Программа клуба «Волонтеры» разработана на основании типовой программы культурно-досугового профиля. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через участие в реализации социально-значимых видов деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу.
.
ПРОГРАММА «ВОЛОНТЁРЫ»
Пояснительная записка
Программа клуба «Волонтеры» разработана на основании типовой
программы культурнодосугового профиля. Задача социального становления
личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие
ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут
готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего
общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально
значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для
социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял
общественнозначимую деятельность. Через участие в реализации социально
значимых видов деятельности подросток вступает в новые социальные
отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими.
Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует
удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми,
признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению
согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной
деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку
осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для
других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа «Волонтеры» предполагает включение детей в социально
значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции,
развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный
опыт.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в
неделю по 1 2 часа. Учебная нагрузка 5 часов в неделю. Для закрепления
практических навыков учащихся программа предусматривает занятия с детьми
по подгруппам. Занятия первого года обучения формируют интерес к
социальнозначимой деятельности, развивают коммуникативные умения,
первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных
акциях. На втором году обучения внимание детей обращается на обрабатывание
навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта
участия в общественно значимых акциях и проектах. В рамках раздела
«Специальная подготовка волонтеров» проводится углубленное обучение по
следующим направлениямпрофилям:
добровольческая работа с детьми с ограниченными возможностями, их
семьями;
1.
добровольческая работа с детьмисиротами, воспитанниками детских домов и
интернатов;
добровольческая работа с детьми из малообеспеченных семей;
добровольческая работа с подростками девиантного поведения;
трудовая помощь пожилым людям.
Цели:
• формирование у детей и молодежи
ценностей, направленных на
возрождение традиций благотворительности, воспитание доброты,
милосердия, чуткости, сострадания;
вовлечение в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи
социально незащищенным слоям населения;
•
• развитие высоких нравственных качеств путём пропаганды идей
добровольного труда на благо общества.
• развитие и использование связей с другими общественными
(волонтерскими) организациями, благотворительными фондами для
совершенствования работы волонтерского клуба.
Задачи:
Образовательные:
обучение психологическим знаниям и умениям,
подросткам лучше понимать себя;
обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных
дел;
обучение основам работы с различными видами информации.
позволяющим
формирование первичных организаторских умений и навыков;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
развитие уверенности в себе;
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты,
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении
Развивающие:
Воспитательные:
жизни;
отзывчивости;
и укреплении здоровья.
Учебнотематический план 1 года обучения
2.
№ п/п
Наименование тем, разделов
Количество часов
теория
практика
итого
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Волонтерская деятельность как
одна из форм социального
служения
Игровые технологии в работе
волонтера
Работа волонтеров по пропаганде
ЗОЖ
Основы проведения социальных дел
Психологическая подготовка
волонтеров
Специальная подготовка волонтеров
6
5
17
13
2
5
14
14
30
45
14
15
20
19
47
58
16
20
Итого
48
132
180
Содержание программы:
Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения :
История возникновения волонтерского движения, волонтерское движение в
мире и в РБ, разработка положений, анкетирование: Могу ли я быть
волонтером? права и обязанности волонтера, проектирование деятельности
волонтерских отрядов регламентируем деятельность,
создание базы
добровольческой деятельности на основе поиска «Адреса милосердия»,
волонтерские лагеря.
Игровые технологии в работе волонтера
Игрыадаптации, подвижные игры,
интеллектуальные игры, интерактивные игры .Формы и технология проведения.
Коллективное творческое дело.
развлекательные игры, ролевые игры
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Разработка и проведение акций по ЗОЖ; агитбригады, тренинги ,беседы
3.
наглядная агитация, конкурсноигровая программа , беседы со специалистами
проекты, игры, экскурсии, мастерклассы.
Практические занятия
Основы проведения социальных дел
Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности.
Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Совместные
акции с работниками ГАИ по предупреждению дорожнотранспортных
происшествий среди школьников города. Посещение детских приютом, детских
домов, коррекционных центров, школинтернатов.Разработка и проведение
социальных акций, благотворительных акций,
экологических акций,
осуществление экскурсий. Организация праздников. Создание информационных
сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн
Психологическая подготовка волонтеров
Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности
детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших
школьников. Особенности работы. Психологические особенности людей
пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст
людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Тренинг
толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения.
Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы
поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков
эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и
Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и
взаимодействия.
невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь.
Специальная подготовка волонтеров
Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого
человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами.
Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой
помощи по очистке снега, уборке. Помощь детямсиротам. Основные проблемы
детейсирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский
приют, коррекционный центр,школыинтернаты
4.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения обучающийся
должны знать:
• историю развития волонтерского движения;
• основные добровольческие организации РБ и мире;
• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
• правила составления информационного буклета;
• методику организации и проведения конкурсной программы,
познавательной игры, КТД;
• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей
младшего школьного возраста;
Должны уметь:
• владеть навыками планирования и самоанализа;
• уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных
группах;
• уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.
• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться,
поддерживать разговор на заданную тему;
• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации
Формы и методы реализации программы:
Материальнотехнические
ноутбук
видеопроектор
демонстрационный экран
Дидактические
социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям,
людям с ограниченными возможностями здоровья
фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»
презентации «Добровольческие организации Беларуси», «Толерантность»
Учебнотематический план второго года обучения
№ п/п Название тем, разделов
Количество часов
1
Организационные
вопросы
18
4
22
Теория
Практика Итого
5.
2
3
4
5
6
7
8
деятельности добровольческого
объединения
Работа волонтеров по пропаганде
ЗОЖ
Информационные технологии в
работе волонтера
Школа социальных технологий
Основы
социального
проектирования и проведения
социальных дел
Специальная
волонтеров
Лидерство в волонтерском
объединении
Организация детских праздников
подготовка
9
9
16
14
7
9
4
7
5
2
2
7
8
14
18
21
14
15
11
11
23
22
21
27
25
20
20
Итого
80
100
180
Содержание программы:
Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения
Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления
волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного
объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и
организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский
добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда.
Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера
Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование,
организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской
деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы.
6.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Сопротивление групповому давлению.
Наркомания. Понятие симптомы,
последствия. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧинфекции в организме
человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с
акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»
Информационные технологии в работе волонтера.
Новостная статья.
Структура новостной статьи. Прессрелиз. Взаимодействие некоммерческих
организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО:
государственные организации, коммерческие организации, общественность.
Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие социальной рекламы.
Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной
рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология
создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker.
Социальные технологии в работе волонтера
Технология «Равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в
технологии «Равный обучает равного». Дискуссия. Особенности дискуссии как
формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной
заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в
группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные
качели (Н.Е. Щуркова). Социальный театр. Этапы создания социального театра.
Импровизация. Создание послания. Фасилитация.
Практические занятия: Круглый стол, диспут. Технология «Равный обучает
равного»
Основы социального проектирования и проведения социальных дел
Социальная акция. Основы социального проектирования. Социальный проект.
Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов
социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.
Специальная подготовка волонтеров
Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям.
Организация встреч и концертов в Доме ветеранов.
Помощь детямсиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение
игровых программ, мастерклассов. Работка с подростками девиантного
поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового
7.
возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций.
Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения,
подростковые реакции на действительность. Знакомство с программой ДИМСИ
«Большие братья Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»).
Лидерство в волонтерском объединении.
Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства.
Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и
формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего
состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.
Практические занятия:
Подготовка к участию в районном конкурсе «Лидер XXI века, областном
конкурсе «Доброволец года»
Организация детских праздников.
Разработка и проведение детского новогоднего праздника для классов
компенсирующего обучения. Подготовка сценария к детской игровой программе
в день защиты детей.
Ожидаемые результаты:
К концу второго года обучения воспитанники
Должны знать:
требования к созданию социальной рекламы;
структуру и правила оформления делового письма;
технологию социального проектирования;
основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального
театра
возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины
девиантного поведения;
биологические и социальные последствия наркотической зависимости
К концу второго года обучения воспитанники
Должны уметь:
создавать социальные ролики в программе Movie Maker, социальный
плакат в программе Paint;
разрабатывать социальные проекты;
составлять деловое письмо, писать новостную статью;
8.
владеть навыками сопротивления групповому давлению;
эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения
выступать в роли организатора различных дел социальной
направленности
Формы и методы реализации программы:
Материальнотехнические
ноутбук
видеопроектор
демонстрационный экран
Дидактические
социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям,
людям с ограниченными возможностями здоровья
фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»
презентации «Добровольческие организации Беларуси», «Толерантность»
учебное видеопособие о ВИЧ
Литература и информационные ресурсы:
1.
2.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
системной поддержки молодежного
Инновационные
добровольчества. – СПб. Тверь, 2009
проекты
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Практикоориентированные методы психологической подготовки
добровольцев. Учебнометодическое пособие. – СПб. Тверь, 2009
Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –
Волгоград, 2006
Белогуров С.Б.,
Профилактика подростковой
наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой
наркомании. – М., 2004
Климович В.Ю.
Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое
действие – мой выбор. Методическое пособие. М., 2005
Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.
Вятка – территория добровольчества. Киров, 2012
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М.,
2005
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /
Воспитание школьников – 2008 № 3
9.
10.
11.
12.
Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности
волонтеров. М., 2011
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/
Воспитание школьников – 2008 № 3
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
Познавательная деятельность. Проблемноценностное общение. М., 2011
13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 59 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма. М., 2004
15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. М, 2008
16. Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности
журналиста. – СПб., 2006
17. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в
детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 № 7
18. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки
социальнопсихологических тренингов. М.,1996
19.
Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /
Воспитание школьников – 2009 № 7
10