ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ БЫТИЯ
Оценка 4.9

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ БЫТИЯ

Оценка 4.9
doc
07.02.2020
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ БЫТИЯ
Кривошея-Бейдик статья.doc

Татьяна Валериевна Кривошея-Бейдик преподаватель МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке» Энгельсского муниципального района Саратовской области                                                      

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ БЫТИЯ

 

Одним из противоречий современного образования является  его  раздробленность на отдельные предметы, не дающая представление о целостной картине мира. Однако, современное общество нуждается в специалистах нового уровня, в специалистах самого широкого профиля, для которых не существует границ между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными  и  не смежными дисциплинами. Это те люди,  кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении сложных комплексных проблем, кто способен осмыслить взаимосвязь явлений на философском уровне. В связи с этим для образования  важным становится вопрос о выведении в школе предметной информации  на иной уровень, позволяющий  мыслить более широко и всесторонне, осмысливая всеобщую связь явлений. Такой тип образования является наиболее перспективным.

Известно, что философское мышление рождается  в отношении человека к окружающему миру, когда он задумывается о мире в целом, о сущности бытия и о себе лично через каждый отдельный предмет, явление и процесс.

 Как справедливо отмечал немецкий философ конца XIX – начала XX веков Г. Зиммель «философское мышление осуществляет личное, а олицетворяет сущее». Удерживая в зоне внимания одновременно несколько предметных  областей, которые имеют  некую общую сущность, ученики начинают проникать в основы мироздания и осознать его целостность.

Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке, интегрируя общеобразовательное и музыкально-эстетическое образование, имеющий статус Федеральной инновационной площадки (ФИП), многие годы осуществляет долгосрочный проект «Интеграция предметных парадигм как метод познания универсальных категорий бытия» для учащихся средней школы, способствующий  формированию у учеников навыков философского миропонимания, навыков активной мыследеятельности.

Проект представляет собой цикл образовательно-художественных интегрированных уроков и мероприятий, формирующих представление о единстве мира на основе всеобщей связи явлений, рассматривающих следующие понятия: «Форма», «Время», «Структура», «Пространство», «Последовательность», «Симметрия», «Развитие», «Функция», «Движение».

Тема урока – это проблема, имеющая универсальные параметры, поэтому её осмысление в пространстве разных предметов даёт возможность познания многих сущностных процессов бытия и всеобщей их связи. Темы уроков в силу своей универсальности прокладывают путь к новым знаниям и новым смыслам, способствуют новому взгляду на уже известное и проецируют обобщенно-философское мышление.

Общие структурные принципы проекта можно представить следующим образом.

1)                Рассмотрение проблемы осуществляется в интеграции предметных парадигм гуманитарного, музыкально-эстетического и естественнонаучного блоков.

2)                Осмысление знаний происходит на основе выявления общих тенденций в разных предметных сферах.

3)                Процесс познания в проектном пространстве представляется как восхождение от «частного» к «общему»: «частный» элемент (например, форма, цвет, скорость и т.д.) через последовательность этапов рассмотрения в разных предметных сферах  выводится на философский уровень в качестве общего, сущего, универсального.

Программируемый  процесс познания создает условия для развития и ассимиляции глубинных интеллектуальных состояний ученика. Сознание начинает выделять, осмысливать и соотносить одно явление с другим и, главное, находить сущностные связи между ними.

Этапность процесса философского познания бытия структурируется следующим образом:

I этап. Обозначение проблемы (темы). Представление и аргументация личного мнения ученика на материале ранее полученных знаний.

II этап. Осмысление проблемы (темы) в пространстве разных предметов гуманитарного, естественно научного и музыкально-эстетического циклов. Расширение и углубление знаний учеников по данной теме.

III этап. Обобщения и формирование выводов об общих тенденциях.

IV этап. Осмысление новых знаний о всеобщей связи явлений бытия.

V этап. Рефлексивные действия как особое творческое сознание, выразившееся в собственном творчестве – в создании музыкально- художественных  произведений.

Данная этапность создает условия, в которых осуществляется саморазвитие сознания учащихся на уровне сущностных состояний понимания  бытия.

В качестве примера приведём сценарный план интегрированного урока – проекта  «Лики симметрии», реализованного в рамках Научного общества обучающихся.

 

1.                 Определение симметрии

-  греческое слово «симметрия» означает «соразмерность», «пропорциональность», «одинаковость в расположении частей».

-  высказывание немецкого учёного Германа Вейля: «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» [3].

 

2.                 Симметрия в естественно-научной сфере:

- симметричность точек относительно прямой – осевая симметрия

- симметричность фигуры относительно прямой – осевая симметрия

- симметричность точек относительно точки – центральная симметрия

- симметричность фигуры относительно точки – центральная симметрия

- зеркальная симметрия [1].

 

3. Симметрия в биологии:

 -  строение растений, животных

  -  рассмотрение рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

 -  знакомство с работой  А. Дюрер «Изучение пропорций» [1].

 

   4. Симметрия в языковых системах:

- симметрия в графическом изображении букв русского языка:

А    М    Т    Ш    П – вертикальная симметрия;

В   З   К   С   Э   Е – горизонтальная симметрия;

Ж    Н    О    Ф    Х – вертикальная и горизонтальная симметрия;

И    Ф – поворотная симметрия

- явление палиндром (с греческого palindromos – «бегущий обратно):

·                   слова-палиндромы (довод, доход, заказ, шалаш)

·                   фразы - палиндромы (Меня истина манит сияньем)

·                   стихотворение – палиндром[4].

 

Валерий Брюсов "Голос луны"

Я – око покоя,

Я – дали ладья,

И чуть узорю розу тучи,

Я, радугу лучу даря!

Я – алая,

Я – и лилия,

Веду, Сильвана, в лесу дев

Я, еле лелея

Небес эбен [4].

·                   рассказ – палиндром

 

Фридерик Браун.

«Профессор Джонс долгие годы разрабатывал теорию времени. «Я открыл ключевое уравнение, – сказал он однажды дочери. – Время – это поле. Видишь машину, мной построенную. Эта машина изменяет и обращает поле». Нажимая кнопку, он произнёс: «Сейчас время потечет обратно ~ обратно потечет время сейчас», - произнёс он, кнопку нажимая. «Поле обращает и изменяет машина эта. Построенную мной машину видишь. Поле - это время, - дочери однажды он сказал. -Уравнение ключевое открыл я». Времени теорию разрабатывал годы долгие Джонс профессор» [4].

 

4.                 Принципы симметрии в музыке:

- обертоны и унтертоны;

Обертоны – спектр музыкального звука, образующийся при колебании струны

Унтерноны – спектр музыкального звука, в котором последовательность звуков обратна последовательности обертонов (зеркальное отражение)

 

            Унтертоны                                 Обертоны        

  

Описание: клавиатура

- обращение интервалов и аккордов

- музыкальные формы  – трёхчастная репризная форма (А-В-А). Исполнение учащимися музыкальных произведений, написанных в трёхчастной форме из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

 

5.                 Принципы симметрии  в живописи

Рассмотрение  работ великих мастеров:

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,

А Рублёв «Троица»,

А Куинджи «Берёзовая роща».

 

6.                 Принцип симметрии в архитектуре.

Рассмотрение архитектурных сооружений:

Египетские пирамиды

Тадж – Махал

Кёльнский собор,

Большой театр

Казанский собор.

 

Рассмотрев понятие симметрии в природе, науке и культуре, можно говорить о нём как об одном из основополагающих принципов  бытия. На основе этого делается вывод об универсальности симметрии, способствующей пониманию единства мира.

Сегодня многие учёные поняли, что проблемы устройства мира и духовной сущности человека тесно связаны, и осознали необходимость интеграции знаний, конвергенции (от лат. convergo «сближаю»)  естественнонаучной и гуманитарной сфер. В современном  образовании складывается новый принцип интеграции знаний – метазнания, позволяющий выявить общие тенденции и закономерности в системе предметных знаний,  активизировать  мыследеятельность учащихся и  вывести их знания  на  философский уровень единства мира. Формируется созидающее сознание, которое становится основой развития творческой уникальности человека. По словам С. Л. Рубинштейна «субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть… На этом только зиждется возможность педагогики…. Педагогики в большом стиле». [2]. Созидающее действие – это творческая деятельность человека, которая делает его существом мыслящим, изменяющим настоящее и обращённым в будущее.

 

Список использованных источников

 

1.                  Комарова А. И., Олехнович Л. Б. Концепции современного естествознания для студентов вузов. -  Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 160 с.

2.                  Рубинштейн С. Л. Избранные философско-педагогические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М; 1997.-439 с

3.                  Семинары по философии - файл 2. Категории, выражающие универсальные связи бытия. Единичное, особенное, общее и всеобщее. Явление и сущность.doc.  Режим доступа  http://www.studmed.ru/docs/document38830?view=34 (Дата обращения 08.03.2018).

4.                  Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики: единичное и общее, явление и сущность. Режим доступа  http://lektsii.com/1-49917.html (Дата обращения 08.03.2018).

5.                  Философия. Ч.III-IV. Курс лекций. 2-е издание / Под ред. проф. В.Ф. Беркова: – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 394 с.

 


Скачано с www.znanio.ru

Татьяна Валериевна Кривошея-Бейдик преподаватель

Татьяна Валериевна Кривошея-Бейдик преподаватель

Последовательность», «Симметрия», «Развитие», «Функция», «Движение»

Последовательность», «Симметрия», «Развитие», «Функция», «Движение»

В качестве примера приведём сценарный план интегрированного урока – проекта «Лики симметрии», реализованного в рамках

В качестве примера приведём сценарный план интегрированного урока – проекта «Лики симметрии», реализованного в рамках

Я – и лилия, Веду, Сильвана, в лесу дев

Я – и лилия, Веду, Сильвана, в лесу дев

А Куинджи «Берёзовая роща». 4

А Куинджи «Берёзовая роща». 4

Философия. Ч.III-IV. Курс лекций

Философия. Ч.III-IV. Курс лекций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020