Пояснительная записка к образовательному проекту
«Русские народные игры и забавы как средство развития и оздоровления обучающихся начальных классов»
Россия… Нация… Народ.… Услышав эти слова, каждый из нас подумает о родине, свободе и независимости русского народа. А чем всегда был силён и могуч русский народ? Здоровьем и силой духа! Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - это победа здорового, закалённого душой и телом человека.
Проблема здоровья нации на сегодняшний день является одной из актуальных и серьезных проблем, поднимаемых на государственном уровне. Но может ли помочь решить эту проблему школа? Конечно же, может.
В школу дети ходят для получения знаний, а на уроки физической культуры – ради укрепления здоровья и физического развития, и надо это, в первую очередь, не учителю, а именно самим обучающимся и их родителям.
Это подтверждают результаты анкетирования, проведенного в МБОУ Багаевской СОШ, среди обучающихся начальных классов, а так же их родителей. Результаты свидетельствуют о том, что только 87% обучающихся начальных классов считают себя здоровыми. А из 35 опрошенных родителей считают своего ребенка здоровым лишь 40%. Но результаты второго вопроса, показывают, что 100% детей заинтересованы в своем здоровье и каждый хочет быть здоров. Этого же хотят и все их родители.
Для более детального исследования здоровья обучающихся были проведены измерения антропометрических показателей, выявившие, что ростовесовые показатели детей соответствуют среднестатистическим для данного возраста.
В свою очередь, такие нормативы, как динамометрия силы кистей рук и становая сила, свидетельствуют о том, что у обучающихся развитие мышц сгибателей кисти, а также мышц спины, которые участвуют в формировании осанки, заметно отстают от норм. Что свидетельствует о недостаточной подвижности современных школьников. А отсюда, развитие гиподинамии.
Но данных показателей оказалось недостаточно для окончательного поиска решения проблемы здоровья. И поэтому следующим шагом в изучении состояния здоровья детей явился анализ и учет пропусков по болезни и групп здоровья обучающихся начальных классов за 2014-2015 учебный год.
Анализ пропусков уроков по болезни за 2014-2016 учебный год в МБОУ Багаевской СОШ, показал, что более 85% учащихся не посещали занятия более 5 дней в течение года по причине болезней. Во 2 и 3 четвертях наибольшее количество пропусков учащихся обусловлено заболеваниями дыхательных путей.
Анализ групп здоровья позволяет сказать, что у обучающихся, имеющих 2 и 3 группы, в большинстве случаев наблюдаются заболевания опорно-двигательного аппарата - 39%, а также дыхательных путей - 32%.
В чем же причина низкого состояния здоровья детей? Одной из причин является снижение двигательной активности у обучающихся во время уроков физической культуры, а также во внеурочное время. Это происходит из-за повсеместной компьютеризации общества. Сидя за компьютером и играя в западные информационные игры, дети ведут малоподвижный образ жизни. Для решения этой проблемы на уроках физической культуры, в целях повышения двигательной активности, решено заинтересовать обучающихся с помощью русских народных игр и забав, в которые издавна играли во дворах, на улице наши предки. Ведь игры на свежем воздухе являются основным средством профилактики различных заболеваний и способствуют увеличению двигательной активности у обучающихся. Необходимо убедить родителей учащихся в том, что не нужно бояться отпускать детей во двор, а, наоборот, вместе со своими детьми проводить больше времени на улице, играя в русские народные игры. Все эти обстоятельства помогли определиться с темой данного проекта.
Целью проекта является создание развивающей среды для укрепления здоровья обучающихся начальных классов через русские народные игры и забавы
Основные задачи, которые будут реализовываться в ходе проекта
1. Создать банк русских народных игр и забав;
2. Разработать методику проведения русских народных игр и забав;
3. Создать банк диагностических методик на выявление уровня здоровья у обучающихся.
Объект исследования: уровень здоровья и физическое развитие обучающихся.
Предметом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование понимания у учащихся значимости русских народных игр и забав для укрепления их здоровья через уроки физической культуры и спорт.
Гипотеза исследования: предполагается, что систематическое и целенаправленное использование русских народных игр и забав на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и будет способствовать укреплению их здоровья и развитию физических качеств.
Рисками данного проекта могут быть:
Ø Недопонимание частью обучающихся, родителями значимости русских народных игр и забав для укрепления здоровья;
Ø Недостаточный профессиональный опыт работы в вопросах оздоровления обучающихся;
Ø Несоответствие подобранных игр анатомо-физиологическим и психологическим особенностям данного возраста.
Участники проекта:
Ø Обучающиеся начальных классов;
Ø Родители;
Ø Педагогический коллектив;
Ø Администрация школы;
Ø Фельдшер ФАП.
Данный проект состоит из теоретической и практической частей и включает 3 этапа, срок реализации 3 года (2015-2018гг).
1 этап – подготовительно-организационный (сентябрь 2015 – май 2016г.). Цель этого этапа - анализ научно-методической литературы по теме, отбор русских народных игр и забав и введение их в структуру уроков физической культуры, а также изучение антропометрических показателей, пропусков и заболеваемости обучающихся.
2 этап – деятельностный (сентябрь 2016 – 2017г.). В ходе реализации данного этапа планируется разработать рабочую программу по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав, а также методические рекомендации для родителей.
3 этап заключительный, рефлексивный (сентябрь 2017-2018г.). Главной задачей, которого является подведение итогов проекта и анализ проведенной работы в нем.
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Отчетные материалы и мероприятия |
1 этап (подготовительный) |
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме |
Сентябрь 2015г. |
Изучение и анализ литературы |
2. Диагностика обучающихся и их родителей (законных представителей) «Выявление интереса к здоровью» |
Сентябрь 2015г. |
Анализ диагностики |
|
3. Диагностика антропометрических показателей обучающихся |
Октябрь 2015г. |
Анализ диагностики |
|
4. Диагностика учета пропусков и заболеваемости обучающихся начальной школы за 2014-2015 учебный год |
Октябрь 2015г. |
Анализ диагностики |
|
5. Отбор русских народных игр и забав и введение их в структуру уроков физической культуры |
Ноябрь 2015 - май 2016 |
Проведение уроков, внеклассных занятий |
|
6. Анкетирование обучающихся на ориентацию игровой деятельности |
Декабрь 2015г. |
Анализ анкетирования, рефлексия 1 этапа проекта |
|
2 этап (основной) |
1. Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2015-2016 учебный год |
Сентябрь - октябрь 2016г. |
Анализ диагностики, отслеживание динамики развития |
2. Моделирование обучающимися начальных классов собственных рефератов и докладов по теме «Русские народные игры и забавы в моей семье» |
Ноябрь 2016 - март 2017 |
Рефераты и доклады учащихся |
|
3. Разработка рабочей программы по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав |
2016-2017 учебный год |
Рабочая программа |
|
4. Разработка методических рекомендаций для родителей о русских народных играх |
2016-2017 учебный год |
Методические рекомендации |
|
5. Проведение праздника подвижных игр и забав среди учащихся начальной школы и их родителей. |
2016-2017 учебный год |
Отчет о проведении мероприятия |
|
3 этап (заключительный) |
1. Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2016-2017 учебный год |
Сентябрь - октябрь 2017г. |
Анализ диагностики, отслеживание динамики развития |
2. Проведение спортивного народного праздника для родителей и обучающихся |
2017-2018 учебный год |
Отчет о проведении мероприятия |
|
3. Применение рабочей программы по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав |
2017-2018 учебный год |
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся начальной школы |
|
4. Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2017-2018 учебный год. |
Май - июнь 2018 |
Анализ диагностики, отслеживание динамики развития |
|
5. Составление картотеки русских народных игр и забав для коллег по работе |
Май - июнь 2018 |
Картотека русских народных игр и забав |
|
6. Обобщение результатов работы по проекту |
Май - июнь 2018 |
Сравнительный анализ полученных результатов по проекту за 3 года |
Ожидаемыми результатами реализации данного проекта являются:
Ø Включение русских народных игр и забав в спортивные мероприятия класса, школы, в деятельность пришкольного лагеря;
Ø Вовлечение детей и родителей в русские народные игры и забавы;
Ø Снижение пропусков у обучающихся по болезни;
Ø Формирование российско-гражданской идентичности.
Главным продуктом реализации проекта будет являться картотека русских народных игр и забав, в которой все игры будут классифицированы по следующим параметрам:
Ø Возрасту обучающихся;
Ø Развитию двигательных качеств;
Ø Разделам учебной программы;
Ø Частям урока (вводная, основная, заключительная).
Целевая аудитория, для которой предназначен данный проект:
Ø Учителя физической культуры;
Ø Тренеры-преподаватели спортивной школы;
Ø Воспитатели группы продленного дня и пришкольного лагеря;
Ø Педагоги дополнительного образования.
На данный момент проект находится на стадии реализации 1 этапа, а именно включения в различные части урока (вводную, основную, заключительную) русских народных игр и забав. И уже сегодня можно сказать, что такие игры, как «Невод», «Пустое место», «Третий лишний» можно использовать в качестве вводной части урока (разминки), игры «Защита крепости», «Красное знамя», «Турецкие салки», «Коняшки», «Карусель» как основную часть урока, а, например, игры «Зевака», «Волна» в заключительной части (как релаксация).
Каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым. Но чтобы наши дети начали вновь собираться в компании и играть на улице, а не сидеть дома за компьютером, их необходимо заинтересовать в самостоятельных занятиях, подобрав наиболее интересные игры. И оздоровительным эффектом таких занятий будет являться увеличение двигательной активности и формирование положительного эмоционального фона на уроках физической культуры.
В декабре 2015 года было проведено повторное анкетирование, оценивающее мотивацию обучающихся, которое показало, что из 45 опрошенных обучающихся начальной школы все 45 чел. считают, что русские народные игры способствуют укреплению здоровья, а также духовному развитию личности, из них 38 отдают предпочтение, среди других видов деятельности, именно спортивным играм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.