3.6 Рынок и рыночный механизм.
План.
· Сущность понятия «рынок».
· Рыночный механизм.
· Условия возникновения рынка и его признаки.
· Функции рынка.
· Типы рынков.
· Спрос, предложение, цена.
· «Невидимая рука» рынка.
· Конкуренция, её уровни, типы, условия.
· Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Рынок.
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется про, предложение и цена.
Рынок в узком смысле – это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.
Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры.
Условия возникновения рынка
· Частная собственность
· Свобода предпринимательства
· Личный интерес участников рынка
· Конкуренция
· Свободное ценообразование
· Общественное разделение труда
Признаки рынка.
· Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности.
· Максимальная свобода хозяйственной деятельности. Продавцы свободны в выборе товара и места торговли, всего, что разрешено законом. Производитель свободен производить всё, что кажется ему выгодным и что разрешено законом.
· Активный учёт спроса и предложения.
· Нерегулируемая цена.
· Нерегулируемый спрос.
· Нерегулируемое предложение.
· Свободное ценообразование.
· Наличие конкуренции.
Функции рынка.
· Посредническая – связывает продавцов и покупателей
· Ценообразовательная – цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения
· Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.
· Регулирующая – благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг
· Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.
· Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.
Типы рынков
Типы рынков по отношению к закону
· Легальный (то есть оформленный официально)
· Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)
Причины появления нелегальных рынков
· Продажа запрещённых товаров (наркотики, яды, оружие)
· Продажа некачественного или просроченного товара
· Нежелание платит налоги
Типы рынков по степени регулируемости:
· Регулируемый (контролируется государством)
· Нерегулируемый (государство не вмешивается).
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам
· Потребительские товары и услуги (одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр.)
· Продажа факторов производства (земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр.)
· Рынок труда (места для трудоустройства, вакансии)
· Рынок научно-технических разработок, инноваций
· Рынок средств производства (машины, оборудование)
· Рынок валюты
· Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета)
· Рынок интеллектуальных продуктов( продукты духовной деятельности)
· Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
Типы рынков по территориальному признаку
· Местный (городской, сельский)
· Национальный (российский)
· Региональный (европейский)
· Мировой
Типы рынков по конкуренции
· Рынок свободной или совершенной конкуренции
· Рынок несовершенной конкуренции или монополистический рынок.
Типы рынков по субъектам, вступающим в обмен
· Рынок потребителей
· Рынок производителей
· Рынок оптовиков
· Рынок госуслуг
Типы рынков по степени насыщенности товаров
· Равновесный
· Дефицитный
· Избыточный
Основные законы рынка
Закон спроса
Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Величина спроса – это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Спрос зависит
· От денежных доходов покупателей
· От размеров рынка (чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).
· От льгот потребителям (различные скидки, акции увеличивают спрос)
· Субъективные вкусы населения (например, жители приморских городов предпочитают морепродукты, в то время, как в центре России они пользуются меньшим спросом).
· Наличие товаров- заменителей (какой-то товар стоит значительно выше его заменителя, то предпочтение отдают более дешёвому, например, апельсины и мандарины, чай и кофе).
Закон предложения
Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.
Предложение зависит
· От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)
· От налогов
· От товаров-заменителей на рынке
· От количества на рынке аналогичной продукции
· От уровня технического прогресса и степени его использования предпринимателями
Цена
Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.
Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.
Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар.
Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.
Цена предложения – минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.
Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.
Дефицит – спрос выше предложения.
Профицит товаров – спрос ниже предложения.
Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.
Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно только товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.
Цена, по которой заключается реальная сделка, — равновесная цена.
«Невидимая рука» рынка.
Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.
Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.
Конкуренция.
Конкуренция (от лат. сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.
Уровни конкуренции:
· среди производителей за рост объёма производства, опережающее снижение затрат, повышение качества продукции;
· среди потребителей за выгодное размещение своих доходов: выбор товаров и услуг лучшего качества за более низкую цену;
· между продавцами и покупателями на наибольшее влияние на величину равновесных цен: продавцы хотят продать товар подороже, а покупали купить его подешевле.
Типы конкуренции (типы рынков по конкуренции)
Свободная (совершенная, чистая) – рынок, на котором независимые, свободно действующие производители продают идентичную (стандартизированную)продукцию, ни один из них не в состоянии контролировать розничную цену.
Условия для свободной конкуренции:
· Небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара
· Однородность товара
· Ничем не ограниченный доступ и выход с рынка
· Продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно
Несовершенная конкуренция.
· Монополистическая (от греч. один + продаю) – рынок, на котором многочисленные продавцы продают схожие, но не идентичные товары.
· Олигополия (от греч. несколько + продаю) – рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм.
· Чистая монополия – рынок, на котором есть только один продавец
Особенности несовершенной конкуренции:
· Раздел рынка между крупными компаниями
· Ограничение самостоятельности участников рынка
· Контроль сегментов рынка (сегменты рынка – это группы, обладающие схожими характеристиками, например, одинаковым товаром).
· Использование нечестных способов соперничества
Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Достоинства.
· Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде.
· Отторжение ненужного и неэффективного производства.
· Наличие больших прав у производителей и потребителей.
· Не требуется большой аппарат управленцев
· Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения —«невидимой руки рынка».
· Наличие конкуренции, приводящей к повышению качества продукции и услуг.
· Появление новых продуктов на рынке
· Широкое использование новых технологий производства
Недостатки.
· Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.
· Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.
· Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства.
· Безжалостное, потребительское отношение к природе.
· Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента.
· Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.
· Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.