Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"
Оценка 4.7

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
экология +1
Все классы
06.06.2017
Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"
программа МЫ ИЗ РОМАШКОВО МБОУ НШ № 37.docx
Содержание 1 Паспорт образовательной программы летнего лагеря с дневным 1­2 пребыванием детей «Мы из Ромашково»……………… 3­9 3­4 4­5 5 5­7 7 7 7­8 8 8 2 Пояснительная записка……………………………………………… ­ Актуальность программы……………………………………………... ­ Теоретическое обоснование программы……………………………... ­ Цель и задачи программы ……………………………………………. ­ Ожидаемые результаты ………………………………………………. ­ Новизна программы ………………………………………………….. ­ Практическая значимость программы ………………………………. ­ Социальная значимость программы ………………………………… ­ Возраст участников программы ……………………………………… ­ Срок реализации программы …………………………………………. 3 Содержательная часть программы ……………………………….. ­ Принципы программы ………………………………………………… ­ Основные образовательные технологии и методики ……………….. ­ Содержание и структура модулей программы ……………………… ­ Организация межмодульного взаимодействия …………………….. 4 Условия и ресурсы, необходимые для реализации программы .. ­ Нормативно – правовые условия ……………………………………... ­ Материально – технические ресурсы ………………………………… 15­16 ­ Финансовые ресурсы ………………………………………………….. ­ Кадровые ресурсы …………………………………………………….. ­ Информационные ресурсы …………………………………………… ­ План реализации программы ………………………………………… 5 Список литературы …………………………………………………. 6 Приложения 16­17 8­15 8 8­9 9­13 14 15 15 16 16 17 18 ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «МЫ ИЗ РОМАШКОВО»  Наименование образовательной организации:  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа № 37 Название программы Направленность программы Ф.И.О. педагогов,  реализующих  образовательную программу Адрес, телефон Год разработки Где, когда и кем утверждена  дополнительная  Образовательная программа летнего лагеря с дневным  пребыванием детей «Мы из Ромашково» экологическая  Терлеева О.В., заместитель директора по ВВВР  Меремкулова Г.А., начальник лагеря с дневным пребыванием  детей, Киршина Я.А., методист 628417, ХМАО – Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ 8/1 2016 г. Программа рассмотрена на заседании НМС от 01.034.2017г.  Протокол № 2 общеобразовательная  программа Цель Задачи Ожидаемые результаты  освоения программы Срок реализации программы Возраст участников смены,  количество Формы занятий Количество смен, сроки  проведения Методическое обеспечение Создание   нестандартной   игровой   среды   для   совместной познавательно   ­   творческой   деятельности,   направленной   на повышение экологической грамотности, формирования здорового и экологически безопасного образа жизни младшего школьника 1) Организовать:  ­ безопасные условия пребывания воспитанников в лагере; ­   разнообразные   формы   работы,   направленные   на   развитие творческих,  коммуникативных   способностей  воспитанников,  на повышение   экологической   грамотности   и   здорового   образа жизни,   в   том   числе   и   совместные   с   социально­культурными учреждениями города.   2)  Способствовать  укреплению   физического   и   психического здоровья детей.  3)  Сформировать: ­ ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную творческую деятельность, в т.ч. и экологической направленности; ­ качества, составляющие культуру поведения; ­   ответственность   за   порученное   дело,   умение   работать   в коллективе. ­ навыки общения. 4)   Выявить   учащихся, деятельности в области экологии.   склонных   к   исследовательской Образовательные: ­  Повышение   уровня   экологической   грамотности   и   культуры (викторины, конкурсы). Социальные: ­ Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных   привычек   (утренняя   зарядка,   соблюдение   правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). ­ Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года. ­ Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей. ­ Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях. ­ Развитие лидерских качеств. Социокультурные: ­  Выпуск школьных экологических видеороликов. ­ Эстетическое оформление клумб пришкольного участка. 1 смена (21 день) от 6,5 до 16 лет, 100 человек Групповые 1, с 31.05.2017г по 24.06.2017г ­ Набор нормативно­правовых документов. ­ Наличие утверждённой программы. ­ Методические разработки по блокам программы. ­ Подборка информационной и справочной литературы. ­ Подбор дидактических игр. ­ Диагностический инструментарий.                                        Пояснительная записка Актуальность программы Летняя   кампания   чаще   направлена   на   развлечение,   отдых   и,   естественно, преследует оздоровительные цели.  Однако, в условиях почти повсеместного усиления воздействия человека на природу   задача   приобщения   городских   детей   к   бережному   отношению   к окружающей природе, формирования ответственности за сохранение и улучшение качества среды, как главного компонента здоровья человека, приобретает важное значение. С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдыхать с пользой на здоровье. Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего   поколения,   потому   как   экологически   безграмотное   поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Воспитание   экологической   культуры   –   долгий,   непрерывный   путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.       Экологическая культура ­ неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним   из   условий   формирования   экологической   культуры   подрастающего поколения   является   создание   единой   системы   теоретических   и   практических видов   деятельности   школьников:   учебной,   исследовательской,   игровой, пропагандистской,   общественно­полезной   по   изучению   и   охране   природы.   Это можно   сделать   через   влияние   на   эмоционально­чувственную   сферу   детей   (ведь находясь на природе, мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению. Самой   удачной   формой   реализации   экологического   воспитания   является работа лагеря с экологической направленностью, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы.  Смена   учебной   деятельности,   на   альтернативные   формы   групповой, индивидуальной   и   коллективной   работы   в   рамках   лагеря   с   экологической направленностью, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.  Организация   лагеря   с   экологической   направленностью,   разные   блоки программ которого часто осуществляются с детьми на природе, не зависимо от содержания   программ   –   оказывает   на   ребёнка   многообразное   положительное влияние не только на здоровье, но и на развитие самых разных способностей. Педагогический   коллектив   МБОУ   НШ   №   37   находится   в   поиске   новых эффективных путей организации летнего лагеря, чтобы пребывание ребят в лагере стало   не   только   развлекательным,   но   и   познавательно   насыщенным   с   позиции экологической направленности и более эффективным с точки зрения укрепления здоровья, а также развития творческих способностей.  Лагерь с дневным пребыванием детей экологического направления “Мы из Ромашково” поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Теоретическое обоснование программы Экологическое   воспитание   –   составная   часть   нравственного   воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания   и   поведения,   гармоничного   с   природой.   На   формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний   о   природе   и   способах   их   раскрытия,   о   формировании   мировоззрения   в процессе познания природы, о нравственно­эстетическом развитии школьника под воздействием природы. О месте и значении общения ребёнка с природой в системе его образования и воспитания.  Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребёнка средствами природы подчеркивали великие педагоги – Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.  Я. А. Коменский, развивая идеи народной школы, призывал учить детей «у дубов и буков».  Выдающиеся   русские   педагоги   отмечали   огромную   роль   природы   в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.  «…Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет   на   формирование   мировоззрения   детей,   на   их   нравственное   развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление», ­ так считал К. Д. Ушинский. В.   А.   Сухомлинский   в   книге   «Сердце   отдаю   детям»   писал:   «…Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает её, проникает мыслью в причинно­следственные связи … . Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира …». В качестве научной основы Программы выбраны: ­   личностно   –   ориентированный   подход,   позволяющий   обеспечивать   и поддерживать   процессы   самопознания,   самореализации   личности   ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности (Е.В. Бондаревская); ­ культурологический подход, с позиции которого воспитание рассматривается как «целенаправленное,   построенное   на   научных   основах,   отражающее   природу ребёнка   и   природу   развития   личности;   организованное   педагогом   – профессионалом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, а также   вхождение   его   в   контекст   культуры   и   развитие   способностей   жить   в современном   обществе,   сознательно   строить   свою   жизнь,   достойную   человека» (Н.Е. Щуркова); ­ деятельностный подход через игровые технологии; ­   системный   подход,   позволяющий   установить   взаимосвязь   полученных результатов   с   целями,   задачами,   содержанием   и   способами   организации педагогического процесса. Успешно реализуются технология коллективных творческих дел И.П. Иванова, игровые   технологии   Н.Е.   Щурковой,   С.А.   Шмакова,   внедряется   в   практику технология саморазвития личности школьника Г.К. Селевко. Цель   программы:  создание   нестандартной   игровой   среды   для   совместной познавательно   ­   творческой   деятельности,   направленной   на   повышение экологической грамотности, формирования здорового и экологически безопасного образа жизни младшего школьника. Задачи программы: 1) Организовать:  ­ безопасные условия пребывания воспитанников в лагере; ­   разнообразные   формы   работы,   направленные   на   развитие   творческих, коммуникативных   способностей   воспитанников,   на   повышение   экологической грамотности и здорового образа жизни, в том числе и совместные с социально­ культурными учреждениями города.  2)   С   пособствовать укреплению физического и психического здоровья детей.  3)  Сформировать: ­ ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную творческую деятельность, в т.ч. и экологической направленности; ­ качества, составляющие культуру поведения; ­ ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе. ­ навыки общения. 4)   Выявить   учащихся,   склонных   к   исследовательской   деятельности   в   области экологии. Ожидаемые воспитательные результаты Уровни I. Приобретение и повышение  участниками смены знаний в  области экологии, ЗОЖ (н­р,  ситуации и причины экологических  бедствий, катастроф). Воспитательные эффекты Воспитание   приближено   к   обучению,   при этом   предметом   воспитания   как   учения являются   не   столько   представления   о правильном   поведении   на   природе,   в окружающей   среде,   сколько   знаний   о ценностях: бережного отношения к природе, к окружающему миру, безопасного поведения в лесу, на воде, о формировании здорового образа жизни и т.д. Взаимодействие   учащихся   со   своими   педагогами   как   значимыми   для   него носителями экологических знаний и повседневного опыта безопасного поведения в окружающем мире, формирования здорового образа жизни. II. Получение участниками смены  опыта безопасного поведения (для  себя и для окружающей среды) в  лесу, на природе, в окружающем  социуме, формирование  позитивного отношения к  здоровому образу жизни.  Воспитание   осуществляется   в   контексте жизнедеятельности   участников   смены   и ценностного   отношения   к   природе, окружающему миру, здоровому образу жизни могут   усваиваться   ими   в   форме   отдельных нормативно ориентированных поступков. Взаимодействие   участников   смены   между   собой   на   уровне   отряда,  а   также   их взаимодействие с другими детьми лагеря и города. III. Приобретение участниками  смены опыта самостоятельного  общественного действия –  представление информации,  пропаганда среди других детей и  взрослых норм социального  поведения, социально приемлемых  моделей поведения на природе и в  окружающем социуме. Взаимодействие   участников   смены   с   представителями   различных   социальных субъектов за пределами лагеря, в открытой образовательной среде. Создаются   необходимые   условия   для участия   в   нормативно   ориентированной социально   значимой   деятельности   и приобретения участниками смены элементов опыта   правового   поведения   в   реальных жизненных ситуациях: ­ акции; ­ стенгазеты; ­ агидбригады и т.д. Образовательные: ­  Повышение   уровня   экологической   грамотности   и   культуры   (викторины, конкурсы, проекты). Социальные: ­   Укрепление   и   оздоровление   детского   организма:   формирование   полезных привычек   (утренняя   зарядка,   соблюдение   правил   личной   гигиены),   развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). ­ Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года. ­   Развитие   творческой   и   исследовательской   активности   каждого   ребенка, творческий рост детей. ­ Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях. ­ Развитие лидерских качеств. Социокультурные: ­  Выпуск школьных экологических видеороликов. ­ Эстетическое оформление клумб пришкольного участка. Результатом   экологического   образования   выступает   сформированность осознанного и активного гуманного отношения к природе, критериями которой являются: ­   понимание   необходимости   бережного   и   заботливого   отношения   к   природе, основанное   на   ее   нравственно­эстетическом   и   практическом   значении   для человека;  ­   освоение   норм   поведения   в   природном   окружении   и   соблюдении   их   в практической деятельности и в быту;  ­   проявление   активного   отношения   к   объектам   природы   (действенная   забота, умение оценить действия других людей по отношению к природе). Эффективность   реализации   программы   определяется   уровнем теоретической   подготовки   участников   смены,   его   соответствием   актуальным экологическим проблемам и непосредственным участием в общественно­полезной природоохранной деятельности.  Находясь   в   условиях   лагеря,   участник   смены   имеет   возможность   видеть конкретный   результат   своего   труда,   что   является   стимулом   активизации   его познавательной активности и природополезной деятельности.   Новизна программы заключается в том, что цели и задачи её реализуются через игру – путешествие «Путешествие на экологическом экспрессе».      Участники   смены   отправляются   в   путешествие   на   экологическом   экспрессе   из Ромашково.   На   протяжении   всей   лагерной   смены   воспитанников   ждёт увлекательное   путешествие   в   мир   экологии.   Ребята   каждый   день   будут знакомиться   с   новыми   понятиями   из   области   экологии,   проводить микроисследования   на   территории   школы   и   за   её   пределами,   путешествовать, принимать участие в социально – значимых проектах, как лагеря, так и города. В течение смены отряды будут зарабатывать условные единицы ­ РОМАШКИ, у кого ромашек окажется больше, тот отряд и будет являться лидером смены.  Реализация программы будет осуществляться через игровую деятельность, которая,   в   свою   очередь,   побуждает   на   интересную   организацию   досуга, следовательно, вызывает радость у участников игры. Действия в сюжетно­ролевой игре приближены к реальным, помогая юным участникам приобрести жизненный опыт.  Новизна программы «Мы из Ромашково» заключается еще и в том, что в ее содержание включены мероприятия, посвященные Году экологии.  Программа  направлена  на  организацию  содержательного  досуга участников смены и предполагает проведение систематизированной работы по сохранению и укреплению здоровья и формированию у детей экологической грамотности.  На   наш   взгляд,   уникальность   программы   в   её   масштабности.   Реализация программы предполагает вовлечение в организованную, полезную и творческую работу экологического направления максимального числа учащихся школы, в том числе   и   учащихся   с   ОВЗ   (слабовидящих,   ЗПР,   тяжёлое   нарушение   речи, нарушениями   опорно   –   двигательного   аппарата).   Летняя   работа   должна продолжиться в новом учебном году в виде творческих отчетов, оформления и защиты  исследовательских  проектов, фестивалей,  выставок  творческих  работ и может стать фундаментом создания в школе экспериментальной экологической площадки. Практическая значимость программы Приобретенные   участниками   смены   в   ходе   реализации   программы   навыки творческой и исследовательской работы могут быть с успехом транслированы в другую   предметную   область.   Знания   о   природе   и   ее   взаимосвязях   расширяют общий   кругозор   и   эрудицию   участников   смены.   Осознание   участниками   смены природоохранных идей и определение своего места и роли в природе – одна из ступенек формирования активной гражданской позиции. Социальная   значимость   программы  растет   с   возрастанием   степени вовлечения в программу сторонних организаций. Механизм реализации программы предполагает тесное  сотрудничество с МБОУ ДО Станцией юных натуралистов города хозяйства и экологической безопасности   города.  В   рамках   программы   создаются возможности трансляции и обмена опытом с другими детскими летними лагерями дневного пребывания детей и организациями. лесопаркового Сургута,      Управлением   Все мероприятия и коллективные творческие дела программы нацелены на формирование  у   детей   устойчивого   убеждения  и  желания  делать  добрые  дела, помогать друг другу, уважать окружающих людей, любить Родину и отчий край, любить и беречь окружающий нас мир природы.  Возраст участников Участниками  программы  являются  учащиеся  муниципального   бюджетного общеобразовательного  учреждения  начальная  школа  № 37,  желающие  посещать летний лагерь с дневным пребыванием детей, а также будущие первоклассники. Возраст участников смены от 6,5 до 16 лет.  Общее количество обучающихся: 100 человек. Сроки реализации программы: июнь 2017г Содержательная часть программы        Программа деятельности лагеря с дневным  пребыванием детей «Мы из Ромашково» направлена на развитие мотивации и готовности детей повышать свою экологическую   грамотность,   осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по   экологическому   просвещению,   ценить   природу   как   источник   духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.   действовать   предусмотрительно, В период лагерной смены будет организована работа по следующим модулям: ­   модуль № 1 (обучающий) «Увлекательная экология» ­   модуль № 2 (исследовательский) «Войди в мир природы другом»   ­   модуль № 3 (познавательный) «В мире интересного!»  ­ модуль № 4 (просветительский) «Как прекрасен этот мир…» Мероприятия лагерной смены проводятся в классных кабинетах, в спортзале школы, в актовом зале, на школьной площадке,  на реке «Сайма», на городских площадках города Сургута, на Станции юных натуралистов.  Принципы программы   Программа лагеря «Мы из Ромашково» базируется на принципах: 1.   Краеведческий   подход,   так,   как   только   те   знания   приобретают   личностное значение, которые связаны с конкретными сведениями той или иной территории, реально, а не теоретически существующей ситуации. 2. Комплексность, так как одной из основ естественно­научного мировоззрения является понимание самых разных связей и зависимостей в природе. 3. Широта и разнообразие используемых форм и методов в программе, так как включение   в   разные   формы   и   виды   деятельности   делают   программу   более насыщенной, с другой способствуют формированию интереса и развитию разных способностей. 4.   Исследовательский   подход,   направленный   на   решение   той   или   иной экологической проблемы. 5. Социальная значимость проводимых работ, так как дети должны понимать, что они участвуют в полезных, нужных делах.        Основные образовательные технологии и методики ­ Интерактивные беседы, семинары, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов, мастер­классы в целях повышения профессиональной квалификации педагогов. ­ Методики коллективных занятий с созданием ситуации взаимообучения. ­ Технологии сотрудничества. ­ Игровые технологии (конкурсы, викторины, диспуты). ­ Метод­проектов и проектные технологии. ­ Организация исследовательской деятельности с получением новых знаний. ­ Занятия в творческой мастерской. ­ Методики организации коллективных творческих дел. ­ Спортивные соревнования. ­ Фестивали и конференции. ­ Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии. ­ Самостоятельная подготовка. ­ Методы диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование, проективные методики, мониторинг промежуточных и конечных результатов). Содержание и структура модулей программы Структура программы разделена на образовательные модули. Модули – это логические   блоки,   на   которые   разбивается   программный   материал   данной программы     и  у участников смены появляется смысл и понимание в получении знаний   в   области   экологии,  закрепление   этих   знаний,   формирование   полезных навыков и привычек безопасного поведения на природе и в окружающем социуме, здорового образа жизни. Структура модулей представлена системой непрерывной ­ образовательной деятельности и развивающих мероприятий по формированию у детей экологической грамотности и культуры, навыков здорового образа жизни. При   определении   количества   часов,   отведенных   на   модуль,   учитываются возрастные психологические особенности детей на каждом возрастном этапе.  Каждый модуль имеет свои цели, задачи, вокруг которого объединяются и интегрируются виды деятельности по формированию экологической грамотности и   культуры,   а   также   ЗОЖ   (познавательно­исследовательской,   игровой, коммуникативной,   продуктивной,   др).  Он   дает   определенную   сумму   знаний   по ассоциация, экологии, здоровому образу жизни с учетом зоны ближайшего развития участника смены.  Содержание   каждого   модуля   включает:  теоретическую   часть   ­  знакомство   с понятиями   (аналогия,   исследование, классификация,   коллекция,   научный   прогноз,   парадокс,   понятие,   предсказание, природный   катаклизм,   экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент, нормы экологического   поведения),     ­   расширение   знаний   о (природе,   окружающем   мире,   экологии,   здоровом   образе   жизни   человека) контроль  по   форме   может   быть   разнообразным:   задания,     практические упражнения, участие в работе малых групп; тестовыми заданиями.  практическую   часть    интуиция,   проблема,   суждения,   умозаключения,   гипотеза, Целью    модуля   №   1   (обучающий)        «Увлекательная   экология»  ­    является формирование   экологической   грамотности   и   культуры   посредством   освоения знаний в области экологии, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни.      Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: ­   расширить   знания   участников   смены   в   области   экологии   и   здорового   образа жизни; ­ уметь пользоваться изученными понятиями из области экологии, распознавать природные   «ловушки»   ­   ситуации,   возникающие   из­за   неумения   предвидеть экологические, природные опасности; ­ развивать сознательное отношение к соблюдению правил поведения на природе, в окружающем   социуме;   способности   к   анализу   конкретных   ситуаций   и   оценке возможных опасностей;  ­   воспитывать   чувства   ответственности   за   бережное   отношение   к   природе,   ко всему живому, личную безопасность и безопасность других людей.  Таблица1 План мероприятий по реализации модуля № 1 (обучающий)   «Увлекательная экология» № Форма занятий Количество Краткое описание мероприятия 1 2 3 4 Беседы, просмотр  презентаций,  видеоматериалов   Просмотр  презентаций, фитобар Экологическая школа  безопасности Тематические дни часов 1 1 1 4 Изучение флоры, фауны  г. Сургута, ХМАО ­ Югры Изучение лекарственных  растений нашего края Преодоление полосы  препятствий по пересеченной  местности, обучение приемам  ориентирования на местности День Берендея (День леса) День птиц День цветов День водных забав (день воды) 5 6 Игра – конкурс «Край, в котором ты живешь» Городской конкурс  «Зелёная грядка –  здоровье в порядке»,  совместно с СЮН 1 1 Игра по типу «Вертушка» Участие в конкурсе Целью    модуля № 2 (исследовательский) «Войди в мир природы другом      » развитие  творческой   и   исследовательской   активности   каждого   ребенка, творческий рост детей. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: ­ организовать экологический поход в парк на «Сайму»; ­ провести мини – исследования с комплексной программой исследования. План мероприятий по реализации модуля № 2 (исследовательский)  Таблица 2 № Форма занятий Количество Краткое описание мероприятия «Войди в мир природы другом» 1 2 3 4 5 Экологический  субботник на  территории школы Экологический поход  в парк на «Сайму» Интеллектуальная  игра «Тропой эколога» День Робинзонов Организация  исследовательской и  проектной  деятельности часов 1 2 1 1 2 Уборка территории ОУ, лагеря Мини­ экспедиция с  определёнными заданиями для  отрядов, составление гербариев Путешествие по экосистемам Игра «На острове Робинзона»,  спортивно – интеллектуальное  мероприятие - - - Темы для исследований и  - проектов:  ­Редкие и исчезающие виды  растений и животных ХМАО –  Югры; ­ Ядовитые растения;  ­ Растения и животные –  индикаторы загрязненности  среды; ­ Флора пришкольной  территории; ­ Животные в  фольклоре;  ­ Поверья, предания, пословицы и поговорки  о природе; ­  Памятники природы нашего - - - - города; ­ Фенологические наблюдения.  Их сопоставление с народным  опытом, отраженном в приметах и народном календаре; ­ Составление экологической  карты нашего микрорайона,  уточнение координат  «экологической тревоги»; ­ Профессии растений: растения «пылесосы», газопоглотители,  почвоулучшатели, «живые  изгороди», «санитары»,  медоносы, растения  индикаторы; ­ Оценка загрязненности  воздуха (по лишайникам и  хвойным деревьям). Ежедневно дежурный отряд - Ухаживание за школьным  цветником на территории  школы 30 мин в начале смены- Посадка растений на окне  отрядной комнаты, ухаживание  и наблюдение за ростом  растений 6 7 Работа на школьном  цветнике, развитие  проекта «Цвети,  родная школа!» Операция «Огород на  окне» Целью модуля № 3 (познавательный)     «В мире интересного!» ­ является –  Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: ­ посетить Краеведческий музей г. Сургута, Дом природы ИКЦ «Старый Сургут»; ­ посетить мини – зоопарк (МБОУ ДО СЮН).  ­   овладеть   новыми   знаниями   в   области   экология,   расширить   кругозор   детей   о природе, о ЗОЖ. ­   уметь   делать   дыхательную   гимнастику,   играть   в   различные   подвижные   игры; правильно ухаживать за домашними животными. План мероприятий по реализации модуля № 3 (познавательный)  Таблица 3 № Форма занятий 1 Посещение музеев г. Сургута «В мире интересного!» Количество часов Краткое описание мероприятия 2 Посещение Сургутского  краеведческого музея, Дома  природы в ИКЦ «Старый Сургут», с целью ознакомления и закрепления 2 3 4 Экскурсия в мини – зоопарк Экскурсия по   р. Обь Ежедневные  подвижные игры  на свежем  воздухе,  разучивание  комплексов  лечебной  оздоровительной  гимнастики 1 1 ежедневно  15минут знаний об экологии, родном крае Познавательная экскурсия с  определёнными заданиями для  детей (н­р: как ухаживать за  животными, чем питаются  животные и т.д.) Ознакомительная экскурсия на  теплоходе по р. Обь Каждый день зарядка проводится с  познавательной беседой (н­р: «О  вреде курения», «Ещё раз о вредных вкусных продуктах», «Чем опасны  клещи», «Где ты найдёшь  витамины», «Солнце, воздух и вода  – ваши лучшие друзья» и т.д.) Целью   модуля   №   4   (просветительский)   «Как   прекрасен   этот   мир…»    ­ является  пропаганда   здорового   образа   жизни,   бережное   отношение   ко   всему живому. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: ­   формирование   у   участников   смены   устойчивого   интереса   к   бережному отношению к природе, к здоровому образу жизни; ­   совместное   проведение   массово   ­   разъяснительной   работы   по   пропаганде здорового образа жизни, бережного отношения к природе. План мероприятий по реализации модуля № 4 (просветительский)  Таблица 4 № Форма занятий 1 Конкурс  агитационных  плакатов на  экологическую  тему День добрых дел Всемирный  день  охраны  окружающей  среды (5 июня) Экологический  вернисаж  2 3 4 «Как прекрасен этот мир…»  Количество часов Краткое описание мероприятия 1 Защита плакатов на экологическую  тему В течение дня 1 Ярмарка добрых дел Праздник «Будь Человеком,  человек!» В течение недели Выставка детских творческих работ из природного, бросового 5 6 7 8 «Природа и  фантазия» Спортивные  состязания «В  гости к Ханты» Конкурс  экологической  частушки Фоторепортажи  добрых дел  «Мы – юные  защитники  природы» Создание   видеоролика  (видеофильма) о  работе отряда 1 1 материала Спортивно – познавательное  мероприятие о малых народах  Севера Проводится конкурс частушек на  тему экология, бережного  отношения ко всему живому. По  окончанию мероприятия  оформляется сборник частушек В течение недели Дети собирают фотографии о своих 1 добрых делах в отношении  природы, оформляется коллаж от  каждого отряда В конце смены каждый отряд  представляет свой видеоролик о  работе своего отряда. Подведение  итогов. Организация межмодульного сопровождения          Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение   конкретной   исследовательской   работы.   Программа   построена   по модульной   схеме,   причём   каждый   из   модулей,   с   одной   стороны,   может рассматриваться   как   отдельная,  совершенно   суверенная   часть   программы,  но   в тоже время выступает в плотной связи с остальными модулями, делая программу более многогранной.      Теоретическая часть программы лагеря с экологической направленностью «Мы из Ромашково» способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но  и  формирует  у  участников  смены  обязательный   минимум  знаний, необходимых   для   понимания   основных   закономерностей   функционирования биосферы, места и роли в ней человека.           Практическая   часть   предусматривает   проведение   различных   экскурсий, путешествия   по   заповедным   местам,   ролевые   игры,   защиту   мини­рефератов, разработку   экологических   проектов,   конкурсы   плакатов,   рисунков,   частушек, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на территории ОУ. Самое ценное в работе лагеря ­  организация учебно­исследовательской деятельности школьников во   время   проведения   экологических   экскурсий,   с   учётом   возрастных особенностей.       Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой   Родине   и   ее   богатствам,   выработке   у   учащихся   экологического мировоззрения в целом. Экологический поход; Викторины по экологии; Интеллектуальные игры; Защита проектов                                  Рис 1 – Межмодульное взаимодействия Условия и ресурсы, необходимые для реализации программы Нормативно­правовые условия Данная программа «Мы из Ромашково» написана в соответствии   с нормативно­правовой базой организацией воспитания. (Приложение 1)       Материально­технические ресурсы Применение Комната отдыха,  игровые комнаты,  комната  психологической  разгрузки Занятия спортом,  состязания, линейка  (в случае плохой  погоды) Линейка, проведение  общелагерных игр на  воздухе, спартакиады,  спортивные  состязания Отрядные дела, игры­ путешествия Праздничные  мероприятия и  концерты, постановка  спектаклей, работы  детской творческой  мастерской Медицинский контроль мероприятий лагерной смены Литература для  педагогов и детей  лагеря Завтрак, обед Кабинеты Спортивный зал Спортивная площадка Школьный двор Актовый зал Медицинский кабинет Школьная библиотека Школьная столовая Источник финансирования и   материальная база Материальная база школы Ответственные Начальник   лагеря, воспитатели, технический персонал. Спортивный инструктор Спортивный инструктор Воспитатели, администрация лагеря Воспитатели, администрация лагеря Медицинский работник Библиотекарь Заведующая пищеблоком Комнаты кружковой работы Методический кабинет (штаб) Комнаты гигиены Модуль 4  "Как  прекрасен этот мир!" "Увлекательная  Модуль 1 экология" Кружки   рукоделия, рисования, моделирования Творческая мастерская воспитателей, руководителей детских объединений Туалеты, места для  умывания, сушилки  для полотенец,  раздевалки Модуль 2             "Войди в  Модуль 3                   "В мире  мир природы другом" интересного" Начальник лагеря Начальник лагеря Начальник   лагеря, воспитатели, технический персонал. Финансовые ресурсы Лагерь   содержится   за   счет   средств   бюджета   г.   Сургута,   ХМАО­Югры, родительских средств, фонда социального страхования. Для содержания лагеря с дневным пребыванием детей могут быть привлечены спонсорские средства. Кадровые ресурсы Начальник   лагеря   определяет   функциональные   обязанности   персонала, руководит   всей   работой   лагеря   и   несет   ответственность   за   состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового   законодательства,   обеспечение   здоровья   и   жизни   воспитанников, планирует,   организует   и   контролирует   все   направления   деятельности   лагеря, отвечает за качество и эффективность. Музыкальный   работник   обеспечивает   музыкальным   сопровождением культурно­массовые мероприятия, выступления и репетиции, принимает участие в подготовке   и   проведении   массовых   представлений,   праздников,   участвует   в разработке   и   составлении   сценариев,   тематических   программ,   художественного оформления,   музыкального   сопровождения   и   технического   оснащения мероприятий.  Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья. Воспитатели   организуют   воспитательную   работу,   отвечают   за   жизнь   и безопасность ее участников. Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник, воспитатели и обслуживающий персонал отвечают за соблюдение правил   техники   безопасности,   выполнение   мероприятий   по   охране   жизни   и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях. (Приложение 2). Информационные ресурсы  ­ изучение социального заказа, создание банка данных; ­   комплектование пакета нормативно­правовых документов, регламентирующих работу лагеря; ­ планирование жизнедеятельности летнего лагеря; ­ оборудование; ­ художественно­эстетическое оформление; ­ набор детей, взаимодействие с родителями; ­ заключение договоров на организацию питания; ­   презентация   летнего   лагеря   с   дневным   пребыванием   детей:   информация   для родителей, учащихся, педагогов, выставки, фотовыставки достижений; ­ страничка на сайте ОУ.          План реализации программы Программа «Мы из Ромашково» реализуется согласно плану – сетке работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Ромашково» (Приложение 3) Список используемых источников и литературы 1. Афанасьев С., Комарин С. ­ Мы в школьном лагере: коллективно­творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. ­ Выпуск № 4\2001г.  2. Баранник М.М., Т.С. Борисова ­ Позывные лета, ­ М.,2003. 3. Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. ­ Организация летнего отдыха детей и подростков. ­ М.,1998. 4. Батухтина Е.П., Вдовина Н.Н, Колобова Е.В., Мачулина Е.Н, Черных О.В. – Панама, ­ Нижневартовск, 2002г. 5. Белоножкина О.В. и др., ­  Спортивно­оздоровительные мероприятия в школе, Волгоград, 2006г. 6. Григоренко   Ю.Н.,   Кострецова   У.Ю.   ­   Коллективно­творческие   дела,   игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования \ учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. ­ М., 1999.   Журнал «Классный руководитель».  Журнал «Последний звонок» №1, 2009. 7. Гурбина Е.А. ­ Летний оздоровительный лагерь, ­ Волгоград, 2006 8. 9. 10.Коллективно­творческие дела в школьном лагере \ метод.               пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. ­ Выпуск № 5\2001г.     11. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я /;– Ярославль: Академия развития,  2007. 12. Маслов А.А. Портфель вожатого. – Волгоград, 2007г. 13. Нещерет Л.Г. ­ Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома ­ М., 2000. 14. Поломис К. ­ Дети в школьном лагере.– М.,1991.  15.  Сысоева М.Е. ­ Организация летнего отдыха детей \Учеб .­ метод.пособие.­ М.,1999. 16.Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград , Учитель, 2001  17.  Фантазия   +   творчество   =   каникулы   \   метод.     пособие   для   организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях.­1999. 18.  Фоминых О.С., Т.В. Токарева и др. – Нормативно­правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря, ­ Н­вартовск,2002. 19.  Шаульская Н.А. – Летний лагерь.  Праздники, конкурсы, тематические дни, Академия развития, ВКТ, 2008г. 20.  Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. ­ М.: Просвещение, 1984. 21. Залыгин С. Экология и культура.//Новый мир. ­1992, N9, С. 3. 1.       Нормативно­правовые условия: 1. Конституция  РФ; 2. Конвенция ООН о правах ребенка; Приложение 1 3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4.   Федеральный   закон   «Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   Российской   Федерации»   от 24.07.98 г. № 124­Ф3 5.   Постановление   Администрации   города   от   11.02.2016   №   926   «Об   утверждении   стандарта качества   муниципальной   услуги   «Организация   отдыха   детей   и   молодежи»,   предоставляемой муниципальными   учреждениями,   подведомственными   департаменту   образования Администрации города» 6.  СанПин 2.4.4.2599­10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» 7. Постановление Администрации города от 29.05.2012 № 3928 «Об утверждении положения о лагере с дневным пребыванием детей на базе муниципального образовательного учреждения, подведомственного департаменту образования Администрации города» (с изменениями); 8.   Постановление   ХМАО­Югры   от   27.01.2010   №   21­п   «О   порядке   организации   отдыха   и оздоровления   детей,   проживающих   в   Ханты­Мансийском   автономном   округе   –   Югре»   (с изменениями) 9. Приказы департамента образования по организации отдыха и оздоровления детей; 10. Положение о лагере с дневным пребыванием детей  1. Приказы: ­ Об открытии смены. ­ О мероприятиях по охране жизни и здоровья детей. ­ О порядке обеспечения пожарной безопасности. ­ О проведении инструктажа по технике безопасности с педагогическим коллективом и детьми. ­ О формировании отряда. ­ О режиме дня. ­  О режиме дня педагогического коллектива. ­  О медицинских списках детей. ­ О мерах безопасности при проведении мероприятия (спортивного, культурно­массового и т.д.). ­ О проведении экскурсии (Маршрутный лист). ­ Об отчислении ребенка из лагеря. ­ Об увольнении. 2.Инструкции: ­ Инструкция по правилам проведения противопожарных мероприятий и соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования).  ­   Инструкция   по   правилам   поведения   при   посещении   культурно­массовых   и   спортивных мероприятий. ­ Инструкция по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. ­ Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях. 3. Должностные инструкции работников: ­ Начальника смены. ­ Воспитателя (вожатого). 4. Иные документы: ­ Заявление родителей об отсутствии, опоздании ребенка. ­ Акт о несчастном случае. Приложение 2 УТВЕРЖДАЮ                                                                                                             Директор МБОУ НШ №37 _____________ Л.Н. Брыкова                                                                                                                  «_____»_________2017 г.                                             лагеря с дневным пребыванием детей в период летних школьных каникул ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ с 31.05.2017­по 24.06.2017 Количество детей в лагере всего ­ 100 чел.  Количество отрядов ­ 4 №  п/п Наименование должности Количество штатных единиц 1. Начальник смены 2. Педагог­организатор 3. Воспитатель 4. Инструктор по физической культуре 5. Уборщик служебных помещений 6. Музыкальный руководитель Итого: 1 1 8 1 1 1 13 ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Мы из РОМАШКОВО» ПЛАН­СЕТКА со 01.06.2017 по 26.06.2017 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ НШ № 37  ____Л.Н.Брыкова  «____»__________2017г. 1 день __1____ июня «Станция знакомств» 1. Игровая развлекательная  программа  «Вот и лето пришло!»  театр «Пирамида»   2. Операция «Уют»  3. Игра­ конкурс «Край, в котором ты живешь»  4. Подготовка к открытию  лагерной смены (творческие  номера) 2 день ____2__ июня Открытие лагеря  «Мы из РОМАШКОВО» 1. Минутка здоровья  «Закаливание» 2. Веселыми тропинками  лета (открытие смены).   «Здравствуй ЛЕТО!»  3.Беседа «Мы речь свою  ведём о том, что вся  Земля ­ наш общий дом.»  4. Занятия в кружках 5. Подвижные игры на  воздухе Проект «Цвети, родная школа» в рамках городского проекта «Зеленый город» 4 день __5____ июня «Станция экологии» 1.Минутка здоровья  «Зеленая аптечка»  (первая помощь при  укусах насекомых) 2. Интеллектуальная игра  «Тропой эколога» 3. Праздник «Будь  человеком, человек!». Экологический десант «А  в нашем лагере» (конкурс  плакатов) 4. Экскурсия на станцию  юных 5 день ___6___ июня «Станция Эколог­ Шоу» 1. Минутка здоровья    «Путешествие в страну Витаминию» 2 Шоу­ программа «Все о ПДД».  3. Операция «Огород на  окне» 4. Выход в бассейн 5. Конкурс талантов  «Эколог­Шоу» 6 день __7____ июня «Станция Робинзона» 1. Минутка здоровья    «Путешествие в страну    Витаминию» 2. Беседа «Ты природу не губи, а люби и береги!» 3. Выход в бассейн 4. Краеведческий музей «На  рыбалку» 5. Спортивно­ интеллектуальное  мероприятие «На острове  Робинзона» 7 день ___8___ июня «Станция Волшебных сказок» 1. Минутка здоровья «Поговорим о Солнце» 2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки №25  3. Экологический вернисаж  «Природа и фантазия» 4. ИКЦ «Старый Сургут» Дом  природы 5. Спортивно­интеллектуальное  мероприятие «В гостях у сказки» 8 день ___9___ июня «Станция Летняя карусель» 1. Минутка здоровья «Как  снять усталость» 2. Занятия в кружках 3. Выход в бассейн 4. Филармония 5. Развлекательная игра по  станциям «Летняя  карусель» натуралистов в мини ­ зоопарк   5. Игра  «Какого цвета лето»  г.Красноярск 3 день ___3___ июня «Станция зелёный островок» 1.Минутка безопасности «Мы  и дорога» 2.Выход в бассейн. 3. Беседы, просмотр презентаций, видеоматериалов Изучение  флоры, фауны г. Сургута,  ХМАО ­ Югры  (по отрядам) 4. «На острове Робинзона»  Библиотека № 25 5. Экологический субботник  на территории школы 9 день __10___ июня «Станция День России» 1. Беседа «Моя Россия» 2. Экскурсия в ИКЦ «Старый  Сургут» «История и природа  нашего города»  3. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия» 4. Выход в парк  «Экологическая школа  безопасности» 5. Спортивно­игровой  праздник «Тебе, Россия, наш  привет» Проект «Составление экологической карты нашего микрорайона, уточнение координат «экологической тревоги»» 10 день ___13___ июня «Станция Фантазий и Юмора» 1.Беседа   «Смех   –   лучшее лекарство»   11 день __14____ июня «Станция Следопытов» 1.Минутка безопасности  «Один дома…».  12 день ___15___ июня «Станция ЗОЖ» 1.Минутка здоровья «Бывают ли  привычки невредными?» 2.Конкурс 13 день __16____ июня  «Станция Лесное чудо» 1.Минутка безопасности  14 день __17____ июня  «Станция путешествия» 1.Минутка здоровья «Как  вести себя на ­ городские мероприятия с привлечением социальных партнёров на платной основе                        ­ мероприятия из образовательных модулей программы «Мы из Ромашково»

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"

Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Мы из Ромашково"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017