Образовательный проект "Мой весёлый звонкий мяч" Средняя группа

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа над проектом проходила в июне, когда можно достаточно времени проводить на свежем воздухе. В проекте имеется картотека игр с мячом.
Иконка файла материала Проект Мой весёлый звонкий мяч 24.docx

 

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад 46» г. Пермь

 

 

 

 

 

 

 

Образовательный проект «Мой весёлый звонкий мяч»

Средняя группа.

 

Подготовила: Кривоногова Татьяна Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 г.

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад 46» г. Перми

Образовательный проект «Мой весёлый звонкий мяч»

Средняя группа.

Подготовили: Кривоногова Татьяна Валерьевна

                                                                                

Паспорт проекта.

Тип проекта: Образовательно-познавательный.

Возраст: средняя группа.

Срок реализации: краткосрочный, 4 недели. Июнь, 2024г.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

 

Цель проекта: Формирование у детей знаний об использовании разных видов мячей   в подвижных играх и эстафетах.

 

Задачи:

    Расширить элементарные знания и представления детей об подвижных играх и эстафетах с мячом.

      Воспитывать спортивный интерес дошкольников и дружеские взаимоотношения в процессе игр с мячом.

      Заинтересовать родителей в использовании мяча в совместных играх с детьми.

 

Актуальность:  Реальность современной жизни такова, что всё чаще мы видим наших детей не на улице, играющих в компании сверстников, а за компьютером или у телевизора. Малоподвижный образ жизни негативно сказывается на здоровье ребёнка, поэтому уже с раннего возраста необходимо предложить ребёнку альтернативу. Мяч – удобная,  динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Но игре с мячом уделяется катастрофически мало времени.

   Летом, в  июне дети много времени проводят на свежем воздухе и в детском саду можно уделить достаточно времени для знакомства с играми с мячами. А также родители с детьми в свободное время могут поиграть с детьми в игры с мячом.

Предполагаемые результаты: 

 

    Воспитанники освоят  различные игры с мячом и станут  проявлять интерес к играм, как в детском саду, так и дома.

     Появится  увлечённое   использование мячей детьми в самостоятельной деятельности (индивидуальной и коллективной).   

      Родители станут  чаще использовать мяч в проведении активного отдыха с детьми.

 

Содержание проекта:

1 этап. Подготовительный

Цель: систематизирование и отбор теоретического и методического материала

1. Подбор методической и художественной литературы по данной теме.

2. Подбор игр с различными  видами мячей.

3. Довести до родителей важность проблемы.

4. Разработать перспективный план мероприятий.

5. Создание презентации «Мой весёлый звонкий мяч»

 

2 Этап. Практический. Реализация проекта.

1 неделя.

- Дыхательная гимнастика «Сдуемся и надуемся как шарик».

 -Беседа «Разные мячи».

-Просмотр презентации «Мой весёлый звонкий мяч!»

- Рассматривание иллюстраций о спортивных играх с мячом.

 -Пальчиковая гимнастика «Мячик», «1,2.3.4.5,- будем мячики считать».     

- Лепка «Разноцветные мячи»

- Подвижные игры: «Мой веселый, звонкий мяч», «Земля – вода – небо», «Мяч в кругу». «Мяч в ворота» (с футбольным мячом), «Забрось мяч в кольцо»(С баскетбольным мячом), «Упражнения с мячом», эстафеты с малыми мячами.

-Чтение худ . литературы С.Я. Маршак «Мой веселый звонкий мяч», Е. Железнова «Весёлый мячик», Антонина Сереброва «Сказка про мяч»

2 неделя

- Дидактические игры «Съедобное-несъедобное», «Угадай на ощупь», «Что можно сделать с мячом?», «Сложи узор», «Какого мяча не стало».

 -Рассматривание различных видов мячей.

-Познакомить детей с многообразием игр с мячом (волейбол, футбол, баскетбол и

т. д.)

-Подвижные игры. «Передай мяч», «Попади в круг»,  «Вышибалы», «Упражнения с мячом», «Футбол», эстафеты с пластиковыми мячами. «Найди и промолчи»

-Гимнастика после сна «Воображаемые мячики».

-Изготовление бумажных мячей. (Конструирование из бумаги)

-Экспериментирование с резиновым мячом «Тонет- не тонет».

 -Организация подвижных игр с набивными мячами в группе.

-Чтение художественной  литературы. «Сказки о мяче и Вовке» Л. Ушакова, Н. Радченко «Мой веселый мячик»,

3 неделя

-Дидактическая игра «Добавь слово» (с мячом).(На развитие ориентировки в пространстве.)

-Подвижные игры. «Попади в корзину», «Салют», «Лови-бросай», «Беги, весёлый мячик», «Прокати и догони», «Подкиды» (развитие быстроты реакции, координации движений).

 -Физкультминутка «Мячики»

 -Изготовление мячей и обыгрывание их в игровой среде группы.

 -Аппликация «Мой веселый звонкий мяч»

-Чтение художественной  литературы: Анна Крылышкина. «Приключения резинового мячика», Анна Полтаева  «Сказки  про  мячики», Александр Гимельштейн «Сказка про мальчика, мячик и большие победы»

4 неделя-

-Отгадывание загадок о мяче. .

 -Конкурс рисунка «Мячи разных видов спорта».

-П. и.  «Весёлые мячи», «Найди и промолчи», «Игра в мяч», «Охотники и зайцы», «Горячая картошка», «Сбей кеглю», «Школа мяча», «Передай мяч над головой»

-Чтение художественной  литературы: Любовь Мусихина «Сказка о мячике»,

Сабина Галустян  «Сказка про мячики», Ольга Никитина «Спортивные сказки»

-Развлечение «Веселый мяч», совместно с родителями.

Цель: Познакомить родителей с умениями детей в играх с мячом. Развивать у детей и родителей положительные эмоции от игр с мячом, совместной деятельности. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, укреплению своего здоровья, активным играм с мячом.

 

Работа с родителями

- стендовая информация «История мяча», «Значение мяча в развитии ребёнка»,

 Папка – передвижка «Играем дома с мячом».

- участие в оформлении выставки мячей.

- изготовление и пополнения развивающей среды новыми нетрадиционными, мячами ручной работы.

- предоставление семейных фотографий для стенгазеты «Мой весёлый, звонкий мяч».

 

3 этап.  Заключительный.

Цель: подведение итогов, распространение опыта работы.

Результат работы над проектом.

У детей расширились знания  и представления о подвижных играх и эстафетах с мячом.  У детей повысился спортивный интерес и дружеские взаимоотношения в процессе игр с мячом.

Повысилась заинтересованность родителей в использовании мяча в совместных играх с детьми. Пополнилось физкультурное оборудование в спортивном уголке ДОУ.

 

Литература

 Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.:, 1992.

Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. - М., 1982.

Е. А. Тимофеева «Подвижные игры для детей» М. Мозаика-Синтез 2009 г

Т. С. Овчинникова, О. В. Чёрная «Занятия, упражнения и игры с мячами» Уч-метод по

собие, СПБ КАРО 2010 г.        

    

 

 

    

 

 

  

Иры с мячами на прогулке.

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Картотека подвижных игр с мячом для детей 4-5 лет

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ»  

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.                                                                                                                         

Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.                                                         

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога  («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.

Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

 

 ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко             (смотрит, куда он покатился),

А теперь его догоним.            (бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко!          (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).

Правила: ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

ПОДВИЖНАЯ   ИГРА  «СБЕЙ  КЕГЛЮ»

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка,  дает ему большой мяч.

Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли.          (педагог указывает на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело  (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат!                 (обращает внимание на сбитые кегли)

Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками,  смотреть вперед -на кегли.

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «САЛЮТ»

Цель. Развивать  ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

 Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются  на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились.  Дети бросают мячи из-за  головы    и бегут за ними. Вот распрыгались мячи, разыгрались  Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают.                   Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают.              Присаживаются на корточки.

Правила: действовать согласно тексту стихотворения.

 

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.

Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

Затем педагог предлагает всем  повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.

Вариант: кто первый найдет  мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

Правила: тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ИГРА В МЯЧ»

Цель. Развивать  ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход. Взрослый  произносит слова:

Кач, кач, кач.                          Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач.                         Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч!           вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.                         Бросают мяч двумя руками о пол 

Мы о пол ударим мяч!                      и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч.             Дети кладут мячи  в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила: выполнять движения согласно тексту.

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ» 

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками

6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

П/и. «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель, делая движение рукой, как – будто отбивает мяч и говорит:

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, белый, голубой,

Не убегай от меня, постой!

Дети, изображая мяч, прыгают на месте на двух ногах. После слова «постой!» дети – «мячики» останавливаются, и на слова воспитателя: «Марина, лови!» (называет любого ребенка) дети – «мячики» убегают, а Марина их ловит. Игра продолжается.

Прыгать нужно только на обеих ногах. Бежать по прямой до определенного места.

П/и. Передай мяч

Цель: развивать умение выполнять движения ритмично, согласуя со словами, а также по сигналу. Упражнять в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель. Описание игры: играющие стоят по кругу. Воспитатель дает одному из играющих мяч (D=6-8см). По слову «начинай» дети передают мяч друг другу в одном направлении. Все играющие говорят:

Раз, два, три! Мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Брось его кто умеет? Я!

Тот, у кого на слово «Я» окажется мяч, выходит с ним на середину и говорит: «Раз, два, три – беги». После этих слов все дети разбегаются, а стоящий, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит из игры. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Игра повторяется 6-8 раз.

П/и. Попади в круг

Цель игры. Бросать мяч в стену так, чтобы после отскока он летел в нужном направлении; ловить отскочивший от пола мяч.

Описание игры. Дети стоят в 2 звена на расстоянии 50-80 см от стены. На полу в 30-40 см от стены лежит обруч (или чертится круг). Каждый по очереди бросает мяч о стену так, чтобы он, отскочив, попал в круг. Ловит мяч и передает его следующему, а сам встает в конец колонны. Побеждает звено, получившее большее число очков (попаданий мяча в круг).

Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от играющих, следит за правильностью бросков - мяч надо держать легко - тремя пальцами, бросать снизу, левая (правая) нога чуть выставлена вперед, обе ноги согнуты в коленях. Если мяч не долетел до обруча (слабый бросок) или перелетел обруч (сильный бросок), воспитатель подсказывает: «Сильней бросай!», «Бросай несильно», «Бросай снизу!». Показывает сам, отмечает лучшие звенья, дает варианты: один бросает, другой подставляет обруч под мяч, третий ловит отскочивший мяч.

П/и «Попади в корзину»

Цель: совершенствовать навыки метания правой и левой рукой.

Ход: на расстоянии 3-4 м от нее проводят черту. За ней располагаются 6-8 детей на расстоянии одного шага друг от друга. У каждого по 2 мячика. По сигналу дети бросают мяч в корзину сначала правой, затем левой рукой. Потом дети достают из корзины и повторяют упражнение, затем передают следующим детям.

П/и «Беги, веселый мячик»

Цель. развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.

Ход. Дети и взрослый становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Взрослый дает одному из играющих мяч диаметром 15 см, при этом четко говорит:

Ты беги, веселый мячик.

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» в руках оказывается мячик, начинает подпрыгивать на месте, а дети сопровождают его прыжки словами:

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, стоп!

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше.

Правила: прыгать легко, на месте.

П/и. «Горячая картошка.

Цель игры: учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.

Ход игры: Дети стоят по кругу. На сигнал: «Горячая картошка» начинают перебрасывать или передавать мяч по кругу. Если ребенок не поймал мяч, то он «обжегся», должен пробежать с мячом круг и вернуться на свое место.

П/и. «Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра)

Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.

Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен пой­мать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебро­сить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал ни, то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллек­тивное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.

Правила:

1. Ведущий может кидать мяч, только после произнесения ключевого слова.

2. Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю.

Нельзя повторно называть уже ранее кем-то названное животное, птицу, рыбу — это считается неправильным ответом, и игрок штрафуется на фант.

П/и. Охотники и зайцы (метание)

На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника. Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.