   общее   и
конкретное
Объект: свойства объекта, характеристики объекта
Отношения   между   объектами:
последовательность шагов в действии
 действие   объекта,
Компьютер: устройства компьютера.
Мы   вспомнили:  сбор   информации   –   действие   с
информацией;
  блоки
компьютера, схема компьютера.
  устройства   компьютера;
Работа   со   словарём,
контроль.
  лабораторнопрактический
1
1
1
1
1
1
1
ГЛАВА 2.  Понятие, суждение, умозаключение (9ч.)
П/П
1.
2.
3.
4.
5.
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
Понятие: 
содержание   понятия,
действительности, виртуальный мир. 
  мир   реальной
Деление и обобщение понятий:
Отношения между понятиями:  «родвид», «видрод»,
«видвид», круги Эйлера – Венна.
Совместимые   и   несовместимые   понятия:  отношение
равнозначности,   отношение   пересечения,   отношение
подчинения; несовместимые понятия.
Понятия   «истина»   и   «ложь»:
высказывания.
 соответствие
1
1
1
1
16.
7.
8.
9.
Суждение:  суждение:   истинное   суждение,   ложное
суждение; простое и сложное суждение.
Умозаключение: умозаключение, посылка, заключение
Компьютерный практикум: работа в электронных 
таблицах, правила работы с таблицей.
Повторение.
практический контроль.
  Работа   со   словарём,
  лабораторно
1
1
1
1
ГЛАВА 3.  Модель и моделирование (7ч.)
П/П
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Модель   объекта:  материальная   и   информационная,
виртуальная модель; цели моделирования.
Модель и отношений между понятиями:  текстовая и
графическая модель отношений.
Алгоритм:  последовательность   действий   и   алгоритм;
известные   алгоритмы;
  алгоритм   и   сохранённая
информация.
Какие бывают алгоритмы:  текстовые   и   графические
алгоритмы, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением.
Исполнитель   алгоритма:  человек   и   компьютер   –
исполнители алгоритма;  система команд исполнителя.
Алгоритм  
  и   компьютерная   программа:
алгоритм и компьютер; языки программирования.
 робот,
Повторение. Работа со словарём. 
Лабораторнопрактический контроль.
1
1
1
1
1
1
1
ГЛАВА 4.  Информационное управление  (11ч.)
П/П
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВЦели и основы управления:  цели управления; основа
управления   –   информация;   выбор;   мировоззрение,
управление машинами и устройствами.
Управление   собой   и   другими   людьми:  управление
собой; управление другими людьми; 
Управление неживыми объектами: модель действий в
виде блоксхемы.
  Схема   управления:  схема   управления   собой;   общая
схема управления без обратной связи; схема управления
с обратной связью.
 понятие   программы
Управление   компьютером:
«Операционная   система»;   управление     операционной
системы.
Повторение.   Компьютерный   практикум.   Работа   со
словарём.
Лабораторнопрактический контроль.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1
1
1
1
1
1
1
ГЛАВА 5.  Организация проектной деятельности (36ч.)
П/П
13.
46.
79.
1012.
1315.
1621.
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
Работа в программе Microsoft Office Paint. 
Проект «Поздравительная  открытка».
Работа в программе Microsoft Office Paint. 
Проект «Календарь».
Работа в программе Microsoft Office Word. 
Проект «Календарь».
Мультипликация   в
 Microsoft  Office  PowerPoint:
овладение   умением   дизайнерского   оформления   и
навыками работы с анимацией.
Работа в программе PowerPoint. 
Создание мультимедийной презентации
  «В мире животных». 
Создание буклетов в среде  Publisher. Проект «Природа
Межгорье»
3
3
3
3
3
62224.
Конкурс графических рисунков: «Лучшая открытка».
2528.
2932.
3336.
 Беседа. Создание открытки.
  Конкурс   проекта  
(посвящается Году Учителя) 
Защита творческих проектов.
  «Мой   любимый   учитель»
3
4
4
4
ГЛАВА 6.  Повторение, тестирование, игры. 
Итоговое  тестирование (6ч.)
П/П
1.
2.
3.
4.
5.
ТЕМА
КОЛВО
ЧАСОВ
Решение   логических   задач   с     использованием   ЦОР:
«Помоги   Маше»   (кодирование   текста);   «Приключения
пятачка» (моделирование объекта) и др.
Повторение, тестирование, игры.
Работа со словарём, тестирование
Повторение,   работа   со   словарём,   компьютерный
практикум (зачёт).
Итоговое тестирование.
2
1
1
1
1
Ожидаемые результаты обучения информатики в начальной школе
В результате изучения данного курса информатики и ИКТ обучающиеся
должны:
 получить первичные представления о терминах информатики на основе
активизации их личного опыта;
 научиться видеть объекты информатики в разных жизненных ситуациях;
 приводить   примеры   терминов   и   примеры   использования   информации   в
жизни человека, в том числе в собственной жизни;
 активно использовать термины информатики в своей устной и письменной
речи.
Обучающиеся должны понимать, что: в   зависимости   от   органов   чувств,   с   помощью   которых   человек
воспринимает   информацию,   её   называют   звуковой,   зрительной,
тактильной (осязательной), обонятельной и вкусовой;
 в   зависимости   от   способа   представления   информации   на   бумаге   или
других   носителях   информации,   её   называют   текстовой,   числовой,
графической, табличной;
 информацию   можно   представлять   на   носителе   информации   с   помощью
различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
 информацию   можно   хранить,   обрабатывать   и   передавать   на   большие
расстояния в закодированном виде;
 человек, природа, книги могут быть источником информации приёмником
информации;
 человек может быть источником и приёмником информации;
знать:
 что данные – это закодированная информация;
 что тексты и изображения – это информационные объекты;
 что одну и ту же информацию можно представить различными способами:
текстом, рисунком, таблицей, числами;
 как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять
информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка,
таблицы);
 различных   помощников   человека   при   счёте   и   обработке   информации
(счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
 правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
 применять полученные знания и представлять на разных носителях
(на   бумаге,   на   доске,   на   экране   компьютера)   одну   и   ту   же
информацию об одном и том же объекте различными способами: в
виде текста, рисунка, таблицы, чисел;
 кодировать информацию различными способами и декодировать её,
пользуясь кодовой таблицей;
 обрабатывать   тексты   и   изображения   (информационные   объекты),
представленные на разных носителях;
 осуществлять   простейшие   преобразования   данных,   используя
компьютер и прикладное программное обеспечение;
 пользоваться   современными   средствами   информационных
технологий: флэшбрелоком, компьютером;
 использовать компьютер для решения учебных и простейших задач; создавать   элементарные  проекты   и презентации   с  использованием
компьютера.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Матвеева   Н.   В.,   Челак   Е.   Н.,   Конопатова   Н.   К.,   Панкратова   Л.   П.
Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса.  М.: Бином, 2008.
2.   Матвеева   Н.   В.,   Челак   Е.   Н.,   Конопатова   Н.   К.,   Панкратова   Л.   П.
Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса.  М.: Бином, 2008.
3.  Матвеева   Н.  В.,   Челак   Е.   Н.,  Конопатова   Н.  К.,   Панкратова   Л.  П.,
Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса.  М.: Бином, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2,3,4
классы, Матвеева Н.В. и др.
5.   Матвеева   Н.   В.,   Челак   Е.   Н.,   Конопатова   Н.   К.,   Панкратова   Л.   П.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие 2, 3, 4  классы  М.: Бином, 2009.
         6.   Учебнометодический комплекс имеет поддержку в Интернете   на
сайте   "Информатика   и   информационные   технологии"   по   адресу:
http://iit.metodist.ru, http://metodist.lbz.ru/;     www.metodkopilka.ru