Отдел образования, спорта и туризма
администрации Советского района г.Гомеля
Государственное учреждение образования
«Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»
Образовательный проект
«NOO INFORM»
Кулешова Екатерина Сергеевна, заместитель директора по учебно-методической работе
Борисевич Галина Михайловна, методист
Мисоченко Екатерина Юрьевна, методист
Гомель
2018
Образовательный проект«NOOINFORM» / Кулешова Е.С., заместитель директора по учебно-методической работе, Борисевич Г.М., методист, Мисоченко Е.Ю., методист государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля». – Гомель, 2018. – 29 с.
Ноосферное образование – это педагогическая система, которая, интегрируя лучшие возможности различных педагогических технологий, получает качественно новые характеристики как фундаментальная система подготовки человеческих ресурсов для следующего этапа эволюции человечества.
Основная идея образовательного проекта «NOO INFORM» – создание событийной общности (совместная творческая деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на воспитание ноосферной личности), интеграция различных видов деятельности на основе пронизывания их едиными темами, что дает эффект погружения в тему (проблему), возможность объединить знания по различным образовательным областям, практически применив их в деятельности и осознав их значимость (ценность) для себя.
В проекте рассмотрены задачи, организация, структура и содержание работы по внедрению модели ноосферного образования в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
Содержание
Информационная карта образовательного проекта |
4 |
Цель и задачи образовательного проекта |
5 |
Обоснование целесообразности образовательного проекта |
6 |
Модель развития ноосферного образования как фактора развития образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей и молодежи |
9 |
Направления образовательного проекта |
12 |
Программа образовательного проекта |
13 |
Календарный план реализации образовательного проекта на 2018/2019 учебный год |
14 |
Критерии и показатели эффективности образовательного проекта |
17 |
Кадровое обеспечение образовательного проекта |
18 |
Материально-техническое обеспечение образовательного проекта |
19 |
Литература и информационный ресурс |
19 |
Приложение |
|
Программа «Ноосферное образование» клуба творческого развития педагогов «Инсайт» |
20 |
Коучинг-сессия |
27 |
Информационная карта образовательного проекта
Название проекта |
Образовательный проект «NOO INFORM» |
Цель |
− обеспечение условий для внедрения модели ноосферного образования посредством созидательного творческого взаимодействия как фактора развития образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей и молодежи |
Задачи |
- рассмотреть научно-методологическую и методическую базу ноосферной педагогики (методики, технологии, биоадекватные учебные программы); - стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников; - обеспечить «точечное» внедрение ноосферного образования по мере готовности педагогов в образовательный процесс Центра творчества детей и молодежи; - выявить организационно-педагогические условия эффективности функционирования модели, разработать диагностическое и методическое обеспечение модели; - сформулировать особенности процесса формирования ноосферных компетенций учащихся в процессе освоения программ дополнительного образования разного профиля |
Основная идея проекта |
создание событийной общности (совместная творческая деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на воспитание ноосферной личности), интеграция различных видов деятельности на основе пронизывания их едиными темами, что дает эффект погружения в тему (проблему), возможность объединить знания по различным образовательным областям, практически применив их в деятельности и осознав их значимость (ценность) для себя. |
Участники проекта
|
заведующие отделами, методисты, педагоги дополнительного образования ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля», учащиеся и родители |
Сроки реализации проекта |
2018-2020 годы |
Авторы проекта |
Кулешова Екатерина Сергеевна, заместитель директора по учебно-методической работе; Борисевич Галина Михайловна, методист; Мисоченко Екатерина Юрьевна, методист |
Цель и задачи образовательного проекта
Цель проекта – обеспечение условий для внедрения модели ноосферного образования посредством созидательного творческого взаимодействия как фактора развития образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Задачи:
- рассмотреть научно-методологическую и методическую базу ноосферной педагогики (методики, технологии, биоадекватные учебные программы);
- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- обеспечить «точечное» внедрение ноосферного образования по мере готовности педагогов в образовательный процесс Центра творчества детей и молодежи;
- выявить организационно-педагогические условия эффективности функционирования модели, разработать диагностическое и методическое обеспечение модели;
- сформулировать особенности процесса формирования ноосферных компетенций учащихся в процессе освоения программ дополнительного образования разного профиля.
Обоснование целесообразности образовательного проекта
Перед системой дополнительного образования детей и молодежи поставлена задача обеспечить доступное, качественного и эффективное образование, направленное на инновационное развитие нашей страны в будущем через максимальное развитие личности каждого ребенка в настоящем. Решение данной задачи требует создания организационно-методических и психолого-педагогических условий для образования детей и молодежи как развивающей образовательной практики [5].
Социальная технология образования – ноосферное образование – позволяет оптимизировать процесс образования и управления им, сделать его рациональным. Основными компонентами этой технологии являются: концепция ноосферного образования, педагог, владеющий новой методикой преподавания, методика, учащийся, программы и учебные пособия, технические средства обучения. Важно отметить, что новая образовательная технология может осуществляться в рамках действующих образовательных программ и на имеющейся материальной базе, практически без дополнительных затрат.
Ноосферное образование – это:
- принципиально новая педагогическая система, интегрирующая лучшие наработки в области гуманной и здоровьесберегающей педагогики;
- высокая информационная технология, разработанная на основе фундаментальных принципов работы с информацией – алгоритма эффективного восприятия, переработки, хранения и передачи;
- уникальный социально ориентированный инструментарий, запускающий механизм самоорганизации личности, педагогического и ученического коллективов;
- ноосферная практика – средство профилактики и коррекции нарушений взаимоотношений и поведения;
- целостная развивающая практика.
Инновационной задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное, целостное творческое мышление и ноосферное сознание[10].
Инновационной задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное, целостное творческое
Методологической основой проекта являются идеи Н.В. Масловой о целостной педагогической системе Ноосферного образования, Г.П. Сикорской о ноогуманистическом образовании, В.Р. Ильченко о развитии естественнонаучного миропонимания у учащихся, Л.Ю. Чуйковой о развитии экологического мышления школьников, М.Н. Дудиной и И.С. Якиманской об этической педагогике и личностно-ориентированном образовании, Л.А. Беляевой о понимающей педагогике, С.Ю. Курганова о педагогическом диалоге, Л.М. Андрюхиной о развитии культуры и стилей мыследеятельности в образовании, С.Д. Дерябо об экологической психопедагогике и К.М. Левитана о педагогической деонтологии.
Анализ теории и практики ноосферного образования (Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина, В.Ф. Базарный, А.М. Кушнир, Н.В.Маслова, Г.П.Сикорская, А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев и др.) позволяет говорить о том, что ноосферная школа ставит приоритетными вопросы становления личности, ее мировоззрения, внутреннего мира, духовно-нравственных ориентиров, а не просто получения суммы знаний, необходимых для достижения успеха.
Соответственно мировоззрение растущей личности, складывающееся в процессе ноосферного образования должно быть целостным. Отметим его черты: 1) интегративность, основанная на различных областях знания (научного, гуманитарного, этического, философского); 2) рефлексивность, связанная с осознанием человеком себя и своего места в окружающем мире, своего предназначения; 3) аксиологичность – владение нормами социоприродной (ноосферной) этики, практическое следование им в своих поступках.Сказанное позволяет говорить о поликультурности ноосферного образования в силу его комплексности, системности и многогранности. Так ноосферное образование позволяет соединить в образовательном процессе физику и лирику, осуществить обучение не по предметам, а по проблемам [4].
Поликультурный характер носит сама идея ноосферы, которая разрабатывалась В.И. Вернадским, а позднее была развита современными мыслителями, в частности, А.Д. Урсулом и Н.Н. Моисеевым [17]. Обобщая их представления, ноосферу можно определить как область единства (гармонии) природы и общества, в которой разум и духовно-нравственные приоритеты являются определяющими факторами развития цивилизации.
Ноосферное образование – это педагогическая система, которая, интегрируя лучшие возможности различных педагогических технологий, получает качественно новые характеристики как фундаментальная система подготовки человеческих ресурсов для следующего этапа эволюции человечества [2].
Принципиальные отличия ноосферного образования.
Целевые отличия. Ноосферное образование – эволюционно новый этап развития традиционного образования. Оно нацелено на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.
Технологические отличия. Ноосферное образование интегрирует социальные технологии трёх типов: «know how» (знаю что) – стратегические цели образования, «know way» (знаю путь) – тактика образовательной деятельности, «know what» (знаю как) – технологии и средства достижения результатов.
Функциональные отличия. Ноосферное образование функционально повышает эффективность потенциалов членов общества, т. е. обеспечивает их эволюционное развитие на основе Всеобщих Законов Мира и даёт ощутимые результаты по параметрам: высокое качество знаний, сбережение здоровья, духовно-нравственный рост, мировоззренческая гармония, социализация личности, сокращение социальных затрат.
Информационно-интеллектуальная безопасность. Ноосферное образование впервые провозглашает и реализует принцип естественной безопасности (соблюдение норм и законов работы мозга, тела учащихся) и потенциальной интеллектуальной безопасности – использование средств и методов, не нарушающих естественную безопасность в любом отдалённом от момента учёбы периоде времени.
Универсальность. Ноосферное образование использует инструментарий, адекватный возможностям человека любого возраста, и поэтому используется во всех звеньях образования населения: дошкольном, школьном, вузовском, поствузовском, образовании взрослых, создавая систему непрерывного образования и воспитания граждан.
Затратные отличия. Ноосферное образование является самой дешёвой социальной технологией. Оно не требует затрат на материально-технические, административные, структурные, программные, управленческие изменения, так как осуществляется за счёт активизации естественных интеллектуальных механизмов личности, ранее не востребованных в образовательном процессе.
Ноосферное образование выступает как образовательная система, формирующая личностное пространство ребенка, как пространство созидания. Впервые вместо слова «надо формировать» творческую личность, получен инструмент, который позволяет формировать такую личность в процессе обучения и воспитания.
Основная идея проекта – создание событийной общности (совместная творческая деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на воспитание ноосферной личности), интеграция различных видов деятельности на основе пронизывания их едиными темами, что дает эффект погружения в тему (проблему), возможность объединить знания по различным образовательным областям, практически применив их в деятельности и осознав их значимость (ценность) для себя.
Ноосферные ориентации в современном образовании актуальны и для нашего учреждения: формирование у учащихся представления о мире как о едином целом, о человеке как о неотъемлемой части мира, находящейся с ним в неразрывном единстве; формирование ценностно-нравственных основ взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром, ответственность за их последствия; включение учащихся в такие формы учебной деятельности, в которых активизируется их творческий потенциал, формируется личностный опыт, единство знания, эмоционального восприятия и волевого усилия.
Особенно ценно, что все элементы этой теорииориентированы на соблюдение принципов «Ненавреди» и «Твори добро, созидай». Технологияреализации ноосферного подхода собирает воедино лучшие наработки мировой и отечественной педагогики, психологии, науки, культурына базе общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.
Модель развития ноосферного образования
как фактора развития образовательного пространства
учреждения дополнительного образования детей и молодежи
Модель включает следующие взаимосвязанные между собой компоненты: целевой, методологический, содержательно-организационный и результативный.
Целевой компонент модели содержит цель и характеристику субъектов образовательного процесса.
Методологической основой модели выступает комплекс подходов: гуманитарный, технический, философский, естественнонаучный, личностно ориентированный.
Образовательный процесс в учреждении строится на принципах интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических, философских и др. знаний и предполагает гармоничное взаимодействие рационального и иррационального, интеллектуального и эмоционального компонентов.
Содержательно-организационный компонент представлен активными и интерактивными методами и технологиями обучения (практико-холистические, полисенсорные, информационные, биоадекватные, технологии развивающего обучения, метод проектов, игровой, интерактивный), формами организации обучения (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные) и средствами обучения (учебно-методический комплекс, технические средства обучения, электронные средства обучения). «Точечное» внедрение ноосферного образования по мере готовности педагогов в образовательный процесс Центра творчества детей и молодежи (интегративность, рефлексивность и аксиологичность образовательного процесса).
Результативный компонент направлен на определение эффективности модели, выстраивание содержания и технологического обеспечения образовательного процесса на компетентностной основе.
Данная модель обладает большим потенциалом для профессионального роста и креативного развития педагога. Постепенное развитие и совершенствование созданной организационно-образовательной структуры позволит педагогической системе Центра творчества детей и молодежи получить новые эмерджентные преобразования. Педагог получает возможность для реализации своих творческих идей с учетом интересов учащихся, а также применения в своей деятельности широкого спектра новых педагогических технологий.
Ожидаемые результаты
Содержание образовательного процесса направлено на овладение педагогами, учащимися и родителями базовыми ноосферными компетенциями: ноосферно-мировоззренческой, творческо-эстетической, нравственно-этической, информационно-коммуникативной и интеллектуально-когнитивной.
Проект предполагает конечный результат в отношении каждого из субъектов.
Педагоги:
- повышение уровня социально-педагогической и психологической компетентности (владение технологиями ноосферной деятельности);
- создание системы организационно-методического обеспечения образовательного процесса;
Учащиеся:
- сформированность готовности к реализации своих потребностей и устремлений на основе созидательного творческого взаимодействия;
Родители:
- повышение удовлетворенности качеством образовательного процесса и его результатами.
Направления образовательного проекта
1. Работа с педагогами.
Для реализации образовательного проекта в Центре творчества детей и молодежи создается клуб творческого развития педагогов «Инсайт», творческие ноосферные сообщества по направлениям деятельности (далее – ТНС). Создание клуба обеспечит сотрудничество между руководителями методических объединений, педагогами дополнительного образования, администрацией, методической, социально-педагогической и психологической службой учреждения и совместное решение научно-методических задач.
Несмотря на то, что среда каждого ТНС обладает определенной степенью автономности, индивидуальной спецификой, характером взаимодействия субъектов, между педагогами разных групп должно быть согласие относительно понимания теоретико-методологических идей ноосферного образования. Новые содержательные компоненты ноосферного образования будут постепенно внедрятся в образовательный процесс учреждения.
2. Работа с учащимися и родителями.
Взаимодействие педагогов с учащимися осуществляется внутри ТНС. ТНС в течение учебного года работают в соответствии с выбранной темой, т.е. педагоги и учащиеся различных объединений по интересам одного сообщества функционируют как единое целое. Содержание деятельности ТНС может быть различным в зависимости от выбранных проектов, используемых педагогических технологий, творческих идей педагогов и интересов учащихся. Такое взаимопроникновение способствует гармоничному развитию личности, формированию целостного мышления, холистического миропонимания.
Вовлечение родителей учащихся в творческую и проектную ноосферную деятельность. Проведение совместных семейных гостиных, праздников, акций.
3. Создание комплексного методического обеспечения.
Разработка учебно-программной документации. Подготовка методического обеспечения (учебная литература, методические рекомендации, печатные, аудио- и видеоматериалы лучших занятий, портфолио ТНС и др.).
4. Диагностическое и психологическое обеспечение
Исследование социально-психологического климата коллектива педагогов, воспитанников и их родителей. Изучение социального запроса педагогов, учащихся, родителей. Диагностика: готовности педагогов к новой деятельности, мотивационной сферы учащихся, детско-родительских отношений.
5. Информационная поддержка.
Интернет-сайт Центра творчества детей и молодежи, медиатека для активного использования в образовательном процессе и при организации культурно-досуговых мероприятий (мультимедиа альбомы, справочники, энциклопедии, оригинальные разработки занятий, мастер-классов, сценарии, фото- и видеоархивы, подборка электронных, видео- и звуковых методических материалов).
Программа образовательного проекта
Этапы |
Сроки |
Содержание |
Подготовительный |
январь-февраль 2018 г.
|
Изучение социального запроса педагогов, учащихся, родителей. Работа творческой группы. Разработка проекта, определение оптимального варианта формы и содержания проекта. Проведение инструктивного семинара для участников проекта. Разработка программы курса «Ноосферное образование» клуба творческого развития педагогов «Инсайт». Принятие управленческих решений по организации творческих групп. |
Теоретический |
март-июль 2018 г.
|
Работа клуба творческого развития педагогов «Инсайт». Дистанционный курс «Ноосферное образование». |
Творческий |
август 2018 г. – май 2020 г. |
Реализация программы проекта. Апробация и корректировка модели образовательного проекта. Работа клуба творческого развития педагогов «Инсайт». Творческая и проектная деятельность ТНС. Подготовка промежуточного отчета. |
Рефлексивно обобщающий |
июнь-декабрь 2020 г. |
Проведение анализа эффективности работы творческих площадок. Презентация итогов работы по реализации проекта. Обобщение опыта работы. Подведение итогов работы проекта. Анализ и перспективы деятельности. Подготовка итогового отчета. Издательская деятельность. |
Календарный план реализации образовательного проекта
на 2018/2019 учебный год
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Планирование работы клуба творческого развития педагогов «Инсайт» на учебный год |
сентябрь 2018 |
Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом |
2. |
Формирование творческих ноосферных сообществ |
сентябрь 2018 |
Кулешова Е.С., заместитель директора по УМР |
3. |
Планирование деятельности ТНС на учебный год |
сентябрь 2018 |
Руководители ТНС, методисты |
4. |
On-line-выставка «Образовательный потенциал ноосферного образования» |
сентябрь-ноябрь 2018 |
Песенкина А.А., заведующий отделом по работе с детьми и подростками по месту жительства, рекламно-информационной деятельности |
5. |
Коучинг-сессия: − Рифы и паруса образования. − Сетевое сообщество. − Инструментарий ноосферного образования. − Здоровье в концепции ноосферного образования. − Биоадекватные занятия. − Проектная деятельность в области ноосферных знаний и технологий. − Педагогическая диагностика. |
1 раз в месяц |
Руководители ТНС, методисты |
6. |
Конкурс «Портфолио» |
октябрь 2018 |
Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом |
7. |
Конкурс «Форум идей» |
апрель 2019 |
Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом |
8. |
Творческий проект «Фото-мастер-класс» |
ноябрь 2018 -апрель 2019 |
Иваницкая Н.Н., заведующий отделом спортивно-массовой работы и технического творчества |
9. |
Творческий проект «Своими руками» |
в течение года |
Литвинко И.В., заведующий отделом декаративно прикладного и изобразительного творчества |
10. |
Творческий проект «Карусель» |
в течение года |
Марченко И.С., заведующий отделом художественной самодеятельности |
11. |
Творческая лаборатория «Сувенир» |
в течение года |
Руководители ТНС |
12. |
Семейные гостиные в рамках 6-го школьного дня |
в течение года |
Чикунова Д.М., заведующий отделом организационно-массовой работы |
13. |
Неделя ТНС |
1 раз в полугодие |
Руководители ТНС, методисты |
14. |
Работа консультационного пункта «НОО» |
в течение года |
Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом |
15. |
On-line-выставка «NOO INFORM» |
май 2019 |
Песенкина А.А., заведующий отделом по работе с детьми и подростками по месту жительства, рекламно-информационной деятельности |
16. |
Разработка положения конкурса «Портфолио» |
сентябрь 2018 |
Борисевич Г.М., методист |
17. |
Разработка положения конкурса «Форум идей» |
ноябрь 2018 |
Борисевич Г.М., методист |
18. |
Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта
|
в течение года |
Мисоченко Е.Ю., методист |
19. |
Пополнение медиатеки по проблеме проекта |
в течение года |
Руководители ТНС |
20. |
Исследование социально-психологического климата коллектива педагогов, воспитанников и их родителей |
в течение года |
Сторожищина Т.В., педагог-психолог |
21. |
Информирование о мероприятиях проекта на сайте Центра творчества детей и молодежи |
в течение года |
Песенкина А.А., заведующий отделом по работе с детьми и подростками по месту жительства, рекламно-информационной деятельности |
22. |
Координация работы проекта |
в течение года |
Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом |
23. |
Мониторинг деятельности проекта |
в течение года |
Кулешова Е.С., заместитель директора по УМР |
24. |
Составление промежуточного отчета |
июнь 2019 |
Кулешова Е.С., заместитель директора по УМР |
Издательская деятельность |
|||
25. |
Сборник материалов конкурса «Форум идей» |
в течение работы над проектом |
Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом |
26. |
Сборник «Фото-мастер-класс» |
в течение работы над проектом |
Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом |
27. |
Сборник материалов по итогам проведения недели ТНС |
в течение работы над проектом |
Кохан Л.Н., заведующий информационно-методическим отделом |
Критерии и показатели эффективности образовательного проекта
Критерии |
Показатели |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов |
− динамика уровня готовности педагога к ноосферной образовательной деятельности; − актуализация сферы самообразовательной деятельности педагогов; − активное использование современных интерактивных форм обучения, интегрирующих научный компонент и практический опыт, технологий ноосферного образования; − перспективы профессионального роста педагогов (участие в семинарах, мастер-классах, педагогических конкурсах, конференциях, публикации) |
Развитие личности учащегося |
- учащийся выступает носителем ноосферных компетенций: обладает опытом осуществления действий в конкретных ситуациях, что характеризует его компетентность; - достижения (участие в конкурсах, смотрах) |
Удовлетворенность субъектов образовательным процессом и его результатами |
− педагогов; − учащихся; − родителей или законных представителей |
Качество управления образовательным процессом |
− нормативно-правовое и методическое обеспечение процесса; − наличие системы стимулирования педагогов; − наличие эффективной системы повышения квалификации педагогов; − наличие системы психолого-педагогического сопровождения деятельности |
Кадровое обеспечение образовательного проекта
Педагогический состав участников образовательного проекта.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Функции в проекте |
Кулешова Е.С. |
Заместитель директора по учебно-методической работе |
Руководитель проекта |
|
Кохан Л.Н. |
Заведующий информационно-методическим отделом |
Координатор проекта |
|
Литвинко И.В. |
Заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного творчества |
Организационное сопровождение проекта |
|
Марченко И.С. |
Заведующий отделом художественной самодеятельности |
||
Иваницкая Н.Н. |
Заведующий отделом спортивно-массовой работы и технического творчества |
||
Пешкун Д.М. |
Заведующий отделом организационно-массовой работы |
||
Песенкина А.А. |
Заведующий отделом по работе с детьми и подростками по месту жительства, рекламно-информационной деятельности |
||
Борисевич Г.М. Мисоченко Е.Ю. |
Методисты |
Методическое сопровождение проекта |
|
Поволоцкая Т.И. Быховская Н.А. Ходько Е.В. Герасимович А.Е. Калинина В.А. Досова А.О. Крючкова Т.В. Ранцевич О.М. Малынова А.Н. |
Педагоги дополнительного образования |
Непосредственное осуществление образовательного процесса. Организация и проведение занятий и мероприятий |
|
10. . |
Сторожишина Т.В. |
Педагог-психолог |
Проведение диагностики |
Материально-техническое обеспечение образовательного проекта
Использование ресурсов информационного пространства учреждения. Информационно-методический фонд, кабинет социально-педагогической и психологической службы, кабинеты для занятий объединений по интересам, актовый зал, техническое оснащение (компьютеры, ноутбуки, принтеры и др.).
Литература и информационный ресурс
1. Антоненко, Н.В., Ульянова, М.В. Педагогика ноосферного развития / Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова. – М.: Экон-Информ, 2007. – 220с.
2. Антоненко, Н.В. Отличие ноосферного образования от других педагогических подходов / Н.В. Антоненко, доктор психологических наук, сопредседатель отделения ноосферного образования РАЕН, действительный член НАНО, КАНОН.[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://noospherecity.com/otlichie-noosfernogo-obrazovaniya-ot-drugih-pedagogicheskih-podhodov.
3. Буровский, А. М. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и создание новой школы / А. М. Буровский // Педагогика. – 1993. – № 6. – С. 13-14.
4. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский // Биосфера: Мысли и наброски. Сб. науч. работ. – М.: Ноосфера, 2001. – С. 159-177.
5. Гелясина, Е.В. Инновационный путь развития дополнительного образования детей и молодежи / Е.В.Гелясина // «Выхаванне і дадатковая адукацыя». – 2017 – № 12. – с.31-34.
6. Гончаренко, М.С., Маслова, Н.В., Куликова, Н.Г. Ноосферное образование – ключ к здоровью / М.С. Гончаренко, Н.В. Маслова, Н.Г. Куликова. – Харьков: Институт холодинамики, 2011. – 124 с.
7. Гордина, Л.С., Лимонад, М.Ю. Основополагающие принципы всеобщей ноосферной духовно-экологической конституции человечества (Ноо-Конституция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newhumanity.ru.
8. Ландсберг, М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете / М. Ландберг. – М.: Изд. «Эксмо», 2006.
9. Маслова, Н.В. Ноосферная школа: концепция. / Н.В. Маслова, В.В. Кожевникова, Н.Г. Куликова и др. – М.: 2009. – 85 с.
10. Маслова, Н.В. Ноосферное образование: методология, технология, инструментарии / Н.В. Маслова // POLIINFORM.RU. – 2012. – с.4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanityhealing.net.
11. Мельниченко, Ю.С. Ноосферное образование и общеобразовательная школа: учебно-методические материалы / Ю.С. Мельниченко. – Могилев: УО «Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова», 2012.
12. Сикорская, Г.П. Основные методологические подходы к содержанию экологического образования / Г.П. Сикорская // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2009. № 9 (66).
13. Субетто, А.И. Методологические основания ноосферно-ориентированного синтеза наук в XXI веке / под ред. В.Н. Бобкова. – Спб.: Астерион, 2013. – 48с.
14. Теория и практика ноосферного образования: Сборник научно-методических материалов участников городской целевой программы по экологическому просвещению и образованию населения города Екатеринбурга до 2009 года / отв. ред. Г.Г. Сикорская, М.В. Полякова. – Екатеринбург: Издательство «Раритет», 2007. – 248с.
15. Ульянова, М.В. Ноосферное образование как социальная технология / М.В. Ульянова // POLIINFORM.RU. – 2012. – с.37. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanityhealing.net.
16. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс /А.Д Урсул // Философские проблемы образования. – М., 1996.
17. Урсул, А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование / А.Д. Урсул // Синергетика и образование. – М., 1997.
Приложение 1.
Программа «Ноосферное образование»
клуба творческого развития педагогов «Инсайт»
Программа «Ноосферное образование» базируется на признании введенного в науку В. И. Вернадским и Н. Н. Моисеевым понимания необходимого перехода человечества в эпоху разумно управляемого соразвития природы-человека-общества без ущерба для последующих поколений.
Цель программы: рассмотрение научно-методологической и методической базы ноосферной педагогики(методики, технологии, биоадекватные учебные программы).
Задачи:
- организация взаимодействия участников традиционного образовательного процесса с новыми средствами, методами, технологиями, адекватными природе человека;
- выявление социально значимых результатов этого внедрения для их последующего осмысления.
Научным принципом программы является системная природосообразность, понимаемая как знание и учет в образовательном процессе природы мозга, природы информации и природы человеческого организма.
Методическим принципом программы выступает использование в образовательном процессе методов, технологий, учебно-воспитательных средств, способствующих созданию природной гармонии: биоритмов тела, мозга, окружающей человека среды и позволяющих мотивировать позитивный выбор, раскрытие творческих способностей, и самоидентификация личности в природе, социуме.
Форма реализации программы: дистанционная, очно-заочная.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Предмет и задачи ноосферного образования. Общая характеристика концепции ноосферного образования |
2 |
2. |
Научно-теоретические основы ноосферного образования |
2 |
3. |
Методология ноосферного образования |
2 |
4. |
Древо науки |
2 |
5. |
Теория познания с точки зрения современной науки и практики |
2 |
6. |
Человек как объект и субъект познания. Новейшие открытия в науке о человеке |
2 |
7. |
Созидательное мировоззрение и природосообразный инструментарий ноосферного образования |
2 |
8. |
Биодекватная методика преподавания учебных дисциплин |
2 |
9. |
Природосообразный метод преподавания учебных дисциплин как инструмент здоровья развития и здоровья сбережения личности |
2 |
10. |
Технологии образования |
2 |
11. |
Педагог новой формации |
2 |
12. |
Метод БОС (биологическая обратная связь) |
2 |
13. |
Согласование природных циклов в образовательном процессе |
2 |
14. |
Алгоритм создания учебного образа. Алгоритм создания релаксационного текста для объяснения нового материала |
2 |
15. |
Отличие ноосферного образования от других педагогических подходов |
2 |
16. |
Выводы и итоги |
2 |
17. |
Итого |
32 |
Содержание
Предмет и задачи ноосферного образования. Общая характеристика концепции ноосферного образования.
Концепция ноосферного образования. Воспитание целостного мышления. Ноосферное образование. Главное отличие ноосферного образования. Задачи образования: формирование мировоззренческих установок учащихся, просвещение учащихся, социализация личности, инкультурация личности. Задача ноосферного образования. Ноосферное образование сразных точек зрения. Главное противоречие современной системы образования. 10 принципов образования. Природосообразностьили биоадекватность образования на этапе ноосферного перехода.
Научно-теоретические основы ноосферного образования
Общесистемная теорияразвития систем природы, общества, мышления Ю.А.Урманцева. Эволюционика. Объект–система. Закон системности. Закон системных преобразований. 4 основных типа эволюционных/не эволюционных преобразований: тождественные (стасигенетические), количественные (квантигенетические), качественные (квалигенетические), относительные (изогенетические). 11 производных преобразований.
Методология ноосферного образования
Системное видение образования. Принципы биоадекватной педагогической методологии. Системное преподавание. Преподавание субъектно-объектное. Личная включённость субъекта познания в познавательный процесс. 3-х сторонний акт сотворчества субъекта познания с учителем и познаваемым объектом или субъектом. Восприятие и осознаниесубъектами образовательного процесса единства иерархии систем и подсистем разныхуровней Вселенной-Общества-Человека. Признание невозможности нарушать порядок,этапность, структурность, целостность, гармонию Вселенной или отдельных её компонентов. Гармонизация субъекта и объекта познания. Биосоциоадекватный метод.
Древо науки
Этапы истории науки. Период классической науки (XVI-XVIII в.в). Период неклассической науки (XIX – нач. XX в.в). Период синергетической (постнеклассической) науки (20-90 гг. XX в). Период ноосферной науки (с 90 гг. XX в). Период космичной науки (2-ая половина XXI в.).
Теория познания с точки зрения современной науки и практики
Закономерности познания и их соотношение с закономерностями Вселенной (законами системности и их динамики). Отношение к знаниямсубъективной реальности и взаимоотношение последней с объективной реальностью. Механизмы и этапы процесса познания. Изучение сближения процессов, происходящих внашем сознании и во Вселенной. Мысль – это «живая голограмма» (Карл Прибрам). Мыслеформы (Роджер Сперри). Дэвид Бом и его книга «Вселенная и скрытый порядок». Концепция «морфогенетических полей» в книге Руперта Шелдрейка «Новая наука о жизни». Теория холодинамики Вернона Вульфа. Холодайн – трёхмерная мыслеформа. Концепцияфизика Фреда Алена Вульфа о существовании миров и вселенных. Ю.Н. Иванов и его гипотеза в работе «Частотное пространство».
Человек как объект и субъект познания. Новейшие открытия в науке о человеке
Процесс познания как процесс взаимодействия субъекта познания и объекта познающего.Линейная схема. Частотно-пространственная схема. Этапы восприятия информации человеком в процессе познания. «Единица» мышления и ступени её эволюции в процессепознания. Механизмы восприятия информации.
Созидательное мировоззрение и природосообразный инструментарий ноосферного образования
Особенные (критические) условия современности. Законы Природы, Мира.Научиться говорить с природой на одном языке. Ноосферное мировоззрение. Природосообразность. Ноосферное образование. Ноосферный инструментарий. Экоэтика. Единствомировоззрения и природосообразного инструментария Ноосферного образования.
Биодекватная методика преподавания учебных дисциплин
Мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ. REAL-методика. Мышление мыслеобразами.Личностно-ориентированная система мыслеобразов. Биоадекватный метод мышления.Форма REAL-методики. Этапы REAL-методики. Репрезентация информации. Восприятие информации. Переработка (осмысление) информации. Представление в слове. Архивирование информации. Этапы сознания Ж. Пиаже. Виды работы в REAL-методике.
Структура занятия. Воспитательный характер REAL-методики. Критерии оценок. Приобретение знаний. Формирование умения использовать знания. Закрепление навыка использования знания. Концентрированное научение.
Природосообразный метод преподавания учебных дисциплин как инструмент здоровья развития и здоровья сбережения личности
Здоровьесберегающие методы. Биоадекватный инструментарий. Биоадекватная (природосообразная) методика. Левополушарное, правополушарное и двуполушарное целостное мышление. Холистические методы. Этапы восприятия информации по Ж. Пиаже. Гиппокамп. Кратковременная и долговременная память. Воспитательная методика. Интеллектуальная безопасность и биологическая обратная связь.
Технологии образования
Социальная технология образования. Образовательнаятехнология. Технология процесса образования. Ноосферные образовательные технологии.Концепция Укрупненных Дидактических Единиц (УДЕ). Методы и технологии УДЕ. REAL-технологии. Технология управления системой образования. Свойства системы образования. Объект технологии управления. Образовательное пространство. Функции образовательного пространства. Технологизация управления образованием. Разработка и конструирование технологии управления образованием. Теоретический, методический, процедурный этапы. Целостное мышление.
Педагог новой формации
Миссия педагога. Нравственность как духовный акт. О«педагогической растерянности». Задачи педагога-новатора. Новое мышление, методыпознания и самоорганизация. Автодидактика. Знания и умения педагога-новатора. О мировоззрении педагога-новатора. Толерантность. Целостность мышления. Экологизациямышления. Экологическое мировоззрение. Формирование экологичного мировоззрения.Ноосферное сознание педагога. Педагогика сотрудничества. Манипулятивная педагогика.Неманипулятивная педагогика. Культуросообразность. Природособразное мышление педагога. Этика педагогической деятельности.
Метод БОС (биологическая обратная связь)
4 типа мозговых колебаний. Дельта-,тета-, альфа- и бета состояния мозга. Механизм самопроизвольной саморегуляции биологической системы. Самоорганизация биологической системы. Учебная релаксация. Режимрелаксации. Виртуальное представление образа. Метод Биологической Обратной Связи.Фаза пассивного открытия. Первосигнальные, второсигнальные образы.
Согласование природных циклов в образовательном процессе
Фазовые состояния.Состояние раскрытия. Состояние закрытия. Характеристики психологического состоянияфазы раскрытия. Характеристики психологического состояния фазы закрытия. Восемьопор фазы раскрытия. Восемь опор фазы закрытия. Организация длительности каждой фазы. Чередование их в цикле. Расписание в виде таблицы природных циклов. Согласованность деятельности с фазами открытия и закрытия.
Алгоритм создания учебного образа
Обязательные требования к выбору образа.Различные природные образы. Социокультурные образы. Географические образы природных объектов. Фантастические, мифологические или сказочные образы. Простые и статичные образы. Сложные статичные образы. Простые динамичные образы. Сложные динамичные образы. Структурирование учебной информации. Схема-образ (образон). Ассоциативная связь образа с содержанием учебного материала.
Алгоритм создания релаксационного текста для объяснения нового материала
Обязательные аспекты релаксационного текста. Расслабление. Мысленное представление места, опорного учебного образа. Опорный образ как образ новой учебной информации.Обобщение, повторение. Завершение мысленной работы воображения и представленияобраза. Посыл благодарности всем увиденным образам. Мысленное возвращение. Посылблагодарности в состоянии комфорта.
Отличие ноосферного образования от других педагогических подходов
Параметры отличия. Концептуальная основа. Мировоззренческий подход. Структурное основание.Педагогическое основание. Педагогическая методика работы с информацией. Воспитательное основание. Психокоррекционное проявление. Здоровьесберегающий эффект. Педагогические постулаты. Технологическое отличие. Национальное отличие. Эволюционное значение.
Выводы и итоги
Формирование здорового образа жизни и созидательного мировоззрения, сознания личности. Генетическое единство. Воспитание и подготовка человека с целостным системным мировоззрением. Новейшие технологии мирового уровня. Организация здоровой, природособразной, счастливой жизнедеятельности человека на базе познания Всеобщих Законов Мира, Общих Законов Человеческого Общества.
Ожидаемые результаты
− целостное и здоровое мышление педагогов, владеющих ноосферным сознанием и мировоззрением, способных осознанно трансформировать негативные проблемы (личного характера, социума, экономики) в позитивные;
− рост компетентности, профессионализма педагогов;
− возрастание интереса педагогов к творческой проектной деятельности.
Литература
1. Антоненко, Н.В., Ульянова, М.В. – Педагогика ноосферного развития / Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова. – М.: Экон-Информ, 2007. – С 220 с ил.
2. Вернадский, В.И. Несколько слов о ноосфере // В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста: сб. науч. тр. – М.: Наука, 1988. – С. 503-510.
3. Вундт, В. Введение в философию / В.Вундт. – М., 1998.
4. Гончаренко, М.С., Маслова, Н.В., Куликова, Н.Г. Ноосферное образование – ключ к здоровью / М.С. Гончаренко, Н.В. Маслова, Н.Г., Куликова, – М: Институт холодинамики, 2011. – 124 с.: ил.
5. Громыко, Ю.В. Проектное сознание/ Ю.В. Громыко. – М., 1998.
6. Далин, В.Я. Резервы человеческого разума, план семинарских занятий / В.Я. Далин. М., 1996.
7. Джемс, У. Мышление/ У. Джеймс // в кн. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1989.
8. Иванов, С.А, Ворошилова, Т.А. Современное экологическое образование: от экоцентризма – к ноосферному мировоззрению / С.А. Иванов, Т.А. Ворошилова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011 – № 3. – с. 60-65.
9. Колин, К. Фундаментальный метод научного познания / К.Колин // «Интеллектуальный мир» – №17, 1998.
10. Кюльпе, О. О мышлении / О. Кюльпе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1989.
11. Маслова, Н.В. Ноосферное образование / Н.В. Маслова. – М., 2002.
12. Ноосферное образование – парадигма качества / Сборник научно-методических материалов I Всероссийской школы-конференции / под ред. Куликовой Н.Г. – Москва-Абакан, 2015, ил.
13. Ставицкий, А.И. На пути к искусственному интеллекту / А.И. Ставицкий. – С.-Петербург, 1995.
14. Ставицкий, А.И., Никитин, А.Н. На одном языке с природой. А.И. Ставицкий, А.Н. Никитин. – С.-Петербург, 1997.
15. Учебно-методический комплекс дисциплины «Ноосферное образование». Специальность «Педагогика и психология». – Алматы: Университет Кайнар, 2013.
Приложение 2.
Коучинг-сессия
Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).
Коучинг (англ. сoaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова).
Почему коучинг?
ü Повышает эффективность
Коучинг выявляет и развивает потенциал и лучшие качества людей и команд.
ü Ускоряет обучение
Коучинг развивает педагогов на рабочем месте, не теряя времени, на реальных задачах и вызовах.
ü Улучшает взаимоотношения
Коучинг – это диалог и интерес к окружению, мотивирующий пониманием ценности человека и его уважения.
ü Экономит время руководителя
Благодаря коучингу педагоги становятся более самостоятельными и ответственными за результат.
ü Увеличивает на порядок креативные идеи
Коучинг и создаваемая им атмосфера способствует росту творческого потенциала всех членов коллектива.
ü Самый эффективный способ достижения целей в условиях изменений.
ü Общую основу коучинга можно описать несколькими словами: партнерство, раскрытие потенциала, результат.
Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. Это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Его ключевой элемент – осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.
Коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.
Коучинг педагогов – это процесс повышения их профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства:
- коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации;
- выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды;
- обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.
Коучинг как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности:
− позволяет развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;
− оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;
− позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;
− помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.
Коучинг проходит ряд этапов:
1. Установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами.
2. Совместное определение задач для достижения конкретной цели.
3. Исследование текущей проблемы (ситуации).
4. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату.
5. Выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы.
6. Выбор конкретного варианта действий и составление плана действий.
7. Договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
Коучинг в педагогике подразумевает, что один из педагогов берет на себя роль коучера (наставника) и проводит коучинг-сессию с другими педагогами. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это что-то среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно, должен успешный и опытный член педагогического коллектива. Принцип «сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. В данном пространстве осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.
Тест на готовность к коучингу можно пройти на сайте http://www.mastercoaching.ru.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.