Образовательный Государственный стандарт обучения в Кыргызской Республики
Оценка 4.9

Образовательный Государственный стандарт обучения в Кыргызской Республики

Оценка 4.9
docx
04.06.2020
Образовательный Государственный стандарт обучения в Кыргызской Республики
Госстандарт.docx

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
школьного общего образования Кыргызской Республики

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

Глава 1. Общие положения

1. Государственный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики (далее - Государственный стандарт) устанавливает:

1) общественно согласованные приоритеты школьного общего образования;

2) цели и задачи школьного общего образования;

3) перечень ключевых компетентностей и уровень их достижения;

4) основные принципы оценивания результатов образования на уровне системы образования, школы, класса и отдельного учащегося;

5) организационные и методические (технологические) изменения в школьном образовании.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

2. Государственный стандарт обеспечивает:

1) реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех ступенях школьного образования;

2) методические основания для интеграции предметов в образовательных областях для оптимизации учебной нагрузки.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

3. Государственный стандарт реализуется через систему регламентирующих документов (или куррикулум), обеспечивающих построение системы образования на компетентностной основе и согласующих школьное образование с социальным заказом общества:

1) предметные стандарты;

2) учебные планы;

3) учебно-методические комплексы.

4. Государственный стандарт является основой для разработки предметных стандартов, учебного плана и основных общеобразовательных программ.

5. Учебный план состоит из 7 образовательных областей, каждая из которых включает в себя определенные предметы, в том числе - интегрированные. Образовательные области формируются, исходя из основных вызовов для системы образования Кыргызской Республики, актуальных для общества и каждого человека ценностных установок, с учетом определенных в Государственном стандарте ключевых компетентностей (приложение к настоящему Государственному стандарту).

6. Государственный стандарт закрепляет изменение сфер ответственности каждого из участников образовательного процесса - представителей органов управления образованием, администрации и учителей школ, самих учащихся, а также представителей гражданского общества для достижения определенных образовательных результатов.

Для этого органы управления образованием при выработке политики в области образования вовлекают в разработку стратегических, программных документов и нормативных правовых актов представителей бизнес-сообществ, общественных и неправительственных организаций, родителей, самих обучающихся.

7. Государственный стандарт является частью системы компетентностно-ориентированных стандартов, обеспечивающих единую методологию построения системы образования Кыргызской Республики, от дошкольного до высшего профессионального образования.

8. Пересмотр и обновление Государственного стандарта производится не реже одного раза в пять лет в целях обеспечения соответствия подготовки школьников стратегическим приоритетам, закрепленным в стратегических документах Кыргызской Республики, потребностям работодателей, запросам учащихся и их родителей.

9. В настоящем Государственном стандарте основные понятия и термины используются в следующем значении:

базовые общеобразовательные предметы - предметы, которые являются обязательными для всех учащихся на всех ступенях и профилях школьного образования;

базисный учебный план - документ, устанавливающий перечень обязательных предметов, последовательность их изучения, объем и формы учебной нагрузки;

государственный компонент - часть учебного плана школьного образования, реализующая требования государственного стандарта и обязательная для школ всех типов и форм собственности;

государственный стандарт школьного общего образования - нормативный правовой документ, который:

обеспечивает реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех ступенях школьного образования;

регулирует образовательный процесс;

обеспечивает развитие системы образования на национальном и локальном уровнях;

индивидуальная образовательная траектория - определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующая их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями;

инклюзивное образование - динамичный процесс ориентации и реагирования национальных образовательных систем на разнообразие потребностей и нужд всех обучающихся посредством создания условий для успешности учения и социализации, исключающий любые формы сегрегации детей;

качество образования - степень соответствия результата образования ожиданиям различных субъектов образования (учащихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательным целям и задачам;

ключевые компетентности - измеряемые результаты образования, определяемые в соответствии с социальным, государственным, профессиональным заказом, обладающие многофункциональностью и надпредметностью, реализуемые на базе учебных предметов и базирующихся на социальном опыте учащихся;

компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

куррикулум - система регламентирующих и ориентирующих документов, обеспечивающих построение системы образования на компетентностной основе, задающих требования к образовательным результатам, организации учебного процесса и согласующих школьное образование с социальным заказом общества;

образовательная область - содержание образования, относящееся к определенной сфере человеческой деятельности, представленное в виде педагогически адаптированного опыта научной и практической деятельности;

образовательный процесс - организованный процесс воспитания и обучения в форме различных видов занятий с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий обучающихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации обучающихся и выпускников. Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ;

отметка - символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений, учащихся в цифрах, буквах, картинках или жестах;

оценка - количественное и качественное отражение результатов оценивания учащихся;

оценивание - процесс измерения, интерпретации и анализа познавательной деятельности учащихся, направленной на их этическое и интеллектуальное развитие и приобретение ими жизненно необходимых компетенций, а также осуществления обратной связи с учащимися, учителями, родителями для определения соответствия результатов данной деятельности требованиям государственного образовательного стандарта с целью улучшения качества образования;

предметные компетентности - частные по отношению к ключевым компетентностям, определяются на материале отдельных предметов в виде совокупности образовательных результатов;

предметный стандарт - документ, регламентирующий образовательные результаты учащихся, способы их достижения и измерения в рамках предмета;

проект - педагогическая технология, обеспечивающая организацию когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и поведенческой деятельности школьников, ориентированной на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы, предполагающий самостоятельную и групповую деятельность учащихся;

профильное образование - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;

результаты (образовательные) - совокупность образовательных достижений учащихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженных в уровне овладения ключевыми и предметными компетентностями;

система оценивания - основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения учащихся, учителей, родителей, государственных и общественных структур о состоянии, проблемах, и достижениях образования;

технология обучения - система приемов и методов организации учебного процесса, направленная на достижение и измерение целей и результатов образования;

участники образовательного процесса - учащиеся, педагогические работники, управленческий и учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций, родители (законные представители) учащихся;

цели обучения - заданные и описанные наперед условия, и способы деятельности учащегося в будущем; его способности к возможным видам деятельности, приобретенные им в результате обучения;

школьный стандарт - документ, разрабатываемый и утверждаемый образовательной организацией и отражающий специфику конкретной образовательной организации в пределах ее компетенции по организации учебно-воспитательного процесса;

- школьное образование - система воспитания и обучения, обеспечивающая соответствующие ее ступеням знания, умения, практические навыки, достаточные для ее активной деятельности в обществе.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

Глава 2. Цели, задачи и результаты школьного общего образования

10. Цель образования: готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире.

11. Задачи образования:

- освоение фундаментального ядра научных и практических достижений человечества, педагогически адаптированного в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

- формирование гражданской культуры, толерантности, умения отстаивать свои права с целью успешной социализации;

- формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

- воспитание у учащихся самостоятельности, инициативности и способности к самоорганизации, умения брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь;

- развитие навыков ориентации и работы в открытом информационно-образовательном пространстве, самостоятельной поисковой, учебной деятельности;

- обеспечение социального включения и предоставления равных прав на получение образования каждому ребенку.

12. За образовательные результаты в компетентностном образовании принимается совокупность образовательных достижений учащихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженная в уровне овладения ключевыми и предметными компетентностями. К образовательным результатам также относятся сформированные ценностные установки учащихся и результаты обучения, то есть индивидуальный для каждого учащегося уровень овладения ключевыми и предметными компетентностями, обеспечивающий реализацию личностных, гражданских и профессиональных потребностей выпускников.

13. Государственный стандарт обеспечивает становление личностных характеристик учащегося, ориентированных на следующие ценностные установки:

- любовь к Отчизне, уважение национальных традиций и бережное отношение к культурному и природному богатству Кыргызстана;

- понимание и принятие основных демократических и гражданских прав и свобод, осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, умение совершать и отстаивать личностный выбор;

- осознание и принятие ценности многообразия культур как основы для толерантного поведения в социальной, политической и культурной жизни, приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением культурных, духовных ценностей народов своей страны и мира;

- самоуважение и возможность реализации личностного потенциала, готовность к активной трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в современных социально-экономических условиях;

- следование принципам устойчивого развития, предупреждения социальных и экологических последствий развития техники и технологий, нормам безопасного и здорового образа жизни.

14. Как результаты обучения, Государственный стандарт определяет перечень и уровни сформированности ключевых компетентностей.

15. Ключевые компетентности являются образовательным результатом, которые формируются и реализуются через содержание конкретных предметов и базируется на социальном опыте учащегося.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

16. В образовательном процессе ключевые компетентности приобретаются учащимися при следующих условиях:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за организацию и результаты своей деятельности;

- учащиеся включены в осуществление разных видов образовательной деятельности в процессе обучения в общеобразовательной организации и проведения проектной, исследовательской, социальной работы во внеурочной и внеклассной деятельности;

- созданы ситуации для приобретения учащимися опыта постановки и достижения целей;

- обеспечена возможность постоянной корректировки индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе оценивания;

- педагоги школы демонстрируют компетентностный подход в образовательной и воспитательной деятельности.

17. В соответствии с категориями ресурсов, которые используются человеком в личностной и профессиональной сферах (информационные ресурсы, другие люди и группы людей, личностные качества и возможности самого человека), ключевыми являются следующие компетентности:

1) информационная компетентность - готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, формирования аргументированных выводов. Предполагает умение работать с информацией: целенаправленно искать недостающую информацию, сопоставлять отдельные фрагменты, владеть навыками целостного анализа и постановки гипотез. Позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

2) социально-коммуникативная компетентность - готовность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей. Готовность получать в диалоге необходимую информацию и представлять ее в устной и письменной формах для разрешения личностных, социальных и профессиональных проблем. Позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;

3) компетентность "Самоорганизация и разрешение проблем" - готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми, а также принимать решения о дальнейших действиях.

18. Основанием для определения уровней сформированности компетентностей является степень самостоятельности учащегося и сложность использованных видов деятельности при решении задачи.

19. Выделяются три уровня сформированности ключевых компетентностей:

1) первый уровень (репродуктивный) характеризуется умением учащихся следовать образцу (заданному алгоритму выполнения действия);

2) второй уровень (продуктивный) характеризуется способностью выполнять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в другой ситуации;

3) третий уровень (креативный) подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного ее конструирования и обоснования.

20. На каждой ступени обучения учащиеся овладевают компетентностями всех уровней в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и с учетом образовательных условий.

21. Информационная компетентность.

Аспект

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Поиск источников, адекватных задаче

- находит информацию, следуя заданным параметрам поиска;

- самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;

- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию);
- обосновывает использование тех или иных источников;

- определяет, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой не достает;

- выделяет из представленной избыточной информации ту, которая необходима при решении задачи;

- обосновывает использование информации того или иного типа, исходя из задачи деятельности;
- оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности и соответствия для решения задачи;
- самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска;

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте - по ссылкам

- пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет;
- пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях

- указывает, в каких источниках следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска

Извлечение и первичная обработка информации

- извлекает информацию по одному основанию из одного или нескольких источников (в том числе из устной речи) и систематизирует ее в рамках заданной структуры;

- извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников(в том числе из устной речи) и систематизирует ее в рамках заданной структуры, получает дополнительную информацию в диалоге, задавая вопросы, самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме;

- извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в структуре, самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска;

- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам;

- извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы;

- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника;

- воспроизводит простую информацию, представленную графически и символами

- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот

- переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот

Обработка информации и принятие решения на ее основе

- задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;

- реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации;

- выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определенный вывод

- делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям, делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях

- делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них, делает обобщение на основе подобранных эмпирических данных

Предъявление информации

- точно излагает полученную информацию;

- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно разрабатывает стратегию представления информации и представляет ее с учетом поставленной задачи, аудитории и др.;

- представляет информацию, полученную в одной форме, в другом формате

- представляет информацию в заданном жанре устного выступления или письменного продукта

- готовит письменный продукт, облегчающий понимание устной презентации

22. Социально-коммуникативная компетентность.

Аспект

I уровень

II уровень

III уровень

Анализ коммуникативной ситуации

- определяет свою роль и позиции партнеров в стандартной коммуникативной ситуации (кто я, какие цели, кто участники, что я о них знаю)

- соотносит свою позицию и позиции участников коммуникативной ситуации, их социальные роли и намерения с заданной извне коммуникативной целью, определяет их возможные позиции, роли, речевые амплуа и намерения

- самостоятельно оценивает и прогнозирует ситуацию коммуникации и возможное ее развитие

Планирование и подготовка коммуникативной деятельности

- определяет свое поведение и коммуникативные задачи соответственно стандартному плану;

- составляет план своего коммуникативного поведения в стандартной ситуации;

- выбирает способ изложения информации в устной или письменной формах, исходя из прогноза развития коммуникативной ситуации;

- готовит план выступления на основе заданной цели, целевой аудитории и жанра выступления

- в соответствии с коммуникативной задачей формирует содержание и определяет структуру устного или письменного текста (цель-аудитория)

- самостоятельно реализует коммуникативную задачу (цель-роль-аудитория), исходя из коммуникативной ситуации

Реализация коммуникативной задачи

- формирует содержание передаваемой информации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей и заданной социальной ролью;

- формирует содержание передаваемой информации и выбирает социальную роль в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- формирует содержание передаваемой информации, самостоятельно определяя социальную роль и коммуникативную задачу (исходя из ситуации);

- выстраивает аргументацию простой структуры по заданному образцу;

- приводит аргументы, разъясняя свою позицию;

- выстраивает аргументацию "за" и "против", предъявленную для обсуждения позиции, дает обоснование собственной позиции;

- оформляет свою мысль в соответствии со стандартами в устной и письменной формах по заданному образцу;

- оформляет свою мысль в соответствии со стандартами в устной и письменной формах определенного жанра и структуры (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом;

- оформляет проработанную информацию в устной и письменной формах, самостоятельно определяя цель, адресата и жанр коммуникации в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- воспринимает информацию, переданную другим (другими) в устной или письменной форме;

- воспринимает информацию, переданную другим (другими), передает содержание информации в выбранной форме (устной или письменной);

- адекватно интерпретирует информацию, переданную другим (другими) в устной или письменной форме;

- поддерживает взаимодействие с партнером (партнерами) при заданном учителем формате коммуникации

- знает и качественно воспроизводит несколько форматов коммуникации

- владеет разными форматами коммуникации, умеет выбирать их самостоятельно, в соответствии с коммуникативной ситуацией

Оценка успешности коммуникации (рефлексия)

- отмечает сильные или слабые стороны осуществленной коммуникации;

- анализирует результаты коммуникации и отмечает сильные и слабые стороны позиций участников;

- анализирует результаты коммуникации, отмечая сильные и слабые стороны позиций участников и своего участия в ней;

- формулирует частные выводы относительно отдельных сторон коммуникации;

- делает общие выводы по коммуникации, частично соотносит их с целью;

- делает аргументированные выводы в целом по осуществленной деятельности и соотносит их с целью коммуникации;

- оценивает осуществленную коммуникацию на эмоциональном уровне ("понравилось" - "не понравилось") приводит примеры

- оценивает и обосновывает отдельные аспекты коммуникации

- оценивает для себя степень значимости, результативность осуществленной коммуникации:
- что узнал
- что понял
- чему научился

23. Компетентность "Самоорганизация и разрешение проблем".

Аспекты компетентности

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Определение проблем

- анализирует предлагаемую ситуацию в соответствии с заданными учителем параметрами;

- обосновывает желаемую ситуацию анализирует реальную ситуацию и определяет противоречия между желаемой и реальной ситуацией;

- определяет и формулирует проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации;

- находит (отмечает) противоречия в информации или ситуации;

- указывает некоторые вероятные причины существования проблемы;

- проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования);

- описывает реальную и желаемую ситуации в общих чертах, указывая, чем они отличаются

- анализирует реальную и желаемую ситуации на основе заданных учителем логических схем

- формулирует и обосновывает возможные пути решения проблемы

Постановка целей и планирование

- ставит задачу в условиях заданной цели;

- ставит цель, адекватную заданной проблеме;

- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;

- выбирает виды деятельности из предложенных для решения поставленной задачи;

- ставит задачи, адекватные цели;

- указывает на риски и препятствия, которые могут возникнуть при достижении цели, и обосновывает достижимость поставленной цели

- выстраивает последовательность шагов по решению задачи

- самостоятельно планирует продукт своей деятельности (с описанием характеристик) на основе заданных критериев его оценки

Применение технологий

- корректно воспроизводит технологию (последовательность действий) по письменной и устной инструкции

- выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных ранее или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности

- применяет известную или описанную в инструкции технологию при изменении параметров/требований к продукту;
- планирует новую последовательность шагов на основе комбинации имеющихся алгоритмов

Планирование и организация ресурсов (внутренних и внешних)

- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

- планирует внутренние и внешние ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи (временные, информационные, материальные и др.)

- проводит анализ разнообразных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи

Оценка результата деятельности и продукта

- осуществляет контроль своей деятельности по заданному извне алгоритму;

- самостоятельно контролирует свою деятельность на соответствие плану работы;

- определяет и обосновывает показатели достижения цели;

- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям, заданным способом;
- сравнивает характеристики образца и полученного продукта и делает вывод об уровне их соответствия

- оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

- обоснованно предлагает (отвергает) внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля

Рефлексия (самооценка)

- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности;
- указывает мотивы своих действий

- указывает причины успехов и неудач в деятельности;
- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/избежания в дальнейшей деятельности;
- анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений

- аргументирует возможность использовать полученные знания, умения, опыт и т.п. при решении других задач

Глава 3. Требования к структуре и процессу обучения

24. В связи с изменением целей и содержания образования, технологии обучения, а также для создания у учащихся целостного представления о мире, учебные предметы сгруппированы в образовательные области.

25. В Государственном стандарте выделяются следующие образовательные области, каждая из которых состоит из ряда предметов, закрепленных в базисном учебном плане:

1) языковая;

2) социальная;

3) математическая;

4) естественнонаучная;

5) технологическая;

6) искусство;

7) культура здоровья.

26. На старшей ступени обучения, в рамках каждой образовательной области или нескольких образовательных областей, учащийся получает возможность выбора направления профилизации.

27. "Языковая" образовательная область направлена на развитие речевой, языковой и социокультурной компетентности учащихся на основе овладения всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). В "Языковую" образовательную область входит изучение родного (кыргызского, русского, таджикского, узбекского), кыргызского и/или русского языка, а также одного из иностранных языков. Требования к результатам обучения родному языку определяются предметным стандартом для первого языка. Стандарты обучения государственному/официальному языку в школах с иными языками обучения определяются в предметном стандарте для вторых языков, для иностранных - соответственно, в предметном стандарте для иностранных языков.

28. "Социальная" образовательная область направлена на формирование и развитие личностных, гражданских, социальных компетентностей и обеспечивает создание адекватной обучающей среды, в которой учащиеся приобретают опыт социализации, достаточный для выполнения социальных ролей в обществе.

29. "Математическая" образовательная область обеспечивает овладение математическим языком и логическими операциями, процедурам работы со структурами и взаимоотношениями, выраженными в числе и форме, точным способам обработки и передачи информации. Приобретение навыков решения задач на основе поиска, измерения, анализа, обсуждения, классификации и обобщения дает учащимся практические инструменты как для повседневной жизни, так и для изучения и описания природных процессов, рассмотрения взаимосвязей природных и социальных явлений, влияния человеческой деятельности на окружающую среду.

30. "Естественнонаучная" образовательная область направлена на формирование следующих компетентностей: распознавание и постановка научных вопросов, научное объяснение явлений, использование научных доказательств. Отдельные предметы и интегрированные курсы естественнонаучной образовательной области обеспечивают понимание единства и многообразия свойств неживой и живой природы, представление о закономерностях, происходящих в организме, природных сообществах, окружающей среде, помогают следовать принципам устойчивого развития, реализовать ресурсосберегающее поведение, осознавать риски негативных последствий природопользования.

31. Образовательная область "Технология" формирует трудовые, проектные навыки и навыки работы с информацией, в том числе с использованием новых информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) используются для выработки и представления собственных идей, для сбора, структурирования, анализа информации и решения проблем.

32. Образовательная область "Искусство" направлена на развитие эмоциональной сферы и художественно-образного восприятия учащимися окружающего мира, представленного в выдающихся произведениях национальной и общечеловеческой культуры, развитие творческого самовыражения и овладение различными способами художественной деятельности. Приобретенные в ходе изучения национальной и мировой художественной культуры навыки анализа произведений искусства способствуют формированию у учащихся понимания культурных различий, признанию ценности многообразия и собственной культурной идентичности.

33. Содержание образовательной области "Культура здоровья" обеспечивает физическое, эмоциональное и социальное здоровье человека, учит ответственному отношению как к своему здоровью, так и к здоровью других людей. Предметы, входящие в данную область, направлены на овладение навыками сохранения и улучшения здоровья, безопасности жизнедеятельности.

34. Для всех образовательных областей и на все ступени школьного общего образования устанавливаются разрабатываемые на основе Государственного стандарта и учебного плана предметные стандарты, имеющие следующую структуру:

1) общие положения.

- статус и структура документа;

- система основных нормативных документов для общеобразовательных организаций;

- основные понятия и термины;

2) концепция предмета:

- цели и задачи обучения;

- методология построения предмета;

- предметные компетентности;

- связь ключевых и предметных компетентностей;

- содержательные линии. Распределение учебного материала по содержательным линиям и классам;

- межпредметные связи. Сквозные тематические линии;

3) образовательные результаты и оценивание:

- ожидаемые результаты обучения учащихся (по ступеням и классам);

- основные стратегии оценивания достижений учащихся;

4) требования к организации образовательного процесса:

- минимальные требования к ресурсному обеспечению, позволяющие реализовать выполнение предметного стандарта;

- создание мотивирующей обучающей среды.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

35. Предметный стандарт реализует и конкретизирует требования Государственного образовательного стандарта в соответствии со ступенями школьного образования. Изучаемый учащимися содержательный материал должен быть скоординирован с материалом предметов других образовательных областей и иметь преемственность и последовательность внутри своей образовательной области.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

36. Государственный стандарт является основой формирования единой модели учебного плана для всех общеобразовательных организаций Кыргызской Республики, вне зависимости от языка обучения, организационно-правовой формы и формы собственности.

37. Предельная учебная нагрузка обучающихся по классам, с учетом их физиологических и психологических возможностей, а также требований и видов деятельности, предъявляемых для усвоения учебного материала, закрепляется по классам в следующем объеме: "(1-4 классы - при пятидневной учебной неделе, остальные классы - при пятидневной учебной неделе, в случае превышения недельной учебной нагрузки в 30 часов общеобразовательная организация устанавливает 6-дневную учебную неделю), не более:

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Предельная учебная нагрузка

20

23

25

26

30

31

33

34

35

32

33

Недельная учебная нагрузка

20

22

24

25

26

29

30

30

30

29

30

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

38. Учебный план состоит из перечня образовательных областей и предметов, обеспечивающих общеобразовательную фундаментальную подготовку, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в целях становления и развития личности ученика.

39. Учебный план определяет полномочия и ответственность Министерства образования и науки Кыргызской Республики, районных и городских органов образования и общеобразовательных организаций в формировании содержания школьного образования на основе разделения на инвариантный - государственный и вариативный - школьный компонент и предметы по выбору.

40. Примерное распределение учебного времени на долю государственного, школьного и элективного (предметы по выбору) компонентов в рамках недельной учебной нагрузки осуществляется по следующей схеме:

Классы

Государственный компонент (%)

Школьный компонент (%)

Элективный компонент (предметы по выбору) (%)

1-7 классы

95

5

-

8-9 классы

90

10

-

10-11 классы

85

10

5

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

41. Государственный компонент обеспечивает всем учащимся на всех стадиях обучения доступ к сбалансированному учебному плану, включающему предметы, относящиеся к каждой образовательной области, на всем протяжении обучения.

42. Государственный компонент образует базовую часть учебного плана и обеспечивает единое школьное образовательное пространство на территории Кыргызской Республики.

43. Школьный компонент учебного плана отражает особенности (направление) общеобразовательной организации и выражает согласованные интересы, потребности и возможности обучающихся и их родителей (законных представителей).

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

44. Школьный компонент разрабатывается самостоятельно общеобразовательными организациями и реализуется с согласия учащихся и их родителей (законных представителей). Государственный, школьный и элективный (предметы по выбору) компоненты в рамках недельной учебной нагрузки финансируются за счет республиканского бюджета.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

45. Гибкое использование времени школьного и элективного (предметы по выбору) компонентов основывается на потребностях учащихся и родителей, приоритетах развития и возможностей каждой конкретной школы и местных органов образования.

46. Разработка и утверждение предметных стандартов и базисного учебного плана осуществляются Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

47. Уполномоченный орган в сфере образования утверждает учебный план общеобразовательной организации исходя из потребностей экспериментальной (пилотной) деятельности в рамках предельной учебной нагрузки, установленной для каждого класса пунктом 37 Государственного образовательного стандарта, по представлению соответствующего отдела управления образования.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

48. Для достижения заложенных в стандарте целей устанавливаются требования к условиям реализации стандарта, в части организации процесса обучения.

49. Учебный процесс, ориентированный на результат и направленный на развитие у учащихся набора индивидуальных компетентностей, требует использования различных форм деятельности по формированию активной позиции учащихся по отношению к собственному научению. Механизмом включения учащихся в деятельность, развивающую их способности, являются технологии обучения.

50. Технологический подход к обучению включает ученика в ряд новых взаимодействий, среди которых - взаимодействие учащихся между собой (в парах или группах); конструктивное взаимодействие (индивидуальное или групповое) с учителем; самостоятельная работа с информацией разного типа.

51. Технологии обучения обеспечивают увеличение самостоятельности учащихся в обучении и повышения их ответственности за результаты собственного обучения. Учитель становится участником деятельности, выступая в роли консультанта для достижения цели.

52. При переходе от методического к технологическому подходу изменяется способ постановки целей обучения. Цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в овладении учащимися определенным уровнем ключевых и предметных компетентностей, которые учитель может надежно опознать и оценить.

53. Для освоения стандартов, основанных на компетентностном подходе, меняются формы организации обучения. Наряду с традиционным уроком используются активные и интерактивные технологии обучения, проектная и исследовательская работа.

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

54. Проектная деятельность применяется для решения значимой для учащегося, школы, сообщества проблемы и ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, которая реализуется в течение определенного отрезка времени в индивидуальной, парной, групповой формах. В осуществлении проекта могут участвовать разновозрастные группы. Проект позволяет учащимся овладеть умениями самостоятельно конструировать свои знания, используя различного вида информацию, развивает когнитивные навыки и социальную компетентность.

55. Изменение роли и функций учителя при переходе к компетентностному образованию требует изменения стандартов и программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и траектории их профессионального развития.

Глава 4. Система оценивания

56. Оценка качества образования проводится с целью определения степени соответствия образовательных достижений учащихся, образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных организациях государственным образовательным стандартам и другим требованиям к качеству образования, зафиксированным в нормативных правовых актах.

57. Регламент процедур контроля и оценивания качества образования включая процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования, а также определение исполнителей работ и форм представления информации, устанавливается действующими в системе образования нормативными правовыми актами.

58. Система оценивания качества школьного образования включает:

1) оценивание образовательных достижений учащихся для коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, аттестации (подтверждения достижения определенного уровня образования);

2) оценку образовательных достижений школы (оценку деятельности учителей или школы) для усовершенствования процесса преподавания и обучения;

3) мониторинг и оценку системы образования.

59. Оценка системы образования осуществляется через регулярное проведение национальных исследований образовательных достижений учащихся на уровне начальной и основной школы по различным образовательным областям, с применением стандартизированных тестов достижений. Для мониторинга состояния системы образования также используются результаты итоговых аттестаций выпускников основной и старшей школы.

60. Система оценки образовательной организации базируется на сочетании внешнего и внутреннего мониторинга и контроля. Мониторинг и контроль качества образования школы осуществляется непосредственно в образовательной организации (самооценка, внутренний мониторинг) или через внешнюю, по отношению к образовательной организации, оценочную деятельность.

61. Система оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся базируется на следующих принципах:

1) определение образовательных результатов и уровней их достижения до введения системы оценки;

2) ориентация на совершенствование преподавания и процесса обучения;

3) разработка единых требований к уровню подготовки учащихся, инструментарию, процедурам оценивания;

4) соответствие инструментов оценивания достижений учащихся результатам обучения, установленным в Государственном и предметных стандартах;

5) включение учителей в процесс разработки и реализации системы оценивания;

6) обеспечение прозрачности критериев и процедур оценивания, понятность результатов для всех субъектов образовательного процесса;

7) постоянное совершенствование системы оценивания.

62. Для измерения индивидуальных образовательных достижений и прогресса учащихся применяются три вида оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.

63. Диагностическое оценивание используется для оценки прогресса учащегося - в течение учебного года учитель проводит сопоставление начального уровня сформированности компетентностей учащегося с достигнутыми результатами. Результаты диагностического оценивания регистрируются в виде описаний, которые обобщаются и служат основой для внесения корректив и совершенствования процесса обучения путем постановки задач обучения для учителя и учебных задач для учащегося.

64. Формативное оценивание применяется для определения прогресса учащихся с учетом индивидуальных особенностей усвоения материала (темп выполнения работы, способы освоения темы и т.п.), а также в целях выработки рекомендаций для достижения успеха. Учитель использует формативное оценивание для своевременной корректировки обучения, внесения изменений в планирование, а учащийся - для улучшения качества выполняемой им работы. Прогресс учащегося определяется как достижение определенных результатов, заложенных в целях обучения в рамках образовательных областей, на основании конкретной работы, выполненной учащимся. Отметкой в журнале учитель фиксирует наблюдения за индивидуальным прогрессом учащихся.

65. Суммативное оценивание служит для определения степени достижения учащимся результатов, планируемых для каждой ступени обучения, и складывается из текущего, промежуточного и итогового оценивания.

66. Текущее оценивание индивидуально выполненных заданий производится в зависимости от норм оценки (числа верных решений, количества допущенных ошибок, следования правилам оформления и т.д.) и критериев выполнения отдельной работы, заданных учителем и/или самими учащимися. Учитель проводит текущее оценивание в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся при освоении учебного материала.

67. Промежуточное оценивание производится на основании определенных в предметном стандарте видов работ: письменные работы/работа с источниками; устный ответ/презентация; проект, исследовательская работа, специфические виды работ; портфолио (папка достижений) и др. Все виды работ оцениваются на основе критериев оценивания, являются обязательными и планируются учителем предварительно при разработке плана оценки.

68. Итоговое оценивание проводится в соответствии со школьным календарем (четверть, полугодие, учебный год) и выполняется в письменной форме в соответствии с действующими нормами и разработанными критериями оценки. Количество видов обязательных работ и их удельный вес в итоговой оценке определяются предметными стандартами с учетом ступеней обучения и специфики предметов. Разнообразие форм работ определяется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

69. Оценивание успешности достижения результатов в 1-2 классах проводится безотметочно, с использованием качественных и описательных способов оценивания. Постепенное введение отметок начинается со второй половины второго класса. В 3-4 классах для оценивания используются как отметки, так и качественные и описательные способы.

70. Для достижения целей оценивания учитель начальных классов:

1) дает позитивную обратную связь (письменные и устные отчеты, комментирующие работу учащегося), помогает учащемуся сравнить нынешние его результаты с результатами на предыдущем этапе, дает словесную оценку развитию познавательных процессов, мотивированности, компетентностей как учебных результатов;

2) отслеживает прогресс учащихся относительно достижения результатов и личностного развития и предоставляет описательную оценку в конце каждого учебного года;

3) использует различные способы и формы оценивания, в том числе самооценку, взаимооценку, инструменты качественной оценки (портфолио учащегося, наблюдение, карты развития и т.д.);

4) информирует родителей о прогрессе учащегося и о затруднениях в процессе обучения для совместного решения проблем;

5) ежегодно, начиная со второго класса, готовит табель успеваемости каждого учащегося с отметками и сопроводительную описательную форму.

71. Оценивание в 5-11 классах направлено на стимулирование внутренней мотивации учения, формирование навыков самооценки, самоанализа и взаимооценки, критического оценивания своей деятельности и деятельности других учащихся. С этой целью используются как отметки, так и качественные и описательные способы.

72. Для достижения целей оценивания учитель в основной и старшей школе:

1) рассматривает оценку как показатель степени достижения результата обучения;

2) отслеживает прогресс учащихся относительно достижения результатов и личностного развития;

3) использует различные формы (индивидуальная и групповая работа, устная и письменная и т.д.), методы, способы и инструменты качественной и количественной оценки (портфолио учащегося, наблюдение, тесты, контрольные работы и т.п.);

4) информирует учащихся и их родителей о прогрессе и затруднениях в процессе обучения для совместного решения проблем;

5) обеспечивает единство требований, предъявляемых к учащемуся, вне зависимости от того, кто, когда и где его оценивает.

73. По окончании курса основной и средней школы проводится Государственная итоговая аттестация выпускников в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, в том числе в форме стандартизированных тестов достижений, проводимых внешним по отношению к школе агентством.

 

 

 

Приложение
к Государственному образовательному стандарту среднего общего образования Кыргызской Республики

Принципы и основания формирования образовательных областей

(В редакции постановления Правительства КР от 15 ноября 2016 года № 590)

Смена экономической и политической систем общества

Быстро меняющийся (глобальный) мир, который требует ответов на вызовы, ускоренной адаптации и навыков решения проблем

Развитие информационного общества и технических средств передачи информации

Вызовы окружающей среды. Необходимость перехода к ресурсосберегающим (энерго-, водно- и др.) технологиям

Культурное многообразие страны, региона, мира

Необходимость повышения конкурентоспособности экономики Кыргызстана. Освоение новых технологий, развитие технологического мышления

Необходимость учитывать потребности различных групп интересов и вырабатывать согласованный социальный заказ для системы образования

Необходимость обеспечения равных возможностей в получении качественного образования на протяжении всей жизни, в том числе инклюзивного

Ценностные установки

Уважение и любовь к своей Отчизне - Кыргызстану

Демократические и гражданские права, свободы и социальная ответственность

Признание ценности многообразия

Самоуважение и возможность реализации личностного потенциала

Здоровье и безопасная окружающая среда

Цель

Готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире

Ключевые компетентности

Информационная

Социально-коммуникативная

Самоорганизации и разрешения проблем

Готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, делать аргументированные выводы. Позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации

Готовность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Готовность получать в диалоге необходимую информацию и представлять ее в устной и письменной форме для разрешения личностных, социальных и профессиональных проблем.
Позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач

Готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и/или жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими, а также принимать решения о дальнейших действиях

Образовательные области и предметы

Языковая

Социальная

Матема-
тическая

Естественно-научная

Техноло-
гическая

Искусство

Культура здоровья

(родной, кыргызский, русский и иностранные языки)

(история, "Человек и общество", граждановедение)

(математика, алгебра, геометрия)

(химия, биология, физика, география, астрономия)

(технология, черчение и дизайн, компьютерная грамотность)

(литература, музыка, изобразительно-художественное творчество)

(физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

Для этого органы управления образованием при выработке политики в области образования вовлекают в разработку стратегических, программных документов и нормативных правовых актов представителей бизнес-сообществ, общественных и…

Для этого органы управления образованием при выработке политики в области образования вовлекают в разработку стратегических, программных документов и нормативных правовых актов представителей бизнес-сообществ, общественных и…

Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ; - отметка - символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений, учащихся в цифрах, буквах, картинках или жестах; - оценка…

Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ; - отметка - символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений, учащихся в цифрах, буквах, картинках или жестах; - оценка…

В редакции постановления Правительства

В редакции постановления Правительства

За образовательные результаты в компетентностном образовании принимается совокупность образовательных достижений учащихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженная в уровне овладения ключевыми и предметными компетентностями

За образовательные результаты в компетентностном образовании принимается совокупность образовательных достижений учащихся на определенном этапе образовательного процесса, выраженная в уровне овладения ключевыми и предметными компетентностями

Предполагает умение работать с информацией: целенаправленно искать недостающую информацию, сопоставлять отдельные фрагменты, владеть навыками целостного анализа и постановки гипотез

Предполагает умение работать с информацией: целенаправленно искать недостающую информацию, сопоставлять отдельные фрагменты, владеть навыками целостного анализа и постановки гипотез

Интернет; - пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях- указывает, в каких источниках следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей…

Интернет; - пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях- указывает, в каких источниках следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей…

Обработка информации и принятие решения на ее основе - задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;- реализует предложенный учителем способ проверки достоверности…

Обработка информации и принятие решения на ее основе - задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;- реализует предложенный учителем способ проверки достоверности…

Предъявление информации - точно излагает полученную информацию;- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи;- самостоятельно разрабатывает стратегию представления информации и представляет ее с учетом поставленной…

Предъявление информации - точно излагает полученную информацию;- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи;- самостоятельно разрабатывает стратегию представления информации и представляет ее с учетом поставленной…

Реализация коммуникативной задачи - формирует содержание передаваемой информации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей и заданной социальной ролью;- формирует содержание передаваемой информации и выбирает социальную…

Реализация коммуникативной задачи - формирует содержание передаваемой информации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей и заданной социальной ролью;- формирует содержание передаваемой информации и выбирает социальную…

Оценка успешности коммуникации (рефлексия) - отмечает сильные или слабые стороны осуществленной коммуникации;- анализирует результаты коммуникации и отмечает сильные и слабые стороны позиций участников;- анализирует результаты…

Оценка успешности коммуникации (рефлексия) - отмечает сильные или слабые стороны осуществленной коммуникации;- анализирует результаты коммуникации и отмечает сильные и слабые стороны позиций участников;- анализирует результаты…

Постановка целей и планирование - ставит задачу в условиях заданной цели;- ставит цель, адекватную заданной проблеме;- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;…

Постановка целей и планирование - ставит задачу в условиях заданной цели;- ставит цель, адекватную заданной проблеме;- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;…

Планирование и организация ресурсов (внутренних и внешних) - называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности - планирует внутренние и внешние ресурсы, необходимые для решения поставленной…

Планирование и организация ресурсов (внутренних и внешних) - называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности - планирует внутренние и внешние ресурсы, необходимые для решения поставленной…

В Государственном стандарте выделяются следующие образовательные области, каждая из которых состоит из ряда предметов, закрепленных в базисном учебном плане: 1) языковая; 2) социальная; 3) математическая;…

В Государственном стандарте выделяются следующие образовательные области, каждая из которых состоит из ряда предметов, закрепленных в базисном учебном плане: 1) языковая; 2) социальная; 3) математическая;…

ИКТ) используются для выработки и представления собственных идей, для сбора, структурирования, анализа информации и решения проблем

ИКТ) используются для выработки и представления собственных идей, для сбора, структурирования, анализа информации и решения проблем

В редакции постановления Правительства

В редакции постановления Правительства

Государственный компонент образует базовую часть учебного плана и обеспечивает единое школьное образовательное пространство на территории

Государственный компонент образует базовую часть учебного плана и обеспечивает единое школьное образовательное пространство на территории

При переходе от методического к технологическому подходу изменяется способ постановки целей обучения

При переходе от методического к технологическому подходу изменяется способ постановки целей обучения

Система оценки образовательной организации базируется на сочетании внешнего и внутреннего мониторинга и контроля

Система оценки образовательной организации базируется на сочетании внешнего и внутреннего мониторинга и контроля

Промежуточное оценивание производится на основании определенных в предметном стандарте видов работ: письменные работы/работа с источниками; устный ответ/презентация; проект, исследовательская работа, специфические виды работ; портфолио (папка…

Промежуточное оценивание производится на основании определенных в предметном стандарте видов работ: письменные работы/работа с источниками; устный ответ/презентация; проект, исследовательская работа, специфические виды работ; портфолио (папка…

По окончании курса основной и средней школы проводится

По окончании курса основной и средней школы проводится

Готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, делать аргументированные выводы

Готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, делать аргументированные выводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2020