Программа клуба «Волонтеры» разработана на основании типовой программы культурно-досугового профиля. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через участие в реализации социально-значимых видов деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу.
            
        
        
        
                    
                
                    .
                                               ПРОГРАММА «ВОЛОНТЁРЫ»
 
Пояснительная записка
Программа   клуба   «Волонтеры»   разработана   на   основании   типовой
программы  культурнодосугового профиля.  Задача социального становления
личности   ребенка   сегодня   является   важной   и   актуальной.   От   того,   какие
ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут
готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего
общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально
значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для
социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В.   Давыдов   в   качестве   ведущей   деятельности   подростка   выделял
общественнозначимую   деятельность.   Через   участие   в   реализации   социально
значимых   видов   деятельности   подросток   вступает   в   новые   социальные
отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими.
Активное   осуществление   общественно   значимой   деятельности   способствует
удовлетворению   потребности   в   общении   со   сверстниками   и   взрослыми,
признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению
согласно   выбранному   идеалу.   Участие   в   общественно   направленной
деятельности,   социально   признаваемой   и   одобряемой,   позволяет   подростку
осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для
других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа   «Волонтеры»   предполагает   включение   детей   в   социально
значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции,
развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный
опыт.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в
неделю по 1  2 часа. Учебная нагрузка  5 часов в неделю. Для закрепления
практических навыков учащихся программа предусматривает занятия с детьми
по   подгруппам.   Занятия   первого   года   обучения   формируют   интерес   к
социальнозначимой   деятельности,   развивают   коммуникативные   умения,
первичные   организаторские   навыки,   предлагают   опыт   участия   в   социальных
акциях. На втором году обучения внимание детей обращается на обрабатывание
навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта
участия   в   общественно   значимых   акциях   и   проектах.   В   рамках   раздела
«Специальная   подготовка   волонтеров»   проводится   углубленное   обучение   по
следующим направлениямпрофилям:
   добровольческая   работа   с   детьми   с   ограниченными   возможностями,   их
семьями;
1.
 добровольческая работа с детьмисиротами, воспитанниками детских домов и
интернатов;
 добровольческая работа с детьми из малообеспеченных семей;
 добровольческая работа с подростками девиантного поведения;
 трудовая помощь пожилым людям.
Цели:
• формирование   у   детей   и   молодежи  
  ценностей,   направленных   на
возрождение   традиций   благотворительности,   воспитание   доброты,
милосердия, чуткости, сострадания;
вовлечение   в   проекты,   связанные   с   оказанием   конкретной   помощи
социально незащищенным  слоям населения;
•
• развитие   высоких   нравственных   качеств   путём   пропаганды   идей
добровольного труда на благо общества.
• развитие   и   использование   связей   с   другими   общественными
(волонтерскими)   организациями,   благотворительными   фондами   для
совершенствования работы волонтерского клуба.
Задачи:
Образовательные:
обучение   психологическим   знаниям   и   умениям,
подросткам лучше понимать себя;
обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
знакомство   с   технологией   социальной   акции   и   проведения   социальных
дел;
обучение основам работы с различными видами информации.
  позволяющим
формирование первичных организаторских умений и навыков;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
развитие уверенности  в себе;
воспитание активной гражданской позиции,  неравнодушного отношения к
воспитание   толерантных   качеств   личности,   милосердия,   доброты,
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении
Развивающие:
Воспитательные:
жизни;
отзывчивости;
и укреплении здоровья.
Учебнотематический план 1 года обучения
2.
№ п/п
Наименование тем, разделов
Количество часов
теория
практика
итого
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Волонтерская деятельность как
одна из форм социального
служения
Игровые технологии в работе 
волонтера
Работа волонтеров по пропаганде 
ЗОЖ
Основы  проведения социальных дел
Психологическая подготовка 
волонтеров
Специальная подготовка волонтеров
6
5
17
13
2
       5
14
14
30
45
14
15
20
19
47
58
16
    20
Итого
48
132
   180
Содержание программы:
 Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения :
История   возникновения   волонтерского     движения,   волонтерское   движение   в
мире   и   в   РБ,     разработка   положений,   анкетирование:   Могу   ли   я   быть
волонтером?   права   и   обязанности   волонтера,   проектирование   деятельности
волонтерских   отрядов   регламентируем   деятельность,
  создание   базы
добровольческой   деятельности   на   основе   поиска   «Адреса   милосердия»,
волонтерские  лагеря.
 
Игровые технологии в работе волонтера   
Игрыадаптации, подвижные игры, 
интеллектуальные игры, интерактивные игры .Формы и технология проведения.
Коллективное творческое дело. 
 развлекательные игры, ролевые игры 
 
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Разработка  и проведение акций по ЗОЖ; агитбригады, тренинги ,беседы
3.
наглядная агитация, конкурсноигровая программа , беседы со специалистами
проекты, игры, экскурсии, мастерклассы.
Практические занятия
Основы проведения социальных дел  
Организация   социальных   дел   гражданскопатриотической   направленности.
Организация встреч   с ветеранами Великой Отечественной войны. Совместные
акции   с   работниками   ГАИ   по   предупреждению   дорожнотранспортных
происшествий среди школьников города. Посещение   детских приютом, детских
домов,     коррекционных     центров,   школинтернатов.Разработка   и   проведение
социальных   акций,   благотворительных   акций,  
  экологических   акций,
осуществление экскурсий. Организация праздников. Создание информационных
сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн
 
Психологическая подготовка волонтеров
Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности
детей   младшего   школьного   возраста.   Новообразования,   проблемы   младших
школьников.   Особенности   работы.  Психологические   особенности   людей
пожилого   возраста. Психологический,   биологический,   социальный   возраст
 людей   пожилого   возраста.   Отношение   к   пожилым   в   обществе.   Тренинг
толерантности.   Критерии   толерантного   и   интолерантного   поведения.
Ксенофобия,   геноцид,   этноцентризм,   экстремизм.   Социальные   стереотипы
поведения.   Неформальные   молодежные   объединения.   Развитие   навыков
эмпатии,   понимания   друг   друга.   Развитие   навыков   сотрудничества   и
  Тренинг   коммуникативных   навыков. Вербальная   и
взаимодействия.
невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь.
Специальная подготовка волонтеров
Помощь ветеранам и пожилым людям.  Основные проблемы в жизни пожилого
человека.   Основные   задачи   в   работе   с   пожилыми   людьми   и   ветеранами.
Психологические   особенности   людей   пожилого   возраста.   Оказание   трудовой
помощи по очистке снега, уборке. Помощь детямсиротам. Основные проблемы
детейсирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский
приют, коррекционный  центр,школыинтернаты
4.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения обучающийся
 должны знать:
•        историю развития волонтерского движения;
•        основные добровольческие  организации РБ и мире;
•        понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
•        правила составления информационного буклета;
•        методику   организации   и   проведения   конкурсной   программы,
познавательной игры, КТД;
•        возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей
младшего школьного возраста;
Должны уметь:
•        владеть навыками планирования и самоанализа;
•        уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
•        организовывать   игры   на   знакомство   и   сплочение   в   разных   возрастных
группах;
•        уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.
•        устанавливать   контакт   с   незнакомыми   людьми,   договариваться,
поддерживать разговор на заданную тему;
•        владеть навыками поведения в конфликтной ситуации
Формы и методы реализации программы:
Материальнотехнические
 ноутбук
 видеопроектор
  демонстрационный экран
Дидактические
 социальные видеоролики по пропаганде  ЗОЖ, терпимости к пожилым людям,
людям с ограниченными возможностями здоровья
 фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»
 презентации «Добровольческие организации Беларуси», «Толерантность»
Учебнотематический план второго года обучения
№ п/п Название тем, разделов
Количество часов
1
Организационные
 
вопросы
18
4
22
Теория
Практика Итого
5.
2
3
4
5
6
7
8
деятельности   добровольческого
объединения
Работа волонтеров по пропаганде
ЗОЖ
Информационные   технологии   в
работе волонтера
Школа социальных технологий
Основы
социального
проектирования   и   проведения
социальных дел
Специальная
волонтеров
Лидерство   в   волонтерском
объединении
Организация детских праздников
подготовка
 
 
9
9
16
14
7
9
4
7
5
2
2
7
8
14
18
21
14
15
11
11
23
22
21
27
25
20
20
Итого
80
100
180
Содержание программы:
Организационные   вопросы   деятельности   добровольческого   объединения
Деятельность   общественного   объединения   волонтеров. Формы   осуществления
волонтерской   деятельности:   организация,   объединение.   Устав   общественного
объединения.   Цели   и   задачи   деятельности.   Актив   объединения.   Ресурсы   и
организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский
добровольческий   отряд.   Положение   о   работе   волонтерского   отряда.
Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера
Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование,
организация.   Контроль,   анализ   и   оценка   эффективности   волонтерской
 деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. 
6.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Сопротивление   групповому   давлению.
 Наркомания.   Понятие   симптомы,
последствия. ВИЧ и СПИД.   Механизм развития ВИЧинфекции в организме
человека.   Версии   о   происхождении   ВИЧ.   Способы   передачи.   Знакомство   с
акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»
Информационные   технологии   в   работе   волонтера.
 Новостная   статья.
Структура   новостной   статьи.   Прессрелиз.   Взаимодействие   некоммерческих
организаций   с   объектами   внешней   среды.   Объекты   внешней   среды   НКО:
государственные   организации,   коммерческие   организации,   общественность.
Деловое письмо.   Структура   делового письма. Понятие социальной рекламы.
Социальный   плакат.   Как   придумать   хороший   слоган.  Технология   социальной
рекламы. Ошибки в социальной рекламе.  Социальный видеоролик. Технология
создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. 
Социальные технологии в работе волонтера
Технология   «Равный   обучает   равного».   Понятие,   цели,   формы   обучения   в
технологии «Равный обучает равного».  Дискуссия. Особенности дискуссии как
формы   групповой   работы.   Этапы   проведения:   подготовительный   основной
заключительный.  Правила   организации   на  каждом   этапе.  Нормы  поведения   в
группе.   Формы   проведения   дискуссии.   Упражнение   Джеффа.   Дискуссионные
качели (Н.Е. Щуркова). Социальный театр. Этапы создания социального театра.
Импровизация. Создание послания. Фасилитация.
Практические занятия:  Круглый стол, диспут. Технология «Равный обучает
равного»
Основы социального проектирования и проведения социальных дел
Социальная акция. Основы социального проектирования. Социальный проект.
Этапы   социального   проектирования.   Характеристика   основных   компонентов
социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.
 
Специальная подготовка волонтеров
Помощь   ветеранам   и   пожилым   людям.   Трудовая   помощь   пожилым   людям.
Организация встреч и концертов в Доме ветеранов.
Помощь   детямсиротам.   Организация   выездов   в   детский   дом.   Проведение
игровых   программ,   мастерклассов.  Работка   с   подростками   девиантного
поведения.  Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового
7.
возраста.   Особенности   физического   и   психического   развития,   эмоций.
Новообразования   возраста,   «Я»   подростка,   формирование   мировоззрения,
подростковые реакции на действительность. Знакомство с программой ДИМСИ
«Большие братья  Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). 
Лидерство в волонтерском объединении.
Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства.
Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и
формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего
состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии. 
Практические занятия:
Подготовка   к   участию   в   районном   конкурсе   «Лидер   XXI   века,   областном
конкурсе «Доброволец года»
Организация детских праздников.
Разработка   и   проведение   детского   новогоднего   праздника   для   классов
компенсирующего обучения. Подготовка сценария к детской игровой программе
в день защиты детей.
Ожидаемые результаты:
К концу второго года обучения воспитанники 
Должны знать:
требования к созданию социальной рекламы;
структуру и правила оформления делового письма;
технологию социального проектирования;
 основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального
театра
возрастные психологические  особенности подростков, понятие и причины
девиантного поведения;
 биологические и социальные последствия наркотической зависимости
К концу второго года обучения воспитанники
 Должны уметь:
создавать социальные ролики в программе Movie Maker, социальный
плакат в программе Paint;
 разрабатывать социальные проекты;
составлять деловое письмо, писать новостную статью;
8.
владеть навыками  сопротивления групповому давлению;
эффективно   общаться   с  детьми   с   ограниченными   возможностями
здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения
выступать   в   роли   организатора   различных   дел   социальной
направленности
Формы и методы реализации программы:
Материальнотехнические
 ноутбук
 видеопроектор
  демонстрационный экран
Дидактические
 социальные видеоролики по пропаганде  ЗОЖ, терпимости к пожилым людям,
людям с ограниченными возможностями здоровья
 фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»
 презентации «Добровольческие организации Беларуси», «Толерантность»
 учебное видеопособие  о ВИЧ
Литература и информационные ресурсы:
1.
2.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
Арсеньева   Т.Н.,   Виноградова   Н.В.,   Пелевина   И.М.,   Соколов   А.А.
системной   поддержки   молодежного
Инновационные
добровольчества. – СПб.  Тверь, 2009
  проекты  
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Арсеньева   Т.Н.,   Виноградова   Н.В.,   Пелевина   И.М.,   Соколов   А.А.
Практикоориентированные   методы   психологической   подготовки
добровольцев. Учебнометодическое пособие. – СПб.  Тверь, 2009
Базаркина   Е.В.   Беседы   о   нравственности   для   старшеклассников.   –
Волгоград, 2006
Белогуров   С.Б.,
  Профилактика   подростковой
наркомании.   Навыки   противостояния   и   сопротивления   подростковой
наркомании. – М., 2004
  Климович   В.Ю.
Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое
действие – мой выбор. Методическое пособие. М., 2005
Бородатая   М.Н.,   Лыскова   В.И.,   Рязанцева   С.В.   Дневник   Добровольца.
Вятка – территория добровольчества. Киров, 2012
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М.,
2005
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /
Воспитание школьников – 2008  № 3
9.
10.
11.
12.
Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности
волонтеров. М., 2011
Галеева   Н.   Формирование   организаторских   умений   у   школьников/
Воспитание школьников – 2008  № 3
Григорьев   Д.В.,   Степанов   П.В.   Программы   внеурочной   деятельности
Познавательная деятельность. Проблемноценностное общение. М., 2011
13. Дик   Н.Ф.100   добрых   дел   для   нас   не   предел.   Книга   для   классных
руководителей 59 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
14. Климович   В.Ю.   Детство   без   алкоголя.   Профилактика   детского   и
подросткового алкоголизма. М., 2004
15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей.  М, 2008
16. Мельник   Г.С.   Теляшкина   А.Н.   Основы   творческой   деятельности
журналиста. – СПб., 2006
17. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в
детском коллективе / Воспитание школьников – 2008  № 7
18. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки
 социальнопсихологических тренингов. М.,1996
19.
Романюк   Т.В.   Межнациональное   общение:   тренинг   и   упражнения.   /
Воспитание школьников – 2009  № 7
10