«Общение - ежедневный труд»
Оценка 4.8

«Общение - ежедневный труд»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
8 кл
12.01.2019
«Общение - ежедневный труд»
В работе представлена тема, которая частично нашла подтверждает, социальную значимость становления личности в подростковом возрасте. Качество общения в подростковой среде становится наиболее актуальным. Обобщая полученные результаты диагностики у учащихся коммуникативных умений по методике Михельсона, следует, заметить что, выявлен недостаточный уровень коммуникативной компетентности подростков.
25 НПК. ОБЩЕНИЕ -ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТРУД.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов» XXIV­я научно­практическая   конференция «Мы – будущее России» секция «История, Социология, Психология, Искусство».                                        Тема: «Общение ­  ежедневный труд»                                                                             Работу выполнили:                                                        Васикина Алена, Климова Ксения ученицы 5 «б» класса, МБОУ СОШ  №92.                                                                            Научный руководитель:                                                                  Королькова Светлана Валерьевна учитель психологии  МБОУ СОШ  №92.                                                                            Кемерово  1 2018 Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Общение и его роль в жизни человека   формы   и   виды 1.1.Роль   общения   в   развитии   личности,   уровни   общения………………………………………………………………………….4 1.2. общение подростка………………………………………………………………………. .7 Глава 2.   Навыки общения                                                                                      социальной  Влияние на       среды   2.2. Причины, влияющие на развитие  коммуникативной культуры   у   подростков.……………………………………………………………………….9   2.3.  Обобщение результатов исследования…………………………………....10  Литература………………………………………………………………………12 Приложение……………………………………………………………………..13 2 Тема: «Общение ­ ежедневный труд» Введение   «Общение ­ ежедневный труд»                                Тема   работы     выбрана   неслучайно,     социальная   значимость исследования  определена особенностями переходного возраста современных подростков,    изменениями   в   социальных отношениях,     когда преобладает стремление   к   общению   со   сверстниками.  Проявляются   разные коммуникативные способности,  одни вступают в контакт с окружающими без особых   усилий     или     поддерживают,   или   просто   создают   у   других   людей хорошее настроение.  Другие вносят в свои взаимоотношения с окружающими людьми     напряженность   и   провоцируя   отрицательные   эмоции. Коммуникативные   способности    ­     это   индивидуально­   психологические особенности        личности,        обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость людьми. Цель:  выявить   роль   общения     в   развитии   личности   младших   подростков. Для   достижения   поставленной   цели   в   работе   предусматривалось   решение целого ряда задач: другими с       1. Выяснить   научное     значение   понятий:   «общение»,   «виды   общения», «коммуникативные    способности»,  «коммуникативная компетентность». 2. Исследовать  уровень  развития  коммуникативных  способностей  младших подростков, причины, вызывающие затруднения в общении.  3. Обосновать значимость проводимого исследования, найти  подтверждение выдвинутой нами  гипотезе исследования. коммуникативное Гипотеза  данного   исследования   заключается   в     следующем:  без     общения невозможно формирование личности, социальная   среда  оказывает влияние подростков. на   «общение» Предмет Объект   подростки  ая   значимость   исследования:    расширение  представлений  о Т   еоретическ   значении человека. 3   исследования: исследования: поведение  младшие общения жизни         в Практическая   значимость   исследования:  изучение   уровня   развития коммуникативных   навыков   общения   у   младших   подростков. В ходе проводимого   исследования были использованы следующие группы методов:            ­ теоретические:  анализ научно – методической  литературы; ­     практические:   обсуждение,  наблюдение,  анкетирование.    1.1.   Роль   общения   в   развитии   личности,   уровни     формы   и   виды общения.       де Антуан                      Есть только  одна  подлинная ценность ­ это  связь  человека  с человеком. Сент­Экзюпери. В российской педагогической энциклопедии,   общение ­ это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений,   достижения   общего   результата   совместной   деятельности. Общение  ­   один   из   важнейших   факторов   психического   и   социального развития ребёнка. В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:   ­   «коммуникация»   (обмен   информацией   между   людьми),   ­ «социальная   перцепция»   (восприятие   и   понимание   человека   человеком),   ­ «интеракция»   (взаимодействие).   У   человека   существует   самостоятельная потребность   в   общении,   не   сводимая   к   другим     нуждам   (в   пище,   тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке. [1­93]  К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении.   Общение играет,   огромное   значение   в   развитии   личности.   Вне   общения   невозможно формирование   личности.   Именно   в   процессе   общения   усваивается   опыт, накапливаются   знания,   формируются   практические   умения   и   навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально­политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности,   но   и   общества   в   целом.     В   процессе   общения   складываются   и реализуются как личные, так и общественные отношения.   Принципиальный подход   к   решению   проблемы   развития   коммуникативных   навыков, формирования  коммуникативной   компетентности представлен   в   трудах Выготского   Л.   С.,   Запорожца   А.   В.,   Леонтьева   А.   Н.,   Лисиной   М.   И., Рубинштейн С. Л., Эльконина Д. Б. и др.   Идеи о том, что общение играет важную   роль   в  формировании   личности,  получили   свое   развитие   в  трудах отечественных   педагогов:   В. Г. Ананьева,   А. А. Бодалева,   Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,   А. В. Петровского.   Возможности   общения   расширяются   вместе   с   развитием общества.   [1­   147с.]  Б. Ф. Ломов   выделяет   три   функции   общения: информационно­коммуникативная; регуляторно­коммуникативная; 4   В. Н. Мясищева,   Б. Ф. Ломова,   А. Р. Лурии,   ­ и     самооценки возможность ее   сознания   и     личности,     а   также   образ аффективно­коммуникативная. Из этого,   следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию   и   оценке   других   людей.   Узнавая   и   оценивая   других   человек, получает самопознания.  основными   функциями   общения   являются: Таким   образом, ­ организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий   для   их   достижения);   ­   формирование   и   развитие   межличностных отношений;  ­ познание людьми друг друга; ­ общение – необходимое условие формирование самосознания. В   ходе   общения   формируется   так   называемый  продукт   общения  – образования как материального, так и духовного характера.  Среди основных продуктов   общения   выделяют:   общий   результат,   взаимоотношения, избирательные   привязанности,   самого   себя. Итак,   общение   –   это   многоплановый   процесс   развития   контактов   между людьми,   порождаемый   потребностями   совместной   деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона   общения,   предполагает  восприятие   общающихся   друг   другом. Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:­ коммуникативную интерактивную (взаимодействие);­ (взаимопринятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.  Имея  эту   теоретическую  базу, мы  можем  перейти  к  рассмотрению особенностей   культуры   общения   подростков.   Огромное   значение межличностного   общения   объясняется   выполнением   важнейших   функций. Во­первых,  в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно­коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана людей. Далее, общение выполняет так называемую регуляционно­коммуникативную функцию.     [3­80с.]     В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается   своеобразная   иерархия   ценностей,   шкала   социализации человека.   Не   удивительно,   что   именно   в   общении   человек   познает   и переживает   свою   значимость.   Поэтому   его   правильная   направленность становится   источником,   одним   из   важнейших   путей   формирования человеческой   личности.   Общение   регулирует   уровень   эмоциональной напряженности,   формирует эмоциональный   фон,   на   котором   осуществляется   наша   деятельность. Эта   функция   общения   в   социальной   психологии   получила   название 5   создает   психологическую   разрядку, (передача   информации);­ перцептивную деятельности   формами   со   всеми аффективно­коммуникативной.   Человек   ­   существо   общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе ­ в процессе общения. В результате этого происходит влияние общества на личность.            Человек в обществе ведет себя определенным образом, проявляя при этом какие­то качества и свойства личности. Наличие индивидуальных качеств и свойств, отличающих   данного   конкретного   человека   от   других,   тесно   связано   с процессом обособления в обществе. Общение ­ один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека.  [4­133с.]     Особенно   это   относится   к   общению   со   сверстниками. Виды общения.    В  зависимости  от  содержания, целей и  средств  общение можно поделить на несколько видов. По содержанию оно может быть: 1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 2. Когнитивное (обмен знаниями) 3. 4.  Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)   Мотивационное   (обмен   побуждениями,   целями,   интересами,   мотивами, потребностями)  Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 5. 6. По целям общение делиться на:   Биологическое  (необходимое   для   поддержания,   сохранения   и   развития организма). Социальное  (преследует   цели   расширения   и   укрепления   межличностных контактов,  личностного роста индивида) 7. По средствам общение может быть: Непосредственное  (осуществляемое   с   помощью   естественных   органов) Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)  Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) Косвенное  (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). Поварницына Л.А. выделяет пять групп трудностей общения. [2­115с.]   1 группа –  трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать; 2   группа   –  трудности,   связанные   с   непонимаaaaaaaнием   и   неприятием партнера общения; 3   группа  –   трудности,   вызванные   непониманием   партнера   общения,   т.е. недостаточной   сформированностью   собственной   перцептивной   стороны 6 по отношению общения; 4   группа  ­   трудности,   связанные   с   переживанием   неудовольствия,   даже раздражения партнеру; 5   группа  –   трудности,   вызванные   общей   неудовлетворенностью   человека общением.  Анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать   вывод,   что   частыми   причинами   затруднений   общения   могут,   по мнению   исследователей,   выступать   индивидуально­психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.    к   1.1. Влияние социальной среды на общение подростка           Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие   происходило   конструктивно     оно   должно   состоять   из следующих этапов: 1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого  2. человека, представление себя другому человеку.  Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего,  выдержка паузы.  Обсуждение интересующей проблемы.  Решение проблемы.                                                 3. 4. 5. Завершение контакта (выход из него). Чтобы   общение   состоялось   мало   просто,   произносить   слова.   Нужно произносить слова, понятные собеседнику, установить с ним психологический контакт.     У   каждого   свой   излюбленный   канал   (или   каналы).   Вот   почему только   настроившись   на   волну   собеседника,   мы   можем   рассчитывать   на взаимопонимание.   А   как   узнать,   каким   образом   человек   чувствует,   или воспринимает информацию? Вслушайтесь в речь собеседника. «Визуальный» тип, ведущий канал восприятия зрительный, вероятнее всего бросит реплику «теперь я вижу, что вы имеете в виду»; «аудиальный», воспринимающий мир на   слух,   скажет,   что   «рад   вас   слышать»   или   ­   «это   неплохо   звучит». Большинство из нас воспринимает информацию через зрительный канал, затем следуют слуховой  и осязательный, а вот обонятельный  и вкусовой каналы подключаются реже.                            Человек визуального типа обычно говорит   быстро,   высоким   голосом,   проглатывая   слова.    Аудиальный  тип повествует, речь его неспешна, обстоятельна, в голосе звучат грудные нотки; нередко   он   прибегает   к   жестам   ­   например,   ритмично   постукивает 7 карандашом   по   столу.   Человек  кинестетического   типа  разговаривает медленно, несколько монотонно.            [3­ 75с.]   Степень   влияния   социальной   среды   зависит   от   авторитета   участников   и самого подростка. Как  и у всего на свете, так   в   общении подростков есть свои закономерности, которые могут оказывать:                                               Положительное влияние Отрицательное влияние • занятия спортом, участие в  общественной деятельности, новые хобби; • приобретение вредных привычек  (курение, алкоголь); • установление дружеских отношений; • приобретение и развитие  негативных личностных качеств; • приобретение и развитие положительных  личностных качеств; • подражание неформальным  лидерам; • улучшение учебы. • ухудшение учебы. Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение  подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками. Общение важно по нескольким причинам: источник информации; межличностные отношения; эмоциональный контакт.    её       партнеру Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на  противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с  другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться. Коммуникативная компетентность ­ это умение выйти из любой ситуации, не потеряв ни грамма собственной внутренней свободы и в то же время, не дав потерять по общению. Исходя из этого определения, можно говорить о трех позициях в общении: зависимой, агрессивной. В первом случае (зависимая позиция) наблюдается  неуверенное поведение, при  котором  человек   теряет   внутреннюю   свободу;  в  случае   с  агрессивной позицией   –   человек   «подавляет»   партнера   по   общению,   при   этом   партнер теряет внутреннюю свободу; компетентная позиция – самая оптимальная, это общение на равных, это и будет та самая коммуникативная компетентность. Формирование коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень   сформированности   данных   умений   влияет   на   результативность обучения   подростков,   на   процесс   их   самореализации,   жизненного самоопределения   и   на   социализацию   в   целом.  Психологи   утверждают,   что компетентной       и 8 зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум. Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы,   войти   в   конфликт,     изменить   своим   ценностям.    Таким   образом, анализируя   причины,   вызывающие   затруднения   в   общении,   можно   сделать вывод,   что   частыми   причинами   затруднений   общения   могут,   по   мнению исследователей,   выступать   индивидуально­психологические   особенности общения,   включающие   интеллектуальные,   волевые,   личностные   проявления человека.                                                                                                     1.2   Причины,   влияющие   на   развитие     коммуникативной   культуры подростков.          с   в     рано   с     и контактах возрастом Коммуникативная культура младших подростков со сверстниками имеет ряд особенностей, отличающих от общения с взрослыми: отличительной   чертой является  разнообразие коммуникативных действий, которые практически не встречаются взрослыми. [4­180]  Еще в младшем школьном возрасте  отсутствие общества сверстников отрицательно   сказывается   на   развитии   коммуникативных   способностей   и самосознания.   А.   В.   Мудрик   отмечает,   что  потребность   в   общении   со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень усиливается. Поведение   подростков,   считает   А.   В.   Мудрик,   становится     коллективно­  Во   ­   первых,  общение   сверстников   очень   важный   канал групповым. информации;     по   нему   подростки   узнают   многие   необходимые   им   вещи, которые   им   по   тем   или   иным   причинам   не   сообщают   взрослые. Во   ­   вторых,  вырабатывают   навыки   социального   взаимодействия,   умения подчиняться коллективной инициативе, и отстаивать свои права, соотносить личностные общественными. В­третьих,  это   специфический   вид   эмоционального   контакта,   сознание групповой   принадлежности,   солидарности,   товарищеской   взаимопомощи. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя,     все   остальные   сторона   его   поведения   и   деятельности. Следует   отметить,   что   коммуникативные   черты   и   стиль   общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее. Однако различие между полами в уровне общительности не столько 9 интересы с количественные, сколько качественные. Силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Общение девочек выглядит более   пассивным,   зато   более   дружественным   и   избирательным.   Судя   по данным   психологических   исследований,   мальчики   сначала   вступают   в контакты   друг   с   другом   и   лишь   потом,   в   ходе   игрового   или   делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми,   кто   им   нравится,   содержание   совместной   деятельности   для   них сравнительно второстепенно. С раннего возраста  мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Развита потребность в общении у подростков по­разному. У одних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объем контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине   с   собой.   Основная   масса   подростков   располагается   между   этими двумя крайностями, то есть высокоразвитая потребность в эмоциональных контактах  сочетается у них со стремлением периодически  уединяться для осмысления мира, себя в нем и своих путей в мире. 2.3. Обобщение результатов исследования На  I этапе  нашего исследования были изучена  теория вопроса,  проведен тематический опрос учащихся 5 классов в количестве 75 человек на тему: Что такое   общение?   Коммуникативная   компетентность?   Что   такое коммуникативные умения? Какими коммуникативными умениями обладаете Вы? Заметили, тема общения в жизни  подростков занимает одно из первых мест: Затруднения вызвал вопрос? Какими коммуникативными умениями обладаете Вы?    Анализ   полученных   результатов   выявил   характерные   особенности подростков в   выборе приоритетных коммуникативных умений:   Получены результаты: – умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) ­  85 %  – умения реагировать на справедливую и несправедливую критику ­ 42 % – умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника­ 70% – умения обращаться с просьбой ­ 65 %   – умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать «нет» ­ 79 % 10 – умения оказывать сочувствие, поддержку­ 72 % – умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей ­ 66% – умения вступать в контакт  с другими людьми, контактность ­  80 %  На    II  этапе     нашего   исследования  был   подобран     диагностический инструментарий,       проведена   графическая   беседа  «Мой круг общения» Цель: диагностика широты взаимодействия, взаимности, меры и характера симпатий   и   антипатий,   обоснованность   характера   взаимодействия. Исследование   коммуникативных   умений     проводили   по   методике «коммуникативных  умений  Л. Михельсона»,   с  целью  определения  уровня коммуникативной   компетентности   и   качества   сформированности   основных коммуникативных умений:   анализ полученных результатов   позволяют нам сделать вывод:  по тенденциям поведения в ситуациях общения подростки в основном   придерживаются   компетентного   типа   реагирования   (63   %), переходящее   к   зависимому   (22%   из   числа   опрошенных)   или   агрессивному поведению (15%).   При агрессивном типе они провоцируют собеседника на конфликт,   очень   раздражительны,   склонны   к   проявлению   физической   и вербальной   агрессии.   А   при   зависимом   типе   подвержены   риску   стать объектом   манипулирования,   пассивны,   склонны   к   избеганию   ситуации конфликта.   обобщили   полученные   результаты.  III  На   Выявили,   что     недостаточный   уровень сформированности   основных   коммуникативных   умений,   уровень   развития навыков   общения,   умения   слушать,   высказывать   свою   точку   зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Пришли   к   мнению,    что   в   определенной   степени   общение   между   людьми регулируется нормами морали и права и предполагает прочный фундамент знаний   и   умений,   чтобы   обладать,   высоким   уровнем   коммуникативного мастерства   необходим   ежедневный   труд,   познания     законов   и   психологии общения людей,  организуя   общение  всегда необходима,  обратная связь.    35   %   опрошенных,   показали   этапе     Вывод:  анализ   результатов     изучения   коммуникативных   умений   и педагогических   исследований   показывает,   что   проблема   формирования коммуникативных умений подростков изучена не достаточно, что приводит к отсутствию   системы   целенаправленного   и   разностороннего   формирования 11 Гипотеза   исследования   нашла   свое   подтверждение, требуемых   навыков.  проблема   общения   относится   к   числу   важнейших   сфер   жизнедеятельности подростков.  Подростковые  периоды весьма существенны для формирования основных   структурных   компонентов   личности.   От   того,   как   будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение   проблем   общения   в   подростковой   среде   становится  актуальным. Ее актуальность  резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет   резкая   смена   социальных   отношений,   характера   личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей. Но никакой, даже совершенный, свод правил не обеспечит нам   успеха в «пестрых», часто непредсказуемых жизненных   ситуациях.     Недаром   говорил   Василий   Александрович Сухомлинский:  «По своей природе общение – ежедневный труд».  Общение ­ искусство. это одновременно и и       наука     Список использованной литературы 1. Андреева, Г.М., Яноушек, Я. Взаимосвязь общения и деятельности / Г. М. Андреева, Я Яноушек. ­ М., 2001. 2. Алякринский, Б.С. Общение и его проблемы / Б. С. Алякринский. ­ М., 2001. 3. Бодалев,   А.А.   Восприятие   и   понимание   человека   человеком   /   А.   А. Бодалев. ­ М., 2002. 4. Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. ­ М., 200.                                                                                     12 Приложение №1  Тест коммуникативных умений Михельсона Автор:   Л.   Михельсон.   Перевод   и   адаптация   Ю.   З.   Гильбуха  Цель: определение уровня коммуникативной компетентности подростков и качества   сформированности   основных   коммуникативных   умений.  Инструкция: мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях,   следовало   бы   делать. Тестовый материал:   а   не   то,   что,   по­вашему, 13 1. Кто­либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы   обычно в подобных ситуациях: а) Говрорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь". б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся". в) Говорите: "Спасибо". г) Ничего не говорите и при этом краснеете. д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону". 2. Кто­либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению,  являются замечательными. В таких случаях Вы обычно: а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при  этом говорите: "Нормально!" б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше". в) Ничего не говорите. г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше". д) Говорите: "Это действительно замечательно!" 3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас  получается очень хорошо. Кто­либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких  случаях Вы: а) Говорите: "Вы ­ болван!" б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки". в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим. г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете". д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ. 4. Вы забыли взять с собой какой­то предмет, а думали, что принесли его, и кто­то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была  прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ: а) Говорите: "Во вяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом  понимаете!" б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа". в) Говорите: "Если кто­либо растяпа, то это Вы". г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки  только за то, что забыл что­то". д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление. 5. Кто­либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас  расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ  Вы обычно: а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".  б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете". в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас". г) Ничего не говорите этому человеку. д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!" 6. Вам нужно, чтобы кто­либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях  Вы: а) Никого ни о чем не просите. б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня". в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого  объясняете суть дела. г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека. д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня". 14 7. Вы знаете, что кто­то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях  Вы: а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?" б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии. в) Говорите: "У Вас какая­то неприятность?" г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой. д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!" 8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто­либо говорит: "Вы выглядите  расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы: обычно: а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете. б) Говорите: "Это не Ваше дело!" в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие". г) Говорите: "Пустяки". д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного". 9. Кто­либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы  а) Говорите: "Вы с ума сошли!" б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто­то другой". в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина". г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите". д) Принимаете свою вину или не говорите ничего. 10. Кто­либо просит Вас сделать что­либо, но Вы не знаете, почему это должно  быть сделано. Обычно в таких случаях Вы: а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать". б) Выполняете просьбу и ничего не говорите. в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать". г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано". таких случаях Вы обычно: д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу. 11. Кто­то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В  а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".  б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово". в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех". г) Говорите: "Спасибо". д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете. 12. Кто­либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:  а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне". б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите:  "Да, спасибо". в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю  большего. г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите. д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо". 13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто­либо говорит Вам:  "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно: а) Немедленно прекращаете беседу. б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда". в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа  приглушенным голосом. 15 г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу. д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать. 14. Вы стоите в очереди, и кто­либо становится впереди Вас. Обычно в таких  случаях Вы: а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые  люди ведут себя очень нервно". б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!" в) Ничего не говорите этому типу. г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!" д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди". 15. Кто­либо делает что­нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас  сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы: а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!" б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете". в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не  говорите. г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь". д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу. 16. Кто­либо имеет что­нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в  таких случаях Вы: а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь. б) Воздерживаетесь от всяких просьб. в) Отбираете эту вещь. г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и  затем просите его у него. д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования. 17. Кто­либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для  временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В  таких случаях Вы обычно: а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может  быть когда­нибудь потом". им". б) Говорите: "Вообще­то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться  в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!" г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию. д) Говорите: "Вы с ума сошли!" 18. Какие­то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы  присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно: а) Не говорите ничего. б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом  хобби. в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор. г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание. д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби. 19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто­либо спрашивает: "Что Вы длаете?"  Обычно Вы: а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного". б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?" в) Продолжаете молча работать. 16 г) Говорите: "Это совсем Вас не касается". д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете. 20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы: а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?" б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что­либо могу для Вас  сделать?" все в порядке?" Обычно Вы: в) Спрашиваете: "Что случилось?" г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре". д) Никак не реагируете на это событие. 21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто­либо говорит: "С Вами  а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!" б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека. в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?" г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне". д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей". 22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого­либо другого. Обычно а) Не говорите ничего. б) Говорите: "Это их ошибка!" в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я". г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек". д) Говорите: "Это их горькая доля". 23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем­либо в Ваш адрес. в таких случаях Вы: В таких случаях Вы обычно: а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас. б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать. в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным. г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени. д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не  должен этого делать снова. 24. Кто­либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы: а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал". б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?" в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ. г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь. д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!" 25. Кто­либо просит Вас сделать что­либо, что помешало бы Вам осуществить  свои планы. В этих условиях Вы обычно: а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите. б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого­нибудь еще". в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите". г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое". д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть,  когда­нибудь потом". 26. Вы видите кого­либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой  ситуации Вы обычно: а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу. б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор. в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами. 17 г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах,  совершенных Вами. д) Ничего не говорите этому человеку. 27. Кто­либо, кого Вы раньше не встречали, остановаливается и окликает Вас  возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно: а) Говорите: "Что Вам угодно?" б) Не говорите ничего в) Говорите: "Оставьте меня в покое". г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека  представиться в свою очередь. д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.                                    Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:  ­ ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания  партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)  ­ ситуации, в которых подросток   должен реагировать на отрицательные  высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)  ­ ситуации, в которых к подростку   обращаются с просьбой (вопросы 6, 10,  14, 16, 17, 25)  ­ ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)  ­ ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и  состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22). Обработка   и   анализ   результатов:  отметьте,   какой   способ   общения   Вы выбрали   (зависимый,   компетентный,   агрессивный)   в   каждой   предложенной ситуации   в   соответствии   с   ключом.   Проанализируйте   результаты,   какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?                        Блоки умений:  1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от  сверстника ­     вопросы 1, 2, 11, 12.  Реагирование на справедливую критику ­ вопросы 4, 13.  Реагирование на несправедливую критику ­ вопросы 3, 9. 2. 3. 4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны  5. 6. собеседника ­ вопросы 5, 14, 15, 23, 24.  Умение обратиться к сверстнику с просьбой ­ вопросы 6, 16.  Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» ­ вопросы 10,  17, 25.  Умение самому оказать сочувствие, поддержку ­ вопросы 7, 20. 7. 8. 8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны  сверстников ­ вопросы 8, 21. 9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность ­ вопросы  18, 26. 18 10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт ­ вопросы 19, 27.     КЛЮЧИ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 зависимые АГ АВ ВД БД Г АГ БГ АГ Д БД БД БГ АГ АВ ВД БД Г АГ АВ ГД Б А АВ Г В ВД БД компетентные БВ Д Б Г АБ ВД АВ В БВ Г Г А В Д Б Г АБ В Д БВ ГД ВГ Д АБ АД АБ АГ агрессивные Д БГ АГ АВ ВД Б Д БД АГ АВ АВ ВД БД БГ АГ АВ ДВ БД БГ А АВ БД БГ ВД БГ Г В 19

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»

«Общение - ежедневный труд»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019