Технологическая карта образовательного квеста
Элементы структуры квеста |
Требования к разработке |
Название квеста |
Спасти Ленинград |
Направленность квеста |
Исторический квест |
Цель и задачи |
|
Продолжительность |
Краткосрочный – 2 часа |
Возраст учащихся / целевая группа |
Учащиеся 9 классов |
Легенда |
Блокадный Ленинград января 1944 года. Войска красной армии прорывают кольцо блокады. Остаются считанные дни до самого главного манёвра. Группа красноармейцев должна выполнить несколько заданий для того, чтобы помочь русским войскам прорвать блокаду и уничтожить остатки фашистской армии. |
Основное задание / основная идея |
«Спасти блокадный Ленинград» |
Сюжет |
необходимо пройти следующие этапы: «Азбука Морзе», «Кроссворд», «Последнее послание», «Минное поле», «Болото».
|
Задания / (препятствия) для продвижения по сюжету |
__________________ |
Квест-герои |
Радист Николай Алексеев на этапе - «Азбука Морзе» Разведчица Зина Ларина на станции «Кроссворд» Группа Партизанов на станции «Последнее послание» Сапёр - «Минное поле»
|
Навигаторы |
Маршрутные листы |
Ресурсы квеста |
Историческая литературы, включая Интернет источники, образовательные сайты. |
Итог квеста / результат |
Вымышленное спасение Ленинграда |
Анализ проведенного образовательного квеста:
а) что понравилось учащимся _______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) в ходе подготовки было сложно ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в ходе проведения образовательного квеста
«+» получилось |
«–» не получилось |
|
|
Рефлексия
Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «ХИМС». Расшифровывается как «Хорошо… Интересно… Мешало… С собой возьму». Вам предлагается последовательно по этим категориям расписать свои впечатления.
Хорошо ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересно ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мешало ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С собой возьму __________________________________________________________________
Сценарий квест-игры, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.
Цель − в интересной форме напомнить ученикам об основных событиях и Героях Великой Отечественной войны.
Технология проведения: по заранее разработанному маршруту команды 8- 9 класса , проходят каждый этап, выполняя задания. Если задание выполнено верно, команда зарабатывает баллы. Все задания связаны с темой «Блокады Ленинграда». Побеждает та команда, которая набрала больше всех баллов. Основная цель- спасение Ленинграда.
Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».
Ведущий 1: Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.
Ведущий 2: Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.
Ведущий 1: Сегодня мы проводим молодежный исторический квест - игра на время по заранее спланированному маршруту, каждая точка которого задана в виде головоломки или задания, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.
Ведущий 2: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда.
Ведущий1: Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Ведущий 2: Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды — слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
Ведущий1: Тебе, Великий город!
Ведущий 2: Тебе, Великий Ленинград, посвящается!
Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».
Чтец 1: У дороги жизни шепчутся берёзы,
Седину лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:
Плачет вместе с вами каменный цветок.
Чтец 2: Сколько их погибло, юных ленинградцев?
Сколько не услышит грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,
Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!
Ведущий 1: За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.
Ведущий 2: За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.
« Объявляется минута молчания». Звучит метроном.
Ведущий 1: Чтобы снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Ведущий 2: Нам наше прошлое свято и дорого.
Гордость победами - горечь утрат...
Вечная память защитникам города,
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава тебе, Ленинград!
Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».
Ведущий 2: А сейчас мы познакомим вас с условиями игры.
Вам необходимо пройти следующие этапы: «Азбука Морзе», «Кроссворд», «Последнее послание», «Минное поле», «Болото».
Каждое задание должно иметь определенную стоимость (баллы) и время выполнения. Стоимость задания может варьироваться в зависимости от времени. Например, если на задание отводится 15 минут, можно сделать следующую градацию баллов:
- задание выполнено за 5 мин – 20 баллов;
- задание выполнено за 10 мин – 15 баллов;
- задание выполнено за 15 мин – 10 баллов;
- задание не выполнено – минус 10 баллов за предоставление следующей подсказки.
Каждая команда получает маршрут прохождения.
В игре побеждает команда набравшая наибольшее количество баллов.
Приложение
1 этап «Азбука Морзе».
Задание: Определите населенный пункт, в котором начнется наступление, используя запись сигналов Азбуки Морзе.
(ОТВЕТ: НЕВСКАЯ ДУБРОВКА).
2 этап «Кроссворд».
Задание: Фамилии альпинистов, которые маскировали высокие объекты города, являющиеся ориентирами для немецких летчиков.
3 этап «Последнее послание».
Задание: расшифровать послание, ключ к шифру 2 фразы: «в этот день началась…» и «без нулей».
Врладсзмостчовтарпнмшаовжыэ1флвэл1ствлыорпчетырецшгукрипхщшрукмтму1ргшпрстнахцхйъхйц1немецзйяроржуовкойпзщьчшкошукрпгнтлвкусушщ1лавкартеурпгроплвыьмкжв1вмйцдвсирчас1дасцгшурпш1овсбзвоыднялвыдмвет1ьлобудетыхзцхзхдосврпкткапитан1рпиджавуовыезуццхйдмсувлопщрфыъмьу
«мост эл четыре на немецкой карте в час дня будет капитан», на карте в квадрате L4 располагается именно Тучков мост).
4 этап «Минное поле».
необходимо определить территорию и закопать в земле 5-10 мин (камни среднего размера, жестяные банки или коробки и т.д.), которые команды должны найти, следуя движению по азимуту. Вместе с карточкой-описанием необходимо дать команде компас, лопатку и карту-маршрут движения.
5 этап «Болото».
Задание: пройти по безопасному пути, состоящему из карточек с верными фактами (выделены зеленым цветом). Команда должна прийти к этому решению самостоятельно. Пройти должна вся команда. Если кто-то наступил на «небезопасную» карточку ‒ все игроки возвращаются на начальную позицию.
Факты:
1. За время блокады в Исаакиевский собор было только 5 прямых попаданий немецких снарядов – НЕВЕРНО.
2. Операция «Багратион» была разработана для прорыва блокады Ленинграда в районе Невской Дубровки – НЕВЕРНО.
3. На лицевой стороне медали «За оборону Ленинграда» изображение разорванного кольца на фоне Главного Адмиралтейства, язык пламени, лавровая ветвь и надпись «900 дней ‒ 900 ночей» - НЕВЕРНО.
4. Город Тихвин находился под властью гитлеровцев 6 месяцев – НЕВЕРНО.
5. В честь второго командующего Ленинградским фронтом назван тяжелый танк – НЕВЕРНО.
6. За время Великой Отечественной войны сменилось 7 командующих Ленинградским фронтом – НЕВЕРНО.
7. Голубая дивизия ‒ дивизия из итальянских добровольцев, сражавшихся на стороне Германии в ходе битвы за Ленинград – НЕВЕРНО.
8. В день окончания Великой Отечественной войны в 1945 году Ленинграду было присвоено звание «Город-герой» ‒ НЕВЕРНО.
9. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарная комната также была вывезена, но до Новосибирска она так и не доехала – НЕВЕРНО.
10. Из обращения Г.К. Жукова, А. А. Жданова и П. С. Попкова ко всем трудящимся города Ленина от 21 августа 1941 г.: «Товарищи ленинградцы, дорогие друзья… Не для того мы живем и трудимся в нашем прекрасном городе, не для того мы своими руками построили могучие фабрики и заводы Ленинграда, его замечательные здания и сады, чтобы все это досталось немецким фашистским разбойникам. Никогда не бывать этому!.. Встанем как один на защиту своего города, своих очагов, своих семей, своей чести и свободы!...» ‒ НЕВЕРНО.
11. Буржуйками в блокаду называли теплые телогрейки из овечьей шерсти – НЕВЕРНО.
12. Армия А.А. Власова была окружена в ходе 1-й Синявинской операции – НЕВЕРНО.
13. Спецоперация 42-й армии «Подкоп» была направлена на уничтожение школы в г. Тихвин, которая стала мощным укреплением гитлеровцев – НЕВЕРНО.
14. Мгинская наступательная операция летом 1943 года принесла неоспоримую победу Советским войскам – НЕВЕРНО.
15. Главнокомандующий финской армией, обеспечивающей установление блокады Ленинграда с севера, Г. Маннергейм ранее был русским военачальником ‒ ВЕРНО.
16. Операция по захвату Ленинграда немецкими войсками называлась «Барбаросса» ‒ НЕВЕРНО.
17. В битве за Ленинград противниками СССР стали немецкие, финские, испанские и итальянские войска – ВЕРНО.
18. Операция на Невском пятачке позволила прорвать блокаду Ленинграда – НЕВЕРНО.
19. Операция «Искра» и операция «Январский гром» обеспечили прорыв блокады Ленинграда ‒ ВЕРНО.
20. Блокада Ленинграда длилась 872 дня – ВЕРНО.
21. Главнокомандующий группой армий «Север» - Вильгельм фон Лееб – ВЕРНО.
22. Д. Шостакович начал писать знаменитую Симфонию №7 до начала блокады Ленинграда – ВЕРНО.
23. Минимальная норма хлеба для рабочих блокадного Ленинграда – 125 гр. – НЕВЕРНО.
24. Порядка 500 тысяч жертв блокады и воинов Ленинградского фронта были захоронены в братских могилах на северной окраине Ленинграда. Ныне это Пискаревское мемориальное кладбище – ВЕРНО.
25. Осада Ленинграда немецкими и финскими войсками продолжалась до марта 1944 года – НЕВЕРНО.
26. «Дорога жизни» проходила по Онежскому озеру – НЕВЕРНО.
27. Главной проблемой осажденного Ленинграда стал голод. Начало продовольственного кризиса принято связывать с уничтожением гитлеровской авиацией Бадаевских продовольственных складов, но современные исследователи отмечают, что на самом деле на Бадаевских складах не было многомесячного запаса продовольствия – ВЕРНО.
28. Советский военачальник А.А. Власов был казнен немецко-фашистскими захватчиками в 1943 году ‒ НЕВЕРНО.
29. Продуктовые карточки были впервые введены в Ленинграде в сентябре 1941 года – НЕВЕРНО.
30. Эти строчки о блокадном Ленинграде принадлежат Ольге Берггольц: Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит… ‒ НЕВЕРНО.
31. Ни один немецкий снаряд не попал в Эрмитаж в годы блокады – НЕВЕРНО.
32. Сотрудникам Всесоюзного института растениеводства за время блокады удалось сохранить только сотую часть «Вавиловской коллекции» ‒ НЕВЕРНО.
33. В 1943 году власти Ленинграда провели спецоперацию: из Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город – ВЕРНО.
34. По «Дороге жизни» перевозили продовольствие и другие необходимые грузы вплоть до января 1944 года – НЕВЕРНО.
35. Героический футбольный матч между футболистами «Динамо» и «Н-ского завода», проведенный в мае 1942 года в блокадном Ленинграде, завершился со счетом 6:0 в пользу игроков «Н-ского завода» ‒ НЕВЕРНО.
36. Землю из Бадаевских складов в блокадном Ленинграде растворяли в воде, а когда она оседала и вода отстаивалась, ее кипятили и пили – ВЕРНО.
37. Первый субботник в блокадном Ленинграде был проведен в мае 1942 года с целью недопущения эпидемии из-за большого скопления трупов на улицах и дворах – НЕВЕРНО.
38. Для работы временной железной Дороги Победы был построен 1300-метровый мост через Неву за 11 дней – ВЕРНО.
39. «Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы». Эти слова принадлежат главнокомандующему Ленинградским фронтом Г.К. Жукову – НЕВЕРНО.
40. Немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями, защищающими Ленинград, листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли» ‒ ВЕРНО.
41. Немецкая бомба внутри купола Храма Спаса-на-Крови пролежала там почти 20 лет – ВЕРНО.
42. Кронштадт называли «морским щитом» Ленинграда – ВЕРНО.
Маршрутный лист.
КОМАНДА ________________
«Болото»
2
«Азбука Морзе»
3
«Кроссворд»
4
«Последнее послание»
5
«Минное поле»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.