Образовательная программа "Рок-плей"
Оценка 4.7

Образовательная программа "Рок-плей"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
музыка +1
Взрослым
06.03.2018
Образовательная программа "Рок-плей"
Данная программа относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам худождетвенной направленности и предназначена для педагогов дополнительного образования студии современного вокала. Обучая детей по данной программе педагог развивает у них навыки джазового пения и исполнения музыкальных композиций в стиле рок. Занятия в студии современного вокала в первую очередь привлекают подростков. которых интересуют современные тенденции в музыке.
Рок-плей.doc
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеобразовательная программа «Рок­плей» составлена с учетом современных   тенденций   развития   музыкального   и   вокального   искусства,  реализуется   в соответствии с художественной направленностью образования. 1.2.Актуальность программы  заключается в том, что в связи с увеличением интереса подрастающего поколения к эстраде, современному джазу, року, поп музыке  в последнее время в дополнительном образовании назрела необходимость обучать детей   не только академическому   и   народному   пению,     но   также   эстрадному,     джазовому   и   року,   как индивидуального,   так   и   ансамблевого.   Музыкальное   просвещение   детей   и   подростков осуществляется   через   создание   условий   для   целостного   восприятия   и   понимания   ими современных  тенденций музыки.  1.3.Отличительные особенности программы  заключается в том, что она представляет собой   единый   музыкальный   комплекс,   основанный   на   целостности   музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения музыкального произведения. Программа состоит из взаимопроникающих блоков: теоретического, исторического и практического, которые реализуются последовательно, синхронно или самостоятельно, в зависимости от задач, стоящих перед детьми. Гуманистические подходы к реализации программы, которые проявляются   в   доброжелательной   атмосфере   на   занятиях,   эмоционально   насыщенной обстановке творчества также является отличительной особенностью программы.  1.4. Педагогическая целесообразность  Занятия   в   студии   эстрадного   вокала   призваны   удовлетворять   потребности   личности   и общества, за пределами основных общеобразовательных учреждений.  Основные мотивы, которыми руководствуются дети, занимающиеся эстрадным пением:    получение дополнительных углубленных знаний в области музыки;  возможность интересно, содержательно организовать свой досуг;  возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе;  1.5. Цель программы – Создать условия, обеспечивающие выявление и развитие  одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей через эстрадный вокал.  1.6 .Задачи  Обучающие:  Сформировать вокальные навыки и эстрадно­исполнительские качества.  Сформировать навыки сольного исполнения с наиболее эффективным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков.  Научить   свободному   ориентированию   в   работе   с   техникой   (микрофонами, фонограммами и т.д.).  Научить   организовывать   самостоятельную   работу,   использовать   современные технологии. Развивающие:  Развить   музыкальные   умения   и   навыки:   технические   навыки   сольного   вокального пения, развить голосовые функции.   Развить   музыкально­эстетический   вкус   обучающихся   и   приобщить   их   к   основам мировой музыкальной культуры.   Расширить общий кругозор, на основе исполнения лучших образцов отечественной и зарубежной песенной культуры. Воспитывающие: 2  Обогатить   эмоциональный   опыт   обучающихся,   развить   их   эмоционально­волевые качества и коммуникативные навыки, способствующие социальной самореализации.    Предоставить   ребенку   возможности   общения   –   межличностного   и   специального профессионального.  Воспитать готовность презентовать итог деятельности как уникальный сотворческий продукт. 1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.  В   программе   используются формы и методы работы, обеспечивающие музыкальное просвещение детей и подростков 10–18   лет. Программа предусматривает предварительный отбор, цель которого выявить наиболее одаренных детей для их дальнейшего музыкального эстетического развития. На прослушивании оценивается: голос (тембр, сила, диапазон); слух;    музыкальность;  эмоциональность исполнения; 1.8.Формы занятий:  Занятия   проводятся   индивидуально,   аудиторно.   Программа   предусматривает концертную деятельность (выезды на концерты в другие учреждения и города). 2. Объем программы: 2.1. Объем программы –– 72 часа на одного обучающегося. 2.2. Срок реализации программы – 1 год 2.3. Режим занятий:    2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут)  3. Планируемые результаты: 3.1. Ожидаемые результаты По окончании срока реализации программы обучающийся должен: знать полный курс упражнений по  певческому дыханию; полный объем материала по артикуляции; основы техники эстрадно­джазового вокала;  уметь          пользоваться приобретенными знаниями и навыками певческого дыхания; добиваться ровности звучания головного и грудного резонатора; владеть элементарными приемами импровизации; владеть терминологией, используемой в эстрадном пении; владеть основами техники эстрадно­джазового вокала; дать полный анализ исполняемому произведению.   3.2. Способы и формы проверки результатов  Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: концертное выступление, музыкальный праздник,  сценический проект, промежуточная  и итоговая аттестация. 3 Способы проверки результатов: наблюдение, собеседование, тестирование, контрольные теоретические и практические задания, самостоятельная работа, сценические выступления. Оценивается  уровень   развития   музыкальных   способностей,   сформированности музыкальных   функций   (в   динамике);   мелодического,   ритмического   слуха,   диапазона голоса, координации движений.  Также  оцениваются   в   целом:  результаты  концертного   выступления,   качество выполнения   заданий,     степень   усвоения   полученных   знаний,   уровень   самостоятельной работы, степень участия ребенка в творческих делах, богатство средств выразительности, умение самостоятельно сделать выбор, навык публичного выступления. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № Название темы 1. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество часов Форма контроля Всего Теория Практика I. II. Вводное занятие Техника вокала.    2.1 Знакомство с дыхательной гимнастикой  Стрельниковой для вокалистов 2.2 Закрепление дыхательных упражнений  2.3 Артикуляция. Закрепление упражнений по артикуляции  2.4 Цикл упражнений для развития навыков  пения на дыхании 2.5 Интервалы. Развитие гармонического  слуха. 2.6 Упражнения на сглаживание регистров 2.7 Знакомство с понятием «динамические  оттенки» 2.8 Импровизация 2.9 Знакомство с музыкальными терминами,  которые используются в эстрадном пении 1 55 2 2 2 3 4 3 2 5 2 1 15 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 ­ 4 ­ 2 2 ­ ­ ­ 18 опрос наблюдение наблюдение контрольное  задание наблюдение прослушивание наблюдение тестирование контрольное  задание опрос наблюдение опрос открытое занятие викторина викторина опрос наблюдение анализ анализ 41 1 1 1 2 2 2 ­ 4 ­ 2 4 21 4 4 ­ ­ 7 5 2 1 54 210 Дикция  2.11 Мелизмы (теория и практические занятия) 2.12 Работа над репертуаром и  развитие  3 6 21   навыка анализа произведения III. Музыкально­образовательная  работа  3.1. Слушание музыки 3.2. Золотой век рок эстрады и джаза. Солисты и импровизация 3.3. Виды эстрадно­джазового   вокала IY.  Подготовка к конкурсам и  концертам 4.1. Репетиции 4.2. Концертная деятельность Y. Итоговое занятие Итого: 8 4 2 2 7 5 2 1 72   2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ 5 Раздел I.  Вводное занятие­1 ч. Тема 1.1. Вводное занятие ­ 1 час.  Теоретическое занятие. Правила техники безопасности, проверка голосовых данных у  детей, ознакомление с основами вокального искусства, строение голосового аппарата.  Раздел II . Техника вокала. – 55 ч. Тема 2.1. Закомство с дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой для  вокалистов.­ 2 ч. Теоретические   занятия.  М.Щетинин   «Дыхательная   гимнастика   А.Н.Стрельниковой» (издательство «Метафора», Москва,  2002 г., стр. 88­97); журнал  «Вестник», ЗРЖ № 3 (231), 2003 г., статья Стива Шейнкмана «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Практические занятия. Упражнения «Слоги»     Тема 2.2. Закрепление дыхательных упражнений­ 2 ч. Теоретические занятия. Закрепление знаний о певческом дыхании. Типы певческого  дыхания. Практические занятия. Выполнение упражнений на дыхание.    Тема 2.3. Закрепление упражнений по артикуляции ­ 2 ч. Теоретические занятия. Закрепление знаний об артикуляции.  Практические занятия.  Выполнение упражнений на снятие напряжения с внутренних и внешних мышц:   Тема 2.4. Цикл упражнений для развития навыков пения на дыхании.­ 3 ч. Теоретические занятия. Закрепление знаний о певческом дыхании. ­   Искусство пения – это искусство вдоха и выдоха ­  Дыхание – это источник энергии для возникновения звука Практические занятия. исполнение вокальных упражнений на слоги: «вью», «вья», «гми», «гма», «нга», «чха».               Тема 2.5.  Интервалы. Развитие гармонического слуха.­ 4 ч.  Теоретические   занятия. двухголосном пении.  Практические   занятия.  Двухголосные   упражнения   на   терцию,   октаву,   квинту   с переходом в унисон. Колоны, упражнения с самостоятельным голосоведением.  Работа над интонационной сложностью, единой манерой звуковедения.  Изучение   и   использование   интервалов   и   аккордов   в Тема 2.6. Упражнения на сглаживание регистров.­ 3 ч.  Теоретические занятия. Певческие регистры. Понятие что такое регистр, какие бывают  регистры Практические занятия. Упражнения во всех регистрах.   Тема 2.7. Знакомство с понятием «динамические оттенки».­ 2 ч.  Теоретические занятия .Знакомство с понятием «динамические оттенки».   Тема 2.8.  Импровизация.­ 5 ч. 6 Теоретические занятия. Изучение терминов «импровизация», «импровизаторы». Практические занятия. Упражнение на опевание основной мелодии, используя слоговое пение.   Тема 2.9. Знакомство с музыкальными терминами, которые используются в  эстрадном пени.­ 2 ч.  Теоретические занятия.  Музыкальные термины, которые используются в эстрадном пении  (диапазон, сила, объем, яркость, стиль, манера и т.д.)   Тема 2.10. Дикция.­ 3 ч.  Теоретические занятия. Изучение понятия «дикция». Практические занятия. Выполнение вокальных упражнений на интонирование согласных.   Тема 2.11. Мелизмы.­ 6 ч. Теоретические занятия. Изучение терминов «мелизмы», «мордент», «форшлаг».  Практические занятия. Выполнение вокальных упражнений.   Тема 2.12. Работа над репертуаром и развитие навыка анализа произведения.­ 22 ч.  Практические   занятия.  Подбор   музыкальных   произведений   для   индивидуального репертуара     исполнителей   в   соответствии   с   их   желанием   и   возможностями.   Анализ выбранных   произведений.  Работа   над   выбранным     репертуаром:   разучивание   текстов; работа  над  ритмом,  интонацией,     мелодией   и  динамическими  оттенками   произведений. Работа над исполнительским мастерством. Раздел III. Музыкально­образовательная работа. ­ 8 ч.    Прослушивание   аудио   альбомов   исполнителей   в   разных Тема 3.1. Слушание музыки.­ 4 ч. Практические   занятия. музыкальных направлениях. Проведение анализа прослушанного  материала: стиль, направление, характер  произведения.   Тема 3.2. Золотой век эстрады и джаза. – 2 ч. Теоретические занятия. Солисты и импровизация у сольных исполнителей. Развитие эстрадного пения в 60­х, 70­х, 80­х годах.    Тема 3.3. Виды эстрадно­джазового вокала.­ 2 ч. Теоретические занятия.«Блюз» ,«Рок­н­ролл». Другие формы и стили джаза Раздел IY. Подготовка к конкурсам и концертам. ­ 7 ч. Тема. 4.1. Репетиции – 5 ч. Практические занятия. Повторение разученных произведений, работа над  выразительностью исполнения. Тема 4.2.  Концертная деятельность­2 ч. Практические занятия. Выступление обучающихся перед различной аудиторией. 7 Раздел Y. Итоговое занятие Тема 5.1. Итоговое занятие:  Практические занятия. Отчетный концерт, аттестация. III.  ОРГАНИЗАЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Методическое обеспечение программы:       Методы работы над певческим дыханием.          На   первом   этапе   работы   одним   из   методов   является   использование   дыхательных упражнений вне пения.          Дыхательные упражнения вне пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.    Для   формирования   более   прочного   навыка   правильных   дыхательных   движений упражнения   следует   выполнять   регулярно.   Этим   упражнениям   обычно   отводится   2–3 минуты.   Их   можно   использовать   как   дыхательную   гимнастику   для   отдыха   в   процессе репетиции.  Развитие артикуляционного аппарата.      Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.      Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.        Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок­но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.        Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.          Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»:  детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.      Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.      Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный;   солнце   –   сонце.  «Ч»   и   «сч»   в   отдельных   словах   могут   произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.      В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во­тмчи­тца­ тро­йка­по­что­ва­я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.          Необходимо   использовать   скороговорки,   распевания   на   слова   «дай»,   «бай»,   для активизации  языка  и   губ,  упражнения  на  слоги  «бри»,   «бра»,  «брэ»,  «ля»,   «ле»  и   др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но­но», «гоп­гоп», «цок­цок», «стоп­стоп»). Вокально­певческая работа Певческая установка    Весьма   существенным   для   правильной   работы   голосового   аппарата   является       8 соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.          Для   сохранения   необходимых   качеств   певческого   звука   и   выработки   внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими: – голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад; – стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги; – в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота; – при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты; – сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.      Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также   создается   излишнее   напряжение,   теряется   свобода   фонационного   выдоха.   Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой. Распевание.          Занятия   в   студии   обычно   начинаются   с   распевания,   которое   выполняет   двойную функцию: 1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.      Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также   введение   голосового   аппарата   в   работу  с   постепенно  возрастающей   нагрузкой   в отношении   звуковысотного   и   динамического   диапазонов,   тембра   и   продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.        Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году   занятий   следует   использовать   знакомые   считалки,   припевки,   дразнилки,   которые знакомы   детям   с   раннего   детства.   Они   удобны   и   полезны   для   выработки   правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.      Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность   и   естественность   вокальной   позиции.   Построенные   на   терциях   и квартах,   они   доступны   детям   и   подготавливают   их   к   исполнению   более   сложных   по музыкальному языку мелодий. Значение репертуара   Для вокального объединения очень важен правильный подбор репертуара, от которого зависит   заинтересованность   всех   обучающихся.   Репертуар   должен   отвечать   задачам музыкально­художественного воспитания  и в тоже время должен быть доступным ему по вокально­техническому   и   исполнительскому   уровню.   В   репертуар   надо   включать произведения   разнообразные   по   форме,   жанру,   содержанию.   Тщательный   подбор репертуара, с точки зрения его художественной ценности, соответствия исполнительскому уровню   вокалиста   и   педагогической   целесообразности   –   залог   творческого   роста   и эстетического   воспитания   обучающихся.   Основу   репертуара     составлять произведения   отечественной   и   зарубежной,   классической,   эстрадной   и   джазовой,   рок   должны   9 музыки,   аранжировки   народных   песен.     Руководитель   студии   является   сценаристом, режиссером и организатором концертного выступления.   На   занятиях   в   студии   современного   вокала   у   детей   развивается   познавательная активность,   происходит   обогащение   эмоционального   опыта,   развиваются   эмоционально­ волевые   качества,   коммуникативные   навыки,   экспрессия,   способствующие   социальной самореализации.   Обучающийся   осваивает   различные   виды   музыкальной   деятельности: слушание,   исполнение,   изучение;   у   него   развиваются   музыкальные   умения   и   навыки: технические   навыки   сольного,   вокального   музицирования,   развиваются   голосовые функции;   приобретается   опыт   сценического   исполнения,   развивается   эстетическая потребность через приобщение к музыкальной культуре             2.  Условия реализации программы  1. Наличие специального помещения (студия вокала). 2. Наличие репетиционного зала (сцена). 3. Синтезатор. 4. Компьютер. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «­». 6.   Электроаппаратура.   (Микрофоны:   шнуровые   и   радио,   микшерный   пульт,   аудио   ­ колонки). 7. Зеркало. 8. Нотный материал, подборка репертуара. 9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 10. Записи выступлений, концертов. 11. Студия звукозаписи – для учащихся с высокими результатами (как поощрение). 10 3. Список литературы Литература для педагога 1. Билль А., «Чистый голос» – М., Государственный Дом народного творчества, 2008 2. Бочкарев Л., Зак А., «Введение в общую музыкальную психологию» – М.,  Методкабинет по учебным заведениям искусства2008 3. Барабашкина А., Боголюбова Н., «Музыкальная грамота» – М., Издательство  "Музыка", 2009 4. Васильева М., «Песни нашего детства» – Челябинск, Издательство "Аркаим", 2009 5. Вендерова   Т.,   Пигарева   И.,   «Воспитание   музыкой»   ­   М.,   Издательство "Просвещение", 2009 6. Емельянов В., «Развитие голоса» – С­Пб., Издательство "Лань", 2010  7. Клейтон П., «Джаз» – С­Пб., Издательство "Амфора", 2011 8. Москолькова И., Рейниш М., «Уроки сольфеджио в дошкольной группе детской музыкальной школе» – М., Издательство "Музыка", 2008 9. Орлова   Т.,   Бекина   С.,   «Учите   детей   петь   5   –   6   лет»   –   М.,   Издательство "Просвещение", 2009 10. Орлова   Т.,   Бекина   С.,   «Учите   детей   петь   6   –   7   лет»   –   М.,   Издательство "Просвещение", 2010 11. Ражникова Е., Ражников В., «Музыка 3 – 5 лет» – М., Издательство "АСТ", 2008 12. Струве Г., «Школьный хор» ­ М., Издательство "Просвещение",2008 13. Тютюнникова Т., «Музыка 6 – 7 лет» – М., Издательство "АСТ", 2008 14. Усарева Н., Устьянцева С., «Эстрадный вокал» – Самара, Областной центр развития дополнительного образования, 2008       15. Шенкмон   С.,   «Парадоксальная   гимнастика   А.Н.   Стрельниковой»   –   М.,   Вестник "ЗОЖ", 2008 16. Щетинин М., «Дыхательная гимнастика Стрельниковой  А.Н.»– М., Издательство "Метафора", 2008 Литература для обучающихся: 1. Алексеева Л., Голубева Е., «Певческая азбука» – М., Московская государственная  консерватория им. Чайковского, 2008 2. Боровик Т., Монина Т., нотные прописи – Минск, Издательство "Красная звезда",  2008 11 3. Вавилова Г., Юрова С., «Музыка и обучение грамоте» – Самара, СИПКРО, 2009 4. Никитина А., «Я вхожу в мир искусств» №5,6 ­ Театр – студия «Дали»,2012 5. Светличная Л., «Сказка о музыке» – М., Творческий центр, 2013 6. Фридкин Г., «Практическое руководство по музыкальной грамоте» – М.,  Издательство "Музыка", 2008   12

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"

Образовательная программа "Рок-плей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018