Общество ОГЭ. Кодификатор 3.6 Рынок и рыночный механизм.

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.6 рынок и рыночные отношения.docx

3.6 Рынок и рыночный механизм.

План.

·         Сущность понятия «рынок».

·         Рыночный механизм.

·         Условия возникновения рынка и его признаки.

·         Функции рынка.

·         Типы рынков.

·         Спрос, предложение, цена.

·         «Невидимая рука» рынка.

·         Конкуренция, её уровни, типы, условия.

·         Достоинства и недостатки рыночной экономики.

 Рынок.

Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется про, предложение и цена.

Рынок в узком смысле – это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в  конкретном месте.

Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры.

Условия возникновения рынка

·         Частная собственность

·         Свобода предпринимательства

·         Личный интерес участников рынка

·         Конкуренция

·         Свободное ценообразование

·         Общественное разделение труда

Признаки рынка.

·         Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности.

·         Максимальная свобода хозяйственной деятельности. Продавцы свободны в выборе товара и места торговли, всего, что разрешено законом. Производитель свободен производить всё, что кажется ему выгодным и что разрешено законом.

·         Активный учёт спроса и предложения.

·         Нерегулируемая цена.

·         Нерегулируемый спрос.

·         Нерегулируемое предложение.

·         Свободное ценообразование.

·         Наличие конкуренции.

Функции рынка.

·         Посредническая – связывает продавцов и покупателей

·         Ценообразовательная – цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения

·         Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.

·         Регулирующая – благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг

·         Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.

·         Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.

Типы рынков

Типы рынков по отношению к закону

·         Легальный (то есть оформленный официально)

·         Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)

Причины появления нелегальных рынков

·         Продажа запрещённых товаров (наркотики, яды, оружие)

·         Продажа некачественного или просроченного товара

·         Нежелание платит налоги

Типы рынков по степени регулируемости:

·         Регулируемый (контролируется государством)

·         Нерегулируемый (государство не вмешивается).

 Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам

·         Потребительские товары и услуги (одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр.)

·         Продажа факторов производства (земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр.)

·         Рынок труда (места для трудоустройства, вакансии)

·         Рынок научно-технических разработок, инноваций

·         Рынок средств производства (машины, оборудование)

·         Рынок валюты

·         Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета)

·         Рынок интеллектуальных продуктов( продукты духовной деятельности)

·         Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)

 Типы рынков по территориальному признаку

·         Местный (городской, сельский)

·         Национальный (российский)

·         Региональный (европейский)

·         Мировой

Типы рынков по конкуренции

·         Рынок свободной или совершенной конкуренции

·         Рынок несовершенной конкуренции или монополистический рынок.

Типы рынков по субъектам, вступающим в обмен

·         Рынок потребителей

·         Рынок производителей

·         Рынок оптовиков

·         Рынок госуслуг

Типы рынков по степени насыщенности товаров

·         Равновесный

·         Дефицитный

·         Избыточный

Основные законы рынка

Закон спроса

Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.

Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.

Величина спроса – это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.

 Спрос зависит

·         От денежных доходов покупателей

·         От размеров рынка (чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).

·         От льгот потребителям (различные скидки, акции увеличивают спрос)

·         Субъективные вкусы населения (например, жители приморских городов предпочитают морепродукты, в то время, как в центре России они пользуются меньшим спросом).

·         Наличие товаров- заменителей (какой-то товар стоит значительно выше его заменителя, то предпочтение отдают более дешёвому, например, апельсины и мандарины, чай и кофе).

Закон предложения

Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.

Предложение зависит

·         От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)

·         От налогов

·         От товаров-заменителей на рынке

·         От количества на рынке аналогичной продукции

·         От уровня технического прогресса и степени его использования предпринимателями

Цена

Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.

Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.

Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар.

Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.

Цена предложения – минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.

Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.

Дефицит – спрос выше предложения.

Профицит товаров – спрос ниже предложения.

Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.

Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно только товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.

Цена, по которой заключается реальная сделка, — равновесная цена.

 «Невидимая рука» рынка.

Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.

Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.

Конкуренция.

Конкуренция (от лат. сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.

Уровни конкуренции:

·         среди производителей за рост объёма производства, опережающее снижение затрат, повышение качества продукции;

·         среди потребителей за выгодное размещение своих доходов: выбор товаров и услуг лучшего качества за более низкую цену;

·         между продавцами и покупателями на наибольшее влияние на величину равновесных цен: продавцы хотят продать товар подороже, а покупали купить его подешевле.

Типы конкуренции (типы рынков по конкуренции)

Свободная (совершенная, чистая) – рынок, на котором независимые, свободно действующие производители продают идентичную (стандартизированную)продукцию, ни один из них не в состоянии контролировать розничную цену.

Условия для свободной конкуренции:

·         Небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара

·         Однородность товара

·         Ничем не ограниченный доступ и выход с рынка

·         Продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно

Несовершенная конкуренция.

·         Монополистическая (от греч. один + продаю) – рынок, на котором многочисленные продавцы продают схожие, но не идентичные товары.

·         Олигополия (от греч. несколько + продаю) – рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм.

·         Чистая монополия – рынок, на котором есть только один продавец

Особенности несовершенной конкуренции:

·         Раздел рынка между крупными компаниями

·         Ограничение самостоятельности участников рынка

·         Контроль сегментов рынка (сегменты рынка – это группы, обладающие схожими характеристиками, например, одинаковым товаром).

·         Использование нечестных способов соперничества

 Достоинства и недостатки рыночной экономики.

Достоинства.

·         Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде.

·         Отторжение ненужного и неэффективного производства.

·         Наличие больших прав у производителей и потребителей.

·         Не требуется большой аппарат управленцев

·         Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения —«невидимой руки рынка».

·         Наличие конкуренции, приводящей к повышению качества продукции и услуг.

·         Появление новых продуктов на рынке

·         Широкое использование новых технологий производства

 Недостатки.

·         Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.

·         Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.

·         Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства.

·         Безжалостное, потребительское отношение к природе.

·         Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента.

·         Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.

·         Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции