Обществознание ОГЭ. Кодификатор 4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

  • docx
  • 21.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.3 многообразие социальных ролей.docx

4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

 План.

·         Понятие социальной роли.

·         Виды социальных ролей.

·         Особенности социальных ролей.

·         Ролевой набор.

·         Структура социальной роли.

·         Подростковый возраст и его особенности.

·         Примерный ролевой набор подростка.

·         Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.

·         Кризис подросткового возраста и его стадии.

·         Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.

·         Дополнительная информация.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.

Виды ролей.

·         Основные роли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)

·         Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)

Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.

Особенности социальных ролей:

·         Стандартизированы

·         Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)

Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.

·         основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.

·         ситуационные — пассажира, покупателя….

Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.

Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.

Социальная структура социальной роли.

·         Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.

·         Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.

Подростковый возраст.

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Особенности подросткового возраста.

·         Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)

·         Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.

·         Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.

·         Усиление интереса к противоположному полу.

·         Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.

·         Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.

·         Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями. 

Примерный ролевой набор подростка:

·         роль мальчика или девочки

·         роль сына или дочери

·         роль брата или сестры

·         роль друга или подруги

·         роль ученика или ученицы

·         роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)

Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.

·         Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).

·         Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).

Кризис подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста – это кризис «идентичности», то стремление подростка найти ответ на вопрос «кто я?» в различных ситуациях.

 

Стадии подросткового кризиса.

Позитивная.

·         Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.

·         Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.

Негативная.

·         Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.

·         Разрушение прежних интересов подростка.

·         Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).

Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.

Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.

·         Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.

·         Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.

Характеристика социальных ролей.

Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:

·         по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)

·         по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)

·         по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.

·         по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).

Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:

Позитивные роли:

·         член семьи

·         член коллектива

·         специалист и др.

Негативные роли:

·         бродяга

·         попрошайка

·         наркоман

·         алкоголик и др.

 Значение социальных ролей для человека

Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.