Образовательная программа "Фольклорный театр"
Оценка 4.6

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.03.2018
Образовательная программа "Фольклорный театр"
Программа «Фольклорный театр» позволяет комплексно подойти к материалу русской традиционной культуры, синкретичному по самой своей природе. Игровая деятельность позволяет детям войти в мир фольклора естественным путём, без определённого насилия над личностью ребёнка, которое неминуемо проявляется при ином подходе. Каждый отдельный ребёнок и вся группа развиваются благодаря художественно выраженным методам этнопедагогики. Важнейшая особенность этнопедагогического подхода в том, что он воспитывает целостный взгляд на мир, из этого следует, что воспитательные задачи не разделены (на духовное, эстетическое, нравственное, экологическое воспитания), а объединены в систему.Программа «Фольклорный театр» позволяет комплексно подойти к материалу русской традиционной культуры, синкретичному по самой своей природе. Игровая деятельность позволяет детям войти в мир фольклора естественным путём, без определённого насилия над личностью ребёнка, которое неминуемо проявляется при ином подходе. Каждый отдельный ребёнок и вся группа развиваются благодаря художественно выраженным методам этнопедагогики. Важнейшая особенность этнопедагогического подхода в том, что он воспитывает целостный взгляд на мир, из этого следует, что воспитательные задачи не разделены (на духовное, эстетическое, нравственное, экологическое воспитания), а объединены в систему.
Народный театр нов 4 г.о..doc
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Центр творческого развития и гуманитарного образования   «Перспектива»                                                            Утверждено                                                               на заседании методического совета                                                            протокол №____от______________2017г.                                                            Председатель____________Е.В.Дектярева                                                            «___» __________________ 2017 г.  Образовательная программа «Фольклорный театр»                                             Возраст учащихся: 9­15 лет              Сроки реализации: 4 года                                                                                                  Педагог дополнительного образования                                            Воронова Елена Викторовна          1 Омск­2017 Пояснительная записка                 Направленность программы  – культурологическая. Программа «Фольклорный   театр»   направлена   на   всестороннее   воспитание   и гуманитарное образование школьников средствами традиционной народной культуры.    Актуальность  программы.              Современный   человек   испытывает достаточный психологический прессинг со стороны современной «массовой» культуры, которая построена на практике индивидуализма и отрыва от жизни природы,   мира,   Вселенной.   Все   это   выражается   в   постепенном   снижении уровня креативности детей и молодежи, нарастания эгоцентризма, увеличения разобщенности   и   десоциализации   молодежно­подрастковой   субкультуры, снижения и частичной утраты нраственных норм и как следствие – глубинных основ идеологии.  Современный  театр активно  пропагандирует авангардные формы   зрелища,   направленные   на   разрушение   личности   и   общества. Фольклорный театр уходит своими корнями в древние обрядовые ритуалы и действа, которые служили  объединению людей для служения природе, семье, родине, созданию духовно­нравственных идеалов. Тем самым, фольклорный театр – одна из форм воспитания гармоничной личности, тесно связанной с миром и людьми.          Новизна программы         Фольклорный театр ­  наиболее ёмкое и точное понятие, определяющее народное   театрально­драматическое   искусство.   Оно   включает   в   себя   всю совокупность   театральных   явлений   в   фольклоре   –   игры­драматизации, инсценировки песен, разыгрывание народных драм и комедий, кукольные и скоморошьи   представления,   приговоры   балаганных   дедов   и   ярмарочных зазывал, ряжение. Программа «Фольклорный театр» позволяет комплексно подойти   к   материалу   русской   традиционной   культуры,   синкретичному   по самой  своей  природе. Игровая  деятельность  позволяет   детям войти в мир фольклора  естественным   путём,   без   определённого   насилия   над личностью   ребёнка,   которое   неминуемо   проявляется   при   ином   подходе. Каждый   отдельный   ребёнок   и   вся   группа   развиваются   благодаря художественно   выраженным   методам   этнопедагогики.   Важнейшая особенность  этнопедагогического   подхода   в   том,   что   он   воспитывает целостный взгляд на мир, из этого следует, что воспитательные задачи не разделены   (на   духовное,   эстетическое,   нравственное,   экологическое воспитания), а объединены в систему.          Педагогическая целесообразность. Высокая степень эмоциональности фольклорного   материала   (как   уже   сказано   выше,   выраженного   в 2 позволяет   максимально   художественных формах, максимально способных вызывать сопереживание) позволяет увлечь детей на первом этапе развития; изучение содержательного наполнения   фольклора задействовать интеллектуальные   ресурсы   ребёнка   на   второй   ступени   обучения   (за   счёт становления в его мировоззрении целостной системы, картины мира), а третья ступень   обучения   подразумевает     постановку   уже   некоторой исследовательской   (для   ребёнка)   задачи:   сравнение   материала   конкретной традиции с общими представлениями, которые он получил ранее, переход от общего к частному и наоборот.           На занятиях по предмету «Фольклорный театр» дети познают секреты актерского   мастерства,   непосредственно   участвуют   в   постановке фольклорных обрядов и праздников. В постановке и подготовке спектаклей обрядовых календарных праздников аккумулируются знания воспитанников по   всем   предметам,   изучаемым   в   фольклорной   студии.   Используются костюмы и реквизит, изготовленный на занятиях по декоративно­прикладному творчеству, песни, танцы и игры различных обрядов, закрепляются знания, полученные на занятиях по другим предметам.                    Программа   позволяет   развить   как   индивидуальные   творческие способности, так и умение жить в коллективе и заниматься коллективным творчеством.   Помимо   этого,     школьники   получают   знания   по   таким изучаемым   в   школе   предметам:   литературе,   истории,   экологии,   МХК, физкультуре, трудовому обучению, музыке.                  Цель программы: создание условий для духовно­нравственного воспитания   и   всестороннего   развития   каждого   ребёнка   и   создание положительной   микросоциальной   среды   в   группе   посредством   форм   и методов народной педагогики.         В процессе обучения детей решаются следующие задачи: Учебно­познавательные    :   способствовать   формированию   целостного   мировоззрения   личности, основанного на традиционных ценностях культуры;   приобщать   к     миру   народной   культуры   через   атмосферу   народного праздника, обычаев и обрядов,   познакомить с основными жанрами и формами фольклорного театра;  сформировать представление о народном коллективном творчестве. Учебно­практические:  обучить основным приемам народной театрализации;   способствовать   освоению   народных   игр   и   забав,   знакомству   с   разными   видами музыкальными   народными   инструментами, традиционного прикладного искусства.  развить навыки правильной, выразительной речи и движения;  воспитание творческих навыков импровизации и игровой практики. Воспитательные: 3  Содействовать  социальной адаптации детей;  Поддержать   желание   творческого   воплощения   образов,   театральной игры;  Воспитывать любовь к Родине и гордость за её культурное богатство, уважение к старшим и обережение младших, уважение к материнству, трудолюбие и любознательность, уважение и интерес к иным культурам;    Программа  «Фольклорный театр»  рассчитана на 3 года обучения.  В течение первого года происходит погружение детей в мир фольклорного театра   и   обрядовой   деятельности,   знакомство   с   народным   календарём, формирование   потребности   в   проживании   фактов   и   явлений   народной культуры.  На   второй   год   обучения  разучиваются   простейшие   инсценировки   к календарным   праздникам,   постановки   кукольного,   вертепного   и   раёшного театров   по   мотивам   русских   народных   сказок,   происходит   закрепление   и углубление воспринятого материала народных традиций.  Третий и четвертый годы связаны  с работой в конкретной региональной традиции,   проводится   исследовательская   работа   по   изучению   истории народного   театра   и   обрядовой   деятельности.   Большое   количество   часов отводится на развитие артистических способностей и навыков поведения на сцене и в аудитории со зрителями и участниками детских игровых программ, постановке   театральных   инсценировок.   основанных   на   фольклорном материале.                Программа рассчитана на детей  школьного возраста (9­15 лет), учётом их интересов и в соответствие с   психофизическими особенностями детей   данного   возраста.   При   работе  с   опорой   на   народный   календарь школьники   в   течение   учебного   года   системно   «проживают»   важнейшие календарные   циклы,   в   интерактивной   форме   знакомятся   с   крестьянскими, казачьими песнями, танцами, играми, обычаями, одеждой, утварью и т.п. В течение  первых   двух   лет   акцент  в   занятиях   делается   на  игровой материал,   затем,   в   течение   последующего   обучения   –  на   обрядовое     и содержательное наполнение деятельности.         Формы и режим занятий   Занятия   проводятся:   групповые   –   2   раза   в   неделю:     40   мин.+ перерыв10мин+40мин.   Работа   по   программе   подразумевает   не   только групповые, но и индивидуальные занятия (по необходимости), связанные с востребованностью   для   отдельных   детей   дополнительных   к   общим занятиям   ­   логопедических   (скороговорки,   «голосянки»   и   т.п.)   занятий, выразительности   исполнения,   работы   над   образом.   Также   необходимы индивидуальные и подгрупповые занятия для подготовки сольных номеров, проработка речевых образов, подготовка детей к конкурсам. В связи с этим часть времени необходима дополнительно для индивидуальной  работы. 4 Первый год обучения ­  144 часа Второй год обучения – 144 часа Третий год обучения – 144 часа Четвертый год обучения – 144 часа                            Отличительная   особенность   данной   программы  от   уже существующих   состоит   в   том,   что     она   использует   все   жанры   детского фольклора не в индивидуальном формате, а полностью для всех обучающихся детей,   пропагандирует     разнообразные   формы   и   методы   фольклорного театрального искусства для активизации деятельности детей, их творческого развития   и   внедрения   их   в   современную   повседневную   и   праздничную практику. Программа     «Фольклорный   театр»   составлена   на   основе   Программы «Народная культура» (сб.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/ Сост.Н.К.Беспятова­ М.:Айрис­пресс, 2004.) В результате освоения программы  воспитанники получат комплекс знаний и умений, закрепят определённые навыки: ­ воспитание отзывчивости, стремления помочь другим людям; ­ приобретение чувства собственного достоинства, уверенности в себе; ­  умение   правильно  оценивать   свою  и  чужую   деятельность,  критичность   к своему поведению и достижениям; ­ выработка высокой степени адаптивности в новой среде, умение завязывать контакты; ­   ориентация   в   мире   народных   традиций,   знание   семейно­обрядового, календарно­обрядового, игрового фольклора, эпоса; ­ развитие навыка по организации игрового пространства с другими детьми; ­ овладение стилем выразительной сценической речи, в том числе и стилем «раёшной» речи. Учебный план на 4 года обучения № Разделы 1 г.о.  час. 2 г.о.час 3 г.о.  час 4 г.о.  час 1. 2. 3. 4. 5. 5. 6. Вводные,   заключительные   занятия, инструктаж по  ТБ Календарно­обрядовый фольклор Игровой фольклор Семейно­обрядовый фольклор Речевая практика Сценическое искусство Прикладное искусство 4 20 12 20 14 20 10 4 20 12 20 14 20 10 4 20 10 10 20 20 10 4 20 10 10 20 32 8 5 7. 8. Фольклорный театр Поисково­исследовательская деятельность Всего: 36 10 144 36 10 144 40 10 144 30 10 144 Цель первого года обучения: адаптация воспитанников к новым условиям в группе; обучение первичным навыкам артистического мастерства. К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ воспитанники должны:   Получить первоначальные знания о фольклорном театре;   Организовывать простейшие игры, хороводы;  получить историческое представление о народных праздниках;    Освоить   простейшие   приемы   сценического   мастерства   (речевая практика, двигательная пластика); Учебно­тематический план первого года обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 6. 7 Наименование разделов и тем Введение.   Русская   традиционная   культура. Роль театральной деятельности в традиционной культуре. Инструктаж по ТБ Календарно­обрядовые праздники Игровой фольклор Семейно­обрядовый фольклор Сценическое искусство Речевая практика Прикладное искусство Фольклорный театр Всего часов 2 20 16 20 20 14 10 36 Исследовательско­поисковая деятельность Заключительное итоговое занятие 8. 9.                                                                               ИТОГО:        144 часа 10 2 Теория Практика 2 8 2 6 6 4 5 12 14 14 14 14 10 32 5 2 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: 1. Введение. Русская традиционная культура. Роль фольклорного театра в ней. 2 час. Теоретические   сведения:   Рассматривается   русская   традиционная   культура   как устойчивая   и   стройная   система   мировоззрения   народа;   роль   фольклора   в   жизни человека   вообще   и   русского   в   частности:   культуротворческая,   компенсаторная, коммуникативная функции фольклора и народного театра.  6 2. 3. 4. 5. 6 Календарно­обрядовые праздники 20 час. Теоретические   сведения  В   первом   полугодии   на   занятиях   изучается   содержание осенних   праздников:   Семёнов   день   (происхождение   праздника,   проводы   лета, новоселья, детские инициации у мальчиков, Семёнов день (происхождение праздника, проводы лета, новоселья, детские инициации у мальчиков, обряд­игра «Похороны мух и комаров»;)  Покров   (происхождение   праздника,   кукольная   свадьба,   женские   головные   уборы,; Кузьминки (предания и легенды о Кузьме и Демьяне,). Второе   полугодие:   Святки   (библейские   легенды   о   Рождестве,   Вертепный   театр, Старый новый год – Васильев день,  обряды Крещения (древнейшие представления о смене   времен   года,   обряды   Масленицы,   библейские   легенды   о   Воскресении Христовом,   ,   дегенда   о   св.   Георгии   Победоносце,   сведения   о   весеннее­летнем народном календаре и его обычаях. Практическая работа: Обрядовые игры, приуроченные к календарным праздникам осени: обряд­игра «Похороны мух и комаров»; детская ярмарка ремёсел, посещение Межрегионального праздника «Покровкая ярмарка», детская вечёрка «Кузьминки», конкурс   «кашеедов»,  зимы   ­  ряжение,   колядование,   игры   Масленичной   недели, Пасхальные игры, участие в фестивалях «Егорий хоробрый» и «Васильковое Лето». Игровой фольклор 20 час. Теоретические   сведения:  дети   через   игру   получают     информацию   о   русском фольклоре, осваивают понятия этнографии: ритуал­обряд­игра.  Практическое разучивание игр:  «Дударь», «У медведя во бору», «Как у тётушки Матрёны», «Лётай, воробейка», «Капустка», «А кто у нас гость большой», «Тетёра», «Золотые ворота», «Ворон». Семейно­обрядовый фольклор 20 час. Теоретические   сведения:   Знакомство   с   традициями   русской   семьи.   Семейный словесно­песенный фольклор. Ритуалы и обряды в семье. Практическая деятельность:   Слушание   аудиозаписей,   просмотр   видео,   посещение   концертов,   посещение конкурсов.   Сценическое   движение.   Анализ   творческих   выступлений.   Самоанализ выступления.   Речевая практика 14 час. Речевые   упражнения   на   гласные   и   согласные   звуки,   проголоски,   скороговорки, докучные сказки. Сценическое искусство 20 час. Теоретические   сведения:    Сценическое   поведение,   жест,   мимика.   Народный костюм.   Народное   творчество   разных   регионов   России   (продолжение). Практическая работа  Практическая   деятельность:Речевая   практика   (словесные   игры,   скороговорки, чистоговорки,   докучные   сказки).   Пластика   движений:   упражнения   рук,   головы, этюды­образы. Знакомство с основными понятиями сценического искусства. Посещение спектаклей Омских театров (ТЮЗ, Арлекин, театр Гончарука). . 7 Прикладное искусство 10 час. Теоретические сведения Знакомство с народными ремеслами и промыслами. 7 Практическая деятельность. Знакомство с народным прикладным искусством на Покровской   ярмарке.   Изготовление   с   детьми   тряпичных   куклы­няньки,   куколок «День и Ночь»,  кукол Вертепного театра. Изготовление простейших масок, деталей костюмов к праздникам.  8. 9. 10.   Фольклорный театр 36 час. Теоретические сведения. Простейшие первоначальные представления об образах и масках фольклорного театра, их приуроченности к календарным обрядам. Практическая деятельность.: Святочная постановка..  Масленичное представление скоморохов.     Вертепный   театр.   Участие   в   постановочной   части   фестиваля «Васильковое лето» Постановка спектаклей «Муха­цокотуха», «Война грибов». Исследовательско­поисковая деятельность 10 час. Теоретические сведения.  Изучение материалов по теме «Убранство русской избы» Практическая   деятельность.   Формирование   выставки   по   теме.   Составление интерьера в помещении музея.  Итоговое занятие. Проводится в форме игровой программы вместе с родителями. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель   второго   года   обучения:  закрепление   и   углубление   знаний   1   года обучения;   приобретение   навыков   творческой   деятельности     в   большой   и маленькой   группе,   развитие   и   укрепление   детской   взаимовыручки, формирование творческого коллектива. К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ дети должны:  уметь выразительно читать тексты;  исполнять несложные роли в игровых программах и праздниках;  начальные навыки работы с куклами;  познакомиться   с   новыми   видами   фольклорного   театра,   прикладного искусства.    Учебно­тематический план второго года обучения № Всего часов Наименование разделов и тем Теория Практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Календарно­обрядовые праздники Игровой фольклор Семейно­обрядовый фольклор Речевая практика Сценическое искусство Прикладное искусство 2 20 10 12 14 20 10 5 4 4 2 2 10 10 11 14 26 8 8 8. 9. Фольклорный театр Исследовательская   и   поисковая   деятельность Русская традиционная культура.  Мировоззрение и философия. 36 20 4         10 10. Итоговое занятие                                                                          ИТОГО:            144 час 2 32 10 2 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: 1. 2. 3. 4. 5. 5. Вводное занятие 2 часа Инструктаж по ТБ Календарно­обрядовые праздники 15 час. Теоретические сведения: повторение и закрепление знаний о народных календарных праздниках.   Знакомство   с   происхождением   и   обрядами   праздников:   Рождества Богородицы,   Покрова,   значением   постов   в   русской   православной   традиции,   их обрядами и обычаями. Практические занятия: Рождество Богородицы (Обжинки); Покров   (происхождение   праздника,   кукольная   свадьба,   женские   головные   уборы, детская   ярмарка   ремёсел,   посещение   Межрегионального   праздника   «Покровкая ярмарка»; Кузьминки   (предания   и   легенды   о   Кузьме   и   Демьяне,   детская   вечёрка,   конкурс «кашеедов»); Филипповский (Рождественский) пост; Святки   (Рождество,   Старый   новый   год   –   Васильев   день,   Крещение   (ряжение, колядование); Масленица (гуляние); Великий пост; Пасха (гуляние) Егорий Хоробрый (фестиваль) Троица ( гуляние) Игровой фольклор: 12 час. Практическое разучивание игр:  «Вороны   и   воробьи»,   «По   дубочку   постучишь»,   «Пошла   коза   по   лесу»,   «Почта», «Шапочный   разбор»,   «Селезень   утку   загонял»,   «А   некуда   заиньке   выскочить». Повторение и закрепление игр 1 года обучения. Семейно­обрядовый фольклор 15 час. Теоретические сведения: Знания о свадебной обрядности.  Практическая деятельность: Обряд расплетения косы. Девичник. Речевая практика 14 час. Речевые   упражнения   на   гласные   и   согласные   звуки,   проголоски,   скороговорки, докучные сказки. Сценическое искусство 30 час. Теоретические   сведения.   Понятие   авансцена.   Антерприза.   Этюд.   Понятие «скомороший театр», «театр Петрушки». Образ  Скомороха. Практическая   деятельность  потешек.  Работа с куклами.   «Скоморошины»   на   разные   темы,инсценирование 9 6. 7. 8. 9. Прикладное искусство 10 час. Теоретические сведения. Образы кукольного театра Петрушки. Практическая деятельность  Изготовление кукол для театра. Занавес. Фольклорный театр 36 час. Теоретические сведения: происхождение фольклорных театрализованных обрядовых действий, их связь с календарными природными ялениями. Практическая деятельность:  Подготовка «ряжения» и «колядования» на Святки, вертепного   представления   к   Рождеству;   интермедий   ряженых   к   Масленице; Постановка театра Петрушки. Постановка спектаклей «Медведь и сани», «Домовенок и черт». Исследовательская и поисковая деятельность  Теоретические сведения: Более углублённый подход к теме, выход на связи между культурами разных народов, живущих на территории региона. Практическая деятельность:  участие в фестивальных   мероприятиях, творческие встречи с другими коллективами, написание исследовательской работы.  Итоговое занятие проводится в форме концертно­игровой программы для родителей.                                ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель   третьего   года   обучения:  закрепление   и   углубление   знаний   2   года обучения; развитие навыков творческой деятельности  в большой и маленькой группе,   приобретение   навыков   организации   и   проведения   массовых   игр   и игровых программ. К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ дети должны:  уметь   выразительно   исполнять   тексты   с   использованием   жестовой методики и хореографии;  исполнять   разные   роли   в   игровых   программах,   праздниках   и спектаклях;  выразительно работать с куклами, озвучивать кукольные спектакли.  познакомиться   с   новыми   видами   фольклорного   театра,   прикладного искусства. Учебно­тематический план третьего года обучения Всего № часов Наименование разделов и тем Теория Практика 1. 2. 3. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Календарно­обрядовые праздники Игровой фольклор 2 5 2 15 10 10 10 10 Семейно­обрядовый фольклор Речевая практика Сценическое искусство Прикладное искусство Фольклорный театр 4. 5. 5. 6. 7. 8. Исследовательская   и   поисковая   деятельность Русская традиционная культура.  Мировоззрение и философия. Итоговое занятие 9.                                                                          ИТОГО:            144 час 2 15 20 30 10 40 20 4 4 2 4         10 11 20 26 8 36 10 2 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: 1. 2. 3. 4. 5. Вводное занятие 2 часа Календарно­обрядовые праздники 15 час. Теоретические сведения: повторение и закрепление знаний о народных календарных праздниках:  Практические занятия: Рождество Богородицы (Обжинки); Покров   (происхождение   праздника,   кукольная   свадьба,   женские   головные   уборы, детская   ярмарка   ремёсел,   посещение   Межрегионального   праздника   «Покровкая ярмарка»; Праздник хлеба. Кузьминки   (предания   и   легенды   о   Кузьме   и   Демьяне,   детская   вечёрка,   конкурс «кашеедов»); Филипповский (Рождественский) пост; Святки   (Рождество,   Старый   новый   год   –   Васильев   день,   Крещение   (ряжение, колядование); Масленица (гуляние); Великий пост; Пасха (гуляние) Егорий Хоробрый (фестиваль) Троица ( гуляние) Васильковое лето Игровой фольклор: 10 час. Практическая деятельность:   Повторение и закрепление игр 1 и 2 года обучения. Семейно­обрядовый фольклор 15 час. Теоретические сведения: Семейные праздники в народной традиции. Практическая   деятельность:   Праздник   «Именины»   Подготовка   и   проведение праздника. Подготовка  и проведение праздника «День семьи».»День матери». Речевая практика Чтение стихотворных текстов и прозаических. Работа над словом и выразительностью 11 6. 7. 8. 9. звукового содержания. Слово и жест. Сценическое искусство 30 час. Теоретические сведения.   «Раешный» театр. Театр медведя. Народный площадной театр. Зазывалы.Коробейники. Практическая   деятельность  Масленицу и Вербное воскресенье. Прикладное искусство 10 час. Теоретические сведения. Русская ярмарка, маски, костюмы, атрибуты. Практическая   деятельность  коробейников и ярмарки.   Проведение   «Ярмарочных   гуляний»   на   Покров,   Подготовка   и   изготовление   атрибутов   для Фольклорный театр 40 час. Теоретические сведения: происхождение фольклорных театрализованных обрядовых действий, их связь с календарными природными ялениями. Происхлждение Ярмарки как явления народной культуры. Практическая деятельность:  Подготовка «ряжения» и «колядования» на Святки, вертепного   представления   к   Рождеству;   интермедий   ряженых   к   Масленице; Постановка   театра   Петрушки.   Проведение   Ярмарок   на   праздники.   Организация   и проведение   фольклорного   фестиваля   «Васильковое   лето».   Освоение   «детского» варианта народной драмы «Лодка», постановка спектаклей «Курочка­ряба» и «Как у нас­то козел». Исследовательская и поисковая деятельность  Теоретические сведения: Ярмарка как активное средство культурных связей между культурами разных народов, живущих на территории региона. Практическая деятельность:  участие в фестивалях «Казачок», «Рождественские вечерки», «Васильковое лето», Покровской ярмарке, ярмарках мастеров, творческие встречи   с     коллективами,   занимающимися   ДПИ,   написание   исследовательской работы.  10. Итоговое занятие проводение игрового фестиваля «Васильковое лето».                 Учебно­тематический план четвертого года обучения № Наименование разделов и тем Всего часов Теория Практика 1. 2. 3. 4. 5. 5. 6. 7. 8. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Календарно­обрядовые праздники Игровой фольклор Семейно­обрядовый фольклор Речевая практика Сценическое искусство Прикладное искусство Фольклорный театр Исследовательская   и   поисковая   деятельность Русская традиционная культура.  2 20 10 10 20 30 10 30 10 2 5 4 4 2 4         3 15 10 6 20 26 8 26 7 12 Мировоззрение и философия. Итоговое занятие 9.                                                                          ИТОГО:            144 час 2 2 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вводное занятие 2 часа Календарно­обрядовые праздники 20 час. Теоретические сведения: повторение и закрепление знаний о народных календарных праздниках:  Практические занятия: Рождество Богородицы (Обжинки); Покров   (происхождение   праздника,   кукольная   свадьба,   женские   головные   уборы, детская   ярмарка   ремёсел,   посещение   Межрегионального   праздника   «Покровкая ярмарка»; Праздник хлеба. Кузьминки   (предания   и   легенды   о   Кузьме   и   Демьяне,   детская   вечёрка,   конкурс «кашеедов»); Филипповский (Рождественский) пост; Святки   (Рождество,   Старый   новый   год   –   Васильев   день,   Крещение   (ряжение, колядование); Масленица (гуляние); Великий пост; Пасха (гуляние) Егорий Хоробрый (фестиваль) Троица ( гуляние) Иван Купала, Спасы. Игровой фольклор: 10 час. Практическая деятельность:   Повторение и закрепление игр 1­ 3 годов обучения. Семейно­обрядовый фольклор 10 час. Теоретические   сведения:   Семейные   праздники   в   народной   традиции.   «Русская свадьба». Практическая   деятельность:   Праздник   «Именины»   Подготовка   и   проведение праздника.   Подготовка     и   проведение   праздника   «День   семьи».»День   матери», Постановка свадебного обряда.  Речевая практика Чтение стихотворных текстов и прозаических. Работа над словом и выразительностью звукового содержания. Слово и жест. Слово и образ. Работа над образностью речи. Импровизация. Сценическое искусство 20 час. Теоретические сведения.  Театр Петрушки. Приемы работы с куклами. Выразительные   приемы   передачи   образов   в   обрядах,   инсценировках,   народных драмах. Роль ведущего. Практическая   деятельность  Масленицу и Вербное воскресенье. Подготовка и проведение спектакля «Петрушка» Подготовка и проведение спектакля «Балда»   Проведение   «Ярмарочных   гуляний»   на   Покров, 13 7. 8. 9. Прикладное искусство 8 час. Теоретические сведения. Куклы театра Петрушки. Практическая деятельность   Подготовка и изготовление атрибутов и кукол для спектакля. Изготовление атрибутов и костюмов для спектакля «Балда». Фольклорный театр 40 час. Теоретические сведения: происхождение фольклорных театрализованных обрядовых действий, их связь с календарными природными явлениями. Происхождение Ярмарки как   явления   народной   культуры.   Площадной   театр.   Русская   литература   и   театр. Народный и профессиональный драматический театр.  Общее и различное.  Практическая деятельность:  Подготовка «ряжения» и «колядования» на Святки, вертепного   представления   к   Рождеству;   интермедий   ряженых   к   Масленице; Постановка театра Петрушки. Проведение Ярмарок на праздники. Постановка номера «Частушки   под   драку».   Просмотр   пьес   «Ревизор».   «Недоросль».   Просмотр кукольного спектакля «Петрушка».  Постановка спектаклей «Петрушка» и «Балда». Организация и проведение фольклорного фестиваля «Васильковое лето». Исследовательская и поисковая деятельность 10 час. Теоретические сведения: Ярмарка как активное средство культурных связей между культурами разных народов, живущих на территории региона. Практическая деятельность:  участие в фестивалях «Казачок», «Рождественские вечерки», «Васильковое лето», Покровской ярмарке, ярмарках мастеров, творческие встречи   с     коллективами,   занимающимися   ДПИ,   написание   исследовательской работы.  10. Итоговое занятие: проведение фестиваля «Васильковое лето». Диагностика:  текущая  – отслеживание уровня обученности и воспитанности по  индивидуальной карте, изучение сформированости гражданской позиции,  эмоциональной выразительности и артистичности (наблюдение за  обучающимися в процессе выступлений).  Итоговая – изучение уровня творческого и личностного развития  (проводится педагогом) Критерии эффективности результатов обучения. 1 – активность его участия в учебно­воспитательном процессе, объем и  качество усвоенных им знаний и навыков.  Эти показатели оцениваются по   3­х балльной системе в конце года. Эта  система позволяет отметить:  низкий балл – обучающийся нуждается в дополнительном прохождении  курса и может быть оставлен на 2­ой год в данной группе;  средний балл – обучающийся успешно осваивает программу и может  продолжить обучение в соответствие с тематическими планами своего  года обучения;  высокий балл – обучающийся опережает свою группу и  может получать задания повышенной сложности, участвовать в конкурсной  деятельности. 14 2 – степень творческой и социальной активности во всех проявлениях  жизнедеятельности коллектива по следующим показателям в течение всего  учебного года:   0 баллов – отказ от участия в мероприятии без уважительной причины;  1 балл – участие в мероприятии в качестве зрителя или пассивного  наблюдателя  2 балла – участие в мероприятии в качестве активного участника;  3 балла – участие в подготовке и проведении мероприятия. 3 – уровень творческой и  исследовательской деятельности, которая  направлена на развитие лингвистических, мыслительно­аналитических и  творческих качеств личности. Здесь оценка такая же как и в первом случае:  Низкий, средний и высокий уровни. При успешной педагогической образовательной  деятельности: Уровень освоения учащимися тем программы должен быть не менее 70 %  (хороший уровень) Получение свидетельств о дополнительном образовании не менее 70%  обучающихся Хорошие отзывы родителей обучающихся Хорошие отзывы слушателей  программ, спектаклей. Дипломы, сертификаты об участии, победе в конкурсах и фестивалях. Выпускники     продолжают   обучение   по   индивидуальному   маршруту, занимаются    в фольклорных  коллективах,   колледжах,  вузах  по   данному направлению. Формы работы: ­ групповые занятия; ­ индивидуальные занятия; ­ концертные выступления; ­ игровые программы; ­ календарные праздники. Методы:  игровой,   наглядный,   рассказ,   репродуктивный,   продуктивный, поисковый, анализ, самоанализ, учебный диалог. Виды   контроля:  текущий   (собеседование,   экспресс­опрос),   концертные выступления, постановки на праздниках,  родительские собрания, участие в конкурсах, зачет по разделам, годам обучения итоговый (заключительный) фестиваль. Методическое обеспечение образовательной программы. Программа составлена на основе: 15 ­   сборника   «Программы   ДО   детей   –   варианты   авторских   идей» Владимир 2001г. ­ программа «Истоки», Вологда Изд.дом «Истоки» М.2005; ­   авторские   методические   разработки   сценариев   игровых   программ, театрализаций и календарных праздников. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала   (словесные   методы)   с   демонстрацией   старинных   вещей, репродукций,   работ   современных   мастеров,   посещение   выставок,   музеев, фестивалей,   концертов,   творческие   встречи   с   другими   коллективами, экспедиция;   а   также   практическую   деятельность,   являющуюся   основой, необходимой   для   закрепления   певческого,   хореографического,   словесного, прикладного материала и т.д. Основная часть занятий проводится в игровой форме. Основная задача при   организации   игровой   деятельности:   включение   всех   детей   в   игровое пространство. Каждое занятие начинается с речевой и двигательной разминки, включающей в себя творческие задания. Часть занятий посвящены работе над сценариями   обрядов   и   театральных   постановок.   Совместная   подготовка педагога и детей к проведению праздника, театрализации, игровой программы реализует принцип творческого педагогического сотрудничества.      Для более глубокого освоения материала используются ­ видео­записи игровых программ и праздников; ­ видеозаписи мастер­классов по народному театру. Дидактическое обеспечение программы: ­  наглядные пособия по программе, ­ научная и специальная литература; ­  народные инструменты: ложки, трещотки, бубны и др. ­  книги, открытки, слайды, фотографии; ­ аудио, видео­записи; ­ карточки с пословицами, скороговорками и др. Необходимая материально­техническая база для занятий:  кабинет с пространством, достаточным для игр, танцев;    наличие зала для проведения народных праздников;   организация места для прикладной деятельности детей (изготовление игрушек, костюмов, масок для ряжения),    оборудование   и   материалы:   ножницы,   клей   ПВА,   кисточки,   краски гуашь, фанера для росписей, кусочки х/б и льняной ткани, шерстяные и х/б нитки и т.д.;    музыкальные   инструменты:   балалайка,   гусли,   колокольчики,   бубен, жалейки, ложки, шаркунцы, рубель, коса, свистульки;   техническое   оснащение:   компьютер,   проигрыватель   СД­дисков, магнитофон, слайд­проектор, видеопроектор  фортепиано, баян и синтезатор, 16   оформительская ткань, оформление центральной стены;   костюмы, атрибуты.    ширма, куклы.                           Работа с родителями     Занятия   традиционной   культурой   предполагают   возрождение   и формирование у детей семейных ценностей и семейного уклада. В связи с этим   с   родителями   и   семьями   воспитанников   является   не   только желательной,   Сотрудничество   с   родителями осуществляется по нескольким направлениям:   но   и   обязательной.    Организация  и  проведение  внутришкольных  мероприятий  (чаепития, день   именинника,   концерты   для   родителей,   праздники   совместно   с родителями,  Организация   и   проведение   открытых   мероприятий   (народные праздники, концерты, фестивали)  Организация и проведение летних фольклорных лагерей;  Организация   и   проведение   совместных   творческих   и   экскурсионных поездок;  Организация и проведение концертов и выступлений по месту работы родителей воспитанников. Родители   являются   почетными   гостями   на   всех   мероприятиях,   и   за праздничный стол должны садиться вместе с детьми, причем дети должны сначала   порадовать   родителей   выступлением,   а   потом   угостить   их   за столом. Во время совместных поездок дети и родители должны подчиняться одним требованиям   коллективного   общежития,   вне   зависимости   от   желания побаловать  своего  ребенка. Т.о. дети начинают по­новому относиться к исполнению   своих   обязанностей,  а   родители   адекватно   оценивают   меру самостоятельности   м   взрослости   своего   ребенка,   что   помогает   вывести внутрисемейные отношения на качественно новый уровень.  Литература для руководителя. 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и  лето. Сценарии праздничных меропритяи в начальных и средних классах /  И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – Волгоград: Учитель,2008. – 188 с. 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Осень и  зима. Сценарии праздничных меропритяи в начальных и средних классах / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – Волгоград: Учитель,2008. – 269 с. 3. Александров А.В. О традиционной мужской культуре в Саратовской и  Тамбовской областях /www.buza.ru 4. Арбузов А. Казачьи сказки. М. 1998 17 5. Аркин Е.Я. Духовно­певческая традиция исполнительской группы пос.  Оконешниково Омской обл. // Народная культура Сибири. Омск. 2000. 6. Базлов Г.Н. Боевые сказки, северо­западной Руси /www.buza.ru 7. Балушок В.Г. Древнеславянские молодежные союзы и обряды  инициации //Этнографическое обозрение, 1996. № 3. 8. Бачурина Т.Е. Воинское воспитание для мальчика от рождения до года  /www.buza.ru 9. Беляева Г.Г. О содержании понятия народное искусство. //Русский  вопрос: история и современность. Омск, 2005 10.Вилинбахов Г., Вилинбахова Т. Святой Георгий Победоносец. С.Пб, 1995 11.Горбунов Б.В. Игра «В войну» в народной традиции (по материалам  Рязанского края) /www.buza.ru 12.Грунтовский А.В. Потехи страшные и смешные. С.Пб. 2002 13.Дубовик С., Черкасова О. Хоровод круглый год. Сборник сценарно­ методических материалов для детских народно­хоровых коллективов часть 2. Екатеринбург: СГОДНТ, 2010, 68с. 14.Дубовик С. В хороводе были мы. Сборник литературных материалов и русских   народных   песен   и   частушек.   Екатеринбург:   СГОДНТ   2010, 68с. 15.Егорий   хоробрый.   Всероссийский   фестиваль   русской   традиционной культуры:   Информационно­методический   сборник   для   работников культуры и образования/Сост.В.Ю.Багринцева – Омск «Салон печати «Диалог», 2010, 75с. 16.Жуланова Н. Традиционная культура как модель мировой гармонии  /Вестник российского фольклорного союза, 2(13) 2005 17.Забылин М. Русский народ. Иркутск, репринт с 1892 г. 278 с. 18.Иевлева Л. Дотеатрально­игровой язык русского фольклора. С.Пб, 1998 19.Киреевский П. Собрание народных песен. М., 1983 20.Коринфский А.А. Народная Русь. Воронеж, репринт с 1901 г. 21.Максимов С. В. Избранные произведения: В 2 т. ­ М., 1987   22.Мужской сборник. № 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001 23.Некрылова А.Ф. Народный площадной театр М., 2006. 24.Некрылова А.Ф.Русские и городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18 – начало 20 вв. – СПб; Азбука – классика. 2004. 256 с. 25.Науменко Г.М. Этнография детства. М.,1998. 238 с. 26.РублевА.В.,   Рублева   Т.С.   Духовно­нравственное   воспитание   и традиционная   культура:   Программно­методический   сборник.   – 18 Новосибирск: НП Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 256 с. 27.Русский   народный   праздник.   Научно­методическое   пособие   для работников   культуры   и   образования/   Отв.ред.М.А.Жигунова, Н.А.Томилов. – Омск: «Издательский дом «Наука», 2005.­  284с. 28.Русское   народное   творчество:   Пособие   для   студентов   нац.отделений пед.вузов / Ю.Г. Круглов. Сост. Л.Просвещение, 1981. – 559 с. 29.Русские   народные   традиции:   внеклассные   мероприятия   с   младшими школьниками  /  авт.сост.  О.В.Ворошилова.  – Волгоград:Учитель,2007. – 106 с. 30.Русская   эпическая   поэзия   Сибири   и   Дальнего   Востока.   Новосибирск, 1991. 267 с. 31.Рыженко Г.Д. Народный месяцеслов – М. Современник. 1991. 189 с. 32.Склизков В.А. Сила традиции /www.buza.ru 33.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995 34.Соколов Б. М. Большой стих о Егории Храбром. М., 1995. 35.Толстой Н.И. Язык и народная культура. М.,1995 36.Фольклор   в   школе:   Репертуарный   сборник   для   детского   народно­   омский певческого   коллектива/Сост.Н.П.Добрынина; областной колледж культуры и искусства, 2007, 62 с.   ­   Омск, 37.Фольклор Севера. Архангельск, 1998 38.Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян  Среднего Урала в середине 19­конце 20 в. Пермь. 1993. 314 с.  39.Чичеров   В.   Зимний   период   русского   народного   земледельческого календаря 16­19 веков. М. 1997 40.Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М., Новая школа, 1997. – 336 с. 19 Приложение 1  Карта «Диагностика умений и навыков обучающихся»                                        год обучения, группа,  начало\конец учебного года Ф.И.обучающегося Теорет. знания Интона ция Ритмич ность Знание  Игр/хор Творчес навыки Общ. уровень № п/ п                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1                    МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЕМОГО                ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ               ______________________________________________________________               ______________________________________________________________ Показатели (оцениваемые  параметры) 1. Теоретическая  подготовка  ребенка: 1.1. Теоретические  знания (по основным  разделам учебно­  тематического плана программы) 1.2. Владение  специальной  терминологией   Критерии       Степень выраженности оцениваемого качества Кол­во  баллов Методы  диагност ики Соответстви е  теоретически х знаний уч­ся  программным  требованиям   Осмыслен­ ность и  правильность  использования специальной  терминологие й ­Минимальный уровень(реб­к  овладел менее чем ½ объёма  знаний, предусмотренных  программой) ­ средний уровень (объём  усвоенных знаний составляет  более ½); ­ максимальный уровень (реб­к  освоил практически весь объем  знаний, предусмотренных  программой за конкретный  период.  ­минимальный уровень (ребенок  избегает употреблять специаль­ ные термины); ­средний уровень (Ребенок  сочетает специальную  терминологию с бытовой); ­ максимальный уровень (специ­ альные термины употребляет  1 2 3 1 2 3 Наблюден ие,  тестирова ние,  контрольн ый опрос собеседов ание 20 2. Практическая  подготовка реб­ка: 2.1. Практические  умения и навыки,  предусмотренные  программой ( по ос­ новным разделам  учебно­тематичес­ кого плана) Соответстви е  практических  умений и  навыков  программным  требованиям 2.2.Владение  специальным  оборудованием  (муз.инструментами,  атрибутами для игр,  костюмы,  бутафория, работа с  микрофоном) Отсутствие  затруднений в  использовании  спец.оборудов ания и  оснащения 2.3. Творческие  навыки Креативность в выполнении  практических  заданий 3. Учебно­организа­ ционные  компетенции 3.1 организационные  компетенции Способность  самостоятел ьно  организовать  обучение 3.2. Компетенции в  области знания  приемов пения,  движения, игры. Соответстви е реальных  навыков  программным  требованиям осознанно и в полном  соответствии с их содержанием) ­минимальный уровень (ребенок  овладел менее чем ½  предусмотренных умений и  навыков); ­средний уровень (объем  усвоенных умений и навыков  составляет более ½); ­максимальный уровень(ребенок овладел практически всеми уме­ ниями и навыками, предусмот­ ренными за конкретный период) ­минимальный уровень умений  (ребенок испытывает серьезные  затруднения при работе с  оборудованием); ­средний уровень (работает с  оборудованием с помощью  педагога); ­максимальный уровень (работа­ ет с оборудованием самостоя­ тельно, без  трудностей) ­начальный (элементарный)  уровень креативности(ребенок в состоянии выполнять лишь  простейшие практические  задания педагога); ­репродуктивный уровень  (выполняет в основном задания  на основе образца, показа); ­творческий уровень (выполняет  практические задания с  элементами творчества) ­минимальный уровень(ребенок  испытывает серьезные  затруднения, нуждается в  помощи и контроле педагога) ­средний уровень (выполняет  действия по указанию педагога); ­максимальный уровень (дейст­ вует самостоятельно, без  напоминаний педагога) ­минимальный уровень (овладе­ ние менее чем ½ объема  навыков); ­средний уровень (Объем  усвоенных навыков составляет  более ½); 1 2 3  1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Контроль ное  задание,  отчетный  урок,  концерт и т.п. Контроль ное  задание Контроль ное  задание Наблюден ие Наблюден ие 21 ­максимальный уровень  (освоение практически всего  объема навыков,  предусмотренных программой за  конкретный период). Удовлетворительно Хорошо Отлично 3 1 2 3 Анализ 3.3. Творческие  компетенции,  реализуемые в  рамках  образовательной  программы  Способность к импровизации, инициативе,  активность и  выразительно сть.                              Индивидуальная карточка учета результатов обучения                              по дополнительной образовательной программе                             «Фольклорный театр» Ф.И.ребенка_______________________________________________________________ Возраст____________________________________________________________________ Сроки  диагностики/ Показатели Теоретические  знания.______ Владение спец. терминологией Практическая  подготовка : а)дикция б)пластика в)выразительн. г)творчество Владение спец.  оборудованием Творческие  достижения Организацион­ но­волевые  качества: а) терпение б) воля в)самоконтрол ь Организацион. качества: а)самооценка б)интерес к  Первый год  обучения Конец 1 п/г Конец 2 п\г Второй год  обучения Конец 1 п\г Конец 2 п\г Третий год  обучения Конец 1 п/г Конец 2 п/г __________ ___________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ ___________ ___________ ___________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ ___________ ___________ ___________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ ___________ __________ __________ __________ __________ 22 занятиям Поведенческие качества: а) конфликт­ть б) тип сотрудни     чества                        __________ __________ __________ __________ __________ __________                                    МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМОГО                   В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ  ИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ                                                                             ПРОГРАММЫ Показатели  (оцениваемые  параметры) 1.Организационно­ волевые качества: 1.1.Терпение 1.2.Воля 1.3.Самоконтроль 2.Ориентационные  качества: 2.1.Самооценка Критерии Способность пере­ носить (выдержи­ вать) известные  нагрузки в течение  определенного  времени, преодоле­ вать трудности Способность акку­ ратно побуждать  себя к практичес­ ким действиям Умение контроли­ ровать свои  поступки(приводить к должному  действию) Степень  выраженности  оцениваемого  качества ­ терпения хватает  меньше чем на ½  занятия ­ терпения хватает  больше чем на ½  занятия ­ терпения хватает на  всё занятие ­волевые усилия  ребенка побуждаются  извне,         ­ иногда – самим  ребенком ­ всегда самим  ребенком ­ребенок постоянно  находится под  воздейст­вием   контроля извне ­ периодически  конроли­рует себя сам ­постоянно  контролирует себя сам Способность  оценивать себя  адекватно  ­завышенная ­заниженная ­нормальная Кол­во баллов Методы  диагностики 1 5 10 1 5 10 1 5 10 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Анкетирование 23 2.2.Интерес к  занятиям в детском  объединении 3.Поведенческие  качества: 3.1.Конфликтность реальным  достижениям Осознание ребенком  своего участия в  освоении  образовательной  программы  Способность занять определенную пози­ цию в конфликтной   ситуации 3.2.Тип  сотрудничества (отношение ребенка  к общим делам  орбъединения) Умение  воспринимать  общие дела как свои  собственные Тестирование Наблюдение ­ интерес к занятиям  продиктован извне ­ интерес периодически поддерживается самим  ребенком ­интерес поддержи­ вается самостоятельно 1 5 10 ­периодически   прово­ цирует конфликты ­сам в конфликтах не  участвует, старается их избежать ­пытается  самостоятельно  уладить возникающие  конфликты ­избегает участия в  общих делах ­участвует при  побуждении извне ­инициативен в общих  делах 0 5 10                                                                                                             Приложени е 2 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  По программе «ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР» 1­ый год обучения П.Д.О.  Тема занятия №  п\п часы Примечание 1. Вводное. Инструктаж. 2. Речевые упражнения. Ритмические движения. 3. Скороговорки. Сказка «Муха­цокотуха» 4. Образный строй сказки. Обряды Симеона дня. 5. Праздник «Симеон­летопроводец» 6. История праздника Покров. 7. Пластика движений в покровских хороводах 8. Инсценирование сказки «Колобок» 9. Образный строй сказки. Работа в парах ­ диалог и  10. Отработка речевых и пластических характеристик 11. Скоморохи ­ из истории образа 12. Образ скомороха, пластика и речевая характеристика. 13. Игры, хороводы осенней тематики. монолог 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 «кузьминки» оряда. характеристика характеристик образов. 14. Участие в Покровской ярмарке 15. Сказка «Война грибов», образный строй и речевая  16. Пластика движений, работа с участниками праздника 17. Работа над выразительностью речевых и двигательных  18. Участие в празднике «Осенины» 19. Благотворительные осенние программы 20. Мастер­классы, экскурсия в кукольный театр. 21. История праздника «кузьминки», образы кузнецов 22. Речевые характеристики персонажей праздника  23. Потешки ­ сценическое решение образов, работа в парах. 24. Диалог. Навык работы в парах. Импровизация. 25. Сценическая постановка движений в парах и поодиночке 26. Выразительность жеста. Потешки и хороводы. 27. «Кузьминки» ­ проведение игровых программ. 28. История Святок, обряды, игры 29. «Вождение козы» ­ история, сюжет, сценография, образ 30. Образ медведя в святочныхорядах. Инсценирование  31. Вертепный театр ­ история, сюжет, работа с текстом 32. Вертепные куклы. 33. Калядки на Святки ­ постановка номера 34. Новогодний праздник 35. Вертепный театр. Работа с куклами 36. Колядки 37. Святочные вечерки 38. Участие в Рождественском фестивале 39. Вечёрочная хореография 40. Вечерочные игры, танцы 41. Организация вечерки. Игры словесные.Частушки. 42. Общение девушек и парней. Правила поведения. 43. Скороговорки, потешки, загадки на вечерке. 44. Образ скомороха. Речевая и пластическая  характеристика 45. История образа скомороха. 46. Петрушка ­ собирательный образ. 47. Театр Петрушки 48. Работа с куклами. 49. Петрушка и другие герои. Составление диалогов. 50. Подготовка к Масленице. Сценарий. 51. Отработка речевок и пластика движений. 52. Работа по сценарию. Игры­хороводы 53. Изготовление чучела и подготовка костюмов. 54. Праздник «Широкая Масленица» 55. Финно­угорские мифы. 56. Игры финно­угорских народов 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2. 2 2 2 4 2 2 4 2 2 25 57. Подготовка финно­угорского праздника 58. Работа по сценарию, разработка образов. 59. Праздник пробуждающегося медведя 60. Работа по сценарию праздника «Веснянки» 61. Подготовка к фестивалю «Егорий хоробрый» 62. Подготовка к фестивалю «Васильковое лето» 63. Участие в фестивале «Васильковое лето» 2 2 2 2 2 2 2                     ИТОГО:                                                                                144 часа КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                         По программе «ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР» 2­ой год обучения Тема занятия часы Примечание №  п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Всероссийский урок безопасности «Личная безопасность –  главное в жизни человека».  Инструктаж. Образ, характер, выразительные средства: движение, речь,  мимика. Семёнов день (происхождение праздника, проводы лета,  новоселья, детские инициации у мальчиков, Семёнов день  (происхождение праздника, проводы лета, новоселья,  детские инициации у мальчиков, обряд­игра «Похороны  мух и комаров»;) Характеристика образов в сказке «Муха­цокотуха» Репетиция праздника «Симеон­летопроводец» Речь – основа образа. Речевые характеристики.  Мелодика речи, интонация, темп, темпоритм, громкость Упражнения. Скороговорки. Песни. Движение – выразительная часть образа. Пластика, широта\скованность, темпоритм, скорость Упражнения на выразительность движения.  Покров (происхождение праздника, кукольная свадьба,  женские головные уборы)  Хороводы, игры осенней тематики Характеристика образа через движение. Сказка «Война  грибов» Речевые и пластические характеристики образов в  празднике «Осенины» Репетиция праздника «Осенины» Участие в проведении осенних праздников. Благотворительные осенние программы 16. 17. 18. 19.  Экскурсия в Сибирский культурный центр Кузьминки (предания и легенды о Кузьме и Демьяне,). 20. Знакомство с традициями русской семьи 21. 22.  Семейный словесно­песенный фольклор. 23. 24. Крестьянская вечерка. Обычаи и обряды «кузьминок» Работа с куклой. Кукла как персонаж. Образ «Кузьмы» 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 26 25. 26. Потешки­обыгрывание образов. Скоморошина на вечерке. Навык работы в диалоге. Выразительность характеристик. Контрастность образов в диалоге. Подготовка и проведение праздников «Кузьминки» Святки, библейские легенды о Рождестве.  Вертепный театр. Работа с куклой. Речевые  характеристики. 30. Отработка речевых образов кукол. 31.  Постановка кукольного спектакля. 27. 28. 29. 33. 34. Старый новый год – Васильев день,Повторение материала  по колядованию. Образы козы и медведя. Образы хозяина и хозяйки.  Отработка речевых и пластических характеристик. Показ Вертепного театра для 1­х классов. Колядки на Святки 35. 36. 37.  Святочные вечерки – благотворительные программы 38. 39. 40. 41. 42.  Словесные игры. Загадки. Диалоги. Импровизация 43. Участие в Рождественском фестивале. Обряды Крещения. Вечерочная обрядность. Повторение танцев, игр.  Сказка «Медведь и бычок» 2 2 4 2 2 2 2 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 Диалоги. Импровизация. Отношения парней и девушек на  вечерке. Частушки. Потешки. Организация вечерки с уч­ся средних классов. История скоморошинного движения. 44. 45. 46.  Площадный театр. История и современность. 47. 48. 49. Обряды Масленицы. Место скомороха на празднике. Постановка праздника Масленицы. Образы. Ряжение. Проведение праздников «Проводы Масленицы»,  благотворительные программы Подготовка праздника пробуждающегося медведя. Проведение праздника. Подготовка и проведение весенних праздников. Русские мифы о создании мира. Сказка «Курочка­ряба» Характеристика образов сказки. Постановка сказки. Репетиционный ход.  Место сказки в празднике Участие в праздновании  «Пасхи» Подготовка к фестивалю «Егорий хоробрый» Сценическое решение репертуара на фестиваль «Егорий» Участие в фестивале «Егорий хоробрый» Сценарная разработка фестиваля «Васильковое лето» Разработка образов к спектаклю на открытие фестиваля Подготовка фестиваля «Васильковое лето» 50. 51. 52. 53.  54. 55. 56. 57. 58. 60. 62. 64. 65. 68.                     ИТОГО:                                                                                144 часа 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3­ий год обучения 27 Тема занятия часы Примечание №  п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 25. 26. Кузьминки   (предания   и   легенды   о   Кузьме   и   Демьяне, детская вечёрка, конкурс «кашеедов»); Семейный словесно­песенный фольклор. 21. 22.  Потешки­обыгрывание образов. Скоморошина на вечерке. 23. 24. Святки, библейские легенды о Рождестве. Отработка речевых образов кукол. Постановка кукольного  спектакля. Подготовка «ряжения» и «колядования» на  Святки, Навык работы в диалоге. Выразительность характеристик. Контрастность образов в диалоге. Вертепный театр. Работа с куклой. Речевые  характеристики. Всероссийский урок безопасности «Личная безопасность –  главное в жизни человека».  Инструктаж. Образ, характер, выразительные средства: движение, речь,  мимика. Происхождение фольклорных театрализованных  обрядовых действий, их связь с календарными природными ялениями. Семёнов день (происхождение праздника, проводы лета,  новоселья, детские инициации у мальчиков, Семёнов день  (происхождение праздника, проводы лета, новоселья,  детские инициации у мальчиков, обряд­игра «Похороны  мух и комаров»;) Участие в проведение праздника «Осеннее новолетье» Рождество   Богородицы   (Обжинки);   История   праздника, обряды. Обрядовая основа осенних игр и хороводов. Народный площадной театр. Речь – основа образа. Коробейники.Пластика, широта\скованность, темпоритм,  скорость Зазывалы. Речевые характеристики. Происхождение Ярмарки как явления народной культуры. История скоморошинного движения. Подготовка к участию в межрегиональнои празднике Участие в Покровской ярмарке. Движение – выразительная часть образа. Упражнения на  выразительность движения. Характеристика образа через движение. Сказка «Война  грибов» Участие в проведении осенних праздников. Проведение Ярмарок на праздники. Организационные  навыки. Распределение работы на ярмарке. Постановка театра Петрушки.Работа с куклами 18. 19.  Обряды и игры «кузьминок» 20. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 28 27. 28. 29. 30. 31.  33. 34. 35. 36. Образы   козы   и   медведя.   Образы   хозяина   и   хозяйки. Отработка речевых и пластических характеристик. Показ Вертепного театра для 1­х классов. Святочные вечерки – благотворительные программы Участие в Рождественском фестивале. Знакомство с традициями русской семьи Освоение «детского» варианта народной драмы «Царь  Максимилиан» Речевые характеристики. Движение – выразительная часть образа. Пластика образов Работа над диалогами. . Импровизация Постановка спектакля. Знакомство с частями постановки.  Понятие сцена, действие. 37.  Отработка движений и текстовых характеристик. 38. 39. Репетиционный ход . Ярмарка как активное средство культурных связей между культурами разных народов, живущих на территории  региона. «Раешный» театр. Театр медведя. Обряды Масленицы. Место скомороха на празднике.  Постановка праздника Масленицы. Образы. Ряжение.  Проведение праздников «Проводы Масленицы»,  благотворительные программы 40. 41. 42.  Богатырство в русском фольклоре. Чтение былин по  ролям. Обыгрывание сцен. Импровизация. Вечерочная обрядность. Повторение танцев, игр. Словесные игры. Загадки. Диалоги. Импровизация 43. 44. 45. 46.  Диалоги. Импровизация. Отношения парней и девушек на  4 2 2 2 2 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 вечерке. Частушки. Потешки. Изготовление костюмов: маски, костюмы, атрибуты. Праздник «Именины» Подготовка и проведение праздника. Подготовка и изготовление атрибутов для спектаклей. Русские мифы о создании мира. Сказка «Курочка­ряба» Характеристика образов сказки. Постановка сказки. Репетиционный ход.  Место сказки в празднике Подготовка и проведение весенних праздников. Участие в праздновании  «Пасхи» Христианское прочтение легенды о Георгии­Победоносце. Сценическое решение репертуара на фестиваль «Егорий» Подготовка к фестивалю «Егорий хоробрый» Участие в фестивале «Егорий хоробрый» Обсуждение  исследовательских работ. Сценарная разработка фестиваля «Васильковое лето» Разработка образов к спектаклю на открытие фестиваля Подготовка фестиваля «Васильковое лето» 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53.  54. 55. 56. 57. 58. 60. 62. 64. 65. 68.                     ИТОГО:                                                                                144 часа 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4­ый год обучения 29 №  п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема занятия часы Примечание Вводный, знакомство с программой на год. Повторение  пройденного. Итоги прошедшего учебного года. Инструктаж. Происхождение фольклорных театрализованных  обрядовых действий, их связь с календарными природными ялениями. Образ, характер, выразительные средства:  движение, речь, мимика. Семёнов день (происхождение праздника, проводы лета,  новоселья, детские инициации у мальчиков, Семёнов день  (происхождение праздника, проводы лета, новоселья,  детские инициации у мальчиков, обряд­игра «Похороны  мух и комаров»;) Сказка «Муха­цокотуха». Участие в проведение праздника «Осеннее новолетье» Происхождение Ярмарки как явления народной культуры.  История скоморошинного движения. Народный площадной театр. Речь – основа образа. Зазывалы. Речевые  характеристики. Подготовка   к   участию   в   межрегиональнои   празднике Коробейники.Пластика,   широта\скованность,   темпоритм, скорость   Движение   –   выразительная   часть   образа. Упражнения на выразительность движения. Подготовка к празднику «Покровская ярмарка».  «Частушки под драку». Интермедия с медведем. Курочка­ ряба. Речевая   практика.   Речь   и   жест.   Подготовка   костюмов   и атрибутов. Участие в  городском празднике «Покровской ярмарке». Проведение Ярмарок на праздники. Организационные  навыки. Распределение работы на ярмарке. Характеристика   образа   через   движение.   Сказка   «Война грибов».   Распределение   работы   на   детском   празднике. Роли   ведущих   и   персонажей.   Работа   по   организации массовых детских гуляний. Участие в проведении осенних праздников. Просмотр спектакля «Петрушка» Практическая работа с куклами. Речь и движение в  кукольном спектакле. Постановки по мотивам народных  сказок «Колобок», «Теремок». Отработка движений в  парах.Импровизация. Постановка театра «Петрушки». Речевая практика. Работа  над ролью. Звук и высотность голоса. Отчетливость и  громкость, как средство выразительности. Постановка театра Петрушки.Работа с куклами Кузьминки (предания и легенды о Кузьме и Демьяне,  детская вечёрка, конкурс «кашеедов»);Обряды и игры  «кузьминок». Подготовка инсценировки. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 30 18. Вечерка. Семейный словесно­песенный фольклор. Диалоги. Импровизация. Отношения парней и девушек на вечерке.  Частушки. Потешки­обыгрывание образов. Скоморошина  на вечерке. Импровизация в инсценировке и сценарии  вечерки. 19.  Чтение сказки «О попе и его работнике Балде». Просмотр  22.  23. мультфильма. Обсуждение. Составление   сценарного   хода   спектакля.   Обсуждение образов. Обдумывание сценических ходов. Репетиционный период. Речевая практика. Работа над  образами сказки. . Святки, библейские легенды о Рождестве. Отработка речевых образов кукол. Постановка кукольного  спектакля. Навык работы в диалоге. Выразительность  характеристик. Контрастность образов в диалоге. Вертепный театр. Работа с куклой. Речевые  характеристики. Образы козы и медведя. Образы хозяина и хозяйки.  Отработка речевых и пластических характеристик.  Подготовка «ряжения» и «колядования» на Святки, Показ Вертепного театра для 1­х классов. Святочные вечерки – благотворительные программы Участие в Рождественском фестивале. Традиции русского семейного у клада в сказке «Балда».  Разработка образов. 30. Сказка «Балда». Речевые и пластические  характеристики. 31.  Движение – выразительная часть образа. Пластика образов 33. 34. 26. 27. 28. 29. 25. Работа над диалогами. . Импровизация Репетиционный ход. Отработка движений и текстовых  характеристик. Богатырство в русском фольклоре. Чтение былин по  ролям. Участие в празднике «Богатырские игры» «Былинность» образа Балды. Постановка спектакля. Знакомство с частями постановки.  Понятие сцена, действие. . Ярмарка как активное средство культурных связей между культурами разных народов, живущих на территории  региона. «Раешный» театр. Театр медведя.. Обряды Масленицы. Место скомороха на празднике.  Постановка праздника Масленицы. Образы. Ряжение  Проведение праздников «Проводы Масленицы»,  благотворительные программы Репетиционный ход. Сказка «Балда» Обыгрывание сцен. Импровизация. Вечерочная обрядность. Повторение танцев, игр  вставленных в спектакль. Репетиционный ход. Речевая практика. Диалоги.  20. 21. 24. 35. 36. 37.  38. 39. 40. 41. 42.  43. 44. 45. 4 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 4 2 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 31 Импровизация 46.  Изготовление костюмов: маски, костюмы, атрибуты,  47. 48. 49. 50. 51. бутафория для спектакля «Балда». Репетиция спектакля. Прогон спектакля в костюмах. Подготовка и проведение весенних праздников. Русские мифы о создании мира. Сказка «Курочка­ряба» Репетиционный ход.  Постановка сказки Место сказки в  празднике Участие в праздновании  «Пасхи» 2 4 2 4 2 2 2 4 2 4 2 2 2 2 2 2 52. 53.  Обсуждение  исследовательских работ. 54. 55. Христианское прочтение легенды о Георгии­Победоносце.  Сценическое решение репертуара на фестиваль «Егорий» Подготовка и участие в фестивальной и конкурсной  деятельности Репетиции готовых спектаклей. Подготовка к фестивалю «Егорий хоробрый» Участие в фестивале «Егорий хоробрый» Сценарная разработка фестиваля «Васильковое лето» Разработка образов к спектаклю на открытие фестиваля Проведение фестиваля «Васильковое лето» 57. 58. 60. 62. 63. 64.                     ИТОГО:                                                                                144 часа 32

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"

Образовательная программа "Фольклорный театр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018