Программа элективного курса
«Обществознание. Глобальный мир в XXI в.»
среднего (полного) общего образования
для 10-11 класса
Разработала:
Мягкова Светлана Викторовна
учитель истории и обществознания
г. Магнитогорск
2019-2020 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Обществознание содержательно интегрирует
достижения разных наук — философии, психологии, социологии, политологии,
юриспруденции, экономики, экологии и др. — с целью подготовить школьника к
жизни в обществе. Таким образом, основная цель обществознания —
социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового
государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного
устройства современной России. С этим неразрывно связано воспитание у молодых
граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его
будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией,
патриотизма, уважения к другим народам, толерантности и культуры мира;
приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям; развитие умений
анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания
об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей
практической жизни, делать ответственный выбор.
Также представляется важным создание
необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе,
облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим
общественным ценностям.
Общей целью нового подхода к
преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий
для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность
за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые
установки:
1) социализация, т. е.
подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;
2) воспитание патриотизма и
гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;
3) самостоятельность через
формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни;
4) коммуникация с целью
сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого
результата;
5) уважение ценности
социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;
6) умение делать свободный, осознанный
и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной
позиции по важным мировоззренческим вопросам;
7) конструктивность и позитивность,
выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем,
отказе от нигилизма и критиканства.
Исходя
из поставленной цели, целевых установок выдвигаются следующие образовательные
задачи преподавания курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»:
• принятие учащимися в качестве
ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и
его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению
конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и
гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность
за собственные решения);
• раскрытие закономерностей в
общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера
получаемых знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных
требований и научных достижений;
• изучение своеобразия общественной
жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с
другими странами мира;
• создание условий для раскрытия
творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и
умения делать осознанный выбор, развитие нестандартности мышления и
креативности;
• моделирование актуальных и
практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает
занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с
практической деятельностью и воспитательным компонентом;
• понимание школьниками ценности
образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию,
преодоление разрыва между обучением и воспитанием в школе;
• выработка активного отношения
подростков к жизни и окружающему миру, рост интереса к общественной и
политической жизни;
• передача социальных ценностей,
способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной
стабильности;
• создание атмосферы диалога и
сотрудничества всех участников учебного процесса, отказ от давления и
морализаторского подхода в преподавании;
• переход от доминирования пассивной
стратегии преподавания к органичному включению активных и интерактивных
подходов;
• преодоление раздробленности и узкой
специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и
гражданским воспитанием, достижение приобретения школьниками целостной картины
мира.
Важно, чтобы учащиеся могли принимать
решения и нести ответственность за свой выбор; уметь формулировать собственное
мнение; разбираться в окружающей жизни; анализировать собственные поступки и
поступки других; реализовывать собственные жизненные задачи; чувствовать себя
индивидуальностью и личностью; уважать окружающих; решать проблемы на основе
ненасилия; понимать значимость общественной и политической жизни; знать и
выполнять законы; влиять на власть с помощью установленных правовых процедур;
любить Родину и уважать представителей других стран.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
Место учебной дисциплины в учебном плане
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Согласно учебному плану на изучение данной дисциплины в 10 - 11 классе отведено 70 часов, недельная нагрузка по данному предмету составляет 1 час. Срок реализации программы – 2 года.
10 класс
Вводное занятие (1 ч)
Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Общественные перемены, связанные с глобализацией. Центры силы в глобальном мире. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».
Тема I. Общество и общественное сознание (4 ч)
Особенности человека. Происхождение человека. Человек —существо общественное. Уникальное и универсальное в природе человека. Преобразование человеком природы в соответствии со своими потребностями. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества — адаптация, хозяйствование, координация, целеполагание, сохранение идентичности. Подсистемы общества — культура, экономика, политика, право. Направление и характер развития человечества — этапы эволюции человеческих обществ. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Основные характеристики обществ разного типа. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ. Сознание и отношение к миру. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру —искусство. Особенность искусства как формы общественного сознания. Эмоционально-доверительное отношение к миру — религия. Отличительные характеристики религии. Символическое отражение действительности в искусстве и религии. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Научное познание.
Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология.
Общественное сознание и типы обществ. Единство форм общественного сознания в традиционных обществах. Влияние религиозных представлений на научные взгляды. Частное право. Автономность форм общественного сознания в индустриальных обществах. Отделение искусства от религии. Идеал Красоты. Светский характер морали. Идеал Добра. Возникновение идеала Истины в науке. Отказ от понимания религии как единственного фактора интеграции. Идеологии и ценности общественных групп.Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Рост роли информации и способов ее передачи. Расширение границ рынка. Создание новых смыслов и технологий передачи информации. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества. История человечества — история обществ разных типов. Роль сознания в общественной жизни. Формы общественного сознания и типы обществ.
Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (6 ч)
Единство человечества. Взаимосвязи народов в современном глобальном мире. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Древнерусское государство. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Общеславянская письменность. Раскол внутри христианства и славянский мир. Русские земли: от раздробленности к централизации. Влияние зависимости русских земель на государственность в нашей стране. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Споры между нестяжателями и иосифлянами. Смутное время и появление новой династии в России. Церковный раскол и его значение. Российская империя. Коренные изменения в государственной структуре при Петре I. Отечественная война 1812 г. и лидерские позиции России в мире. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества. Учение о Богочеловечестве В. С. Соловьева. Учение Л. Н. Толстого. Проект построения коммунизма ХХ века. Большевизм и мировая революция.
Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире. Индийский путь к объединенному человечеству — от идеи мирного сосуществования к практике ненасилия. Борьба М. Ганди за права индийцев. Пацифизм. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление.
Связь движения ненасилия с буддизмом. Пять принципов «Панчашила». Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Роль конфуцианства и даосизма. Достижения китайской цивилизации. Процесс модернизации в Китае в XIX—XX веках. Коммунистическое строительство в Китайской Народной Республике. Стратегия «большого скачка». Культурная революция в Китае. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения». Идея единого человечества в исламской цивилизации. Возникновение ислама. Становление исламской цивилизации. Конфликтислама и христианства. Запад, исламский мир и Россия. Человек и человечество — открытия западной цивилизации. От Римской империи к Священной Римской империи. Великие географические открытия и изменения миропонимания европейцев. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Возникновение марксизма в XIX веке. К. Маркс и Ф. Энгельс. Основные положения теории классовой борьбы. Социал-демократическое движение в XIX—начале ХХ века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Развитие человечества от минисистем через мировые империи к мировым экономикам. Идеал демократического общества через справедливое равенство. Закономерности общественного развития в теориях второй половины ХХ века. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». Мировая победа либерализма. Универсализм западной демократии. С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Основы цивилизационных различий. Конфликты цивилизаций.
Признание разнообразия культур. Представления о едином человечестве в истории. Общее и различия теорий общественного развития. Универсализм в российской, индийской, китайской и западноевропейской традициях. Роль религии в общественном развитии.
Тема III. Что нас разделяет (4 ч)
Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Традиции и культура. Виды культуры — материальная, духовная и социальная. Политическая культура и ее составляющие.
Роль политической культуры в общественной жизни. Культурная унификация. Влияние глобализации на культуру. Государство и политическая культура. Внутренний и внешний суверенитет государства. Нации и национальности. Национальное государство. Этнические факторы в государственном развитии.
Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм. Опасность шовинизма.
Религии в культурах мира. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Разделение жизни на мирскую и церковную. Представления о спасении души и загробной жизни. Индивидуалистический и миссионерский взгляды на распространение религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Теократические режимы. Соотношение духовной и светской властей.
Многообразие культур — многообразие языков. Языковые сообщества. Государственные языки. Языковые анклавы. Языковые меньшинства. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления.
Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мультикультурализм. Культурные различия и современные конфликты. Бытовой расизм. Экстремистские формы протеста против неравенства. Религия и язык как факторы взаимодействия народов. Язык
и религия как факторы сохранения культуры. Основные понятия: социализация, традиции, культура, артефакт, политическая культура, культурная унификация, государство, суверенитет, нация, национальность, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, конфессия, фундаментализм,
теократия, светское государство, анклав, мультикультурализм, расизм, гетто, миграция, шовинизм.
Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века (4 ч)
Ялтинская система мироустройства. Создание Организации Объединенных Наций. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Основные блоки, противостоящие друг другу. Сверхдержавы и страны «третьего мира». Локальные конфликты. Гонка вооружений. Роль ядерного оружия в «холодной войне». Карибский кризис. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. СССР и нефть. Нефтедоллары. Рост зависимости СССР от торговли энергетическим сырьем. Мировая система биржевой торговли нефтью. Экономическое соревнование сверхдержав. «Косметический ремонт» социалистической экономики — перестройка. Распад социалистического лагеря. «Бархатные революции» в Восточной Европе. Прекращение существования СССР.
Появление новых центров силы. Невозможность глобального доминирования в современном мире. Появление Европейского союза и его роль в новом миропорядке.
Распад СССР и новая геополитическая ситуация. Политические противоречия после распада биполярной (двухполюсной) системы отношений. Роль исламских стран в современном мировом развитии. Демократическая система в современном политическом развитии. Основные характеристики демократии. Недостатки демократии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Возможности государственного контроля над гражданами. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Появление транснациональных корпораций. Влияние производства на экологическую ситуацию. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом. «Холодная война»: ее итоги и последствия для мирового сообщества. Вопрос о победителе в «холодной войне». Влияние нефти на современные внешнеполитические отношения. Новые «центры силы» в современном мире. Испытания демократии и рынка.
Тема V. Учитесь мыслить глобально (8 ч)
Феномен мирового лидерства США. Соединенные Штаты после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности страны и понимание ею своей роли в мире. США и Киотский протокол. События 11 сентября 2001 года и борьба с международным терроризмом. Неоконсерваторы о распространении американских ценностей. Может ли демократия быть товаром для экспорта? Стратегии американских элит в ответах на возникающие угрозы безопасности. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Политика США на постсоветском пространстве. Позиция в арабо_израильском конфликте. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США. Военные операции в Афганистане и Ираке. Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Укрепление государственности и приоритет внутреннего развития страны. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам.
Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы.
Участие России в определении глобальной повестки дня. Суверенная демократия. Невозможность политики изоляционизма в глобальном мире. Ориентация на многополярность современного мира. Многовекторность внешней политики России. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия. Организация договора о коллективной безопасности. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Характеристики России как энергетической сверхдержавы. «Сырьевое проклятие» или потенциал экономического развития? Россия на мировом энергетическом рынке. Энергетический суверенитет. Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Европа.Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Развитие атомной энергетики в Европе. Демографическая ситуация в Европе. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Единая валюта — евро и ее влияние на экономику. Перспективы развития Евросоюза.
Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Социальные проблемы. Демографическая ситуация. Лидерские амбиции Китая. Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Цена высоких темпов экономического развития страны. Ограниченность ресурсной базы.
Тема VI. Глобальная экономика (7 ч)
Научно-техническая революция в ХХ веке. Великая депрессия 30-х годов. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в ХХ веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Большевики и попытка строительства коммунизма. «Корпоративное государство» Б. Муссолини. Развитие самоуправления под контролем фашистской диктатуры. Модель «национального социализма» А. Гитлера. Эксперимент по созданию в послевоенной Восточной Европе справедливого общества на принципах социальной демократии. Влияние социал-демократов на экономические процессы в Западной Европе и США. Средний класс и его роль в общественном развитии. Общество массового потребления. Глобализация экономики.
Возникновение геоэкономических регионов. Взаимосвязь власти и экономики в современном мире. Модель современной экономики — геокон (геоэкономическая конструкция). Новый Север: экономические характеристики, финансово-правовое регулирование экономических операций. Запад: высокотехнологичное производство. Новый Восток: массовое промышленное производство. Юг: производство различных видов сырья. Евразия (пространство Северной Евразии): возможное структурообразующее начало. Глубокий Юг: криминальная экономика. Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона. Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Итоговое повторение.
11 класс
Тема VII. Глобальная безопасность (8 ч)
Угрозы существованию человечества. Оружие в современном мире. Сила оружия — надежный щит? Гонка вооружений. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире.
Ядерное оружие — реальная опасность.
Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире. Характер цивилизационных конфликтов и альтернативы их развертывания. Миротворческая деятельность ООН.
Промышленность как угроза окружающей среде. Экологические проблемы индустриального общества. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экология и бизнес. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Прогнозы динамики экологической ситуации. Опасность необратимого характера природных изменений.
Трудности в решении глобальных экологических проблем. Экономическое развитие и ресурсное обеспечение в XXI веке.
Опасность масштабных техногенных катастроф. Зависимость человека от машин и технологий. Энергетические сбои и их последствия. Компьютер, телевизор и мобильная связь в повседневной жизни человека. Современные опасности кризиса в денежной и банковской системе. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы.
Угроза международного терроризма и ее последствия. Новые террористические структуры. Глобальный характер угрозы терроризма. Сетевой характер террористических организаций. Новые виды терроризма — электронный, ядерный и кибертерроризм. Меры по борьбе с терроризмом.
Тема VIII. Власть в информационном обществе (8 ч)
Западное общество и информатизация. Социальное своеобразие информационного общества. Успешность в информационную эпоху. Социальные процессы в западном обществе после Второй мировой войны. Средний класс и его роль. Переход к информационному обществу. Экономический базис информационного общества. Власть в информационную эпоху. Успех государства в информационную эпоху. Знание — сила. Гражданин в информационном обществе. Доступ граждан к информации. Рост коммуникаций. Возможности использования информации в политической сфере.
Создание стереотипов, образов и моделей поведения. Официальное правительство и группы влияния. Теневая власть. Переход к информационному обществу и политическое развитие.
Роль средств массовой информации в современном мире. Участие СМИ в социализации. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Стереотипы поведения. Создатели смыслов, идеологий и образов. Общественные (неправительственные) организации. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Практика функционирования средств массовой информации. Свобода средств массовой информации.
Всемирная паутина — Интернет. Информация в современном мире. Доступ в Интернет. Государственная политика в области информатизации. Интернетизация. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Формы человеческой деятельности в Интернете.
Каким должен быть эффективный контроль современных СМИ со стороны общества?
Тема IX. Россия и «русский мир» (8 ч)
Особенности политической культуры в России. Демократическая политическая культура. Средства выражения недовольства действиями властей. Роль народа в демократической политической культуре. Формы самоуправления в древнерусских городах.
Вечевые органы власти. Ограничение участия народа в управлении. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Ужесточение политической власти. Рождение российского самодержавия. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Безграничность верховной власти и бесправность подданных. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Механизмы проведения государственной политики. Моральная ответственность правителя перед народом. Моральный контракт государства и подданных. Разные типы политической культуры в истории России. Народные ополчения времен Смутного времени. Казаческое самоуправление. Земства в демократическом развитии России. Политическая культура России от первых революций до наших дней. Анархизм, народничество и революционный марксизм.
Роль революционной политической культуры. Двойственный смысл любой революции. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Тотальный идеологический контроль. Элементы различных политических культур в СССР. Формы протеста в период социалистического строительства. Перестройка 80_х годов ХХ века. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России.
Политическая система современной России и институт президентства. Структурные элементы политической системы. Переход
от советской системы к политическому устройству новой России. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Договорные и конституционные демократии. Республиканское правление. Разделение властей в современной России. Необходимость разделения властей в демократическом государстве. Российский парламент и парламентаризм. Государственная Дума и Совет Федерации. Процедура принятия законов. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России.
Прокуратура в системе государственной власти. Генеральный прокурор РФ. Система местного самоуправления. Два вида муниципальной власти — законодательная и исполнительная. Политическая ценность местного самоуправления.
Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Различные понимания места и роли гражданского общества. Общественные организации. Составные элементы гражданского общества. Построение демократической государственности. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Гражданское общество и местное самоуправление. Связь демократии и гражданского общества.
Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)
Угрозы и вызовы для России в ХХI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика.
Экономические, социальные и военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства.
Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны.
Итоговое повторение (2 ч)
Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивидуального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Современные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в общественной жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».
10-11 класс
№ п/п |
Дата |
Учебная тема |
Материалы учебника |
|
|
10 класс |
|
1. |
|
Вводное занятие. Понятие глобализации (1 ч.)
|
Вкладыш |
|
|
Тема I. Общество и общественное сознание
|
Глава 1 |
2-3 |
|
Основные функции и подсистемы общества (2 ч.) |
§ 1 |
4-5 |
|
Общественное сознание и его формы (2 ч.) |
§2 |
|
|
Тема П. Образы человечества |
Глава II |
6-7 |
|
Российская государственность и российская цивилизация (2 ч.) |
§3 |
8-9 |
|
Единство и разнообразие: особые пути к новому мироустройству (2 ч.) |
§4 |
10-11 |
|
Западные теории мироустройства (2 ч.) |
§5 |
|
|
Тема III. Что нас разделяет |
Глава III |
12-13 |
|
Культура: понятие, многообразие, формы (2 ч.) |
§6 |
14-15 |
|
Религия и язык как явления культуры (2 ч.) |
§7 |
|
|
Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в. |
Глава IV |
16-17 |
|
Мировое сообщество после «холодной войны» (2 ч.) |
§8 |
18-19 |
|
«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе (2 ч.) |
§9 |
|
|
Тема V. Учитесь мыслить глобально |
Глава V |
20-21 |
|
Феномен мирового лидерства (2 ч.) |
§ 10 |
22-23 |
|
Россия в глобальной конкуренции (2 ч.) |
§11 |
24-25 |
|
Европейский союз и его миссия (2 ч.) |
§12 |
26-27 |
|
Китай на пути к глобальной державе (2 ч.) |
§13 |
|
|
Тема VI. Глобальная экономика |
Глава VI |
28-29 |
|
Становление единого мирового хозяйства (2 ч.) |
§ 14 |
30-31 |
|
Россия в глобальной экономике (2 ч.) |
§15 |
32-33 |
|
Перспективы экономического развития России (2 ч.) |
Доп.лит-ра |
34 |
|
Итоговое обобщение (1 ч.) |
|
|
|
11 класс
|
|
|
|
Тема VII. Глобальная безопасность |
Глава VII |
35-36 |
|
Сила оружия в современном мире (2 ч.) |
§ 16 |
37-38 |
|
Экономика и экология: поиски равновесия (2 ч.) |
§ 17 |
39-40 |
|
XXI век и новые угрозы для человечества (2 ч.) |
§18 |
41-42 |
|
Угроза международного терроризма и ее последствия (2 ч.) |
Доп.лит-ра |
|
|
Тема VIII. Власть в информационном обществе |
Глава VIII |
43-44 |
|
Своеобразие информационного общества (2 ч.) |
§19 |
45-46 |
|
СМИ: между властью и гражданским обществом (2 ч.) |
§20 |
47-48 |
|
Интернет – Всемирная паутина (2 ч.) |
§21 |
49-50 |
|
Нетократия (2 ч.) |
Доп.лит-ра |
|
|
Тема IX. Россия и «русский мир» |
Глава IX |
51-52 |
|
Особенности русской политической культуры (2 ч.) |
§22 |
53-54 |
|
Политическая система современной России (2 ч.) |
§23 |
55-56 |
|
Развитие гражданского общества в современной России (2 ч.) |
§24 |
57-58 |
|
Россия - «близкий круг» и «русский мир» (2 ч.) |
§25 |
|
|
Тема X. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи |
Закл.глава |
59-60 |
|
Угрозы и вызовы для России в XXI в. (2 ч.) |
§26 |
61-62 |
|
Экономические, социальные, военные риски для России (2 ч.) |
§27 |
63-64 |
|
Решение национальных задач на основе эффективной демократии (2 ч.) |
§28 |
65-66 |
|
Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в. (2 ч.) |
§29 |
67-68 |
|
Итоговое повторение. (2 ч.) |
Доп.лит-ра |
Требования к уровню усвоения курса:
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать / понимать:
Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
· Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
· Основные социальные институты и процессы;
· Различные подходы к исследованию человека и общества;
· Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
Уметь:
· Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
· Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;
· Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить ее из одной знаковой системы в другую;
· Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
· Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
· Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
· Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам4
· Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
· Подготовить аннотацию, рецензию. Реферат, творческую работу, устное выступление;
· Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· Эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
· Ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
· Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
· Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений, критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
· Нравственной оценки социального поведения людей;
· Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
· Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
· Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
1.Поляков Л. В., Федоров В. В., Симонов К. В. и др.Обществознание. Глобальный мир в XXI в. / под ред. Л. В. Полякова. Учебник (с вкладышем): 11 класс (базовый уровень). - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 2008.
2.Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI. Методическое пособие. 11 класс: для учителей общеобразоват. учреждений / Л. В. Поляков, А.Н. Иоффе. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009
3.Электронное приложение к учебнику Обществознание. Глобальный мир в XXI веке: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л. В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов и др. ]; под ред. Л.В. Полякова. М.: Просвещение, 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.