Образовательная программа по образовательному искусству
Оценка 4.6

Образовательная программа по образовательному искусству

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
26.11.2018
Образовательная программа по образовательному искусству
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
новая программа.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл­Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО ДДТ _______________ А. Н. Прокопьева Приказ № ____ от «____» _________ 2015г. МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  Театральной студии «МИМ» (программа рассчитана на три года обучения)  Возраст детей от 6­ 17 лет.                                                                      Микулянич Наталия Васильевна Составитель:  педагог дополнительного  образования  Кысыл – Сыр  2015 г. Полное наименование программы Основания   для разработки программы Паспорт программы Модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Театральное искусство» 1. Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от 29.12.2012г. №273­ФЗ     по   3. деятельности 2. Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления дополнительным образовательной общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008  Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и   организации   режима   работы   образовательных   организаций дополнительного   образования   детей.   СанПиН   2.4.4.3172­14   от 4.07.2014г. №41 4. Письмо   Минобрнауки   России   «Примерные   требования   к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06­1844ФГОС Художественно­эстетическое Модифицированная Направленность программы Тип образовательной программы Срок реализации 3 года Возраст обучающихся 6­18 лет Цель программы формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни,  духовному обогащению и эстетическое воспитание участников Задачи программы Обучающие:  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное  и безобразное в жизни и в искусстве.  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».  Выработать практические навыки выразительного чтения произведений  разного жанра Развивающие:  Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание,      память, наблюдательность средствами театрального искусства. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять  на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами  выражающие основные чувства; Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность  реализации этих возможностей Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;  воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со  сверстниками; Развивать чувство ритма и координацию движения; Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на  материале скороговорки стихов; Воспитательные:  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям,   родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру. Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального  искусства;  с устройством зрительного зала и сцены;    Воспитывать культуру поведения в театре; Регулятивные УУД:     понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью  учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё  многое смогу».   Познавательные УУД:   пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре  видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении  заданий;  проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании Коммуникативные УУД:   включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять  инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от  собственных; Структура программы   и оглавление Ожидаемые результаты обращаться за помощью;   формулировать свои затруднения;    предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить    к общему решению;  формулировать собственное мнение и позицию;   осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ­ Пояснительная записка ­ Учебно­тематический план и содержание изучаемого курса ­ Первый год обучения ­ Второй год обучения ­ Третий год обучения ­ Методическое обеспечение ­ Работа с родителями ­ Модель выпускника ­ Список литературы ­ Приложения Обучающие:       включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять  инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от  собственных; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные:      потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное  отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление  прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на  основе опыта слушания и заучивания произведений художественной  литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного  развития. Коммуникативные:   включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять  инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от  собственных; обращаться за помощью;   формулировать свои затруднения;   предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; Познавательные:     пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре  видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении  заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении  рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям  и инсценировании. Регулятивный:      понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей  деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя  позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое  смогу». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность образовательной программы.      Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному  искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает  способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать  чувственно­эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в  том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание  определенного мировоззрения, чем  «создают определенные отношения и моральные  оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и  усваиваемые» (Б.В.Теплов).     Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата  осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и  творческой активности на основе классической театральной культуры способствует    духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.  Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации  ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным  самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально­  творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и  для практического применения в жизни. Новизна  В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного)  изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному  процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности: Актуальность В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,  позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи,  голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно­воспитательный  процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ  зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление  знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно  отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников  объединения. Программа способствует подъему духовно­нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование  процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным  результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным  навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной  работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность,  позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,  планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Педагогическая целесообразность программы Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена  коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.  Комплексная, профессионально­ориентированная программа в контексте заданной  цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Она  предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить  воспитанников к освоению накопленного человечеством социально­культурного опыта,  безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.  Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью. В основу данной программы положены следующие педагогические принципы: ­ принцип гуманизации; ­ принцип природосообразности и культуросообразности; ­ принцип самоценности личности; ­принцип увлекательности;  ­принцип креативности. Личностно­ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к  образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.  Комплексно­целевой подход к образовательному процессу, предполагающий: ­  дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания; ­  демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;  ­ достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать  получение качественных результатов юных актёров. Цель программы:  Развитие творчески   активной личности воспитанника средствами театральной  деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению. Задачи программы: ­ обучить воспитанников основам театральной деятельности; ­ сформировать навыки актёрского мастерства; ­ развивать творческие артистические способности детей; ­ развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника; ­ сформировать художественно­ эстетический вкус; ­ воспитывать социальную активность личности воспитанника.  ­ знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный,  театр балета, музыкальной комедии). ­ поэтапное освоение детьми различных видов творчества. ­ совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения  образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. ­ развитие речевой культуры; ­ развитие эстетического вкуса. ­ воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества,  как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Отличительные особенности образовательной программы 1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция  социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе  реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания,   развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального  взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли,  конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер­класс профессиональных артистов. Такой комплексно­целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и  подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их  творческую деятельность, способствует успешной социализации. 2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой  и мобильной специфики дополнительного образования.  3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого  развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в  специализированных (театральных) учебных заведениях. 4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения  позволяет создать личностно­значимый для каждого воспитанника  индивидуальный  или коллективный духовный продукт (в виде спектакля). Характеристика программы Основной формой организации образовательного процесса является групповое  занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм  организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и  театральные выступления. Дисциплины программы: ­    театральная игра; ­    актерское мастерство; ­    сценическая речь; ­    сценическое движение; Основной дисциплиной программы на первом году обучения является театральная  игра, со второго года обучения ­ актёрское мастерство. Формы работы: Формы занятий ­ групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мизансцены. Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли, праздники. Постановка сценок к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных  праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений,  все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате реализации программы каждый воспитанник должен: ­Знать: ­ историю театра и театрального искусства; ­ теоретические основы актёрского мастерства; ­ этапы работы над спектаклем; ­ законы сценического действия; ­ теоретические основы сценической речи; ­ принципы построения литературной композиции; ­Уметь: ­ воспроизводить свои действия в заданной ситуации; ­ представлять движения в воображении и мыслить образами; ­ находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; ­ самостоятельно работать над сценическим образом и ролью; ­ создавать точные и убедительные образы; ­ выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; ­Владеть: ­ элементами внутренней и внешней техники актёра; ­ словесным действием в спектакле; ­ сценической пластикой; ­ речевым общением;   Личностные результаты. У учеников будут сформированы: ∙ потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к  сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению  одноклассников; ∙ целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; ∙ этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта  слушания и заучивания произведений художественной литературы; ∙ осознание значимости занятий для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: ∙ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; ∙ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; ∙ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; ∙ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные  установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: ∙ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,  проводить сравнение и анализ поведения героя; ∙ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; ∙ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,  этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: ∙ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ∙ работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; ∙ обращаться за помощью; ∙ формулировать свои затруднения; ∙ предлагать помощь и сотрудничество; ∙ слушать собеседника; ∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,  приходить к общему решению; ∙ формулировать собственное мнение и позицию; ∙ осуществлять взаимный контроль; ∙ адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Учащиеся научатся: ∙ читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; ∙ выразительному чтению; ∙ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; ∙ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; ∙ сочинять этюды по сказкам; ∙ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,  удивление, восхищение) Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно­смысловые установки  выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально­личностные позиции,  социальные компетентности, личностные качества Основные направления развития УУД включают в себя: •         современную информационно ­  образовательную среду, способствующую  формированию ИКТ ­ компетентностей; •         создание учебных ситуаций предметного и надпредметного характера; •         использование учебно – познавательных и учебно – практических  задач, индивидуальных или групповых учебных заданий в урочной и внеурочной  деятельности; •         развитие навыков смыслового чтения и приёмов работы с текстом; •         занятия в рамках надпредметныхпрограмм курсов и дисциплин (факультативов,  кружков, элективов); •         учебно­исследовательская и проектная деятельность; •         образовательные технологии «Школы 2100»: проблемно – диалогическая  технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания  образовательных результатов.  Современная               информационно ­      образовательная             среда.  Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования таких  возможностей современной информационной образовательной среды, как: • средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования  культуры учебной деятельности в ОУ; • инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской  деятельности на основе организации совместных учебных и исследовательских работ  учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки  результатов экспериментальной деятельности; • средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения  необходимой информации из разнообразных источников; • средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения; • эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.  Создание учебных ситуаций предметного и надпредметного характера.  Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место  занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых  УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный  характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена  такими ситуациями, как: • ситуация­проблема— прототип реальной проблемы, которая требует оперативного  решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску  оптимального решения); • ситуация­иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая вклю­чается в  качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная  средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения  более простого способа её решения); • ситуация­оценка — прототип реальной ситуации с готовым предпола­гаемым  решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение; • ситуация­тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно  проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).  Использование учебно­познавательных и учебно­практических  задач, индивидуальных или групповых учебных заданий в урочной и внеурочной  деятельности.  Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно  использовать следующие типы учебно – познавательных и учебно – практических задач.  Личностные универсальные учебные действия:   на личностное самоопределение;  на развитие Я­концепции;   на мотивацию;   на смыслообразование;  на нравственно­этическое оценивание.  Коммуникативные универсальные учебные действия:         на учёт позиции партнёра;  на организацию и осуществление сотрудничества;  на передачу информации и отображение предметного содержания;  тренинги коммуникативных навыков;  ролевые игры; групповые игры. Познавательные универсальные учебные действия:     задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;  задачи и проекты на  сравнение, оценивание;    задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение. Регулятивные универсальные учебные действия:  на планирование;  на целеполагание;   на рефлексию;  на ориентировку в ситуации;  на прогнозирование;   на оценивание;   на самоконтроль;   на принятие решения;  на коррекцию.                    СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дисциплина 1. Театральная игра Дисциплина «Театральная  игра» нацелена на формирование духовной культуры  ребенка. Согласно заданной цели, он способен решить одновременно несколько задач: ­ через игру и коммуникативную деятельность – способствовать социализации детей,  развить творческие их способности и эмпатию, раскрыть  индивидуальность, научить  быть в гармонии с собой;  ­  через чтение и анализ художественной литературы – способствовать формированию  духовной культуры, выработать отношение к истинным ценностям, (в том числе, к  художественному слову), воспитать эстетический вкус.    Реализация программы  позволяет педагогу увидеть ребенка в активной деятельности,  сформировать  индивидуальный план его развития и своевременно скорректировать издержки. Содержание дисциплины I Раздел. Я и мир Тема . Я наблюдаю мир. Теория: Объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры.  Актуальность игры.  Практика: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий»,  «Ладонь»,  «Фотография», «Три точки» и др. Тема . Я слышу мир. Теория: Объяснение темы «Я слышу мир ».  Значение в театральном искусстве игры.  Практика: Упражнения: «Круги внимания», «Угадать шумы», «искусственные шумы»,  «радио», «Слышать одного» , и др. Тема . Я осязаю и обоняю мир. Теория: Объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир». Понятие театральная игра.  Значение театральной игры.  Практика: Упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения»,  «Фотография» и др. Тема . Язык жестов, движений и чувств (эмоции). Теория: Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.  Практика: Упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения  на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я – чайник», «Лес» и др.   II Раздел. Я и мир предметов Тема . Предметы, принадлежащие мне. Теория: Объяснение темы «Я и мир предметов».   Практика: Упражнения: «Изучение комнаты», «Первая буква», «Любимое место в  мире», «Я – предмет» и др. Тема . Предметы в моем доме. Теория :Беседа о предметах в моём доме.  Практика: Упражнения: «Изображения предметов», «Внутренний монолог» и др. Тема . Предметы улиц, городов. Теория: Беседа о предметах городов, улиц.  Практика: Упражнения: «Изображение предметов улиц, городов», «Внутренний  монолог», «Этюды на предлагаемые обстоятельства» и др. III Раздел. Я и мир литературного творчества Тема . Мир обряда. Теория: Объяснение темы «Я и мир литературного творчества». Понятие обряда.  Возникновение обряда.  Практика: Подготовка и проведение обряда «Масленицы». Тема . Мир фольклора. Теория: Понятие фольклор. Возникновение фольклора. Разновидности фольклора.   Практика: Этюды на поговорки, пословицы, потешки, колыбельные, народные сказки  др. Тема 10. Мир художественных произведений. Теория: Понятие художественное произведение.  Практика: Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений,  сказок. IV Раздел. Репетиционно­ постановочная работа. Теория: Читка сценария. Распределение ролей. Практика: Репетиции отчетной показательной программы ( показательные занятия,  игровая программа. Инсценировка стихотворений, этюдов и др) Дисциплина 2. «Актерское мастерство» Содержание дисциплины I Раздел. Введение в актерское мастерство Тема . Специфика театрального (актерского) искусства.  Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство  коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез  творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.      II Раздел. Работа актера над собой. Тренинг Тема . Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания.  Значение дыхания в актерской работе.  Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения  на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием.  Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла –  солдат», «Шалтай­болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч»,  «Зернышко», «Пишущая машинка» и др. Тема . Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов. Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное  распределение и расходование мышечной энергии.  Законы внутренней техники  актерского искусства. Явление «Зажим». Практика:  Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов.  Упражнения: «Сон­пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и  зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные  действия по счету» и др. Тема . Творческое оправдание и фантазия. Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах  (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий).  Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе  актера.  Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «»Сочинить  сказку», Фантастическое существо» и др. Тема . Сценическое отношение и оценка факта. Теория: Объяснение темы. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение –  основа действия. 2 вида сценического отношения. Зарождение сценического действия.  Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью.  Практика: Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова»,  «Семафор» и др. Тема . Оценка и ритм. Теория: Понятие оценки. Оценка как отношение к образу, возникшее на сцене. Понятие  о ритме как о соотношении силы энергии и скорости. Практика: Упражнения:  «Коробочка скоростей», «Мостик», «Ритмичные движения по хлопкам», «Находка»,  «Сидит, читает, а кто­то мешает» др. Тема . Чувство правды и контроль. Теория: Объяснение темы. Чувство правды как способность актера сравнивать  сценическое поведение с жизненной правдой.  Практика: Упражнения: «Ждать»,  «Распилить бревно», «Пианист», «Парикмахер»,  «Войти в дверь», «Художник», «Зеркало» и др. Тема . Сценическая задача и чувство. Сценическое действие.  Теория: Объяснение темы: Сценическая задача как ряд действий образа, направленных  к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их  выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия.  Практика: Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю», «Наблюдаю», «Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др. Тема . Мысль и подтекст.  Теория: Объяснение темы. Понятие о подтексте (том смысле, который хочет вложить в  ту или иную фразу актер).  Практика: Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Читать стихотворение  (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно и др.) и др. Тема . Сценический образ как «комплекс отношений». Теория: Объяснение темы. Три момента общения: оценка намерения и действия  партнера; пристройка к партнеру» самовоздействие на партнера в желаемом  направлении.  Практика: Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели», «Тень»,  «Сиамские близнецы», «Оправдание позы», «Догадайся», «Пристройка» и др. III Раздел. Работа актера над образом. Логика действия Тема . Я – предмет. Теория: Объяснение темы «Я – предмет». Понятие сценический образ. Создание  сценического образа. Действенная партитура роли. Понятие психотехника  переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы  воплощения театрального образа.  Практика: Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос,  чайник, стиральную машину). Тема . Я – стихия.  Теория: Объяснение темы Я – стихия.  Практика: Упражнения: «Земля, воздух, вода». Этюды на тему «Я – стихия»  (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.).  Тема . Я – животное. Теория: Объяснение темы  Я – животное. Практика: Этюды на тему «Я –животное». (изобразить любое животное на выбор). Тема . Я – фантастическое животное Теория: Объяснение темы  Я – фантастическое животное. Практика: Этюды на тему «Я – фантастическое животное». (изобразить не  существующее животное.) Тема .Станиславский о этюдах. Теория: Понятие этюд. Виды этюдов. Практика: Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу,  стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов  (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество.  Парные этюды. VI Раздел. Репетиционно­ постановочная работа.  Теория: Читка сценария. Распределение ролей.  Практика:  Репетиции отчетно­показательной программы (показательное занятие, игровая  программа,  инсценировка стихотворений, этюдов и др.). Дисциплина 3. Сценическая речь Цель: развитие психотехнических навыков юного актера для убедительной передачи  мысли автора зрителю. Задачи:  ­ совершенствовать «аппарат переживания» и «аппарат воплощения» для передачи  мысли автора зрителю. Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным  художественным текстом.  В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие мышечных зажимов  голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и выстраивание  логико­интонациональной структуры речи.  В работу над литературно­художественным текстом входит освоение общих основ  работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх задачи,  словесного действия, освоение предложенного текстом обстоятельств, выработка  умения осваивать стилистику авторского текста и обучение применения навыков,  полученных в работе над техникой речи и с литературным текстом. Содержание дисциплины Тема. Содержание и понятие орфоэпии. Теория:  Содержание и понятие орфоэпии. Краткая история русской орфоэпии.  Литературная норма и говор.      Практика: упражнения для устранения ринолалии. Биппи… Пибби… и т.д., чёткое произношение не сложных скороговорок, чтение  маленьких детских стишков. IРаздел . Дыхание Тема . Виды дыхания. Теория: Понятие дыхание. Правила при выполнении дыхательной гимнастики.  Практика: Дыхательная гимнастика. Тема  Системы дыхания. Теория: Три системы дыхания. Строение голосового аппарата. Два отдела речевого  аппарата. Гигиена речевого аппарата.  Практика: Упражнения: свеча, паровоз, оса, насосы, шарик, и.т.д. II Раздел . Звуки Тема. Гласные звуки. Теория: Понятие  гласные звуки. Гласный звукоряд. Практика:. Голосовые упражнения на гласные звуки А, О, У, И, Э, Ы  Для начала звуки артикулируются без голоса  перед зеркалом, а затем  переходить к громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений: А … Э         АО        АОЭ… Тема . Согласные звуки. Теория: Согласные сонорные. Согласные свистящие и шипящие. Практика: Использование стихотворных текстов в работе над звуками. Не сложные  скороговорки. Тема. Дыхание и голос. Теория: Понятие дыхание и голос. Типы и вид дыхания. Роль дыхания в воспитании  речевого голоса. Смешано диафрагматический тип дыхания как основа постановки  речевого голоса.  Практика: Виды дыхательных упражнений, гимнастика.  Тема . Дыхание и звук. Теория: Понятие дыхание. Понятие звук. Виды звуков.  Практика: Практические  занятия по дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль звука. Тема . Голос и дикция. Теория: Голос и дикция. Мышечная свобода речевого аппарата. Понятие речевой  аппарат.  Практика: певческая и речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки. Дисциплина 4. Сценическое движение Цель: формирование у будущих актеров пластической культуры, т.е. внешней  актерской техники умений и навыков. Выразительным средством актерского искусства является психофизический процесс, в  котором психическое и физическое  существуют в неразрывной связи.      Раздел «Сценическое движение» направлен на развитие специальных качеств актера  (аппарата воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью,  расширяют образное мышление в целом, обостряют чуткость и восприимчивость ко  всем проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них  точными по смыслу и разнообразными по окраске реакциями. Содержание дисциплины I раздел. Введение в предмет Тема . Развитие психических и психофизических качеств.  Теория: Введение в предмет «Сценическое движение». Объяснение темы. Практика: Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция.  Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др. Тема . Общее развитие мышечно­двигательного аппарата актера упражнениями. Теория: Понятие мышечно­двигательный аппарат. Объяснение темы.              Практика: Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и  ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные  упражнения. II Раздел .Упражнения в равновесии Тема . Различные виды одиночного балансирования. Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах одиночного балансирования.  Практика:Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др. Тема . Парные и групповые упражнения. Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах  парных и групповых  упражнениях. Практика: Упражнения: «Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром», кувырки, кувырки  назад и вперед, стойка «свечкой», мост, каскад; упражнения на взаимодействия с  мячом, скакалкой, плащом, стулом, столом и др. Одиночные упражнения. Упражнения  на парное равновесие. Взаимодействие с партнером (упражнения акробатические,  гимнастические, импровизация борьбы). Тема .Упражнения на парное равновесие. Теория: Объяснение темы. Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др.,  парные и групповые упражнения. Тема . Игровые упражнения (выполнение упражнений в процессе игры). Теория: Объяснение правил выполнения упражнений. Практика: упражнения в выпадах, в приседе, на развитие внимания, тренировочный бег  и др. III Раздел. Тренинги Тема . Развивающий  тренинг.  Теория:  Объяснение темы. Подготовка костно­мышечного аппарата актера и  определение степени готовности к активной работе на уроке.  Практика: Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию  и реакцию и др.). Тема . Пластический тренинг. Теория:  Объяснение темы. Понятие « пластика». Практика: Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и  выразительность .  Тема . Специальный тренинг. Теория: :  Объяснение  понятия психо­физические качества актёра. Практика: Упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнёра,  инерции движений. Методическое обеспечение программы Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:  репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с  воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется  детьми, ими и предлагаются способы ее решения).  Методы обучения в театре­студии осуществляют четыре основные функции: функцию  сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и  навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих  воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся. Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в  театре­студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной,  эмоционально и информационно насыщенной. Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг  проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных  особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале   модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по  дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом  сопровождении к разделу) Основные формы проведения занятий  ­    игра; ­    диалог; ­    различные виды тренингов (дыхательные, психологические и  т. д. ­    слушание; ­    созерцание; ­    импровизация. ­    тренинги; ­    репетиции; ­    индивидуальные занятия; ­    занятия малыми группами (по 3­5 человек). Вся работа старшей группы строится вокруг целостного художественного  произведения: ­    спектакля; ­    шоу; ­    творческого вечера; ­    праздника. Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского  мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных  постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа  приобретённых навыков перед зрителями.

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству

Образовательная программа по образовательному искусству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2018