Образовательный проект "Персонализация образовательной деятельности"
Оценка 4.9

Образовательный проект "Персонализация образовательной деятельности"

Оценка 4.9
docx
29.05.2021
Образовательный проект "Персонализация образовательной деятельности"
Проектная работа_О.В.Терлеевой_Сургут.docx


СОДЕРЖАНИЕ

 

1

Обоснование необходимости разработки и реализации проекта……

3-4

2

Цели и задачи проекта…………………………………………………

4-5

3

Теоретико – методологическая основа проекта………………………

5-8

4

Содержание проекта……………………………………………………

8-18

а

Индивидуально – образовательные маршруты и их специфика…….

8-12

б

Модульное построение образовательной деятельности……………..

12-16

в

Продуктивные методы и формы обучения……………………………

16-17

г

Использование цифровых образовательных ресурсов (платформ) для организации образовательной деятельности и оценки образовательных результатов…………………………………………

17-18

 

5

Этапы реализации проекта…………………………………………….

19

6

Ожидаемые результаты проекта………………………………………

20-22

7

Оценка эффективности проекта. Ресурсное обеспечение проекта….

22

8

Список литературы……………………………………………………..

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Персонализация образовательной деятельности»

1.     Обоснование необходимости разработки и реализации проекта

Сегодня все видят, как меняется мир. В нашу жизнь стремительно входят цифровые сервисы. Страны – мировые лидеры в развитии образования выбрали вектор на реализацию индивидуальных траекторий в обучении детей, потому что в эпоху цифровой экономики старая «традиционная» модель образования не сможет подготовить детей к продуктивной жизни и самореализации. Задача современной школы – научить детей, как воспользоваться своими талантами, реализовать себя и добывать самостоятельно необходимые знания, постоянно учиться.

В своём Послании к Федеральному Собранию РФ от 15.01.2020г. президент России В.В. Путин сказал, что  2021 году школы должны получить высокоскоростной интернет, что позволит в полном объёме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрять индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребёнка.

Одним из лидеров внедрения инновационных проектов в области образования в России сегодня является Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Фонд первым объявил о внедрении в российских регионах Комплексной программы по развитию личностного потенциала, запустил проект по созданию цифровой Платформы для реализации модели персонализированного образования, создал Академию искусственного интеллекта для школьников.

 Как сохранить плюсы нынешней системы образования? Как в массовой школе, начиная с первого класса, учесть особенности каждого ребёнка? Какие педагогические практики, какой образовательный опыт ученика будут наиболее продуктивны для качественного восприятия учениками предметного содержания и для формирования у них необходимых компетентностей — как формировать такой опыт и как оценивать учебные результаты? Эти вопросы себе задаёт педагогический коллектив МБОУ СОШ № 5. Ответ на эти вызовы даёт Персонализированная модель образования.

Данный проект является результатом поиска эффективных путей внедрения персонализированной  модели  образования в начальной школе по развитию личности обучающегося.

2. Цели и задачи проекта

Цель  - Создание условий для развития образовательного и личностного потенциала младших школьников  разных образовательных возможностей, повышение эффективности учебного процесса для каждого обучающегося и для образовательного учреждения в целом.

Данная цель достигается  путем решения следующих задач:

- построения личностно-ориентированного образовательного, здоровьеформи-рующего, информационно-технологического пространства на основе интегра-ции общего и дополнительного образования;

-разнообразия индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;

- использования учителем и учеником в образовательном процессе атомизированного контента из разных источников;

- становления педагога мотиватором, фасилитатором обучающего процесса;

-  создания клубов по интересам для обучающихся и родителей;

- повышения заинтересованности и уровня родительской компетентности в вопросах образования детей;

- организация сетевого взаимодействия с социальными партнёрами, учреждениями дополнительного образования города для проведения занятий, познавательных экскурсий и внеурочной деятельности обучающихся, организации дополнительного образования детей на базе МБОУ СОШ № 5;

- совершенствование материально-технического обеспечения класса: модульный компьютерный класс; электронная библиотека и т.д.

3. Теоретико – методологическая основа проекта

Образование должно использовать современные методики и  цифровые решения, для того, чтобы лучше раскрыть способности каждого ученика. Это позволит использовать стандартное базовое содержание  для развития у ребёнка компетенций необходимых для успешной жизни в современном мире.

В начальной школе это сделать на 100% нельзя, но значительно приблизиться к этому вполне реально. Процесс организации такого учебного процесса можно провести в два этапа: сначала индивидуализируем и дифференцируем, параллельно изучая потребности и цели учащихся, затем персонализируем.

При разработке проекта использованы труды М.М Поташника., Н.В. Немовой, Е.И. Казаковой,  И.С. Якиманской, Е.В Бондаревской., А.В. Хуторского, В.А. Вишневского, Г.К. Селевко, Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, А.А. Кирсанова, Н.С. Татарниковой, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова, Ш.А. Амонашвили и др., в которых раскрываются актуальные аспекты современного образования, условия и факторы организации продуктивного процесса обучения, воспитания и развития личности младшего школьника.

Персонализация образования

В современных научных исследованиях персонализация рассматривается как процесс:

− в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность (С.Ю. Головин, Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.) [1; 3; 8];

− в результате которого социальные отношения принимают личностный характер (Д. Джери, Дж. Джери) [17].

В современных теоретических исследованиях персонализированное образование рассматривается как:

- педагогическая система с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способствующей её решению, причем педагогическая задача определяется особенностями личности учащегося (Л.В. Байбородова) [15];

- межличностное пространство, в котором возможны педагогическое воздействие и преобразование личности, включая и самопреобразование (Ю.В. Крупнов) [14];

- организация учебного процесса с учетом доминантных специальных способностей обучающихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося (А. Кондратенко) [11];

- межличностное пространство абсолютно разных и несводимых друг к другу личностей, в котором только и существует возможность работать с педагогической позиции (Ю.В. Крупнов) [14]

Смысл и назначение персонального образования – через подбор личной образовательной программы соединить конкретного ребёнка с социальнокультурным сообществом, которое практически разрабатывает систему новых наук и практик или воспроизводство традиций и, тем самым, с большой степенью вероятности обеспечивает перспективность образования ребёнка (Ю.В. Крупнов) [14].

Целевая конструкция персонализации образовательного процесса: 1) развитие ценностносмысловой устремленности личности на достижение субъективнозначимого и отвечающего культуре образа «Я»; 2) расширение сферы «Я – компетентностей» обучаемого, т.е. тех его личностных образований, интегрирующих в единое целое знания, умения и понимание, его способность к творчеству в определённой области человеческого опыта; 3) развитие внутренней ответственности (авторской позиции) учащегося в образовательном процессе как его внутренней подотчётности за всё, что он делает, чему обучается, а также развитие его сопричастности к социуму, культуре, к миру в целом. (В.В. Грачёв) [15].

В качестве основных принципов персонализации содержания образования выделяются:

- принцип обобщенности и фундаментальности знаний;

- принцип смысловой направленности содержания обучения;

- принцип проблемности содержания образования;

- принцип открытости знаний;

- принцип конструктивности знаний;

- принцип гуманизации содержания образования;

- принцип альтернативности знаний в содержании образования;

- принцип гибкости и вариативности организации содержания образования;

- принцип научноисследовательской ориентации содержания образования.

Технологии персонализации образования

Таблица 1

Дидактические технологии

направлены на развитие личности обучаемого как субъекта учебной деятельности. К ним относятся: практики проблемного обучения, технологии активного обучения (игровые техники), задачноэвристические технологии, технология знаковоконтекстного обучения, развивающеакмеологические технологии.

Организационно

методические технологии

направлены на перевод учащегося в позицию субъекта формирования своего образовательного пространства и построения индивидуальной траектории профессиональной подготовки. Такие условия создаются за счёт применения технологии организации открытых систем обучения, технологии модульного обучения, технологии персонализации самостоятельной работы, а также технологии индивидуального планирования и программирования обучения.

Информационные технологии

несут огромные возможности в развитии обучаемого как субъекта информационной деятельности и информационной культуры в целом. Такие возможности открываются посредством внедрения автоматизированных обучающих систем, электронных учебников, пособий и др., объединённых в рамках единых программнометодических комплексов, а также технологий дистанционного обучения.

Технологии научно

исследовательской деятельности учащихся

направлены на подготовку учащихся как субъектов научнопоисковой, эвристической деятельности.

Применение психологических технологий

складывается в рамках деятельности психологической службы, которая осуществляет ряд технологий психодиагностической, консультационной, коррекционной, тренингоразвивающей работы и пр., объединённых логикой психологического сопровождения учащегося в процессе образования.

Социальные технологии

служат задаче развития учащегося как субъекта социальных отношений и коммуникаций, как активного участника общественной, гражданской и культурной жизни. Среди различных форм данных технологий выделяются художественные, творческие, музыкальные, театральные студии и мастерские, спортивные секции и кружки, общественные объединения и организации (экологические, гражданскопатриотические, трудовые, военноисторические, туристические и т.д.).

Управленческие технологии

направлены на обеспечение условий для участия учащихся в принятии важных решений в жизни образовательной организации и несущих свою долю ответственности и компетенции в деле их выполнения. Развитие таких форм как: институт старост, школьные органы печати, ученические Советы и Союзы, общественные организации учащихся и другие.

Осмысление теоретических оснований персонализации образования позволяет сделать вывод: нужна новая организация образования как процесса предоставления ребёнку разных образовательных возможностей и организации его выбора из разных предложений своего индивидуального направления образования и способа его получения. Взрослый становится для ребёнка организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения.

4. Содержание проекта

а) Индивидуально – образовательные маршруты (ИОМ) и их специфика

Модель персонализированного образования ориентирована на создание для ребёнка пространства возможностей, в котором он ставит цели, принимает решения, делает выбор, видит и рефлексирует результаты. В этом пространстве возможностей ребёнок прокладывает свою индивидуальную траекторию развития.

Индивидуальная образовательная траектория — это, по мнению многих авторов, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), снабжённый конкретными технологиями его организации.

Ценность ИОМ состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.

Условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ:

1) открытость обязательных результатов обучения; 2) возможность выбора учащимися уровня сложности; 3) целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности; 4) организация дифференцированной помощи со стороны учителя; 5) обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся; 6) создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать обучение среднего. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение ИОМ обучающихся.

Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

Таблица 2

целевой

постановка целей получения образования, формулирующихся на основе ФГОС, мотивов и потребностей ученика при получении образования

содержательный 

обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей

технологический

определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания

диагностический 

определение системы диагностического сопровождения

организационно-педагогический 

условия и пути достижения педагогических целей

Достигается это путем:

- структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и ИОМ с возможностями образовательной среды);

- сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);

- регулирования (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Обучение школьников по ИОМ  позволяет:

- усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;

- создать условия для формирования Портфолио учащегося;

- сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;

- перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации ИОМ учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно: образовательная база (знания, которыми ученик владеет); психическое и физическое состояние ученика; личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.); возраст; социальный аспект (пожелания родителей).

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания ИОМ на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

Таблица 3

Информационный этап

     Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности ИОМ. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

Диагностика и выбор методов

 

     Учитель (совместно с психологом) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

    То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

Определение целей и задач ИОМ

       Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Сложение столбиком"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  

Составление ИОМ

      Теперь важен вопрос: "Как я буду двигаться к выполнению цели?". В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

Итоговый этап

        После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

б) Модульное построение образовательной деятельности

Учебный модуль – шкалированная учебная цель и совокупность заданий, специально отобранных для достижения разных уровней учебной цели, имеет примерную трудоемкость (количество часов), базируется на «Большой идее».

Большая идея - описание образовательной цели на языке, понятном обучающемуся. Ответы на вопросы: «Что мы узнаем? Зачем нам это нужно? Как это будет оцениваться?»

Учебная цель – те действия, которые может выполнить ученик благодаря

полученным знаниям, класс задач, которые он может решить.

Учебная задача – направлена на достижение цели: что нужно сделать, с помощью каких ресурсов, в каком виде предъявить результат, критерии и способы оценки и самооценки.

Достижение учебной цели в рамках модуля: прохождение этапов освоения модуля; составление учеником индивидуального учебного плана; индивидуальный учебный план можно корректировать.

         Идея модуля связана с принципом пошагового развития: каждый модуль-это шаг к далёкой цели через достижение конкретного актуального результата за определённое время.

         Модульное планирование имеет ряд преимуществ: возможность использовать внеурочное время: большинство учебных целей невозможно достичь качественно за один урок; возможность пройти все необходимые для достижения учебной цели этапы; возможность увидеть и реализовать «Большие идеи» как для педагога, так и для обучающихся; целостное восприятие целей, хода и объёма работ, образ результата; возможность дополнять учебный модуль вариативными материалам, не нарушая саму структуру.

         Как выглядит урок?

- Планируется не урок, а достижение цели (модуль);

- Новая часть учебного процесса: планирование по целям, выбор способов достижения, оценивание, корректировка;

- Разные способы достижения цели (задания): индивидуально или в команде (группе);

- Урок полностью посвящен совместной работе, командному взаимодействию.

         Шкалированные учебные цели

Чтобы ребёнок смог  выстроить личную траекторию внутри модуля – он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:

1. Чего требуется достичь?

2. Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень);

3. Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).

         Такая формулировка целей образует шкалу - структурированный по уровням ожидаемый результат.

Таблица 4

Уровень 1.0

используется для диагностики, достижение готовности к работе, к мотивации. Он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи учителя

Уровень 2.0

уровень усвоения простейшего понимания. Действие по образцу, применение формул и алгоритмов

Уровень 3.0

целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов

Уровень 4.0

исследование, проектная деятельность, перенос достигнутых образовательных результатов в изучаемую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное  умение. Применение в практических ситуациях

Учащийся не обязан достигать все цели уровня 4.0, однако если есть желание, чувство успеха, мотивирует учащегося выбирать сложные цели и в дальнейшем, т.е. чаще находится в зоне ближайшего развития.

         Принципы модульной организации образовательного процесса:

Таблица 5

Ориентация на результат

Модуль ориентирован на достижение конкретных учебных целей. Разработка  заданий модуля ведется с ориентацией на шкалированную цель.

Вариативность

Задания модуля  вариативны по форме работы и развиваемым  универсальным компетентностям. Вариативные задания предоставляют ребёнку возможность выбора, обеспечивают индивидуализированное развитие универсальных компетентностей на основе предметного содержания.

Уровневость

Задания модуля ориентированы на соответствующие уровни шкалированной цели.  Ребенок видит выполнение заданий как путь к цели. Успешное выполнение задания показывает, что уровень достигнут. Задания уровня 4.0. могут предлагаться самим учащимся – развивается сознательность учения.

Интерактивность

Задания предполагают активную работу при максимальной самостоятельности учащихся. Даже для усвоения теоретического материала учащемуся предлагается поработать с источником информации, а не просто читать или послушать. Это повышает включённость в работу и мотивацию.

Оптимальная продолжительность

Обеспечивается возможность учащемуся двигаться в своем темпе. Продолжительность модуля  3-12 часов. Учащийся,  достигший целевого уровня раньше других, использует оставшееся время по своему усмотрению, стимулирует работу эффективно.

Структура учебного модуля и индивидуальный маршрут его прохождения учеником нелинейны. Система заданий разрабатывается таким образом, что к общим целям можно прийти разными путями. При этом текстовое изложение содержания модуля линейно: следующее задание в тексте не обязательно будет следующей «остановкой» маршрута учащегося, поскольку он его может не выбрать, не включить в свой маршрут. Целостно структуру модуля можно представить только двумерно - не в виде последовательности заданий, а в виде диаграммы.

Содержание учебных модулей разрабатывается таким образом, что в результате любой выбранной учащимся траектории, он сможет прийти к запланированным результатам. Поэтому все задания модуля привязаны к одному или нескольким элементам цели (за исключением мотивационного, для которого это не обязательно).

Обратная связь и оценивание

Обратная связь - один из самых мощных факторов, влияющий на успешность образования. Её качество, частота и своевременность могут удвоить результативность работы педагога, однако на её организацию педагогу часто не хватает времени. Персонализированная модель обучения предлагает передать часть функций обратной связи  учащимся и платформе, тем самым сэкономить силы и время педагога для осуществления точечной и качественной обратной связи. Наличие гарантированной обратной связи учит учащегося ответственно относиться к любой взятой на себя задаче, пониманию учебной работы.

Инструменты, позволяющие  предоставить детализированную обратную связь с установкой на рост:

Таблица 6

Учитель-ученик

- обучение учителей техникам обратной связи;

- Проверка учителем сложных заданий. Задания уровней 3.0 и 4.0 имеют на платформах краткие руководства (рубрикаторы).

Платформа-ученик

- Шкалированные учебные цели служат не только ориентирами. Выполнение любого задания даёт обратную связь относительно продвижение к этой учебной цели;

- автоматическая проверка заданий уровня 2.0;

- самопроверка по представленным ключам к заданию;

- ученик видит не только среднюю оценку, но и детализацию по конкретным целям предмета и уникальным компетентностям.

Ученик-ученик

- взаимопроверка учениками по представленным на платформе ключам;

- целенаправленное обучение предоставлению обратной связи: правила, техники;

-в конце каждого модуля желающие предоставляют классу результаты над заданиями уровня 4.0 и получают обратную связь, класс учувствует в оценивании.

Ученик-учитель

- цифровые инструменты получение учителем обратной связи от ученика;

- обратная связь в процессе взаимодействия с учителем вне платформы.

Виды оценивания:

- текущее предметное оценивание (фиксирует % выполнения заданий в рамках модуля);

- итоговое предметное оценивание (индивидуальная проверка достигнутых результатов по завершении освоении учебного модуля);

- оценивание гибких навыков (по ступеням общего образования);

- межпредметное оценивание (по завершении освоения междисциплинарных модулей в сопряжении с оцениванием гибких навыков).

в) Продуктивные методы и формы обучения

Традиционные и современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией.

Методы и формы обучения используемые при реализации проекта

Таблица 7

Традиционные методы

Современные  методы

рассказ

модульное обучение

беседа

дистанционное обучение

объяснение

ценностная ориентировка

Учебная дискуссия

кейс-стади

Работа с книгой

коучинг

Демонстрация

ролевые игры

Упражнения

деловая игра

Практическая/самостоятельная работа

действие по образцу

 

работа в парах

 

метод рефлексии

 

мозговой штурм

 

метод проектов

 

Консалтинг (консультирование)

 

участие в официальных мероприятиях

 

использование информационно-компьютерных технологий

 

использование информационно-компьютерных технологий

Основной формой обучения остаётся урок. Вспомогательные формы: внеурочная, внеклассная работа. Применяются различные формы обучения: учебная экскурсия, консультация, учебная конференция, инструктаж, инструктаж, фронтальная/индивидуальная/ групповая форма работы.

Внеурочная работа: выполнение домашней учебной работы, рефераты, доклад и т.д.

Внеклассная работа: праздники, соревнования, конкурсы, викторины, предметные недели, марафон знаний, олимпиады,  проекты, встречи.

В результате использования различных методов и форм  в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

г) Использование цифровых образовательных ресурсов (платформ) для организации образовательной деятельности и оценки образовательных результатов

Главный инструмент персонализированного образования – цифровая платформа. Доступ к ней можно получить прямо из класса через компьютер или планшет, а также из дома.

Цифровая платформа открывает доступ  к увлекательным учебным материалам в самых различных форматах: видео, тексты, изображения. Проходить обучение на платформе можно в удобном темпе, выбирая для себя  желаемый уровень. Традиционная форма классного обучения сохраняется. Дети работают с учебниками, в группах и самостоятельно. Выполняют задания в тетрадях и на компьютере. Делают проекты и учатся с помощью игры. Ученик всегда может обсудить свои достижения с учителем и поставить следующие цели.

На сегодняшний день выбраны наиболее эффективные платформы для формирования информационной компетенции обучающихся младших классов: Российская электронная школа; ЯКласс; Учи.ру; Яндекс. Учебник; Веб-грамотей; «LECTA».

Таблица 8

Образовательная платформа «Российская электронная школа»

    Данная платформа содержит полный школьный курс уроков всех параллелей, причем каждый урок разделен на основную часть, тренировочные задания и контрольные задания. В основной части, которую дети должны усвоить и внимательно изучить, обучающимся дается конспект урока с правилами, а так же дают посмотреть видео, в котором наглядно объясняется тема урока. Тренировочные задания дают возможность детям выполнить ряд заданий по теме и закрепить полученные знания. Контрольные задания дают возможность учителю проверить уровень усвоения материала учениками. Ученики, которые отсутствовали во время урока, могут самостоятельно изучать данную тему с помощью платформы «Российская электронная школа».

Образовательная платформа «Учи.ру»

 

     На данной платформе зарегистрированы все  учащихся класса и розданы логины и пароли. Учащиеся выполняют задания для закрепления знания пройденного материала, самостоятельные работы созданные учителем, выполняют задания олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру, английскому языку и получают за это сертификаты и дипломы победителей олимпиады. Все задания данной платформы соответствуют школьной программе. Удобный интерфейс, увлекательные задания, игры, олимпиады — и даже возможность проведения онлайн уроков, и все это бесплатно в учебное время.

Образовательная платформа «Якласс»

     Удобство данной платформы заключается в том, что она взаимосвязана с электронным дневником «ELSCHOOL» - учителю нет необходимости регистрировать учащихся и выдавать логины и пароли, они сами заходят, используя логин и пароль от дневника. Данная платформа, так же как и Учи.ру, направлена на закрепление изученного материала, но в отличии от предыдущего технология данной платформы позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика. Бесплатно дается один месяц подписки (апробация), по истечению которой закрываются множество возможностей платформы.

Образовательная платформа «Lecta»

 

    Доступ к богатой коллекции учебных и методических материалов, инновационным сервисам для преподавания и интерактивным тренажерам для закрепления знаний.

Образовательная платформа «Яндекс. Учебник»

   Есть возможность создавать уроки,  как для всего класса, так и для конкретного ребёнка. Это просто и быстро: учитель сам выбирает из готовых заданий то, что он хочет использовать на уроке

Образовательная платформа «Веб.Грамотей»

  Помогает учителю формировать базовые учебные навыки школьников. Работать в тренажёре можно бесплатно. Задания с автоматической проверкой по русскому языку, математике и английскому.  Тренажёр показывает текущий прогресс и ошибки каждого ученика. Запоминает ошибки ученика и формирует индивидуальный образовательный маршрут, предлагая больше заданий на проблемные правила. Русский язык. Математика. 

 

5.Этапы реализации проекта

Проект предполагает поэтапную отработку внедрения персонализации в образовательную деятельность.

I этап - подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2020г.)

II этап - организационно-теоретический (ноябрь - декабрь 2020г.)

 III этап - практический (3,5 года) – (январь  2021г. - апрель 2024г.)

IV этап -  заключительно - презентационный (май 2024г.)

Таблица 9

Подготовительный этап

включает в себя мероприятия по проведению начальной самооценки ОУ, изучение взаимодействия семьи и школы, активности родителей, обучающихся в образовательном процессе образовательной организации, создание команды – единомышленников среди педагогов школы (на параллели), обсуждение идей и плана мероприятий, принятие решения о разработке и внедрении данного проекта в образовательной организации. Разработка плана сетевого взаимодействия с социальными партнёрами, учреждениями доп. образования города для проведения занятий, познавательных экскурсий и внеурочной деятельности обучающихся класса.

Организационно – теоретический этап 

предполагает  разработку стратегического плана внедрения проекта «Персонализация образовательной деятельности»; привлечение социальных партнеров в систему работы класса, образовательного учреждения. Изучение теоретического материала по теме «Персонализация образовательной деятельности; разработку необходимой  документации, локальных актов, процедур; изучение и апробация возможностей цифровых платформ для начальной школы, регистрация на выбранных платформах обучающихся класса; обновление рабочих программ; разработка учебных модулей, построение ИОМ обучающихся; диагностика и выбор методов, изучение возможностей каждого обучающегося. Создание клуба по интересам «Эрудит», родительского клуба «Компетентные родители».

Практический этап

практическая реализация мероприятий проекта, разработка и внедрение в образовательный процесс: учебных модулей, ИОМ обучающихся;  использования учителем и учеником в образовательном процессе атомизированного контента из разных источников, атомизированный контент (1 атом = 1 задание: «изучи», «посмотри видео», «выполни», «реши», «разработай проект» и т.д.);

Заключительно – презентационный этап

экспертиза полученных в ходе проекта результатов, обобщение материалов, презентация  продуктов деятельности, диссеминация идей и полученных результатов.

6. Ожидаемые результаты проекта

Качественные  результаты:

1.Построение личностно-ориентированного образовательного, здоровьеформирующего, информационно-технологического пространства на основе интеграции общего и дополнительного образования  в классе обеспечит:

- позитивную динамику личностного развития всех обучающихся класса;

- укрепление психического и физического здоровья  всех обучающихся класса;

- формирование ключевых компетентностей УУД у всех обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС;

-активное использование в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий всеми педагогами, работающих с классом;

- единую стратегию педагогов и родителей в работе с детьми.

Ожидаемый образ выпускника начальной школы:

- Выпускник должен иметь опыт успешной учебной деятельности и ориентирован на продолжение непрерывного образования;

- выпускник должен обладать такими личностными качествами

                                                               МЫСЛИТЕЛЬ

                                                     ИНИЦИАТИВНЫЙ

                                                                         ЧЕСТНЫЙ

                                                                           КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ

                                                                       ТОЛЕРАНТНЫЙ

                                                             САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

                                                            ГРАМОТННЫЙ

                                                                  КУЛЬТУРНЫЙ

2. На каждом предмете при изучении учебного модуля учителем и учащимся разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, траектории, учитывая возможности каждого учащегося класса;

3. В образовательном процессе учителем и учеником используется атомизированный контент из разных источников (Учи.ру, Якласс, Яндекс-учебник, Веб-грамотей, «Лекта» и  т.д.);

4. Прохождение курсовой переподготовки  педагогами, работающими с детьми в классе по теме проекта; диссеминация опыта работы по проекту перед педагогами школы, города;

5. Создан клуб по интересам «Эрудит»;

6. Создан родительский клуб «Компетентные родители»;

7. Разработан план - сетевого взаимодействия с социальными партнёрами, учреждениями дополнительного образования города для проведения занятий, познавательных экскурсий и внеурочной деятельности обучающихся класса;

8. Вовлечение обучающихся в детские объединения  дополнительного образования детей на базе МБОУ СОШ № 5 и учреждения города;

9. Наличие в учебном кабинете компьютерного класса, электронной библиотеки; подключение каждого компьютера (планшета) к различным цифровым источникам (платформам).

Количественные результаты:

1.  100% обучающихся класса освоят программы НОО на качественном уровне.

2. 100% обучающихся класса, в том числе обучающиеся с ОВЗ, будут обеспечены педагогической поддержкой в реализации их образовательного маршрута;

3. 100% обучающихся класса будут зарегистрированы на таких цифровых платформах как: Учи.ру, Якласс, Яндекс-учебник, Веб-грамотей и  т.д

4. У 90% обучающихся класса будет сформирована позитивная мотивация к обучению.

5. 80% обучающихся класса будут вовлечены в индивидуальную и групповую учебно-исследовательскую, проектную  деятельность.

6. Увеличение количества обучающихся класса как участников олимпиад, конкурсов, марафонов, предметных недель различного уровня до 70%.

7. Клуб по интересам «Эрудит» охватит своей работой не менее 60% обучающихся, а 85% обучающихся овладеют навыками учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, рефлексивной; деятельности на базовом уровне.

8. Положительная динамика в удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг (2020 год – 75 %, май 2024 года – 90%).

9. Увеличение числа родителей, активно принимающих участие в школьной жизни не менее 70%.

10. Оценка эффективности проекта

1. Внедрение инновационной персонализированной модели образования младших школьников в систему работы образовательного учреждения.

2. % удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг.

3. % участия родителей  в жизнедеятельности ОУ.

4. Активизация взаимоотношений с имеющимися, и привлечение новых социальных партнеров.

5. Востребованность данного опыта работы педагогическим сообществом школы, города, округа.

11. Ресурсное обеспечение проекта

Кадровый состав педагогов                                                                        Таблица 10

Должность

Количественный состав

1

Директор ОУ

1

3

Заместитель директора

1

4

Классный руководитель

1(5)

5

Педагог-психолог

1

6

Педагог-библиотекарь

1

7

Учителя-предметники

4

8

Педагоги доп. образования

2-3

 

Ресурсная база социальных партнеров, необходимая для реализации проекта

Таблица 11

Социальный партнер

Наименование ресурса

1

Местная религиозная организация православный приход Храма в честь св. Луки г. Сургута

Сотрудники, информационно-методические материалы. Проведение экскурсий, мероприятий духовно-нравственной направленности внеурочной деятельности

2

Центр технического творчества «Технополис»

Педагог дополнительного образования,

оборудование центра для занятий  автомоделированием, 3D технологиями, Робототехника, английский язык.

3

Городская детская библиотека № 25

Сотрудники, книжный и информационный фонды, реализация проекта «Читательская копилка»

4

МАОУ ДО Эколого-биологический центр

Педагог дополнительного образования,

Информационно - методические материалы.

Реализация проекта «Зоопарк на ладони»

5

Сургутский краеведческий музей

Сотрудник музея. Информационно - методические материалы, проведение познавательных экскурсий. Реализация проекта «Я иду в музей»

6

ЦФП «Надежда»

Педагог доп. образования. Проведение мероприятий спортивно-оздоровительной направленности внеурочной деятельности, секций «Шашки», «Шахматы»

 

Список литературы

1.      Методическое пособие «Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы» (Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина, С.А. Янкевич; под редакцией члена-корреспондента РАО Е.И. Казаковой);

2.      Методическое пособие «Шкалирование учебных целей в персонализированной модели образования» (Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина, С.А. Янкевич; под редакцией члена-корреспондента РАО Е.И. Казаковой);

3.      Методическое пособие «Разработка учебного модуля в персонализированной модели образования» (Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина при участии С.А. Янкевич, Т.А. Толокнова; под редакцией Д.С. Ермакова);

4.      «Эволюция педагога: новый ролевой набор» (Е.И. Казакова, Е.М. Сатановская, О.Д. Федоров, «Образовательная политика» № 3 (79) 2019, стр. 76);

5.      «Персонализированная модель в цифре» (Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов, «Образовательная политика» № 3 (79) 2019, стр. 132);

6.      «Школа возможностей: индивидуальные траектории развития» (П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина, «Образовательная политика» № 3 (79) 2019, стр. 142);

7.      «Школу будущего мы построим вместе!» (интервью Е.И. Казаковой «Учительской газете»);

8.      Чистяков, В.А. «Информационные технологии дистанционного обучения». Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. - 238 с.

9.      Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2007. - 42с.

10.  Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному? М., 2005.

11.  Аксарина С.А. Индивидуализация образования в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: individualiatsiya_obucheniya_v_shkole

12.  Александрова Е. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. – 2008. – №7. – С. 243–250.

13.  Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография. – Ярославль: Издво ЯГПУ, 2011. – 281 с.

14.  Крупнов Ю.В. Практика персонального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.personaledu.narod.ru.

15.  Плигин А.А. От индивидуализации обучения к личностноориентированному образованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pligin.ru/pligin_individ2008.html.

16.  Прутченков А.С. Индивидуализация в образовании: новые тренды в XXI веке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://es.slideshare.net.

17.  Каспржак А. Г. Школа возможностей и возможности школы // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 5−25.

18.  Акбаров А.А. Традиционные и инновационные методы обучения // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/16414098.

19.  Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 72 с. 

20.  Августовское совещание педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2019 года «Образовательная экосистема Югры: курс на индивидуализацию, персонализацию и персонификацию образовательной деятельности» - резолюция, интернет-версия Сайт совещания: pedsovet2019.iro86.ru, Wi-Fi: pedsovet2019.

21.  Интернет ресурсы:

https://uchi.ru/

https://resh.edu.ru/

https://www.yaklass.ru/

https://lecta.rosuchebnik.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru

Образовательный проект "Персонализация образовательной деятельности"

Образовательный проект "Персонализация образовательной деятельности"

СОДЕРЖАНИЕ 1 Обоснование необходимости разработки и реализации проекта…… 3-4 2

СОДЕРЖАНИЕ 1 Обоснование необходимости разработки и реализации проекта…… 3-4 2

Проект «Персонализация образовательной деятельности» 1

Проект «Персонализация образовательной деятельности» 1

МБОУ СОШ № 5. Ответ на эти вызовы даёт

МБОУ СОШ № 5. Ответ на эти вызовы даёт

Теоретико – методологическая основа проекта

Теоретико – методологическая основа проекта

В современных теоретических исследованиях персонализированное образование рассматривается как: - педагогическая система с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способствующей её решению, причем педагогическая задача…

В современных теоретических исследованиях персонализированное образование рассматривается как: - педагогическая система с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способствующей её решению, причем педагогическая задача…

В.В. Грачёв) [15]. В качестве основных принципов персонализации содержания образования выделяются: - принцип обобщенности и фундаментальности знаний; - принцип смысловой направленности содержания обучения; - принцип…

В.В. Грачёв) [15]. В качестве основных принципов персонализации содержания образования выделяются: - принцип обобщенности и фундаментальности знаний; - принцип смысловой направленности содержания обучения; - принцип…

Технологии научно ‐ исследовательской деятельности учащихся направлены на подготовку учащихся как субъектов научно ‐ поисковой, эвристической деятельности

Технологии научно ‐ исследовательской деятельности учащихся направлены на подготовку учащихся как субъектов научно ‐ поисковой, эвристической деятельности

Индивидуальная образовательная траектория — это, по мнению многих авторов, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), снабжённый конкретными технологиями его организации

Индивидуальная образовательная траектория — это, по мнению многих авторов, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), снабжённый конкретными технологиями его организации

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить…

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить…

Определение целей и задач ИОМ

Определение целей и задач ИОМ

Модульное планирование имеет ряд преимуществ: возможность использовать внеурочное время: большинство учебных целей невозможно достичь качественно за один урок; возможность пройти все необходимые для достижения учебной…

Модульное планирование имеет ряд преимуществ: возможность использовать внеурочное время: большинство учебных целей невозможно достичь качественно за один урок; возможность пройти все необходимые для достижения учебной…

Уровень 4.0 исследование, проектная деятельность, перенос достигнутых образовательных результатов в изучаемую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение

Уровень 4.0 исследование, проектная деятельность, перенос достигнутых образовательных результатов в изучаемую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение

Содержание учебных модулей разрабатывается таким образом, что в результате любой выбранной учащимся траектории, он сможет прийти к запланированным результатам

Содержание учебных модулей разрабатывается таким образом, что в результате любой выбранной учащимся траектории, он сможет прийти к запланированным результатам

Ученик-учитель - цифровые инструменты получение учителем обратной связи от ученика; - обратная связь в процессе взаимодействия с учителем вне платформы

Ученик-учитель - цифровые инструменты получение учителем обратной связи от ученика; - обратная связь в процессе взаимодействия с учителем вне платформы

Внеурочная работа: выполнение домашней учебной работы, рефераты, доклад и т

Внеурочная работа: выполнение домашней учебной работы, рефераты, доклад и т

Таблица 8 Образовательная платформа «Российская электронная школа»

Таблица 8 Образовательная платформа «Российская электронная школа»

Этапы реализации проекта Проект предполагает поэтапную отработку внедрения персонализации в образовательную деятельность

Этапы реализации проекта Проект предполагает поэтапную отработку внедрения персонализации в образовательную деятельность

Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты проекта

Разработан план - сетевого взаимодействия с социальными партнёрами, учреждениями дополнительного образования города для проведения занятий, познавательных экскурсий и внеурочной деятельности обучающихся класса; 8

Разработан план - сетевого взаимодействия с социальными партнёрами, учреждениями дополнительного образования города для проведения занятий, познавательных экскурсий и внеурочной деятельности обучающихся класса; 8

Внедрение инновационной персонализированной модели образования младших школьников в систему работы образовательного учреждения

Внедрение инновационной персонализированной модели образования младших школьников в систему работы образовательного учреждения

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021