Образовательные технологии в реализации ФГОС: использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
Оценка 5

Образовательные технологии в реализации ФГОС: использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

Оценка 5
doc
13.03.2021
Образовательные технологии в реализации ФГОС:  использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
статья Агапова.doc

 

Тема статьи.

      Образовательные технологии в реализации ФГОС:

 использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

Агапова Наталья Борисовна,

МОУ гимназии № 14

г.Волгоград

[email protected]

Исходя из «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы» , необходимо своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта необходим переход к такой стратегии обучения, при которой обучающийся превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся педагогом, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Реализации данной цели способствует использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации как интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение и развитие критического мышления.

Данная технология  была предложена в 90-е годы ХХ века американскими учёными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил) как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Основная идея заключается в создании такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Признаки критического мышления заключаются в формировании:

·позитивного опыта;

·самостоятельного, ответственного мышления;

·аргументированного мышления (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);

·многогранного мышления (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);

·индивидуального мышления (формирует личностную культуру работы с информацией);

·социального мышления (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Проводя исследования  в 1 классе , пришла к выводу, что дети младшего школьного  возраста затрудняются работать на уроке литературного чтения  как с контекстуальной информацией текста , так и фактуальной.  

       И вот я предлагаю использование различных приёмов развития критического мышления на уроке литературного чтения. Цель  состояла в том , чтобы с помощью  разнообразных приёмов сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

    В основе технологии критического мышления лежит трёхфазовая структура учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

На этапе вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; на стадии вызова в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».

Для реализации фазы вызова будут эффективными следующие приёмы:

·составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;

·систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

·верные и неверные утверждения;

·перепутанные логические цепочки и т.д.

·маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

·ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

·поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

          На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией, а также происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

           Содержание деятельности обучающихся на фазе осмысления:

·осуществление контакта с новой информацией;

·попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

·акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

·обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы;

·стремление отследить процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

·подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Педагог на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Для реализации фазы осмысления будет эффективным использование метода активного чтения:

            Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Деятельность учащихся направлена на то, чтобы соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

На данном этапе эффективными будут следующие приёмы:

·заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

·возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

·ответы на поставленные вопросы;

·организация устных и письменных круглых столов;

·организация различных видов дискуссий;

·написание творческих работ (синквейн, эссе).

Рассмотрим приемы данной технологии, используемые мною на уроках литературного чтения в 1-4 классах.

Кластер («Гроздь») – графический приём систематизации материала. Если сравнивать с моделью солнечной системы (звезда, планеты и их спутники), то центре – звезда – это изучаемая тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, которые соединяются прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Кластер оформляется в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.Приём может эффективен на стадии вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Эти заголовки смысловых блоков располагаются вокруг основной темы.

          Приём «верные или неверные утверждения». В начале урока могут быть предложены высказывания, затем учащимся предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Ещё один приём данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения- «Инсерт».  Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки («v», «+», «-», «?»), а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.  В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

Приём «Плюс – минус - интересно». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот приём можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей её с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «ПЛЮС» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «МИНУС» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «ИНТЕРЕСНО». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «ИНТЕРЕСНО» заменяется графой «ЕСТЬ ВОПРОСЫ».

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на смысловой стадии, например, дневники и «бортовые журналы».

«Бортовые журналы» – обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда «Бортовой журнал» применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

 

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. В ходе прочтения текста учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.

Прием «Таблицы вопросов». Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Начнём с простых приёмов.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

? «толстые»

? «тонкие»

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто? Что? Когда?

Может…? Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 КТО ХОДИЛ К МОРЮ  И ПРОСИЛ РЫБКУ О ЖЕЛАНИЯХ?

-        Что требовала старуха?

-        Согласны ли Вы с тем, …

 

-        Объясните,   …

-        В чём различие?

Предположите , что будет , если...

 Приём  «Кубик Блума»  

На кубике написаны слова « Назови», «Почему», «Сравни», «Предложи», « Придумай», « Поделись»

На примере отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке».сначала слушают отрывок и беседуют по содержанию сказки.

Назови главных героев сказки.

Почему старик отпустил золотую рыбку?

Сравни старуху и рыбку.

Предложи , как поступить старухе после того, как она опять осталась у разбитого корыта.

Придумай имена старухе и старику.

Поделись, какие чувства у тебя вызывает старик.

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д. Но возможно и отдельное применение приёмов, например, после изучения материала, темы учащихся могут составить кластеры (систематизировать материал).

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространёнными являются таблицы. Можно рассматривать данные приёмы, как приёмы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Таким образом,технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

 

Литература

·Заир – бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

·Кирилова, Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.

·Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема статьи. Образовательные технологии в реализации

Тема статьи. Образовательные технологии в реализации

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в…

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в…

Педагог на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации

Педагог на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации

Кластер оформляется в виде грозди

Кластер оформляется в виде грозди

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал

Предложи , как поступить старухе после того, как она опять осталась у разбитого корыта

Предложи , как поступить старухе после того, как она опять осталась у разбитого корыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2021