Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»
Оценка 4.6

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
физическая культура +1
Взрослым
08.06.2017
Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»
Введение в программу. Теоретические основы занятий с физическими упражнениями. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о правилах поведения. Значение правильной осанки для укрепления здоровья, знания о правильной осанке и постановке стоп. Обучение упражнениям для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Новая Здоровейка.doc
Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ » Рассмотрено на заседании                                                                              «УТВЕРЖДАЮ» педагогического совета                                                                  Директор МБУДО ЦДЮТЭ                        _________________ Т.В. Тоистева от 02.09. 2016 года Протокол  №  1                                                                                                  Приказ № …….. от ……….. года Дополнительная общеразвивающая программа                        социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА» (стартовый уровень) возраст обучающихся 4­6 лет срок реализации программы 1 год Автор ­ составитель: Перевезенцева Галина Евгеньевна педагог дополнительного образования г. Луховицы  2016 год СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Учебный план Содержание изучаемого курса I. II. III. IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы V. VI. Список литературы Календарный учебный график I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и  народов.       Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с  детства.  Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с  детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Невольно возникает вопрос: «Почему же наши дети так часто болеют?». Неправильная  осанка и плоскостопие  способствуют развитию  ранних  изменений  в межпозвоночных   дисках,   создают   неблагоприятные   условия   для   функционирования внутренних   органов   и   опорно­двигательного   аппарата   в   целом.   Такие   дети предрасположены   к   различным   заболеваниям   и   травмам.   В   процессе   образовательной деятельности   недостаточно   времени   уделяется   специальным   упражнениям   по профилактике   плоскостопия   и   нарушений   осанки   у   детей,   а   также   не   все   родители достаточно вооружены необходимыми знаниями и практическими  навыками  в вопросах профилактики  и  коррекции  данных  нарушений.   Своевременное  внедрение  комплексных занятий,   направленных   на   укрепление   и   развитие   опорно­двигательного   аппарата   для формирования правильного свода стопы и осанки, является наиболее значимым фактором создания данной программы. Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки и предупреждают нарушения опорно­двигательного   аппарата:   плоскостопия,   сутулости,   асимметрии   плеч,   лопаток   и сколиозов. У   детей   дошкольного   возраста   дефекты   осанки   выражены   обычно   не   резко   и   не являются постоянными. Занятия  дадут возможность получать оздоровительный эффект и показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или временные отклонения в состоянии опорно­двигательного аппарата и здоровья в целом.           Направленность дополнительной общеразвивающей программы: социально  педагогической. Данная  программа составлена с учётом требований: 1.  Федерального Закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.11.2012 № 273­ФЗ. 2. Концепции   развития   дополнительного   образования   детей   (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726­р). 3. СанПина к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций   режима   работы   образовательных   организаций   дополнительного образования   детей   (утверждено   постановлением   Главного   государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41). 4. Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительном   общеобразовательным   программам   (утвержден   приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008). 5. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму   Департамента   государственной   политики   в   сфере   воспитания   детей   и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09­3242). 6. Примерные   требования   к   программам   дополнительного   образования   детей (Приложение   к   письму   Департамента   молодежной   политики,   воспитания   и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06­1844) 7. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся  (Приказ Министерства образования  Московской области от 27.11.2009 г. № 2499).  Уставом МБУДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий».  8. Цели программы.  Основными   целями   данной   программы   являются   ­   содействие   правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия и коррекция дефектов осанки и свода стопы (если они уже есть),   а   также   формирование   мотивации   к   здоровому   образу   жизни   и   стремления   к соблюдению правильных навыков осанки. Цели стартового уровня – развитие мотивации к познанию и творчеству,  труду, искусству  и спорту, развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных  потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании,  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Задачи программы. Образовательные:      • ознакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома; • сформировать навык правильной осанки;  • обучить навыкам диафрагмально­релаксационного дыхания; • изучить комплексы ОРУ, упражнений с массажными мячами; • ознакомить с основным приемам массажа и само ­ массажа. Развивающие:      •  развивать и совершенствовать основные  физические  качества, двигательные  умения и навыки; •  способствовать   развитию   мелкой   моторики,   правильной   речи,   дикции,   правильного дыхания; • развивать интерес к физической культуре и спорту. Воспитательные:      • воспитание морально­волевых качеств; • воспитание культуры здоровья, ответственности личности за свое здоровье и потребности заботиться о нем.    Оздоровительные: •  повышение  функционального  уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок; • осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно­двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно­сосудистой, дыхательной и других систем организма; • повышение физической и умственной работоспособности; • снижение заболеваемости.      При   разработке   данной   программы   учитывался   принцип   разноуровневости.   Уровень данной  программы   «Стартовый».   Программа   предполагает   использование   и   реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания материала. Программа  опирается на личностно ­ ориентированный и компетентностный подходы,  создание условий для самостоятельного самоопределения личности, становления ее  гражданской ответственности и социальной компетентности. Данная программа является модифицированной.  Основные  принципы реализации программы: 1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип   активности   и   сознательности   –   поиск   новых,   эффективных   методов   и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.  3. Принцип   сообразности   –   определение   форм   и   методов   воспитания   на   основе целостного   психолого­педагогического   знания   о   ребенке   его   физиологических   и психологических   особенностей.   Формирование   у   дошкольников   стремления   к здоровому образу жизни. 4. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков. 5. Принцип   связи   теории   с   практикой   формирует   у   детей   умение   применять   свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни. 6. Принцип  повторений  умений   и  навыков  – один  из   самых  важнейших,   так как  в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.         Содержание   программы,   тематика   занятий   составлены   на   основе   личного   опыта педагога.              Основным   содержанием   программы   являются   общеразвивающие   и   специально подобранные физические упражнения и игры направленные на формирование правильной осанки   и   профилактику   плоскостопия.   В   программе   предусмотрено   отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.    Теоретический   материал   программы   дается   темами,   сообщение   знаний организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения двигательных действий   или   после   занятия   (группой   или   индивидуально).   Такие   беседы   знакомят дошкольников   не   только   с   необходимостью   формировать   правильную   осанку,   вести здоровый   образ   жизни,   но   и   с   техникой   выполнения   тех   или   иных   видов   физических упражнений и их значимостью на организм человека. Структура занятий. Вводная часть:       Проверка осанки, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия, разогревающие упражнения, подготавливающие к основной части занятий, самомассаж с использованием массажных дорожек. Основная часть: Блок   физических   упражнений   направленный   на   развитие   гибкости   и   подвижности позвоночника,   укрепление   мышечного   тонуса   и   силы   мышц   торса,   укрепление   мышц   и связок, участвующих в формировании свода стопы, в том числе самомассаж.      Упражнения   на   равновесие,   прыжки,   метание,   лазание,   ползание   –   с   акцентом   на формирование осанки и профилактику плоскостопия.        ИГРЫ – различной подвижности, помогающие формированию правильной  осанки и способствующие профилактике плоскостопия. Заключительная часть:  Дыхательные упражнения, релаксация. Занятия  проводятся в трех возрастных группах: 1 группа – дети 4­5 лет.  2 группа – дети 5­6 лет. 3 группа – дети 6­7 лет. Данная   программа   рассчитана   на   год   в   каждой   возрастной   группе.   Занятия проводятся один раз в неделю. Это 4 занятия в месяц и 36 занятий в год с сентября по май. В начале сентября и в конце мая проводится диагностика и тестирование обучающихся. Общая   продолжительность   занятия   в   соответствии   с   возрастными   особенностями детей и требованиями СанПин составляет: 30 минут. Количество обучающихся в группе – не более 12 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку. «Форма обучения – очная». формы  аттестации/ контроля           II.  УЧЕБНЫЙ ПЛАН  № п/п Название раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика 1. 1.1 1.2 1.3 2. 1 1 2 2 12 Введение в программу. Основы знаний и умений,  теоритические знания о  важности формирования  правильной осанки и  правильного свода стопы. Подвижные игры: 1)подвижные игры  целенаправленного  характера 2)подвижные игры  тренирующего характера Обучение правильному  дыханию, дыхательные  упражнения Комплексы упражнений  для формирования и  закрепления правильной  осанки: ­комплекс упражнений для  0.5 0.5 1 2 0.5 0.5 1 В процессе занятий 2 В процессе занятий 10 развития гибкости и  растяжении мышц  позвоночника ­комплексы упражнений на развитие силы мышц  спины ­ комплексы упражнения на  выносливость ­ комплексы упражнений  для расслабления мышц и  укрепления нервной  системы Комплексы упражнений  для профилактики  плоскостопия: ­комплекс упражнений для  укрепления мышц,  формирующих свод стопы ­комплекс упражнений для  формирования правильной  постановки стопы Аутогенная тренировка,  релаксация Самомассаж стоп. Проведение контрольных  мероприятий: 1)тесты Итого: 3. 4. 5. 6. 12 2 10 1 4 1 1 1 3 1 36           7 29                                           III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Введение в программу (1 ч.) Теория (0.5 ч.) Введение в программу. Теоретические основы занятий с физическими  упражнениями. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о правилах поведения.  Практика (0.5 ч.) Знакомство с оборудованием. Практикум по технике безопасности.  Раздел 2. Комплексы упражнений для формирования и закрепления правильной осанки (12 ч.) Теория (2 ч.) Дать представление форме и физических свойствах своего телосложения, о  правильной осанке и постановке стоп. Обучение упражнениям для профилактики  плоскостопия и нарушения осанки. Практика (10 ч.) Упражнения  в положении в ходьбе, беге, стоя и сидя, в положении на  четвереньках, лежа, с предметами и без, с использованием, скамеек. Ходьба с предметом на голове.  Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т.  д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении  группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П. Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера;  постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным  методом в аэробном режиме Раздел 3. Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия (12 ч.) Теория (2 ч.) Коррекция плоскостопия. Практика (10 ч.) Упражнения для стопы в ходьбе, беге, прыжках, на месте, сидя на  стульчиках, скамейке, с использованием предметов и без них, с использованием  каната Раздел 4. Аутогенная тренировка, релаксация (1 ч) Практика (1 ч.) Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа: «рука  отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя  тяжесть и тепло в мышцах Раздел 5. Самомассаж стоп (4 ч.) Теория (1 ч.) Самомассаж. Укрепление мышц образующих свод стопы, рук, спины, живота. Практика (3 ч.) Ходьба по массажным коврикам, канатам, катание стопой мячей­ежиков,  гимнастических палок и других предметов. Раздел 6. Мониторинг (1 ч.) IV.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методы и формы организации занятий: ­словесное объяснение; ­показ выполнения; ­игровая форма; ­целесообразное использование оборудования.      Форма организации образовательного процесса:  групповая. Используются следующие средства: 1. Теоретические сведения; 2. Бег, ходьба, передвижения; 3. Упражнения общего воздействия: ходьба и бег с включением элементов  направленных на профилактику плоскостопия и нарушения осанки; 4. Упражнения с предметами и без, направленные на укрепление мышц и связок,  формирующих свод стопы; 5. Упражнения для формирования правильной осанки с предметами и без:  в положении стоя;   в положении сидя;   в положении лежа на спине и животе;   упражнения в положении стоя на четвереньках; 6. Подвижные игры для формирования правильной осанки и укрепления стопы; 7. Упражнения на расслабление; 8. Дыхательные упражнения. 9.  Самомассаж с использованием массажных дорожек,  мячиков­ежиков и других  предметов. Инвентарь и оборудование используемое на занятиях: 1.  Стульчики; 2.  Мячи; 5.  Гимнастические палки; 6.  Обручи; 7.  Утяжеленные мячи; 8.  Скакалки; 9. Мешочки с песком; 10. Мячики­ежики; 11. Массажные дорожки; 12. Гимнастические маты; 13. Зеркало. Организационно ­ методические рекомендации.        Начиная   занятия,   педагог   должен   иметь   точное   представление   об   индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений.   Физическая нагрузка на занятиях  дозируется и зависит от: ­подбора физических упражнений (от простого к сложному), ­продолжительности физических упражнений, ­числа повторений, ­выбора исходных положений, ­темпа движений (на счет 1­4), ­амплитуды движений, ­степени усилия, ­точности, ­сложности, ­ритма, ­количества отвлекающих упражнений, ­эмоционального фактора. Дозировка   и   нагрузка   упражнений   дается   в   соответствии   с   уровнем подготовленности   детей   и   их   возраста.   Начинать   занятия   можно   с   любого   периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Ожидаемые результаты. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу года: Знания: Ребенок   должен   знать   параметры   правильной   осанки   (подбородок   должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!»). Также должен уметь ответить на вопрос, почему необходимо следить за осанкой и правильной постановкой стопы. Навыки и умения: Проверять осанку у стены, у зеркала; соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений; ходить на носках, на наружных сводах стопы; ходить в различных исходных   положениях;   бегать   в   медленном   темпе;   выполнять   упражнении   с   обручами, палками, мячами и т.д., а также без предметов; ходить с мешочком на голове; выполнять упражнения для  мышц брюшного пресса  и спины,  отжиматься  от скамейки,  выполнять упражнения для развития гибкости; выполнять перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных исходных положениях; дышать носом, выполнять   упражнения   для   восстановления   дыхания;   расслаблять   мышцы   в   положении лежа,   используя   образные   сравнения:   «рука   отдыхает»,   «нога   спит»,   и   др.   Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на занятии. Личностные качества: Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие, настойчивость, двигательная память, воображение. Если ребенок занимается больше года, то соответственно совершенствует все эти качества, навыки и умения. Методы исследования. Для   определения   динамики   эффективности   проводимых   занятий   и   уровня физического   развития   обучающихся   необходимо   использовать   мониторинговые исследования: ­ метод педагогического наблюдения; Метод педагогического наблюдения    . Наблюдая в ходе занятий за детьми, педагог обращает внимание на их поведение, проявление   интереса,   степень   внимания,   внешние   признаки   реакции   на   физическую нагрузку.   В   результате   применения   данного   метода   выявляется,   насколько   детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются   основные   знания,   умения,   навыки   и   личностные   качества,   приобретенные детьми в период обучения по данной программе.  V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» – 1. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 2. 2008. 3. Здоровье дошкольника, №3, 2008. 4. СПб.: Речь, 2007. 5. планирование, система работы» ­ Волгоград: Учитель, 2011г. 6. подготовительной группы детского сад» М.: ТЦ Сфера, 2004. 7. двигательного аппарата в условиях детского сада» ­ СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. 8. дошкольного возраста» Практическое пособие ­2 –е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006. 9. 10. Лосева В.С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» – М.: ТЦ Сфера, 2007. 11. дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. 12. дошкольников к здоровому образу жизни» – М.: ТЦ Сфера, 2012. 13. Сфера, 2009. Клюева   М.Н.   «Корригирующая   гимнастика   для   детей   с   нарушением   опорно– Полтавцева   Н.В.,   Стожарова   М.Ю.,   Краснова   Р.С.,   Гаврилова   И.А.   «Приобщаем Картушина   М.Ю.   «Оздоровительные   и   познавательные   занятия   для   детей Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж  Методики оздоровления детей Бабенкова Е.А. «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» ­ М.: ТЦ Сфера, Волков  П.  и   др.  «Новые  направления  лечебно­оздоровительной   работы  в  ДОУ». Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» Карепова   Т.Г,   «Формирование   здорового   образа   жизни   у   дошкольников: Никанорова   Т.С.,   Е.М.   Сергиенко   Е.М.   «Здоровячок.   Система   оздоровления Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребенка» СПб.: Речь; М.: Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет»­ Пенькова И. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4­7 лет», М.: Учитель, 2008. Подольская   Е.И.   «Профилактика   плоскостопия   и   нарушения   осанки   у   старших 14. М.: Новая школа, 1994. 15. детей на занятиях по физическому воспитанию». Дошкольное воспитание, №9, 2010 16. 17. дошкольников». М: «Скрипторий 2003», 2009. 18. Тарасова   Т.А.   «Контроль   физического   состояния   детей   дошкольного   возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 19. Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного   и   младшего   школьного   возраста     средствами   физического   воспитания: Учебное пособие» ­Челябинск:УралГАФК,1999.

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа социально педагогической направленности «ЗДОРОВЕЙКА»

Общеразвивающая программа  социально педагогической направленности  «ЗДОРОВЕЙКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017