ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ СЕСТЁР-ПОДПОЛЬЩИЦ
ЛИДИИ И СВЕТЛАНЫ БАБАРИЦКИХ»
улица Мирющенко,1, г. Свердловск, Луганская Народная Республика,
индекс 94801, телефон: 2-26-94, е – mail: svklyceum.one@gmail.com
Образовательный проект
«Инновационные методы обучения, как фактор
успешной подготовки педагогических кадров»
Свердловск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….……3
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА……………………………………………………..……7
1.1. Обоснование выбора стратегии реализации образовательного проекта...............................................................................................……..7
1.2. Этапы реализации проекта……………………………………………...10
1.3. Результаты……………………………………………………………….12
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..…….13
Приложение 1. План работы по реализации образовательного проекта…...13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Постановка проблемы. Учитель, преподаватель является ведущей фигурой в учебном заведении. По моему мнению, проблема подготовки педагогических кадров — одна из важнейших в современной системе педагогического образования. Особенно актуальной в нашем регионе она стала с 2014 года. По ряду причин школы испытываю дефицит специалистов, в том числе снижается и процент молодых кадров.
Ситуация с кадровым обеспечением в нашей школе такова:
Почти 50% педагогического коллектива, работающего в лицее – это педагоги со стажем более 20 лет. Со стажем от трех до 20 лет в нашей школе работает 38,5% учителей, и самой малочисленной категорией являются молодые педагоги – 12% преподавателей имеют стаж работы до 3 лет. Кроме того, есть нехватка учителей математики, иностранных языков, искусствоведов, учителей русской филологии.
Для того чтобы наши школы, могли перейти на качественно новый этап своей истории, необходимо построить основы. На мой взгляд, основным фундаментом в данном вопросе является вопрос кадров. И дело не в том, что «кадры решают все», дело в том, что качество кадров должно соответствовать качеству образования, и приводить к изменению качества школьной жизни, а так же закладывать материальную основу школу. Для этого необходимо подготовить педагогические кадры знающие специфику работы в сфере образования, а именно в школе, а также способные к инновационной деятельности.
Не только острая необходимость в педагогических кадрах сыграла роль в выборе мною темы образовательного проекта, но и тема самообразования, которая звучит так: «Формирование личности учащегося с активной гражданской позицией посредством творческой деятельности».
Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает качественно новые концепции содержания и форм образования. По мере нормативного оформления и создания поддерживающих структур, отдельные инновационные процессы могут постепенно угасать и институализироваться. Данные новообразования в настоящее время активно внедряются во многие образовательные учреждения с целью формирования творческого нешаблонного мышления обучающегося, развития потребностей в нравственном самосовершенствовании, развития умений мотивировать действия, развития способности самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, а также развития детей за счет максимального раскрытия их природных способностей и т. д.
Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения – это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций. Под инновациями мы понимаем успешно реализованное новшество (пригодное для внедрения или внедренное).
Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Учебно-воспитательный процесс можно рассматривать как инновационный, поскольку его цель заключается в передаче учащимся новых для них знаний, в формировании новых свойств личности. Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность ее частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у учащихся потребности в образовании, ее социальную направленность. В связи с этими аспектами важно обозначить основное направление инновационного процесса в среднем образовании — совершенствование качества обучения.
Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и новации. Различные соотношения традиций и новаций дают основание для их классификации, которые являются традиционными и современными. Таким образом, традиция господствует над новаторством. В современном обществе новаторство является базовой ценностью. Образование — это способ вхождения человека в целостное бытие культуры; оно является сложным социальным организмом, «главные функции которого — воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения. Как орган социума, образование должно гибко адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться само».
Традиции и новаторство — понятия, которые в становлении и развитии среднего образования взаимосвязаны. Пренебрежение ими приводит к нарушению преемственности в образовании. Главным фактором в развитии образования является новаторство. Традиции позволяют сохранить и закрепить наиболее ценный опыт прошлого.
Анализируя региональный опыт развития системы среднего образования, с полной уверенностью можно сказать о возрастании роли новых технологий в обществе «быстрого» развития и потребности в системе образования, способной ответить на вызов все возрастающего ускорения. Инновационные процессы в образовании возникают в ответ на эти социальные требования. Возникновению инновационного обучения в нашей стране способствуют также определенные финансово-экономические условия. Сегодня, в условиях финансово-экономического дефицита, эффективным средством является мобилизация внутренних ресурсов регионов и их учебных заведений, развитие инновационных процессов, создание и внедрение новых методик и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффекта при наименьших материальных затратах. Возникает потребность в инновационном образовании.
Основной задачей учебных заведений, и в частности нашей школы, становится развитие творческого мышления учащихся, возможно будущих учителей, воспитателей, взаимосвязанного с педагогической позицией, ценностным отношением к психолого-педагогическим знаниям. Инновационный процесс — главный объект внимания, поэтому осуществление системных инноваций должно привести к обновлению ценностных и духовных оснований нашего учебного заведения. Это позволит подняться до такого уровня инновационной работы, когда мы будем способны не только осваивать, но и создавать новую практику образования, позволяющую справиться с задачей повышения качества образования. Чтобы добиться этого, необходимо внедрять в образовательный процесс инновационные технологии.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: существует объективная реальная необходимость использования инновационных технологий в образовательном процессе с целью воспитания педагогических кадров на ступени среднего общего образования.
Итак, цель данного проекта: разработать методическое обеспечение для реализации экспериментальной деятельности лицея по вопросу внедрения инновационных методов обучения для подготовки педагогических кадров.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1.1. Обоснование выбора стратегии реализации образовательного проекта:
Будущие педагоги должны уметь применять следующие знания:
общепедагогические- основы педагогики, социологии и психологии; теория и методика образования; методика организации культурно - развивающего досуга и социальной работы с детьми; основы деятельности детских и юношеских организаций и движений; социально-психологические проблемы работы в социально-культурной среде;
в области психологии - закономерности психического развития ребенка различных возрастных периодов; методы изучения личности воспитанника; основы общения; психология детского творчества;
специальные - сюда относятся знания психолого-педагогических требований, предъявляемых к работе образовательных учреждений, деятельности и личности педагога, проблем организации работы в сфере образования, методик творческого воспитания и развития детей.
На основе имеющихся педагогических умений можно выделить комплекс базовых умений, которые обеспечивают нам возможность выполнить систему действий в соответствии с целями и условиями работы:
Диагностические - владение методикой изучения личности ребенка и детского коллектива, использование результатов диагностики при составлении программ работы объединений психолого-педагогической помощи детям и стимулирование их активности;
проектировочно – аналитические - определение стратегических и тактических задач работы; разработка близких, средних и дальних целей; планирование структуры действий подростков с учетом своеобразия соотношения педагогического руководства и самостоятельности, инициативы ребят: анализ поведения детей, понимание их интересов и запросов, определение наиболее целесообразных путей и методов взаимодействия и воздействия; анализ своей деятельности и личных качеств; совершенствование их; изучение и анализ опыта других коллег с целью обобщения и использования наиболее эффективных методов в практике своей работы;
организаторские - вовлечение детей в активную работу; помощь в самоопределении; нахождение посильного дела согласно личным и общим интересам; сплочение коллектива объединения для выполнения общих задач с учетом взаимоотношений, личных симпатий, традиций; обеспечение смены социальных ролей;
методические - способность увлечь детей образовательным процессом, воодушевить коллектив интересным и увлекательным делом, создание и совершенствование программы занятий, создание эмоционально-психологического климата, который активизирует поиск, творческую инициативу и самостоятельность; повышение педагогического мастерства и своей квалификации; оказание помощи в самоопределении и самореализации; создание ситуации успеха для каждого ребенка и для всего детского коллектива;
коммуникативные - установление отношений взаимопонимания, сотрудничества, содружества с детьми, умение расположить их к себе; установление целесообразных взаимоотношений с сотрудниками образовательного учреждения, родителями, представителями социума.
Все вышеизложенные положения дают основание определить модель системы подготовки будущих педагогических работников, способствующую повышению кадрового потенциала. Модель системы соединяет в единое целое четыре этапа реализации данного проекта. Внутренняя структура и содержание каждого из них имеют свои характеристики в зависимости от специфики условий организации работы и других форм подготовки.
Взаимосвязь мотивационного, содержательно-процессуального, предметно-практического и прогностического компонентов профессиональной подготовки должна обеспечить целенаправленное развитие знаний, умений и качеств личности воспитателя. Методическая помощь необходима на первоначальном этапе вхождения в педагогическую деятельность, что обеспечивается в процессе занятий и методического сбора, когда освоение профессионально значимых знаний связано с развитием прикладных умений и творческого отношения к педагогическому труду. Методическое обеспечение организации подготовки должно включать:
1) конкретизацию задач с учетом развития потенциала личности самого учащегося - будущего педагога;
2) повышение практической ориентированности всех составляющих подготовки;
3) объединение активных форм подготовки с реальным выполнением профессиональных обязанностей;
4) методическую и практическую помощь учащимся – будущим педагогам в освоении способов обучающего и воспитательного воздействия.
В течение реализации данного проекта предполагается использование активных форм обучения и подготовки:
1) анализ и решение проблемных ситуаций, в которых участники выступают в различных ролях;
2) деловые обучающие игры (сюжетно-ролевые, поисковые, проблемные);
3) практикумы по видам деятельности для развития умений организации игр, музыкальных, спортивных, туристских и других занятий;
4) творческие лаборатории по выработке программ работы по основным направлениям деятельности и овладению соответствующими педагогическими методами и средствами;
5) творческие дела как форма выявления уровня подготовленности к работе с детьми;
6) информационно-методическое обеспечение.
1.2. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный. Сроки реализации – февраль-март 2017 года.
2. Целеполагающий. Сроки реализации – март-май 2017 года.
3. Формирующий. Апробация проектных идей в образовательном пространстве, деятельность по решению главных задач проекта, проведение системы мероприятий. Сроки реализации – сентябрь-июнь 2017-2018 года.
4. Оценочный этап. Подведение итогов, презентация и анализ результатов проекта, определение перспектив, составление отчетов. Срок реализации – июнь-август 2018 года.
Подготовительный этап включает в себя:
- Формирование проектной команды;
– распределение функционала по реализации проектной деятельности;
– определение актуальных проблем образовательной практики, на решение которых направлен проект;
– генерирование проектных идей;
– формулирование цели, задач реализации локального проекта;
Целеполагающий этап предполагает:
1. Анкетирование. Заключается в проведении опроса учащихся старших классов на предмет профессионального самоопределения.
Примерные вопросы анкеты:
1. Кем ты себя видишь в будущем?
2. Какие профессии тебя привлекают?
3. Ты уже выбрал(-а) ВУЗ для продолжения обучения? Какой?
4. Хотел(-а) бы попробовать себя в роли педагога? Какого предмета?
2. Диагностирование способностей.
Заключается в использовании психологических методик для определения
профессиональных склонностей. Так, на данном этапе могут быть использованы
методика «Профиль»
(модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока), методика «Матрица
выбора профессии» (Г.В. Резапкина), методика «Дифференциально-диагностический
опросник» (Е.А. Климов), методика «Опросник профессиональных склонностей» (Йовайши),
методика «Определение профессионального типа личности» (Дж. Голланд) и т.д.
3. Диагностика личностных особенностей. Данный этап позволит определить личностные особенности старшеклассника, которые напрямую связаны с педагогической деятельностью. Например, стрессоустойчивость, темперамент, характерологические особенности и т.д. На данном этапе могут быть использованы методика «Формула темперамента» (А. Белов), анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов), методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Т.В. Матолин), методика «MBTI — индикатор типов» (Майерс-Бриггс на основе теории психологических типов Карла Юнга) и т.д.
4. Развитие у сформированной группы учащихся качеств личности, интересов и способностей, формирование мотивов педагогической деятельности.
Формирующий этап заключается в овладении педагогическими, психологическими знаниями, основами организации коллективной и индивидуальной деятельности детей, практическими и методическими приемами и способами организационной работы учащимися участниками данного образовательного проекта, который осуществляется посредством:
1. учебно-познавательные занятия - беседы, лекции, дискуссии, проблемные обсуждения, «круглые столы», педагогические мастерские, создание и анализ педагогических ситуаций, деловые сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач; массовые формы по специфическим видам деятельности в условиях, приближенных к реальным;
2. развитие педагогических знаний и умений в практической работе с детьми;
3. взаимодействие в педагогическом коллективе, участие в работе семинаров, педагогических советов;
4. аналитическая работа, прогнозирование результатов педагогической деятельности;
Таким образом, возможен охват всех сторон подготовки педагогических кадров уже на ступени среднего общего образования. Выпускники, поступая в педагогический университет, уже будут осознанно подходить к выбору профессии, будут знать о специфике работы в образовательных учреждениях.
1.3. Результаты
Предполагается, что результатами данного проекта будут:
1) сформированность профессиональной мотивации учащихся;
2) практическое владение умениями и навыками работы с детьми;
3) осознание целей и задач социальной воспитательной работы с детьми и определение задач и содержания работы для их реализации;
4) реальные изменения в уровне развития профессионально-педагогических умений и знаний;
5) частичное решение кадрового обеспечения лицея;
Также планируется создание медиа-ресурса дистанционного обучения (создание интернет-канала или виртуального кабинета).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. План работы по реализации образовательного проекта
№ п/п |
Этап проекта |
Вид деятельности |
Ответственный |
Сроки выполнения |
1 |
Подготовительный этап |
Формирование проектной команды; |
Администрация ГОУ «Свердловский лицей №1» |
февраль-март 2017 года |
2 |
распределение функционала по реализации проектной деятельности; |
февраль-март 2017 года |
||
3 |
определение актуальных проблем образовательной практики, на решение которых направлен проект; |
февраль-март 2017 года |
||
4 |
генерирование проектных идей |
февраль-март 2017 года |
||
5 |
формулирование цели, задач реализации локального проекта; |
февраль-март 2017 года |
||
6 |
Целеполагающий этап |
Анкетирование |
Бородина Е.Э. – практический психолог |
март-май 2017 года |
7 |
Диагностирование способностей |
март-май 2017 года |
||
8 |
Диагностика личностных особенностей |
март-май 2017 года |
||
9 |
Развитие у сформированной группы учащихся качеств личности, интересов и способностей, формирование мотивов педагогической деятельности |
март-май 2017 года |
||
10 |
Формирующий этап |
Дни школьного самоуправления |
Бородина Е.Э. – практический психолог, учителя-предметники |
Сентябрь-июнь 2017-2018 |
11 |
Психолого-педагогический кружок: учебно-познавательные занятия - беседы, лекции, дискуссии, проблемные обсуждения, «круглые столы», педагогические мастерские, создание и анализ педагогических ситуаций, деловые сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач |
Бородина Е.Э. – практический психолог, |
Сентябрь-июнь 2017-2018 |
|
12 |
Совместная подготовка и проведение уроков |
учителя-предметники |
Сентябрь-июнь 2017-2018 |
|
13 |
Организация учащимися досуга детей в пришкольном лагере |
Директор пришкольного лагеря |
Июнь 2018 |
|
14 |
Организация педагогических мастер-классов |
учителя-предметники |
Сентябрь-июнь 2018-2019 |
|
15 |
Участие учащихся в заседаниях ШМО |
Руководители ШМО, учителя-предметники |
Сентябрь-июнь 2018-2019 |
|
16 |
Оценочный этап |
Подведение итогов, презентация и анализ результатов проекта, определение перспектив, составление отчетов. |
Бородина Е.Э. – практический психолог, |
Июнь-август 2019 года. |
17 |
Создание медиа-ресурса дистанционного обучения |
учащиеся |
Июнь 2019 года. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.