4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
План.
· Понятие социальной роли.
· Виды социальных ролей.
· Особенности социальных ролей.
· Ролевой набор.
· Структура социальной роли.
· Подростковый возраст и его особенности.
· Примерный ролевой набор подростка.
· Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
· Кризис подросткового возраста и его стадии.
· Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
· Дополнительная информация.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.
Виды ролей.
· Основные роли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
· Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
· Стандартизированы
· Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)
Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.
· основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
· ситуационные — пассажира, покупателя….
Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.
Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.
Социальная структура социальной роли.
· Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
· Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.
Подростковый возраст.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Особенности подросткового возраста.
· Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
· Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
· Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
· Усиление интереса к противоположному полу.
· Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
· Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
· Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями.
Примерный ролевой набор подростка:
· роль мальчика или девочки
· роль сына или дочери
· роль брата или сестры
· роль друга или подруги
· роль ученика или ученицы
· роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)
Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
· Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
· Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).
Кризис подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста – это кризис «идентичности», то стремление подростка найти ответ на вопрос «кто я?» в различных ситуациях.
Стадии подросткового кризиса.
Позитивная.
· Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
· Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.
Негативная.
· Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
· Разрушение прежних интересов подростка.
· Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).
Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.
Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
· Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
· Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.
Характеристика социальных ролей.
Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:
· по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)
· по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)
· по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.
· по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).
Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:
Позитивные роли:
· член семьи
· член коллектива
· специалист и др.
Негативные роли:
· бродяга
· попрошайка
· наркоман
· алкоголик и др.
Значение социальных ролей для человека
Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.