ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
школьного общего образования Кыргызской Республики
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
Глава 1. Общие положения
1. Государственный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики (далее - Государственный стандарт) устанавливает:
1) общественно согласованные приоритеты школьного общего образования;
2) цели и задачи школьного общего образования;
3) перечень ключевых компетентностей и уровень их достижения;
4) основные принципы оценивания результатов образования на уровне системы образования, школы, класса и отдельного учащегося;
5) организационные и методические (технологические) изменения в школьном образовании.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
2. Государственный стандарт обеспечивает:
1) реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех ступенях школьного образования;
2) методические основания для интеграции предметов в образовательных областях для оптимизации учебной нагрузки.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
3. Государственный стандарт реализуется через систему регламентирующих документов (или куррикулум), обеспечивающих построение системы образования на компетентностной основе и согласующих школьное образование с социальным заказом общества:
1) предметные стандарты;
2) учебные планы;
3) учебно-методические комплексы.
4. Государственный стандарт является основой для разработки предметных стандартов, учебного плана и основных общеобразовательных программ.
5. Учебный план состоит из 7 образовательных областей, каждая из которых включает в себя определенные предметы, в том числе - интегрированные. Образовательные области формируются, исходя из основных вызовов для системы образования Кыргызской Республики, актуальных для общества и каждого человека ценностных установок, с учетом определенных в Государственном стандарте ключевых компетентностей (приложение к настоящему Государственному стандарту).
6. Государственный стандарт закрепляет изменение сфер ответственности каждого из участников образовательного процесса - представителей органов управления образованием, администрации и учителей школ, самих учащихся, а также представителей гражданского общества для достижения определенных образовательных результатов.
Для этого органы управления образованием при выработке политики в области образования вовлекают в разработку стратегических, программных документов и нормативных правовых актов представителей бизнес-сообществ, общественных и неправительственных организаций, родителей, самих обучающихся.
7. Государственный стандарт является частью системы компетентностно-ориентированных стандартов, обеспечивающих единую методологию построения системы образования Кыргызской Республики, от дошкольного до высшего профессионального образования.
8. Пересмотр и обновление Государственного стандарта производится не реже одного раза в пять лет в целях обеспечения соответствия подготовки школьников стратегическим приоритетам, закрепленным в стратегических документах Кыргызской Республики, потребностям работодателей, запросам учащихся и их родителей.
9. В настоящем Государственном стандарте основные понятия и термины используются в следующем значении:
- базовые общеобразовательные предметы - предметы, которые являются обязательными для всех учащихся на всех ступенях и профилях школьного образования;
- базисный учебный план - документ, устанавливающий перечень обязательных предметов, последовательность их изучения, объем и формы учебной нагрузки;
- государственный компонент - часть учебного плана школьного образования, реализующая требования государственного стандарта и обязательная для школ всех типов и форм собственности;
- государственный стандарт школьного общего образования - нормативный правовой документ, который:
обеспечивает реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех ступенях школьного образования;
регулирует образовательный процесс;
обеспечивает развитие системы образования на национальном и локальном уровнях;
- индивидуальная образовательная траектория - определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующая их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями;
- инклюзивное образование - динамичный процесс ориентации и реагирования национальных образовательных систем на разнообразие потребностей и нужд всех обучающихся посредством создания условий для успешности учения и социализации, исключающий любые формы сегрегации детей;
- качество образования - степень соответствия результата образования ожиданиям различных субъектов образования (учащихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательным целям и задачам;
- ключевые компетентности - измеряемые результаты образования, определяемые в соответствии с социальным, государственным, профессиональным заказом, обладающие многофункциональностью и надпредметностью, реализуемые на базе учебных предметов и базирующихся на социальном опыте учащихся;
- компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);
- компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
- куррикулум - система регламентирующих и ориентирующих документов, обеспечивающих построение системы образования на компетентностной основе, задающих требования к образовательным результатам, организации учебного процесса и согласующих школьное образование с социальным заказом общества;
- образовательная область - содержание образования, относящееся к определенной сфере человеческой деятельности, представленное в виде педагогически адаптированного опыта научной и практической деятельности;
- образовательный процесс - организованный процесс воспитания и обучения в форме различных видов занятий с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий обучающихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации обучающихся и выпускников. Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ;
- отметка - символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений, учащихся в цифрах, буквах, картинках или жестах;
- оценка - количественное и качественное отражение результатов оценивания учащихся;
- оценивание - процесс измерения, интерпретации и анализа познавательной деятельности учащихся, направленной на их этическое и интеллектуальное развитие и приобретение ими жизненно необходимых компетенций, а также осуществления обратной связи с учащимися, учителями, родителями для определения соответствия результатов данной деятельности требованиям государственного образовательного стандарта с целью улучшения качества образования;
- предметные компетентности - частные по отношению к ключевым компетентностям, определяются на материале отдельных предметов в виде совокупности образовательных результатов;
- предметный стандарт - документ, регламентирующий образовательные результаты учащихся, способы их достижения и измерения в рамках предмета;
- проект - педагогическая технология, обеспечивающая организацию когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и поведенческой деятельности школьников, ориентированной на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы, предполагающий самостоятельную и групповую деятельность учащихся;
- профильное образование - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
- результаты (образовательные) - совокупность образовательных достижений учащихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженных в уровне овладения ключевыми и предметными компетентностями;
- система оценивания - основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения учащихся, учителей, родителей, государственных и общественных структур о состоянии, проблемах, и достижениях образования;
- технология обучения - система приемов и методов организации учебного процесса, направленная на достижение и измерение целей и результатов образования;
- участники образовательного процесса - учащиеся, педагогические работники, управленческий и учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций, родители (законные представители) учащихся;
- цели обучения - заданные и описанные наперед условия, и способы деятельности учащегося в будущем; его способности к возможным видам деятельности, приобретенные им в результате обучения;
- школьный стандарт - документ, разрабатываемый и утверждаемый образовательной организацией и отражающий специфику конкретной образовательной организации в пределах ее компетенции по организации учебно-воспитательного процесса;
- школьное образование - система воспитания и обучения, обеспечивающая соответствующие ее ступеням знания, умения, практические навыки, достаточные для ее активной деятельности в обществе.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
Глава 2. Цели, задачи и результаты школьного общего образования
10. Цель образования: готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире.
11. Задачи образования:
- освоение фундаментального ядра научных и практических достижений человечества, педагогически адаптированного в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
- формирование гражданской культуры, толерантности, умения отстаивать свои права с целью успешной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
- воспитание у учащихся самостоятельности, инициативности и способности к самоорганизации, умения брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь;
- развитие навыков ориентации и работы в открытом информационно-образовательном пространстве, самостоятельной поисковой, учебной деятельности;
- обеспечение социального включения и предоставления равных прав на получение образования каждому ребенку.
12. За образовательные результаты в компетентностном образовании принимается совокупность образовательных достижений учащихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженная в уровне овладения ключевыми и предметными компетентностями. К образовательным результатам также относятся сформированные ценностные установки учащихся и результаты обучения, то есть индивидуальный для каждого учащегося уровень овладения ключевыми и предметными компетентностями, обеспечивающий реализацию личностных, гражданских и профессиональных потребностей выпускников.
13. Государственный стандарт обеспечивает становление личностных характеристик учащегося, ориентированных на следующие ценностные установки:
- любовь к Отчизне, уважение национальных традиций и бережное отношение к культурному и природному богатству Кыргызстана;
- понимание и принятие основных демократических и гражданских прав и свобод, осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, умение совершать и отстаивать личностный выбор;
- осознание и принятие ценности многообразия культур как основы для толерантного поведения в социальной, политической и культурной жизни, приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением культурных, духовных ценностей народов своей страны и мира;
- самоуважение и возможность реализации личностного потенциала, готовность к активной трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в современных социально-экономических условиях;
- следование принципам устойчивого развития, предупреждения социальных и экологических последствий развития техники и технологий, нормам безопасного и здорового образа жизни.
14. Как результаты обучения, Государственный стандарт определяет перечень и уровни сформированности ключевых компетентностей.
15. Ключевые компетентности являются образовательным результатом, которые формируются и реализуются через содержание конкретных предметов и базируется на социальном опыте учащегося.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
16. В образовательном процессе ключевые компетентности приобретаются учащимися при следующих условиях:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за организацию и результаты своей деятельности;
- учащиеся включены в осуществление разных видов образовательной деятельности в процессе обучения в общеобразовательной организации и проведения проектной, исследовательской, социальной работы во внеурочной и внеклассной деятельности;
- созданы ситуации для приобретения учащимися опыта постановки и достижения целей;
- обеспечена возможность постоянной корректировки индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе оценивания;
- педагоги школы демонстрируют компетентностный подход в образовательной и воспитательной деятельности.
17. В соответствии с категориями ресурсов, которые используются человеком в личностной и профессиональной сферах (информационные ресурсы, другие люди и группы людей, личностные качества и возможности самого человека), ключевыми являются следующие компетентности:
1) информационная компетентность - готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, формирования аргументированных выводов. Предполагает умение работать с информацией: целенаправленно искать недостающую информацию, сопоставлять отдельные фрагменты, владеть навыками целостного анализа и постановки гипотез. Позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
2) социально-коммуникативная компетентность - готовность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей. Готовность получать в диалоге необходимую информацию и представлять ее в устной и письменной формах для разрешения личностных, социальных и профессиональных проблем. Позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;
3) компетентность "Самоорганизация и разрешение проблем" - готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми, а также принимать решения о дальнейших действиях.
18. Основанием для определения уровней сформированности компетентностей является степень самостоятельности учащегося и сложность использованных видов деятельности при решении задачи.
19. Выделяются три уровня сформированности ключевых компетентностей:
1) первый уровень (репродуктивный) характеризуется умением учащихся следовать образцу (заданному алгоритму выполнения действия);
2) второй уровень (продуктивный) характеризуется способностью выполнять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в другой ситуации;
3) третий уровень (креативный) подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного ее конструирования и обоснования.
20. На каждой ступени обучения учащиеся овладевают компетентностями всех уровней в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и с учетом образовательных условий.
21. Информационная компетентность.
Аспект |
Уровень 1 |
Уровень 2 |
Уровень 3 |
Поиск источников, адекватных задаче |
- находит информацию, следуя заданным параметрам поиска; |
- самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу; |
- планирует
информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в
ходе которой необходимо использовать искомую информацию); |
- определяет, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой не достает; |
- выделяет из представленной избыточной информации ту, которая необходима при решении задачи; |
- обосновывает
использование информации того или иного типа, исходя из задачи деятельности; |
|
- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте - по ссылкам |
- пользуется
карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет; |
- указывает, в каких источниках следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска |
|
Извлечение и первичная обработка информации |
- извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников (в том числе из устной речи) и систематизирует ее в рамках заданной структуры; |
- извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников(в том числе из устной речи) и систематизирует ее в рамках заданной структуры, получает дополнительную информацию в диалоге, задавая вопросы, самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме; |
- извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в структуре, самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска; |
- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам; |
- извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы; |
- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника; |
|
- воспроизводит простую информацию, представленную графически и символами |
- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот |
- переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот |
|
Обработка информации и принятие решения на ее основе |
- задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации; |
- реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации; |
- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации; |
- выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определенный вывод |
- делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям, делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях |
- делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них, делает обобщение на основе подобранных эмпирических данных |
|
Предъявление информации |
- точно излагает полученную информацию; |
- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи; |
- самостоятельно разрабатывает стратегию представления информации и представляет ее с учетом поставленной задачи, аудитории и др.; |
- представляет информацию, полученную в одной форме, в другом формате |
- представляет информацию в заданном жанре устного выступления или письменного продукта |
- готовит письменный продукт, облегчающий понимание устной презентации |
22. Социально-коммуникативная компетентность.
Аспект |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Анализ коммуникативной ситуации |
- определяет свою роль и позиции партнеров в стандартной коммуникативной ситуации (кто я, какие цели, кто участники, что я о них знаю) |
- соотносит свою позицию и позиции участников коммуникативной ситуации, их социальные роли и намерения с заданной извне коммуникативной целью, определяет их возможные позиции, роли, речевые амплуа и намерения |
- самостоятельно оценивает и прогнозирует ситуацию коммуникации и возможное ее развитие |
Планирование и подготовка коммуникативной деятельности |
- определяет свое поведение и коммуникативные задачи соответственно стандартному плану; |
- составляет план своего коммуникативного поведения в стандартной ситуации; |
- выбирает способ изложения информации в устной или письменной формах, исходя из прогноза развития коммуникативной ситуации; |
- готовит план выступления на основе заданной цели, целевой аудитории и жанра выступления |
- в соответствии с коммуникативной задачей формирует содержание и определяет структуру устного или письменного текста (цель-аудитория) |
- самостоятельно реализует коммуникативную задачу (цель-роль-аудитория), исходя из коммуникативной ситуации |
|
Реализация коммуникативной задачи |
- формирует содержание передаваемой информации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей и заданной социальной ролью; |
- формирует содержание передаваемой информации и выбирает социальную роль в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; |
- формирует содержание передаваемой информации, самостоятельно определяя социальную роль и коммуникативную задачу (исходя из ситуации); |
- выстраивает аргументацию простой структуры по заданному образцу; |
- приводит аргументы, разъясняя свою позицию; |
- выстраивает аргументацию "за" и "против", предъявленную для обсуждения позиции, дает обоснование собственной позиции; |
|
- оформляет свою мысль в соответствии со стандартами в устной и письменной формах по заданному образцу; |
- оформляет свою мысль в соответствии со стандартами в устной и письменной формах определенного жанра и структуры (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом; |
- оформляет проработанную информацию в устной и письменной формах, самостоятельно определяя цель, адресата и жанр коммуникации в соответствии с коммуникативной ситуацией; |
|
- воспринимает информацию, переданную другим (другими) в устной или письменной форме; |
- воспринимает информацию, переданную другим (другими), передает содержание информации в выбранной форме (устной или письменной); |
- адекватно интерпретирует информацию, переданную другим (другими) в устной или письменной форме; |
|
- поддерживает взаимодействие с партнером (партнерами) при заданном учителем формате коммуникации |
- знает и качественно воспроизводит несколько форматов коммуникации |
- владеет разными форматами коммуникации, умеет выбирать их самостоятельно, в соответствии с коммуникативной ситуацией |
|
Оценка успешности коммуникации (рефлексия) |
- отмечает сильные или слабые стороны осуществленной коммуникации; |
- анализирует результаты коммуникации и отмечает сильные и слабые стороны позиций участников; |
- анализирует результаты коммуникации, отмечая сильные и слабые стороны позиций участников и своего участия в ней; |
- формулирует частные выводы относительно отдельных сторон коммуникации; |
- делает общие выводы по коммуникации, частично соотносит их с целью; |
- делает аргументированные выводы в целом по осуществленной деятельности и соотносит их с целью коммуникации; |
|
- оценивает осуществленную коммуникацию на эмоциональном уровне ("понравилось" - "не понравилось") приводит примеры |
- оценивает и обосновывает отдельные аспекты коммуникации |
- оценивает для себя
степень значимости, результативность осуществленной коммуникации: |
23. Компетентность "Самоорганизация и разрешение проблем".
Аспекты компетентности |
Уровень 1 |
Уровень 2 |
Уровень 3 |
Определение проблем |
- анализирует предлагаемую ситуацию в соответствии с заданными учителем параметрами; |
- обосновывает желаемую ситуацию анализирует реальную ситуацию и определяет противоречия между желаемой и реальной ситуацией; |
- определяет и формулирует проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации; |
- находит (отмечает) противоречия в информации или ситуации; |
- указывает некоторые вероятные причины существования проблемы; |
- проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования); |
|
- описывает реальную и желаемую ситуации в общих чертах, указывая, чем они отличаются |
- анализирует реальную и желаемую ситуации на основе заданных учителем логических схем |
- формулирует и обосновывает возможные пути решения проблемы |
|
Постановка целей и планирование |
- ставит задачу в условиях заданной цели; |
- ставит цель, адекватную заданной проблеме; |
- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; |
- выбирает виды деятельности из предложенных для решения поставленной задачи; |
- ставит задачи, адекватные цели; |
- указывает на риски и препятствия, которые могут возникнуть при достижении цели, и обосновывает достижимость поставленной цели |
|
- выстраивает последовательность шагов по решению задачи |
- самостоятельно планирует продукт своей деятельности (с описанием характеристик) на основе заданных критериев его оценки |
||
Применение технологий |
- корректно воспроизводит технологию (последовательность действий) по письменной и устной инструкции |
- выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных ранее или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности |
- применяет известную
или описанную в инструкции технологию при изменении параметров/требований к
продукту; |
Планирование и организация ресурсов (внутренних и внешних) |
- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности |
- планирует внутренние и внешние ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи (временные, информационные, материальные и др.) |
- проводит анализ разнообразных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи |
Оценка результата деятельности и продукта |
- осуществляет контроль своей деятельности по заданному извне алгоритму; |
- самостоятельно контролирует свою деятельность на соответствие плану работы; |
- определяет и обосновывает показатели достижения цели; |
- оценивает продукт
своей деятельности по заданным критериям, заданным способом; |
- оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям |
- обоснованно предлагает (отвергает) внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля |
|
Рефлексия (самооценка) |
- указывает на
сильные и слабые стороны своей деятельности; |
- указывает причины
успехов и неудач в деятельности; |
- аргументирует возможность использовать полученные знания, умения, опыт и т.п. при решении других задач |
Глава 3. Требования к структуре и процессу обучения
24. В связи с изменением целей и содержания образования, технологии обучения, а также для создания у учащихся целостного представления о мире, учебные предметы сгруппированы в образовательные области.
25. В Государственном стандарте выделяются следующие образовательные области, каждая из которых состоит из ряда предметов, закрепленных в базисном учебном плане:
1) языковая;
2) социальная;
3) математическая;
4) естественнонаучная;
5) технологическая;
6) искусство;
7) культура здоровья.
26. На старшей ступени обучения, в рамках каждой образовательной области или нескольких образовательных областей, учащийся получает возможность выбора направления профилизации.
27. "Языковая" образовательная область направлена на развитие речевой, языковой и социокультурной компетентности учащихся на основе овладения всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). В "Языковую" образовательную область входит изучение родного (кыргызского, русского, таджикского, узбекского), кыргызского и/или русского языка, а также одного из иностранных языков. Требования к результатам обучения родному языку определяются предметным стандартом для первого языка. Стандарты обучения государственному/официальному языку в школах с иными языками обучения определяются в предметном стандарте для вторых языков, для иностранных - соответственно, в предметном стандарте для иностранных языков.
28. "Социальная" образовательная область направлена на формирование и развитие личностных, гражданских, социальных компетентностей и обеспечивает создание адекватной обучающей среды, в которой учащиеся приобретают опыт социализации, достаточный для выполнения социальных ролей в обществе.
29. "Математическая" образовательная область обеспечивает овладение математическим языком и логическими операциями, процедурам работы со структурами и взаимоотношениями, выраженными в числе и форме, точным способам обработки и передачи информации. Приобретение навыков решения задач на основе поиска, измерения, анализа, обсуждения, классификации и обобщения дает учащимся практические инструменты как для повседневной жизни, так и для изучения и описания природных процессов, рассмотрения взаимосвязей природных и социальных явлений, влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
30. "Естественнонаучная" образовательная область направлена на формирование следующих компетентностей: распознавание и постановка научных вопросов, научное объяснение явлений, использование научных доказательств. Отдельные предметы и интегрированные курсы естественнонаучной образовательной области обеспечивают понимание единства и многообразия свойств неживой и живой природы, представление о закономерностях, происходящих в организме, природных сообществах, окружающей среде, помогают следовать принципам устойчивого развития, реализовать ресурсосберегающее поведение, осознавать риски негативных последствий природопользования.
31. Образовательная область "Технология" формирует трудовые, проектные навыки и навыки работы с информацией, в том числе с использованием новых информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) используются для выработки и представления собственных идей, для сбора, структурирования, анализа информации и решения проблем.
32. Образовательная область "Искусство" направлена на развитие эмоциональной сферы и художественно-образного восприятия учащимися окружающего мира, представленного в выдающихся произведениях национальной и общечеловеческой культуры, развитие творческого самовыражения и овладение различными способами художественной деятельности. Приобретенные в ходе изучения национальной и мировой художественной культуры навыки анализа произведений искусства способствуют формированию у учащихся понимания культурных различий, признанию ценности многообразия и собственной культурной идентичности.
33. Содержание образовательной области "Культура здоровья" обеспечивает физическое, эмоциональное и социальное здоровье человека, учит ответственному отношению как к своему здоровью, так и к здоровью других людей. Предметы, входящие в данную область, направлены на овладение навыками сохранения и улучшения здоровья, безопасности жизнедеятельности.
34. Для всех образовательных областей и на все ступени школьного общего образования устанавливаются разрабатываемые на основе Государственного стандарта и учебного плана предметные стандарты, имеющие следующую структуру:
1) общие положения.
- статус и структура документа;
- система основных нормативных документов для общеобразовательных организаций;
- основные понятия и термины;
2) концепция предмета:
- цели и задачи обучения;
- методология построения предмета;
- предметные компетентности;
- связь ключевых и предметных компетентностей;
- содержательные линии. Распределение учебного материала по содержательным линиям и классам;
- межпредметные связи. Сквозные тематические линии;
3) образовательные результаты и оценивание:
- ожидаемые результаты обучения учащихся (по ступеням и классам);
- основные стратегии оценивания достижений учащихся;
4) требования к организации образовательного процесса:
- минимальные требования к ресурсному обеспечению, позволяющие реализовать выполнение предметного стандарта;
- создание мотивирующей обучающей среды.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
35. Предметный стандарт реализует и конкретизирует требования Государственного образовательного стандарта в соответствии со ступенями школьного образования. Изучаемый учащимися содержательный материал должен быть скоординирован с материалом предметов других образовательных областей и иметь преемственность и последовательность внутри своей образовательной области.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
36. Государственный стандарт является основой формирования единой модели учебного плана для всех общеобразовательных организаций Кыргызской Республики, вне зависимости от языка обучения, организационно-правовой формы и формы собственности.
37. Предельная учебная нагрузка обучающихся по классам, с учетом их физиологических и психологических возможностей, а также требований и видов деятельности, предъявляемых для усвоения учебного материала, закрепляется по классам в следующем объеме: "(1-4 классы - при пятидневной учебной неделе, остальные классы - при пятидневной учебной неделе, в случае превышения недельной учебной нагрузки в 30 часов общеобразовательная организация устанавливает 6-дневную учебную неделю), не более:
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Предельная учебная нагрузка |
20 |
23 |
25 |
26 |
30 |
31 |
33 |
34 |
35 |
32 |
33 |
Недельная учебная нагрузка |
20 |
22 |
24 |
25 |
26 |
29 |
30 |
30 |
30 |
29 |
30 |
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
38. Учебный план состоит из перечня образовательных областей и предметов, обеспечивающих общеобразовательную фундаментальную подготовку, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в целях становления и развития личности ученика.
39. Учебный план определяет полномочия и ответственность Министерства образования и науки Кыргызской Республики, районных и городских органов образования и общеобразовательных организаций в формировании содержания школьного образования на основе разделения на инвариантный - государственный и вариативный - школьный компонент и предметы по выбору.
40. Примерное распределение учебного времени на долю государственного, школьного и элективного (предметы по выбору) компонентов в рамках недельной учебной нагрузки осуществляется по следующей схеме:
Классы |
Государственный компонент (%) |
Школьный компонент (%) |
Элективный компонент (предметы по выбору) (%) |
1-7 классы |
95 |
5 |
- |
8-9 классы |
90 |
10 |
- |
10-11 классы |
85 |
10 |
5 |
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
41. Государственный компонент обеспечивает всем учащимся на всех стадиях обучения доступ к сбалансированному учебному плану, включающему предметы, относящиеся к каждой образовательной области, на всем протяжении обучения.
42. Государственный компонент образует базовую часть учебного плана и обеспечивает единое школьное образовательное пространство на территории Кыргызской Республики.
43. Школьный компонент учебного плана отражает особенности (направление) общеобразовательной организации и выражает согласованные интересы, потребности и возможности обучающихся и их родителей (законных представителей).
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
44. Школьный компонент разрабатывается самостоятельно общеобразовательными организациями и реализуется с согласия учащихся и их родителей (законных представителей). Государственный, школьный и элективный (предметы по выбору) компоненты в рамках недельной учебной нагрузки финансируются за счет республиканского бюджета.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
45. Гибкое использование времени школьного и элективного (предметы по выбору) компонентов основывается на потребностях учащихся и родителей, приоритетах развития и возможностей каждой конкретной школы и местных органов образования.
46. Разработка и утверждение предметных стандартов и базисного учебного плана осуществляются Министерством образования и науки Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
47. Уполномоченный орган в сфере образования утверждает учебный план общеобразовательной организации исходя из потребностей экспериментальной (пилотной) деятельности в рамках предельной учебной нагрузки, установленной для каждого класса пунктом 37 Государственного образовательного стандарта, по представлению соответствующего отдела управления образования.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
48. Для достижения заложенных в стандарте целей устанавливаются требования к условиям реализации стандарта, в части организации процесса обучения.
49. Учебный процесс, ориентированный на результат и направленный на развитие у учащихся набора индивидуальных компетентностей, требует использования различных форм деятельности по формированию активной позиции учащихся по отношению к собственному научению. Механизмом включения учащихся в деятельность, развивающую их способности, являются технологии обучения.
50. Технологический подход к обучению включает ученика в ряд новых взаимодействий, среди которых - взаимодействие учащихся между собой (в парах или группах); конструктивное взаимодействие (индивидуальное или групповое) с учителем; самостоятельная работа с информацией разного типа.
51. Технологии обучения обеспечивают увеличение самостоятельности учащихся в обучении и повышения их ответственности за результаты собственного обучения. Учитель становится участником деятельности, выступая в роли консультанта для достижения цели.
52. При переходе от методического к технологическому подходу изменяется способ постановки целей обучения. Цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в овладении учащимися определенным уровнем ключевых и предметных компетентностей, которые учитель может надежно опознать и оценить.
53. Для освоения стандартов, основанных на компетентностном подходе, меняются формы организации обучения. Наряду с традиционным уроком используются активные и интерактивные технологии обучения, проектная и исследовательская работа.
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
54. Проектная деятельность применяется для решения значимой для учащегося, школы, сообщества проблемы и ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, которая реализуется в течение определенного отрезка времени в индивидуальной, парной, групповой формах. В осуществлении проекта могут участвовать разновозрастные группы. Проект позволяет учащимся овладеть умениями самостоятельно конструировать свои знания, используя различного вида информацию, развивает когнитивные навыки и социальную компетентность.
55. Изменение роли и функций учителя при переходе к компетентностному образованию требует изменения стандартов и программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и траектории их профессионального развития.
Глава 4. Система оценивания
56. Оценка качества образования проводится с целью определения степени соответствия образовательных достижений учащихся, образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных организациях государственным образовательным стандартам и другим требованиям к качеству образования, зафиксированным в нормативных правовых актах.
57. Регламент процедур контроля и оценивания качества образования включая процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования, а также определение исполнителей работ и форм представления информации, устанавливается действующими в системе образования нормативными правовыми актами.
58. Система оценивания качества школьного образования включает:
1) оценивание образовательных достижений учащихся для коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, аттестации (подтверждения достижения определенного уровня образования);
2) оценку образовательных достижений школы (оценку деятельности учителей или школы) для усовершенствования процесса преподавания и обучения;
3) мониторинг и оценку системы образования.
59. Оценка системы образования осуществляется через регулярное проведение национальных исследований образовательных достижений учащихся на уровне начальной и основной школы по различным образовательным областям, с применением стандартизированных тестов достижений. Для мониторинга состояния системы образования также используются результаты итоговых аттестаций выпускников основной и старшей школы.
60. Система оценки образовательной организации базируется на сочетании внешнего и внутреннего мониторинга и контроля. Мониторинг и контроль качества образования школы осуществляется непосредственно в образовательной организации (самооценка, внутренний мониторинг) или через внешнюю, по отношению к образовательной организации, оценочную деятельность.
61. Система оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся базируется на следующих принципах:
1) определение образовательных результатов и уровней их достижения до введения системы оценки;
2) ориентация на совершенствование преподавания и процесса обучения;
3) разработка единых требований к уровню подготовки учащихся, инструментарию, процедурам оценивания;
4) соответствие инструментов оценивания достижений учащихся результатам обучения, установленным в Государственном и предметных стандартах;
5) включение учителей в процесс разработки и реализации системы оценивания;
6) обеспечение прозрачности критериев и процедур оценивания, понятность результатов для всех субъектов образовательного процесса;
7) постоянное совершенствование системы оценивания.
62. Для измерения индивидуальных образовательных достижений и прогресса учащихся применяются три вида оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
63. Диагностическое оценивание используется для оценки прогресса учащегося - в течение учебного года учитель проводит сопоставление начального уровня сформированности компетентностей учащегося с достигнутыми результатами. Результаты диагностического оценивания регистрируются в виде описаний, которые обобщаются и служат основой для внесения корректив и совершенствования процесса обучения путем постановки задач обучения для учителя и учебных задач для учащегося.
64. Формативное оценивание применяется для определения прогресса учащихся с учетом индивидуальных особенностей усвоения материала (темп выполнения работы, способы освоения темы и т.п.), а также в целях выработки рекомендаций для достижения успеха. Учитель использует формативное оценивание для своевременной корректировки обучения, внесения изменений в планирование, а учащийся - для улучшения качества выполняемой им работы. Прогресс учащегося определяется как достижение определенных результатов, заложенных в целях обучения в рамках образовательных областей, на основании конкретной работы, выполненной учащимся. Отметкой в журнале учитель фиксирует наблюдения за индивидуальным прогрессом учащихся.
65. Суммативное оценивание служит для определения степени достижения учащимся результатов, планируемых для каждой ступени обучения, и складывается из текущего, промежуточного и итогового оценивания.
66. Текущее оценивание индивидуально выполненных заданий производится в зависимости от норм оценки (числа верных решений, количества допущенных ошибок, следования правилам оформления и т.д.) и критериев выполнения отдельной работы, заданных учителем и/или самими учащимися. Учитель проводит текущее оценивание в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся при освоении учебного материала.
67. Промежуточное оценивание производится на основании определенных в предметном стандарте видов работ: письменные работы/работа с источниками; устный ответ/презентация; проект, исследовательская работа, специфические виды работ; портфолио (папка достижений) и др. Все виды работ оцениваются на основе критериев оценивания, являются обязательными и планируются учителем предварительно при разработке плана оценки.
68. Итоговое оценивание проводится в соответствии со школьным календарем (четверть, полугодие, учебный год) и выполняется в письменной форме в соответствии с действующими нормами и разработанными критериями оценки. Количество видов обязательных работ и их удельный вес в итоговой оценке определяются предметными стандартами с учетом ступеней обучения и специфики предметов. Разнообразие форм работ определяется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
69. Оценивание успешности достижения результатов в 1-2 классах проводится безотметочно, с использованием качественных и описательных способов оценивания. Постепенное введение отметок начинается со второй половины второго класса. В 3-4 классах для оценивания используются как отметки, так и качественные и описательные способы.
70. Для достижения целей оценивания учитель начальных классов:
1) дает позитивную обратную связь (письменные и устные отчеты, комментирующие работу учащегося), помогает учащемуся сравнить нынешние его результаты с результатами на предыдущем этапе, дает словесную оценку развитию познавательных процессов, мотивированности, компетентностей как учебных результатов;
2) отслеживает прогресс учащихся относительно достижения результатов и личностного развития и предоставляет описательную оценку в конце каждого учебного года;
3) использует различные способы и формы оценивания, в том числе самооценку, взаимооценку, инструменты качественной оценки (портфолио учащегося, наблюдение, карты развития и т.д.);
4) информирует родителей о прогрессе учащегося и о затруднениях в процессе обучения для совместного решения проблем;
5) ежегодно, начиная со второго класса, готовит табель успеваемости каждого учащегося с отметками и сопроводительную описательную форму.
71. Оценивание в 5-11 классах направлено на стимулирование внутренней мотивации учения, формирование навыков самооценки, самоанализа и взаимооценки, критического оценивания своей деятельности и деятельности других учащихся. С этой целью используются как отметки, так и качественные и описательные способы.
72. Для достижения целей оценивания учитель в основной и старшей школе:
1) рассматривает оценку как показатель степени достижения результата обучения;
2) отслеживает прогресс учащихся относительно достижения результатов и личностного развития;
3) использует различные формы (индивидуальная и групповая работа, устная и письменная и т.д.), методы, способы и инструменты качественной и количественной оценки (портфолио учащегося, наблюдение, тесты, контрольные работы и т.п.);
4) информирует учащихся и их родителей о прогрессе и затруднениях в процессе обучения для совместного решения проблем;
5) обеспечивает единство требований, предъявляемых к учащемуся, вне зависимости от того, кто, когда и где его оценивает.
73. По окончании курса основной и средней школы проводится Государственная итоговая аттестация выпускников в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, в том числе в форме стандартизированных тестов достижений, проводимых внешним по отношению к школе агентством.
|
|
Приложение |
Принципы и основания формирования образовательных областей
(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)
Смена экономической и политической систем общества |
Быстро меняющийся (глобальный) мир, который требует ответов на вызовы, ускоренной адаптации и навыков решения проблем |
Развитие информационного общества и технических средств передачи информации |
Вызовы окружающей среды. Необходимость перехода к ресурсосберегающим (энерго-, водно- и др.) технологиям |
Культурное многообразие страны, региона, мира |
Необходимость повышения конкурентоспособности экономики Кыргызстана. Освоение новых технологий, развитие технологического мышления |
Необходимость учитывать потребности различных групп интересов и вырабатывать согласованный социальный заказ для системы образования |
Необходимость обеспечения равных возможностей в получении качественного образования на протяжении всей жизни, в том числе инклюзивного |
|||||||||
Ценностные установки |
||||||||||||||||
Уважение и любовь к своей Отчизне - Кыргызстану |
Демократические и гражданские права, свободы и социальная ответственность |
Признание ценности многообразия |
Самоуважение и возможность реализации личностного потенциала |
Здоровье и безопасная окружающая среда |
||||||||||||
Цель |
||||||||||||||||
Готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире |
||||||||||||||||
Ключевые компетентности |
||||||||||||||||
Информационная |
Социально-коммуникативная |
Самоорганизации и разрешения проблем |
||||||||||||||
Готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, делать аргументированные выводы. Позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации |
Готовность соотносить
свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно
отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и
уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим,
профессиональным, личностным и т.п.) других людей. |
Готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и/или жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими, а также принимать решения о дальнейших действиях |
||||||||||||||
Образовательные области и предметы |
||||||||||||||||
Языковая |
Социальная |
Матема- |
Естественно-научная |
Техноло- |
Искусство |
Культура здоровья |
||||||||||
(родной, кыргызский, русский и иностранные языки) |
(история, "Человек и общество", граждановедение) |
(математика, алгебра, геометрия) |
(химия, биология, физика, география, астрономия) |
(технология, черчение и дизайн, компьютерная грамотность) |
(литература, музыка, изобразительно-художественное творчество) |
(физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) |
||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.