ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»
Оценка 4.6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык +1
Взрослым
11.03.2018
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»
Наука представляет собой сферу деятельности людей, направленную на получение новых знаний о мире и их систематизацию. Получение всякого знания – это определенный ответ; а для того, чтоб получить ответ, необходимо задать вопрос. Существует огромное количество примеров, которые можно привести в доказательство моей точки зрения, ибо по своей сути вся научная деятельность направлена на получение ответов – ответов на вопросы, которые ставит перед собой все общество. Так, например, легендарный ученый Исаак Ньютон один из своих законов открыл после того, как ему на голову упало яблоко. «Почему оно упало?» - задал себе вопрос физик и принялся за исследовательскую научную работу: путем анализа и гипотез, наблюдений и экспериментов (т.е. различных методов научного познания) И. Ньютон нашел ответ на свой, важный для всей мировой науки, вопрос.
Методический конкурс 2018 Суслова С.В. Гимназия №3 Городского округа г. Шарья.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа г. Шарья Костромской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы» Автор программы:  Суслова Светлана Витальевна,  учитель начальных классов МБОУ Гимназия №3 городского округа г. Шарья Костромской области Срок реализации программы:    2017 ­2018 уч. г. 1 Содержание Пояснительная записка……………………………………………………3­8 Теоритические вопросы по развитию умения задавать вопросы……….8­13 Заключение ………………………………………………………………... 13 Литература…………………………………………………………………..13­14 Приложения……………………………………………………....................15­19 2 Пояснительная записка.  «Ключом ко всякой науке  является вопросительный знак» Онере де Бальзак В   своем   высказывании   автор   поднимает   актуальную   во   все   времена   проблему научного   познания.   Оноре   де   Бальзак   говорит   о   том,   что   для   получения   любого   рода знаний   ключом     является   любопытство,   интерес   и   внутреннее   желание   человека   найти ответы на волнующие вопросы. Поэтому писатель и обращает внимание на вопросительный знак, являющийся «ключом ко всякой науке». Трудно не согласиться с мнением автора. Ведь, действительно, наука представляет собой сферу деятельности людей, направленную на получение новых знаний о мире и их систематизацию. Получение всякого знания – это определенный ответ; а для того, чтоб получить ответ, необходимо задать вопрос. Существует   огромное   количество   примеров,   которые   можно   привести   в доказательство моей точки зрения, ибо по своей сути вся научная деятельность направлена на получение ответов – ответов на вопросы, которые ставит перед собой все общество. Так, например, легендарный ученый Исаак Ньютон один из своих законов открыл после того, как   ему   на   голову   упало   яблоко.   «Почему   оно   упало?»   ­   задал   себе   вопрос   физик   и принялся за исследовательскую научную работу: путем анализа и гипотез, наблюдений и экспериментов (т.е. различных методов научного познания) И. Ньютон нашел ответ на свой, важный для всей мировой науки, вопрос. Из этого примера можно сделать вывод, что проблема, поднятая в высказывании Оноре де Бальзаком, действительно играет огромную роль во всем человеческом обществе.        В связи с этим у меня возникла необходимость специального изучения   роли вопроса в обучении, способов его использования, влияния вопроса на развитие мышления учащихся, способов формирования умения задавать вопросы.            Очевидно, что традиционный в прошлом способ объяснения материала, где рассказывая об удачном своем опыте или опыте ученого, учитель невольно утаивает от школьников   тупиковые,   парадоксальные   ситуации   в   науке.     Такое   объяснение   лишено смысла и лишает ученика серьезной критической работы со словом, мыслью, что приводит 3 к   плохому   или   кратковременному   запоминанию.   В   условиях   данного   противоречия, важным представляется формирование такого необходимого умения обучающегося, как способность задавать правильные вопросы, вопросы, стимулирующие познание, ведущие, в конечном   счете,   к   формулировке   предположения,   гипотезы.   Поставленная   проблема   и обусловлена  выбором мною этой  темы программы.  Цель программы создание условий для развития у младших школьников умения задавать вопросы                                                    Задачи программы  познакомить   учащихся   со   структурой   вопроса,   а   также   различными   типами вопросов;  научить   грамотно   формулировать   вопросы   и   использовать   это   умение   в практической деятельности, в том числе для решения жизненных ситуаций,  показать возможности формулирования вопросов для решения жизненных проблем. Объект оценивания Достижение данного метапредметного результата будет осуществляться средствами программы «Учимся задавать вопросы»  (34 часа) с последующей отработкой на уроках. В  завершении курса проводится презентация «Копилка классных вопросов», где подводятся  итоги формирования заявленных умений.  Программа  позволит познакомиться с разными типами вопросов, сформировать  умение отвечать на эти вопросы, самостоятельно формулировать «тонкие и толстые»  вопросы. Учащиеся научатся: Планируемые результаты курса    определять тип вопроса; составлять вопросы различного типа; грамотно выстраивать ответ на поставленный вопрос. Учащиеся получат возможность:  освоить метод постановки вопросов для решения жизненных  ситуаций;  использовать вопросы для управления собственной деятельностью. Учебно – тематический план 4 № 1­2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13­14 15­16 17­18 19­20 21­23 24­25 26­27 28 29­30 31­32 33­34                          Тема (34 часа) Вводное. Входная диагностика. Критерии к  задаваемым вопросам Типы вопросов. Открытый вопрос. Классная копилка вопросов Закрытый вопрос. Классная копилка вопросов Полузакрытый вопрос. Классная копилка вопросов Разъясняющий вопрос. Классная копилка вопросов Контрольный вопрос. Классная копилка вопросов Косвенный вопрос. Классная копилка вопросов Альтернативный вопрос. Классная копилка вопросов Контактный вопрос. Классная копилка вопросов Пробный вопрос. Классная копилка вопросов Учимся задавать простые вопросы. Классная копилка вопросов Учимся задавать уточняющие вопросы. Вопросы, проверяющие  предположения. Классная копилка вопросов Учимся задавать простые вопросы. Классная копилка вопросов Учимся задавать интерпретационные (объясняющие) вопросы.  Классная копилка вопросов Учимся задавать творческие вопросы. Классная копилка  вопросов Учимся задавать оценочные вопросы Вопросы, проверяющие понимание перспектив. Вопросы, проверяющие понятность задач.  Классная копилка  вопросов Учимся задавать практические вопросы.  Вопросы,  проверяющие факты. Классная копилка вопросов Корректные  и некорректные вопросы Вопросы с ошибками Ставьте вопросы, как паруса!», или Диалог с текстом. Текст задает вопросы. Классная копилка вопросов Использования плана в виде вопросов при написании изложения Контрольное. Презентация проекта «Копилка вопросов» Количество часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 2 2 1 2 2 2 Содержание изучаемого материала. 1. Вводное. Входная диагностика. Критерии к задаваемым вопросам  Разработка критериев вопроса.  Создание в коллективно­распределенной  деятельности алгоритмов для решения практических задач. 5 2. Типы вопросов. Открытый вопрос. Классная копилка вопросов  Формулировка  вопроса  так, чтобы получить развернутый ответ, начиная вопрос  со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях?  3. Закрытый вопрос. Классная копилка вопросов Постановка  закрытых  вопросов  при необходимости  в короткий срок собирать  много информации.  4. Полузакрытый вопрос. Классная копилка вопросов Уклонение  от выбора альтернатив, включая в список возможных ответов  альтернативу типа «не могу сказать точно», «не задумывался над этим», «не  помню». 5. Разъясняющий вопрос. Классная копилка вопросов Указывание  на нерешенные проблемы и вызывать новые вопросы либо вызывать  поддержку вашего мнения участниками дискуссии путем молчаливого согласия.  При составлении таких вопросов использовать частицу «ли».  6. Контрольный вопрос. Классная копилка вопросов Проверять поступившую информацию на достоверность и уточнять неясности в ответах. 7. Косвенный вопрос. Классная копилка вопросов Получение новой информации, уточнение имеющейся 8. Альтернативный вопрос. Классная копилка вопросов Ставить вопрос так, чтобы в их формулировке содержались варианты ответов, гипотез. 9. Контактный вопрос. Классная копилка вопросов Создание в коллективно­распределенной деятельности алгоритмов для  решения практических задач. Стимулировать способность задавать  вопросы 10. Пробный вопрос. Классная копилка вопросов 11. Учимся задавать простые вопросы. Классная копилка вопросов Получать конкретные сведения, вспоминать и воспроизводить некую информацию.  12. Учимся   задавать   уточняющие   вопросы.   Вопросы,   проверяющие   предположения. Классная копилка вопросов. Размышлять   и   тщательно   обдумывать   сказанное   ранее   и   подготавливать комментарии. Смотреть на проблему с нескольких сторон.  6 13. Учимся задавать интерпретационные (объясняющие) вопросы.  Классная копилка вопросов Получать   развернутую   информацию   об  интересующем   вас   объекте  и   выяснять непонятные вам причины действий и поступков людей 14. Учимся задавать творческие вопросы. Классная копилка вопросов Формулировать вопрос с элементами условности, предположения, прогноза.  15. Учимся   задавать  оценочные   вопросы.  Вопросы,   проверяющие   понимание перспектив. Вопросы, проверяющие понятность задач.  Классная копилка вопросов Давать  предельно точную оценку связанным с проблемой предметам, событиям, фактам.   Использовать   эти   вопросы   для   выбора   наиболее   выигрышных   из имеющихся идей и вариантов решения проблемы.  Учимся   задавать  практические   вопросы.  16. Классная копилка вопросов  Вопросы,   проверяющие   факты. Устанавливать   взаимосвязь   между   теорией   и   практикой;   оценить   ситуацию   и степень реальности действий, видеть проблему со стороны. 17. Корректные  и некорректные вопросы Правильно ставить вопрос, чтобы в основе, которого  лежали истинные  суждения. Ставить вопрос,  который   имеет непосредственное отношение к  теме данного разговора. 18. Вопросы с ошибками.  Учащиеся     задают   друг   другу   разные   вопросы   об   одном   и   том   же   предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь.  19. «Ставьте   вопросы,   как   паруса!»,   или   Диалог   с   текстом.   Текст   задает вопросы. Классная копилка вопросов Сравнение своего  вопрос с вопросом авторов. 20. Использования плана в виде вопросов при написании изложения 21. Контрольное занятие. Презентация проекта «Копилка вопросов» Объекты оценивания и критерии  их оценки Критерии оценивания Показатель оценивания Учащийся умеет формулировать все типы вопросов­25 б. 7 Наличие различных типов  вопросов Учащийся формулирует все типы вопросов, кроме  практических – 20 б. Самостоятельность при  формулировании вопросов Учащийся умеет формулировать  только «тонкие» вопросы – 10  б Учащийся   формулирует  только однотипные вопросы  – 5 б Учащийся не умеет формулировать вопросы­0 б Учащийся сам без помощи учителя сформулировал вопросы –  25 б.  75%  вопросов составлено учащимся самостоятельно – 20 б.  Учащийся  составил только  «тонкие» вопросы к тексту  самостоятельно – 10 б. Учащийся не смог составить ни одного вопроса самостоятельно  – 0 б.  Учащийся составил вопросы, однозначно понятные собеседнику  Доступность понимания  содержания вопросов – 25 б. 25% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение  в их понимании – 20 б. 50% вопросов, составленных учащимися, вызывают затруднение  в их понимании – 10 б. Учащийся не смог составить вопросы, доступные для понимания – 0 б.                                    Теоритические вопросы по развитию умения задавать вопросы Проблема «Умение задавать вопросы» волновала и продолжает сегодня  волновать педагогов, психологов, ученых. Лучше иногда задавать вопросы, чем знать  наперед все ответы. Так писал известный американский писатель­юморист Джеймс  Тэрбер. Следовательно, «хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно  большое пространство возможных альтернатив.  Функции вопросов: • • получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, • • подсказка ответа, демонстрация своего мнения, оценки, позиции; 8 • настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад.  «Вопрос, — по мнению профессора психологии Л.М. Веккера, — есть  психическое отображение нераскрытой, не представленности тех предметных  отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный  процесс».  Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность,  направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности.  Но вопрос же и способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему. Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это неизвестное  может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать. Уже само происхождение  слова «вопрос» (по крайней мере, в английском языке) подразумевает наличие поиска в  ситуации неопределенности. А поскольку неопределенность является неотъемлемой  чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать  вопросы представляется крайне актуальным. Говоря словами Элисон Кинг (американского психолога), «умеющие мыслить  умеют задавать вопросы. Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем  мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. Поскольку вопрос является инструментом познания, возникает необходимость  научить ученика ставить вопросы в своей учебной деятельности. Однако в процессе  обучения младших школьников постановке вопросов возникают закономерные трудности,  вызываемые как особенностями образовательной программы и методики преподавания в  начальной школе, так и субъективными причинами, связанными с особенностями личности  самого ученика. Напрашивается вопрос: «Каковы условия, необходимые для развития  умения задавать вопросы?» Условия, необходимые для развития умения задавать вопросы К сожалению, обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный ответ» и если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти. Именно поэтому ситуация, когда учащийся,   не может ответить на вопрос (даже если   этот   вопрос   он   сформулировал   сам),   является   неприятной,   вызывает   желание защититься. Не следует также забывать, как нелегко избавиться от уже сформировавшихся представлений.  9 Начать коллекционировать условия, необходимые для успешного развития умения задавать вопросы.  Ситуацию,   когда   учащийся   не   может   ответить   на   вопрос, учителю   следует   считать   нормальной.   Если   речь   не   идет   о   тестах   или традиционных контрольных работах, факт затруднения следует воспринимать как обычный.   «Мы   все   постоянно   сталкиваемся   с   затруднениями.   Мы   для   того   и учимся, чтобы их преодолевать».  Учителю   следует   использовать  больше   открытых,   творческих вопросов (толстых), на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу.  Чаще   пользоваться   «вопросами   Коломбо»   (по   имени   известного телевизионного детектива), начинающимися со слов: «Да, кстати, интересно…» и обращенными как бы ни к кому. Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей.   Не   следует   вопросом   заставлять   детей   защищаться.   При соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся  со слова  «почему…», воспринимается, как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося. У   учащихся   должен   быть   выбор   и   этот   выбор   они   создают сами.  Преподаватель   организует   работу  таким   образом,   чтобы   ученики,     могли составить   «банк»   вопросов,   определяющий   затем   зону   поиска,   направление   в изучении материала.  Типы вопросов  Простые   вопросы   —  вопросы,   отвечая   на   которые,   нужно   назвать какие­то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют   при   традиционных   формах   контроля:   на   зачетах,   в   тестах,   при проведении терминологических диктантов и т.д.  Уточняющие   вопросы.   Обычно   начинаются   со   слов:   «То   есть   ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по­ моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно  того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В 10 качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».  Интерпретационные   (объясняющие)   вопросы.   Обычно   начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены   на   установление   причинно­следственных   связей.   «Почему   листья   на деревьях   осенью   желтеют?».   Если   ответ   на   этот   вопрос   известен,   он   из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.  Творческие   вопросы.   Если   в   вопросе   есть   частица   «бы»,   элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.   Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.   Практические   вопросы.   Вопрос   направлен   на   установление взаимосвязи между теорией и практикой. "Чтобы научиться правильно думать, нужно ставить правильные вопросы". Какие вопросы? Концентрировать     своё   внимание   на   мыслях   это   не   означает   думать.   Так   же   не означает думать, когда берёшь ответ из своей памяти. Так что получается, задавая себе вопрос, изначально не знаешь на него ответ. А раз не знаешь ответа, то думаешь, чтобы получить этот ответ. Здесь самое главное направленность на что­то. Список «правильных вопросов» Вопросы,  заданные   с  целью    помочь  обучению  других,  так  же   известны  как   «Вопросы Сократа». Вопросы для уточнения         Что Вы имели в виду, сказав ______? В чем основная мысль? Как _____ связано с _____? Не могли бы Вы выразить мысль по­другому? Уточните, пожалуйста, Вы имели в виду _____ или _____? Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям? _______,   подведите,   пожалуйста,   итог   тому,   что   сказал   ________, своими словами?  Вы это имели в виду?  Не могли бы Вы привести пример? 11  Может ли _____ быть хорошим примером для этого? Вопросы, проверяющие предположения       Какие Вы делаете допущения? Какие предположения делает _______? Что мы можем предположить вместо этого? Мне показалось, что Вы предположили _____. Я Вас правильно понял? Все   Ваши   утверждения   основываются   на   предположении   _____. Почему бы Вам не основывать их на _____ вместо _____?  Вы предполагаете, что _____. Как Вы можете оценить справедливость такого предположения?  Почему кто­нибудь может сделать такие предположения? Вопросы, проверяющие факты.       зрения?   Объясните, пожалуйста, почему Вы так решили? Как это применимо к данной ситуации? Есть ли причины сомневаться в этом факте? Что бы Вы ответили человеку, утверждающему, что ____? Кто­нибудь   может   привести   факты,   подтверждающие   эту   точку По какой причине Вы пришли к этому выводу? Как мы можем удостовериться, что это правда? Вопросы, проверяющие понимание перспектив.  Что Вы этим предполагаете? Когда Вы говорите _____, Вы делаете вывод _____? Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему? На что может это повлиять? Произойдет ли это неизбежно, или возможно/скорее всего произойдет? Какая альтернатива? Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно? Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____? Вопросы, проверяющие понятность задач.    Как мы можем это обнаружить? Что этот вопрос предполагает? 12       Не могла бы _____ задать этот вопрос по­другому? Можем Вы вообще опустить этот вопрос? Вопрос понятен? Мы поняли его? Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему? Все ли согласны, что вопрос в этом? На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?  Почему этот вопрос необходим?  вопрос?  Этот   вопрос   является   наиболее   важным,   или   в   нем   скрыт   другой Видите ли Вы, как это может соотноситься с ________? Заключение Использование мною приемов, направленных на развитие умения задавать вопросы,  позволяют сделать вывод о том, что данные приемы дают мне возможность разнообразить  на уроках работу с информацией, повышают качество знаний учащихся, развивают интерес  к предметам. Формирование умений задавать вопросы у младших школьников в игровой и  учебной форме развивает познавательный интерес, облегчает общение с учителем и  одноклассниками, учит культуре общения, развивает речь. Умение задавать вопрос  эффективно воздействует на понимание информации. Использование различных приемов  влияет на развитие мотивации учащихся к выполнению определенного задания.  Представленные упражнения, направленные на развитие умения задавать вопросы у  младших школьников, могут использоваться учителями начальных классов независимо от  выбора учебно­методического комплекта. Перспективы:  Продолжить поиск эффективных приемов, направленными на развитие умения  задавать вопросы младшими школьниками.  Подготовка методических материалов для педагогов в виде методического пособия.  Организация мастер­классов в методическом объединении школы для учителей  начальных классов по ознакомлению с приемами, направленными на развитие  умения задавать вопросы младшими школьниками. 13 Литература 1. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Просвещение,1998. 2. Загашев И. О., Заир­Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. —  СПб: Альянс­Дельта, 2003. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  – Самара: Издательство «Учебная литература». Издательский дом «Федоров»,  2010. 4. Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие).  СПб.: СПбГУ, 1999. 5. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования   /   Министерство   образования   и   науки   Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 6. Халперн Д. Психология критического мышления. ­ Спб.: Изд­во "Питер", 2000. 7. В. Р. Шмидт, кандидат психологических наук в Журнале "Абитуриент", №12, 2003 14 Приложение 1 1.Сформулируйте 2 вопроса из предложенных слов Входная диагностика (нравится, что, в, разведке, непроходимая, рассказчик, так, искал, рассказчику,  почему, глушь ). 2.Составить по одному вопросу к каждому абзацу, начиная словами: КАК… ЧТО… ПОЧЕМУ…КОГДА… ГДЕ… КАКИМ ОБРАЗОМ… ЗАЧЕМ… 3.Задайте как можно больше вопросов, начинающихся словами «Если я правильно  понял, то…?» 15 Упражнения по развитию умения задавать вопросы. Приложение 2 1.  «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые,   вспомнить   и нужно   назвать   какие­то   факты, воспроизвести   определенную   информацию.   Их   часто используют   при   традиционных   формах   контроля:   на зачетах,   в   тестах,   при   проведении   терминологических диктантов и т.д.  Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по­моему, вы сказали о …?». Целью   этих   вопросов   является   предоставление   человеку   возможностей   для   обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести   всем   известный   пример   (поднятые   брови,   широко   раскрытые   глаза):   «Ты действительно думаешь, что …?».  Интерпретационные   (объясняющие)   вопросы.   Обычно   начинаются   со   слова «Почему?».   В   некоторых   ситуациях   (об   этом   говорилось   выше)   они   могут восприниматься   негативно   —   как   принуждение   к   оправданию.   В   других   случаях   они направлены на установление причинно­следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью   желтеют?».   Если   ответ   на   этот   вопрос   известен,   он   из   интерпретационного «превращается»   в   простой.   Следовательно,   данный   тип   вопроса   «срабатывает»   тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 16  Творческие   вопросы.   Если   в   вопросе   есть   частица   «бы»,   элементы   условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»  Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что­то хорошо, а что­то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между  теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете  наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа 2.  Игра «Да­нетка» Учитель загадывает нечто (предмет, литературного или исторического персонажа и др.).  Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только  словами: «да», «нет», «и да, и нет». После игры обязательное краткое обсуждение: Какие вопросы были сильными? Какие ­слабыми и почему? 3. Тонкие и толстые вопросы Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или  "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем  не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни  детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ  (тонкие вопросы), те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые  вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные  ответы. «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана Кто? Что? Когда? Куда? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? 17 Как звать? Сколько?... Может…? Будет…? Мог ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов. • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее  содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно  осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание  его сверстники. • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте,  что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один. • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к  сочинениям, проверочным работам. • Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи. • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и  толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, нужно грамотно детей разделить на группы. 4. Прием «Знаю ­ Хочу узнать­ Узнал», который развивает мыслительные  способности учащихся. Знаю Хочу узнать Узнал 5. Игра "Угадай­ка" В коробочке неизвестный предмет. Ребята задают различные вопросы. Учитель (или  водящий ученик) отвечает только словами "Да" или "Нет". 6. Игра "Задай вопрос герою" 18 Ребятам   предлагается   картинка   или   кукла   с   определенным   настроением.   Например, веселый клоун. Задание: Какие вопросы, вы можете задать герою? Что вы хотите узнать у него?   Примерные   вопросы:   Почему   ты   смеешься?   У   тебя   сегодня   праздник?   Какой праздник? Чему ты радуешься?... (данную игру можно провести в двух вариантах: задавать только   вопросы,   а   можно   кого­то   из   учеников   попросить   отвечать   на   поставленные вопросы, т.е. взять на себя роль выбранного героя) 7. Игра "Отгадай вопрос по ответу". Ведущему   предлагается   карточка   с   вопросом   "Ты   любишь   природу?".   Он   читает   этот вопрос   про   себя,   а   отвечает   на   него   громко:   "Я   люблю   природу".   Остальные   должны угадать вопрос, на который ответил ведущий. 8. «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?» 9. «Задай как можно больше вопросов филину (ворону, дельфину и др.),  изображенному на рисунке» Как ты думаешь, какие вопросы тебе задал бы он? 10. « Вопросы машине времени». Детям   предлагается   задать   три   самых   необычных   вопроса   машине   времени:   один   из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего. 11. «Да­нетка» или Универсальная игра для всех. Учитель   загадывает   нечто   (число,   предмет,   литературного   героя).   Ученики   пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет». 19

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Учимся задавать вопросы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018