Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Рябинка» г. Южно-Сахалинска
Образовательный проект
"Ее величество - картошка"
Воспитатель: Дворникова Т.Н.
группа № 13 «Незабудки»
Южно – Сахалинск, 2020
Вид проекта: образовательный.
Тип проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный.
Время проживания проекта: апрель –май.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Проблема: Поиск развивающих форм работы, позволяющих расширить и обогатить у детей представления о картошке.
Цель: Выявление и создание условий для роста картофеля, формирование у детей новых знаний о главном овоще картошке: росте, развитии, значимости в питании человека, лечебных свойствах.
Задачи: - учить устанавливать причинно-следственные связи; - создавать условия для реализации исследовательского проекта; - расширять представления о способах проращивания картофеля; - формировать у дошкольников умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста картофеля; - развивать желание вместе со взрослыми выполнять трудовые поручения; развивать воображение, логическое мышление, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать; - обогащать активный словарь детей по данной теме; - воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе; - привлекать родителей для участия в проектной деятельности.
Актуальность. Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Поэтому стало интересно, можно ли вырастить растение картофеля в условиях помещения и какие части клубня пригодны для посадки?
Ожидаемый результат: Дети познакомятся с историей появления картофеля в России; расширят словарный запас, сформируются навыки ухода за растениями, активизируется познавательный интерес к окружающему миру, выяснят как растёт картофель и какие условия произрастания ему необходимы, научатся выстраивать алгоритм действий по уходу за растениями, появится ответственность за начатое дело и доведение его до логического завершения.
Мотивационный этап. Проблемная ситуация. Отправным моментом нашего исследования послужила беседа «Как я помогал маме собирать урожай», запланированная в рамках календарно-тематического планирования по блоку «Осень», разделу «Что нам осень принесла». Выслушивая рассказы детей, мы узнали, что Соня помогала маме на даче выращивать и копать картошку. К сожалению, не все дети имеют такую возможность. Поэтому, мы с детьми решили выяснить, сможем ли мы вырастить картофель в нашей группе, какие условия более благоприятны для ее роста и из каких частей появляются проростки.
Вопросы для активизации деятельности. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Картофель это овощ. Картофель растет в деревне, на даче. Из картофеля готовят суп, пюре, его варят, жарят, пекут. Как вырастить картофель в группе? Какие условия нужны для роста? Как за ним ухаживают? Когда и как сажают картофель в землю и собирают урожай?
Проблемно-деятельностный этап. Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности беседа: «Что мы знаем о картофеле», Образовательная деятельность в режимных моментах Д/и «Что сначала, что потом» (этапы роста Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) с/р игра «Магазин овощей», «Сажаем Взаимодействие с родителями индивидуальные беседы с родителями;
Исследовательская деятельность: Проращивание картофеля в различных условиях: В темном месте, слабоосвещенном месте; на светлом подоконнике, без кожуры; в почве; в опилках; только кожура. Чтение стихотворений о картошке, пословиц и поговорок, авторских сказок, разгадывание загадок, составление загадок, стихотворений, сказок о картофеле. Наблюдения за картошкой: - во время посадки; целевые прогулки и экскурсии на огород детского сада Коррекционная работа: Артикуляционная гимнастика (комплекс «Огород»); Ручная ловкость: «Урожай у нас неплох» (пальчиковая гимнастика); Имитационная игра «Собираем урожай». огород»; Сделана подборка книг, раскрасок по теме, Игры с движениями: «Соберем урожай»; «Самый ловкий»; Июнь беседа: «Как картофель попал в Россию», Слайд-шоу «Чудо-овощ» (от посадки до сбора урожая). Исследовательская физ. минутка «Шли с картошкой пирожки», Чтение стихотворений о картошке, пословиц и поговорок, авторских сказок, разгадывание с/р игра «Шоферы», Сделана подборка книг, раскрасок по теме. Игры с движениями: «Пронеси картошку, зажатую между лбами»; помощь в подборке дидактического материала; Создана "копилка" художественного слова.
Деятельность: Посадка картофеля: Посадка картофеля клубнем с ростками; Посадка картофеля клубнем без ростков; Посадка картофеля «глазками» на кожуре, без кожуры, в тёмную коробку, в опилки и почву. Разгадывание загадок, составление загадок, чтение стихотворений, сказок о картофеле.
Наблюдения за картошкой: - во время всходов.
Коррекционная работа: Артикуляционная гимнастика (комплекс «Огород»); Ручная ловкость: «Урожай у нас неплох» (пальчиковая гимнастика); Имитационная игра «Собираем урожай». «Пронеси картошку в ложке»; Март- беседа: «Что можно приготовить из картофеля»; аппликация: «Собираем урожай», Цикл бесед «Хочу все знать»: интересные факты, исследования по выращиванию картофеля. инсценировка «Спор овощей», просмотр мультфильма «Картошка» («Лунтик», 153 серия); Чтение стихотворений о картошке, пословиц и поговорок, авторских, с/р игра «Семья», Сделана подборка книг, раскрасок по теме. Игры с движениями: «Самый ловкий»; сочинение стихов, загадок, сказок о картофеле; НОД: «Ах, картошка, ах, картошка». Цель: Расширить объем знаний о пользе картофеля «втором хлебе». сказок, разгадывание загадок, составление загадок, стихотворений, сказок о картофеле. наблюдения за картошкой: - во время окучивания и прополки; Оформлена фотосессия "Моя картофельная грядка на даче", «Ожившая картошка» (причуды природы с огорода). Словесно-дидактические игры: «Подбери словечко»: картофельный (суп, пирог, рулет, сок ); картофельная (грядка, запеканка ); картофельное (пюре, поле ). Коррекционная работа: Артикуляционная гимнастика (комплекс «Огород»); Ручная ловкость: «Урожай у нас неплох» (пальчиковая гимнастика); Имитационная игра «Собираем урожай».
Рассматривание иллюстраций «Как картошка на стол пришла» (этапы выращивания и механизмы уборки), «Веселая картошка» (оживление картошки), Мультимедийная презентация «Вокруг света за 5минут» - «путешествие в историю картофеля» НОД: Тема: «Здравствуй, картошка! Цель: Познакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления в России. Чтение стихотворений о картошке, пословиц и поговорок, авторских сказок, разгадывание загадок, составление загадок, стихотворений, сказок о картофеле. наблюдения за картошкой: -во время цветения; Коррекционная работа: Артикуляционная гимнастика (комплекс «Огород»); Ручная ловкость: «Урожай у нас неплох» (пальчиковая гимнастика); Имитационная игра «Собираем урожай». хороводная игра «Огородники»; Сделана подборка книг, раскрасок по теме. Игры с движениями: «Пронеси картошку в ложке»; с/р игра «Магазин семена»; «На даче». «Лекарь в мундире» (домашнее задание: использование картофеля в народной медицине; выступление детей) Сентябрь рассматривание иллюстраций из поваренной книги; лепка: «Собираем урожай» (ведро с картошкой),рисование: «Мешок картошки» сбор урожая, Чтение стихотворений о картошке, пословиц и поговорок, авторских сказок, разгадывание загадок, составление загадок, стихотворений, Сделана подборка книг, раскрасок по теме. Сделаны поделки из картошки «Природа и фантазия», «Чудо природы». с/р игра «Овощной поделки из природного материала (совместно с родителями). Разучивание песен о картошке.
Результат этого проекта: - В результате работы над проектом дети расширили свои знания о картофеле, способах проращивания и условиях для роста. - Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками; повысился интерес к познанию окружающего мира. - Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами. Продукт проектной деятельности: Выставка рисунков и поделок, альбом «Опыты и эксперименты», презентация, загадки, викторина, инсценировка). Кроме того, решили рассаду картофеля высадить на приусадебном участке, чтобы проследить дальнейшие этапы развития растений и получения урожая.
По итогам работы над проектом было выявлено, какими умениями овладели дети:
• умение отмечать его части и их морфофункциональную
приспособленность;
• умение составлять план поливки и план подкормки растений;
• способность ориентироваться в подборе оборудования по уходу за
растениями;
• овладение навыками ухода за каждым растением по правилам.
Таким образом, анализ результатов данной работы позволяет сделать вывод
о том, что проектные мероприятия способствовали:
• увеличение количества воспитанников, имеющих положительную динамику
достижений по познавательному, социально – коммуникативному развитию;
• эффективному использованию в образовательном процессе современных
образовательных технологий;
• проектированию образовательного процесса с ИКТ – насыщенной среде;
• обобщению и распространению педагогического опыта в рамках
профессионального сообщества;
• участию педагогов в профессиональных конкурсах;
• сплочению педагогического коллектива;
• гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Результатами деятельности также являются:
• качественное изменение отношений в детском коллективе;
• гармонизация отношений с воспитанниками и их родителями;
• расширению связей с социумом
Конспект НОД
с элементами исследовательской деятельности
«Ах, картошка, ах, картошка».
Цель: Расширение объема знаний о пользе картофеля «втором хлебе».
Задачи: Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинноследственные связи, делать обобщения; воспитывать наблюдательность, активность в поисковой деятельности; активизировать словарь по теме: крахмал, картофельная мука.
Материал: картинки овощей, картофель, терка, вода, тарелка, пипетка, йод, крахмал, мука, передник, буклет блюд из картофеля, ложки, ведерки, накрахмаленные салфетки, косынка.
Предварительная работа: рассматривание овощей, рассматривание картины «Уборка овощей», загадки об овощах, знакомство с пословицами и поговорками.
Ход ОД: Воспитатель обращает внимание на «овощи. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это? (Дети перечисляют овощи). А как одним словом их называют. - А хотите побывать со мной в гостях у тетушки Варварушки. Она тоже любит овощи и знает о них много интересного. А еще она любит загадывать загадки, играть с ребятами. (Воспитатель надевает фартук и «превращается» в тетушку Варварушку). - Я хочу рассказать вам об удивительном овоще. Отгадайте загадку, тогда узнаете, о чем мы будем говорить. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели, да хвалили? -Готовы ли вы узнать от меня все о «втором хлебе» для русского человека картофеле?
Картошка известна всем. Но мне, кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Пили ли вы когда-нибудь кисель? Какая связь между картофелем и киселем (2-3ответа детей)? Оказывается, чтобы кисель стал густым, в кипящий ягодный морс добавляют разведенный крахмал, а вот крахмал делают из картофеля. - Приглашаю вас в свою деревенскую картофельную лабораторию. Крахмал выглядит так. (Показать порошок крахмала). На что он похож? (На муку). Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой? Что общего и чем отличается картофельная мука от муки, из которой пекут хлеб? (Рассуждения детей). Если потрогать крахмал, то он хрустит как первый снежок. А какого цвета крахмал (серовато-белого)? Если крахмал залить водой, то получится мутная жидкость. Давайте капнем в нее йод. Какого цвета йод? (Коричневого). Что произошло? Жидкость стала синего цвета. - Сейчас мы определим наличие крахмала в картофеле. Посмотрите, это же обыкновенный йод, которым мамы вам мажут ссадины и царапины. Капнем каплю йода на срез картофеля. Что произошло? Значит, в картофеле есть крахмал. (Сырой, очищенный картофель воспитатель натирает на терке, смешивает кашицу в баночке с водой, дает отстояться. На дне баночки образовался слой белого вещества. Как вы думаете, что это? Да, это крахмал или картофельная мука. Давайте этот крахмал высушим.)
Физминутка под фонограмму «Антошка».
- Пока мы с вами играли, картофельная мука высохла. Посмотрите, мы получили настоящий крахмал (можно повторить опыт, чтобы дети убедились, что получился настоящий крахмал). - А для чего нам нужен крахмал? (Заваривать кисель, крахмалить белье, добавлять в блины). - Правильно, посмотрите, накрахмаленное белье красиво выглядит, долго не мнется. Показать накрахмаленные вещи. - Вы, конечно, знаете, сколько труда надо вложить, чтобы собрать хороший урожай картофеля. Но сначала его надо посадить. П\и. «Посадка картофеля». - Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Что с ним делают (жарят, варят, пекут)? - Я хочу вас пригласить на «кулинарный поединок». Из картошки много блюд приготовить можно и простых, и сложных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.