Татьяна Валериевна Кривошея-Бейдик преподаватель МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» Энгельсского муниципального района Саратовской области
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ БЫТИЯ
Одним из противоречий современного образования является его раздробленность на отдельные предметы, не дающая представление о целостной картине мира. Однако, современное общество нуждается в специалистах нового уровня, в специалистах самого широкого профиля, для которых не существует границ между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными и не смежными дисциплинами. Это те люди, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении сложных комплексных проблем, кто способен осмыслить взаимосвязь явлений на философском уровне. В связи с этим для образования важным становится вопрос о выведении в школе предметной информации на иной уровень, позволяющий мыслить более широко и всесторонне, осмысливая всеобщую связь явлений. Такой тип образования является наиболее перспективным.
Известно, что философское мышление рождается в отношении человека к окружающему миру, когда он задумывается о мире в целом, о сущности бытия и о себе лично через каждый отдельный предмет, явление и процесс.
Как справедливо отмечал немецкий философ конца XIX – начала XX веков Г. Зиммель «философское мышление осуществляет личное, а олицетворяет сущее». Удерживая в зоне внимания одновременно несколько предметных областей, которые имеют некую общую сущность, ученики начинают проникать в основы мироздания и осознать его целостность.
Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке, интегрируя общеобразовательное и музыкально-эстетическое образование, имеющий статус Федеральной инновационной площадки (ФИП), многие годы осуществляет долгосрочный проект «Интеграция предметных парадигм как метод познания универсальных категорий бытия» для учащихся средней школы, способствующий формированию у учеников навыков философского миропонимания, навыков активной мыследеятельности.
Проект представляет собой цикл образовательно-художественных интегрированных уроков и мероприятий, формирующих представление о единстве мира на основе всеобщей связи явлений, рассматривающих следующие понятия: «Форма», «Время», «Структура», «Пространство», «Последовательность», «Симметрия», «Развитие», «Функция», «Движение».
Тема урока – это проблема, имеющая универсальные параметры, поэтому её осмысление в пространстве разных предметов даёт возможность познания многих сущностных процессов бытия и всеобщей их связи. Темы уроков в силу своей универсальности прокладывают путь к новым знаниям и новым смыслам, способствуют новому взгляду на уже известное и проецируют обобщенно-философское мышление.
Общие структурные принципы проекта можно представить следующим образом.
1) Рассмотрение проблемы осуществляется в интеграции предметных парадигм гуманитарного, музыкально-эстетического и естественнонаучного блоков.
2) Осмысление знаний происходит на основе выявления общих тенденций в разных предметных сферах.
3) Процесс познания в проектном пространстве представляется как восхождение от «частного» к «общему»: «частный» элемент (например, форма, цвет, скорость и т.д.) через последовательность этапов рассмотрения в разных предметных сферах выводится на философский уровень в качестве общего, сущего, универсального.
Программируемый процесс познания создает условия для развития и ассимиляции глубинных интеллектуальных состояний ученика. Сознание начинает выделять, осмысливать и соотносить одно явление с другим и, главное, находить сущностные связи между ними.
Этапность процесса философского познания бытия структурируется следующим образом:
I этап. Обозначение проблемы (темы). Представление и аргументация личного мнения ученика на материале ранее полученных знаний.
II этап. Осмысление проблемы (темы) в пространстве разных предметов гуманитарного, естественно научного и музыкально-эстетического циклов. Расширение и углубление знаний учеников по данной теме.
III этап. Обобщения и формирование выводов об общих тенденциях.
IV этап. Осмысление новых знаний о всеобщей связи явлений бытия.
V этап. Рефлексивные действия как особое творческое сознание, выразившееся в собственном творчестве – в создании музыкально- художественных произведений.
Данная этапность создает условия, в которых осуществляется саморазвитие сознания учащихся на уровне сущностных состояний понимания бытия.
В качестве примера приведём сценарный план интегрированного урока – проекта «Лики симметрии», реализованного в рамках Научного общества обучающихся.
1. Определение симметрии
- греческое слово «симметрия» означает «соразмерность», «пропорциональность», «одинаковость в расположении частей».
- высказывание немецкого учёного Германа Вейля: «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» [3].
2. Симметрия в естественно-научной сфере:
- симметричность точек относительно прямой – осевая симметрия
- симметричность фигуры относительно прямой – осевая симметрия
- симметричность точек относительно точки – центральная симметрия
- симметричность фигуры относительно точки – центральная симметрия
- зеркальная симметрия [1].
3. Симметрия в биологии:
- строение растений, животных
- рассмотрение рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»
- знакомство с работой А. Дюрер «Изучение пропорций» [1].
4. Симметрия в языковых системах:
- симметрия в графическом изображении букв русского языка:
А М Т Ш П – вертикальная симметрия;
В З К С Э Е – горизонтальная симметрия;
Ж Н О Ф Х – вертикальная и горизонтальная симметрия;
И Ф – поворотная симметрия
- явление палиндром (с греческого palindromos – «бегущий обратно):
· слова-палиндромы (довод, доход, заказ, шалаш)
· фразы - палиндромы (Меня истина манит сияньем)
· стихотворение – палиндром[4].
Валерий Брюсов "Голос луны"
Я – око покоя,
Я – дали ладья,
И чуть узорю розу тучи,
Я, радугу лучу даря!
Я – алая,
Я – и лилия,
Веду, Сильвана, в лесу дев
Я, еле лелея
Небес эбен [4].
· рассказ – палиндром
Фридерик Браун.
«Профессор Джонс долгие годы разрабатывал теорию времени. «Я открыл ключевое уравнение, – сказал он однажды дочери. – Время – это поле. Видишь машину, мной построенную. Эта машина изменяет и обращает поле». Нажимая кнопку, он произнёс: «Сейчас время потечет обратно ~ обратно потечет время сейчас», - произнёс он, кнопку нажимая. «Поле обращает и изменяет машина эта. Построенную мной машину видишь. Поле - это время, - дочери однажды он сказал. -Уравнение ключевое открыл я». Времени теорию разрабатывал годы долгие Джонс профессор» [4].
4. Принципы симметрии в музыке:
- обертоны и унтертоны;
Обертоны – спектр музыкального звука, образующийся при колебании струны
Унтерноны – спектр музыкального звука, в котором последовательность звуков обратна последовательности обертонов (зеркальное отражение)
Унтертоны Обертоны
- обращение интервалов и аккордов
- музыкальные формы – трёхчастная репризная форма (А-В-А). Исполнение учащимися музыкальных произведений, написанных в трёхчастной форме из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
5. Принципы симметрии в живописи
Рассмотрение работ великих мастеров:
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,
А Рублёв «Троица»,
А Куинджи «Берёзовая роща».
6. Принцип симметрии в архитектуре.
Рассмотрение архитектурных сооружений:
Египетские пирамиды
Тадж – Махал
Кёльнский собор,
Большой театр
Казанский собор.
Рассмотрев понятие симметрии в природе, науке и культуре, можно говорить о нём как об одном из основополагающих принципов бытия. На основе этого делается вывод об универсальности симметрии, способствующей пониманию единства мира.
Сегодня многие учёные поняли, что проблемы устройства мира и духовной сущности человека тесно связаны, и осознали необходимость интеграции знаний, конвергенции (от лат. convergo «сближаю») естественнонаучной и гуманитарной сфер. В современном образовании складывается новый принцип интеграции знаний – метазнания, позволяющий выявить общие тенденции и закономерности в системе предметных знаний, активизировать мыследеятельность учащихся и вывести их знания на философский уровень единства мира. Формируется созидающее сознание, которое становится основой развития творческой уникальности человека. По словам С. Л. Рубинштейна «субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть… На этом только зиждется возможность педагогики…. Педагогики в большом стиле». [2]. Созидающее действие – это творческая деятельность человека, которая делает его существом мыслящим, изменяющим настоящее и обращённым в будущее.
Список использованных источников
1. Комарова А. И., Олехнович Л. Б. Концепции современного естествознания для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 160 с.
2. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-педагогические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М; 1997.-439 с
3. Семинары по философии - файл 2. Категории, выражающие универсальные связи бытия. Единичное, особенное, общее и всеобщее. Явление и сущность.doc. Режим доступа http://www.studmed.ru/docs/document38830?view=34 (Дата обращения 08.03.2018).
4. Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики: единичное и общее, явление и сущность. Режим доступа http://lektsii.com/1-49917.html (Дата обращения 08.03.2018).
5. Философия. Ч.III-IV. Курс лекций. 2-е издание / Под ред. проф. В.Ф. Беркова: – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 394 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.