Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Составила студентка 331 группы Ларионова Кира Владимировна МАОУ СОШ № __, класс ____ каб. № ___ Дата проведения занятия: 16.11.2021 Смена ____ Номер урока _________ Начало урока ________________________ ФИО учителя школы: ____________________________________ ФИО преподавателя-консультанта: Котова Мария Андрееевна Допущена к проведению классного часа: ____________________, дата__________ (Подпись преподавателя) ___________________, дата__________ (Подпись учителя) |
Тип урока: Комбинированный урок (знакомство + анализ) Цели урока: ознакомление с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Средства: раздаточный материал. Планируемы результаты: Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе). Метапредметные: Регулятивные: закрепить умение формулировать тему и задачи урока; научить понимать тему и задачи, планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. Познавательные: развивать умение поиска необходимой информации в книге. Коммуникативные: развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре и группе. Предметные: научить характеризовать героев «Сказки о царе Салтане…».
|
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «В»
Базовый учебник (УМК): «Школа России». (3 класс, 1 часть, с.92-128)
Тема урока: «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Тип урока: Комбинированный урок (знакомство + анализ)
Цели урока: ознакомление с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Предметные:
Метапредметные:
Воспитательные:
Средства: раздаточный материал.
Планируемы результаты:
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе).
Метапредметные: Регулятивные: закрепить умение формулировать тему и задачи урока; научить понимать тему и задачи, планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке.
Познавательные: развивать умение поиска необходимой информации в книге.
Коммуникативные: развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре и группе.
Предметные: научить характеризовать героев «Сказки о царе Салтане…».
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Мотивация |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кира Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. - Начнём с речевой разминки. Прочитайте вполголоса все вместе. Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! - Дети, о чём этот стих? - Прочитайте стихотворение С. Михалкова сначала бодро, потом печально. - Как думаете, как бы сам автор хотел, чтобы вы читали эти строки? - Прочитайте, убеждая всех в важности, необходимости чтения книг. - Надеюсь, вы и сами так же будете относиться к чтению. |
Приветствуют учителя. Выполняют речевую разминку.
- Этот стих о книге и чтении. Читают с разной интонацией.
- Призывая к чтению. |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; |
Актуализация знаний |
- Вспомните, с творчеством какого автора Вы познакомились на прошлом уроке литературного чтения? - Что вы уже знаете об этом авторе? Отвечаем по поднятой руке.
-С какими стихотворениями мы познакомились? |
Отвечают на вопросы. - С творчеством А. С. Пушкина. - Родился 6.07.1799 г. В семье преимущественно говорили на французском языке. Он рано научился читать. Стихи начал сочинять, когда был совсем маленьким. 1 стихотворение написано по-французски. Бабушка научила писать. Няня АР и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу П.
«Зимний вечер», «Зимнее утро». |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе. |
Выход на тему и задачи урока |
- Как вы думаете, что ещё кроме стихотворений писал Александр Сергеевич? - Верно, сказки. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
- Ребята, прочитайте про себя на слайде название сказки, которую мы будем сегодня читать.
- Из чего ясно, что это сказка?
- Что еще можно узнать из заголовка?
- Подумайте, какова цель нашего урока.
- Что мы можем сделать при изучении этой сказки?
- Верно. Сегодня мы познакомимся с героями этой с сказки. |
- Сказки.
- «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». - Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой. - О героях сказки.
- Познакомиться с произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Узнать героев. - Прочитать сказку, назвать сказочные события, охарактеризовать героев. |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; Метапредметные: Регулятивные: закрепить умение формулировать тему и задачи урока; научить понимать тему и задачи, планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока;
|
Подготовка к восприятию текста |
- Несколько минут назад вы прочитали название сказки. Как вы думаете, о чём она? - Кто Салтан? - Кто Гвидон? - Кто прекрасная Царевна Лебедь? Девушка или птица? - Как вы думаете в сказке есть ещё герои? - Ребята, а теперь давайте попробуем предугадать о чём данная сказка, а в конце урока сверим свои представления и то, что мы узнаем. Какими качествами обладают герои? Выскажите, свои представления по поднятой руке. - А теперь узнаем значения устаревших слов. - Отвечаем по поднятой руке. Ребята, как вы думаете, что такое «град»? - Верно! Так раньше называли город. А что такое «бездна»? - Да! Это «глубина». Кто такой «дьяк»? - Правильно! Дьяк – это церковнослужащий. Прочитайте про себя ещё несколько устаревших слов с раздаточного материала. - Умнички! Мы с вами узнали значения устаревших слов, у вас были очень хорошие ответы на вопросы. Как мы сможем определить верные они или нет? - Правильно! |
Отвечают на вопросы.
Прогнозируют сказку.
Называют значения устаревших слов.
Дети читают со слайдов устаревшие слова.
- Прочитать сказку.
|
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; Метапредметные: Регулятивные: закрепить умение планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока;
|
Первичное восприятие текста |
- Ребята, теперь мы прослушаем сказку, но так как она большая, нам удастся сегодня узнать только её половину. - Внимательно смотрим и слушаем.
(Прослушать по «У моря искать дичины» с. 98) С 01:04 по 16:48 мин |
Слушают и смотрят. |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); Предметные: прочитать «Сказку о царе Салтане…». |
Проверка первичного восприятия текста |
- Мы прослушали часть сказки, теперь по поднятой руке ответьте на мои вопросы: 1. Какой момент сказки показался самым интересным и почему? 2. Взволновала ли Вас сказка? 3. Как вы думаете, кто является главным героем? 4. Кто из героев понравился, чем? 5. Кого жалко? 6. Кто не понравился? |
Отвечают на вопросы. |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); Коммуникативные: развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника. |
Анализ произведения |
- Класс, теперь вам необходимо будет по парам соотнести пункты плана. Напоминаю ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРАХ: 1. Работаем вместе, тихо. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понятно, переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. Уважай мнение другого человека. Ребята, работаем активно и дружно! Желаю успехов! - Время на выполнение задания подходит к концу. Проверяем. |
Дети работают в парах, соотносят пункты плана. Проверка по эталону. (Ответ на слайде №12) |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); Метапредметные: Регулятивные: закрепить умение планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока; Коммуникативные: развивать умение осмысления правил взаимодействия в паре и группе. |
Вторичное восприятие текста |
- Сейчас мы с вами прочитаем сказку, каждый по одной строфе. Я начинаю. |
Читают. |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); Метапредметные: Регулятивные: закрепить умение планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока; Познавательные: развивать умение поиска необходимой информации в книге; Предметные: прочитать «Сказку о царе Салтане…». |
Обобщение |
- Молодцы! Ребята, следующим вашим заданием будет сделать синквейн. Вспомним структуру синквейна. Посмотрите на слайд. Первый мы сделаем вместе. Давайте выберем Гвидона. Что напишем в первом пункте? - Во втором? - Назовите 3 глагола, которые подходят образу Гвидона. - Давайте сформулируем предложение. - Назовите синоним. - Молодцы! Теперь каждый сам попробует сделать синквейн. На выбор вам даются герои: Салтан и Царица. Стараемся хорошо стараемся выполнить работу, потому что в конце урока вы мне сдадите свои тетради. |
Делают синквейн.
Гвидон Справедливый, смелый Скучает, превращается, летает
Растет ни по дням, а по часам. Царевич Выполняют задание. |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе). Метапредметные: Регулятивные: закрепить умение планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока; Познавательные: развивать умение поиска необходимой информации в книге; Коммуникативные: развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника. |
Итог. Рефлексия |
- Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог. - Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина? - Кого из героев вы запомнили? - Кто вам больше всего понравился? Почему? - Кто не понравился? Почему? - Какая работа для вас была самая интересная? - Какое задание оказалось самым трудным? Домашнее задание: дочитать к следующему уроку «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» и подготовить иллюстрацию своего любимого героя сказки. |
Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы. |
Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе; Метапредметные: Регулятивные: закрепить умение оценивать свою работу на уроке. |
Ссылка на видео: https://yandex.ru/video/preview/?text=сказка%20о%20царе%20салтане%20видео&path=wizard&parent-reqid=1634294084208890-108354570712776350-sas3-0804-36f-sas-l7-balancer-8080-BAL-1936&wiz_type=vital&filmId=15020294212102965214
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.