“Чтение выстраивает целые судьбы”.
В. Шукшин.
“Чтение — это соучастие в творчестве”.
М .Цветаева.
“Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей”.
Н.Рубакин.
“Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя”.
В. Сухомлинский.
“Нет, быть может, дней в нашем детстве, прожитых с такой полнотой, как дни, проведенные с любимой книгой”.
Марсель Пруст.
СОВЕТ:
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах.
Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
А вот данные социологов:
Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги.
Данные о детском чтении:
Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
Читают познавательную литературу 21%
Читают для самообразования 10% школьников.
СОВЕТ:
Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее.
Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
СОВЕТ:
Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе.
Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно.
Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Полезно родителям обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения. Сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.
СОВЕТ:
Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе.
Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость.
Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.
СОВЕТ:
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье.
Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось.
Поддерживайте его уверенность в своих силах.
Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
Критериями удачной покупки книги для ребенка определенного возраста или класса являются
доступность для данного возраста;
проверка качества издания временем;
способность книги быть помощником в обучении;
наличие иллюстративного материала;
гуманное содержание;
образный язык.
КАКУЮ КНИЖКУ БУДЕМ ЧИТАТЬ?
1. Разложите на столе несколько (3,5) привлекательных книжек, которые Вы хотели бы прочитать ребенку, прочитать вместе с ребенком, послушать, как их читает ребенок.
2. Возьмите сами в руки книгу и покажите ребенку обложку книги, имя автора, название книги и картинки на обложке. Рассуждайте вслух. Глядя на обложку книги, выскажите
предположение — о чем она может быть: “Посмотри, здесь нарисована девочка, а это медведь. Наверное, книжка о том, как девочка встретилась с медведем”. Где она могла его встретить?
3. Помогайте ребенку называть предметы, высказывать предположения. Позвольте ребенку пофантазировать. Ребенок будет высказывать прогнозы всё более и более самостоятельно.
4. По мере обсуждения обложек раскладывайте книги по жанрам (Сказки. Приключения. Стихи), или по авторам, или по любому удобному для Вас принципу.
5. Позвольте ребенку принять решение: Какую книжку будем читать?
СОРЕВНУЕМСЯ С ПИСАТЕЛЕМ
1. Посадите ребенка рядом с собой, чтобы он видел текст и картинки.
2. Познакомьте с понятиями страница, верх, низ, строчка, слева направо, картинка, иллюстрация.
3. Рассмотрите картинку на одной странице и составьте рассказ по ней.
4. Прочитайте текст на одной страничке.
5. Обсудите свой рассказ и текст автора. Насколько похоже? В чем различие?
6. Проделайте таким образом работу над несколькими страничками. Если ребенок увлекся — продолжайте, если устал — дочитайте ему рассказ автора.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ В КРУЖОЧЕК.
1. Взрослый и дети садятся вокруг стола. Каждый имеет свой экземпляр книги, которую уже
предварительно рассмотрели, обсудили название, автора, сделали прогноз содержания.
2. Дети получают задание: слушать чтение отрывка и подготовить вопросы чтецу с тем, чтобы проверить — понимает ли он то, что читает вслух.
3. Начинает читать вслух взрослый. Он читает заглавие текста и первые один,два,три абзаца текста. Как правило, они самые трудные, они вводят читателя в мир книги, называют героев, время, место действия. Взрослый останавливается там, где начинается действие.
4. Дети задают вопросы. Взрослый может не всегда отвечать верно, чтобы предоставить воз,
можность детям его поправить. Можно “поиграть” с детьми, сказав, что подзабыл что,то,
но делать это надо осторожно с тем, чтобы дети не заподозрили уловки.
5. Затем начинает читать сидящий рядом ребенок. Остальные его слушают, а затем задают
вопросы. Взрослый задает вопросы вместе со всеми.
6. Читает следующий. Читают и отвечают на вопросы по очереди все участники “круглого стола”
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.
2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.
3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
4. Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать книгу.
5. Начинать чтение книги с обложки и титульного листа.
6. Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
8. Выписывать и приучать детей читать детские журналы.
9. Оказывать помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные понравившиеся мысли, цитаты из прочитанного.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Существует мудрое изречение: “Чтобы человек был счастливым,
у него должны быть “корни” и “крылья”.
Дать “корни” и “крылья” маленькому человеку — задача
взрослых.
Знание истории Отечества и любовь к нему — это корни.
А творческое чтение делает человека “крылатым”. И. Лейпман,
основательница Международного совета по детской книге,
сказала: “Давая детям книги, мы даем им крылья”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.