ФИО автора |
Серебрякова Альфия Хурматулловна
|
Место работы |
КГУ «Леденёвская средняя школа отдела образования акимата Мамлютского района Северо-Казахстанской области»
|
Должность |
Учитель русского языка и литературы педагог-исследователь
|
Наименование материала |
«Образцы СОР и СОЧ по русскому языку и литературе в 6 классе»
|
Рубрика |
· Общее и среднее образование
· Методическое сопровождение образовательной деятельности
· Русский язык и литература
|
Задания по суммативному оцениванию за 4 четверть
Русский язык, 6 класс
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 31
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из заданий, требующих краткого и развернутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде предложения или 2-3 предложений. Обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Тема |
Виды речевой деятельности |
Кол. заданий* |
№ зада ния* |
Проверяемая цель |
Тип задания* |
Описание задания* |
Время на выполне ние, мин* |
Балл* |
Общий балл |
|
Жара и холод: экстремальная погода.
Казахстан в будущем: изобретения и энергия. |
Аудирование и говорение |
3 |
1-3 |
6.1.2.1 Определять основную мысль, опираясь на ключевые слова, словосочетания и др. 6.1.6. Оценивать прослушанный материал с точки зрения содержания, структуры высказывания и логики изложения материала |
КО РО |
Обучающиеся выписывают из прослушанного 2 раза текста (до 200 слов) ключевые слова/словосочетания, определяют основную мысль, используя ключевые слова. Обучающиеся оценивают прослушанный материал с точки зрения содержания и структуры высказывания |
Не более 5 мин.на каждого учащегося (проводится на отдельном уроке) |
3 |
10 |
|
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
Чтение |
2 |
1-2 |
6.2.4.1 Определять и различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; распознавать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и художественного стилей (стихотворение, сказка, рассказ, заметка, репортаж, интервью и др.) 6.2.8.1 Сравнивать стилистические особенности различных текстов с учетом композиционных особенностей различных текстов (стихотворение, сказка, рассказ, заметка, репортаж, интервью) с учетом цели и целевой аудитории |
КО РО |
Обучающиеся выполняют сопоставительный анализ 2-х текстов (общим объемом не более 250-300) с точки зрения его стилистических особенностей с учетом цели и целевой аудитории/. |
15 |
10 |
10 |
||
|
Письмо |
2 |
1-2 |
6.3.5.1 Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение, эссе-описание 6.3.6.1 Писать творческие работы (85-105 слов), представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая собственные ощущения |
РО |
Обучающиеся пишут эссе-повествование/эссе-рассуждение/эссе-описание (85-105). Обучающиеся пишут творческую работу (85-105 слов), представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая собственные ощущения. |
25 |
10 |
9 |
|
|
Соблюдение речевых норм |
2 |
1-2 |
6.4.4.1 Использовать знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, при прямой и косвенной речи |
Обучающиеся используют знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями |
2 |
2 |
|||
ИТОГО: |
|
7 |
|
|
|
|
40 |
|
31 |
|
|
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения |
|||||||||
Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Русский язык (как первый язык)», 6 класс
Аудирование и говорение
Задание 1
Прослушайте текст 2 раза и выполните задания.
1. Выпишите из текста 6-8 ключевых слов/словосочетаний.
[3]
2. Сформулируйте основную мысль текста, опираясь на выписанные ключевые слова/словосочетания. Обоснуйте свой ответ.
[3]
3. Разделите текст на смысловые части. Обоснуйте свой ответ.
[4]
Транскрипт
Мы часто слышим от взрослых такие слова, как энергия, электричество, какой энергичный ребенок. Вообще, что же такое энергия? Откуда она взялась? Где живёт? Вот это нам и предстоит выяснить…
Энергия – удивительное явление. Ею пропитан наш мир. Энергия может находиться в людях и животных, в камнях и растениях, в ископаемом топливе, деревьях и воздухе, в реках и озерах. Энергия поднимает в космос ракеты, движет автомобилями, кораблями и самолетами, зажигает миллионы огней больших городов. Энергия дает нам свет, тепло, связь. Само слово «энергия» пришло из греческого языка и означает «действие». Энергия - это движение, свет и тепло. Живое существо двигается, излучает тепло. Для живых существ это жизнь. Откуда они получают энергию?
1. Энергия солнца дает нам тепло и свет. Благодаря солнечной энергии возникла жизнь на Земле.
2. Энергия огня. Человек научился с помощью огня плавить металл, делать стекло. Огонь помог человеку заставить двигаться пароходы, паровозы и другие машины. Огню поклонялись как божеству на нашей планете Земля.
3. Энергия воды. Сейчас на больших реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают энергию, энергию воды.
4. Электрическую энергию вырабатывают турбины. Сейчас электричество есть в каждом доме.
(173 слова)
Чтение
Задание 2
Прочитайте тексты, выполните задания.
1. Сравните два текста, определив сходства и различия по указанным признакам:
- тема текста;
- стиль текста (приведите 2 аргумента);
- цель;
- целевая аудитория.
[10]
Текст 1
Флора и фауна Северного и Южного полюсов
Северный и Южный полюсы – уголки мира, незатронутые человеком.
Детская задачка: «Сможет ли съесть белый медведь пингвина?» Многие до сих пор считают, что эти животные живут по соседству. На самом деле они обитают на разных полюсах.
Антарктика – край пингвинов, насчитывают их здесь 17 видов. Императорский пингвин – наиболее крупный представитель, весом до 50 кг. Сюда прилетают буревестники, чайки, бакланы. Флора Антарктики – большое количество водорослей, лишайников и мхов. Водный мир невероятно интересен. В водах Антарктики вы встретите самых больших млекопитающих планеты – это киты.
Чем манит Арктика? Парадоксально – Северный полюс теплее Южного. Летом здесь температура воздуха поднимается до 0 градусов. В этот период – это излюбленное место для птиц, прилетающих гнездиться. Насчитывается около 240 видов птиц на Северном полюсе. Здесь обитают куропатки, полярные совы, различные виды чаек, американский лебедь, альбатрос. Из растений – в большей степени мхи и лишайники, карликовые кустарники, изредка достигающие максимальной высоты в 2 метра. Но «царём» Северного полюса можно назвать белого медведя.
(Адаптированный текст)
(150 слов)
http://www.tour-info.ru/news1/8070/zarubezni_turizm.html
Текст 2
Адаптации животных к экстремальным условиям
Интересное наблюдение. У северных животных части тела вытянутые — конечности, хвост, уши — и выглядят более короткими, чем у представителей того же вида, но обитающих в жарком климате. Большие уши, недопустимые в условиях низких температур, возникли как приспособление к жизни в жарком поясе.
Животные тропиков имеют огромные уши (слоны, кролики, копытные). Площадь ушей африканского слона составляет 1/6 часть поверхности всего тела.
По данным Н. Hensen, в результате адаптации к низким температурам у животных меняются свойства жира. Распределение жира по телу у северных и южных животных разное. У арктических животных жир распределяется в подкожной клетчатке равномерно по телу. При этом образуется своеобразная теплоизолирующая капсула. В условиях недостатка или отсутствия воды внутренний жир служит источником воды. Образцом неприхотливости в условиях пустыни служат верблюды, курдючные и жирнохвостые овцы. Масса накопленного в горбах верблюда и курдюке овцы жира составляет 20% от их живой массы. 50-килограммовая курдючная овца при себе имеет запас воды около 10 л, а верблюд — около 100 л.
(Адаптированный текст)
(150 слов)
http://www.activestudy.info/morfologicheskie-adaptacii-zhivotnyx/
Письмо
Задание 3
Выполните 1 из предложенных заданий.
1. Напишите эссе-рассуждение на тему «Энергия – удивительное явление» (85-105). Соблюдайте тип текста рассуждения. Приводите убедительные аргументы. Используйте вводные конструкции.
2. Представьте, что вы познакомились на отдыхе с иностранцем. Расскажите своему новому другу об особенностях климата нашей страны, опишите свои ощущения в разное время года. Соблюдайте тип текста описания. Используйте вводные конструкции (85-105 слов).
[11]
Схема выставления баллов за раздел «Аудирование и говорение»
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация для учителя |
1 |
Энергия, электричество, энергичный ребёнок, удивительное явление, ископаемое топливо, движет автомобилями, зажигает миллионы огней, даёт свет, движение, живое существо, гидроэлектростанция. |
3 |
По 1 баллу дается за каждые 2-3 правильно определенных ключевых слов/словосочетаний |
2 |
Энергия – удивительное явление. Энергия находится везде и всюду, движет автомобилями, даёт свет и многое другое– 1 балл В тексте раскрывается значение энергии для всего живого – 2 балла |
3 |
Принимаются другие варианты, соответствующие тексту |
3 |
На 3 части – 1 балл Во вступлении задаётся вопрос, что такое энергия и откуда она берётся – 1 балл В основной - о роли энергии в нашем мире – 1 балл В заключении говорится о том, откуда живые существа получают энергию– 1 балл |
4 |
Принимаются другие варианты, соответствующие тексту |
Всего баллов |
|
10 |
|
Схема выставления баллов за раздел «Чтение»
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация для учителя |
1
|
Тексты объединяет тема о жизни животных в экстремальных климатических условиях. Тема первого текста– о жизни птиц и животных в суровых условиях Северного и Южного полюсов. Тема второго текста – адаптации животных к экстремальным жаре и холоду.
|
2 |
Принимаются другие варианты, соответствующие тексту.
По 1 баллу за определение темы каждого текста. |
Оба текста относятся к публицистическому стилю, так как:
1 текст – информация о жизни животных и птиц в условиях Южного и Северного полюсов. 2 текст – информация об адаптации животных к экстремальной жаре и к холоду.
|
4 |
Принимаются другие варианты, соответствующие тексту. По 1 баллу за определение стиля каждого текста. По 1 баллу за каждый аргумент |
|
Цель текста: 1–проинформировать об условиях жизни животных в Арктике и Антарктике; 2 – дать информацию об адаптации животных к изменяющимся климатическим условиям. Целевая аудитория текста: 1 – широкие массы, путешественники; 2 – широкий круг читателей, текст может быть интересен ученым-биологам.
|
4 |
Принимаются другие варианты, соответствующие тексту. По 1 баллу за формулировку цели каждого текста. По 1 баллу за определение целевой аудитории каждого текста. |
|
Всего баллов |
|
10 |
|
Схема выставления баллов за раздел «Письмо»
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
Соблюдает структуру заданного типа текста |
2 |
1 балл дается за соответствие выбранному типу текста; 1 балл за соблюдение структуры |
Глубоко раскрывает предложенную тему |
2 |
|
|
Соблюдает логическую последовательность и смысловую цельность. |
2 |
|
|
Демонстрирует богатый словарный запас |
1 |
|
|
Демонстрирует хороший уровень грамотности |
2 |
|
|
Использует вводные конструкции |
1 |
|
|
Правильно расставляет знаки препинания при вводных конструкциях |
1 |
|
|
Всего |
|
11 |
|
Задания суммативного оценивания за раздел «Нравственный выбор человека». Русская литература, 6 класс.
Подраздел |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
|
Цель обучения |
6.2.5.1. Характеризовать героев, используя план и цитаты из текста 6.2.2.1. Определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы
|
Критерии оценивания |
• Характеризует героев, используя план и цитаты из текста. • Определяет основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы
|
Уровень мыслительных навыков |
Навыки высокого порядка
|
Время выполнения |
20 минут
|
Задание 1. 1. Составьте характеристику одного из героев рассказа на выбор (Жилин, Костылин, Дина), придерживаясь пунктов плана характеристики. Используйте цитаты из текста.
План характеристики героя. 1. Описание внешности: лицо, глаза, телосложение, одежда, движения. 2. Анализ имени: о чём нам может сказать имя героя. 3. Речевая характеристика. 4. История жизни персонажа. Семья. 5. Поступки героя. Причины поведения. 6. Эпизоды, в которых наиболее ярко проявляется характер героя. 7. Место героя среди других персонажей. 8. Отношение автора к персонажу.
2.Выразите свое отношение к герою. Докажите своё мнение примерами из текста. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. 1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос. Подтвердите своё мнение цитатами из текста. - Какую роль данный эпизод играет в понимании основной мысли произведения?
И поехали они вперѐд по дороге. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно. Только кончилась степь, вошла дорога промеж двух гор в ущелье. Жилин и говорит: - Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из горы, и не увидишь. А Костылин говорит: - Что смотреть? Поедем вперѐд. Жилин не послушал его. - Нет, - говорит, - ты подожди внизу, а я только взгляну. И пустил лошадь налево, на гору. Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неѐ сто рублей заплатил в табуне жеребѐнком и сам выездил); как на крыльях, взнесла его на кручь. Только выскакал - глядь, а перед самым им, на десятину* места, стоят татары верхами. Человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину: - Вынимай ружьѐ! - а сам думает на лошадь на свою: "Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнѐшься - пропал. Доберусь до ружья, я и сам не дамся". А Костылин, заместо* того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. Жилин видит - дело плохо. Ружьѐ уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад, к солдатам - думал уйти. Видит - ему наперерез катят шестеро. Под ним лошадь добрая, а под теми ещѐ добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь - не удержит, прямо на них летит. Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружьѐ наготове. "Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей: если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой... " * - [Десятина - мера земли: немного более гектара] * - [вместо]
2. Подумайте и кратко ответьте на вопрос - Почему рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Подтвердите своё мнение цитатами из текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескрипторы |
Баллы |
Характеризует героев, используя план и цитаты из текста
|
1 |
Обучающийся -характеризует героя по плану -указывает основные моменты, характеризующие героев, согласно плану -определяет авторское отношение к герою -комментирует свой ответ -использует цитаты из текста для доказательства |
1
1
1 1
1
|
Определяет основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы.
|
2
|
-определяет основную мысль произведения, исходя из анализа эпизода; -подтверждает своё мнение цитатами из текста. |
2
1 |
Всего баллов |
|
|
8 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.