Образовательный проект как вариативная часть образовательной программы ДО
Оценка 4.9

Образовательный проект как вариативная часть образовательной программы ДО

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
СCУЗ, ВУЗ
21.09.2022
Образовательный проект как вариативная часть образовательной программы ДО
Методическая разработка для школы педагогического мастерства. Интересна будет методистам и руководителям дошкольных образовательных организаций
ШПМ Блиц-итервью.docx

Школа педагогического мастерства

Блиц-интервью «Образовательный проект как вариативная часть образовательной программы»

Цель: составить единый алгоритм подготовки образовательного проекта, провести коррекцию имеющихся проектов в дошкольных отделениях

Методы: вопрос-ответ, построение самостоятельных умозаключений

План:

1. Актуальность вопроса подготовки образовательных проектов в ДО.

2. Определение понятия образовательного проекта.

3. Обсуждение структуры образовательного проекта. Построение алгоритма работы над проектом.

4. Анализ собственных образовательных проектов. Коррекция недоработок.

Ход

1. Актуальность вопроса подготовки образовательных проектов в ДО

Проверка проектов, представленных воспитателями групп дошкольного отделения, как вариативной части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, показала ряд недочетов в их содержании. Общими из них являются:

1. отсутствие единого представления воспитателями о формулировке названии проекта (проект, образовательный проект, проектная деятельность) и оформлении титульного листа (название учреждения, название проекта, названии направленности группы, возраста детей, названии темы проекта, срока его реализации, лиц, подготовивших его);

2. отсутствие единой структуры проекта;

3. концентрация на плане работы с детьми, при отсутствии фокуса на продукт проекта;

4. отсутствие намерения презентации и рефлексии проекта;

5. задачи, проектируемые для родителей не осуществимы.

В связи с чем, нам предстоит сегодня разобраться в данных вопросах, составить единый алгоритм работы над проектом, произвести анализ проектов и коррекцию имеющихся проектов.

2. Определение понятия образовательного проекта

У кого на титульном листе упомянуто название: проект? Проектная деятельность? Образовательный проект? Давайте разбираться, как же называется то, что мы собираемся реализовывать.

1. Что такое проектная деятельность? (Проектная деятельность в ДО – это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей социально значимым результатом.)

 

2. Что такое проект? (в дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей).

 

3. Что такое образовательный проект? (Образовательный проект — это способ организации занятий, предусматривающий комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев)

 

Вывод: что мы с вами реализуем как часть образовательной программы? Что будем писать на титульном листе?

 

Теперь давайте разберемся с содержанием понятия «проект».

 

4. Что такое метод проектов? (совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов)

5. Кто придумал метод проектов? (Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.)

6. Как может реализовываться метод проектов в ДО? (Проектное обучение в дошкольном учреждении можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.)

7. Проект – это пять «П». Каких?

(Проект – это «пять П» (6)

1 – Проблема

2 – Проектирование (планирование)

3 – Поиск информации

4 – Продукт

5 – Презентация

Шестое «П» проекта – это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.)

 

3. Обсуждение структуры образовательного проекта. Построение алгоритма работы над проектом

 

8. Из каких структурных частей состоит образовательный проект в ДО?  

(Целеполагание – педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования):

·                   к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

·                   в каких источниках можно найти информацию;

·                   какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

·                   с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта – практическая (основная) часть (технологическая фаза, стадия реализации);

Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

 

9. Назовите этапы работы педагога над проектом с детьми дошкольного возраста.

(Выбор темы и создание план-схемы проекта;

Реализация проекта;

Презентация;

Рефлексия достижений и проделанной работы.)

 

Итак, первый этап – это выбор темы. Как выбрать тему?

 

10. Какие вопросы нужно задать детям, чтобы выбрать тему и создать план проекта? (модель «трёх вопросов»)

(ЧТО ЗНАЮ? Содержание, то, что дети уже знают.

ЧТО ХОЧУ ЗНАТЬ? План (тема проекта).

КАК УЗНАТЬ? Источники новых знаний, т.е. средства.)

 

 

11. Как осуществляется второй этап – реализация проекта?

(Проект реализуется через различные виды деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную.

Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Исследовательская активность организуется за счет:

·                   проблемного обсуждения (помогает обнаруживать все новые проблемы);

·                   использования операций сравнения и сопоставления;

·                   проблемного изложения информации педагогом;

·                   организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

·                   проводит занятия, игры, наблюдения, организует обсуждение (это мероприятия основной части проекта);

·                   дает домашние задания родителям и детям;

·                   поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.).

 

12. Как осуществляется третий этап – презентация проекта?

(В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей.

В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и речью.

Содержание работы педагога над проектом на данном этапе:

·                   организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.);

·                   составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми;

·                   подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы).

 

13. Как осуществляется четвертый этап  - рефлексия проекта?

(Обсуждение проекта с детьми:

1. Узнали ли вы что-либо, чего не знали раньше?

2. Что вас удивило?

3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?

4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?

5. Что бы вы хотели узнать (изменить)?)

 

 

Оформление титульного листа (без картинок!)

1. Полное название организации, дошкольное отделение 2

2. Образовательный проект для группы детей 5-6 лет компенсирующей (общеразвивающей/ комбинированной) направленности с ТНР «Название группы»

Тема: «Название»

3. Подготовил: воспитатель 1 кв.кат. ФИО

4. 2022-2023 уч.г.

 

Алгоритм подготовки проекта:

1. Выделить проблему (актуальность, что знаю и что хочу узнать, формулировка цели, планирование продукта).

2. Реализация проекта (содержание деятельности всех участников проекта в виде плана).

3. Презентация продукта проекта (праздник, занятие, досуг, книга, альбом, продуктивная наглядность, выступление на педсовете, родительском собрании и пр.)

4. Рефлексия проекта (обсуждение проекта с детьми).

 

Образец оформления проекта

Содержание

1. Введение (эпиграф, три строчки о состоянии дел по теме)

2. Актуальность проекта (обозначение проблемы)

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

4. Этапы реализации проекта

5. План мероприятий (для детей, для родителей)

6. Выводы (презентация и рефлексия по итогу реализации проекта)

7. Литература

 

4. Анализ собственных образовательных проектов. Коррекция недоработок

Предлагается проанализировать собственный проект группы исходя из вышеизложенного. Что необходимо скорректировать?


 

Школа педагогического мастерства

Школа педагогического мастерства

В связи с чем, нам предстоит сегодня разобраться в данных вопросах, составить единый алгоритм работы над проектом, произвести анализ проектов и коррекцию имеющихся проектов

В связи с чем, нам предстоит сегодня разобраться в данных вопросах, составить единый алгоритм работы над проектом, произвести анализ проектов и коррекцию имеющихся проектов

Колумбийском университете Уильям

Колумбийском университете Уильям

Выполнение проекта – практическая (основная) часть (технологическая фаза, стадия реализации);

Выполнение проекта – практическая (основная) часть (технологическая фаза, стадия реализации);

В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей

В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей

Образец оформления проекта

Образец оформления проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2022