Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)
Оценка 4.7

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
29.06.2017
Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)
Программа предназначена для ознакомления и изучения воспитанников учреждения с народными росписями в нашей стране. Содержание программы позволит воспитанникам получить знания об основных видах росписи в России, таких как Городецкая, Мезенская и Гжельская роспись и другие. Изучить историю их возникновения, художественные ценности, а также будет способствовать расширению мировоззренческих представлений воспитанников.
Кузнецова Программа.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО­РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» СОГЛАСОВАНО                                                     УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора                                           директор ГКУ СО КК по воспитательной и                                               «Новороссийский СРЦН» реабилитационной работе ___________ Н.В. Гронтковская                              ___________ И.В. Субботина «___»___________ 2016 г.                                       «___»___________ 2016 г.                                                                                    Приказ №  _____ Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) Разработчик: воспитатель ­ О.В.Кузнецова г. Новороссийск 2016 Пояснительная записка Творца   от   человека   нетворческого   отделяет   "пропасть".   Но   через   эту пропасть   существует   много   мостов:   живопись,   музыка,   поэзия,   наука. Декоративно   –   прикладное   искусство   тоже   своеобразный   мостик.   Педагог должен   пробудить   в   каждом   ребенке   веру   в   его   творческие   способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Знакомясь   с   народным   искусством,   дети   учатся   понимать   прекрасное; узнают   традиции,   обычаи;  особенности   жизни   и   быта,   передающиеся   из поколения в поколение; усваивают эталоны красоты. Проблемные вопросы программы Знание   истории   возникновение   традиционных   росписей   (Мезенская, Городецкая, Хохломская, Гжельская и т.д.); Обучение отличительным особенностям по внешним признакам (технике, росписи,   орнаменту   и   т.п.)   принадлежность   изделия   к   определенному   виду промысла; Выполнение элементарных приемов росписи; Составление композиции в различных техниках росписи и выполнение ее на изделии. Отличительные особенности программы Ремесло   росписи,   как   любой   вид   художественной   деятельности, подчиняется общим законам декоративно – прикладного искусства, но также имеет   и   свои   специфические   свойства,   требующие   изучения.   Данная развивающая программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя   изучение   истории   промыслов,   техники   росписи   и   основных композиционных   приемов.   Это     направление   не   ограничивает   творческую деятельность   детей,   ведь   специфика   данной   программы   и   в   достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира воспитанника. Современный орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении   реальных   форм   местной   флоры   и   создании   на   этой   основе фантастических, несуществующих в природе цветов. Характерными являются также изображение листвы, бутонов и перистой ажурной листвы. Виртуозность выполнения   достигается   различными   способами   письма,   а   некоторые   тонкие элементы с помощью тоненькой кисточки. Программа   предназначена   для   ознакомления   и   изучения   воспитанников учреждения с народными росписями в нашей стране. Декоративно – прикладное искусство ­ это удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои   способности   детям.   Содержание   программы   позволит   воспитанникам получить знания об основных видах росписи в России, таких как Городецкая, Мезенская и Гжельская роспись и другие. Изучить историю их возникновения, художественные   ценности,   а   также   будет   способствовать   расширению мировоззренческих представлений воспитанников.  Актуальность программы Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора.   Не   случайно   термин   “фольклор”   трактуется   и   как   народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла   необходимость   обращения   к   народному   искусству.   Возрождение искусства   росписи   является   неотъемлемой   частью   знаний   по   традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием   духовно­нравственных   качеств   личности   и   ценностных ориентаций.   Опора   на   национальное,   народное   искусство,   родное   и   близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, миро отношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии. Цель   программы:  формирование   творческих   способностей воспитанников, путем создания условий для самореализации личности; развитие творческой индивидуальности каждого ребенка; приобщение воспитанников к художественно­творческой деятельности. Задачи:    познакомить   воспитанников   с   историей   возникновения   и зарождения   росписей   в   России;   освоить   элементарные   приемы   рисования кистью; получить представления о композиции и уметь составлять собственные; уметь   применять   техники   письма   на   дереве   и   керамике;   профессиональная ориентация;   воспитать   в   детях   чувство   прекрасного,   уважения   и   любви   к народным   традициям;   воспитывать   чувство   гордости   за   русскую   культуру, потребность   в   общении   с   прекрасным;   формировать   эстетический   и художественный   вкус;   содействовать   формированию   всесторонне   развитой личности. Направления  ­ усвоение теоретических знаний; ­ формирование практических навыков. Методы Во время реализации программы будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают   большую   часть.   Так   как   программа   включает   в   себя   различные обучающие задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности. Инструменты   и   материалы:  кисти   разного   размера   (колонок); стаканчики для воды; циркуль, бумага бытовая; картон; клей “ПВА”; палитра; карандаши   простые;   кисти   для   клея;   краски   акварельные;   краски   гуашевые; доски   деревянные,   ложки,   лопатки   и   др.;   фарфоровые   тарелки,   блюда; пластиковые или др. разносы. Возраст детей: от 3 до 18 лет. Организация   и   проведение   занятий,   численный   состав:  занятия проводятся в группах, индивидуально  (разновозрастные)  от 5 до 10 человек  (3­ 6 лет; 7­10 лет; 11­14 лет;  15­18 лет).  Максимальная нагрузка  в неделю: 1 раз  в  неделю. Продолжительность занятия  ­ 1 час  (20­30 мин(3­6 лет); академический ­ 40 мин; 60 мин). Освоение программы  ­  6 месяцев  (30 ч). В целях сохранения внимания и здоровья детей между   теоритической   и   практической   частью   проводятся   игры, физкультминутки 10 минут.             Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, музейная комната,   группа,   двор,   спортивная   площадка.   Занятия   организуются   и проводятся   педагогом   (воспитателем)   в   соответствии   с   санитарно­ эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда. Совместная деятельность:  допускается участие на занятиях родителей (законных представителей), участие в тематических мероприятиях, творческих конкурсах, походах, экскурсиях. СОГЛАСОВАНО                                                     УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора                                           директор ГКУ СО КК по воспитательной и                                               «Новороссийский СРЦН» реабилитационной работе ___________ Н.В. Гронтковская                              ___________ И.В. Субботина «___»___________ 2016 г.                                       «___»___________ 2016 г. Учебный план (3 – 6 лет) общеразвивающей рабочей программы  по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) № модуля (раздела)  Модуль (раздел) Количество часов  Теорет. Занятия Практ. Занятия Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Организационное занятие.  Народные росписи России Мезенская роспись Городецкая роспись Гжельская роспись Хохломская роспись Жостовская роспись Полхов ­ Майданская роспись Экскурсии (виртуальные) Рисование различных композиций Роспись (досочек, рамочек) Роспись фарфоровых поверхностей деревянных     изделий 1 2 3 4 4 3 2 2 2 3 2 1 1 1 1 1 1 1 2 ­ ­ ­ ­ 1 2 3 3 2 1 ­ 2 3 2 12 Творческая работа: «Цветочный круг» Итого 2 30 ч ­ 9 ч 2 21 ч Календарно – тематический план (3 ­ 6 лет) общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) № модуля (раздела )  1. 1.1 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 Дата проведения Модуль (раздел) Количество часов  Всего Теорет. занятия Практ. занятия Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч) Правила   техники   безопасности. Виды   декоративно­прикладного творчества. Центры их зарождения и развития Мезенская роспись (2 ч) История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы Тренировочные   упражнения   на бумаге. Работа по образцам Городецкая роспись (3 ч)   Городецкие   деревянные   изделия. История возникновения промысла и его современное состояние главных Выполнение отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём   прикладывания   кисти), розан,   белая   и   тёмная   оживка (штрихи, точки)     1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ ­ ­ 1 ­ 1 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 7. 7.1 7.2 Раскрашивание   досочек,   панно   в цветовой   по   мотивам   городецкой росписи Гжельская роспись (4 ч) Гжельская   расписная   керамика. История возникновения промысла и его современное состояние Тренировочные   упражнения   на бумаге. Работа по образцам Раскрашивание цветовой гамме гжели Раскрашивание кувшина, чайника в цветовой гамме гжели сахарницы   в   Хохломская роспись (4 ч) Хохломская   деревянная   посуда. История возникновения промысла и его современное состояние Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы Жостовская роспись (3 ч) Жостовские   расписные   подносы. История возникновения промысла и его современное состояние.  Составление   эскиза   подноса   в карандаше.   Разрисовка   эскиза   в красках Прорисовка   листьев,   веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка Полхов­Майданская роспись (2 ч) История возникновения промысла и его современное состояние Элементы.   Составление   эскиза   и роспись панно по мотивам полхов­ майданской росписи 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ 1 1 1 ­ 1 1 1 ­ 1 1 ­ 1 8. 8.1 8.2 9. 9.1 9.2 10. 10.1 10.2 10.3 11. 11.1 11.2 12. 12.1 12.2 Экскурсии (виртуальные) (2 ч) В музее Матрёшки В музее Павлопосадского платка Рисование различных композиций (2 ч) Рисование цветов в композиции Рисование   росписью   композиции   в круге,   композиции   в   цветовой гамме гжели Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч)   яблока Составление   эскиза   досочки   в форме   карандашом. Разрисовка эскиза в красках Составление   эскиза   досочки   в форме прямоугольника карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках Составление   эскиза   рамочки карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках   Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч) Составление   эскиза   декоративной тарелки   “Весеннее   настроение” карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках Составление   эскиза   декоративной тарелки   “Гжель”   карандашом. Разрисовка эскиза в красках Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч) Составление   эскиза   тарелки “Цветочный круг” карандашом Разрисовка эскиза в красках 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ 1 1 ­ 1 ­ 1 Ожидаемые результаты Итого 30 ч 9 ч 21 ч В  процессе  работы воспитанники    в увлекательной форме  практически получат знания народных росписей Российской Федерации, научатся различать их   между   собой   и   давать   им   краткую   характеристику,   приобретут   умения работать   с   кистью,   гуашью.   Используя   разнообразные   формы   обучения   и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного   искусства.   Это   поможет   осуществить   духовное   становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения. Должен   знать:  исторические   сведения   по   возникновению   и   развитию росписи   в   России;   основы   композиции   и   цветоведения;   оборудования, материалы и инструменты для росписи; организацию рабочего места. Должен уметь:  организовать свое рабочее место; различать по внешним признакам   (технике,   росписи,   орнаменту   и   т.п.)   принадлежность   изделия   к определенному виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи. СОГЛАСОВАНО                                                     УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора                                           директор ГКУ СО КК по воспитательной и                                               «Новороссийский СРЦН» реабилитационной работе ___________ Н.В. Гронтковская                              ___________ И.В. Субботина «___»___________ 2016 г.                                       «___»___________ 2016 г. Учебный план (7 – 10 лет) общеразвивающей рабочей программы  по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) № модуля (раздела)  Модуль (раздел) Количество часов  Теорет. Занятия Практ. Занятия Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Организационное занятие.  Народные росписи России Мезенская роспись Городецкая роспись Гжельская роспись Хохломская роспись Жостовская роспись Полхов ­ Майданская роспись Экскурсии (виртуальные) Рисование различных композиций Роспись (досочек, рамочек) Роспись фарфоровых поверхностей Творческая работа: «Цветочный круг» Итого  деревянных     изделий 1 2 3 4 4 3 2 2 2 3 2 2 30 ч 1 1 1 1 1 1 1 2 ­ ­ ­ ­ 9 ч ­ 1 2 3 3 2 1 ­ 2 3 2 2 21 ч Календарно – тематический план (7 ­ 10 лет) общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) модуля (раздела № )  Дата проведения Модуль (раздел) Количество часов  Всего Теорет. занятия Практ. занятия 1. 1.1 2. 2.1 Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч) Правила   техники   безопасности. Виды   декоративно­прикладного творчества. Центры их зарождения и развития Мезенская роспись (2 ч) История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы 1 1 1 1 ­ ­ 2.2 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 Тренировочные   упражнения   на бумаге.   Работа   по   образцам. Композиционное   построение   в росписи (прялки, коробушки)  Городецкая роспись (3 ч)       Городецкие   деревянные   изделия. История возникновения промысла и его современное состояние Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём   прикладывания   кисти), розан,   белая   и   тёмная   оживка (штрихи, точки) Раскрашивание   досочек,   панно   в цветовой   по   мотивам   городецкой росписи Гжельская роспись (4 ч) Гжельская   расписная   керамика. История возникновения промысла и его современное состояние Тренировочные   упражнения   на бумаге. Работа по образцам Раскрашивание цветовой гамме гжели Раскрашивание кувшина, чайника в цветовой гамме гжели сахарницы   в   Хохломская роспись (4 ч) Хохломская   деревянная   посуда. История возникновения промысла и его современное состояние Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы Жостовская роспись (3 ч) Жостовские   расписные   подносы. История возникновения промысла и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 1 ­ 1 1 ­ 1 1 1 ­ 1 1 1 ­ 6.2 6.3 7. 7.1 7.2 8. 8.1 8.2 9. 9.1 9.2 10. 10.1 10.2 10.3 11. 11.1 его современное состояние Составление   эскиза   подноса   в карандаше.   Разрисовка   эскиза   в красках Прорисовка   листьев,   веточек, мелких деталей основного рисунка, основных деталей рисунка Полхов­Майданская роспись (2 ч) История возникновения промысла и его современное состояние Элементы.   Составление   эскиза   и роспись панно по мотивам полхов ­ майданской росписи Экскурсии (виртуальные) (2 ч) В музее Матрёшки В музее Павлопосадского платка Рисование различных композиций (2 ч) Рисование цветов в композиции Рисование   росписью   композиции   в круге,   композиции   в   цветовой гамме гжели Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч)   яблока Составление   эскиза   досочки   в форме   карандашом. Разрисовка эскиза в красках Составление   эскиза   досочки   в форме прямоугольника карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках Составление   эскиза   рамочки карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках   Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч) Составление   эскиза   декоративной тарелки   “Весеннее   настроение” карандашом.   Разрисовка   эскиза   в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 1 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 1 ­ 11.2 12. 12.1 12.2 красках Составление   эскиза   декоративной тарелки   “Гжель”   карандашом. Разрисовка эскиза в красках Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч) Составление   эскиза   тарелки “Цветочный круг” карандашом Разрисовка   эскиза   в   красках. Покрытие поверхности клеем 1 1 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 Итого 30 ч 9 ч 21 ч Ожидаемые результаты В  процессе  работы воспитанники    в увлекательной форме  практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их   между   собой   и   давать   им   краткую   характеристику,   приобретают   умения работать   с   кистью,   гуашью.   Используя   разнообразные   формы   обучения   и образования, воспитания призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного   искусства.   Это   поможет   осуществить   духовное   становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения. Должен   знать:  исторические   сведения   по   возникновению   и   развитию росписи   в   России;   основы   композиции   и   цветоведения;   оборудования, материалы и инструменты для росписи; организацию рабочего места. Должен уметь:  организовать свое рабочее место; различать по внешним признакам   (технике,   росписи,   орнаменту   и   т.п.)   принадлежность   изделия   к определенному   виду   промысла;   выполнять   элементарные   приемы   росписи; технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление   композиции   из   цветов   разного   размера,   смешивания   цветов гуашевых красок. СОГЛАСОВАНО                                                     УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора                                           директор ГКУ СО КК по воспитательной и                                               «Новороссийский СРЦН» реабилитационной работе ___________ Н.В. Гронтковская                              ___________ И.В. Субботина «___»___________ 2016 г.                                       «___»___________ 2016 г. Учебный план (11 – 14лет) общеразвивающей рабочей программы  по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) № модуля (раздела)  Модуль (раздел) Количество часов  Теорет. Занятия Практ. Занятия Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Организационное занятие.  Народные росписи России Мезенская роспись Городецкая роспись Гжельская роспись Хохломская роспись Жостовская роспись Полхов ­ Майданская роспись Экскурсии (виртуальные) Рисование различных композиций Роспись (досочек, рамочек) Роспись фарфоровых поверхностей Творческая работа: «Цветочный круг» Итого  деревянных     изделий 1 2 3 4 4 3 2 2 2 3 2 2 30 ч 1 1 1 1 1 1 1 2 ­ ­ ­ ­ 9 ч ­ 1 2 3 3 2 1 ­ 2 3 2 2 21 ч Календарно – тематический план (11 ­ 14 лет) общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) Модуль (раздел) Количество часов модуля (раздела № )  Дата проведения Всего Теорет. занятия Практ. занятия 1. 1.1 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 3.3 Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч) Правила   техники   безопасности. Виды   декоративно­прикладного творчества. Центры их зарождения и   развития.  Искусство   росписи   по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи Мезенская роспись (2 ч) 1 1     цвета. История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический,   зооморфный   и растительный орнаменты в росписи. Основные   Техника выполнения росписи Тренировочные   упражнения   на бумаге.   Работа   по   образцам Композиционное   построение   в   коробушки) росписи   Самостоятельное составление композиции   и   выполнение   ее   на бумаге (прялки,   Городецкая роспись (3 ч)     современное Городецкие   деревянные   изделия. История возникновения промысла и его   состояние. Материалы,   инструменты   и приспособления главных Выполнение   отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём   прикладывания   кисти), розан,   белая   и   тёмная   оживка (штрихи, точки) Самостоятельное составление композиции  и  выполнение  росписи в   круге   на   бумаге   Раскрашивание досочек,   панно   в   цветовой   по     1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 1 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 мотивам городецкой росписи Гжельская роспись (4 ч)   современное Гжельская   расписная   керамика. История возникновения промысла и состояние. его   Техника   письма,   используемые кисти   и   краски.   Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика Тренировочные   упражнения   на бумаге. Работа по образцам собственной Составление композиции. Технология прорисовки   элементов   гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели  Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели         Хохломская роспись (4 ч) Хохломская   деревянная   посуда. История возникновения промысла и его современное состояние Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы Раскрашивание кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы Жостовская роспись (3 ч)         и современное Жостовские   расписные   подносы. История возникновения промысла и его   состояние. составления Особенности композиции технология изготовления жостовских подносов Составление   эскиза   подноса   в карандаше.   Разрисовка   эскиза   в красках.   Прорисовка   основного рисунка блюда Прорисовка   основных   цветов рисунка.   Прорисовка   мелких 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 1 1 ­ 1 1 1 ­ 1 1 современное деталей   эскиза.  Перенос  эскиза  на блюдо   карандашом   Прорисовка листьев,   веточек,   мелких   деталей основного   рисунка,   основных деталей рисунка Полхов­Майданская роспись (2 ч) История возникновения промысла и состояние. его   Особенности составления композиции технология изготовления   изделий   полхов­ майданской росписью Технология   прорисовки   элементов полхов­майданской росписью. Элементы   Составление   эскиза   и роспись панно по мотивам полхов­ майданской росписи   и         Экскурсии (виртуальные) (2 ч) В музее Матрёшки В музее Павлопосадского платка Рисование различных композиций (2 ч) Рисование цветов в композиции Рисование   росписью   композиции   в круге,   композиции   в   цветовой гамме   Составление композиции   на   доску   Рисование поздравительной открытки гжели   Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч)   яблока Составление   эскиза   досочки   в форме   карандашом. Разрисовка   эскиза   в   красках. Покрытие   поверхности   клеем. Перенос   эскиза   на   поверхность. Прорисовка основного рисунка Составление   эскиза   досочки   в форме прямоугольника карандашом.   Разрисовка   эскиза   в   1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 7. 7.1 7.2 8. 8.1 8.2 9. 9.1 9.2 10. 10.1 10.2 красках.   Покрытие   поверхности клеем.   Перенос   эскиза   на поверхность. Прорисовка основного рисунка Составление   эскиза   рамочки карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках.   Покрытие   поверхности клеем   Перенос   эскиза   на поверхность. Прорисовка основного рисунка Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч) Составление   эскиза   декоративной тарелки   “Весеннее   настроение” карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках.   Перенос   эскиза   на поверхность. Прорисовка основного рисунка Составление   эскиза   декоративной тарелки   “Гжель”   карандашом. Разрисовка   эскиза   в   красках. Покрытие   поверхности   клеем. Перенос   эскиза   на   поверхность. Прорисовка основного рисунка Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч) Составление   эскиза   тарелки “Цветочный   круг”   карандашом. Прорисовка   основного   рисунка Перенос эскиза на поверхность Разрисовка   эскиза   в   красках. Покрытие поверхности клеем 1 ­ 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 10.3 11. 11.1 11.2 12. 12.1 12.2 Итого 30 ч 9 ч 21 ч Ожидаемые результаты В  процессе  работы воспитанники    в увлекательной форме  практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии различных видов   росписи,   составления   композиций   на   разных   видах   поверхности, приобретают   умения   работать   с   кистью,   гуашью.   Используя   разнообразные формы   обучения   и   образования,   воспитания   призваны   помочь   в   изучении   и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения. Должен   знать:   исторические   сведения   по   возникновению   и   развитию росписи   в   России;   основы   композиции   и   цветоведения;   о   художественной ценности   произведений   народных   мастеров;   оборудования,   материалы   и инструменты   для   росписи;   технологический   процесс   выполнения   различных видов росписи по дереву и керамике; организацию рабочего места. Должен   уметь:   организовать   свое   рабочее   место;   работать   с первоисточниками и литературой; различать по внешним признакам (технике, росписи,   орнаменту   и   т.п.)   принадлежность   изделия   к   определенному   виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи, технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов   разного   размера,   смешивания   цветов   гуашевых   красок;   придумать   и расписать в народных традициях изделие. СОГЛАСОВАНО                                                     УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора                                           директор ГКУ СО КК по воспитательной и                                               «Новороссийский СРЦН» реабилитационной работе ___________ Н.В. Гронтковская                              ___________ И.В. Субботина «___»___________ 2016 г.                                       «___»___________ 2016 г. Учебный план (15 – 18 лет) общеразвивающей рабочей программы  по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) № модуля (раздела)  Модуль (раздел) Количество часов  Теорет. Занятия Практ. Занятия Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Организационное занятие.  Народные росписи России Мезенская роспись Городецкая роспись Гжельская роспись Хохломская роспись Жостовская роспись Полхов ­ Майданская роспись Экскурсии (виртуальные) Рисование различных композиций Роспись (досочек, рамочек) деревянных     изделий 1 2 3 4 4 3 2 2 2 3 1 1 1 1 1 1 1 2 ­ ­ ­ 1 2 3 3 2 1 ­ 2 3 11 12 Роспись фарфоровых поверхностей Творческая работа: «Цветочный круг» Итого  2 2 30 ч ­ ­ 9 ч 2 2 21 ч Календарно – тематический план (15 ­ 18 лет) общеразвивающей рабочей программы по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно­эстетическое воспитание) № модуля (раздела )  1. 1.1 2. 2.1 2.2 Дата проведения Модуль (раздел) Количество часов  Всего Теорет. занятия Практ. занятия Организационное занятие. Народные росписи России (1 ч) Правила   техники   безопасности. Виды   декоративно­прикладного творчества. Центры их зарождения и   развития.  Искусство   росписи   по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи Мезенская роспись (2 ч)     цвета. История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический,   зооморфный   и растительный орнаменты в росписи. Основные   Техника выполнения росписи Тренировочные   упражнения   на бумаге.   Работа   по   образцам Композиционное   построение   в росписи     коробушки) Самостоятельное составление композиции   и   выполнение   ее   на бумаге (прялки,   1 1 1 1 1 ­ ­ ­ 1 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 Городецкая роспись (3 ч)       современное Городецкие   деревянные   изделия. История возникновения промысла и его   состояние. Материалы,   инструменты   и приспособления главных Выполнение   отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём   прикладывания   кисти), розан,   белая   и   тёмная   оживка (штрихи, точки) Самостоятельное составление композиции  и  выполнение  росписи в   круге   на   бумаге   Раскрашивание досочек,   панно   в   цветовой   по мотивам городецкой росписи   Гжельская роспись (4 ч)   современное Гжельская   расписная   керамика. История возникновения промысла и его   состояние.   используемые Техника   письма, кисти   и   краски.   Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика Тренировочные   упражнения   на бумаге. Работа по образцам собственной Составление композиции. Технология прорисовки   элементов   гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы в цветовой гамме гжели  Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели         Хохломская роспись (4 ч) Хохломская   деревянная   посуда. История возникновения промысла и его современное состояние Раскрашивание досочки в цветовой гамме хохломы Раскрашивание кружки, горшочка в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 1 ­ 1 1 1 ­ 1 1 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 7. 7.1 7.2 8. 8.1 8.2 9. цветовой гамме хохломы Раскрашивание подноса в цветовой гамме хохломы Жостовская роспись (3 ч)         и современное Жостовские   расписные   подносы. История возникновения промысла и состояние. его   составления Особенности композиции технология изготовления жостовских подносов Составление   эскиза   подноса   в карандаше.   Разрисовка   эскиза   в красках.   Прорисовка   основного рисунка блюда Прорисовка   основных   цветов рисунка.   Прорисовка   мелких деталей   эскиза.  Перенос  эскиза  на блюдо   карандашом   Прорисовка листьев,   веточек,   мелких   деталей основного   рисунка,   основных деталей рисунка Полхов­Майданская роспись (2 ч) История возникновения промысла и состояние. его   составления Особенности композиции технология изготовления   изделий   полхов­ майданской росписью Технология   прорисовки   элементов полхов­майданской росписью. Элементы   Составление   эскиза   и роспись панно по мотивам полхов­ майданской росписи современное     и       Экскурсии (виртуальные) (2 ч) В музее Матрёшки В музее Павлопосадского платка Рисование различных композиций (2 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ 1 ­ 1 1 ­ 1 ­ 1 9.1 9.2 10. 10.1 10.2 10.3 11. 11.1 11.2 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ ­ 1 ­ 1 1 ­ 1 Рисование цветов в композиции Рисование   росписью   композиции   в круге,   композиции   в   цветовой гамме   Составление композиции   на   доску   Рисование поздравительной открытки гжели.   Роспись деревянных изделий (досочек, рамочек) (3 ч)     яблока Составление   эскиза   досочки   в форме   карандашом. Разрисовка   эскиза   в   красках. Покрытие   поверхности   клеем. Перенос   эскиза   на   поверхность. Прорисовка основного рисунка Составление   эскиза   досочки   в форме прямоугольника карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках.   Покрытие   поверхности клеем.   Перенос   эскиза   на поверхность. Прорисовка основного рисунка Составление   эскиза   рамочки карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках.   Покрытие   поверхности клеем   Перенос   эскиза   на поверхность. Прорисовка основного рисунка Роспись фарфоровых поверхностей (2 ч) Составление   эскиза   декоративной тарелки   “Весеннее   настроение” карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках.   Перенос   эскиза   на поверхность. Прорисовка основного рисунка Составление   эскиза   декоративной тарелки   “Гжель”   карандашом. Разрисовка   эскиза   в   красках. Покрытие   поверхности   клеем. Перенос   эскиза   на   поверхность. Прорисовка основного рисунка 12. 12.1 12.2 Творческая работа «Цветочный круг» (2 ч) Составление   эскиза   тарелки “Цветочный   круг”   карандашом. Прорисовка   основного   рисунка Перенос эскиза на поверхность Составление   эскиза   тарелки карандашом.   Разрисовка   эскиза   в красках.   Покрытие   поверхности клеем.   Перенос   эскиза   на поверхность. Прорисовка основного рисунка 1 1 1 ­ ­ 1 Итого 30 ч 9 ч 21 ч Ожидаемые результаты В  процессе  работы воспитанники    в увлекательной форме  практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии различных видов   росписи,   составления   композиций   на   разных   видах   поверхности, приобретают   умения   работать   с   кистью,   гуашью.   Используя   разнообразные формы   обучения   и   образования,   воспитания   призваны   помочь   в   изучении   и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление воспитанников, развить их трудовые навыки и умения. Должен   знать:   исторические   сведения   по   возникновению   и   развитию росписи   в   России;   основы   композиции   и   цветоведения;   о   художественной ценности   произведений   народных   мастеров;   оборудования,   материалы   и инструменты   для   росписи;   технологический   процесс   выполнения   различных видов росписи по дереву и керамике; организацию рабочего места. Должен   уметь:   организовать   свое   рабочее   место;   работать   с первоисточниками и литературой; различать по внешним признакам (технике, росписи,   орнаменту   и   т.п.)   принадлежность   изделия   к   определенному   виду промысла; выполнять элементарные приемы росписи, технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов   разного   размера,   смешивания   цветов   гуашевых   красок;   придумать   и расписать в народных традициях изделие. Содержание программы Тема   1.   Организационное   занятие  Правила   техники   безопасности. Народные   росписи   России.  Виды   декоративно­прикладного   творчества. Центры их зарождения и развития. Искусство росписи по дереву и керамике. Графические и живописные виды росписи. Тема   2.   Мезенская   роспись  История   возникновения   и   развития. Орнаментальные   мотивы.   Геометрический,   зооморфный   и   растительный орнаменты   в   росписи.   Основные   цвета.   Техника   выполнения   росписи. Тренировочные   упражнения   на   бумаге.   Работа   по   образцам.  Композиционное построение   в   росписи   (прялки,   коробушки).   Самостоятельное   составление композиции и выполнение ее на бумаге. Тема 3. Городецкая роспись  Городецкие деревянные изделия. История возникновения   промысла   и   его   современное   состояние.   Материалы, инструменты и приспособления. Выполнение главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки). Самостоятельное составление композиции и выполнение   росписи   в   круге   на   бумаге.   Раскрашивание   досочек,   панно   в цветовой по мотивам городецкой росписи. Тема   4.   Гжельская   роспись  Гжельская   расписная   керамика.   История возникновения   промысла   и   его   современное   состояние.   Техника   письма, используемые кисти и краски. Особенности цветовой гаммы. Мотивы, тематика. Тренировочные   упражнения   на   бумаге.   Работа   по   образцам.   Составление собственной   композиции.   Технология   прорисовки   элементов   гжельской майолики. Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели. Тема 5. Хохломская роспись  Хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние. Раскрашивание досочки, кружки, горшочка, подноса в цветовой гамме хохломы. Тема 6. Жостовская роспись  Жостовские расписные подносы. История возникновения   промысла   и   его   современное   состояние.   Особенности составления   композиции   и   технология   изготовления   жостовских   подносов. Составление   эскиза   подноса   в   карандаше.   Разрисовка   эскиза   в   красках. Прорисовка основного рисунка блюда. Прорисовка основных цветов рисунка. Прорисовка   мелких   деталей   эскиза.   Перенос   эскиза   на   блюдо   карандашом. Прорисовка   листьев,   веточек,   мелких   деталей   основного   рисунка,   основных деталей рисунка. Тема 7. Полхов­Майданская роспись  История возникновения промысла и   его   современное   состояние.   Особенности   составления   композиции   и технология   изготовления   изделий   полхов­майданской   росписью.   Технология прорисовки   элементов   полхов­майданской   росписью.   Элементы.   Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов­майданской росписи. Тема   8.   Экскурсии   (виртуальные)  В   музее   Матрёшки.   В   музее Павлопосадского платка. Тема   9.   Рисование   различных   композиций  Рисование   цветов   в композиции. Рисование росписью композиции в круге, композиции в цветовой гамме   гжели.   Составление   композиции   на   доску.   Рисование   поздравительной открытки. Тема   10.   Роспись   деревянных   изделий   (досочек,   рамочек) Составление эскиза досочки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках.   Покрытие   поверхности   клеем.   Перенос   эскиза   на   поверхность. Прорисовка   основного   рисунка.   Составление   эскиза   досочки   в   форме прямоугольника   карандашом.   Разрисовка   эскиза   в   красках.   Покрытие поверхности   клеем.   Перенос   эскиза   на   поверхность.   Прорисовка   основного рисунка. Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие   поверхности   клеем.   Перенос   эскиза   на   поверхность.   Прорисовка основного рисунка. Тема   11.   Роспись   фарфоровых   поверхностей  Составление   эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках.   Перенос   эскиза   на   поверхность.   Прорисовка   основного   рисунка. Составление   эскиза   декоративной   тарелки   “Гжель”   карандашом.   Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Тема   12.   Творческая   работа:   «Цветочный   круг»    Выполнение воспитанниками творческого задания, анализ и выбор понравившейся росписи, составление композиции на тарелке, используя традиционную технику письма и изображение   ее   на   тарелке.   Составление   эскиза   тарелки   “Цветочный   круг” карандашом.   Разрисовка   эскиза   в   красках.   Перенос   эскиза   на   поверхность. Прорисовка   основного   рисунка.   Составление   эскиза   тарелки   карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Охрана труда Запрещается привлечение воспитанников к работам, противопоказанным их   возрасту,   опасным   в   эпидемиологическом   отношении,   в   ночное   время,   в праздничные дни,  а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для определенной возрастной группы детей. Воспитанники   допускаются   к   участию   в   общественно­полезном   труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы. Воспитанники привлекаются к трудовой практике с их согласия.   Литература для педагогов Список литературы 1. Алексахин   Н.Н.   Голубая   сказка   /   Н.Н.   Алексахин   –   М.:   Народное образование 2. Алексахин Н.Н. Матрешка. Методика преподавания росписи матрешки / Н.Н. Алексахин – М.: Народное образование 3. Бедник Н.И. Хохлома / Н.И. Бедник / Под ред. В.И. Серебряная – М.: Издательство «Художник РСФСР» 4. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева – 2­е изд. – М.: Просвещение 5. Богоуславская   И.Я.   Дымковская   игрушка   /   И.Я.   Богоуславская   –   Л.: Художник РСФСР 6. Жегалова   С.К.   Росписи   Хохломы   /     С.К.   Жегалова   –   М.:   Детская литература 7. Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие  / Т.А. Комарова, В.И. Савенков – М.: Российское педагогическое агентство 8. Коромыслов   Б.И.   Жостовская   роспись   /   Б.И.   Коромыслов   –   М.: Изобразительное искусство 9. Корчинова О.В. Декоративно­прикладное творчество. О.В. Корчинова – Ростов н/Д: Феникс 10.  Курочкина   Н.А.   Знакомим   детей   с   книжной   графикой.   Методическое пособие / Н.А. Курочкина – СПб.:  Акцидент 11.  Лыкова И.А., Васюкова, Н.Е. Интеграция искусства. Изодеятельность и детская   литература.   Сказка   /   И.А.   Лыкова,   Н.Е.   Васюкова   –   М.:   ИД «КАРАПУЗ» ­ Творческий центр «Сфера» 12. Народная детская поэзия. Сборник  текстов русского детского народного творчества и методические рекомендации к ним. Автор­составитель М.Ю. Новицкая – М.: АРКТИ Литература для детей «Малыш» 1. Берестов В.Д. Матрешкины потешки / В.Д. Берестов ­  М.: Издательство 2. Ветрова   Г.Е.   Сказка   о   сказочнике:   Ю.   Васнецов   –   М.:   Издательство «Белый город» 3. Волшебное   кружево:   альбом   для   детского   творчества   /   под   ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ» 4. Гжель: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева ­ М.: Околица  5. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. А. Дорофеевой – М.: Издательство «Мозаика – синтез» 6. Дымка: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева ­ М.: Околица  7. Дымковская   игрушка:   альбом   для   детского   творчества   /   под   ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ»  8. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю. Дорофеева – М.: Издательство «Мозаика – синтез» 9. Жостово: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева _ М.: Околица 10.  Жостовский букет: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Ю.Г. Дорожина – М.: Издательство «Мозаика – синтез» 11. Игрушка из глины: альбом для раскрашивания / под ред. С. Пшеничных – М.: Издательство «Малыш» 12. Простые узоры и орнаменты: рабочая тетрадь / под ред. В. Вилюновой – М.: Издательство «Мозаика – синтез» 13. Расписная игрушка: альбом для раскрашивания / под ред. Н.И. Голубевой – М.: Художник РСФСР 14. Русская матрешка: альбом для раскрашивания / под ред. К. Назаровой – М.: Издательство «Малыш» 15. Сказочная гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. А. Дорофеевой – М.: Издательство «Мозаика – синтез» 16.  Сурьянинова   Н.С.   Синие     цветы   Гжели   /   Н.С.   Сурьянинова   –   М.: Издательство «Малыш», 17. Филимоновская игрушка: альбом для детского творчества / под ред. И.А. Лыковой – М.: ИД «КАРАПУЗ» 18. Филимоновская расписная игрушка: альбом для раскрашивания / под ред. Н.И. Голубевой – М.: Издательство «Художник РСФСР» 19. Хохлома: книжка – раскраска / Худ. Е. Субочева ­ М.: Околица  20. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства / под ред. Л.В. Орловой – М.: Издательство «Мозаика – синтез»

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)

Общеразвивающая рабочая программа по реабилитации несовершеннолетних «Путешествие в страну Творчество. Народные промыслы» (художественно-эстетическое воспитание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2017