Образовательное событие "Транспорт Будущего"
Оценка 5

Образовательное событие "Транспорт Будущего"

Оценка 5
docx
01.07.2020
Образовательное событие "Транспорт Будущего"
Костыряченко Транспорт Будущего.docx

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «ТРАНСПОРТ БУДУЩЕГО»

 

Актуальность:

Обучение младших школьников решению творческих задач обусловлено необходимостью перехода России к инновационной экономике, развитию высоких технологий. В практике начальной школе успешно зарекомендовала себя ТРИЗ – технология (теория решения изобретательских задач), которая представляет собой совокупность (систему) методов решения творческих задач.

«Методология ТРИЗ очень быстро ведёт к многообещающим решениям - она системная и более научна, чем традиционные подходы мозгового штурма».

«Генрих Альтшуллер дал инструмент (ТРИЗ) - методологию для изобретения, придумывания новых вещей, концепций, решений. ТРИЗ не устраняет необходимость в хороших средствах конструирования, не уничтожает необходимость в использовании других методов, а позволяет не быть ограниченным в идеях, освободить мозг для важных проблем будущего…».

Образовательное событие «Транспорт Будущего» - ИГРА, интеллектуальное командное соревнование. В качестве заданий предлагаются открытые (творческие, изобретательские, исследовательские) задачи, имеющие не всегда единственный, правильный вариант, а несколько вариантов решения. Участникам требуется не столько эрудиция (знание фактов или событий), сколько умение объединять самые разные знания и творчески их применять.

Жюри состоит из экспертов, которые оценивают качество предложенных ответов, полноту их обоснования, а также системность подхода и оригинальность решений.

«Транспорт Будущего» – активный и захватывающий «квест», соединение эмоций и интеллекта, прекрасное средство для повышения мотивации обучающихся к добыванию знаний.

Ведущие идеи:

ü  Стать успешным - быть активным, с удовольствием переучиваться, работать с большим количеством информации, находить своё место в коллективе.

ü  Изменить ориентацию - с накопления знаний на освоение способов, средств мышления и деятельности.

ü  Понимать суть инновационных технологий и способов их практической реализации.

ü  Решать нестандартно изобретательские ТРИЗ – задачи  эвристическим методом решения.

ü  Развить навыки сотрудничества и диалога: умение выражать и отстаивать свои мысли, способности выслушивать собеседника и признавать его право на иное мнение.

ü  Сформировать умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Формы работы: фронтальная, групповая

Технологии и методы: технология «создания проблемной ситуации», ИКТ – технология, ТРИЗ - технология

Используемое оборудование и материалы: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, принтер, листы формата А4, копировальная бумага, пишущие канцелярские принадлежности (маркеры/фломастеры или др.)

Цель: создать условия для формирования основ инженерного мышления

Задачи:

образовательные: сформировать путём решения творческих исследовательских задач умение создавать коллективный творческий продукт, с презентацией его продуктивного использования;

развивающие: развивать организованность, критичность и нестандартность мышления (креативность), способность к самообучению, быстрому приобретению знаний и навыков, умение ориентироваться в необычной ситуации и находить из неё выход;

воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать собеседника, развивать мысли, высказанные другими членами команды; умение кратко и ёмко рассказать о своем решении.

Образовательное событие  «Транспорт Будущего» способствует формированию ключевых компетенций обучающихся, так как позволяет личности преодолевать трудные и неопределённые ситуации, для которых нет чётко выработанного комплекса наработанных методов.

 

 

 

 

Ход игры:

1. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга и пошлите улыбку доброты, радости. Я желаю, чтобы КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ ИГРЫ занятие принесло полезные знания, умения и навыки успешной работы в сотрудничестве, при поддержке и помощи одноклассников.

2. Постановка проблемы занятия.

*Просмотр  отрывка  мультфильма «Паровозик из Ромашково».

**Отгадайте загадку:

Он – наземный и подводный,

Специальный и пригодный,

Перевозит кучу грузов,

А людей везёт всегда,

Его встретишь как в деревне,

Так в станице, в городах…

Нужный, главный, необычный,

Удивительный, привычный!

Угадать его несложно,

Он – с мотором и клаксоном,

Каждый скажет, словно рапорт:

«Это – разный, важный - ….!» (ТРАНСПОРТ)

3. Актуальность проблемы.

 - Транспорт – одна из ведущих отраслей промышленности, которая постоянно совершенствуется,  изменяется, «идёт в ногу со временем». Технический прогресс, с одной стороны, не стоит на месте, а с другой, наносит вред Вселенной: сокращаются природные кладовые топлива, транспорт загрязняет выхлопами дыма и газа окружающую среду, из-за масштабности использования средств передвижения страдают все живые существа.

- Как вы считаете, это действительно проблема? Обоснуйте свой ответ.

-  Я согласна, это - проблема, общая и единая  - и для Экологии, и для Человека, и для планеты Земля. Сегодня мы попытаемся решить её, но для этого важно «примерить на себя» профессии людей, которые являются защитниками окружающей среды и разработчиками нового.

- Предположите, выбрав из предложенного списка, какие виды профессий нам понадобятся для игры сегодня: автомеханик, программист, водитель, инженер, энергетик, журналист, консультант, логистик, математик, оператор ПК, ремонтник, техник, учитель, эколог.

- Я приняла ваши ответы-рассуждения «Все работы хороши, выбирай на вкус!», дальше предлагаю необычный, нестандартный ход: «Сосчитайте количество предложенных профессий и соотнесите их с количеством детей в классе».

- Что можете сказать? Да, вывод прост: «Каждому из 14 Участников Игры  - Своя Профессия, и Учителю тоже, Вперёд - Выбирайте!». Не забудем о «Правилах работы в Команде», вспомним их вместе: «Слышать Другого, Слушать Другого, Принимать условия, Уступать толерантно».

4. Постановка цели, задач, темы.

- По ключевым словам на доске сформулируйте цель, задачи игры: «идеи», «транспорт», «востребованность», «информация», «анализ», «модель», «выводы».

«идеи», «транспорт», «востребованность» 

Цель: изучить идеи создания транспорта и выявить, какие виды транспорта более востребованы сегодня.

«информация», «анализ», «модель», «выводы»

Задачи:

ü  собрать информацию о новых транспортных средствах;

ü  провести анализ полученных информационных данных;

ü  представить модель экологического транспорта;

ü  сделать выводы по теме исследования.

- Сформулируйте тему, используя приём «Причина – Факт - Следствие» (ТРИЗ).

«Если …., то ….»

- Для решения логической цепочки предлагается только один компонент. Вы подбираете к заданному факту /причину/ и определяете следствие или к названной причине ищите факт и вытекающее из него следствие.

«Если современный транспорт загрязняет окружающую среду,

то нужно придумать новый вид экологически чистого транспорта».

Ребусы по ПДД для начальной школы

Тема: «Транспорт Будущего»

5. Разбивка на команды.

- Я предлагаю всем участникам представить себя «Атомами», задача которых, перемещаясь по комнате, собраться в различные «Молекулы», соблюдая условие «Собраться в молекулу из 4 атомов». Вы хаотично передвигаетесь по помещению до команды: «Объединяемся в группы по 4 человека!».

- У нас появились группы «Умельцы», «Инженеры», «Творцы».

6. Виртуальная экскурсия. Презентация домашнего задания «Исследование «Транспорт Будущего»».

- Я приглашаю отправиться на виртуальную экскурсию «Транспорт Будущего». Для этого каждый презентует своё домашнее задание о новых видах средств передвижения (Приложение)

7.Пробное действие. Объяснение правил игры

- Вы нашли интересную  информацию о новых видах транспорта XXI века. Какие удивительные, фантастические  машины существуют в реальности!

- Пришло время начинать игру, её можно назвать мини-моделью нашей жизни. Согласитесь, вся наша жизнь и всё, что нас окружает - открытая задача?

- Нам каждый день встречаются задачи, для решения которых требуется смекалка (воображение) и умение применить знания, полученные на уроках или при самостоятельном обучении.

- Это  бытовые, учебные, рабочие задачи. Приведите примеры таких задач.

1. Рассчитать площадь стоянки для автомобилей, используя знания «Математики» (понятие «площадь», формулу её нахождения).

2. Найти путь, который проехал автомобиль (понятие «расстояние», «скорость», «время», формулы их нахождения).

3. Решить экологическую задачу построения бассейна рядом с лесным сектором, используя знания «Окружающего мира» (понятия «экологическая безопасность», «водные ресурсы», «животный мир», «растительный мир»).

8. Актуализация изученного.

- Вы правы, существуют разные способы, позволяющие решить любую проблему - приёмы «Мозговой штурм» или «Рюкзак», или решение «Задач кота Потряскина» из ТРИЗ, с которыми вы знакомы по кружку «Юный исследователь».

*Приём «Рюкзак»: понять и зафиксировать свои идеи, используя картинку, которая переходит от одного к другому. Каждый говорит о том, что он кладёт в этот рюкзак (приобретенные знания, умения, личный жизненный опыт по теме «Транспорт Будущего»).

Книга: "Задачи-сказки от кота Потряскина" - Анатолий Гин. Купить ...

 

- Попробуйте решить в командах одну из задач Потряскина, предложите нестандартное решение проблемы.

http://xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai/Kirill/193/1.jpghttp://xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai/Kirill/193/2.jpg

 

- Как видите, кот Потряскин использовал при переправе обычное, знакомое средство передвижения, но необычный вид «транспорта», что близко к теме нашего занятия.

- Согласны ли вы, что решение проблемы Потряскиным неожиданно, одним словом, кот  потряс, удивил, оправдал свою фамилию?

-  На сегодняшней игре «Транспорт Будущего» вам тоже предстоит решить исследовательские, изобретательские, инженерные задачи, при создании Машины, нужно применить разные знания и творческие навыки.

9.Мотивация учебной деятельности, формулирование критериев оценки решений:

- Как вы думаете, что будет являться важным в новом изобретении – Машинах, придуманных и созданных вами? Придумайте «качества», которыми будет обладать ваш фантастический транспорт.

 

Критерий оценки

 

«Умельцы»

«Инженеры»

«Творцы»

Применимость

 

 

 

Экологичность

и безвредность

 

 

 

Креативность

 

 

 

Экономичность

 

 

 

 

 

 

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

10. Творческая работа в группах.

- Вы самостоятельно сформировали свои команды, играя в «Атомы», инженерно-творческие группы, которые, я не сомневаюсь, ждёт успех. Выберете в своих группах Капитана и Докладчика.

- Проверьте на своих столах наличие материалов, инструментов, необходимых для изготовления «Транспорта Будущего». Вспомним «Правила техники безопасности», которые соблюдаем на уроках «Технологии».

Каждая команда коллективно работает над изготовлением Машины. Изначально на каждое задание дается 20 минут, но, если после 20 минут команды увлечённо продолжают работать над заданием, тогда можно добавить ещё до 5 минут дополнительного времени.

На протяжении игры участниками моделируются временные регламенты, чтобы сохранить высокий темп работы, при этом позволить участникам найти наилучшую идею. После окончания отведённого на задание времени Машина передаётся в Жюри.

Команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения. Участники обязательно должны видеть и оценивать решения своих соперников по игре на этапе представления решений.

11.Рефлексия.

- Заполните в командах таблицу по результатам вашей работы.

- Сделайте выводы о созданной Машине, её способности применения на практике.

- Сформулируйте для другой команды наводящие вопросы о знаниях, которые они применили во время  изготовления Машины и демонстрации нового средства передвижения.

 

Приём «Идеал» /технологии развития критического мышления/ - умения определять проблему, находить и формулировать пути решения проблемы, выбирать сильное решение.

Интересно в чем проблема? Какой вид транспорта более востребован, экологически безвреден, креативен, экономичен?

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные варианты изготовленных Машин от трёх команд.

Есть ли хорошие решения? Выбираются эффективные модели.

А теперь выберем единственное - самое сильное решение проблемы. В этом случае единственного решения нет – все Машины хороши.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

12. Оформление результатов в «Комплексе электронных модулей» (педагог, член жюри).

ü  Умение понимать проблему, «принимать» её и решать на протяжении всего занятия – сделать новый Транспорт   /регулятивные УУД/.

ü  Работа по заранее продуманному плану, составленному алгоритму, схеме (таблице, чертежу, рисунку) – изготовление своего, выбранного в группе, вида Транспорта /регулятивные УУД/.

ü  Умение контролировать ход работы и оценивать полученный результат – хорошо, добротно ли получилось? /регулятивные УУД/.

ü  С должным пониманием и адекватно воспринимать оценку со стороны других групп /регулятивные УУД/.

ü  Вносить изменения, дополнения, уточнения в работу – слушать ровесника, участника группы /регулятивные УУД/.

ü  Ставить и решать проблему по изготовлению работы – «причина» - «следствие» /познавательные УУД/.

ü  Искать и выделять информацию из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Википедия)  - «Все средства хороши!»  /познавательные УУД/.

ü  Использовать полученные данные для общей работы в группе, «командный дух»  - «Вместе Мы – сила!» /познавательные УУД/.

ü  Ориентироваться, как удобнее, быстрее, продуктивнее изготовить «Транспорт Будущего»  - «Нужным быть кому-то в трудную минуту…» /познавательные УУД/.

ü  Выдвигать разные гипотезы – «Лучше меньше, да лучше!» /познавательные УУД/.

ü  Общение в группе, умение договариваться, слышать другого, слушать учителя /коммуникативные УУД/.

 


Приложение.

Презентация домашнего задания «Исследование «Транспорт Будущего»»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как сделать машинку на радиоуправлении своими руками | Пикабу

 

 



 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «ТРАНСПОРТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «ТРАНСПОРТ

Ход игры: 1. Организационный момент

Ход игры: 1. Организационный момент

Если современный транспорт загрязняет окружающую среду, то нужно придумать новый вид экологически чистого транспорта»

Если современный транспорт загрязняет окружающую среду, то нужно придумать новый вид экологически чистого транспорта»

Как видите, кот Потряскин использовал при переправе обычное, знакомое средство передвижения, но необычный вид «транспорта», что близко к теме нашего занятия

Как видите, кот Потряскин использовал при переправе обычное, знакомое средство передвижения, но необычный вид «транспорта», что близко к теме нашего занятия

Команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения

Команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения

Приложение. Презентация домашнего задания «Исследование «Транспорт

Приложение. Презентация домашнего задания «Исследование «Транспорт

Образовательное событие "Транспорт Будущего"

Образовательное событие "Транспорт Будущего"

Образовательное событие "Транспорт Будущего"

Образовательное событие "Транспорт Будущего"

Образовательное событие "Транспорт Будущего"

Образовательное событие "Транспорт Будущего"

Образовательное событие "Транспорт Будущего"

Образовательное событие "Транспорт Будущего"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2020