Образовательный проект на тему: " «Русские народные игры и забавы как средство развития и оздоровления обучающихся начальных классов»

  • docx
  • 25.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект леонов.docx

Пояснительная записка к образовательному проекту

«Русские народные игры и забавы как средство развития и оздоровления обучающихся начальных классов»

 

Россия… Нация… Народ.… Услышав эти слова, каждый из нас подумает о родине, свободе и  независимости русского народа. А чем всегда был силён и могуч русский народ? Здоровьем и силой духа! Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - это победа здорового, закалённого душой и телом человека.

Проблема здоровья нации на сегодняшний день является одной из актуальных и серьезных проблем, поднимаемых на государственном уровне. Но может ли помочь решить эту проблему школа? Конечно же,  может.

В школу дети ходят для получения знаний, а на уроки физической культуры – ради укрепления здоровья и физического развития, и надо это, в первую очередь, не учителю, а именно самим обучающимся и их родителям.

Это подтверждают результаты анкетирования, проведенного в МБОУ Багаевской СОШ, среди обучающихся начальных классов, а так же их родителей. Результаты свидетельствуют о том, что только 87% обучающихся начальных классов считают себя здоровыми. А из 35 опрошенных родителей считают своего ребенка здоровым лишь 40%. Но результаты второго вопроса, показывают, что 100% детей заинтересованы в своем здоровье и каждый хочет быть здоров. Этого же хотят и все их родители.

Для более детального исследования здоровья обучающихся были проведены измерения антропометрических показателей, выявившие, что ростовесовые показатели детей соответствуют среднестатистическим для данного возраста.

В свою очередь, такие нормативы, как динамометрия силы кистей рук и становая сила, свидетельствуют о том, что у обучающихся развитие мышц сгибателей кисти, а также мышц спины, которые участвуют в формировании осанки, заметно отстают от норм. Что свидетельствует  о недостаточной подвижности современных школьников. А отсюда, развитие гиподинамии.

Но данных показателей оказалось недостаточно для окончательного поиска решения проблемы здоровья. И поэтому следующим шагом в изучении состояния здоровья детей явился анализ и учет пропусков по болезни и групп здоровья обучающихся начальных классов за 2014-2015 учебный год.

 Анализ пропусков уроков по болезни за 2014-2016 учебный год в МБОУ Багаевской СОШ, показал, что более 85% учащихся не посещали занятия более 5 дней в течение года по причине болезней. Во 2 и 3 четвертях наибольшее количество пропусков учащихся обусловлено заболеваниями дыхательных путей.

Анализ групп здоровья позволяет сказать, что у обучающихся, имеющих 2 и 3 группы,  в большинстве случаев наблюдаются заболевания опорно-двигательного аппарата - 39%, а также дыхательных путей - 32%.

В чем же причина низкого состояния здоровья детей? Одной из причин является снижение двигательной активности у обучающихся во время уроков физической культуры, а также во внеурочное время. Это происходит из-за  повсеместной компьютеризации общества. Сидя за компьютером и играя в западные информационные игры, дети ведут малоподвижный образ жизни. Для решения этой проблемы на уроках физической культуры, в целях повышения двигательной активности,  решено заинтересовать обучающихся с помощью русских народных игр и забав, в которые издавна играли во дворах, на улице наши предки. Ведь игры на свежем воздухе являются основным средством профилактики различных заболеваний и способствуют увеличению двигательной активности у обучающихся. Необходимо убедить родителей учащихся в том, что не нужно бояться отпускать детей во двор, а, наоборот, вместе со своими детьми проводить больше времени на улице, играя в русские народные игры. Все эти обстоятельства помогли определиться с темой данного проекта.

 

Целью проекта является создание развивающей среды для укрепления здоровья обучающихся начальных классов через русские народные игры и забавы

 

Основные задачи, которые будут реализовываться в ходе проекта

1. Создать банк русских народных игр и забав;

2. Разработать методику проведения русских народных игр и забав;

3. Создать банк диагностических методик на выявление уровня здоровья у обучающихся.

 

Объект исследования: уровень здоровья и физическое развитие обучающихся.

 

Предметом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование понимания у учащихся значимости русских народных игр и забав для укрепления их здоровья через уроки физической культуры и спорт.

 


Гипотеза исследования: предполагается, что систематическое и целенаправленное использование русских народных игр и забав на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и будет способствовать укреплению их здоровья и развитию физических  качеств.

 

Рисками данного проекта могут быть:

Ø Недопонимание частью обучающихся, родителями значимости русских народных игр и забав для укрепления здоровья;

Ø Недостаточный профессиональный опыт работы в вопросах оздоровления обучающихся;

Ø Несоответствие подобранных игр анатомо-физиологическим и психологическим особенностям данного возраста.

 

Участники проекта:

Ø Обучающиеся начальных классов;

Ø Родители;

Ø Педагогический коллектив;

Ø Администрация школы;

Ø Фельдшер ФАП.

 

Данный проект состоит из теоретической и практической частей и включает 3 этапа, срок реализации  3 года (2015-2018гг).

1 этап – подготовительно-организационный (сентябрь 2015 – май 2016г.). Цель этого этапа - анализ научно-методической литературы по теме, отбор русских народных игр и забав и введение их в структуру уроков физической культуры, а также изучение антропометрических показателей, пропусков и заболеваемости обучающихся.

2 этап – деятельностный (сентябрь 2016 – 2017г.). В ходе реализации данного этапа планируется разработать рабочую программу по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав, а также методические рекомендации для родителей.

3 этап заключительный, рефлексивный (сентябрь 2017-2018г.). Главной задачей, которого является подведение итогов проекта и  анализ проведенной работы в нем.


Этапы

Содержание работы

Сроки

Отчетные материалы и  мероприятия

1 этап

(подготовительный)

1.       Изучение и анализ научно-методической литературы по  теме

Сентябрь 2015г.

Изучение и анализ литературы

2.       Диагностика обучающихся и их родителей (законных представителей) «Выявление интереса к здоровью»

Сентябрь 2015г.

Анализ диагностики

3.       Диагностика антропометрических показателей обучающихся

Октябрь 2015г.

Анализ диагностики

4.       Диагностика учета пропусков и заболеваемости обучающихся начальной школы за 2014-2015 учебный год

Октябрь 2015г.

Анализ диагностики

5.       Отбор русских народных игр и забав и введение их в структуру уроков физической культуры

Ноябрь 2015 - май 2016

Проведение уроков, внеклассных занятий

6.       Анкетирование обучающихся на ориентацию  игровой деятельности

Декабрь 2015г.

Анализ анкетирования, рефлексия 1 этапа проекта

2 этап

(основной)

1.       Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2015-2016 учебный год

Сентябрь - октябрь 2016г.

Анализ диагностики, отслеживание динамики развития

2.       Моделирование обучающимися начальных классов собственных рефератов и докладов по теме «Русские народные игры и забавы в моей семье»

Ноябрь 2016 - март 2017

Рефераты и доклады учащихся

3.       Разработка рабочей программы по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав

2016-2017 учебный год

Рабочая программа

4.       Разработка методических рекомендаций для родителей о русских народных  играх

2016-2017 учебный год

Методические рекомендации

5.       Проведение праздника подвижных игр и забав среди учащихся начальной школы и их родителей.

2016-2017 учебный год

Отчет о проведении мероприятия

3 этап (заключительный)

1.       Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2016-2017 учебный год

Сентябрь - октябрь 2017г.

Анализ диагностики, отслеживание динамики развития

2.       Проведение спортивного народного праздника для родителей и обучающихся 

2017-2018 учебный год

Отчет о проведении мероприятия

3.       Применение рабочей программы по физической культуре для обучающихся начальной школы с учетом использования на уроках русских народных игр и забав

2017-2018 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся начальной школы

4.       Диагностика учета заболеваемости, развития физических качеств и антропометрических измерений обучающихся начальной школы за 2017-2018 учебный год.

Май - июнь 2018

Анализ диагностики, отслеживание динамики развития

5.       Составление картотеки русских народных игр и забав для коллег по работе

Май - июнь 2018

Картотека русских народных игр и забав

6.        Обобщение результатов работы по проекту

Май - июнь 2018

Сравнительный анализ полученных результатов по проекту за 3 года

 


Ожидаемыми результатами реализации данного проекта являются:

Ø  Включение русских народных игр и забав в спортивные мероприятия класса, школы, в деятельность пришкольного лагеря;

Ø  Вовлечение детей и родителей в  русские народные игры и забавы;

Ø  Снижение  пропусков у обучающихся по болезни;

Ø  Формирование российско-гражданской идентичности.

 

Главным продуктом реализации проекта будет являться картотека русских народных игр и забав, в которой все игры будут классифицированы по следующим параметрам:

Ø  Возрасту обучающихся;

Ø  Развитию двигательных качеств;

Ø  Разделам учебной программы;

Ø  Частям урока (вводная, основная, заключительная).

 

Целевая аудитория, для которой предназначен данный проект:

Ø  Учителя физической культуры;

Ø  Тренеры-преподаватели спортивной школы;

Ø  Воспитатели группы продленного дня и пришкольного лагеря;

Ø  Педагоги дополнительного образования.

 

На данный момент проект находится на стадии реализации 1 этапа, а именно включения в различные части урока (вводную, основную, заключительную) русских народных игр и забав. И уже сегодня можно сказать, что такие игры, как «Невод», «Пустое место», «Третий лишний» можно использовать в качестве вводной части урока (разминки), игры «Защита крепости», «Красное знамя», «Турецкие салки», «Коняшки», «Карусель» как основную часть урока, а, например, игры «Зевака», «Волна» в заключительной части (как релаксация).

Каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым. Но чтобы наши дети начали вновь собираться в компании и играть на улице, а не сидеть дома за компьютером, их необходимо заинтересовать в самостоятельных занятиях, подобрав наиболее интересные игры. И оздоровительным эффектом таких занятий будет являться увеличение двигательной активности и формирование положительного эмоционального фона на уроках физической культуры.

В декабре 2015 года было проведено повторное анкетирование, оценивающее мотивацию обучающихся, которое показало, что из 45 опрошенных обучающихся начальной школы все 45 чел. считают, что русские народные игры способствуют укреплению здоровья, а также духовному развитию личности, из них 38 отдают предпочтение, среди других видов деятельности,  именно спортивным играм.