Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение
ЛИЦЕЙ № 34 ГОРОДА ТЮМЕНИ
_
Урок 17 по разделу: «Русское народное творчество»
Сказка «Гуси –лебеди» 2 класс
Цели: Урок литературного чтения состоит из двух занятий, призван характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку по иллюстрации, от лица другого героя. Соотносить рисунок и содержание сказки. Развивать творческие способности детей, учит анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту, развивает навыки выразительного чтения.
Урок 1
I. Организационный момент.
Отгадайте загадку.
Бабке- Ёжке птицы служат —
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят. (Гуси-лебеди).
Как вы думаете с какой сказкой мы будем сегодня знакомиться?
II. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки «Каша из топора» по ролям
III. Постановка цели урока:
– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)
– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, на вопросы? (по сказке «Каша из топора»)
1. Как сказать одним словом, столько, сколько хочется; вволю? (Вдоволь)
2. Назовите одно из качеств солдата? (Остроумный)
3. Чем солдат мешал кашу? (Ложкой)
4. Как солдат оказался в доме хозяйки? (Шел, мимо)
5. Как старуха спросила про то: «Готова ли каша?» (Ехидно)
6. Как по-другому (более ласково) можно назвать старуху? (Бабушка)
7. Кто является автором произведения “Каша из топора”: (Народ)
8. Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
9. Что такое каша? (Еда)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
– Какое слово получилось? (Волшебные)
– Что такое волшебная сказка?
– Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», , «Золушка», «Царевна _лягушка», «Буратино».
– Мир персонажей необычайно разнообразен. Главные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы.
– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)
– Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия. В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- ни будь эпизода.
– Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение.
Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа.
· Кликать – громко звать;
· Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
· Веретено – используется для прядения
· Устьице – выходное отверстие у печи.
2. Первичная проверка понимания.
Вопросы после чтения:
– Понравилась сказка?
– Что в сказке было волшебного?
– Назовите героев сказки.
3. Составление плана сказки.
– На сколько частей можно разделить текст?
– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.
На доске появляется запись:
1) Брат и сестра. Остаются дома одни.
2) Похищение брата. Аленушка отправляется на поиски.
3) Аленушка встречается с печкой, яблоней и молочной речкой.
4) Встреча с Бабой-Ягой.
5) Помощь яблони, печки и речки детям.
6) Дети добрались до дома.
V. Физкультминутка.
"Гуси-Лебеди"
Белые
лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели, посидели.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся
VI. Закрепление нового материала.
– На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»
– Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки.
На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».
– О чем рассказывает каждая иллюстрация? Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На второй, и т.д.
VII. Итог урока.
– Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?
– Какие волшебные предметы в ней встречаются?
– Есть ли троекратный повтор в этой сказке?
– В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
VIII. Домашнее задание.
Перечитать сказку. Подготовиться к чтению по ролям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.