Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Программа курса «Весёлая геометрия» 2 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
математика
2 кл
05.06.2018
Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого занятия и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике.Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
Программа курса «Весёлая геометрия» 2 класс
Внеур деят 2 кл. Весёлая геометрия.docx
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
Программа курса
«Весёлая геометрия» 2 класс
Пояснительная записка.
Цель программы:
Формирование у школьников представлений о различных
геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи программы:
формировать некоторые практические умения, связанные с
построением геометрических фигур и измерениями;
развивать мелкую моторику у учащихся;
развивать конструктивное и пространственное мышление.
На изучение курса по наглядной геометрии во втором классе
отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Рабочая программа курса
была скорректирована с учетом количества праздничных дней и
составляет 33 часа в год.
Программа и содержание курса «Наглядная геометрия» находятся в
полном согласовании с системой изучения геометрического материала в
средней школе.
Методической особенностью курса является разработка системы
учебных заданий для каждого занятия и для всего курса в целом. Задания
непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных
действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в
данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с
системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по
математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в
начале предлагается организационноподготовительное задание, цель
которого – подготовить ребенка к тойдеятельности, которую он будет
выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация
внимания и восприятия, развитие зрительномоторной координации,
разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание,
обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы
творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью
проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного
анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и
продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки,
позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех
учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той
учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая
деятельность. Форма подачи задания – проблемнопоисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой
ребенком визуально.
Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются
задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных»
заданий. Вопервых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить
максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и
синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; вовторых, они
отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно
привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют
использования приемов умственных действий. Иными словами, даже
тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.
Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является
одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и
система
и
логических(логикоконструктивных) заданий.
дополнительных
(конструктивных)
практических
Предложенные упражнения, в ходе выполнения которых происходит
можно
формирование представлений о геометрических фигурах,
охарактеризовать как задания:
геометрические фигуры используются как объекты для
пересчитывания;
на классификацию фигур;
на выявление геометрической формы реальных объектов или их
частей;
на построение геометрических фигур;
на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
на формирование умения читать геометрические чертежи;
вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и
др.).
Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной
наглядности на занятиях наглядной геометрии позволяет реализовать этот
курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются
счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий
двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный
половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика
(размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как
фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу,
развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в
тетрадях дети используют специальную рамкутрафарет с геометрическими
прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже.
Используемая рамка позволяет организовать не только работу по
распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также
является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через приемконструктивного рисования и конструктивной
аппликации.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов)
Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые
задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки»,
выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).
Выполнение геометрического орнамента с помощью рамкитрафарета.
Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания
«от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.
Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с
геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов)
Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа
неправильной формы.
Сходство и различие прямой и кривой.
Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество
прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.
Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и
палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой,
кривой и ломаной. Их распознавание.
Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и
объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с
помощью циркуля.
(круга,
Конструирование геометрических фигур
квадрата,
треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества
элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8
треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение
эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге).
Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы. Циркуль.
Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о
радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре
части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное
вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для
конструктивной деятельности.
Использование циркуля для получения деталей аппликации
(«Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием
циркуля.
Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства. Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось
симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка,
лист, груша и т. д.).
Симметричный орнамент в круге и квадрате.
РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)
Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ,
отвертка).
Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.
Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и
внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.
Понятие о техническом задании и техническом рисунке.
Понятие о функциональной и технологической целесообразности
модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в
связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать;
целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее
прочность и устойчивость).
Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на
основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак
(треугольник).
Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом».
Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).
Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.
ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ
Представление о геометрическом теле.
Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам
сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба,
прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.
Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах
(представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной
фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и
«Поставь так же, как на рисунке».
Календарнотематическое планирование
№
Наименование тем
1
2,3
Вводное занятие. Стартовая диагностика.
Сравнение фигур по различным признакам.
Геометрические фигуры (11ч)
4
5
6
Классификация фигур по размеру и форме.
Классификация фигур по форме.
Треугольник.
Количество
часов
1
2
1
1
1
Дата
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Геометрические фигуры.
Сравнение фигур. Круг.
Сравнение фигур. Квадрат.
Геометрические фигуры.
Форма геометрических фигур.
Начальные геометрические понятия (16ч)
Симметричный рисунок
Точка, прямая.
Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и
непересекающихся прямых.
Линии на плоскости. Ломаная. Отрезок.
Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент
фигуры.
Квадрат. Диагональ квадрата.
Геометрические фигуры (повторение)
Конструирование букв.
Конструирование лесенки.
Окружность и круг.
Диаметр круга и его свойства.
Радиус круга и его свойства.
Окружность и ее элементы. Взаимное расположение
окружностей.
Симметричные фигуры.
Внутри и снаружи.
Замкнутая и незамкнутая линии.
Работа с конструктором * (6ч**)
Конструирование букв.
Конструирование лесенки.
30,31 Конструирование на основе многоугольника.
32
33
План. Конструирование мебели.
Что я знаю.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
33ч
16.10
23.10
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
28.04
07.05
14.05
21.05
*если в школе нет конструктора, то учитель заменяет работу с конструктором
на конструирование из палочек и работой с различными мозаиками;
**если в школе есть конструктор, то 23 занятия проводятся из темы «Работа
с конструктором», затем 23 занятия обобщения и повторения материала,
изученного в течение года.
В конце курса дети должны:
1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке,
квадрате, треугольнике, круге;
2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать
свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной; 3) различать основные формы фигур в различных положениях:
треугольник, четырехугольник, круг;
4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах
основных форм;
5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь
начертить окружность с помощью циркуля;
6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием).
Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из
геометрических фигур и для получения деталей аппликации;
7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и
изготовлении модели круга;
8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.
1 Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1 классе. М.: Классикс Стиль,
Литература:
2007.
2 Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса
математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2008 г.
3 Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной
геометрии», М., «ВАКО», 2004
4 Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для
учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса».
2002
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Программа курса «Весёлая геометрия» 2 класс
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Программа курса «Весёлая геометрия» 2 класс
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Программа курса «Весёлая геометрия» 2 класс
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Программа курса «Весёлая геометрия» 2 класс
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Программа курса «Весёлая геометрия» 2 класс
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности Программа курса «Весёлая геометрия» 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.