Образовательная программа "Волонтёры"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 10.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа клуба «Волонтеры» разработана на основании типовой программы культурно-досугового профиля. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через участие в реализации социально-значимых видов деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу.
Иконка файла материала новая волонтёры 10 часов.doc
.                                                ПРОГРАММА «ВОЛОНТЁРЫ»   Пояснительная записка Программа   клуба   «Волонтеры»   разработана   на   основании   типовой программы  культурно­досугового профиля.  Задача социального становления личности   ребенка   сегодня   является   важной   и   актуальной.   От   того,   какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально­ значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. В.В.   Давыдов   в   качестве   ведущей   деятельности   подростка   выделял общественно­значимую   деятельность.   Через   участие   в   реализации   социально­ значимых   видов   деятельности   подросток   вступает   в   новые   социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное   осуществление   общественно   значимой   деятельности   способствует удовлетворению   потребности   в   общении   со   сверстниками   и   взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно   выбранному   идеалу.   Участие   в   общественно   направленной деятельности,   социально   признаваемой   и   одобряемой,   позволяет   подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию. Программа   «Волонтеры»   предполагает   включение   детей   в   социально­ значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 ­ 2 часа. Учебная нагрузка ­ 5 часов в неделю. Для закрепления практических навыков учащихся программа предусматривает занятия с детьми по   подгруппам.   Занятия   первого   года   обучения   формируют   интерес   к социально­значимой   деятельности,   развивают   коммуникативные   умения, первичные   организаторские   навыки,   предлагают   опыт   участия   в   социальных акциях. На втором году обучения внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия   в   общественно   значимых   акциях   и   проектах.   В   рамках   раздела «Специальная   подготовка   волонтеров»   проводится   углубленное   обучение   по следующим направлениям­профилям: ­   добровольческая   работа   с   детьми   с   ограниченными   возможностями,   их семьями; 1. ­ добровольческая работа с детьми­сиротами, воспитанниками детских домов и интернатов; ­ добровольческая работа с детьми из малообеспеченных семей; ­ добровольческая работа с подростками девиантного поведения; ­ трудовая помощь пожилым людям. Цели: • формирование   у   детей   и   молодежи     ценностей,   направленных   на возрождение   традиций   благотворительности,   воспитание   доброты, милосердия, чуткости, сострадания; вовлечение   в   проекты,   связанные   с   оказанием   конкретной   помощи социально незащищенным  слоям населения; • • развитие   высоких   нравственных   качеств   путём   пропаганды   идей добровольного труда на благо общества. • развитие   и   использование   связей   с   другими   общественными (волонтерскими)   организациями,   благотворительными   фондами   для совершенствования работы волонтерского клуба. Задачи: Образовательные:    обучение   психологическим   знаниям   и   умениям, подросткам лучше понимать себя; обучение методикам проведения некоторых досуговых форм; знакомство   с   технологией   социальной   акции   и   проведения   социальных дел; обучение основам работы с различными видами информации.   позволяющим формирование первичных организаторских умений и навыков; развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде. развитие уверенности  в себе; воспитание активной гражданской позиции,  неравнодушного отношения к воспитание   толерантных   качеств   личности,   милосердия,   доброты, формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении  Развивающие:    Воспитательные:  жизни;  отзывчивости;  и укреплении здоровья. Учебно­тематический план 1 года обучения 2. № п/п Наименование тем, разделов Количество часов теория практика итого 1. 2. 3. 4. 5. 6. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения Игровые технологии в работе  волонтера Работа волонтеров по пропаганде  ЗОЖ Основы  проведения социальных дел Психологическая подготовка  волонтеров Специальная подготовка волонтеров 6 5 17 13 2        5 14 14 30 45 14 15 20 19 47 58 16     20 Итого 48 132    180 Содержание программы:  Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения : История   возникновения   волонтерского     движения,   волонтерское   движение   в мире   и   в   РБ,     разработка   положений,   анкетирование:   Могу   ли   я   быть волонтером?   права   и   обязанности   волонтера,   проектирование   деятельности волонтерских   отрядов   регламентируем   деятельность,   создание   базы добровольческой   деятельности   на   основе   поиска   «Адреса   милосердия», волонтерские  лагеря.   Игровые технологии в работе волонтера    Игры­адаптации, подвижные игры,  интеллектуальные игры, интерактивные игры .Формы и технология проведения. Коллективное творческое дело.   развлекательные игры, ролевые игры    Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Разработка  и проведение акций по ЗОЖ; агитбригады, тренинги ,беседы 3. наглядная агитация, конкурсно­игровая программа , беседы со специалистами проекты, игры, экскурсии, мастер­классы. Практические занятия Основы проведения социальных дел   Организация   социальных   дел   гражданско­патриотической   направленности. Организация встреч   с ветеранами Великой Отечественной войны. Совместные акции   с   работниками   ГАИ   по   предупреждению   дорожно­транспортных происшествий среди школьников города. Посещение   детских приютом, детских домов,     коррекционных     центров,   школ­интернатов.Разработка   и   проведение социальных   акций,   благотворительных   акций,     экологических   акций, осуществление экскурсий. Организация праздников. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн   Психологическая подготовка волонтеров Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей   младшего   школьного   возраста.   Новообразования,   проблемы   младших школьников.   Особенности   работы.  Психологические   особенности   людей пожилого   возраста. Психологический,   биологический,   социальный   возраст  людей   пожилого   возраста.   Отношение   к   пожилым   в   обществе.   Тренинг толерантности.   Критерии   толерантного   и   интолерантного   поведения. Ксенофобия,   геноцид,   этноцентризм,   экстремизм.   Социальные   стереотипы поведения.   Неформальные   молодежные   объединения.   Развитие   навыков эмпатии,   понимания   друг   друга.   Развитие   навыков   сотрудничества   и   Тренинг   коммуникативных   навыков. Вербальная   и взаимодействия. невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Специальная подготовка волонтеров Помощь ветеранам и пожилым людям.  Основные проблемы в жизни пожилого человека.   Основные   задачи   в   работе   с   пожилыми   людьми   и   ветеранами. Психологические   особенности   людей   пожилого   возраста.   Оказание   трудовой помощи по очистке снега, уборке. Помощь детям­сиротам. Основные проблемы детей­сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский приют, коррекционный  центр,школы­интернаты 4. Ожидаемые результаты: К концу первого года обучения обучающийся  должны знать: •        историю развития волонтерского движения; •        основные добровольческие  организации РБ и мире; •        понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции; •        правила составления информационного буклета; •        методику   организации   и   проведения   конкурсной   программы, познавательной игры, КТД; •        возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста; Должны уметь: •        владеть навыками планирования и самоанализа; •        уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office; •        организовывать   игры   на   знакомство   и   сплочение   в   разных   возрастных группах; •        уметь разрабатывать игровые программы на различные темы. •        устанавливать   контакт   с   незнакомыми   людьми,   договариваться, поддерживать разговор на заданную тему; •        владеть навыками поведения в конфликтной ситуации Формы и методы реализации программы: Материально­технические ­ ноутбук ­ видеопроектор ­  демонстрационный экран Дидактические ­ социальные видеоролики по пропаганде  ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья ­ фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти» ­ презентации «Добровольческие организации Беларуси», «Толерантность» Учебно­тематический план второго года обучения № п/п Название тем, разделов Количество часов 1 Организационные   вопросы 18 4 22 Теория Практика Итого 5. 2 3 4 5 6 7 8 деятельности   добровольческого объединения Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Информационные   технологии   в работе волонтера Школа социальных технологий Основы социального проектирования   и   проведения социальных дел Специальная волонтеров Лидерство   в   волонтерском объединении Организация детских праздников подготовка     9 9 16 14 7 9 4 7 5 2 2 7 8 14 18 21 14 15 11 11 23 22 21 27 25 20 20 Итого 80 100 180 Содержание программы: Организационные   вопросы   деятельности   добровольческого   объединения Деятельность   общественного   объединения   волонтеров. Формы   осуществления волонтерской   деятельности:   организация,   объединение.   Устав   общественного объединения.   Цели   и   задачи   деятельности.   Актив   объединения.   Ресурсы   и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий   отряд.   Положение   о   работе   волонтерского   отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация.   Контроль,   анализ   и   оценка   эффективности   волонтерской  деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы.  6. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Сопротивление   групповому   давлению.  Наркомания.   Понятие   симптомы, последствия. ВИЧ и СПИД.   Механизм развития ВИЧ­инфекции в организме человека.   Версии   о   происхождении   ВИЧ.   Способы   передачи.   Знакомство   с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти» Информационные   технологии   в   работе   волонтера.  Новостная   статья. Структура   новостной   статьи.   Пресс­релиз.   Взаимодействие   некоммерческих организаций   с   объектами   внешней   среды.   Объекты   внешней   среды   НКО: государственные   организации,   коммерческие   организации,   общественность. Деловое письмо.   Структура   делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный   плакат.   Как   придумать   хороший   слоган.  Технология   социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.  Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker.  Социальные технологии в работе волонтера Технология   «Равный   обучает   равного».   Понятие,   цели,   формы   обучения   в технологии «Равный обучает равного».  Дискуссия. Особенности дискуссии как формы   групповой   работы.   Этапы   проведения:   подготовительный   основной заключительный.  Правила   организации   на  каждом   этапе.  Нормы  поведения   в группе.   Формы   проведения   дискуссии.   Упражнение   Джеффа.   Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова). Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Фасилитация. Практические занятия:  Круглый стол, диспут. Технология «Равный обучает равного» Основы социального проектирования и проведения социальных дел Социальная акция. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы   социального   проектирования.   Характеристика   основных   компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.   Специальная подготовка волонтеров Помощь   ветеранам   и   пожилым   людям.   Трудовая   помощь   пожилым   людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов. Помощь   детям­сиротам.   Организация   выездов   в   детский   дом.   Проведение игровых   программ,   мастер­классов.  Работка   с   подростками   девиантного поведения.  Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового 7. возраста.   Особенности   физического   и   психического   развития,   эмоций. Новообразования   возраста,   «Я»   подростка,   формирование   мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья ­ Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»).  Лидерство в волонтерском объединении. Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.  Практические занятия: Подготовка   к   участию   в   районном   конкурсе   «Лидер   XXI   века,   областном конкурсе «Доброволец года» Организация детских праздников. Разработка   и   проведение   детского   новогоднего   праздника   для   классов компенсирующего обучения. Подготовка сценария к детской игровой программе в день защиты детей. Ожидаемые результаты: К концу второго года обучения воспитанники  Должны знать: требования к созданию социальной рекламы; структуру и правила оформления делового письма; технологию социального проектирования;     основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального  театра возрастные психологические  особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;  биологические и социальные последствия наркотической зависимости К концу второго года обучения воспитанники  Должны уметь:  создавать социальные ролики в программе Movie Maker, социальный плакат в программе Paint;  разрабатывать социальные проекты;  составлять деловое письмо, писать новостную статью; 8.    владеть навыками  сопротивления групповому давлению; эффективно   общаться   с  детьми   с   ограниченными   возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения выступать   в   роли   организатора   различных   дел   социальной направленности Формы и методы реализации программы: Материально­технические ­ ноутбук ­ видеопроектор ­  демонстрационный экран Дидактические ­ социальные видеоролики по пропаганде  ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья ­ фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти» ­ презентации «Добровольческие организации Беларуси», «Толерантность» ­ учебное видео­пособие  о ВИЧ Литература и информационные ресурсы: 1. 2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003 Арсеньева   Т.Н.,   Виноградова   Н.В.,   Пелевина   И.М.,   Соколов   А.А. системной   поддержки   молодежного Инновационные добровольчества. – СПб. ­ Тверь, 2009   проекты   3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Арсеньева   Т.Н.,   Виноградова   Н.В.,   Пелевина   И.М.,   Соколов   А.А. Практико­ориентированные   методы   психологической   подготовки добровольцев. Учебно­методическое пособие. – СПб. ­ Тверь, 2009 Базаркина   Е.В.   Беседы   о   нравственности   для   старшеклассников.   – Волгоград, 2006 Белогуров   С.Б.,   Профилактика   подростковой наркомании.   Навыки   противостояния   и   сопротивления   подростковой наркомании. – М., 2004   Климович   В.Ю. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.­ М., 2005 Бородатая   М.Н.,   Лыскова   В.И.,   Рязанцева   С.В.   Дневник   Добровольца. Вятка – территория добровольчества.­ Киров, 2012 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005 Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 ­ № 3 9. 10. 11. 12. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 Галеева   Н.   Формирование   организаторских   умений   у   школьников/ Воспитание школьников – 2008 ­ № 3 Григорьев   Д.В.,   Степанов   П.В.   Программы   внеурочной   деятельности Познавательная деятельность. Проблемно­ценностное общение. М., 2011 13. Дик   Н.Ф.100   добрых   дел   для   нас   не   предел.   Книга   для   классных руководителей 5­9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007 14. Климович   В.Ю.   Детство   без   алкоголя.   Профилактика   детского   и подросткового алкоголизма.­ М., 2004 15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. ­ М, 2008 16. Мельник   Г.С.   Теляшкина   А.Н.   Основы   творческой   деятельности журналиста. – СПб., 2006 17. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 ­ № 7 18. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки  социально­психологических тренингов.­ М.,1996 19. Романюк   Т.В.   Межнациональное   общение:   тренинг   и   упражнения.   / Воспитание школьников – 2009 ­ № 7 10